24 сентября 2020 - 10:32
Ярославский художественный музей представил зеркальную копию картины Рафаэля
Картину «Святое Семейство» нарисовал неизвестный художник во второй половине XVIII века. В настоящее время ее можно увидеть в Музее зарубежного искусства.
Ярославский художественный музей представил зеркальную копию картины Рафаэля_166953
Ярославский художественный музей представил зеркальную копию картины Рафаэля_166954
«Святое Семейство» является зеркальной копией картины Рафаэля «Прогулка Мадонны», выполненной с гравюры в XVIII веке.

Мадонны Рафаэля Санти, итальянского живописца эпохи Возрождения, представляют творчество мастера в расцвете его таланта. К этому же периоду относится картина «Прогулка Мадонны», выполненная в 1516-1518 годах. Сейчас произведение хранится в коллекции герцога Сазерленда в Шотландии, однако до XVIII века она находилась во Франции, где с нее и была сделана гравюра.

Офорт, который воспроизвел картину Рафаэля в зеркальном отражении, был выполнен французским гравером Николя де Лармессеном. Он и послужил основой для картины из собрания Ярославского художественного музея.

На картине «Святое семейство» изображены типичные образы эпохи Возрождения — Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и святой Иосиф. По легенде, Святое Семейство возвращается из Египта и останавливается у двоюродной сестры Девы Марии — Елизаветы, матери Иоанна.

«Рафаэль, как истинный художник Высокого Возрождения, пребывает в том мире, где человек находится в центре. В образе Богоматери он совмещает абсолютно возрожденческое представление о прекрасной внешности и богатом мире души. Такая нежность — абсолютно земная, понятная, естественная. Она подобна тому самому весеннему пейзажу, на фоне которого разворачивается это тихое действо. Дева Мария — буквально как хрупкое весеннее деревце, которое является смысловым центром изображения природы», — рассказала научный сотрудник художественного музея Дарья Большакова.
16 сентября 2020 - 18:45
Ярославский художественный музей представил портрет А. С. Пушкина, написанный неизвестным художником в XIX веке
Портрет выставлен в постоянной экспозиции музея «Русское искусство XVIII — начала XX вв».
Ярославский художественный музей представил портрет А. С. Пушкина, написанный неизвестным художником в XIX веке
Картина неизвестного художника является копией с оригинала О. А. Кипренского, которому Пушкин позировал летом 1827 года в Петербурге во дворце Шереметевых, где у художника была мастерская.

Копия знаменитой работы хранится в Ярославском художественном музее. Она была написана в 1840-е годы. В Ярославле портрет появился благодаря двум ярким личностям.

Николай Михайлович Коншин — участник Отечественной войны, поэт и переводчик состоял в переписке с Пушкиным и неоднократно с ним встречался. В середине XIX века его назначили директором Ярославского Демидовского лицея и директором училищ Ярославской губернии. Вероятно, именно он привез в Ярославль копию портрета А. С. Пушкина. Этот факт описал известный ярославцам человек — Леонид Николаевич Трефолев, автор исторических произведений краеведческого характера.

Позже Коншин покинул Ярославль, однако сохранилось свидетельство в трудах Ярославской губернской ученой архивной комиссии за 1899 год о том, что у Трефолева «был хороший портрет поэта [А. С. Пушкина], писанный масляными красками и представляющий копию с известного портрета Кипренского».

Ярославский художественный музей узнал о существовании портрета в 1969 году. Позже в Третьяковской галерее была проведена экспертиза, после которой ЯХМ приобрел картину у частного лица.
9 сентября 2020 - 14:23
В Ярославском художественном музее проходит акция «Дарим желуди из Губернаторского сада»
Сотрудники музея собрали желуди и раздают их всем желающим. Цель акции — общими усилиями озеленить наш прекрасный город.
В Ярославском художественном музее проходит акция «Дарим желуди из Губернаторского сада»

Сотрудники Ярославского художественного музея в течение нескольких часов собирали желуди 199-летних дубов в Губернаторском саду. В рамках акции любой желающий может прийти в музей и взять себе несколько желудей, чтобы посадить их в любой части города.

Сейчас в Губернаторском саду 27 дубов: 15 из них — мощные 199-летние деревья.

«Наша акция — знак внимания к пятнадцати черешчатым дубам, посаженным в 1821 году. Дубы — свидетели истории главной усадьбы губернии. Они „видели“ высоких гостей ярославских губернаторов XIX века, в 1917 году были свидетелями революционных изменений, „дарили“ свои желуди гуляющим в детском парке в середине XX века, а с 1989 года наблюдают все разнообразие жизни Ярославского художественного музея, живописно оформляя экспозицию музея „Губернаторский сад. Скульптура в пленэре“», — делятся сотрудники музея.
1 сентября 2020 - 15:46
Этюд из Ярославля помог установить автора утраченной картины
Долгие годы картина А. Н. Самохвалова «Встреча друзей» считалась утраченной: ни автор, ни исследователи не знали, где она находится. 
Этюд из Ярославля помог установить автора утраченной картины_166238
Этюд из Ярославля помог установить автора утраченной картины_166239

Картина «Встреча друзей» Александра Самохвалова была написана в 1945 году и представлена на Всесоюзной выставке. Критика встретила ее прохладно, поэтому, после длительного нахождения в фондах Всекохудожника, судьба картины долгое время оставалась неизвестной.

Позже удалось установить, что она находилась в заброшенном пансионате во Владимирской области и числилась как произведение неизвестного художника. Сотрудники Русского музея провели исследование и установили автора произведения. Важную роль в атрибуционном процессе сыграло сопоставление с этюдами к картине из собраний художественных музеев Ярославля и Новокузнецка. Этюд, находящийся в коллекции Ярославского художественного музея, был приобретен еще в 1982 году у дочери художника.

Долгое время сотрудники ярославского музея не знали, превратился этюд в законченное произведение или нет. Позже обнаружилось, что в картине «Встреча друзей» больше персонажей, чем в этюде. Кроме того, несколько поменялись позы и ракурсы. Главное, что художник оставил неизменным, — ощущение недавно наступившего мира и эмоциональный подъем людей, переживающих радость Победы.

«Люди, пережившие войну, ценят мир. Вопреки горю, человечество хочет жить. И вот этот этюд атмосферу людей, переживших трагедию, до нас доносит», — Нина Голенкевич, старший научный сотрудник Ярославского художественного музея.
31 августа 2020 - 18:12
Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей
Директор музея Анна Орлова рассказала «Яркубу» о выставочной коллекции Вадима Юрьевича Орлова.
Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

В историческом центре Ярославля на Волжской набережной расположен музей Орлова. Вадим Юрьевич, почетный гражданин города и меценат, имя которого и носит музей, на протяжении 25 лет собирал свою коллекцию фарфора, чугунного литья, серебра и предметов быта. Интерес представляет и здание, где расположены эти экспонаты. Музей находится в бывшем Доме общества врачей — отреставрированном федеральном памятнике архитектуры XVII-XIX вв.


История дома

История старинного дома на Волжской набережной начинается с XVII века. Сначала это был купеческий особняк, позже списанный в городской магистрат за долги. Почти целый век дом сдавался в наём, а в конце XIX века по инициативе купца Трунова был отдан обществу ярославских врачей. В то время работники здравоохранения били тревогу по поводу высокой смертности женщин-рожениц и младенцев. Так, благодаря Трунову, в Ярославле открылась первая бесплатная больница для приходящих больных, а также начали проводиться акушерские курсы. В начале XX века рядом построили роддом, а здесь было основано отделение патологий беременных и лаборатория.

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

В конце 90-х больница закрылась, так как дом был признан аварийным. Долгое время здание было заколочено, и лишь в начале 2014 года было принято решение продать дом.

Именно в это время в судьбе дома и появляется Вадим Юрьевич Орлов, который выступил с инициативой купить его. Завод «Ярославский технический углерод», где он в то время работал директором, на вырученные средства приобрел этот памятник культуры в аварийном состоянии. Четыре года ушло на то, чтобы привести дом в порядок: был создан проект реставрации и перепланировки здания под музей.

«К сожалению, в 2016 году Вадима Юрьевича не стало, поэтому музей открывали уже без него. Но идея была доведена до конца, ведь это была его последняя мечта — разместить свою коллекцию и показывать ее ярославцам и гостям города!» — рассказала Анна Орлова, директор музея.


Коллекция Вадима Юрьевича Орлова



Свою коллекцию Вадим Юрьевич собирал на протяжении 25 лет. Что-то он находил сам, что-то ему привозили друзья. На момент покупки здания коллекция Орлова просто не вмещалась в его дом. Именно поэтому Вадим Юрьевич принял решение основать музей, где смог бы представить все собранные предметы декоративно-прикладного искусства.

Первый зал музея является мемориальным. С согласия родственников в нем выставлены некоторые награды Вадима Юрьевича - от города, области, Русской православной церкви, и даже от двух российских президентов. 


Розовый зал европейского фарфора 

В основном коллекция Орлова представлена изделиями из фарфора — более двух с половиной тысяч единиц хранения. Именно поэтому ему посвящены сразу несколько залов музея. Первый — розовый зал европейского фарфора. Здесь представлены статуэтки из Германии и Франции. Европейский фарфор — это фарфор пасторальный, в нем запечатлены любовные сюжеты.


«Если говорить о фарфоровых статуэтках, то, как правило, они не придумываются, а всегда имеют графический первоисточник. Это может быть картина. Как, например, здесь — полотно „Молочница“. Образ очень известный и эксплуатируемый», — рассказала директор музея.

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей


Коллекция русского фарфора Вадима Юрьевича

Следующие несколько залов музея посвящены уже русскому фарфору. При посещении сотрудники музея расскажут вам историю появления фарфора в России, о Франце Гарднере, основавшем первую фарфоровую фабрику в Вербильцах, а также о том, как ему удалось вытеснить европейский и китайский фарфор с российского рынка.

За стеклянными витринами десятки статуэток от известнейших производителей того времени — заводов Гарднера, Сафронова, Попова и Кузнецова. Вы узнаете обо всех уникальных предприятиях фарфорового производства, которые когда-либо существовали на территории России, а также про фаянс — «фарфор для бедных».

Поведают гостям музея и о том, как предметы украшения стали приобретать функциональное значение. Например, особую популярность приобрели различные масленки, карандашницы, сервизы, вазы и многое другое

«Вышел такой журнал „Волшебный фонарь“ с русскими уличными торговцами. И по образцу этого издания Гарднер делает целую серию жителей города и села. Именно это становится переворотом в истории русского фарфора. В нем, наконец, появляются узнаваемые и привычные типажи и сюжеты», — объяснила Анна Орлова.


Некоторым экспонатам музея более двухсот лет. Их никто не улучшал и не обновлял. Здесь они представлены именно в том виде, в котором были первоначально, лишь немногие отреставрированы.

«Я думаю, что причиной коллекционирования Вадима Юрьевича все-таки была его глубокая любовь к России», — поделилась Анна Орлова, подходя к стендам, где расположены статуэтки из серии «Народов России».

Одной из интереснейших частей коллекции Орлова является фарфоровая серия «Народы России». В 1862 году этнограф-географ Ф. Х. Паули, объездив всю территорию Российской Империи, составил атлас «Этнографическое описание народов России». По его мотивам в 1870-1930 годах Гарднер выпустил серию фарфоровых статуэток, в которую входили фигурки татар, калмыков, цыган, курдов и многих других народностей.


К сожалению, архив Гарднера сгорел, и в настоящее время не осталось никаких данных о том, сколько фигурок включала в себя данная серия. Собранная Орловым коллекция является настоящей гордостью музея, так как считается самой большой из частных и насчитывает 44 статуэтки.

И все же главным экспонатом музея считается сам дом, имеющий более чем трёхсотлетнюю историю. Очень интересной и удачной задумкой Орлова было сделать окна в полу при перепланировке здания под музей. Ему хотелось, чтобы посетителям открывался вид на сводчатые потолки подвала дома. Таким образом, каждый желающий теперь может полюбоваться уникальной архитектурой XVII века и в прямом смысле заглянуть в историю.

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

Коллекция Орлова позволяет гостям совершить путешествие по страницам истории параллельно с перемещением по залам музея. Рассматривая экспонаты, можно проследить за тем, как менялось качество декоративно-прикладного искусства, а также умонастроение и идеология страны.

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачейОнлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

«Это панно выполнено к 20-летию Октябрьской революции. Такие вещи, как правило, делались по госзаказу или к памятным датам. Во всем декоративно-прикладном искусстве того времени речь шла не о красоте, а о необходимости продвижения идей труда и продолжении дела партии», — объяснила директор музея.


Коллекция чугуна уральских литейных заводов

Если фарфор уместно назвать «женской» коллекцией, то коллекция изделий из чугуна, расположенная в подвале музея, по праву может считаться «мужской». В нескольких залах представлены разнообразные фигуры коней, военных, охотников и многие другие. Женщин в этом зале заворожит своей красотой кованая чугунная мебель.



Выставка «Ложкоредкости»

В настоящий момент в музее Орлова размещена привозная выставка «Ложкоредкости» из собрания Музея ложки.

Татьяна Бегунова из Владимира коллекционирует эти предметы с 16-летнего возраста: началось с того, что на день рождения мама подарила ей четыре сувенирные ложки. Сейчас коллекция девушки насчитывает более двадцати тысяч экземпляров из разных материалов и стран.

В коллекцию входят ложки, выполненные по мотивам сказок народов мира, с героями рассказов Чарльза Диккенса, с мультипликационными персонажами и героями кино.


На выставке представлена серия ложек, посвящённая исчезающим голландским ветряным мельницам. Сувениры выполнены для привлечения внимания общества к этой проблеме.

Текст подготовила Ева Геворгян.

Реклама
Закрыть
14 августа 2020 - 16:32
В Ярославском музее-заповеднике презентовали археологические находки Института археологии РАН: фото
В 2020 году Ярославская экспедиция Института археологии РАН, руководителем которой является Ася Энговатова, продолжила многолетние исследования на территории Рубленого города Ярославля.
В Ярославском музее-заповеднике презентовали археологические находки Института археологии РАН: фото_165762
В Ярославском музее-заповеднике презентовали археологические находки Института археологии РАН: фото_165763
В Ярославском музее-заповеднике презентовали археологические находки Института археологии РАН: фото_165764

По предварительным данным, за этот сезон обнаружено: 1,5 тысячи индивидуальных находок, около 20 тысяч костей животных и 15 тысяч фрагментов керамических изделий.

«В первый раз у нас такие экстремальные условия. Мы традиционно отчитываемся о проделанной работе, но поскольку сейчас совершенно непонятно, что будет осенью, и сможем ли мы даже в таком „анти-карантинном“ варианте встретиться, мы решили, что лучше сделать что-то в середине, раз есть уже, что сказать, чем не говорить совсем», — уточнила Ася Викторовна.

Наибольший интерес для ученых представляет постройка начала XIII века — жилой дом площадью 120 квадратных метров.

Ася Энговатова уточнила, что жильцы сделали вдоль внешнего края дома погреб с подобием современной гидроизоляции. Важно, что сохранились части сруба, который обрамлял глиняный «замок». Сохранившиеся внешние края сруба дают возможность определить дату постройки здания с точностью до года.

«Внутри есть вещи, которые сложно показать в музее, но они дают огромный материал для исторических обобщений», — отметила Ася Викторовна.

Так, археологи нашли разбитое оконное стекло. Важно, что на Руси тех веков оконные стекла были огромной редкостью. Причем распространены были скорее круглые, толстые, желтовато-зеленые стекла, а ярославская находка довольно тонкая и прозрачная. Аналоги такого стекла есть в небольших количествах на юге России, что говорит о высоком статусе хозяев найденного дома.

Кроме того, в постройке и вблизи нее были найдены многочисленные фрагменты стеклянной и керамической посуды из Сирии, Киева и Византии — в том числе обломки, тарелок, сосудов и кубков. Также археологи обнаружили части браслетов и перстней.

Уникальной находкой стал обломок амфоры — около трети. Научные данные свидетельствуют о том, что подобные амфоры делали в XII - начале XIII вв. в Халкиде (Греция). Они служили тарой для перевозок по морю, в том числе, в города на черноморском побережье, откуда они, заполненные вином или маслом, речными путями попадали на Русь. 

Большой редкостью является целый деревянный ковш с резной ручкой в виде головы хищной птицы. Важно, что резьбу планировали по всей ручке и уже даже ее наметили, но не прорезали.

«Они хотели ее сделать всю резную, но не успели. Поскольку мы понимаем, что наша постройка погибла, как и все остальные, в 1238 году*», — подытожила Ася Энговатова.

* Нашествие войска Батыя в феврале 1238 года.

13 августа 2020 - 15:57
«Ярославль: 10 лет после 1000»: в Музее истории города открылась выставка
Экспонаты, представленные на выставке, повествуют о развитии города за последние 10 лет. Об этом сообщили в пресс-центре мэрии города Ярославля.
«Ярославль: 10 лет после 1000»: в Музее истории города открылась выставка_165747
«Ярославль: 10 лет после 1000»: в Музее истории города открылась выставка_165748
«Ярославль: 10 лет после 1000»: в Музее истории города открылась выставка_165749
«Ярославль: 10 лет после 1000»: в Музее истории города открылась выставка_165750

Директор Музея истории города, Александр Нечаев, подчеркнул, что спустя 10 лет после 1000-летия ярославцам есть чем гордиться. В 2010 году состоялось празднование первого крупного юбилея нашего города, это событие стало своеобразным толчком к развитию городской инфраструктуры. Произошедшие изменения, отреставрированные объекты культурного наследия, новые места досуга и отдыха Ярославля отражены в экспонатах выставки. Среди них Ярославский зоопарк, культурно-просветительский центр имени Терешковой, аквапарк, «Миллениум».

«Спустя 10 лет с празднования тысячелетия Ярославля, нам есть, чем гордиться и о чём рассказать. Активно развивались промышленные предприятия, разрабатывалась новая продукция, проводился ремонт объектов культурного наследия. Украшением города последних лет стало появление концертно-зрелищного центра „Миллениум“. Его руководством проведена огромная работа, организовано множество концертов и мероприятий. Поздравляем всех с началом творческого сезона, с нетерпением ждём Дня города и приглашаем всех на выставку», — сказал Александр Нечаев.

Особое внимание уделено туристической сфере, так как в 2016 году Ярославль стал столицей «Золотого кольца» и местом проведения гастрономического фестиваля «Пир на Волге».

Кроме того, было затронуто строительство новых детских садов и жилых домов.

Каждые выходные для посетителей музея будут бесплатно проводиться концерты современных ярославских музыкантов.
4 августа 2020 - 11:59
В Ярославле открылся летний кинотеатр: что можно посмотреть
В ярославском музее-заповеднике открылся кинотеатр на свежем воздухе. Об этом сообщил пресс-центр правительства Ярославской области.
В Ярославле открылся летний кинотеатр: что можно посмотреть

Первый показ в рамках совместного проекта музея и киноклуба «Нефть» состоялся 31 июля. Проект «Кинолето» включает в себя документальные, игровые, анимационные фильмы 2018-2020 годов. В этом году он реализуется в пятый раз. Роль личности художника в искусстве — лейтмотив сезона.

«Традиционно этот проект собирает любителей умного, авторского и высокохудожественного кино, — отметила директор областного департамента культуры Марина Васильева. — В связи с требованиями к проведению массовых мероприятий число зрителей на показах пока ограничено, а рассадка организована с соблюдением социальной дистанции».

Заключительный показ запланирован на День российского кино — 27 августа. Полную программу можно посмотреть на официальном сайте ярославского музея-заповедника.
30 июля 2020 - 17:30
В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия
Известный мультипликатор является лауреатом премии «Оскар» за анимационный фильм «Старик и море».
В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

29 июля в стенах Ярославского художественно музея открылась выставка, посвященная творческому становлению всемирно известного режиссера, мультипликатора и художника Александра Петрова. Экспозиция включает в себя более 130 работ в самых разнообразных направлениях: от живописи и графики до уникальных кадров из кинокартин на специальных лайтбоксах со светодиодной подсветкой. Посетители выставки словно заглянут в мастерскую творца и увидят то, что обычно скрыто от людских глаз.

«Яркуб» посетил выставку и готов поделиться с читателями онлайн-экскурсией по экспозиции.

Выставка художника-мультипликатора Александра Петрова расположилась в трех залах ЯХМ. В первом представлены кадры из дебютного фильма мастера «Корова», созданного по рассказу Андрея Платонова. В подсвеченных лайтбоксах находятся кадры из фильма.

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

Петров работает в технике ожившей живописи. Художник пишет композицию на стекле, фиксирует камерой, меняет фигуру, ракурсы и показывает весь процесс движения. Каждая секунда, которую мы видим на экране, требует от 12 до 24 кадров.

«Когда он создавал фильм „Корова“, Петров не считал законченные кадры, если закончилась съемка этой композиции, нужным материалом и уничтожал его. Стирал и на этой плоскости создавал другую картину», — объяснила куратор выставки Нина Голенкевич.

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

Петров родился в Пречистом Первомайского района Ярославской области. Тема жизни в деревне глубоко отзывается в его сердце, как, впрочем, и у Платонова. Автор был близок мультипликатору. Как итог — соединились литературный текст и то, что было внутри Петрова. Так на свет появился фильм «Корова». Первая же картина Петрова была номинирована на «Оскар».

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

«Живопись помогает передать все нюансы переживаний, состояний, потому что мальчик рассказывает о корове, а корова в фильме одушевлённое существо. Она потеряла теленка.Мальчик смотрит на нее. В тексте через его взгляд мы сами соприкасаемся не то чтобы с жестокостью, но с прозой жизни», — пояснила Нина Павловна.

Кстати, в первом зале находятся работы Петрова, написанные на малой Родине.

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

В 2019 году издательство «Вита Нова» решило взять кадры из фильма Петрова для книги Платонова «Корова». Художник согласился, но оказалось, что кадры 1989 года использовать нельзя. Он сделал авторские повторения в той же технике. Книга находится на выставке. Сам автор решил выставить их и предложил идею экспозиции музею. Изначально планировали показать только работы по фильму «Корова», но потом приняли решение расширить материал.

Петров работал как художник в фильмах других режиссеров, поэтому частью экспозиции являются его рисунки для других кинокартин. Так, зрители могут увидеть работы для мультфильмов «По щучьему веленью» и «Сказочка про козявочку».

В следующем зале представлены работы Петрова к сказке «Старик Хоттабыч». Всего было создано около 100 иллюстраций. В ЯХМ выставлены девятнадцать работ, выполненных акварелью и восемь - тушью. Удивительно, что автор делал реализацию как в цветном варианте, так и в черно-белом. Книгу напечатали по заказу ярославского издательства «Нюанс». Она также есть среди предметов выставки. Кроме того, художник работал даже для издательства «Детская литература». Так, с иллюстрациями Петрова вышла книга Николая Булгакова «Аня и Катя».

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

«В этом зале мы открываем для себя ранние шаги, путь становления творчества Петрова. Он работает как художник и в анимации, и в иллюстрации. Ему не чужды традиционные формы. Только в 1989 году он создает первую авторскую работу „Корова“, где от начала и до конца выразительным средством является живопись. У Петрова как мы начинаем в живописном потоке, ныряем в него, погружаемся в сюжет, соприкасаемся с эмоциональной канвой каждого героя и проплываем в этом потоке от начала до конца, и выныриваем, обогащенные этими эмоциями и переживаниями. Ничего подобного в мире вы не увидите», — пояснила куратор выставки.

Рядом выставлены работы, на которых виден процесс разработки типажа фильма «Старик и море». Петров представляет на холсте героя в разных ситуациях и ракурсах.

«Художник вынашивает, изучает и потом материализует в этих эскизах образ, который мы увидим на экране», — пояснила Нина Голенкевич.

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия


Фильм «Старик и море» получил высшую кинематографическую награду — премию «Оскар». Но не каждая работа реализуется. Так, рядом с зарисовками к оскароносному фильму разместили эскиз для картины «Ассоль» по повести Александра Грина. Были разработаны типажи, написан сценарий, но работа отложена по неизвестной причине.

Сегодня художник работает над шестым фильмом. Проект «Князь» будет посвящен личности Александра Невского. Фильм создается около трех с половиной лет, но на картину «Князь» уйдут все пять.

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

«Ему важно показать не только саму схватку. Он закладывает мысль, что такое православие для Руси, что такое сплочение. Заставляет вспоминать разные исторические страницы, потому что нашествий было огромное количество, и сама фигура Александра Невского была знаковой в истории Российского государства», — объяснила замысел автора Нина Голенкевич.

Несмотря на появление компьютерной графики, Петров не ушел от традиционной техники ожившей живописи.

«Она богаче. Другие не могут работать на этом уровне. Говорить цветом, фактурой, мазком, тональными переходами — это также, как музыкант играет на инструменте. Вы слышите звуки, и нужно быть высочайшего класса музыкантом, чтобы аудитория тебя восприняла. А здесь художник, также как музыкант, работает в живописи. И таких художников, равных Петрову, в мире нет. Его принимают и считают уникальным художником», — заверила куратор выставки.

Последний зал знакомит нас с другой стороной творчества Петрова. В зале представлены этюды и наброски, сделанные во время путешествий. Изображения на катке и ипподроме с лошадьми родились в процессе наблюдения за тренировками внучки. Вторую внучку Александр Петров изобразил в процессе написания картины.

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

Также в третьем зале выставлена серия из поездок по Италии. На этюдах изображены ландшафты, памятники архитектуры. На основе зарисовок Петров создает живописные работы на стекле, но не для анимации, а как самостоятельную картину.

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

Соседствует с работами из Италии серия из поездки по Африке. Тогда задумывался анимационный фильм по книге западноафриканского писателя Патриса Сомэ. Петров посещал те места, куда не ступала нога туриста. Он старался запечатлеть повседневный быт, обряды. Когда мастер вернулся в Россию, на основе этюдов создавались композиции, но проект приостановили из-за фильма «Князь».

В Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсияВ Ярославском художественном музее открыли выставку Александра Петрова: онлайн-экскурсия

Пока неизвестно, как долго работы Петрова будут доступны зрителям в Ярославском художественном музее, но предыдущая выставка знаменитого мультипликатора «Моя любовь», которая прошла в 2007 году, продлевалась трижды.

«Мы надеемся, что выставка будет востребована. И, как и та, после нас проедет по целому ряду городов. Та выставка объездила около 15-20 городов за несколько лет», — подытожила Нина Голенкевич.

15 июля 2020 - 17:42
Очередной этап снятия ограничений коснется объектов культуры: что откроют
Объекты культуры Ярославского региона возобновят свою работу. Об этом сообщил пресс-центр правительства Ярославской области.
Очередной этап снятия ограничений коснется объектов культуры: что откроют

С 17 июля для посетителей начнет работать Центральный выставочный зал Ярославского областного отделения Союза художников России. Там сейчас представлено творчество двух живописцев: Дюмона Пака и Юрия Казакова.

После ограничительных мер возобновили свою работу экспозиционно-выставочный зал «История развития космонавтики» центра имени В. В. Терешковой, музейный комплекс села Вятского, а также открылись для посетителей постоянные экспозиции и временные выставки во всех зданиях Ярославского художественного музея.

«Учреждения сферы культуры у нас очень разные: есть большие и малые, существуют такие, где очень трудно сохранять социальную дистанцию. Поэтому ограничительные меры, правила и режим работы адаптируются конкретно под каждое, — отметила директор регионального департамента культуры Марина Васильева. — Наша задача — спокойно и плавно входить в рабочее состояние с учетом всех требований и рекомендаций Роспотребнадзора»

Постепенно открывают свои двери для читателей библиотеки, которые пока продолжают работать в режиме приема-выдачи книг. Среди основных требований к работе библиотек: трехдневный «карантин» для книг после возврата читателем и предварительный заказ литературы.

Всем учреждениям культуры запрещено проводить массовые мероприятия.

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет