Депо
В Ярославле на территории троллейбусного депо на улице Гагарина сгорел старый троллейбус. Кадры полыхающей машины появились в соцсетях днём 21 ноября.
Как выяснилось, вспыхнул старый ЛиАЗ, давно списанный. Он был отстранён от эксплуатации около двух лет назад по причине полного износа. Как пояснил «Яркубу» директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог, троллейбус планировали утилизировать, однако ответственные за резку металлолома допустили грубую ошибку.
— Подрядная организация, которая осуществляла резку металлолома, нарушила технику безопасности. В результате троллейбус, предназначавшийся для утилизации в металлолом, загорелся, — сказал Денис Юрьевич.
На данный момент пожар потушен. Обошлось без пострадавших. В обстоятельствах инцидента разбирается руководство предприятия.
Фото: «Подслушано в Ярославле!»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Старые трамваи в Ярославле завершат работу в начале 2025 года. О ходе реконструкции рассказал депутатам муниципалитета директор ООО «Мовиста Регионы Ярославль» Павел Копырин.
По его словам, от ранее озвученных планов запуска движения в Дзержинском районе уже предстоящей зимой не отказываются. В этом году рассчитывают завершить работы на улице Блюхера, а также на участке от девятой больницы до улицы Елены Колесовой. А в начале 2025 года обещают запустить первые новые трамваи. Кроме того, до конца 2024-го должны построить диспетчерский центр. Он расположится на улице Колесовой.
Затем концессионера ждут самые сложные этапы реконструкции — центральная часть города, а также путепроводы. На участке от ТРЦ «Рио» по направлению к центру начать демонтаж старой инфраструктуры планируют в апреле, как только позволит погода. На последнем этапе обновят оставшийся участок от депо.
Пожалуй, самый сложный этап — ремонт путепроводов. На них планируют выйти в начале 2025 года. Соответственно, тогда же будет прекращено и движение старых трамваев. Первый, у «Лакокраски», рассчитывают сделать побыстрее, а второй, через Транссиб, времени отнимет больше, так как все работы придётся согласовывать с «РЖД». Тем не менее, за год обещают справиться.
Ещё один этап — работы в депо. К ним приступить хотят в конце 2024-го и за год завершить. Ещё два этапа касаются обустройства электроснабжения. Рабочим предстоит смонтировать модульные подстанции.
Также в будущем году продолжатся постановки новых вагонов. Завершить все работы полностью должны к концу 2025 года.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославль до конца года должны поступить ещё 20 новых троллейбусов. Об этом стало известно по итогам визита губернатора Михаила Евраева в троллейбусное депо города.
Напомним, в Ярославль уже поступили девять новых низкопольных машин. До конца года планируют закупить ещё 20. Как отметил директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог, закупку объявят в августе. Если поставщик не подведёт, новая техника поступит на ярославское предприятие до декабря текущего года. Поставщик и модель новых троллейбусов станут известны по итогам аукциона, как того требует закон.
По информации главы региона, в планах также ремонт помещений депо, замена асфальта на территории, а также установка восьми зарядных станций для электробусов.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику. А возможно, будет создан целый экскурсионный трамвай, который будет возить жителей и гостей города в рамках каких-то развлекательных программ — сейчас данные вопросы прорабатываются. Об этом в беседе с корреспондентом «Яркуба» рассказал директор «ЯрГорЭлектроТранса» Денис Пырлог.
Новая система должна стать подарком на 125-летие ярославского трамвая
Трамвайное движение в Дзержинском районе города было остановлено с 1 июля 2024 года. Вагоны сделали свои последние рейсы вечером 30 июня, после чего отправились в депо. Первым июльским утром контактная сеть на участке от кольца на улице Волгоградской до депо была обесточена, начинаются работы по демонтажу всей инфраструктуры.
«Вот и всё... Почти 47 лет верой и правдой служил нашему району трамвай. Но уже завтра придётся обходиться без него. Впереди новая страница в его истории. А пока с трамвайчиком прощаемся. До новых встреч!» — такой пост, проиллюстрированный видео с несколькими последними брагинскими рейсами, появился в группе района поздним вечером воскресенья.
Стоит отметить, что трамвайное движение в Дзержинском районе действительно работало бесперебойно с 1 ноября 1977 года, прерываясь разве что на отдельных участках на время какого-либо ремонта. А в середине 2000-х замена путей проходила без полной остановки маршрутов. На этот раз реконструкция столь масштабная, что без остановки не обойтись. Закончить все работы здесь обещают к 2025 году. Затем модернизация начнётся на линиях от депо до Пятёрки и центра. Запустить полностью обновлённую систему обещают к 125-летию ярославского трамвая, которое будет отмечаться 30 декабря 2025 года.
Старые вагоны хотят сохранить на память
Уже с 1 июля маршруты №№ 5 и 7 заменили их укороченные варианты. Соответственно, количество подвижного состава, выпускаемого на линию, заметно уменьшилось. Логично предположить, что старые вагоны будут постепенно списываться. Так, в прошлом месяце завершил работу старейший вагон Ярославля — вагон с бортовым номером 43. На момент списания ему было 44 года. Впервые выйдя на ярославские улицы в самом начале 1980-х, он успел поездить по нескольким районам города. В 2006-м, правда, прошёл капитальный ремонт, который продлил ему жизнь ещё на 18 лет. Но факт остаётся фактом — трамвай возил пассажиров более 40 лет и при этом совсем не выглядел каким-то «убитым».
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Вагон № 43 на маршруте № 3. 2000-е годы. Фото: Михаил Костров
В конце июня таких же «старичков», вагонов серии 71-605 (КТМ-5М3), в Ярославле оставалось всего несколько штук. Возник резонный вопрос — а останутся ли они после 1 июля? Или все эти вагоны уйдут в историю? Директор «ЯрГЭТа» ответил, что прямо сейчас речи о списании этих легендарных красных трамваев не идёт. Пока какие-то из них продолжат работу. Хотя и возможно, что всё же будут списаны в течение лета-осени.
— Те вагоны, которые находятся в технически исправном состоянии, которые не требует больших затрат, они также продолжать курсировать. Но мы должны понимать, что с учётом реконструкции вагонов будет требоваться меньше. Соответственно, у нас появится профицит вагонов. Будут использоваться требующие меньших вложений, потому что закупать дорогостоящие запчасти, которые уже даже сложно достать, на короткий срок нецелесообразно, — сказал Денис Пырлог.
Но что самое интересное — руководство «ЯрГорЭлектроТранса» планирует оставить хотя бы два вагона, которые станут частью музея предприятия. Хотя и то, в каком они виде будут сохранены, вопрос пока открытый. По словам Дениса Юрьевича, в ближайшее время будут проработаны все варианты.
Это настоящий вагон-труженик
КТМ-5 можно назвать настоящим вагоном-тружеником. Это те самые вагоны, в подавляющем большинстве красного цвета, знакомые не одному поколению ярославцев. Впервые в город вагоны этой серии поступили в 1971 году, а в 1976-м последние «старички» КТМ-1 и Gotha были списаны, и КТМ-5 на долгие годы стали единственным трамваем на ярославских улицах. По тем временам вагоны казались суперсовременными: более быстрыми, плавными, с удобными сиденьями и даже обогревом салона.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Трамвай КТМ-5 маршрута № 1 на улице Большой Октябрьской. Июль 2003 года. Фото: Ярослав Лученецкий
Кстати, до осени 1975 года в Ярославле трамвайное движение осуществлялось через площадь Подбельского (ныне Богоявления), а конечная остановка располагалась в Торговом переулке. Вагоны серии КТМ-5 отсюда ходили через Подбелку и улицу Большую Октябрьскую к Ярославлю Главному, а также на Пятёрку.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженикуВ Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
КТМ-5 на площади Подбельского (Богоявленской). 1975 год. Фото: Музей «ЯрГЭТ»
Затем, уже после вывода трамвая из самого центра, КТМ-5 «бегали» от Мукомольного переулка на Перекоп, к вокзалу, на Пятёрку.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Трамваи КТМ-5 в Мукомольном переулке. Июль 1992 года. Фото: Wilfried Wolf
Открывали они 1 ноября 1977 года и движение в Северном жилом районе (Дзержинском).
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Торжественный запуск брагинского трамвая. Кольцо на улице Колесовой. Ноябрь 1977 года. Фото: ЦДЮ (предоставлено Людмилой Капраловой)
Вагоны были очень надёжными, их поставки были регулярными вплоть до 1993 года. После этого город купил несколько новеньких вагонов серии КТМ-8, однако они не оправдали себя и, проработав всего чуть более десяти лет, были полностью списаны. А труженики КТМ-5 продолжали возить пассажиров.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Трамвай КТМ-8 на улице Волгоградской. Июнь 2002 года. Фото: Ярослав Лученецкий
В 2000 году к 990-летию города в Ярославль поступил первый вагон 71-619К. В середине 2000-х трамвайный парк пополнили ещё несколько десятков 71-619К и 71-619КТ — это те самые вагоны бежевого оттенка, которые в большинстве своём продолжают работать до сих пор.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Трамвай 71-619К. Наши дни
Но все эти годы какое-то количество КТМ-5 продолжало составлять компанию «71-м». Именно КТМ-5, скорее всего, сохранят в Ярославле на память.
Просят сохранить вагон № 29
Повторимся, сейчас в Ярославле осталось всего несколько вагонов КТМ-5. Самый старый из них — вагон 1975 года выпуска с бортовым номером 001. Это спецвагон, выполняющий функцию лаборатории контактной сети, на маршрутах не используется. Тем не менее, он до сих пор на ходу и рассматривается как вариант для сохранения.
Другими же вариантами могут быть какие-то вагоны, работающие сейчас на маршрутах. Бывшие работники трамвайного депо хотели бы сохранить вагон с бортовым номером 29 1983 года выпуска.
— Идеальным вариантом было бы сохранение 29-го вагона. Он единственный из сохранившихся успел поработать по всем маршрутам — был и на Перекопе, и у Ярославля Главного, и в Мукомольном. Стоял и на территории депо № 3, где сейчас «Аура». В 2006 году прошёл капитально-восстановительный ремонт. Причём проходил его на ЦИБ № 81 в Ярославле. То есть новую жизнь фактически получил в нашем городе, — поделился в беседе с нашим изданием один из бывших работников трамвайного депо.
Причём важно сохранить его в том виде, в каком он есть сейчас.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Вагон № 29 на маршруте № 6. 2020 год. Фото: Антон Бучин
Впрочем, важно учитывать, что трамвайным перевозчиком в будущем станет «Мовиста». Поэтому пока нельзя на сто процентов утверждать, что вагоны удастся сохранить на ходу и иногда выпускать на линии. Возможно, ретро-трамваи станут экспонатами и будут просто где-либо установлены на территории Ярославля.
Уникальный ретро-вагон восстановить было не суждено
Особо внимательный читатель или тот, кто с интересом следит за историей ярославского транспорта, наверняка помнит, что идея установки памятника в виде трамвая и восстановления ретро-вагона, в принципе, не нова. В уже далёком 2011 году в Иванове был приобретён ещё более старый экземпляр — вагон КТМ-1.
В середине XX столетия в Ярославле работало более сотни вагонов КТМ-1. Последние списали в середине 1970-х, и с тех пор в городе не сохранилось ни одной машины. Да и вообще в наше время КТМ-1 — большая редкость. Столь ценный экземпляр в 2011 году удалось найти в соседнем Иванове.
Инициатором покупки и дальнейшего восстановления вагона стал тогдашний директор «ЯрГорЭлектроТранса» Сергей Александрович Щепин. Вагон 1957 года выпуска прибыл в ярославское трамвайное депо осенью 2011 года. На тот момент от его первоначального вида вообще мало что оставалось, и работа по реставрации предстояла огромная.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
КТМ-1 прибыл в Ярославль. Осень 2011 года. Фото: читатель «Яркуба»
Тем не менее, планы на этот ретро-экземпляр у руководства тогда были большие. Вагон хотели сделать ходовым и экскурсионным. Или, в крайнем случае, поставить на постаменте где-нибудь в центре города в знаковом месте. Например, в Мукомольном переулке, где долгие десятилетия располагалась центральная конечная.
Восстанавливали вагон, по сути, силами энтузиастов. Работу им приходилось выполнять очень кропотливую — возвращали КТМ-1 к жизни по архивным фотографиям и документам.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
КТМ-1 на территории депо в Ярославле. 2011 год. Фото: читатель «Яркуба»
В частности, зачистили ржавчину, поработали с кузовом, крышей. Однако на деле всё оказалось даже гораздо сложнее, чем предполагалось изначально.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Восстановление КТМ-1 в Ярославле. Фото: читатель «Яркуба»
А в 2012 году на предприятии сменилось руководство. И так получилось, что работы по восстановлению уникального трамвая были прекращены. КТМ-1 остался пылиться где-то на задворках депо. А несколько лет назад был продан. И позднее покинул Ярославль.
Ретро-троллейбусы тоже могут быть
К слову, у Сергея Щепина была и ещё одна идея восстановления ретро-транспорта. На территории троллейбусного депо на Городском Валу имелся троллейбус ЗиУ-5. Его тоже хотели поставить на колёса. Однако судьба его постигла ещё более незавидная, чем трамвай КТМ-1. Так, после ухода директора троллейбус и вовсе... разрезали.
Впрочем, ретро-троллейбусы в Ярославле всё же могут появиться. Как нам рассказал директор «ЯрГЭТа» Денис Пырлог, в планах — восстановление машин 1979 года выпуска. КТГ-1 и КТГ-2 в своё время перевозили грузы по Ярославлю, используя контактную сеть. Эти труженики в наше время могут стать в городе музейными экземплярами. Впрочем, рассматриваются для музея и другие троллейбусы.
А ретро-автобусами даже уже занимаются
А памятник автобусу-труженику в Ярославле уже есть. А в недалёком будущем должен появиться и ещё как минимум один.
Напомним, в мае 2020 года в Ярославль прибыли два ЛиАЗа-677. Именно эта модель городского и пригородного автобуса долгие десятилетия в XX веке, а затем и в начале XXI столетия, оставалась самой распространённой.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
ЛиАЗ-677 в Ярославле. 2004 год. Фото: Ярослав Лученецкий
В Ярославле последние 677-е были списаны в 2007 году. Своих экземпляров также сохранить не удалось. Поэтому автобус-труженик приобрели в Арзамасе, где такие ЛиАЗы работали ещё сравнительно недавно. Один из автобусов доехал до территории ярославского «ПАТП-1» своим ходом, другой осилил дорогу без посторонней помощи до Ивановской области. Один автобус планировали поставить на постамент у территории «ПАТП», второй сделать экскурсионным.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Купленные для Ярославля ЛиАЗы-677. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля
Первую идею удалось претворить в жизнь. Памятник открыли в мае 2021 года. А вот к другому ЛиАЗу, как нам удалось выяснить, так и не прикасались. Впрочем, машина хотя бы жива.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
ЛиАЗ-памятник у территории «ПАТП-1». 2021 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля
В октябре 2020-го в Ярославль из Тулы также прибыл ещё один советский автобус — ЛАЗ-695Н. Такие автобусы можно было встретить на дорогах области вплоть до 2008 года. В городе они в основном возили туристов, школьников или работников предприятий в качестве автобуса развозки. Большая часть машин же выполняла пригородные перевозки.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
ЛАЗ в Ярославле. 1980-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»
Для Ярославля в Туле купили ЛАЗ 1984 года выпуска. Его после восстановления планировалось использовать в качестве экскурсионного автобуса. По словам Дениса Пырлога, ЛАЗ уже даже почти восстановлен.
В Ярославле может появиться памятник трамваю-труженику
Купленный для Ярославля ЛАЗ. 2020 год. Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля
Таким образом, если все планы удастся претворить в жизнь, в Ярославле несколькими достопримечательностями и точками притяжения, а может, и развлечениями, станет больше.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил повторно доложить о результатах проверки в связи ликвидацией троллейбусного депо в Ярославле.
Александр Бастрыкин обратил внимание на давнюю историю из-за жалобы на выполнение инвестиционного соглашения между застройщиком территории депо на Городском валу и властями Ярославля.
Напомним, бывшее троллейбусное депо в 2020 году было передано «Яргорэлектротрансу» по инвестиционному соглашению. Депо было снесено, а на его месте началось строительство жилых домов, часть квартир которых обещали предоставить многодетным семьям и переселенцам из ветхого и аварийного жилья. Также власти обещали ярославцам современный экологически чистый общественный транспорт.
«До настоящего времени ни один из указанных проектов не реализован», — говорится в сообщении приемной председателя Следственного комитета.
Глава СКР поручил доложить о ходе и результатах процессуальной проверки.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
В депо на Ленинградском проспекте готовят цех для обслуживания большего количества троллейбусов. В скором времени предприятие сможет принять до 40 единиц транспорта.
Директор
Сейчас на территории брагинского депо оборудованы специальная стоянка и кабинет прохождения медицинского осмотра водителей, утверждена схема въезда и выезда. В дальнейшем в депо будет осуществляться мойка и техническое обслуживание.
Переезд планируется на осень.
— Перевод троллейбусов в трамвайное депо на Ленинградском проспекте сократит «холостые» пробеги троллейбусов из центра в Брагино, что положительно скажется на экономии электроэнергии, режиме работы водителей и кондукторов.
Читайте также: На ЕГЭ за 40 километров: как живет единственный в школе выпускник из Ярославской области
Директор АО «ЯрГЭТ» Ильхам Худиев прокомментировал слухи о возможной продаже первого троллейбусного депо на Городском Валу: продажи не будет, однако возможен переезд во второе депо на улице Гагарина.
Директор АО «ЯрГЭТ» Ильхам Худиев прокомментировал слухи о возможной продаже первого троллейбусного депо на Городском Валу: продажи не будет, однако возможен переезд во второе депо на улице Гагарина.
«Сделать это планируется, чтобы оптимизировать структуру и бюджет предприятия: экономия составит около 12 миллионов рублей в год. Дублирующие должности будут сокращены, всем сотрудникам, попавшим под сокращение, предложат другие рабочие места», — рассказали в «Яргорэлектротрансе». Заседание Совета директоров АО «ЯрГЭТ» по этому вопросу пройдет на этой неделе.
Директор предприятия Ильхам Худиев подчеркнул, что территория депо № 1 останется на балансе АО «ЯрГЭТ», но некоторые помещения могут сдать в краткосрочную аренду. В планах руководства создать на этом месте депо электробусов.
Читайте также: «Налоговый миллиард главы „Р-Фарм“ потратят на препараты для борьбы с раком, гепатитами и ВИЧ».