23 октября 2023 17:30

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

«Яркуб» подготовил материл, в котором разобрался, откуда же в православных храмах появились псоглавцы и сколько их на территории региона.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

Порой необычное и полное загадок встречается в самых неожиданных местах. К примеру, в церквях. В некоторых святынях при внимательном изучении можно найти фрески, на которых изображен святой в красном одеянии, мечом в руках и... головой собаки. Пожалуй, подобная фигура резко выбивается из привычных канонов.

Неосведомленный человек может подумать: «Здесь что-то не так! Как религиозные люди могли поместить на иконы человека с головой собаки?» Да и изображения разного рода монструозных существ больше свойственно для средневековой Европы, нежели для России.

«Яркуб» при поддержке Ярославского областного отделения Русского географического общества подготовил материл, в котором разобрался, откуда же в православных храмах появились псоглавцы и сколько их на территории региона.


Найти их было непросто

Иногда даже коренному жителю города стоит прогуляться по знакомым местам, представив себя туристом. Совершенно случайно, заглядывая в исторические здания и культовые сооружения, открытые для посещения, рано или поздно вы окажетесь у церкви Николы Мокрого, что располагается на улице Чайковского.

Внутри церкви скрывается одна интригующая особенность: там есть редкая фреска со святым Христофором, которого издавна изображали с телом человека и головой пса. Заметить искомую фигуру довольно сложно. Фреска находится на одном из столпов в средней части храма, большую часть которой занимает житие Николая Чудотворца. Чтобы увидеть святого Христофора, придется высоко поднять голову.

Также образ Христофора можно найти на стенописи в храме Иоанна Предтечи. Там он стоит среди множества святых минейного цикла. Псоглавец держит в руках распятие и меч — каноничное изображение святого на православных иконах.

Иконы со святым мучеником Христофором — одни из самых поразительных примеров церковной живописи, встречающихся в православной традиции. Воин с собачьей головой вызывает в воображении фантастические истории об оборотнях или чудовищных расах, обитающих на краю света.

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

Фреска в храме Николы Мокрого (1675 год)

Иконы Ростовского кремля

Аутентичные изображения псоглавца сохранились в собраниях Государственного архитектурно-художественного музея-заповедника «Ростовский кремль», куда мы отправились, чтобы открыть для себя сокровенные жемчужины православной живописи.

Две деревянные иконы написаны в XVII веке. Об их истории «Яркубу» рассказала старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Татьяна Львовна Никитина.

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

В документах сказано, что икону в конце XIX века нашел архиепископ Ионафан, когда посетил Успенскую церковь в селе Богородском (ныне — деревня Пречистое в Любимском районе). Владыка заметил икону у боковой двери и приказал вынести ее из церкви, указав на «неприличие нахождения в храме подобного образа». В 1893 году этот образ был привезен в Ростовский музей.

Изображение святого Христофора примечательно тем, что на нем помещен иконографический текст. По сторонам от нимба написано о происхождении святого мученика: «родом от песьих глав».

— На полях иконы написано житийное сказание святого. В житии сказано, что до крещения у него не только была песья голова, но и говорить он членораздельно не мог. Вариантов житийных сказаний довольно много, — рассказала Татьяна Львовна. — Подобные изображения для средневековой традиции вполне обычны: еще в античном мире был известенмифический народ кинокефалов. Традиция изображения Христофора с песьей головой сохранилась до Руси через византийские источники. Его почитали как защитника от моровых поветрий, а в западной традиции он считается покровителем путешественников.

Как считает Татьяна Львовна, ничего удивительного в написании человека с песьей головой нет — житие было для иконописца авторитетом.

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

На второй иконе изображен Христофор, стоящий на фоне города, в углу заметна фигура Иисуса на небе. Необычен именно городской пейзаж: белокаменные палаты позади святого нечасто можно встретить на иконах, чаще изображают пустыню или горы.

Конечно, толковать изображение святого с головой пса в прямом смысле не стоит. Скорее, речь идет о символе — свирепости и грубости Христофора, когда тот был язычником. Многие теологи и историки религии полагают, что зооморфный облик — своеобразная метафора.

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

Запреты изображений

Каноничное изображение мученика сформировались уже в раннюю эпоху становления христианства. Часто встречаемый образ святого — юноша, облаченный в красные одеяния (символ мученичества), с мечом или щитом в руках.

Почитание святого Христофора на Руси начинается на рубеже XIII–XIV веков. Почему же тогда его иконы встречаются редко? Ответ на этот вопрос кроется в истории религии. Раскол Русской церкви и петровские преобразования положили начало борьбе против зооморфного изображения мученика.

Первые запреты случились в середине XVII века, когда произошел раскол православной церкви. Собор 1666 года утвердил реформы Патриарха Никона и между делом запретил изображение Христофора с головой пса. Уже в следующем столетии «противные естеству» иконы будут исправлять. К примеру, в росписях Спасо-Преображенского собора в Ярославле святому Христофору заменили песью голову на человеческую. Прежний лик до сих пор просматривается сквозь новый слой штукатурки.

Удивительно, но фрески в ярославских церквях Николы Мокрого и Иоаннна Предтечи появились позже раскола.

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

Фреска из Спасо-Преображенского собора. Фото: foma.ru

Интересно, что и высшее духовенство Ростова резко выступало против подобных изображений. Осуждал это святой Димитрий Ростовский, который называл иконы с псоглавцами «нелепыми небылицами».

Однако нельзя сказать, что иконы со святым псоглавцем пропали полностью. С одной стороны, лики перерисовывали или вовсе изымали из церквей, с другой — привычный образ Христофора продолжал появляться. Все же даже официальными указами было сложно искоренить то, что почиталось долгое время.

Кстати, зооморфные люди в иконографии не ограничивается ликом святого Христофора. Псоглавцы также встречаются на изображениях Пятидесятницы и появляются в истории святого-воина Меркурия, отца которого съели два человека с собачьими головами, позже обращенные самим Меркурием.

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

Роспись в церкви Иоанна Предтечи в Толчково (1694 год). Фото: Митрополичьи палаты в Ярославле / Telegram

Объясняя собачий лик

Догматики и богословы считают, что каждая икона являет собой ту реальность, которую человек не в силах понять, но в то же время не сомневается в ней. Каждое изображение святого или Христа ставит целью показать незримый мир через зримые и привычные образы. Такими же свойствами должны обладать и иконы с Христофором, однако его образ нельзя назвать привычным. Песий лик вызывает смешанные эмоции: от страха и удивления до неопределенности и непонимания. Постигая настолько неизведанное, человек невольно начинает распутывать загадку, к которой хочется подобрать нужный ключ, всматриваясь в пасть дикой собаки. Но ответы будут у всех разные.

Известный религиозный философ Павел Флоренский в своем труде «Иконостас» объяснил различие между «ликом», «лицом» и «личиной». Он считал, что в иконописном лице предстает духовная реальность, лик — уподобление образу Бога, отражение его мира, а поэтому он отражает и высоту духовного совершенства. Задача обычного художника заключается в показе души человека в ее земной ипостаси, задача иконописца — противоположна.

Как же тогда песья голова может считаться ликом? Пожалуй, собака — наиболее приземленное и реальное, что только можно изобразить на иконе. Быть может, это вовсе и не лик, и даже не лицо, а личина — псевдо-духовный образ животного. Однако Флоренский замечал, что, если лицо явится в свете духовности, оно станет ликом. Так и с происходит с изображениями святого Христофора: духовное содержание лица преобразует телесную форму. Понимание песьей головы лежит за пределами объективной реальности.

Парадоксально, но именно святой Христофор оказывается ближе к человеку. Собака становится более понятным в эмпирическом плане символом, нежели лики троицы или иных святых. Пожалуй, крестьянину легче было отождествить себя с псоглавцем, который однажды случайно встретил Иисуса, чем с Ильей Пророком, разъезжающим по небу в огненной колеснице. Возможно, именно за некую «приземленность» почитали Христофора, а церкви так и не удалось искоренить из сознания людей его настоящий облик.

Псоглавец — идеальный посредник между далеким от философии верующим и его благочестивым существованием. Кроме того, становление Христофора святым насквозь пронизано мирским, что в большей степени способствует духу некоего товарищества.


Икона Святого Христофора из церкви «Святая Петка» в Брезнике, Болгария. Фото: commons.wikimedia.org

Житие святого

В житии святого говорится, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения носил имя Репрев (в переводе с греческого означает «отверженный»). В агиографии написано, что Репрев был огромного роста и обладал недюжинной силой. В какой-то момент его захватили римские войска, сражающиеся против племен, обитающих к западу от Египта, после чего он был вынужден присоседиться к легионам императора. Однако языческая вера была чужда великану, и епископ Антиохии крестил его. Христианская вера Репрева не нравилась римлянам, которые строили против него различные козни. Но убеждения его была так велики, что, видя это, нанятые императором убийцы и блудницы сами становились христианами.

Имя Христофор буквально переводится как «несущий Христа». Это связано с эпизодом из жития святого, когда тот работал на речной переправе. Однажды он переносил через реку ребенка, но удивился, когда ощутил невыносимую тяжесть. Оказалось, что он несет самого Христа, а тот — все тяжести мира. После этого Христофор начал обращать людей в христианство, а затем был предан мученической смерти, когда проповедовал послание Спасителя.

Разные ветви церкви выбирают разные изображения для своих религиозных икон. Так, в западной традиции святой Христофор традиционно показан с человеческой головой, а основным сюжетом для икон и картин выбирают рассказ о пересечении бурных речных вод с младенцем Иисусом на плече. Тогда и распространилась эта легенда. Таким образом, великан стал защитником от любой опасности, подстерегающей путешественников на пути: ураганов, бурь, болезней и злых чар.

Что касается столь необычного облика, то известны две легенды, объясняющие внешность Христофора. По одной из них, Христофор родился с песьей головой, так как происходил из страны кинокефалов — существ с телами людей и головами собак. Он приобрел человеческий облик, когда был крещен. Другое предание, получившее распространение на Кипре повествует о том, что будущий святой был настолько красив, что сам попросил господа наградить его безобразным обликом, чтобы не поддаться земным искушениям.

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

«Святой Христофор», Иероним Босх (1504—1505)

Кто такие кинокефалы

Внимательный читатель может заметить любопытную деталь и вспомнить, что древние египтяне верили в Анубиса — бога с головой шакала. Кроме внешнего сходства с Христофором, он выполнял похожую, но совершенно противоположную «переправочную» функцию: провожал души умерших в загробный мир.

К слову, упоминания кинокефалов встречаются еще с античных времен — древние историки писали, что народы с собачьими головами жили на севере Африки, в Индии и пустынных землях Ливии. Да и у многих языческих религий в том или ином виде присутствуют подобные существа.

В древних сказаниях кинокефалы выступают чудовищами, наводящими ужас на целые города и пожирающими людей. Только крещение делает их кроткими, но в случае необходимости к ним снова возвращается прежняя свирепость. Люди с собачьими головами представлялись такими жестокими, чтобы показать жителей отдаленных мест — варваров-чужеземцев, тех, кто живет на краю света.

Может создастся впечатление, что иконография святого с головой собаки является свидетельством культа коптского христианства, находящегося под влиянием египетской религии. Однако кроме Анубиса из Древнего Египта, подобное мифическое существо есть в кельтском фольклоре — Вулвер. Эти существа с волчьей головой живут в пещерах на Шетландских островах, любят рыбачить и даже помогают местным голодающим жителям, оставляя улов на подоконниках их домов.

У любой мало-мальски мистической истории часто появляются фанаты и последователи. Даже монстры из страны кинокефалов обросли массой теорий заговоров, якобы те до сих пор живут где-то в сибирской глуши в окрестностях Байкала. Однако можно предположить, что подобные люди действительно есть. Существует врожденное заболевание под названием «гипертрихоз», главным признаком которого является избыточный рост волос, на не свойственном данному участку кожи. Кто знает, быть может, античные путешественники принимали таких людей за кинокефалов.

Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов

Иллюстрация к книге Улиссе Альдрованди «Monstrorum historia» (1652 год). Источник: hos.ou.edu

Где еще можно увидеть псоглавцев?

«Яркуб» подготовил подробный путеводитель по местам, где сохранились фрески и иконы с псоглавцем.



Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

7 августа в 10:35
В Тутаеве мотоциклист получил травмы в ДТП
Авария произошла на улице Советской.

Утром 7 августа в Тутаеве произошло ДТП с участием мотоциклиста. По предварительным данным, около 7:30 на улице Советской автомобиль Hyundai под управлением 47-летней женщины столкнулся с мотоциклом, которым управлял 48-летний мужчина.

В пресс-службе УМВД России по Ярославской области сообщили, что в результате аварии водитель мотоцикла получил травмы и был доставлен в медицинское учреждение.

Сотрудники полиции устанавливают обстоятельства происшествия. По факту ДТП проводится проверка.

Обновление

Позднее в Сети появилось видео момента ДТП.

Фото и видео: lux-tv.ru

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
7 августа в 09:48
В Ярославской области археологи нашли редкие украшения-обереги народа меря
В могильнике IX–XI веков под Ростовом Великом обнаружили уникальные артефакты.

В окрестностях Ростова Великого археологи исследуют древний могильник IX–XI веков. Совместную экспедицию ведут специалисты Музея-заповедника «Ростовский кремль» и Института истории материальной культуры РАН. В кургане учёным удалось обнаружить 14 артефактов, десять из которых — женские медные украшения.

«Эти изящные вещицы — немые свидетели вкуса и верований народа меря, финно-угорских племён, населявших эти земли. Главная героиня — полутрубчатая подвеска. Когда-то она звенела, „шумела“ при движении, отгоняя злых духов или просто радуя слух своей обладательницы. Каждая такая подвеска была единственной в своём роде: восковая форма безвозвратно погибала в огне после отливки в глине», — рассказал заведующий археологическим отделом «Ростовского кремля» Алексей Каретников.

Несмотря на утрату части декоративных элементов — изящных треугольных привесок-«лапок», находка по-прежнему впечатляет тонкой работой и выразительным силуэтом.

В «Ростовском кремле» добавили, что исследования продолжаются. Археологи надеются, что даже такой скромный по площади раскоп поможет больше узнать о культуре и быте древнего населения региона.

Фото: ГМЗ «Ростовский кремль»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

4 августа в 15:18
Ярославль накроют мощные ливни, а затем весьма ощутимое похолодание
Лето берёт паузу.

Жаркое и солнечное лето в Ярославле возьмёт паузу. В ближайшие сутки на город и область обрушатся мощные ливни. Местами может выпасть до половины месячной нормы августа.

Виной всему — активный циклон, сформировавшийся на холодном атмосферном фронте в южных регионах Европейской России. Сейчас он движется на север, попутно существенно портя погоду в большинстве регионов Центрального федерального округа. Местами уже выпало более половины месячной нормы влаги. С утра понедельника, 4 августа, заливает столицу России. А в ближайшее время погода испортится и в Ярославле.

Ожидается, что дожди будут носить ливневой характер, местами не исключены грозы. Начнутся осадки в Ярославле ближе к вечеру понедельника. Наиболее сильный дождь ожидается в ночь на вторник, 5 августа. С небольшими перерывами будет поливать и весь последующий день. В понедельник воздух успеет прогреться до +24...+26 градусов, однако во вторник дневная температура рухнет до +19...+21 градуса.

В среду распогодится — дожди прекратятся, потеплеет до +24...+26. Однако ненадолго — уже в четверг регион пересечёт холодный атмосферный фронт. Погода станет неустойчивой, ожидаются дожди разной интенсивности, а температура воздуха днём составит всего +20...+22 градуса. Ночами в течение этой недели ожидается +14...+18.

По предварительным прогнозам, на следующей неделе похолодание продолжится и дневные температуры опустятся даже ниже +20. Впрочем, сухая и тёплая погода ещё должна вернуться — ближе к третьей декаде августа.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

4 августа в 14:58
В Ярославле подросток-зацепер погиб на железной дороге
Ему было 14 лет.

В Ярославле подросток-зацепер погиб на железной дороге. Об этом сообщили в пресс-службе Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России.

Трагедия произошла вечером 3 августа рядом с железнодорожным переездом неподалёку от платформы Липовая Гора. Знакомые мальчика сообщили, что ему было 14 лет.

В пресс-службе ведомства сообщили, что молодой человек увлекался зацепингом. Предварительно, передвигался в межвагонном пространстве электрички.

Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть человека».

Видео: «Подслушано в Ярославле!»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

4 августа в 12:14
Автобус с ярославскими паломниками попал под поезд в Ленинградской области
Транспортная прокуратура и Следственный комитет проводят проверку по факту аварии на железнодорожном переезде.

Утром 4 августа в Ленинградской области на железнодорожном переезде грузовой поезд протаранил туристический автобус, следовавший из Ярославской области в Карелию. О происшествии сообщили в правоохранительных органах региона.

По информации СК России, автобус выехал на переезд на запрещающий сигнал светофора. Машинист поезда применил экстренное торможение. Столкновение произошло, когда водитель не успел завершить манёвр, и поезд ударил в заднюю часть автобуса.

По предварительным данным, автобус вёз паломников Воскресенского собора в Тутаеве. В салоне находились 37 человек. В результате аварии погибла 68-летняя пассажирка, пострадали 16 человек, семеро из них — в тяжёлом состоянии, некоторые находятся в реанимации.

По факту происшествия Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлёкшее смерть человека). Глава ведомства Александр Бастрыкин запросил доклад о ходе расследования.

Также на месте аварии работают сотрудники Северо-Западной транспортной прокуратуры. Ведомство проводит проверку соблюдения законодательства о транспортной безопасности и защите прав пассажиров.

Пострадавших доставляют в больницы, для эвакуации тяжёлых пациентов привлечены вертолёты санитарной авиации.

Фото: Северо-Западная транспортная прокуратура

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 августа в 19:55
Программа Парада Чемпионов в Ярославле
Мероприятия пройдут 3 августа.

Центральным событием первых августовских выходных в Ярославле станет чемпионский парад «Локомотива», который состоится в День железнодорожника, 3 августа. «Яркуб» напоминает программу предстоящих событий.

Начнётся праздник в 14:30 на Советской площади Ярославля, где развернётся самая большая фан-зона. Площадка здесь будет работать до позднего вечера. Болельщиков ждут конкурсы, розыгрыши атрибутики, музыкальные выступления.

Непосредственно Парад Чемпионов запланирован на 16 часов. Автобус с чемпионами и Кубком Гагарина проследует от «Арены-2000» до Советской площади по Московскому проспекту, Которосльной набережной, улице Почтовой и площади Челюскинцев. Проследить маршрут можно на опубликованной мэрией схеме ограничений движения автотранспорта.

Программа Парада Чемпионов в ЯрославлеПрограмма Парада Чемпионов в Ярославле

На Советской площади команда станет частью программы на фан-зоне.

В 19 часов начнётся торжественный вечер в «Арене-2000». Вход на это мероприятие платный, по заранее купленным в кассах или онлайн билетам. Запланированы яркое световое шоу, награждение чемпионской команды, а затем — выступление популярного музыкального исполнителя. Имя его до сих пор держат в секрете, однако намекают, что он так или иначе связан с музыкальной составляющей победных матчей в минувших сезонах.

Напомним, 3 августа в Ярославле общественный транспорт будет работать по изменённой схеме. Вводятся и ограничения движения.

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

31 июля в 17:35
В Ярославле временно изменят схему движения общественного транспорта
Корректировки вносятся на время Парада Чемпионов.

В день Парада Чемпионов в Ярославле общественный транспорт будет работать по изменённой схеме. Об этом предупредили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона.

Напомним, мероприятия состоятся в ближайшее воскресенье, 3 августа. Автобусы с командой и Кубком Гагарина проедут от «Арены-2000» до Советской площади. В связи с этим в целях безопасности троллейбусная контактная сеть будет обесточена. В частности, напряжение отключат на участке Московского проспекта от улицы Калинина до Богоявленской площади с 15:30 до 19 часов. Троллейбусные маршруты №№ 5 и 9 укоротят до площади Богоявления и Торгового переулка соответственно. Зато на нескольких автобусных и электробусных маршрутах будет обеспечен максимальный выпуск подвижного состава:

  • № 1 «Улица Волгоградская» — «5-й микрорайон»;

  • № 2 «Улица Большие Полянки» — «ЯШЗ»;

  • № 8 «Ярославский Вернисаж» — «15-й микрорайон»;

  • № 13 «Улица Суздальская» — «Машприбор»;

  • № 19 «ХЗ „Луч“» — «Улица Гудованцева»;

  • № 19к «Улица Гудованцева» — «Красная площадь»;

  • № 21б «Резинотехника» — «Улица Павлова»;

  • № 33 «ПАТП № 1» — «Областная больница»;

  • № 41 «Ярославль Главный» — «Посёлок Прибрежный»;

  • № 41а «Ярославский Вернисаж» — «Посёлок Куйбышева»;

  • № 41б «Богоявленская площадь» — «Посёлок Куйбышева»;

  • № 42 «15-й микрорайон» — «Посёлок Куйбышева»;

  • № 49 «Улица Ярославская» — «15-й микрорайон»;

  • № 53 «Ярославский Вернисаж» — «ГМ „Глобус“»;

  • № 56 «Посёлок Прибрежный» — «Машприбор»;

  • № 62 «15-й микрорайон» — «Улица 1-я Технологическая»;

  • № 66 «НЗКИ» — «Больничный городок»;

  • № 68 «Улица Космонавтов» — «Улица Большие Полянки»;

  • № 71с «Ярославский Вернисаж» — «Холодмаш»;

  • № 76 «Ярославский Вернисаж» — «Ярославль Главный»;

  • № 92 «Улица Павлова» — «ЯШЗ»;

  • № 97с «Фабрика „Красный перевал“» — «Улица Большие Полянки»;

  • № 97 «14-й микрорайон» — «Улица Большие Полянки»;

  • № 176 Ярославль Главный — Щедрино;

  • № 178 Ярославль — Михайловский;

  • № 50 «Крестобогородская» — «15-й микрорайон»;

  • № 60 «Улица Рыкачёва» — «Улица Автозаводская».

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

31 июля в 12:15
В ночном пожаре под Ярославлем погибли люди
Возгорание в трёхквартирном жилом доме тушили более семи часов.

Крупный пожар произошёл в ночь на 31 июля в деревне Телищево под Ярославлем. В областном ГУ МЧС России рассказали, что сообщение о возгорании трёхквартирном жилом доме поступило на пульт дежурного в 00:08.

К тушению были привлечены шесть единиц техники и 20 пожарных, полная ликвидация пожара завершилась лишь к 07:24 утра. Огонь уничтожил часть жилого дома площадью 80 квадратных метров, а также кровлю. По официальным данным, есть погибшие.

В пресс-службе прокуратуры Ярославской области сообщили, что для координации действий правоохранительных органов на место происшествия выезжал прокурор района Алексей Корнилов. Надзорное ведомство поставила ход и результаты проверки на контроль. В настоящее время устанавливаются все обстоятельства трагедии.

Фото: прокуратура Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
30 июля в 10:19
В Ярославской области на месте древнего поселения нашли средневековый боевой топор и кресты
Студенты-историки обнаружили в культурном слое памятника на Усть-Шексне редкие находки.

Завершилась археологическая практика студентов ЯрГУ и ЯГПУ в поселении Усть-Шексна под Рыбинском. Полевой сезон принёс археологам целый ряд ценных находок.

В неисследованной ранее части памятника археологи вскрыли хорошо сохранившийся культурный слой, охватывающий период от Средневековья до новейшего времени. Особое внимание уделили новому раскопу в северной части поселения. Здесь был обнаружен редкий слой XV века, который прежде не встречался на этом участке, а также слой XII века.

Как рассказал начальник разведочного отряда Рыбинской археологической экспедиции, доцент ЯрГУ и учёный секретарь музея-заповедника «Ростовский кремль» Денис Уткин, находки оказались как традиционными, так и уникальными.

«Набор находок оказался традиционным для Усть-Шексны: фрагменты стеклянных браслетов, пряслица, монеты XV-XIX веков, рыболовные грузила, оселки. Наиболее интересными находками стали нательные кресты XV века, средневековая товарная пломба, а также боевой топор конца XII — начала XIII веков», — отметил Денис Уткин.

Отметим, что поселение Усть-Шексна считается одним из значимых археологических памятников региона, относящихся к периоду от XI до XVI века. Раскопки здесь позволяют лучше понять быт, экономику и культуру средневекового населения Руси.

Фото: ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет