Депо
Старые трамваи в Ярославле завершат работу в начале 2025 года. О ходе реконструкции рассказал депутатам муниципалитета директор ООО «Мовиста Регионы Ярославль» Павел Копырин.
По его словам, от ранее озвученных планов запуска движения в Дзержинском районе уже предстоящей зимой не отказываются. В этом году рассчитывают завершить работы на улице Блюхера, а также на участке от девятой больницы до улицы Елены Колесовой. А в начале 2025 года обещают запустить первые новые трамваи. Кроме того, до конца 2024-го должны построить диспетчерский центр. Он расположится на улице Колесовой.
Затем концессионера ждут самые сложные этапы реконструкции — центральная часть города, а также путепроводы. На участке от ТРЦ «Рио» по направлению к центру начать демонтаж старой инфраструктуры планируют в апреле, как только позволит погода. На последнем этапе обновят оставшийся участок от депо.
Пожалуй, самый сложный этап — ремонт путепроводов. На них планируют выйти в начале 2025 года. Соответственно, тогда же будет прекращено и движение старых трамваев. Первый, у «Лакокраски», рассчитывают сделать побыстрее, а второй, через Транссиб, времени отнимет больше, так как все работы придётся согласовывать с «РЖД». Тем не менее, за год обещают справиться.
Ещё один этап — работы в депо. К ним приступить хотят в конце 2024-го и за год завершить. Ещё два этапа касаются обустройства электроснабжения. Рабочим предстоит смонтировать модульные подстанции.
Также в будущем году продолжатся постановки новых вагонов. Завершить все работы полностью должны к концу 2025 года.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославль до конца года должны поступить ещё 20 новых троллейбусов. Об этом стало известно по итогам визита губернатора Михаила Евраева в троллейбусное депо города.
Напомним, в Ярославль уже поступили девять новых низкопольных машин. До конца года планируют закупить ещё 20. Как отметил директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог, закупку объявят в августе. Если поставщик не подведёт, новая техника поступит на ярославское предприятие до декабря текущего года. Поставщик и модель новых троллейбусов станут известны по итогам аукциона, как того требует закон.
По информации главы региона, в планах также ремонт помещений депо, замена асфальта на территории, а также установка восьми зарядных станций для электробусов.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику. А возможно, будет создан целый экскурсионный трамвай, который будет возить жителей и гостей города в рамках каких-то развлекательных программ — сейчас данные вопросы прорабатываются. Об этом в беседе с корреспондентом «Яркуба» рассказал директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог.
Новая система должна стать подарком на 125-летие ярославского трамвая
Трамвайное движение в Дзержинском районе города было остановлено с 1 июля 2024 года. Вагоны сделали свои последние рейсы вечером 30 июня, после чего отправились в депо. Первым июльским утром контактная сеть на участке от кольца на улице Волгоградской до депо была обесточена, начинаются работы по демонтажу всей инфраструктуры.
«Вот и всё... Почти 47 лет верой и правдой служил нашему району трамвай. Но уже завтра придётся обходиться без него. Впереди новая страница в его истории. А пока с трамвайчиком прощаемся. До новых встреч!» — такой пост, проиллюстрированный видео с несколькими последними брагинскими рейсами, появился в группе района поздним вечером воскресенья.
Стоит отметить, что трамвайное движение в Дзержинском районе действительно работало бесперебойно с 1 ноября 1977 года, прерываясь разве что на отдельных участках на время какого-либо ремонта. А в середине 2000-х замена путей проходила без полной остановки маршрутов. На этот раз реконструкция столь масштабная, что без остановки не обойтись. Закончить все работы здесь обещают к 2025 году. Затем модернизация начнётся на линиях от депо до Пятёрки и центра. Запустить полностью обновлённую систему обещают к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться 30 декабря 2025 года.
Старые вагоны хотят сохранить на память
Уже с 1 июля маршруты №№ 5 и 7 заменили их укороченные варианты. Соответственно, количество подвижного состава, выпускаемого на линию, заметно уменьшилось. Логично предположить, что старые вагоны будут постепенно списываться. Так, в прошлом месяце завершил работу старейший вагон Ярославля — вагон с бортовым номером 43. На момент списания ему было 44 года. Впервые выйдя на ярославские улицы в самом начале 1980-х, он успел поездить по нескольким районам города. В 2006-м, правда, прошёл капитальный ремонт, который продлил ему жизнь ещё на 18 лет. Но факт остаётся фактом — трамвай возил пассажиров более 40 лет и при этом совсем не выглядел каким-то «убитым».
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Вагон № 43 на маршруте № 3. 2000-е годы. Фото: Михаил Костров
В конце июня таких же «старичков», вагонов серии 71-605 (КТМ-5М3), в Ярославле оставалось всего несколько штук. Возник резонный вопрос — а останутся ли они после 1 июля? Или все эти вагоны уйдут в историю? Директор «ЯрГЭТа» ответил, что прямо сейчас речи о списании этих легендарных красных трамваев не идёт. Пока какие-то из них продолжат работу. Хотя и возможно, что всё же будут списаны в течение лета-осени.
— Те вагоны, которые находятся в технически исправном состоянии, которые не требует больших затрат, они также продолжать курсировать. Но мы должны понимать, что с учётом реконструкции вагонов будет требоваться меньше. Соответственно, у нас появится профицит вагонов. Будут использоваться требующие меньших вложений, потому что закупать дорогостоящие запчасти, которые уже даже сложно достать, на короткий срок нецелесообразно, — сказал Денис Пырлог.
Но что самое интересное — руководство «ЯрГорЭлектроТранса» планирует оставить хотя бы два вагона, которые станут частью музея предприятия. Хотя и то, в каком они виде будут сохранены, вопрос пока открытый. По словам Дениса Юрьевича, в ближайшее время будут проработаны все варианты.
Это настоящий вагон-труженик
КТМ-5 можно назвать настоящим вагоном-тружеником. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. Впервые в город вагоны этой серии поступили в 1971 году, а в 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 на долгие годы стали единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Трамвай КТМ-5 маршрута № 1 на улице Большой Октябрьской. Июль 2003 года. Фото: Ярослав Лученецкий
Кстати, до осени 1975 года в Ярославле трамвайное движение осуществлялось через площадь Подбельского (ныне Богоявления), а конечная остановка располагалась в Торговом переулке. Вагоны серии КТМ-5 отсюда ходили через Подбелку и улицу Большую Октябрьскую к Ярославлю Главному, а также на Пятёрку.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
КТМ-5 на площади Подбельского (Богоявленской). 1975 год. Фото: Музей «ЯрГЭТ»
Затем, уже после вывода трамвая из самого центра, КТМ-5 «бегали» от Мукомольного переулка на Перекоп, к вокзалу, на Пятёрку.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Трамваи КТМ-5 в Мукомольном переулке. Июль 1992 года. Фото: Wilfried Wolf
Открывали они 1 ноября 1977 года и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Торжественный запуск брагинского трамвая. Кольцо на улице Колесовой. Ноябрь 1977 года. Фото: ЦДЮ (предоставлено Людмилой Капраловой)
Вагоны были очень надёжными, их поставки были регулярными вплоть до 1993 года. После этого город купил несколько новеньких вагонов серии КТМ-8, однако они не оправдали себя и, проработав всего чуть более десяти лет, были полностью списаны. А труженики КТМ-5 продолжали возить пассажиров.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Трамвай КТМ-8 на улице Волгоградской. Июнь 2002 года. Фото: Ярослав Лученецкий
В 2000 году к 990-летию города в Ярославль поступил первый вагон 71-619К. В середине 2000-х трамвайный парк пополнили ещё несколько десятков 71-619К и 71-619КТ — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые в большинстве своём продолжают работать до сих пор.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Трамвай 71-619К. Наши дни
Но все эти годы какое-то количество КТМ-5 продолжало составлять компанию «71-м». Именно КТМ-5, скорее всего, сохранят в Ярославле на память.
Просят сохранить вагон № 29
Повторимся, сейчас в Ярославле осталось всего несколько вагонов КТМ-5. Самый старый из них — вагон 1975 года выпуска с бортовым номером 001. Это спецвагон, выполняющий функцию лаборатории контактной сети, на маршрутах не используется. Тем не менее, он до сих пор на ходу и рассматривается как вариант для сохранения.
Другими же вариантами могут быть какие-то вагоны, работающие сейчас на маршрутах. Бывшие работники трамвайного депо хотели бы сохранить вагон с бортовым номером 29 1983 года выпуска.
— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.
Причём важно сохранить его в том виде, в каком он есть сейчас.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Вагон № 29 на маршруте № 6. 2020 год. Фото: Антон Бучин
Впрочем, важно учитывать, что трамвайным перевозчиком в будущем станет «Мовиста». Поэтому пока нельзя на сто процентов утверждать, что вагоны удастся сохранить на ходу и иногда выпускать на линии. Возможно, ретро-трамваи станут экспонатами и будут просто где-либо установлены на территории Ярославля.
Уникальный ретро-вагон восстановить было не суждено
Особо внимательный читатель или тот, кто с интересом следит за историей ярославского транспорта, наверняка помнит, что идея установки памятника в виде трамвая и восстановления ретро-вагона, в принципе, не нова. В уже далёком 2011 году в Иванове был приобретён ещё более старый экземпляр — вагон КТМ-1.
В середине XX столетия в Ярославле работало более сотни вагонов КТМ-1. Последние списали в середине 1970-х, и с тех пор в городе не сохранилось ни одной машины. Да и вообще в наше время КТМ-1 — большая редкость. Столь ценный экземпляр в 2011 году удалось найти в соседнем Иванове.
Инициатором покупки и дальнейшего восстановления вагона стал тогдашний директор «ЯрГорЭлектроТранса» Сергей Александрович Щепин. Вагон 1957 года выпуска прибыл в ярославское трамвайное депо осенью 2011 года. На тот момент от его первоначального вида вообще мало что оставалось, и работа по реставрации предстояла огромная.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
КТМ-1 прибыл в Ярославль. Осень 2011 года. Фото: читатель «Яркуба»
Тем не менее, планы на этот ретро-экземпляр у руководства тогда были большие. Вагон хотели сделать ходовым и экскурсионным. Или, в крайнем случае, поставить на постаменте где-нибудь в центре города в знаковом месте. Например, в Мукомольном переулке, где долгие десятилетия располагалась центральная конечная.
Восстанавливали вагон, по сути, силами энтузиастов. Работу им приходилось выполнять очень кропотливую — возвращали КТМ-1 к жизни по архивным фотографиям и документам.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
КТМ-1 на территории депо в Ярославле. 2011 год. Фото: читатель «Яркуба»
В частности, зачистили ржавчину, поработали с кузовом, крышей. Однако на деле всё оказалось даже гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Восстановление КТМ-1 в Ярославле. Фото: читатель «Яркуба»
А в 2012 году на предприятии сменилось руководство. И так получилось, что работы по восстановлению уникального трамвая были прекращены. КТМ-1 остался пылиться где-то на задворках депо. А несколько лет назад был продан. И позднее покинул Ярославль.
Ретро-троллейбусы тоже могут быть
К слову, у Сергея Щепина была и ещё одна идея восстановления ретро-транспорта. На территории троллейбусного депо на Городском Валу имелся троллейбус ЗиУ-5. Его тоже хотели поставить на колёса. Однако судьба его постигла ещё более незавидная, чем трамвай КТМ-1. Так, после ухода директора троллейбус и вовсе... разрезали.
Впрочем, ретро-троллейбусы в Ярославле всё же могут появиться. Как нам рассказал директор «ЯрГЭТа» Денис Пырлог, в планах — восстановление машин 1979 года выпуска. КТГ-1 и КТГ-2 в своё время перевозили грузы по Ярославлю, используя контактную сеть. Эти труженики в наше время могут стать в городе музейными экземплярами. Впрочем, рассматриваются для музея и другие троллейбусы.
А ретро-автобусами даже уже занимаются
А памятник автобусу-труженику в Ярославле уже есть. А в недалёком будущем должен появиться и ещё как минимум один.
Напомним, в мае 2020 года в Ярославль прибыли два ЛиАЗа-677. Именно эта модель городского и пригородного автобуса долгие десятилетия в XX веке, а затем и в начале XXI столетия, оставалась самой распространённой.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
ЛиАЗ-677 в Ярославле. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий
В Ярославле последние 677-е были списаны в 2007 году. Своих экземпляров также сохранить не удалось. Поэтому автобус-труженик приобрели в Арзамасе, где такие ЛиАЗы работали ещё сравнительно недавно. Один из автобусов доехал до территории ярославского «ПАТП-1» своим ходом, другой осилил дорогу без посторонней помощи до Ивановской области. Один автобус планировали поставить на постамент у территории «ПАТП», второй сделать экскурсионным.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Купленные для Ярославля ЛиАЗы-677. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля
Первую идею удалось претворить в жизнь. Памятник открыли в мае 2021 года. А вот к другому ЛиАЗу, как нам удалось выяснить, так и не прикасались. Впрочем, машина хотя бы жива.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
ЛиАЗ-памятник у территории «ПАТП-1». 2021 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля
В октябре 2020-го в Ярославль из Тулы также прибыл ещё один советский автобус — ЛАЗ-695Н. Такие автобусы можно было встретить на дорогах области вплоть до 2008 года. В городе они в основном возили туристов, школьников или работников предприятий в качестве автобуса развозки. Большая часть машин же выполняла пригородные перевозки.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
ЛАЗ в Ярославле. 1980-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»
Для Ярославля в Туле купили ЛАЗ 1984 года выпуска. Его после восстановления планировалось использовать в качестве экскурсионного автобуса. По словам Дениса Пырлога, ЛАЗ уже даже почти восстановлен.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Купленный для Ярославля ЛАЗ. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля
Таким образом, если все планы удастся претворить в жизнь, в Ярославле несколькими достопримечательностями и точками притяжения, а может, и развлечениями, станет больше.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил повторно доложить о результатах проверки в связи ликвидацией троллейбусного депо в Ярославле.
Александр Бастрыкин обратил внимание на давнюю историю из-за жалобы на выполнение инвестиционного соглашения между застройщиком территории депо на Городском валу и властями Ярославля.
Напомним, бывшее троллейбусное депо в 2020 году было передано «Яргорэлектротрансу» по инвестиционному соглашению. Депо было снесено, а на его месте началось строительство жилых домов, часть квартир которых обещали предоставить многодетным семьям и переселенцам из ветхого и аварийного жилья. Также власти обещали ярославцам современный экологически чистый общественный транспорт.
«До настоящего времени ни один из указанных проектов не реализован», — говорится в сообщении приемной председателя Следственного комитета.
Глава СКР поручил доложить о ходе и результатах процессуальной проверки.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В депо на Ленинградском проспекте готовят цех для обслуживания большего количества троллейбусов. В скором времени предприятие сможет принять до 40 единиц транспорта.
Директор
Сейчас на территории брагинского депо оборудованы специальная стоянка и кабинет прохождения медицинского осмотра водителей, утверждена схема въезда и выезда. В дальнейшем в депо будет осуществляться мойка и техническое обслуживание.
Переезд планируется на осень.
— Перевод троллейбусов в трамвайное депо на Ленинградском проспекте сократит «холостые» пробеги троллейбусов из центра в Брагино, что положительно скажется на экономии электроэнергии, режиме работы водителей и кондукторов.
Читайте также: На ЕГЭ за 40 километров: как живет единственный в школе выпускник из Ярославской области
- Елена Субботина, и. о. руководителя Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
- Евгений Чуркин, Министр регионального развития Ярославской области об административной реформе: «У людей не должно быть ощущения, что вообще что-то поменялось. Должно стать даже проще»
- «Русская культура всегда имела, имеет и будет иметь огромный потенциал»: интервью с президентом Ярославского Фонда развития культуры
- Образовательные комплексы в Ярославской области: ответы на главные вопросы
- Ирина Лобода, министр образования Ярославской области: «В школах появились новые предметы, а в колледжах – новые специальности»
- «Я хочу, чтобы Ярославль был счастливым»: активист Артур Стажков о проектах, планах, целях
Директор АО «ЯрГЭТ» Ильхам Худиев прокомментировал слухи о возможной продаже первого троллейбусного депо на Городском Валу: продажи не будет, однако возможен переезд во второе депо на улице Гагарина.
Директор АО «ЯрГЭТ» Ильхам Худиев прокомментировал слухи о возможной продаже первого троллейбусного депо на Городском Валу: продажи не будет, однако возможен переезд во второе депо на улице Гагарина.
«Сделать это планируется, чтобы оптимизировать структуру и бюджет предприятия: экономия составит около 12 миллионов рублей в год. Дублирующие должности будут сокращены, всем сотрудникам, попавшим под сокращение, предложат другие рабочие места», — рассказали в «Яргорэлектротрансе». Заседание Совета директоров АО «ЯрГЭТ» по этому вопросу пройдет на этой неделе.
Директор предприятия Ильхам Худиев подчеркнул, что территория депо № 1 останется на балансе АО «ЯрГЭТ», но некоторые помещения могут сдать в краткосрочную аренду. В планах руководства создать на этом месте депо электробусов.
Читайте также: «Налоговый миллиард главы „Р-Фарм“ потратят на препараты для борьбы с раком, гепатитами и ВИЧ».