4 июля 2024 20:00

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

А может, и целый экскурсионный ретро-трамвай — сейчас эти вопросы прорабатываются.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику. А возможно, будет создан целый экскурсионный трамвай, который будет возить жителей и гостей города в рамках каких-то развлекательных программ — сейчас данные вопросы прорабатываются. Об этом в беседе с корреспондентом «Яркуба» рассказал директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог.

Новая система должна стать подарком на 125-летие ярославского трамвая

Трамвайное движение в Дзержинском районе города было остановлено с 1 июля 2024 года. Вагоны сделали свои последние рейсы вечером 30 июня, после чего отправились в депо. Первым июльским утром контактная сеть на участке от кольца на улице Волгоградской до депо была обесточена, начинаются работы по демонтажу всей инфраструктуры.

«Вот и всё... Почти 47 лет верой и правдой служил нашему району трамвай. Но уже завтра придётся обходиться без него. Впереди новая страница в его истории. А пока с трамвайчиком прощаемся. До новых встреч!» — такой пост, проиллюстрированный видео с несколькими последними брагинскими рейсами, появился в группе района поздним вечером воскресенья.

Стоит отметить, что трамвайное движение в Дзержинском районе действительно работало бесперебойно с 1 ноября 1977 года, прерываясь разве что на отдельных участках на время какого-либо ремонта. А в середине 2000-х замена путей проходила без полной остановки маршрутов. На этот раз реконструкция столь масштабная, что без остановки не обойтись. Закончить все работы здесь обещают к 2025 году. Затем модернизация начнётся на линиях от депо до Пятёрки и центра. Запустить полностью обновлённую систему обещают к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться 30 декабря 2025 года.

Старые вагоны хотят сохранить на память

Уже с 1 июля маршруты №№ 5 и 7 заменили их укороченные варианты. Соответственно, количество подвижного состава, выпускаемого на линию, заметно уменьшилось. Логично предположить, что старые вагоны будут постепенно списываться. Так, в прошлом месяце завершил работу старейший вагон Ярославля — вагон с бортовым номером 43. На момент списания ему было 44 года. Впервые выйдя на ярославские улицы в самом начале 1980-х, он успел поездить по нескольким районам города. В 2006-м, правда, прошёл капитальный ремонт, который продлил ему жизнь ещё на 18 лет. Но факт остаётся фактом — трамвай возил пассажиров более 40 лет и при этом совсем не выглядел каким-то «убитым».

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Вагон № 43 на маршруте № 3. 2000-е годы. Фото: Михаил Костров

В конце июня таких же «старичков», вагонов серии 71-605 (КТМ-5М3), в Ярославле оставалось всего несколько штук. Возник резонный вопрос — а останутся ли они после 1 июля? Или все эти вагоны уйдут в историю? Директор «ЯрГЭТа» ответил, что прямо сейчас речи о списании этих легендарных красных трамваев не идёт. Пока какие-то из них продолжат работу. Хотя и возможно, что всё же будут списаны в течение лета-осени.

— Те вагоны, которые находятся в технически исправном состоянии, которые не требует больших затрат, они также продолжать курсировать. Но мы должны понимать, что с учётом реконструкции вагонов будет требоваться меньше. Соответственно, у нас появится профицит вагонов. Будут использоваться требующие меньших вложений, потому что закупать дорогостоящие запчасти, которые уже даже сложно достать, на короткий срок нецелесообразно, — сказал Денис Пырлог.

Но что самое интересное — руководство «ЯрГорЭлектроТранса» планирует оставить хотя бы два вагона, которые станут частью музея предприятия. Хотя и то, в каком они виде будут сохранены, вопрос пока открытый. По словам Дениса Юрьевича, в ближайшее время будут проработаны все варианты.

Это настоящий вагон-труженик

КТМ-5 можно назвать настоящим вагоном-тружеником. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. Впервые в город вагоны этой серии поступили в 1971 году, а в 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 на долгие годы стали единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай КТМ-5 маршрута № 1 на улице Большой Октябрьской. Июль 2003 года. Фото: Ярослав Лученецкий

Кстати, до осени 1975 года в Ярославле трамвайное движение осуществлялось через площадь Подбельского (ныне Богоявления), а конечная остановка располагалась в Торговом переулке. Вагоны серии КТМ-5 отсюда ходили через Подбелку и улицу Большую Октябрьскую к Ярославлю Главному, а также на Пятёрку.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-5 на площади Подбельского (Богоявленской). 1975 год. Фото: Музей «ЯрГЭТ»

Затем, уже после вывода трамвая из самого центра, КТМ-5 «бегали» от Мукомольного переулка на Перекоп, к вокзалу, на Пятёрку.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамваи КТМ-5 в Мукомольном переулке. Июль 1992 года. Фото: Wilfried Wolf

Открывали они 1 ноября 1977 года и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Торжественный запуск брагинского трамвая. Кольцо на улице Колесовой. Ноябрь 1977 года. Фото: ЦДЮ (предоставлено Людмилой Капраловой)

Вагоны были очень надёжными, их поставки были регулярными вплоть до 1993 года. После этого город купил несколько новеньких вагонов серии КТМ-8, однако они не оправдали себя и, проработав всего чуть более десяти лет, были полностью списаны. А труженики КТМ-5 продолжали возить пассажиров.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай КТМ-8 на улице Волгоградской. Июнь 2002 года. Фото: Ярослав Лученецкий

В 2000 году к 990-летию города в Ярославль поступил первый вагон 71-619К. В середине 2000-х трамвайный парк пополнили ещё несколько десятков 71-619К и 71-619КТ — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые в большинстве своём продолжают работать до сих пор.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Трамвай 71-619К. Наши дни

Но все эти годы какое-то количество КТМ-5 продолжало составлять компанию «71-м». Именно КТМ-5, скорее всего, сохранят в Ярославле на память.

Просят сохранить вагон № 29

Повторимся, сейчас в Ярославле осталось всего несколько вагонов КТМ-5. Самый старый из них — вагон 1975 года выпуска с бортовым номером 001. Это спецвагон, выполняющий функцию лаборатории контактной сети, на маршрутах не используется. Тем не менее, он до сих пор на ходу и рассматривается как вариант для сохранения.

Другими же вариантами могут быть какие-то вагоны, работающие сейчас на маршрутах. Бывшие работники трамвайного депо хотели бы сохранить вагон с бортовым номером 29 1983 года выпуска.

— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.

Причём важно сохранить его в том виде, в каком он есть сейчас.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Вагон № 29 на маршруте № 6. 2020 год. Фото: Антон Бучин

Впрочем, важно учитывать, что трамвайным перевозчиком в будущем станет «Мовиста». Поэтому пока нельзя на сто процентов утверждать, что вагоны удастся сохранить на ходу и иногда выпускать на линии. Возможно, ретро-трамваи станут экспонатами и будут просто где-либо установлены на территории Ярославля.

Уникальный ретро-вагон восстановить было не суждено

Особо внимательный читатель или тот, кто с интересом следит за историей ярославского транспорта, наверняка помнит, что идея установки памятника в виде трамвая и восстановления ретро-вагона, в принципе, не нова. В уже далёком 2011 году в Иванове был приобретён ещё более старый экземпляр — вагон КТМ-1.

В середине XX столетия в Ярославле работало более сотни вагонов КТМ-1. Последние списали в середине 1970-х, и с тех пор в городе не сохранилось ни одной машины. Да и вообще в наше время КТМ-1 — большая редкость. Столь ценный экземпляр в 2011 году удалось найти в соседнем Иванове.

Инициатором покупки и дальнейшего восстановления вагона стал тогдашний директор «ЯрГорЭлектроТранса» Сергей Александрович Щепин. Вагон 1957 года выпуска прибыл в ярославское трамвайное депо осенью 2011 года. На тот момент от его первоначального вида вообще мало что оставалось, и работа по реставрации предстояла огромная.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-1 прибыл в Ярославль. Осень 2011 года. Фото: читатель «Яркуба»

Тем не менее, планы на этот ретро-экземпляр у руководства тогда были большие. Вагон хотели сделать ходовым и экскурсионным. Или, в крайнем случае, поставить на постаменте где-нибудь в центре города в знаковом месте. Например, в Мукомольном переулке, где долгие десятилетия располагалась центральная конечная.

Восстанавливали вагон, по сути, силами энтузиастов. Работу им приходилось выполнять очень кропотливую — возвращали КТМ-1 к жизни по архивным фотографиям и документам.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

КТМ-1 на территории депо в Ярославле. 2011 год. Фото: читатель «Яркуба»

В частности, зачистили ржавчину, поработали с кузовом, крышей. Однако на деле всё оказалось даже гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Восстановление КТМ-1 в Ярославле. Фото: читатель «Яркуба»

А в 2012 году на предприятии сменилось руководство. И так получилось, что работы по восстановлению уникального трамвая были прекращены. КТМ-1 остался пылиться где-то на задворках депо. А несколько лет назад был продан. И позднее покинул Ярославль.

Ретро-троллейбусы тоже могут быть

К слову, у Сергея Щепина была и ещё одна идея восстановления ретро-транспорта. На территории троллейбусного депо на Городском Валу имелся троллейбус ЗиУ-5. Его тоже хотели поставить на колёса. Однако судьба его постигла ещё более незавидная, чем трамвай КТМ-1. Так, после ухода директора троллейбус и вовсе... разрезали.

Впрочем, ретро-троллейбусы в Ярославле всё же могут появиться. Как нам рассказал директор «ЯрГЭТа» Денис Пырлог, в планах — восстановление машин 1979 года выпуска. КТГ-1 и КТГ-2 в своё время перевозили грузы по Ярославлю, используя контактную сеть. Эти труженики в наше время могут стать в городе музейными экземплярами. Впрочем, рассматриваются для музея и другие троллейбусы.

А ретро-автобусами даже уже занимаются

А памятник автобусу-труженику в Ярославле уже есть. А в недалёком будущем должен появиться и ещё как минимум один.

Напомним, в мае 2020 года в Ярославль прибыли два ЛиАЗа-677. Именно эта модель городского и пригородного автобуса долгие десятилетия в XX веке, а затем и в начале XXI столетия, оставалась самой распространённой.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛиАЗ-677 в Ярославле. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий

В Ярославле последние 677-е были списаны в 2007 году. Своих экземпляров также сохранить не удалось. Поэтому автобус-труженик приобрели в Арзамасе, где такие ЛиАЗы работали ещё сравнительно недавно. Один из автобусов доехал до территории ярославского «ПАТП-1» своим ходом, другой осилил дорогу без посторонней помощи до Ивановской области. Один автобус планировали поставить на постамент у территории «ПАТП», второй сделать экскурсионным.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Купленные для Ярославля ЛиАЗы-677. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Первую идею удалось претворить в жизнь. Памятник открыли в мае 2021 года. А вот к другому ЛиАЗу, как нам удалось выяснить, так и не прикасались. Впрочем, машина хотя бы жива.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛиАЗ-памятник у территории «ПАТП-1». 2021 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

В октябре 2020-го в Ярославль из Тулы также прибыл ещё один советский автобус — ЛАЗ-695Н. Такие автобусы можно было встретить на дорогах области вплоть до 2008 года. В городе они в основном возили туристов, школьников или работников предприятий в качестве автобуса развозки. Большая часть машин же выполняла пригородные перевозки.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

ЛАЗ в Ярославле. 1980-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»

Для Ярославля в Туле купили ЛАЗ 1984 года выпуска. Его после восстановления планировалось использовать в качестве экскурсионного автобуса. По словам Дениса Пырлога, ЛАЗ уже даже почти восстановлен.

В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику

Купленный для Ярославля ЛАЗ. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Таким образом, если все планы удастся претворить в жизнь, в Ярославле несколькими достопримечательностями и точками притяжения, а может, и развлечениями, станет больше.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

8 декабря в 15:22
В Ярославле на производстве мужчина насмерть забил коллегу
Подозреваемый оперативно задержан.

В Ярославле на фабрике произошло убийство. О происшествии сообщают пресс-службы полиции и СУ СКР по региону.

Трагедия случилась вечером 4 декабря в производственном цехе фабрики на улице Стачек. По имеющимся данным, между мужчинами 47 и 55 лет случился конфликт, который перерос в потасовку. В результате 47-летний рабочий насмерть забил более старшего коллегу предметами, попавшими под руку. Несколько ударов в жизненно важные органы оказались смертельными, пострадавший от полученных травм скончался на месте. Как уточнили в полиции, труп обнаружили на следующее утро. Прибывшие на место оперативники УМВД по горячим следам задержали подозреваемого.

Следователями СУ СКР по региону возбуждено и расследуется уголовное дело по статье «Убийство». 8 декабря суд по ходатайству следователя заключил подозреваемого под стражу.

Фото: пресс-служба СУ СКР по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

5 декабря в 20:30
Синоптики: ярославцев ждёт уникальный Новый год
Впервые в истории зимние праздники, вероятно, пройдут при полном отсутствии снега.

Хорошая новость для тех, кто любит еврозиму, и очень плохая для тех, кто ждёт снега и морозца. Погода в ближайшей перспективе упорно будет напоминать осень (или весну?).

Руководитель центра «Метео» Александр Шувалов отметил, что в центре страны в первые две декады декабря снега ждать не стоит. В начале следующей недели немного похолодает, местами пройдёт мокрый снег. Однако после 10 декабря в регион хлынет мощное тепло, с дневными температурами +2...+6 градусов. Пройдут дожди, местами сильные.

В начале третьей декады прогнозируется небольшое и кратковременное похолодание. А ближе к Новому году ожидается новая волна очень мощного тепла.

— Снежок может прийти только после 10 января, — заявил Шувалов.

Таким образом, если этот прогноз сбудется, ярославцев ждёт уникальный Новый год и новогодние каникулы: впервые в истории они пройдут при полном отсутствии снега и то ли октябрьскими, то ли апрельскими температурами.

Пока самым тёплым в истории остаётся декабрь-2019, однако в этом году есть все шансы «переплюнуть» и его.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

5 декабря в 09:10
На трассе Ярославль — Рыбинск в ДТП с экскаватором погиб водитель
От полученных травм он скончался на месте.

Смертельное ДТП произошло вечером 4 декабря на трассе между Ярославлем и Рыбинском. Об этом сообщила региональная Госавтоинспекция.

По предварительной информации, около 19:15 водитель автомобиля Fiat Bravo не справился с управлением, съехал в кювет и врезался в экскаватор, находившийся в полосе отвода дороги. После столкновения транспортные средства загорелись.

В результате аварии водитель легковушки 1976 года рождения от полученных травм скончался на месте происшествия до приезда бригады скорой помощи.

Обстоятельства и причины ДТП устанавливаются.

Фото: Госавтоинспекция Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

4 декабря в 20:53
В Ярославле благоустроили Петропавловский парк
Смотрим, как преобразилась территория.

В Ярославле завершили благоустройство Петропавловского парка. О выполненных работах отчитались в пресс-службе мэрии города.

В парке полностью обновили освещение, оборудовали системы видеонаблюдения и оповещения. Новые пешеходные дорожки проложили с использованием гранитного отсева.

Одним из главных новшеств стала беседка, стилизованная под старину. Другая новинка — смотровая площадка с видом на храм Петра и Павла.

Частично восстановлены зелёные насаждения. Весной в парке обещают продолжить высадку растений, опираясь на утверждённый дендроплан.

Работы проводились в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» муниципальным предприятием «Горзеленхозстрой» с учётом охранного статуса территории.

Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

4 декабря в 10:55
В Ярославле трижды сбили пешехода
Мужчина погиб на месте.

В Ярославле ранним утром 4 декабря произошло смертельное ДТП с пешеходом. Трагедия случилась на улице Промышленной.

По предварительной информации УМВД России по Ярославской области, около 07:34 в районе дома № 18 водитель автомобиля «Фольксваген» сбил пешехода. От удара пострадавшего отбросило на полосу встречного движения, где на него поочерёдно наехали «Хонда» и «Киа».

Пешеход — мужчина 1964 года рождения — от полученных травм скончался на месте. По факту ДТП проводится проверка.

Фото: «Жесть Ярославль» / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

2 декабря в 20:29
Новое место отдыха: в Ярославле завершили благоустройство аллеи имени Ивана Ткаченко
Смотрим, как преобразилась территория.

В Дзержинском районе Ярославля завершено благоустройство аллеи имени Ивана Ткаченко — территории на улице Панина за Свято-Тихоновским храмом. 1 декабря провели торжественное открытие при участии мэра города.

Работы начались в мае с очистки пустыря от бурьяна и кустарников. Далее рабочие прокладывали необходимые коммуникации. На следующем этапе укладывали плитку на пешеходных дорожках, закладывали кабель систем видеонаблюдения, монтировали малые архитектурные формы. В сентябре рядом с аллеей силами ярославских художников появились тематические граффити. Всё это жители района уже могут оценить. Не удастся им увидеть разве что фонтаны. Однако в мэрии заверили, что они тоже полностью готовы, но законсервированы на зиму. А весной будут полноценно запущены. Тогда же будет видна и работа специалистов «Горзеленхозстроя», сформировавших газоны и высадивших берёзы, различные виды кустарников и многолетние травы.

В следующем году работы на улице Панина продолжатся: планируются ремонт дороги на чётной и нечётной стороне, обновление тротуаров и создание новых пешеходных дорожек.

Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

2 декабря в 13:47
Главную пешеходную улицу Ярославля к Новому году украсят десятком живых ёлок
Город уже вовсю готовится к празднику.

2 декабря на общегородском совещании в мэрии Ярославля обсудили новогоднее оформление города.

К слову, оно началось ещё в ноябре, и некоторые улицы уже засверкали праздничными огнями. Однако многое ещё предстоит сделать. Директор МКУ «Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города» Людмила Жиленко представила основные элементы декора. Всего будет украшено 35 городских территорий, а общая протяжённость гирлянд составит 40 километров. Декоративных конструкций подготовлено 212. А ёлок различной высоты и пышности во всех районах наберётся 58.

Главным местом новогодних гуляний по-прежнему останется Советская площадь. Здесь разместятся каток, ярмарка, аттракционы, купольные беседки, медиаэкран. Ёлку украсят подсветкой в тёплых тонах, гирляндами, бусами, световым шатром диаметром 30 метров. Зазывать на площадь будет медведь. Рядом с ним появится конструкция с обозначением наступающего года — 2026. Решено сохранить привычные гирлянды на деревьях и конструкции на опорах освещения. Привычными гирляндами украсят улицы Кирова, Депутатский переулок. Одной из новинок станут десять живых ёлок, которые разместят на Кирова. Появятся живые ели и у здания мэрии.

Обсудили и организацию конкурса на лучшее оформление «Новогодний Ярославль». Предусмотрено шесть номинаций: лучшая новогодняя арт-ёлка; самая оригинальная объёмно-пространственная композиция (отдельно стоящая); лучшее новогоднее оформление фасадов и территорий промышленных предприятий; лучшее новогоднее оформление фасадов и территорий объектов торговли и сферы услуг; лучшее новогоднее оформление фасадов и территорий объектов социальной сферы; лучшее новогоднее оформление фасадов и дворовых территорий многоквартирных домов, территорий общего пользования. Заявки принимают по 24 декабря на сайте kr76.ru.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 декабря в 20:16
Даже теплее, чем в прошлом году: в Ярославле ожидается почти бесснежный декабрь
А снег выпадет не раньше середины месяца.

Для любителей классической русской зимы плохая новость — начавшийся декабрь будет очень тёплым, а снежный покров может толком не сформироваться вовсе. Такой прогноз жителям центра России дал синоптик Михаил Леус.

Минувший ноябрь уверенно вошёл в число самых тёплых в истории, и декабрь продолжит эту тенденцию. Бесснежная зима продолжится как минимум до начала второй декабрьской декады. Днём в Ярославле прогнозируют от +1 до +4 градусов, ночами ожидается около нуля. В течение всей первой декады существенных осадков не обещают. Сухо будет почти всю первую неделю месяца, возможны осадки лишь ближе к выходным, да и то это будет преимущественно дождь или мокрый снег.

В целом нынешний декабрь прогнозируется даже теплее прошлого аномально тёплого — отклонение от нормы составит два-три градуса. На данный момент в прогнозах есть лишь небольшое похолодание на стыке второй и третьей декад. Однако долгим оно не будет — ближе к Новому году ожидается очередная волна тепла, которая, вероятно, растопит выпавший снег.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 ноября в 17:30
Ярославские власти раскрыли результаты опроса о возвращении улицам исторических названий
Свежий опрос показал, что идею поддержали 46% горожан.

Мэрия Ярославля ответила инициативной группе, выступающей за возвращение исторических названий улицам Андропова, Нахимсона и другим. В своём письме заместитель мэра — директор департамента градостроительства Александр Черневский привёл результаты недавнего социологического исследования.

В июле 2025 года МАУ «Институт развития стратегических инициатив» по поручению мэрии провело телефонный опрос 400 ярославцев старше 18 лет. Результаты оказались красноречивыми: 19% процентов жителей относятся к идее переименований положительно, по 38% нейтрально или отрицательно. При этом идею возвращения исторических названий поддержали 46% опрошенных, против — 34%. При этом 70% опрошенных не готовы тратить время на замену документов, а 75% — деньги.

27 ноября тему обсудили на Совете предпринимателей Ярославля, чтобы учесть позицию бизнеса. Окончательное решение по улицам Андропова и Нахимсона городская комиссия по наименованиям примет не раньше первого квартала 2026 года. Напомним, этим двум улицам предложили вернуть исторические названия Екатерининская и Рождественская.

При этом Александр Черневский отметил положительные примеры последних лет: часть бульвара у Советской площади получила название «Вахромеевский бульвар», а на домах исторического центра появляются таблички с прежними названиями улиц. Кроме того, комиссия рассмотрит предложение увековечить имя первого генерал-губернатора Ярославской губернии Александра Мельгунова на одной из новых улиц города.

Фото: Яркуб

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет