4 июля 2024 20:00

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

А может, и целый экскурсионный ретро-трамвай — сейчас эти вопросы прорабатываются.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику. А возможно, будет создан целый экскурсионный трамвай, который будет возить жителей и гостей города в рамках каких-то развлекательных программ — сейчас данные вопросы прорабатываются. Об этом в беседе с корреспондентом «Яркуба» рассказал директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог.

Новая система должна стать подарком на 125-летие ярославского трамвая

Трамвайное движение в Дзержинском районе города было остановлено с 1 июля 2024 года. Вагоны сделали свои последние рейсы вечером 30 июня, после чего отправились в депо. Первым июльским утром контактная сеть на участке от кольца на улице Волгоградской до депо была обесточена, начинаются работы по демонтажу всей инфраструктуры.

«Вот и всё... Почти 47 лет верой и правдой служил нашему району трамвай. Но уже завтра придётся обходиться без него. Впереди новая страница в его истории. А пока с трамвайчиком прощаемся. До новых встреч!» — такой пост, проиллюстрированный видео с несколькими последними брагинскими рейсами, появился в группе района поздним вечером воскресенья.

Стоит отметить, что трамвайное движение в Дзержинском районе действительно работало бесперебойно с 1 ноября 1977 года, прерываясь разве что на отдельных участках на время какого-либо ремонта. А в середине 2000-х замена путей проходила без полной остановки маршрутов. На этот раз реконструкция столь масштабная, что без остановки не обойтись. Закончить все работы здесь обещают к 2025 году. Затем модернизация начнётся на линиях от депо до Пятёрки и центра. Запустить полностью обновлённую систему обещают к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться 30 декабря 2025 года.

Старые вагоны хотят сохранить на память

Уже с 1 июля маршруты №№ 5 и 7 заменили их укороченные варианты. Соответственно, количество подвижного состава, выпускаемого на линию, заметно уменьшилось. Логично предположить, что старые вагоны будут постепенно списываться. Так, в прошлом месяце завершил работу старейший вагон Ярославля — вагон с бортовым номером 43. На момент списания ему было 44 года. Впервые выйдя на ярославские улицы в самом начале 1980-х, он успел поездить по нескольким районам города. В 2006-м, правда, прошёл капитальный ремонт, который продлил ему жизнь ещё на 18 лет. Но факт остаётся фактом — трамвай возил пассажиров более 40 лет и при этом совсем не выглядел каким-то «убитым».

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Вагон № 43 на маршруте № 3. 2000-е годы. Фото: Михаил Костров

В конце июня таких же «старичков», вагонов серии 71-605 (КТМ-5М3), в Ярославле оставалось всего несколько штук. Возник резонный вопрос — а останутся ли они после 1 июля? Или все эти вагоны уйдут в историю? Директор «ЯрГЭТа» ответил, что прямо сейчас речи о списании этих легендарных красных трамваев не идёт. Пока какие-то из них продолжат работу. Хотя и возможно, что всё же будут списаны в течение лета-осени.

— Те вагоны, которые находятся в технически исправном состоянии, которые не требует больших затрат, они также продолжать курсировать. Но мы должны понимать, что с учётом реконструкции вагонов будет требоваться меньше. Соответственно, у нас появится профицит вагонов. Будут использоваться требующие меньших вложений, потому что закупать дорогостоящие запчасти, которые уже даже сложно достать, на короткий срок нецелесообразно, — сказал Денис Пырлог.

Но что самое интересное — руководство «ЯрГорЭлектроТранса» планирует оставить хотя бы два вагона, которые станут частью музея предприятия. Хотя и то, в каком они виде будут сохранены, вопрос пока открытый. По словам Дениса Юрьевича, в ближайшее время будут проработаны все варианты.

Это настоящий вагон-труженик

КТМ-5 можно назвать настоящим вагоном-тружеником. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. Впервые в город вагоны этой серии поступили в 1971 году, а в 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 на долгие годы стали единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай КТМ-5 маршрута № 1 на улице Большой Октябрьской. Июль 2003 года. Фото: Ярослав Лученецкий

Кстати, до осени 1975 года в Ярославле трамвайное движение осуществлялось через площадь Подбельского (ныне Богоявления), а конечная остановка располагалась в Торговом переулке. Вагоны серии КТМ-5 отсюда ходили через Подбелку и улицу Большую Октябрьскую к Ярославлю Главному, а также на Пятёрку.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-5 на площади Подбельского (Богоявленской). 1975 год. Фото: Музей «ЯрГЭТ»

Затем, уже после вывода трамвая из самого центра, КТМ-5 «бегали» от Мукомольного переулка на Перекоп, к вокзалу, на Пятёрку.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамваи КТМ-5 в Мукомольном переулке. Июль 1992 года. Фото: Wilfried Wolf

Открывали они 1 ноября 1977 года и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Торжественный запуск брагинского трамвая. Кольцо на улице Колесовой. Ноябрь 1977 года. Фото: ЦДЮ (предоставлено Людмилой Капраловой)

Вагоны были очень надёжными, их поставки были регулярными вплоть до 1993 года. После этого город купил несколько новеньких вагонов серии КТМ-8, однако они не оправдали себя и, проработав всего чуть более десяти лет, были полностью списаны. А труженики КТМ-5 продолжали возить пассажиров.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай КТМ-8 на улице Волгоградской. Июнь 2002 года. Фото: Ярослав Лученецкий

В 2000 году к 990-летию города в Ярославль поступил первый вагон 71-619К. В середине 2000-х трамвайный парк пополнили ещё несколько десятков 71-619К и 71-619КТ — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые в большинстве своём продолжают работать до сих пор.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай 71-619К. Наши дни

Но все эти годы какое-то количество КТМ-5 продолжало составлять компанию «71-м». Именно КТМ-5, скорее всего, сохранят в Ярославле на память.

Просят сохранить вагон № 29

Повторимся, сейчас в Ярославле осталось всего несколько вагонов КТМ-5. Самый старый из них — вагон 1975 года выпуска с бортовым номером 001. Это спецвагон, выполняющий функцию лаборатории контактной сети, на маршрутах не используется. Тем не менее, он до сих пор на ходу и рассматривается как вариант для сохранения.

Другими же вариантами могут быть какие-то вагоны, работающие сейчас на маршрутах. Бывшие работники трамвайного депо хотели бы сохранить вагон с бортовым номером 29 1983 года выпуска.

— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.

Причём важно сохранить его в том виде, в каком он есть сейчас.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Вагон № 29 на маршруте № 6. 2020 год. Фото: Антон Бучин

Впрочем, важно учитывать, что трамвайным перевозчиком в будущем станет «Мовиста». Поэтому пока нельзя на сто процентов утверждать, что вагоны удастся сохранить на ходу и иногда выпускать на линии. Возможно, ретро-трамваи станут экспонатами и будут просто где-либо установлены на территории Ярославля.

Уникальный ретро-вагон восстановить было не суждено

Особо внимательный читатель или тот, кто с интересом следит за историей ярославского транспорта, наверняка помнит, что идея установки памятника в виде трамвая и восстановления ретро-вагона, в принципе, не нова. В уже далёком 2011 году в Иванове был приобретён ещё более старый экземпляр — вагон КТМ-1.

В середине XX столетия в Ярославле работало более сотни вагонов КТМ-1. Последние списали в середине 1970-х, и с тех пор в городе не сохранилось ни одной машины. Да и вообще в наше время КТМ-1 — большая редкость. Столь ценный экземпляр в 2011 году удалось найти в соседнем Иванове.

Инициатором покупки и дальнейшего восстановления вагона стал тогдашний директор «ЯрГорЭлектроТранса» Сергей Александрович Щепин. Вагон 1957 года выпуска прибыл в ярославское трамвайное депо осенью 2011 года. На тот момент от его первоначального вида вообще мало что оставалось, и работа по реставрации предстояла огромная.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-1 прибыл в Ярославль. Осень 2011 года. Фото: читатель «Яркуба»

Тем не менее, планы на этот ретро-экземпляр у руководства тогда были большие. Вагон хотели сделать ходовым и экскурсионным. Или, в крайнем случае, поставить на постаменте где-нибудь в центре города в знаковом месте. Например, в Мукомольном переулке, где долгие десятилетия располагалась центральная конечная.

Восстанавливали вагон, по сути, силами энтузиастов. Работу им приходилось выполнять очень кропотливую — возвращали КТМ-1 к жизни по архивным фотографиям и документам.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-1 на территории депо в Ярославле. 2011 год. Фото: читатель «Яркуба»

В частности, зачистили ржавчину, поработали с кузовом, крышей. Однако на деле всё оказалось даже гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Восстановление КТМ-1 в Ярославле. Фото: читатель «Яркуба»

А в 2012 году на предприятии сменилось руководство. И так получилось, что работы по восстановлению уникального трамвая были прекращены. КТМ-1 остался пылиться где-то на задворках депо. А несколько лет назад был продан. И позднее покинул Ярославль.

Ретро-троллейбусы тоже могут быть

К слову, у Сергея Щепина была и ещё одна идея восстановления ретро-транспорта. На территории троллейбусного депо на Городском Валу имелся троллейбус ЗиУ-5. Его тоже хотели поставить на колёса. Однако судьба его постигла ещё более незавидная, чем трамвай КТМ-1. Так, после ухода директора троллейбус и вовсе... разрезали.

Впрочем, ретро-троллейбусы в Ярославле всё же могут появиться. Как нам рассказал директор «ЯрГЭТа» Денис Пырлог, в планах — восстановление машин 1979 года выпуска. КТГ-1 и КТГ-2 в своё время перевозили грузы по Ярославлю, используя контактную сеть. Эти труженики в наше время могут стать в городе музейными экземплярами. Впрочем, рассматриваются для музея и другие троллейбусы.

А ретро-автобусами даже уже занимаются

А памятник автобусу-труженику в Ярославле уже есть. А в недалёком будущем должен появиться и ещё как минимум один.

Напомним, в мае 2020 года в Ярославль прибыли два ЛиАЗа-677. Именно эта модель городского и пригородного автобуса долгие десятилетия в XX веке, а затем и в начале XXI столетия, оставалась самой распространённой.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛиАЗ-677 в Ярославле. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий

В Ярославле последние 677-е были списаны в 2007 году. Своих экземпляров также сохранить не удалось. Поэтому автобус-труженик приобрели в Арзамасе, где такие ЛиАЗы работали ещё сравнительно недавно. Один из автобусов доехал до территории ярославского «ПАТП-1» своим ходом, другой осилил дорогу без посторонней помощи до Ивановской области. Один автобус планировали поставить на постамент у территории «ПАТП», второй сделать экскурсионным.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Купленные для Ярославля ЛиАЗы-677. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Первую идею удалось претворить в жизнь. Памятник открыли в мае 2021 года. А вот к другому ЛиАЗу, как нам удалось выяснить, так и не прикасались. Впрочем, машина хотя бы жива.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛиАЗ-памятник у территории «ПАТП-1». 2021 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

В октябре 2020-го в Ярославль из Тулы также прибыл ещё один советский автобус — ЛАЗ-695Н. Такие автобусы можно было встретить на дорогах области вплоть до 2008 года. В городе они в основном возили туристов, школьников или работников предприятий в качестве автобуса развозки. Большая часть машин же выполняла пригородные перевозки.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛАЗ в Ярославле. 1980-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»

Для Ярославля в Туле купили ЛАЗ 1984 года выпуска. Его после восстановления планировалось использовать в качестве экскурсионного автобуса. По словам Дениса Пырлога, ЛАЗ уже даже почти восстановлен.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Купленный для Ярославля ЛАЗ. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Таким образом, если все планы удастся претворить в жизнь, в Ярославле несколькими достопримечательностями и точками притяжения, а может, и развлечениями, станет больше.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

7 ноября в 12:30
Инсайдер Карпов: Вопрос о сносе стадиона «Шинник» практически решён
ПСБ рассматривает участие в проекте обновления клуба.

В ближайшие годы футбольный клуб «Шинник» может пройти масштабное обновление. Об этом сообщил инсайдер Иван Карпов, отметив, что при поддержке ПСБ и участии футбольного агента Павла Андреева команда способна вернуться в Российскую Премьер-лигу в течение двух-трёх лет.

По данным Карпова, вопрос о размещении головного офиса банка на площадке нынешнего стадиона «Шинник» практически решён. По его информации, с 1 января банк начнёт финансировать развитие клуба. Параллельно, по словам блогера, должна стартовать стройка новой футбольной арены на окраине Ярославля. В клубе ожидаются серьёзные кадровые изменения: «Шинник» могут покинуть генеральный директор Денис Хайрулин, спортивный директор Евгений Коровкин, главный тренер Павел Булойчик, а состав команды заметно обновится.

О возможном участии ПСБ в строительстве нового стадиона ранее говорил и губернатор Ярославской области Михаил Евраев. В ходе прямой линии он подчеркнул, что действующая арена «Шинника» устарела и практически не поддаётся эффективной реконструкции. Власти рассматривают строительство новой арены стоимостью около 12 миллиардов рублей при условии, что банк станет ключевым инвестором, а регион и федерация подключатся к финансированию.

По словам Евраева, только в случае принятия решения о строительстве новой арены текущая площадка в центре города может быть передана под офис банка или иное общественное пространство.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

5 ноября в 20:29
В посёлке Ярославской области насмерть сбили пешехода
ДТП случилось в Борисоглебском.

В Ярославской области насмерть сбили пешехода. Об этом сообщили в пресс-службе региональной прокуратуры.

Трагедия случилась вечером 5 ноября в посёлке Борисоглебский. Как установлено на данный момент, 47-летний мужчина, управляя автомобилем «Рено Дастер», двигался по улице Вощажниковской посёлка. В районе дома № 22 водитель сбил пешехода, который шёл по проезжей части в попутном направлении. Пострадавший скончался.

Прочие подробности и обстоятельства случившегося устанавливаются. Прокуратура округа поставила ход и результаты проверки на контроль.

Фото: пресс-служба прокуратуры Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

5 ноября в 11:22
В Ярославской области БПЛА нанесли незначительные повреждения нефтеперегонным станциям
Последствия локализованы.

В Ярославской области БПЛА нанесли незначительные повреждения нефтеперегонным станциям. Об этом сообщил губернатор Михаил Евраев.

По словам губернатора, в результате атаки вражеских БПЛА на энергетическую инфраструктуру Ярославской области нанесены незначительные повреждения нефтеперегонным станциям в двух округах региона. По предварительным данным, пострадавших нет. В настоящее время последствия локализованы.

Напомним, беспилотная опасность была объявлена в регионе 5 ноября около 07:30. Жители региона получили соответствующие смс-уведомления. Также были введены ограничения мобильного интернета. Отбой беспилотной опасности был объявлен уже в 11:17.

Обновление

По данным Минобороны, 5 ноября в период с 08:00 до 12:00 дежурными средствами ПВО были перехвачены и уничтожены четыре украинских БПЛА: три — над территорией Белгородской области и один — над территорией Ярославской области.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 ноября в 20:36
Ярославцам пообещали очень тёплый ноябрь
Снег откладывается.

Минувший октябрь в Ярославле выдался теплее нормы. Довольно тёплым оказался и первый день ноября. Что же ждать от последнего осеннего месяца в целом?

По прогнозам синоптиков, на старте ноября будет ощутимо теплее положенного. Очень тёплыми ждут и первые две недели месяца.

В предстоящие длинные выходные в облаках даже возможны прояснения. Существенных осадков не ожидается, разве что в понедельник-вторник может поморосить небольшой дождь. Дневные температуры составят от +4 до +8, ночами будет чуть холоднее. А в течение короткой рабочей недели даже прогнозируется потепление на один-два градуса.

Удивительно, но вплоть до начала ноября снег не лёг на землю ни разу. Прогнозы показывают, что не стоит ждать первого снежного покрова как минимум всю первую половину ноября. Как и заморозков. Да и во второй половине месяца существенного похолодания не предвидится. По итогам месяца средняя температура примерно на полтора — 2,5 градуса превысит климатическую норму. Осадков же ждут чуть ниже положенного.

По всей вероятности, тёплый ноябрь плавно перетечёт и в аномально тёплый декабрь. Предварительные прогнозы больших снегов и морозов ярославцам не обещают.

Фото: Галина Алтухова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 ноября в 17:13
«Ночь искусств» – 2025 в Ярославле: программа мероприятий
Акция пройдёт 2-4 ноября.

В предстоящие праздничные выходные Ярославль и область присоединятся к всероссийской акции «Ночь искусств». Мероприятия пройдут в учреждениях культуры 2, 3 и 4 ноября.

Акция проводится уже в 13-й раз, на этот раз тема — «В единстве культур — сила народа». Публикуем программу основных мероприятий.

«Ночь искусств» — 2025 в Ярославле

Ярославский музей-заповедник

Организаторы будут ждать посетителей 3 ноября с 18:00 до 21:00. Для гостей мероприятия подготовили фото-акцию с бесплатными снимками от фотографа, кукольный спектакль для детей «Илья Муромец» (6+), а также множество тематических экскурсий и квестов. Цена удовольствия — от 300 рублей.

КЗЦ «Миллениум»

3 ноября с 15 часов. Творческая встреча-экскурсия с Александром Шиловым, автором выставки «Начала» (6+). А с 13 до 15 часов при посещении выставки «Живопись 2025» (6+) посетителей сопроводит художник Александр Александров.

Ярославский художественный музей

3 ноября с 19:00 до 22:00. Экскурсии «Путешествие сквозь века» и «Василий Суриков, Пётр и Михаил Кончаловские» (12+). А также маленький ночной концерт-погружение в атмосферу классической музыки. Стоимость — 800 рублей. Дети до семи лет смогут пройти бесплатно.

Зал Нужина

2 ноября с 18:00 до 20:00. Организаторы ждут гостей на фотовыставке «Пять вечеров в фотомастерской» (12+).Также посетителей ждёт поэзия и игры с рифмами, мастер-класс с журавликами и музыкальное выступление.

Областная библиотека имени Н. А. Некрасова

3 ноября с 18:45 до 23:00. Для гостей подготовили три уникальные площадки (16+). На творческой площадке участники познакомятся с удивительным миром плёночной фотографии. Агентство «Своя тема» проведёт серию увлекательных интеллектуальных квизов. Также подготовлена и музыкально-сценическая программа, а театр-студия «Балаган» представит спектакль «Монолог женщины». Вход бесплатный.

Культурно-просветительный центр имени В. В. Терешковой

С 3 на 4 ноября. В честь открытия нового арт-пространства с 20:00 до 21:00 посетителей ждёт музыкальная программа хоровой капеллы «Ярославия» — «Голоса Вселенной» (12+). Организаторы подготовили подборки короткометражных фильмов из коллекций Фестиваля актуального научного кино. В Звёздном зале пройдут показы полнокупольных программ. А в экспозиционно-выставочном зале «История космонавтики» состоятся интерактивные экскурсии с роботом-экскурсоводом. Вход свободный по предварительной записи.

Ярославская филармония

3 ноября в 18:00. Музыкальная программа «Я люблю тебя, Россия» (12+). На сцене талантливые солисты Ярославской государственной филармонии и неповторимый «Филармоник-бэнд» под управлением маэстро Михаила Бушуева. Стоимость билета стартует от 300 рублей.

Музей «Карабиха»

4 ноября в 12:00 бесплатный показ документального фильма о Н. А. Некрасове (0+), а в 17:00 по предварительной записи интерактивный квест.

Рыбинский музей-заповедник

3 ноября с 11:00 до 21:00. Организаторы подготовили авторские экскурсии, творческие мастер-классы, театральные постановки и концертные программы для всей семьи (6+). В этом году музей принимает поздравления с юбилеем — 115-летием со дня основания. Стоимость билетов стартует от 200 рублей.

Ростовский кремль

2-4 ноября. Гостей будут ждать концерты, авторские экскурсии и театральные выступления. Также 3 ноября желающие смогут поучаствовать в квиз-игре «Искусство сквозь года» (12+). Вход на территорию музея-заповедника свободный. Стоимость билетов стартует от 200 рублей.

Угличский музей

4 ноября в 18:00 в Красной гостиной Угличского музея состоится музыкально-поэтический вечер «Едины в творческом порыве...» (6+).

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 ноября в 16:37
Выехал на встречную полосу: в Ярославской области в ДТП погиб водитель легковушки
Обстоятельства произошедшего устанавливаются.

В ДТП в Большесельском районе Ярославской области погиб водитель легковушки. О произошедшем рассказали в областной Госавтоинспекции.

1 ноября около 10:20 на 1516-м километре ФАД Р-132 «Золотое кольцо» в Большесельском округе водитель автомобиля «Пежо» по какой-то причине выехал на встречную полосу, где лоб в лоб столкнулся с КамАЗом. Легковушка практически превратилась в груду металла. Водитель от полученных травм скончался на месте. Личность погибшего устанавливается.

На месте ДТП работали сотрудники Госавтоинспекции, следственно-оперативная группа. Выясняются все обстоятельства происшествия.

Фото: Госавтоинспекция Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

31 октября в 14:20
Ярославцам показали, как преобразится Депутатская улица
В сердце города появится настоящий пешеходный оазис.

В Ярославле полным ходом идёт реализация амбициозного проекта по созданию пешеходного центра. Следом за улицей Максимова, где сейчас укладывают сети освещения и разбирают старое дорожное покрытие, работы стартовали на Депутатской. Здесь уже ведутся подготовительные мероприятия: демонтируют ограждения и тротуарную плитку. А недавно жителям показали визуализации будущего облика улицы.

Депутатская, вдоль которой расположены магазины и кафе, скоро превратится в уютное пешеходное пространство. Согласно проекту, улица засияет новыми красками: мощение выполнят шестью видами современной тротуарной плитки, добавят 45 крупных деревьев, включая клёны трёх сортов, кусты спиреи, можжевельника, дёрена и туи, а газоны и растения в гранитных и чугунных вазонах создадут зелёные акценты. Скамейки будут модульными, фонари обеспечат мягкое освещение, чугунные элементы — заборы, урны, люки и основания скамеек — добавят исторического шарма. Кроме того, в фасады зданий встроят вставки и адресные таблички.

Изюминкой станет светодинамический фонтан диаметром два метра у Депутатского переулка. Как отмечается в документах проекта, оформление улицы вдохновлено тематикой искусства и театра.

Ярославцам показали, как преобразится Депутатская улицаЯрославцам показали, как преобразится Депутатская улица

Под землёй тоже всё обновят: ожидается полная реконструкция тепловых сетей, построенных более 50 лет назад. Заменят камеры, каналы, плиты перекрытий и проложат почти 400 метров новых труб с современным покрытием для долгого срока службы. Плюс обновят освещение, добавят кабели для видеонаблюдения и связи.

Важно, что проект учитывает культурное наследие. Депутатская окружена объектами вроде усадеб Гнуздевых и Шапошниковых, Храмового комплекса с церковью Сретения, Гостиного двора и доходных домов XIX–XX веков. Все работы проводятся с мерами по их сохранности: никаких повреждений фасадов, специальный режим для земельных участков.

Ярославцам показали, как преобразится Депутатская улицаЯрославцам показали, как преобразится Депутатская улица

Отметим, что движение транспорта по Депутатской ограничат поэтапно: с 5 ноября до 30 декабря перекроют участок от Первомайской до Депутатского переулка, а потом расширят зону до Андропова. Для пешеходов организуют безопасные коридоры, чтобы минимизировать неудобства. Работы ведёт АО «Ярдормост».

Фото и макеты: правительство Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

31 октября в 10:46
На трассе М-8 под Переславлем столкнулись два грузовика: пострадали водитель и пассажир
Авария произошла в районе села Глебовское.

Утром 31 октября на 125-м километре федеральной трассы М-8 «Холмогоры» в Переславском округе произошла авария с участием двух грузовых автомобилей — ГАЗ и MAN. Об этом сообщила пресс-служба УМВД России по Ярославской области.

По предварительным данным, в результате столкновения пострадали два человека. Водитель ГАЗа, мужчина 1978 года рождения, госпитализирован. Пассажирке этого же автомобиля, женщине 1987 года рождения, назначено амбулаторное лечение.

Полиция устанавливает все обстоятельства произошедшего.

Обновление

По уточнённой информации, мужчина скончался.

Фото: «В Переславле |Переславль-Залесский» / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

30 октября в 17:00
Между памятью и современностью: в Ярославле обсудили возвращение исторических названий улицам
Состоялась конференция «История улиц Ярославля: время для возвращения забытых имён».

В воскресенье, 12 октября, историки, краеведы, активисты и неравнодушные жители обсудили сложную и болезненную тему: стоит ли Ярославлю вернуть исторические названия улиц и каким может быть этот процесс. Обсуждение реставрации городских топонимов состоялось в рамках конференции «История улиц Ярославля: время для возвращения забытых имён», организованной движением «Общество.Будущее» и авторами Telegram-канала «Наследие Северного Края».

На конференции была озвучена идея вернуть исторические названия двум центральным улицам города. Речь идёт о присвоении бывшей Екатерининской улицы (сейчас — Андропова) её дореволюционного имени и о восстановлении названия Рождественская вместо нынешней улицы Нахимсона.

Обоснование в обоих случаях звучит просто. Екатерининская улица вписана в регулярный план города XVIII века, утверждённый при императрице. Её возвращение, по мнению организаторов конференции, стало бы логичным восстановлением исторической связи пространства. А переименование Нахимсона в Рождественскую участники конференции мотивировали двойственно: во-первых, личность Нахимсона оценивается неоднозначно; во-вторых, историческое имя «Рождественская» напоминает об утраченном храме, чей след был стёрт в советский период. По словам выступавших, такие изменения помогут вернуть на карту Ярославля ориентиры, которые лучше отражают локальную историю и архитектурно-культурный контекст.

Между памятью и современностью: в Ярославле обсудили возвращение исторических названий улицамМежду памятью и современностью: в Ярославле обсудили возвращение исторических названий улицам

Фото: Telegram-канал «Наследие Северного Края»

Нередко вопрос топонимики касается не только истории, но и морали. Именно об этом говорил Станислав Савушкин, общественный деятель из Санкт-Петербурга, основатель проекта «Набат утраченного». Главный тезис его выступления: вопрос возвращения исторических названий важен для отражения местных ориентиров и этики. Так, например, в некоторых городах существуют улицы в честь террористов вроде Каляева и Перовской. Конечно, речи о полном искоренении наследия СССР не идёт: некоторые советские имена, например, в честь космонавтов, героев и военачальников, можно сохранить, считает спикер.

Ярославские эксперты развили тему локально. Дмитрий Полознев отметил важность сохранения городского пространства в памяти и подчеркнул, что названия улиц и мест — это инструмент коллективной памяти, требующий бережного отношения. Павел Карамышев, специалист в области охраны культурного наследия, рассмотрел конкретные примеры ярославских улиц, где возвращение дореволюционных названий сталкивается с трудностями: дублированиями и несоответствием нынешней планировки. Он предложил начать с выбора нескольких ключевых улиц: Петропавловской, Мологской и Романовского проспекта. Возвращение их на карту помогло бы связать современное пространство с древнейшими центрами ярославской земли, к которым можно отнести города Мологу, Романов-Борисоглебск и Петровский монастырь.

На конференции также прозвучала тема по увековечению местных градоначальников: краевед Артур Стажков напомнил о сборе подписей в поддержку установки памятника Ивану Вахромееву. По задумке авторов, памятник будет камерной композицией и появится в Демидовском саду, к созданию которого Вахромеев приложил немало усилий.

Конференция завершилась оживлённой дискуссией, где участники обсудили практические шаги и текущую ситуацию с инициативой по возвращению названий. Стоит отметить, подобные инициативы невозможны без архивных исследований и открытого общественного обсуждения.

Напомним, об идее восстановления исторических названий высказался губернатор Михаил Евраев, заявивший в начале 2025 года, что позитивно относится к возвращению исторических названий, если решения не вызовут конфликтов. Как отметил глава региона, в этих вопросах важно прислушиваться к мнению самих жителей. Этот подход перекликается с осторожной позицией мэрии, отказавшейся от публичных слушаний, но инициировавшей социологическое исследование.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет