Рго
В Ярославской области в юбилейный, десятый, раз состоялся Географический диктант. Международную просветительскую акцию проводит Русское Географическое общество. В этом году в ярославцы могли написать диктант на 13 площадках, которые работали в регионе. На одной из них побывали корреспонденты издания «Яркуб».
Участникам было предложено сорок вопросов, связанных с географией, смежными науками и достоянием России. Проверили свои познания ярославцы всех возрастов: от школьников до пенсионеров. Также к акции присоединились студенты университетов.
Впервые очно акция состоялась в центре Первомайского района — посёлке Пречистом, где участники собрались в стенах местной библиотеки.
А площадка в Ярославском государственном педагогическом университете собрала более 250 участников. Активисты Молодёжного клуба РГО и студенты естественно-географического факультета подготовили для гостей тематические станции. Каждый желающий мог проверить свою эрудицию, поучаствовать в увлекательных конкурсах и открыть для себя что-то новое. Также в рамках мероприятия выступил известный даниловский художник Владимир Середа и поделился своими творческими достижениями, а его коллега Сергей Фрейд рассказал о туристическом маршруте по старообрядческим сёлам и о знаменитом земляке старце Капитоне.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В Ростове состоялись Вторые общественно-научные чтения «Дом А. А. Титова». Мероприятие, приуроченное к 180-летию со дня рождения историка, купца и общественного деятеля, прошло 28 октября в старинном особняке, который некогда принадлежал Андрею Александровичу Титову.
Без имени Андрея Титова невозможно представить историю Ростова и музей «Ростовский кремль», к созданию которого историк приложил немало усилий. На чтениях представители культурной и научной общественности, власти, бизнеса почтили память выдающегося земляка и рассказали о перспективах реставрации дома, а также о коллекциях редкостей и книг купца.
Конференцию посетили директор Департамента экспертно-аналитической и международной деятельности РГО Александр Карандеев, сенатор РФ от Ярославской области Александр Русаков, председатель Общественной палаты Ярославской области Сергей Берёзкин и председатель Ярославского областного отделения РГО.
— Андрей Александрович Титов — первый действительный член Русского географического общества из Ярославской губернии, поэтому крайне важно сохранить его наследие. На чтениях обсуждались создание музея и судьба Дома Титова. В перспективе он может стать площадкой для научных конференций, встреч артистов и музыкантов, деятелей культуры и общественников. Собравшиеся подчеркнули, что Дом должен стать сосредоточием общественной жизни Ростова, — рассказал Михаил Ильин.
Также открылась выставка «В доме Титовых на Покровской улице...», посвящённая истории дома и двум его выдающимся жителям: Андрею Александровичу и его сыну Александру Андреевичу Титову, учёному и общественному деятелю.
Фото: Государственный музей «Ростовский кремль», Детская школа искусств посёлка Борисоглебский Ярославской области, Сергей Тихомиров
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Период религиозных гонений в послереволюционные годы — одна из самых неоднозначных страниц истории России. Репрессии и преследования коснулись многих жителей Ярославской области. Имена некоторых занесены в книги памяти, другие причислены к лику новомучеников, а третьи, к сожалению, забыты. Печальная, местами даже жестокая эпоха оказала значительное влияние на социальные, политические и культурные аспекты общества, навсегда сохранившего в своей памяти те события.
В 1920 — 1930-е годы верующие подвергались систематическому преследованию, из-за чего многие священнослужители и миряне уходили в подполье. Уже сам этот термин намекает на тайну, сокрытую от простого обывателя. Даже спустя десятилетия свидетельств о «церковном подполье» осталось не так много — лишь обрывки из воспоминаний и незначительные сведения.
Члены Ярославского областного отделения Русского географического общества поставили перед собой задачу изучить деятельность подпольных религиозных объединений на территории Ярославской и Вологодской областей. «Яркуб» публикует первые результаты исследования на основе собранных в архивах и экспедиции материалах.
Существование подземных храмов и монастырей — не новая для православного мира реалия. Религиозные пещерные комплексы известны ещё с IV века, и тогда их появление не было связано с потребностью скрыться: свою роль играли ландшафтные особенности местности. Эти уникальные памятники сохранились и до наших дней. Белогорский Воскресенский, Каменно-Бродский, Шатрищегорский, Холковский Троицкий монастыри — лишь незначительная часть из обширного списка.
Некоторые подобные обители переставали существовать до Октябрьской революции, а какие-то вовсе безвестно пропадали до момента их обнаружения учёными. Так, в 1891 году в Подольской губернии провели раскопки и нашли остатки пещерных келий и монастырской церкви на берегу Днестра.
В народе, кроме того, бытовали легенды о сокрытых от глаз простых людей обителях. К примеру, жители Нижегородской губернии рассказывали, что якобы рядом с озером Светлояр, в котором по преданиям затонул Китеж-град, в пещерах сохранился тайный монастырь. Жили в нём восемь монахов — ни больше, ни меньше. Попасть к ним без приглашения было невозможно, а те, кто попадал хоть раз, не могли найти эти пещеры снова.
Размещение православных обителей на территории Вологодской губернии в конце ХVIII — начале ХХ века
С приходом советской власти в быте людей многое изменилось. И одни из самых заметных изменений произошли в религиозной жизни русского народа. Большевики диктовали новые правила и запустили кампанию по отделению Церкви от государства. Повсеместно стали закрываться церкви и монастыри, началось активное истребление духовенства.
Политика советской власти задала систему координат, запретив целые сферы церковной жизни. Но та не прекратила своё существование, а лишь приобрела нелегальный характер.
Многим православным монастырям пришлось приспособиться к новым условиям существования. В середине 1920-х годах сложилась группа тайных монашеских общин московского Высоко-Петровского монастыря, когда властями была ликвидирована мужская Свято-Смоленская Зосимова пустынь — известный в предреволюционные годы центр монашеской жизни и духовного старчества. В то же время в Москве возникла тайная община при бывшем подворье Валаамского монастыря, просуществовавшая до 1932-го. В 1927 году в Муроме появилась достаточно крупная община монахинь Дивеевского монастыря, сохранявшаяся вплоть до 80-х годов. В Ивановской области на базе Свято-Никольской женской общины возникла Назарьевская сельхозартель. Её образовали бывшие монахини и остались жить при монастыре по-старому. В новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре была учреждена сельскохозяйственная артель, в которую вошли рясофорные и простые послушницы.
Однако не все священнослужители были готовы адаптироваться и пытались скрыться. Так, в 1928 году чекисты обнаружили подпольный женский монастырь в Новороссийске. Пустынь Кашинская щель на хуторе Горном основал Феодосий Кавказский. Святого отца отправили в ссылку, а монахинь расстреляли в лесу. А в 30-х годах в Вятских лесах вскрыли тайный подземный монастырь, построенный по благословению епископа Дамаскина (Цедрика).
Обнаруженный чекистами тайный подземный монастырь в Вятских лесах. Фото: martyrs.pstbi.ru
1937 год стал для духовенства годом большого террора: репрессии достигли максимума и уничтожались все «враги народа», кто считался потенциально опасным. С октября 1937-го по 1938-й в Ярославской епархии были 258 человек — 154 из них приговорены к высшей мере наказания.
Последний настоятель Павло-Обнорского монастыря архимандрит Никон (Чулков). Фото: ГАЯО
Известен пример Первомайской женской коммуны имени Н. К. Крупской. В нескольких километрах от села Кукобой Ярославской области в 1921 году возникла женская трудовая артель. Её появление связывают с личностью последнего настоятеля Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова). Якобы именно он дал своим духовным дочерям благословение на создание тайного женского монастыря. Община просуществовала без малого десять лет, пока артель, а впоследствии коммуну, не расформировали и приближённых к Никону женщин не арестовали.
В 1920-е годы в Любимском районе образовалась община тайного монашества, членами которой стали духовные чада иеромонаха Железноборовского Предтечевского монастыря Иоасафа (Сазонова). Он благословил устроение небольших тайных монастырей в миру, которые расположились частично в селе Сандогоры в Костромской области и частично в Любимском районе. Членов общины арестовали в 1932 году. Женщин обвинили в устройстве тайных монашеских келий, организации постригов и нелегальных молитвенных собраний.
Первомайская коммуна им Н. К. Крупской. Фото: Кукобойский ДК
О тайных общинах, описанных выше, до наших дней дошли хоть какие-то сведения, но сколько таких подпольных организаций существовало в действительности и где они находились? Сведения об одном из таких «монастырей» обнаружились в уголовных делах членов Первомайской коммуны и сподвижниц архимандрита Никона.
Духовная дочь святого отца, Волоцкая Любовь Петровна, рассказала следователям, как в 1936 году по указке Никона искала тайный подземный монастырь в вологодских лесах. Череда знакомств привела её в окрестности деревни Великий Двор, однако ни тайных монахинь, ни самого монастыря отыскать не удалось.
Допрос Любови Волоцкой (изборажение сделано на основе архивных выписок и не является точной копией документа)Члены РГО изучили имеющиеся данные, биографии репрессированных и в начале августа отправились в небольшую краеведческую экспедицию на поиски подземного монастыря и по действующим и недействующим монастырям на границе Вологодской и Ярославских областей.
Экспедиция началась с посещения Исааково-Рождество-Богородицкого женского монастыря — самого северного в Ярославской области. Путь до него труден, особенно в распутицу, поэтому отправляться лучше летом, в период засухи. Команда РГО стартовала от села Воздвиженского (Вологодская область) и проделала пеший путь протяжённостью в девять километров: сначала по просёлочной дороге через поля, затем через лес и вдоль болот.
На пути в Исакову пустынь. Фото: ЯОО РГО
— Из села Воздвиженского мы порядка девяти километров преодолели пешком. Дорога, стоит признаться, очень интересная: русская природа, широта, простор, заброшенные деревни, лес — романтика, — рассказывает член Ярославского областного отделения РГО Арсений Дыбов.
— Дорога в Исакову пустынь — настоящее испытание тела и духа, — делится пресс-секретарь Ярославского областного отделения РГО Сергей Калинин. — Больше пяти километров через леса, поля и болота по разбитой дороге. Но в конце путника ждёт награда — покой и благодать уединённой обители. А если останутся силы подняться на колокольню, то взору откроются божественной красоты просторы, от вида которых восторженная душа жаждет свободы и благообразия.
— Настоятельница Елисавета угостила нас вкуснейшей ухой и чаем. Побеседовали об истории монастыря и Первомайского края, а ещё о подвигах веры и православном монашестве. Загладили до умопомрачения кота Рыжика, — добавляет член Первомайского местного отделения РГО Елена Микулина.
Колокольня церкви Рождества Богородицы в Исааковском Рождество-Богородицком монастыре. Фото: ЯОО РГО
Новая власть добралась и до столь отдалённого места. После революции сёстры Исаковой пустыни продолжали жить натуральным хозяйством, самостоятельно обеспечивая себя продуктами. В 1928 году, когда монастырь закрыли, в состав религиозной общины входило 150 человек из близлежащих деревень и сёл. Формальная причина закрытия Исаковой пустыни была проста: сёстры воспротивились реорганизации религиозного общества в советскую трудовую коммуну. Кроме того, исааковские сёстры были связаны с Первомайской коммуной и архимандритом Никоном, который был духовником Исаковой пустыни.
Изгнанные из монастыря насельницы искали приют в ближайших храмах, поселяясь в сторожках, работали псаломщиками. Во время Великой Отечественной войны в пустыни разместили эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, в соборе устроили зерносклад. Какое-то время помещения монастыря использовалась под школу и отделение психиатрической больницы.
Вид с колокольни Исааковского Рождество-Богородицкого монастыря
Сейчас дорога ко многим монастырям — целое испытание для исследователей. К примеру, следующим пунктом в маршруте экспедиторов стал Григориево-Пельшемский Лопотов в Вологодской области. Его руины находятся в труднодоступной местности, вдали от населённых пунктов и доехать туда на машине получится. На пути путников встречались следы диких животных, в высокой густой траве кишели змеи, пошёл сильный дождь, но четыре километра были преодолены.
До наших дней от основанного в 1420-х годах монастыря осталось несколько разрушенных корпусов. На развалинах одного из храмов стоят иконы, изредка сюда приезжают вести службы, но просто так в помещения не попасть — двери под замком.
Григориево-Пельшемский Лопотов монастырь. Фото: ЯОО РГО
Ещё одна важная точка — Дионисиево-Глушицкий Сосновецкий Предтечев монастырь. Он занимает значимое место на православной карте Вологодской земли. Многие монастыри в той местности — Григориево-Пельшемский Лопотов и Спасо-Преображенский Рабангский — основаны учениками Дионисия Глушицкого — Григорием Пельшемским и Филиппом Рабангским соответственно. А житие святого Дионисия сохранило свидетельства о его взаимоотношениях с преподобным Павлом Обнорским. Последний в начале 1420-х годов поселился в двух верстах от Сосновецкой пустыни, желая основать здесь собственный монастырь. Но Дионисий послал к нему монаха со смиренной просьбой оставить это место, что тот и исполнил.
— Как мы видим, духовная связь между этими местами сохраняется, а идеи старчества буквально пронизывают территорию Вологодчины, — комментирует Арсений Дыбов. — Думается, что, следуя примеру старцев, основавших монастыри на Вологодской земле, настоятели обителей и священнослужители в 20-30-е годы создавали свои общины, тайные и подпольные монастыри для возможности продолжать духовную жизнь.
Корнилиево-Комельский монастырь. Фото: ЯОО РГО
Все эти монастыри повторили судьбу Исаковой пустыни. Часть из них была закрыта, а насельники выдворены. Павло-Обнорский и Корнилиево-Комельский оборудовали под школы и детские дома, в Спасо-Прилуцком в Вологде в разные годы размещались военные, перевалочный пункты для ссыльных, интернат для беспризорников, склады.
Павло-Обнорский монастырь (ныне дейсвтующий). Фото: ЯОО РГО
Конечно, главной целью экспедиции стала попытка найти тот самый подземный монастырь, упоминаемый в уголовной деле духовной дочери Никона. Члены РГО установили, что указанная деревня Великий Двор относится к Воробьёвскому сельскому поселению Сокольского муниципального округа Вологодской области.
Вологодские леса. Окрестности деревни Великий Двор. Фото: ЯОО РГО
— Мы решили пройти точно таким же путём, по которому архимандрит Никон отправил свою духовную дочь Любовь Волоцкую, — рассказывает Арсений Дыбов. — Как и она, мы оказались в последней точке маршрута, в деревне Великий Двор. Даже расчёт был примерно такой же: «узнать от крестьян местонахождение тайного монастыря». Но, к сожалению, деревня, хоть с виду и обжитая, оказалась безлюдной. Фактически мы столкнулись с то же проблемой, что и сама Любовь Волоцкая — не от кого было получить сведения.
— Все избы заперты, но спиной ты чувствуешь, как за тобой кто-то беспрестанно наблюдает, — делится впечатлениями Елена Микулина.
— Неожиданно нагрянул дождь, и все дороги моментально размыло, — рассказывает Сергей Калинин. — Наш экипаж оказался заперт в лощине. Чтобы покинуть деревню, нужно было или заехать по полю в крутую горку, или пересечь скользкий бревенчатый помост через ручей, за которым дорога опять круто уходила вверх на холм. Первый путь на поверку оказался непреодолимым, а второй — представлялся слишком рискованным (соскользнуть на машине в ручей было бы равнозначно провалу). Ситуация почти патовая. Ты вроде нигде не застрял, но ландшафт не даёт тебе возможности покинуть место. Пришлось немного понервничать. Но благодаря смелым действиям нам удалось вырваться из ловушки. С тех пор мы стали внимательнее прислушиваться к знакам.
Далее экспедиторы отправились в окрестные леса. Чаща оказалась непроходимыми дебрями, в которых при отсутствии исходных данных, увы, искать монастырь не представлялось возможным.
Вологодские леса. Окрестности деревни Великий Двор. Фото: ЯОО РГО
Получить каких-либо «живых» подтверждений существования подземного монастыря в окрестностях деревни Великий Двор не удалось. Однако достаточно близко к указанному населённому пункту существовали другие подпольные общины.
В архивах вологодского УФСБ находятся упоминания тайного монастыря, организованного епископом Никольским Иерофеем (Афониным), сподвижники которого были обвинены в антисоветской пропаганде. Местонахождение этого тайного монастыря не упоминается, однако известно, что большинство последователей Иерофея проживали в окрестностях города Никольска и Кичменгского Городка. После гибели епископа возникла религиозная община «ерофеевцев», которая не признавала официальную Церковь и проводила службы по домам, избирая священнослужителей из своего числа. Немногочисленная община просуществовала вплоть до XXI века.
Иерофей (Афонин). Бутырская тюрьма. Фотография. 1925 г. Фото: pravenc.ru
В 1936 году по колёса «красной машины» попали владыка Стефан (Знамировский), священник Сергий Суворов и ещё 30 человек, жителей Сокольского и Усть-Кубенского районов. Как выяснили следователи, в этих местах возникли группы тайного сестричества.
«... Впервые тайные сестричества возникли на территории Сокольского и Усть-Кубенского районов при Вологодском епископе Неофите. Впоследствии руководство сестричеством и его деятельность возглавлял иеромонах закрытого уже к тому времени Сосновецко-Глушицкого монастыря Никита (Громов). После его смерти руководил деятельностью сестричества в Покровском приходе — я, в Леонтьевском — священники Жуков и Дмитриевский...», — говорил на допросе отец Сергий Суворов.
По меньшей мере трое из проходящих по делу женщин обвинялись в том, что «состояли в группе „Сестричество“», а также активно «участвовали в контрреволюционной деятельности, вели контрреволюционную агитацию, саботировали выполнение гособязательств».
Кот Рыжик в Исааковском Рождество-Богородицком монастыре. Фото: ЯОО РГО
С докладом о проведённой экспедиции исследователи выступили на заседании Первомайского местного отделения РГО. Как отметили путешественники, тема не иссякла, а проведённая работа — лишь начало пути в изучении целого пласта не рассказанной доселе истории.
Текст: Арсений Дыбов, Сергей Калинин
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В Ярославском филиале Финансового университета с 19 по 30 сентября работала выставка гравюр индийского художника С. Радхакришнана, посвящённая путешествию Афанасия Никитина и его книге «Хождение за три моря». Мероприятие посетили председатель Ярославского областного отделения Русского географического общества Михаил Ильин, глава Дзержинского района Ярославля Екатерина Мусинова и рассказали студентам о русском первопроходце.
Афанасий Никитин, купец из Твери, совершил поистине выдающееся и значимое путешествие. Во время своих странствий он вёл дневник, который стал настоящим географическим памятником и свидетельством мужества, любознательности и патриотизма русского человека. Его путешествие началось в 1466 году, когда он отправился в Персию.
— С караваном он спустился в низовья Волги, где угодил в засаду разбойников и потерял весь товар. Но находчивый купец решил, что всё равно продолжит свой путь, и в итоге достиг земель Индии, — рассказал Михаил Ильин. — Немногие знают, что Афанасий Никитин стал первым иностранцем, который прибыл в Индию с мирными целями. Он посетил страну в 1469 году — почти за три десятилетия до плавания португальца Васко да Гамы.
Никитин провёл в Индии три года и всё это время описывал жизнь и культуру жителей страны. Затем путешественник отправился на родину, пересёк Чёрное море на корабле и высадился в Балаклаве, откуда поехал в Тверь. Однако завершить путешествие ему не удалось: в пути Афанасий Никитин умер, не доехав до Смоленска.
— Каждый раз мы делаем выбор, от которого зависит наша судьба и история нашей страны. К примеру, Афанасий Никитин внёс огромный вклад в развитие географии, торговых путей и межнациональных отношений, — считает член РГО, глава Дзержинского района Екатерина Мусинова. — «Хождение за три моря» расширило кругозор русских людей и границы познаваемого мира.
В 2024 году отмечается 555-летие знаменитого путешествия Афанасия Никитина. Именно с его визита в далёкую страну начались русско-индийские отношения.
Фото: Ярославское областное отделение Русского географического общества
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В Ярославской области состоялась воздушная встреча пошехонских и даниловских парапланеристов. Инициатором необычного события, которое прошло 8 сентября, стал Сергей Дерябин, инструктор парапланеризма и член Даниловского местного отделения Русского географического общества.
Встреча авиаторов на границе двух северных районов области приурочили к ежегодному слёту мотопарапланеристов в Пошехонье.
— Сергей пригласил своих друзей из Пошехонья в гости на Даниловскую землю. Они никогда раньше не летали в Даниловском районе, а он уже несколько раз бывал в Пошехонье, — рассказал Максим Моисеев, председатель Даниловского местного отделения РГО.
В итоге парапланеристы вылетели навстречу друг другу и встретились в воздухе над селом Белое Пошехонского района, а оттуда полетели к Данилову на поле рядом с деревней Попково. Перелёт занял 55 минут.
Фото и видео: «Даниловское небо» / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
Ярославль присоединился к просветительскому проекту Русского географического общества «НЕурок географии». Мероприятие, организованное областным отделением Общества и Молодёжным клубом РГО «ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, состоялось 10 сентября в Ботаническом саду Ярославского педагогического.
В этом году тема акции — «Вместе с природой», поэтому «НЕурок» прошёл на свежем воздухе. Профессор ЯрГУ Виктория Марасанова рассказала собравшимся об истории колониализма и формах его проявления в тесной связи с изменением отношения человека к миру природы.
После лекции заведующая кафедрой социально-экономической географии и туризма ЯГПУ Татьяна Кондакова провела для участников обзорную экскурсию по Ботаническому саду. Гости услышали рассказ об истории его создания, уникальных растениях, а также о мерах по сохранению биоразнообразия этого маленького уголка природы.
К слову, «неуроки» также пройдут в ярославских школах №№ 4 и 32, Доме творчества Красноперекопского района и средней школе № 3 города Углича.
Фото: ЯОО РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Юнонинский сад — живая память о Владимире Юнонине, священнослужителе, который стал жертвой репрессий в 30-х годах XX века. Но начать всё же стоит издалека. Этот волшебный сад находится в Первомайском районе, в селе с богатой историей и необычным названием Николо-Гора. Сколько ему лет, к сожалению, точно установить так и не удалось. Первые упоминания о нём были обнаружены в писцовых книгах 1627-1629 годов, и называлось оно тогда Корчкодом.
К этим годам в Корчкодоме уже стояла деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом великого чудотворца Николы. В 1801 году была возведена каменная церковь во имя святителя Николая чудотворца, деньги на её постройку собирали сами прихожане. А в 1903-м церковь расширили на средства купца первой гильдии Воеводского Петра Ефимовича.
Как же рассказывать об истории села и не упомянуть ни одного предания, которые местные жители бережно хранят в памяти? Такой легендой и стала история о выборе места для строительства каменной церкви. Предание гласит, что изначально храм хотели возвести на Починовском холме (один из трёх холмов, на которых стоит село). Именно туда принесли икону Николая Чудотворца перед строительством, однако на утро она оказалась на соседнем холме. И такое удивительное явление произошло дважды. Поэтому и церковь решили возводить там, куда чудесным образом перемещался лик святого. И вот уже больше двух веков она виднеется над Николо-Горой.
Кстати, о названии. Как только это поселение не именовали: Золотой Горой и Никольским погостом, Корчкодомом называли часть села, расположенную выше церкви, а Николой — находящуюся ниже. Ныне — Николо-Гора.
Интересно порассуждать, откуда взялись такие необычные топонимы. Например, есть версия, что село было образовано на месте корчмы (постоялого двора), стоявшей на большой проезжей дороге. Со временем рядом «выросли» ещё дома, так и появилось название «Корчкодом». Согласно другой версии, там, где сейчас находится село, раньше виднелся лишь одинокий дом корчего, что в переводе с церковно-славянского означало «кузнец» или «котельный мастер». Отсюда и пошло название. А почему же иногда можно услышать наименование Золотая гора или Никольский погост? Дело в том, что в холмах, на которых стоит поселение, находили человеческие кости, а в песчаном грунте — слюду золотистого цвета, как пишет Критский в книге «Наш край» (1907).
Значительное место в истории села занимает целая династия священников Юнониных. А создание Юнонинского парка, одной из главных достопримечательностей Николо-Горы, — заслуга Владимира Фёдоровича Юнонина, о котором дальше и пойдёт речь.
Эта история не просто о достойном человеке, а о священнослужителе, который не отказался от своей веры даже под гнётом атеистической пропаганды. Он родился 14 июля 1887 года в семье Фёдора Юнонина. Владимир окончил Пошехонское духовное училище, Ярославскую Семинарию и Киевскую Духовную Академию. После учёбы Владимир Фёдорович отправился преподавать в Вологодскую семинарию, однако после её закрытия в 1918 году вернулся в родные края. Там он учил ребят в Никологорской, Пречистенской и Корчкодомской школах. Но государство требовало воспитывать в детях атеизм, что, конечно, противоречило ценностям самого Владимира Фёдоровича. В 1920 году (по некоторым данным в 1921-м) Владимир стал священником вместо отца, который подал прошение об освобождении от службы из-за ухудшения здоровья.
Местные жители любили и уважали отца Владимира. Он почти не зарабатывал денег, так как с прихожан за требы не брал определённой суммы — каждый давал столько, сколько мог. Рассказывали, будто он не брал деньги в руки, а просил положить их в карман, чтобы не было искушения взглянуть и посчитать их. Иногда вместо денег он находил пуговицы, но никогда не ругался и не унывал из-за этого, потому что хорошо знал: жители села бедны.
Что же, самое время вернуться к Юнонинскому саду. Именно такую память оставил о себе Владимир Юнонин. Священнослужитель намеревался построить часовенку поблизости от храма, чтобы уединённо молиться, для этого даже вскопал в одиночку целый гектар земли рядом с селом, привёз из леса рябины и посадил их там. Хотя часовню Владимир так и не построил, ему удалось буквально укорениться на страницах истории Николо-Горы. Со временем здесь разросся настоящий сад. Раскинули свои ветви яблони, цвели акации, радовали плодами различные виды смородины, барбарис и орешник. Назвали это место «Поповский участок», раньше там любили устраивать гуляния, отдыхать целыми семьями. В 40-е годы сад сменила большая колхозная пасека. Существовал «Поповский участок» до 50-х годов, сейчас же там находится футбольное поле. Но всему живому отведено определённое количество времени. Прошёл почти век, и память о саде начала зарастать травой.
К сожалению, судьба Владимира Фёдоровича оказалась невероятно трагичной. Его арестовали 4 февраля 1930 года. Священника обвиняли в антисоветской и антиколхозной агитации, а также в противодействии работе комиссии по изъятию церковных ценностей, и в конечном счёте Юнонин был приговорён к трём годам заключения в Дмитлаге (лагерное объединение ОГПУ-НКВД, созданное для строительства канала Москва-Волга. — Прим. авт.). Именно там он провёл последние годы своей жизни. На допросе священнослужитель рассказывал, что не препятствовал изъятию церковных ценностей, а лишь с горечью смотрел на всё происходящее. Но отец Владимир не смог стерпеть, когда члены комиссии попытались испортить престол, чтобы понять, из какого металла он сделан. Священнослужитель помешал варварски испортить церковную реликвию и спас местных жителей от больших денежных расходов на освящение нового престола.
Об этом трагическом случае вспоминает младший брат Владимира Фёдор. Он вёл дневник, в котором рассказывал всё о своей жизни, есть там и заметки об аресте брата.
«Конец зимы 1930 года. Я сомневался в целесообразности колхозов без наличия к тому времени тракторов — в нашей полосе их ещё не было, но доверял партии. Так или иначе, я и моя жена были активистами в этом начинании. Первые совещания проходили у нас в школе и даже у нас на квартире. На помощь нам прибывали посланцы партии из среды рабочего класса.
В один из дней этого периода я, защищая старика Немирова, сказал, что есть другие священнослужители, которые ведут пропаганду против колхозов. Паренёк из рабочих живо поинтересовался:
— Кто другие?
— Да вот, например, брат мой.Паренёк тут же спросил, где он живёт, служит. Я этого никак не ожидал, но вынужден был сказать правду. Собеседник тут же пообещал сообщить об этом куда следует. На пасхальной неделе, к чему-то придравшись, брата моего забрали, направили на строительство канала Москва-Волга. Он там заболел и умер».
До конца жизни Фёдор будет винить себя в смерти брата.
Прихожане рассказывали, что во время ареста Владимира Юнонина многие плакали, сам же священнослужитель обернулся, оглядел храм, перекрестил его и произнёс: «Стоять тебе вечно!». Так непоколебимо и возвышается сейчас церковь Николая Чудотворца над селом.
Владимир Фёдорович Юнонин принадлежит целой династии священнослужителей, которые несколько веков вели за собой прихожан Никольского храма. Конечно, это нельзя предать забвению. Именно поэтому 23 июля 2024 года при входе у ворот храма поставили поклонный крест. А чтобы сохранить память о Владимире Фёдоровиче Юнонине, николо-горцы задались целью реализовать один интересный проект: восстановить сад. Эта идея, вдохновителем которой стала местная жительница Татьяна Воронина, нашла отклик не только среди сельчан, её поддержало и Первомайское местное отделение Русского географического общества.
«Здесь будет город-сад!» — именно такое название дали проекту. Во-первых, планируется перенести местоположение сада. Если раньше он находился рядом с селом, то теперь его высадят напротив храма, где некогда стоял родовой дом Юнониных. Предстоит непростая работа: для начала нужно будет очистить территорию. Затем каждый участник проекта посадит дерево или кустарник. И конечно же, следует смастерить и установить скамейки! Когда Юнонинский сад воссоздадут, в селе появится живой памятник, а у местных жителей — место для прогулок и отдыха.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Дарья Балдина
В Даниловском районе Ярославской области открылось местное отделение Русского географического общества. Основными направлениями его работы станут краеведческий туризм, работа с молодёжью и исследование русского старообрядчества.
Торжественная церемония открытия отделения состоялась 16 августа в модельной библиотеке Данилова. Председателем отделения единогласно был выбран уроженец города, краевед Максим Моисеев. Многим местным жителям он знаком как автор краеведческих статей и книг. Со времён студенчества он увлекается местным водным и пешим туризмом.
— Местные отделения — неиссякаемый источник локальных историй, которые мы вместе можем и должны сделать достоянием общественности. А именно это и является одной из главных задач РГО — рассказывать людям о географии нашей великой страны, — отметил в своём вступительном слове председатель Ярославского областного отделения РГО Михаил Ильин.Изучат историю русского старообрядчества: в Даниловском районе Ярославской области открылось отделение РГО
Фото: РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ещё во времена царской власти в уездных городах строились небольшие тюрьмы для пересыльных и подследственных преступников. Условия содержания были суровыми, но тогда отношение к негодяям разного толка было в духе христианской морали — хотели, чтобы те раскаялись и поняли свою вину перед самим обществом. Как писал Достоевский, вкладывая слова в уста старца Зосимы, настоящая кара и истинное наказание заключается в сознании собственной совести.
Такие пересыльные тюрьмы есть и в Ярославской области. Одна из них находится в Данилове. На въезде в город стоит знаменитый тюремный замок. С виду — обычная «заброшка», но она так и манит искателей удивительных историй.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Открытие тюремного замка относится приблизительно к 1864-65 годам, и свои функции он выполнял целый век — вплоть до 1960-х. Помимо отбытия наказания, заключённые занимались плотничеством и столярными работами, выращивали в огороде овощи, в доме народного творчества для них ставили спектакли.
Поскольку Даниловская тюрьма появилась сразу после отмены крепостного права, её узниками были люди низшего сословия и крестьяне, не имевшие средств, чтобы разумно распорядиться свободой. В замке содержались следственные и подсудимые, пересыльные и военные, несостоятельные должники и дети арестованных родителей. Число заключённых постоянно менялось. Так, в 1896 году через острог прошли 357 человек, в 1900-м — 225, а через четыре года уже 492. Сидели как мужчины, так и женщины. На трёх этажах здания умещалось несколько камер, в том числе одиночных, библиотека, аптека, склады, мастерские, квартиры для служащих и даже церковь.
Кстати, в те годы много осуждённых сидели за кражу. Тащили всё что ни попадя: деньги, скот, сахар, сено. Попадали в исправительное учреждение и за распитие самогонки. Причём не реже, чем за её производство. Воры, вымогатели, поджигатели и убийцы — набор вполне обычный для небольшой уездной тюрьмы.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
После закрытия здание тюрьмы передали под склады, а сейчас оно пустует и ветшает. В разное время местные власти хотели открыть в нём отель, идею вроде бы приняли хорошо — лишь бы сохранить ценные дореволюционные постройки. Но дальше нескольких проектов дело не продвинулось, хотя последние новости говорят, что нашёлся инвестор, готовый восстановить ансамбль.
Команда «Яркуба» совместно с Ярославским областным отделением Русского географического общества побывала в тюремном замке. Мы заглянули на каждый этаж и зашли в камеры, в которых каких-то сто лет назад сидели отъявленные преступники и попавшие под машину репрессий невинные. Кем и откуда они были, действительно ли из дома лишения свободы почти невозможно сбежать и чем занимались заключённые за решёткой? Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили немало уголовных дел и архивных документов.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Побег Фёдора Озерова
В начале третьего часа утра сего числа через подпилку одного звена решётки окна третьего этажа при помощи разорванного матраца и портов, скрученных в жгут, привязанный к решётке, спустились на задний двор тюрьмы арестанты — за окружным судом Фёдор Озеров и за судебным следователем Иван Груздев. Озеров скрылся, перепрыгнув через баркас над воротами, подсажен Груздевым. Дознание производится
Это текст телеграммы от 1 августа 1912 года, подписанной начальником Даниловкой тюрьмы Поройковым.
Из камеры № 15 сбежали двое арестантов. Они перепилили прут решётки и спустились в тюремный двор по верёвке, сшитой из тюфяка и подштанников. Надзиратель, который находился у ворот, услышав шум, направился обходить здание тюрьмы. В это время Озеров и Груздев подбежали к воротам. Первый перелез через стену и скрылся, второго успели задержать.
Рисунок камеры №15, из которой сбежали Озеров и Груздев
Груздев умер в заточении 1 апреля 1913 года, а бежавший Озеров в июне того же года был задержан. Он признался в побеге, но сразу после этого стал проявлять признаки умственного расстройства.
До побега 22-летний крепкий юноша был совершенно здоров (за исключением сифилиса, но тогда такое время было), а вернувшись, «стал вести себя странно, рвал на себе бельё, спал на полу без постели и называл себя Христом». Тюремный врач нашёл заключённого душевнобольным и отправил Фёдора в Московскую окружную лечебницу. Там за пациентом долго наблюдали. Докторам он говорил, что слышит голоса, которые приказывают ему и запрещают есть.
«Очень вял. Походка медлительная. Говорит монотонным, упавшим голосом. Ко всему безразличен. На расспросы врача говорит, что ему здесь чувствуется не особо хорошо, ничто здесь не ободряет. Лезут к нему разные „петрушки“, подсказывают ему разное сквернословие. Изредка он видит этих петрушек. Они белые и чёрные, разные... Между ними идёт из-за него какая-то борьба. Ему лезет в голову внушение, а иногда он видит, как чёрные тени, вроде человека с лапами, или белые фигуры в балахонах, какие-то женщины бегают по полу, выскакивают на окошко, фыркают. Раньше, в тюрьме, они утаскивали от него хлеб. Теперь он видит эти видения реже, чем в тюрьме, и не так ясно. За болезненные явления эти свои галлюцинации признать не решается», — говорится в истории болезни.
Врачи пришли к неутешительному диагнозу: истерический психоз. 12 июля преступника вернули в тюрьму. В итоге суд признал, что в момент совершения побега Фёдор Озеров страдал сумасшествием. Дело решили прекратить и меру пресечения отменить.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Как ни странно, личность Фёдора Озерова, крестьянина из деревни Привалово Даниловского уезда, обвинённого в краже из церкви при деревне Рудлево, довольна известная. О нём писали местные краеведы в историческом сборнике «Даниловские хроники», о нём есть информация даже в сети. Часто говорят, что он был единственным беглецом за всю историю замка. Однако эта версия разбивается об хранящееся в областном архиве «дело о надзирателях Даниловского тюремного замка Н. Ф. Шилове и Л. Л. Масленникове, обвиняемых в упуске арестантов из-под стражи».
Дело было в сентябре 1892 года. Начальник Даниловской тюрьмы Иван Нилков в ночь с 8 на 9 число по обыкновению осмотрел камеры и поставил часовых у ворот. Ничего не предвещало беды, но в полночь раздался какой-то шум и крик старшего надзирателя Евграфова: «Стой!»
Как оказалось, со среднего этажа сбежали арестанты Константин Румянцев и Василий Скобелев. Они просунули несколько деревянных щепок между болтом решётки на окне и таким образом расширили отверстие, через которое пролезли во двор.
Были и другие случаи побегов...
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Побег за водкой
Пожалуй, самый поразительный побег из Даниловской тюрьмы произошёл в 1928 году. Хотя и побегом это трудно назвать, ведь у арестантов Чудова Василия Григорьевича и Курьерова Сергея Георгиевича не было чёткого плана, ими руководило лишь желание выпить.
Итак, 21 апреля Чудов и Курьеров вместе с другими заключёнными под конвоем младшего надзирателя Мошкова разгребали Советскую площадь в Данилове от навоза.
Главные герои этой истории отвлеклись от работ на полбутылки водки, которую Чудову передал знакомый. Потом они купили ещё полбутылки и незаметно от надзирателя распили её. Выпитого оказалось мало. Тогда друзья сговорились пойти на квартиру отца Курьерова по Костромской улице (современная улица Циммервальда).
Спустя некоторое время Мошков заметил пропажу Чудова и Курьерова, один из заключённых, работавший у Торговых рядов указал, что те убежали в направлении церкви Николы. Мимо неё нужно было пройти, чтобы как раз оказаться на Костромской улице.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Мошков взял себе в напарники заключённого Сазонова и отправился на поиски беглецов. Обнажив наган, надзиратель зашёл в дом семьи Курьерова, отец и мать которого сказали, что их сын только что вышел во двор. Незамедлительно Мошков последовал по горячему следу.
— Стой! Буду стрелять! — крикнул надзиратель, увидев стоявшего за углом Курьерова, и бросился за ним.
В это время Сазонов вытащил во двор спрятавшегося в коридоре Чудова. Мошков повёл обоих пьяниц обратно к месту заключения, но всего через несколько шагов Чудов и Курьеров принялись крыть своего конвоира самой «отборной матерщиной» и угрожать расправой.
— Дальше не пойдём! Расстреливай на месте! — заявили они, не доходя пару метров до Романо-Борисоглебской улицы (ныне — улица Урицкого).
Мошков на провокацию не поддался и снова приказал идти, потянув руку к нагану. В этот момент Чудов бросился на Мошкова и сильным толчком в грудь сбил его с ног, вывернул левую руку и взялся за кобуру на поясе надзирателя. В драку хотел ввязаться и Курьеров, но его остановил Сазонов. К этой вакханалии присоединились жена и отец Курьерова и попытались сдержать буйного родственника.
Так с грехом пополам надзиратель довёл беглецов до тюремного замка. Всячески Курьеров и Чудов пытались сбросить с себя надзирателя, продолжали оскорблять и угрожать, вырывались и падали в грязь. Но сколько бы ни сопротивлялись арестанты, всё равно они оказались в камере.
На тот момент Курьерову исполнился 21 год, а Чудову — 23.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Беглец в шапке из каракуля
14 января 1921 года в Ярославле задержали известного уголовному розыску вора Лебедева Григория Александровича, бежавшего из Даниловского дома лишения свободы вместе с бандитами Макаровым и Яшневым.
32-летний (хотя всех следователей убеждал, что ему 19 лет) крестьянин из деревни Глебово Тутаевского уезда не раз оказывался в колониях для малолетних правонарушителей, а, будучи совершеннолетним, имел две судимости за кражи. Последний срок отбывал в ярославских Коровниках, откуда его перевели в Данилов.
Видимо, Гришка пользовался большим авторитетом, потому что организовать побег из Даниловского исправительного дома ему помогали несколько человек. 16-летний Василий Мельников из Матвеево Тотемского уезда, что в Вологодской губернии, нашёл напильник, которым Лебедев приказал вскрывать оконную решётку в камере на третьем этаже. Пилили и другие сидельцы: Соколов, Дубасов, Чикин и Трофимов. А вот заключённый Петровский доложил обо всём начальству тюрьмы, но надзиратели не успели среагировать на донос и упустили преступников.
В день побега Лебедев в компании Макарова и Яшнева спустился из окна по верёвкам, сплетённым из простыней и рубах. Во дворе они подпёрли бочку колом, по ней влезли на стену и спрыгнули на улицу. Услышав тревогу, беглецы пустились наутёк в разные стороны.
Лебедев шёл пешком до железнодорожного разъезда и сел на поезд до Вологды, где некоторое время скрывался. Потом его занесло в Вятку. Там он явился в комиссию по борьбе с дезертирством, откуда был отправлен на работы в Витебск, но он убежал из вагона и снова оказался в Вологде, затем и в Ярославле. Тут его и задержали.
«Своё существование поддерживал милостыней, просил кусок хлеба у граждан по деревням в Вологде, у неизвестного пассажира на вокзале украл из кармана кошелёк с 43 000 рублями, купил кожаные сапоги за 37 000, остальную одежду украл. В момент задержания у Лебедева оказалось 3 850 рублей денег, а одёт он в тужурку, брюки демисезонные, драповое пальто, шапку поддельного каракуля и кожаные сапоги», — говорится в материалах дела.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Вор селёдки с чужим паспортом
17 июля 1923 года из Даниловского исправдома сбежал Лопатин Александр Семёнович. Личность 29-летнего кузнеца из деревни Ивашово Рыбинского уезда вполне заурядная, как и проступки, за которые он попал за решётку.
После отбытия первого срока за кражу Лопатин проживал в Рыбинске, но, как это часто бывает, тюремный опыт не помог осознать вину, и мужчина из Транспортного потребительского общества похитил бочку селёдок. Ему повезло избежать нового срока — получил подписку о невыезде из города. Но что значит буква закона для вора? Лопатин наплевал на ограничения и поехал в Данилов, где, как следует из материалов дела, «косвенно участвовал в краже банки с маслом, был задержан и заключён под стражу Даниловский Исправдом на один год со строгой изоляцией».
Просидев под стражей пять с половиной месяцев, Лопатин, видимо, понял, что жизнь в заключении не для него. И тут подвернулся удобный момент для побега. В один из дней Лопатина и других узников направили к железной дороге окапывать борозды картошки.
После честно выполненных работ группа возвращалась в тюремный замок. Дорога пролегала мимо леса, тогда-то мелкий вор не раздумывая бросился в кусты. Конвоир по фамилии Мельников выстрелил по бегущему, но промахнулся.
Пешим порядком через Пошехонье Лопатин добрался до Рыбинска, где 13 декабря того же года был задержан. Бывший кузнец признал себя виновным в побеге и указал, что «на это его толкнул голод и непосильные урочные работы».
Что интересно, до своего побега Лопатин сидел в тюрьме под чужими документами. Ещё одна статья к обвинительному заключению.
Отъявленные воры и священники: кто и за что попадал в Даниловский тюремный замок
Репрессированные священнослужители
Можно собрать немало историй о бандитах и рецидивистах, оказавшихся в застенках Даниловского тюремного замка. Но были и те, кто в острог попадали по другим причинам. В годы репрессий здесь содержалось немало священнослужителей из окрестных деревень и городов, они ждали следствия и приговора. Почти всех поголовно обвиняли в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации». Вот лишь несколько имён людей, прошедших через эту тюрьму.
Мученица Анастасия (Лебедева Анастасия Алексеевна) из деревни Назарово Пошехонского уезда и священномученик Андрей (Добрынин Андрей Николаевич) из Рождествено-Прозорово Мологского уезда попали в острог с разницей в год — в 1937 и 1938 годах. Анастасию сослали в трудовой лагерь, где она погибла при неизвестных обстоятельствах, а Андрея расстреляли всего через месяц после ареста.
Епископ Арзамасский, Нерчинский и Селенгинский Софроний (Старков Сергей Прокопьевич) после отбывания наказания в Соловецком лагере особого назначения за «контрреволюционную деятельность» в 1927 году переехал в Данилов, куда был назначен духовником в Казанский женский монастырь. После закрытия обители в 1928 году продолжал совершать богослужения в храмах Ярославской области, в мае 1932-го попал Даниловскую тюрьму. Он пробыл там недолго — до октября, а уже в ноябре скончался от сердечного приступа в Арзамасе.
Епископ Софроний (Старков Сергей Прокопьевич). Фото из книги «Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную»
В 1930 году в Даниловский исправдом попал священник Юнонин Владимир Фёдорович из села Никола-Гора Первомайского района. В родных краях он был известен тем, что разбил «Попов участок» — сад, в котором росли яблони, боярышник, рябины, акации. Горячо любмого прихожанами святого отца обвиняли в антисоветской и антиколхозной агитации, а также противодействию работе комиссии по изъятию церковных ценностей. В марте 1930 года его приговорили к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Владимир Юнонин. Фото из книги «Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную»
Сколько ещё тайн хранит Даниловский тюремный замок? Поговаривают, якобы здесь в заключении оказался Феликс Дзержинский и даже писатель Александр Солженицын, ожидавший этапа. Ходят легенды, что прямо здесь была расстрельная стена, к которой приставляли узников.
Возможно, многие байки так и останутся замурованными в стенах тюрьмы, а другим рассказам, ещё живым в памяти и воображении местных жителей, найдутся подтверждения. Попробуем их отыскать в дальнейшем, пока этот старинный замок притягивает к себе любителей старины...
Библиография
1. Акт ГИКЭ по введению в Единый государственный реестр ОКН выявленных объектов культурного наследия «Ансамбль тюремного замка», «Тюремный замок», «Служебный корпус тюремного замка», «Ограда тюремного замка» (г. Данилов, ул. Ярославская, д. 6)
2. Альманах «Даниловские хроники». Выпуск VI. 2013
3. Все мы Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годы гонений за веру православную. 1918-1953. Краткие биографические сведения
4. ГАЯО Ф. 335 Оп. 1 Д. 1588
5. ГАЯО Ф. 346 Оп. 4. Д. 4460
6. ГАЯО Ф. 346 Оп. 4 Д. 6988
7. ГАЯО Ф. 347 Оп. 2 Д. 1425
8. ГАЯО Ф. Р-601 Оп. 2 Д. 1530
9. ГАЯО Ф. Р-64 Оп. 2 Д. 1769
10. ГАЯО Ф. Р-64 Оп. 2 Д. 2524
Фото: «Яркуб», Полина Калинина
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Отделение Русского географического общества по Ярославской области заключило соглашение с поисковым отрядом «Малая Родина». Планируется разведка местности на территории Первомайского района, главная цель — найти останки бойцов, погибших во времена Великой Отечественной войны. Именно там, на станции Марфино, осенью 1941 года произошёл авиаобстрел. Под него попали поезда с вологодскими и архангельскими новобранцами, ранеными бойцами и два состава с горючим и боеприпасами.
Информация о бомбардировке в архивах почти не сохранилась. Удалось найти только аэрофотоснимки, сделанные после обстрела, благодаря которым специалисты-картографы Ярославского областного отделения РГО смогли установить примерное расположение захоронения.
— Поиск и поднятие останков — не что иное, как восстановление исторической памяти о подвиге русских солдат во времена Великой Отечественной войны, — прокомментировал председатель ЯОО РГО Михаил Ильин.
После обнаружения братской могилы предполагается поднятие и выявление непогребённых останков, установление имён погибших и пропавших без вести, а также перезахоронение с соответствующими почестями.
Фото: РГО
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Дарья Балдина