4 июля 2024 20:00

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

А может, и целый экскурсионный ретро-трамвай — сейчас эти вопросы прорабатываются.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику. А возможно, будет создан целый экскурсионный трамвай, который будет возить жителей и гостей города в рамках каких-то развлекательных программ — сейчас данные вопросы прорабатываются. Об этом в беседе с корреспондентом «Яркуба» рассказал директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог.

Новая система должна стать подарком на 125-летие ярославского трамвая

Трамвайное движение в Дзержинском районе города было остановлено с 1 июля 2024 года. Вагоны сделали свои последние рейсы вечером 30 июня, после чего отправились в депо. Первым июльским утром контактная сеть на участке от кольца на улице Волгоградской до депо была обесточена, начинаются работы по демонтажу всей инфраструктуры.

«Вот и всё... Почти 47 лет верой и правдой служил нашему району трамвай. Но уже завтра придётся обходиться без него. Впереди новая страница в его истории. А пока с трамвайчиком прощаемся. До новых встреч!» — такой пост, проиллюстрированный видео с несколькими последними брагинскими рейсами, появился в группе района поздним вечером воскресенья.

Стоит отметить, что трамвайное движение в Дзержинском районе действительно работало бесперебойно с 1 ноября 1977 года, прерываясь разве что на отдельных участках на время какого-либо ремонта. А в середине 2000-х замена путей проходила без полной остановки маршрутов. На этот раз реконструкция столь масштабная, что без остановки не обойтись. Закончить все работы здесь обещают к 2025 году. Затем модернизация начнётся на линиях от депо до Пятёрки и центра. Запустить полностью обновлённую систему обещают к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться 30 декабря 2025 года.

Старые вагоны хотят сохранить на память

Уже с 1 июля маршруты №№ 5 и 7 заменили их укороченные варианты. Соответственно, количество подвижного состава, выпускаемого на линию, заметно уменьшилось. Логично предположить, что старые вагоны будут постепенно списываться. Так, в прошлом месяце завершил работу старейший вагон Ярославля — вагон с бортовым номером 43. На момент списания ему было 44 года. Впервые выйдя на ярославские улицы в самом начале 1980-х, он успел поездить по нескольким районам города. В 2006-м, правда, прошёл капитальный ремонт, который продлил ему жизнь ещё на 18 лет. Но факт остаётся фактом — трамвай возил пассажиров более 40 лет и при этом совсем не выглядел каким-то «убитым».

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Вагон № 43 на маршруте № 3. 2000-е годы. Фото: Михаил Костров

В конце июня таких же «старичков», вагонов серии 71-605 (КТМ-5М3), в Ярославле оставалось всего несколько штук. Возник резонный вопрос — а останутся ли они после 1 июля? Или все эти вагоны уйдут в историю? Директор «ЯрГЭТа» ответил, что прямо сейчас речи о списании этих легендарных красных трамваев не идёт. Пока какие-то из них продолжат работу. Хотя и возможно, что всё же будут списаны в течение лета-осени.

— Те вагоны, которые находятся в технически исправном состоянии, которые не требует больших затрат, они также продолжать курсировать. Но мы должны понимать, что с учётом реконструкции вагонов будет требоваться меньше. Соответственно, у нас появится профицит вагонов. Будут использоваться требующие меньших вложений, потому что закупать дорогостоящие запчасти, которые уже даже сложно достать, на короткий срок нецелесообразно, — сказал Денис Пырлог.

Но что самое интересное — руководство «ЯрГорЭлектроТранса» планирует оставить хотя бы два вагона, которые станут частью музея предприятия. Хотя и то, в каком они виде будут сохранены, вопрос пока открытый. По словам Дениса Юрьевича, в ближайшее время будут проработаны все варианты.

Это настоящий вагон-труженик

КТМ-5 можно назвать настоящим вагоном-тружеником. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. Впервые в город вагоны этой серии поступили в 1971 году, а в 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 на долгие годы стали единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай КТМ-5 маршрута № 1 на улице Большой Октябрьской. Июль 2003 года. Фото: Ярослав Лученецкий

Кстати, до осени 1975 года в Ярославле трамвайное движение осуществлялось через площадь Подбельского (ныне Богоявления), а конечная остановка располагалась в Торговом переулке. Вагоны серии КТМ-5 отсюда ходили через Подбелку и улицу Большую Октябрьскую к Ярославлю Главному, а также на Пятёрку.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-5 на площади Подбельского (Богоявленской). 1975 год. Фото: Музей «ЯрГЭТ»

Затем, уже после вывода трамвая из самого центра, КТМ-5 «бегали» от Мукомольного переулка на Перекоп, к вокзалу, на Пятёрку.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамваи КТМ-5 в Мукомольном переулке. Июль 1992 года. Фото: Wilfried Wolf

Открывали они 1 ноября 1977 года и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Торжественный запуск брагинского трамвая. Кольцо на улице Колесовой. Ноябрь 1977 года. Фото: ЦДЮ (предоставлено Людмилой Капраловой)

Вагоны были очень надёжными, их поставки были регулярными вплоть до 1993 года. После этого город купил несколько новеньких вагонов серии КТМ-8, однако они не оправдали себя и, проработав всего чуть более десяти лет, были полностью списаны. А труженики КТМ-5 продолжали возить пассажиров.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай КТМ-8 на улице Волгоградской. Июнь 2002 года. Фото: Ярослав Лученецкий

В 2000 году к 990-летию города в Ярославль поступил первый вагон 71-619К. В середине 2000-х трамвайный парк пополнили ещё несколько десятков 71-619К и 71-619КТ — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые в большинстве своём продолжают работать до сих пор.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай 71-619К. Наши дни

Но все эти годы какое-то количество КТМ-5 продолжало составлять компанию «71-м». Именно КТМ-5, скорее всего, сохранят в Ярославле на память.

Просят сохранить вагон № 29

Повторимся, сейчас в Ярославле осталось всего несколько вагонов КТМ-5. Самый старый из них — вагон 1975 года выпуска с бортовым номером 001. Это спецвагон, выполняющий функцию лаборатории контактной сети, на маршрутах не используется. Тем не менее, он до сих пор на ходу и рассматривается как вариант для сохранения.

Другими же вариантами могут быть какие-то вагоны, работающие сейчас на маршрутах. Бывшие работники трамвайного депо хотели бы сохранить вагон с бортовым номером 29 1983 года выпуска.

— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.

Причём важно сохранить его в том виде, в каком он есть сейчас.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Вагон № 29 на маршруте № 6. 2020 год. Фото: Антон Бучин

Впрочем, важно учитывать, что трамвайным перевозчиком в будущем станет «Мовиста». Поэтому пока нельзя на сто процентов утверждать, что вагоны удастся сохранить на ходу и иногда выпускать на линии. Возможно, ретро-трамваи станут экспонатами и будут просто где-либо установлены на территории Ярославля.

Уникальный ретро-вагон восстановить было не суждено

Особо внимательный читатель или тот, кто с интересом следит за историей ярославского транспорта, наверняка помнит, что идея установки памятника в виде трамвая и восстановления ретро-вагона, в принципе, не нова. В уже далёком 2011 году в Иванове был приобретён ещё более старый экземпляр — вагон КТМ-1.

В середине XX столетия в Ярославле работало более сотни вагонов КТМ-1. Последние списали в середине 1970-х, и с тех пор в городе не сохранилось ни одной машины. Да и вообще в наше время КТМ-1 — большая редкость. Столь ценный экземпляр в 2011 году удалось найти в соседнем Иванове.

Инициатором покупки и дальнейшего восстановления вагона стал тогдашний директор «ЯрГорЭлектроТранса» Сергей Александрович Щепин. Вагон 1957 года выпуска прибыл в ярославское трамвайное депо осенью 2011 года. На тот момент от его первоначального вида вообще мало что оставалось, и работа по реставрации предстояла огромная.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-1 прибыл в Ярославль. Осень 2011 года. Фото: читатель «Яркуба»

Тем не менее, планы на этот ретро-экземпляр у руководства тогда были большие. Вагон хотели сделать ходовым и экскурсионным. Или, в крайнем случае, поставить на постаменте где-нибудь в центре города в знаковом месте. Например, в Мукомольном переулке, где долгие десятилетия располагалась центральная конечная.

Восстанавливали вагон, по сути, силами энтузиастов. Работу им приходилось выполнять очень кропотливую — возвращали КТМ-1 к жизни по архивным фотографиям и документам.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-1 на территории депо в Ярославле. 2011 год. Фото: читатель «Яркуба»

В частности, зачистили ржавчину, поработали с кузовом, крышей. Однако на деле всё оказалось даже гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Восстановление КТМ-1 в Ярославле. Фото: читатель «Яркуба»

А в 2012 году на предприятии сменилось руководство. И так получилось, что работы по восстановлению уникального трамвая были прекращены. КТМ-1 остался пылиться где-то на задворках депо. А несколько лет назад был продан. И позднее покинул Ярославль.

Ретро-троллейбусы тоже могут быть

К слову, у Сергея Щепина была и ещё одна идея восстановления ретро-транспорта. На территории троллейбусного депо на Городском Валу имелся троллейбус ЗиУ-5. Его тоже хотели поставить на колёса. Однако судьба его постигла ещё более незавидная, чем трамвай КТМ-1. Так, после ухода директора троллейбус и вовсе... разрезали.

Впрочем, ретро-троллейбусы в Ярославле всё же могут появиться. Как нам рассказал директор «ЯрГЭТа» Денис Пырлог, в планах — восстановление машин 1979 года выпуска. КТГ-1 и КТГ-2 в своё время перевозили грузы по Ярославлю, используя контактную сеть. Эти труженики в наше время могут стать в городе музейными экземплярами. Впрочем, рассматриваются для музея и другие троллейбусы.

А ретро-автобусами даже уже занимаются

А памятник автобусу-труженику в Ярославле уже есть. А в недалёком будущем должен появиться и ещё как минимум один.

Напомним, в мае 2020 года в Ярославль прибыли два ЛиАЗа-677. Именно эта модель городского и пригородного автобуса долгие десятилетия в XX веке, а затем и в начале XXI столетия, оставалась самой распространённой.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛиАЗ-677 в Ярославле. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий

В Ярославле последние 677-е были списаны в 2007 году. Своих экземпляров также сохранить не удалось. Поэтому автобус-труженик приобрели в Арзамасе, где такие ЛиАЗы работали ещё сравнительно недавно. Один из автобусов доехал до территории ярославского «ПАТП-1» своим ходом, другой осилил дорогу без посторонней помощи до Ивановской области. Один автобус планировали поставить на постамент у территории «ПАТП», второй сделать экскурсионным.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Купленные для Ярославля ЛиАЗы-677. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Первую идею удалось претворить в жизнь. Памятник открыли в мае 2021 года. А вот к другому ЛиАЗу, как нам удалось выяснить, так и не прикасались. Впрочем, машина хотя бы жива.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛиАЗ-памятник у территории «ПАТП-1». 2021 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

В октябре 2020-го в Ярославль из Тулы также прибыл ещё один советский автобус — ЛАЗ-695Н. Такие автобусы можно было встретить на дорогах области вплоть до 2008 года. В городе они в основном возили туристов, школьников или работников предприятий в качестве автобуса развозки. Большая часть машин же выполняла пригородные перевозки.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛАЗ в Ярославле. 1980-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»

Для Ярославля в Туле купили ЛАЗ 1984 года выпуска. Его после восстановления планировалось использовать в качестве экскурсионного автобуса. По словам Дениса Пырлога, ЛАЗ уже даже почти восстановлен.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Купленный для Ярославля ЛАЗ. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Таким образом, если все планы удастся претворить в жизнь, в Ярославле несколькими достопримечательностями и точками притяжения, а может, и развлечениями, станет больше.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 ноября в 17:42
В Ярославской области в результате пожара пострадал мужчина
С ожогами его доставили в медицинское учреждение.
В Ярославской области в результате пожара пострадал мужчина. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Ярославской области.

Возгорание произошло 23 ноября в Большесельском округе, в деревне Старое Варегово. Загорелся жилой дом. Пожар ликвидировали 11 огнеборцев и четыре единицы техники. Дом был полностью уничтожен огнём.

В результате пожара 71-летнего мужчину с ожогами доставили в больницу. Предварительно, причиной пожара мог стать аварийный режим работы электросети.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 ноября в 14:33
Решил отомстить: в Ярославской области задержали поджигателя автомобиля полицейского
Возбуждено уголовное дело.
В Ярославской области задержали поджигателя полицейского автомобиля. Об этом сообщили в пресс-службе региональной полиции.

Инцидент произошёл ночью 23 ноября. Загорелись автомобили «Фольксваген Поло», «ВАЗ-2105» и «Нива», припаркованные в посёлке Борок Некоузского округа. Оказалось, что пожар произошёл из-за поджога иномарки полицейского. А дальше огонь перекинулся и на другие автомобили.

Удалось найти и поджигателя. Им оказался 61-летний местный житель. По данным правоохранителей, злоумышленник облил горючей жидкостью и поджёг «Фольксваген» из-за конфликта с соседом-сотрудником ДПС. Тот неоднократно привлекал к ответственности поджигателя за пьяное вождение. Возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное уничтожение имущества».

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 ноября в 14:01
Скрылся с места происшествия: в Ярославской области в результате ДТП погиб пешеход
Мужчине было 56 лет.
В Ярославской области в результате ДТП погиб пешеход. Об этом сообщили в пресс-службе региональной Госавтоинспекции.

ДТП произошло 21 ноября в 22:10 на автодороге «Нагорье-Кубринск». Предварительно, некий водитель сбил 56-летнего пешехода и скрылся с места происшествия.

В результате пешеход скончался от полученных травм на месте происшествия в автомобиле бригады скорой медицинской помощи. Госавтоинспекция пытается установить личность водителя.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 ноября в 13:40
Глава Борисоглебского поселения, осуждённая по делу о гибели ребёнка в открытом колодце, обжаловала приговор
Теперь дело будет направлено в Ярославский областной суд.

Глава Борисоглебского сельского поселения Елизаветы Демьянюк, признанная виновной в халатности по делу о гибели малолетнего ребёнка, подала апелляционную жалобу на приговор Ростовского районного суда Ярославской области. Об этом сообщили в пресс-службе суда.

Напомним, трагедия произошла 20 августа 2024 года: ребёнок, играя во дворе, провалился в открытый накопительный колодец, заполненный водой более чем на два метра, и утонул. 10 ноября 2025 года суд признал чиновницу виновной по статье о халатности и назначил ей один год лишения свободы условно с испытательным сроком на год. Суд установил, что она, будучи главой администрации, ненадлежащим образом исполняла обязанности по обеспечению безопасности жителей, не приняла меры для закрытия или устранения бесхозяйного колодца и не организовала должный контроль состояния территории.

В судебном заседании подсудимая вину не признала, а сторона защиты указывала, что ответственность за ребёнка несут его родители. Суд этот довод отклонил, отметив, что родители не обладают полномочиями устранять опасные объекты, находящиеся на территории поселения, в отличие от главы администрации.

Теперь дело будет направлено в Ярославский областной суд, который рассмотрит апелляцию.

Фото: пресс-служба СУ СК России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

24 ноября в 10:34
В Ярославской области в ДТП на трассе М8 погиб пассажир
Один из водителей не уступил дорогу.

В Переславском округе на трассе М8 в ДТП погиб пассажир. Об этом сообщили в пресс-службе Госавтоинспекции Ярославской области.

Авария произошла 23 ноября в 12:00. Предварительно, 23-летний водитель автомобиля «Ниссан Кашкай» не уступил на перекрёстке дорогу автомобилю «Рено Сандеро», хотя тот пользовался преимуществом при проезде данного перекрёстка.

В результате ДТП пассажир автомобиля «Рено Сандеро» скончался от полученных травм на месте происшествия до приезда скорой медицинской помощи. На месте происшествия работают сотрудники Госавтоинспекции, выясняются все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба Госавтоинспекции Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 ноября в 12:02
В историческом здании в центре Ярославля может появиться гостиница
Работы могут начаться уже в 2026 году.
В историческом здании в центре Ярославля может появиться гостиница. Об этом сообщили в пресс-службе мэрии города.

Речь идёт о здании на улице Советской, № 50. На данный момент весь дом завешен фальшфасадом. Оказывается, сейчас собственником здания разрабатывается проектная документация на строительство гостиницы по данному адресу.

Также в пресс-службе мэрии добавили, что предположительные сроки начала работ — 2026 год. Само здание находится в частной собственности.

Фото: Иван Могутов

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 ноября в 11:19
«Сосенки» не вырубят: в Ярославской области жителям удалось отстоять лесопарковую зону
Участок могут сделать охраняемым.
В Ярославской области жителям удалось отстоять лесопарковую зону «Сосенки». Об этом сообщила глава администрации Тутаевского округа Ольга Низова.

Встреча по вопросам санитарной вырубки в лесопарковой зоне «Сосенки» в Тутаевском округе прошла 20 ноября в администрации. Оказалось, что деревья были высажены ветеранами-фронтовиками и их детьми в честь десятилетия Великой Победы. И вот лесопарковую зону захотели вырубить. Тогда садоводы из СНТ начали писать обращения, чтобы сохранить деревья.

Администрация Тутаевского округа подключилась к решению проблемы. На встрече с депутатом Ярославской областной Думы Алексеем Калгановым обсуждали вопрос сохранения «Сосенок».

«Скажу сразу: вырубки не будет!» — добавила глава администрации Тутаевского округа.

По словам Ольги Низовой, садоводы сами готовы произвести очистку от валежника без тяжёлой техники. А ещё данной зоне могут присвоить особый охранный статус.

«Большое спасибо! Честно, это неожиданно и приятно, что вы так прониклись нашей бедой!» — обрадовалась жительница округа Арина Алабышева.

Также поднятые на встрече вопросы обсудят сегодня, 21 ноября, в Ярославской областной Думе. А решения будут зафиксированы на региональном уровне.

Фото: Ольга Низова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 ноября в 10:15
Петербургский неосимволист передал Ярославскому художественному музею свои полотна
В Ярославле открылась выставка художника Евгения Орлова.

С 21 ноября в Ярославском художественном музее работает выставка «Евгений Орлов. Магия пространства». Экспозицию полностью составили произведения, которые петербургский художник передал в дар музею в 2025 году.

Евгений Орлов — представитель современного искусства Северной столицы, которого причисляют к неосимволистам. Он прошёл путь от штудийного рисования через увлечение импрессионизмом, экспрессионизмом, русским авангардом и символизмом. Творчество Орлова сформировалось в 1970–1980-е годы благодаря встречам с художниками, учёными и философами.

На выставке представлены полотна 1993–2001 годов — периода, когда после перестройки художники получили полную свободу эксперимента. Среди ключевых работ: «Восточное лицо» (1993), где отражена эстетика Востока; «Борис и Глеб» (1993) с отсылками к древнерусской иконописи; «Пространство монастыря. Состояние в синем пространстве» (2001) и «Пространство Новгорода. Состояние охры в синем пространстве» (2001), вдохновлённые поездками в Великий Новгород; «Красная крыша» (1993), «Пейзаж с лошадью (Дом и лошадь)» (1996) и другие.

Фото: Министерство культуры Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

20 ноября в 09:51
В Ярославле в ДТП пострадала девочка-подросток
Её госпитализировали в медицинское учреждение.
В Ярославле в ДТП пострадала девочка-подросток. Об этом сообщили в пресс-службе УМВД России по Ярославской области.

Авария произошла 19 ноября в 15:04 на улице Бабича в районе дома № 10/22. Предварительно, 66-летний водитель автомобиля «Лада» сбил 16-летнюю девушку-пешехода. В результате ДТП подростка госпитализировали.

Проводится проверка, устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет