Искусство

8 июля 2024 в 16:04
Создали за два дня: в Ярославле появился новый арт-объект
Создателями граффити снова стали Михаил Рахимов и Григорий Сидяков.
Создали за два дня: в Ярославле появился новый арт-объект

За прошедшие выходные в Ярославле на улице Романовская, в ЖК «Норские резиденции», появились новые граффити. На них изображён мальчик-футболист. Создателями работы снова стали известные в Ярославле художники Михаил Рахимов и Григорий Сидяков. Они реализовали проект Головлева Дмитрия Вадимовича и Максима Бобылёва.

Авторы произведения хотели нарисовать что-то на спортивную тематику, долго смотрели картинки в интернете и отбирали.

— Рядом находятся замечательный детский городок, спортивная площадка и сквер, поэтому простой дворовый мальчик-футболист с мячиком очень хорошо впишется в квартал, — рассказал «Яркубу» Михаил Рахимов.

Работа заняла два дня. В первый день создатели граффити готовили холст и делали набросок, во второй — прорисовывали. Трудностей во время работы не возникало.

Авторы произведения получают много положительных сообщений и отзывов от всех местных жителей, начиная от маленьких детей и заканчивая пенсионерами. Некоторые даже сетуют, что эту работу плохо видно из окна.

Добавим, что это уже не первые граффити в «Норских резиденциях». Ранее, в 2021 году, Михаил Рахимов и Григорий Сидяков сделали ко Дню Победы граффити, посвящённые Герою Советского Союза, лётчику Додонову Александру Сергеевичу, где его именем названа улица.

Фото: Михаил Рахимов

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Дмитрий Литашин

24 июня 2024 в 17:31
В Ярославле несколькими граффити стало больше
Четыре работы появились Ко Дню памяти и скорби.
В Ярославле несколькими граффити стало больше

В Ярославле несколькими граффити стало больше. Ко Дню памяти и скорби в городе появились четыре новые работы.

Нетрудно догадаться, что все новые работы посвящены теме Великой Отечественной войны. На каждой из них — солдаты и их близкие.

Граффити можно увидеть на трансформаторных подстанциях в Бутусовском парке, у военного госпиталя и неподалёку от корпуса ЯГТУ на улице Институтской.

Фото: ПАО «Россети Центр» — «Ярэнерго»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

18 июня 2024 в 19:39
«Ростелеком» подарил ярославцам новые арт-объекты
Медведи поселились на улицах Андропова, Кирова и Советской.
«Ростелеком» подарил ярославцам новые арт-объекты

«Ростелеком» продолжает реализацию проекта #АртУлочкаРТК в Ярославле. Ко Дню России в центре города провайдер обновил ещё несколько телекоммуникационных шкафов. Новые арт-объекты появились на улицах Андропова, Кирова и Советской. Работы выполнил местный художник Анатолий Бойков.

— Уже два года как мы преображаем городские пространства. Мастера стрит-арта расписывают наши распределительные телекоммуникационные шкафы, превращая их в произведения современного искусства. В качестве оценки получаем много положительных отзывов от жителей и гостей города, — рассказал директор филиала ПАО «Ростелеком» в Ярославской и Костромской областях Роман Русских.

— Спасибо «Ростелекому»! Улицы нашего города становятся ярче и интереснее. Мы с ребёнком уже пересчитали всех медведей и с нетерпением ждём новых рисунков на шкафах, — поделилась жительница Ярославля Вера Ильина.

— В этом году главной темой проекта #АртУлочкаРТК стал символ Ярославля — медведь. На телекоммуникационных шкафах центральной части города мы нарисовали множество косолапых, каждый из которых уникален внешне и со своим характером. Для нас сотрудничество с «Ростелекомом» — это возможность сделать свой город интереснее и привлекательнее, — добавил художник Анатолий Бойков.

За два года в Ярославле и Тутаеве появились более 20 новых арт-объектов. Проект #АртУлочкаРТК реализуется практически во всех крупных городах Центрального федерального округа.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

22 мая 2024 в 19:33
Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы
Знакомим с талантливыми мастерами и их творчеством.
Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Столица Золотого кольца богата не только достопримечательностями, но и своими умельцами. Издревле рукоделием занимались наши мамы и бабушки. Они пряли шерсть, ткали, плели кружева, передавая мастерство из поколения в поколение. Со временем ремесло обрело новое и современное название — «хенд-мейд».

Хенд-мейд (англ. handmade — «ручная работа») — создание изделий декоративно-прикладного искусства мастером или небольшим коллективом. По сути, это ручная работа, в которой объединены творческие мысли и эксклюзив. Авторские работы обладают большой ценностью, поэтому разным видам изделий handmade отдают особое предпочтение.

«Яркуб» составил подборку местных мастерских, где гости и жители Ярославля смогут приобрести уникальные сувениры или подарки для себя и своих близких.

Мастерская деревянной игрушки «Сказки Дерева»

Окунуться в далекую атмосферу детства 90-х годов поможет творчество «Сказок дерева». Мастера с участием профессионального художника изготавливают деревянные игрушки, расписанные вручную.

Директор мастерской Михаил Юрьевич обратил внимание на большие преимущества природных материалов, которые традиционно применялись в народном ремесле.

— Ещё с давних пор ребёнок играл с очень простыми игрушками, наделяя через свою фантазию деревянный брусочек и лоскуток волшебными свойствами. Так он познавал мир. Каждый ребёнок обладает невероятной чувствительностью. Дерево — тёплое. И ребёнок, как никто другой, особенно чувствует тепло, которое заложено в наши игрушки, — рассказал о народном ремесле Михаил Юрьевич.

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Адрес: город Ярославль, Тормозное шоссе, 1.

Мастерская «Юрьевское»

Особой теплотой и любовью наполнены валяные изделия мастерской «Юрьевское», выполненные из натуральной овечьей шерсти. Интересно, что на одноимённой ферме разводят овец романовской породы, шерсть которых отличается своим высоким качеством. Творческое предприятие возродило старинное ремесло и подарило новую жизнь традициям валяния.

«Посетив мастерскую, вы сможете не только полюбоваться уникальными работами наших мастериц, но и убедиться в том, что старинное ремесло радует и удивляет людей. Оно наполняет дома теплом и уютом, делает ощутимой ту незримую связь с нашими предками, которые так славно трудились на ярославской земле», — обещают мастерицы в своей официальной группе во «ВКонтакте».

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Творческая мастерская Анастасии Порывкиной

В «Мастерской подарков Анастасии Порывкиной» большое разнообразие изделий: свечи, мыло, чайные домики, шоколад. Каждому посетителю мастерской точно предоставится возможность подобрать изделие на любой праздник. А туристов точно заинтересуют сувениры с изображением достопримечательностей столицы Золотого кольца и медведя — символа города.

— Изделие, сделанное вручную, уникально. При заказе мастер очень тщательно контролирует весь процесс изготовления, учитывает все предпочтения и готов воплотить даже самые безумные идеи. Мастера очень трепетно относятся к своему детищу, работая с особой любовью и душой, — поделилась с «Яркубом» Анастасия Порывкина мыслями о том, в чём ценность ручной работы.

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Познакомиться с творчеством Анастасии вы сможете по адресу: город Ярославль, проспект Толбухина, 8/75, помещение 109.

Мастерская Пряничный домик

Ярославцы удивят вас и старинным пряничным ремеслом. Мастерская Пряничный домик бережно сохраняет древние обычаи, профессионально переплетая их с современными тенденциями в мире кондитерского искусства. Мастера своего дела с радостью проведут для вас экскурсию или мастер-класс, где вы сможете попробовать себя в роли пекаря и создать медовое традиционное лакомство.

— Приобретению пряников ручной работы отдают предпочтение из-за его красивого дизайна и авторского исполнения. Сейчас появилась ещё и возможность сделать пряники своими руками на мастер-классах или с помощью наборов самостоятельной росписи. Традиция украшать пряники и самостоятельно выпекать для кого-то хобби и развлечение, но для нас это дело стало профессией, — поделилась хозяйка «Пряничного домика» Инесса Воробьёва.

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Перенестись в ароматный мир создания авторских пряников вы сможете по адресу: город Ярославль, улица Андропова, 27/19.

Strix — авторская парфюмерия

Местные парфюмеры предоставят вам возможность почувствовать ароматы, вдохновлённые природой, сказками и волшебством. В одном флаконе грамотно подобрано сочетание разных нот, которые перенесут вас в удивительную атмосферу.

— Духи можно в какой-то степени сравнить с музыкой: брендовые парфюмы — классика, а авторские духи — новые направления. Благодаря большому разнообразию, каждый человек может выбрать что-то наиболее подходящее конкретно ему, и это здорово! Создание ароматов — творческий процесс, для которого мы черпаем вдохновение из разных источников: природа, мифология, литература, фильмы и так далее. Наши духи — это небольшие истории, рассказанные с помощью аромата, — с удовольствием поведала владелица мастерской Евгения.

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Обернётся удача почувствовать аромат цветочных фей из новой весенней коллекции мастерской вам по адресу: город Ярославль, улица Угличская, 12.


И это лишь часть талантливых и творческих ярославцев, которые воссоздают культурное наследие с помощью традиционных ремёсел. Мастерские с радостью познакомят жителей и гостей Ярославля с богатой историей через свои изделия и проведение мастер-классов.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

20 мая 2024 в 18:30
В Ярославле появились граффити на военную тематику
Начатая прошлой осенью работа завершена.
В Ярославле появились граффити на военную тематику

В Ярославле на проспекте Октября художники завершили работу над граффити на военную тематику. Найти и оценить новые произведения искусства уже можно на остановке общественного транспорта «Улица Республиканская».

Напомним, в конце прошлого сентября здесь закрасили граффити с портретами дореволюционных меценатов из Ярославля, которые украшали кирпичную стену с 2017 года. Позднее стало известно, что вместо предпринимателей появится мурал с изображением батальных сцен по мотивам полотен российских художников. Одним из авторов стал известный ярославский стрит-арт художник Анатолий Modvag Байков. Он же в своё время наносил на стену и портреты меценатов. Новые работы начались прошлой осенью, но на зиму были приостановлены.

— Работы, скорее всего, приостановили до весны, — рассказывал «Яркубу» в ноябре Анатолий Байков.

С приходом тепла художники завершили работу. Отмечается, благодаря современным краскам и лаку, жизнь новых муралов удастся продлить.

Фото: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Интервью
7 мая 2024 в 11:30
В Ярославле ко Дню Победы появились новые граффити
На мурале — портрет ветерана Ольги Лукиной.
В Ярославле ко Дню Победы появились новые граффити

В преддверии Дня Победы в Ярославле появились новые граффити. Арт-объект уже можно увидеть в Дзержинском районе.

Авторы работы — известный художник Григорий Сидяков и художник и общественник Михаил Рахимов. Они радуют жителей города граффити уже не первый год. В преддверии 79-й годовщины Великой Победы ярославцы решили украсить стены почты, находящейся на первом этаже дома № 91/1 по Тутаевскому шоссе. На мурале — портрет ветерана Великой Отечественной Ольги Тимофеевны Лукиной, прошедшей всю войну.

Работа выполнялась при поддержке главы территориальной администрации Дзержинского района Екатерины Мусиновой и депутата областной Думы Вадима Канашкина.

Фото: Михаил Рахимов

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

9 апреля 2024 в 11:45
Арт-бук ярославского художника Игоря Сакурова презентовали в Ярославле
10 апреля откроется выставка Сакурова «Городские мотивы».
Арт-бук ярославского художника Игоря Сакурова презентовали в Ярославле

В минувшие выходные в областной библиотеке Н. А. Некрасова в Ярославле состоялась презентация арт-бука Игоря Сакурова «С этюдником и блокнотом».

В арт-буке собраны живописные и графические работы Игоря Сакурова, созданные в начале творческого пути и за последнее время: натюрморты, портреты, пейзажи с видами родного Ярославля, Санкт-Петербурга, солнечной Италии и знойного Марокко.

С выходом книги Игоря Сакурова поздравили директор библиотеки Елена Кузнецова и министр культуры Ярославской области Марина Васильева, которая отметила, что Сакуров «пишет историю города». Презентацию арт-бука провела супруга и муза художника Ольга Терпугова, а музыканты Вадим и Стас Майнугины исполнили музыку на фортепиано и саксофоне.

10 апреля в 17:00 откроется выставка Игоря Сакурова «Городские мотивы». На ней посетители смогут увидеть любимые сюжеты и мотивы автора: уютные дворики и старые дома, которые в романтическо-ностальгическом тоне раскрывают пространство города. 38 работ в Универсальном зале КЗЦ «Миллениума» будут радовать любителей искусства вплоть до 2 июня.

Выставка будет работать с 12 апреля по 2 июня по пятницам, субботам, воскресеньям и праздничным дням с 11:00 до 18:00. Вход свободный.


Афиша: КЗЦ «Миллениум»

Напомним, на нашем сайте вы можете прочитать большое интервью с Игорем Сакуровым. Мы поговорили с художником о различиях между созданием облика литературного персонажа и портрета реального человека и сложностях работы с обнажёнными моделями, а также проследили эволюционный путь Сакурова.

Фото: Ярославская областная библиотека Н. А. Некрасова

6+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
4 марта 2024 в 17:37
В Ярославле появились следы огромного «грача»
Ярославский художественный музей радует гостей новым ленд-артом.
В Ярославле появились следы огромного «грача»

Сотрудники Ярославского художественного музея снова порадовали гостей ленд-артом. В первый день марта на территории Губернаторского сада появились следы первого вестника весны — грача.

На проталине издалека видны два снежных следа огромной птицы.

«Грачи уже прилетели?» — гласит подпись к фотографиям нового произведения искусства в соцсетях музея.

Это уже далеко не первая работа, созданная сотрудниками с использованием природного материала. Ранее они креативно подходили к уборке листьев, снега, рисуя в саду застёжки-молнии или помещая там гигантскую акулу. А недавно на территории музея создали инсталляцию, необычно напомнив о выставке картин Ивана Айвазовского.

Добавим, грачи, самые настоящие и живые, действительно уже были замечены в Ярославле и области. В конце прошлой недели птиц видели в посёлке Борок. А в понедельник — и в самом областном центре. По словам жителей Дзержинского района, грачи важно обследовали гнёзда во дворе на Ленинградском проспекте. А кто-то из жителей города уже заметил и первых чаек.

Фото: Ярославский художественный музей, yarreg.ru, «Ярославль Дзержинский район» / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 марта 2024 в 18:00
Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым
«Яркуб» побывал в гостях у известного художника.
Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым

Известный ярославский художник, иллюстратор и мастер городского пейзажа Игорь Сакуров выпускает двухтомный арт-бук. В первой книге под названием «Вслед за героями книг» Игорь Анатольевич собрал лучшие иллюстрации, созданные для книг российских и зарубежных авторов. Второй том — «С этюдником и блокнотом» — посвящён портретам и картинам с видами Ярославля, которые всегда привлекают внимание публики на выставках.

«Яркуб» встретился с Игорем Сакуровым и обстоятельно поговорил о творчестве. Художник рассказал о процессе иллюстрирования книг, различиях между созданием облика литературного персонажа и портрета реального человека. Также мы попытались проследить эволюционный путь Сакурова — от деформации пространства до перехода к академизму — и понять, как родной Ярославль находит воплощение в его творчестве.

Сложности работы с обнажёнными моделями, поиски вдохновения и особенности индивидуального художественного стиля — читайте об этом в большом интервью на «Яркубе».


«Арт-бук делали долго и мучительно»

— Вы выпускаете арт-бук «Вслед за героями книг». В предисловии говорится, что он «подводит некоторые итоги вашей деятельности». Почему Вы решили собрать свои работы в такой обширный, монументальный сборник?

— Идея возникла у моего товарища, замечательного дизайнера Максима Руданова. Вместе мы успели поработать над многими проектами. На этот раз он предложил арт-бук. Делали долго и мучительно. Ещё в августе на выставке я показывал сигнальный экземпляр, а совсем недавно был отпечатан первый и пока единственный тираж.

— Сколько экземпляров выпущено?

— 50 экземпляров. Абсолютный раритет!

— С издательствами, в книгах которых уже используются Ваши иллюстрации, не возникло проблем? Все ли пошли навстречу?

— Я спрашивал разрешения у каждого издательства — никто не препятствовал этой затее.


— Когда Вы иллюстрируете книги, перед Вами стоит чёткая задача или можно придумать любой образ персонажа?

— Обычно я опираюсь на внешность самых разных актёров. Иногда сходство с некоторыми знаменитостями в моих иллюстрациях прослеживается.

— Можете сказать, с какими?

— К примеру, сэр Генри из «Собаки Баскервилей» получился вылитый Никита Михалков из популяной советской экранизации, а доктор — Евгений Стеблов. А вот Холмса я не стал делать похожим на Василия Ливанова. Как мне кажется, внешность Василия Борисовича слишком индивидуальна. Я позаимствовал облик американского актёра Бэзила Рэтбоуна, сыгравшего Шерлока в 40-х годах.

От конкретного лица отталкиваться всегда легче, потому что главных героев нужно рисовать в разных ракурсах. А вот на заднем плане можно изобразить кого угодно: как правило, я себя рисую, потому что своё лицо всегда под рукой.


Иллюстрация к повести «Собака Баскервилей». Предоставлено Игорем Сакуровым

— Многие Ваши иллюстрации похожи на старые снимки и дагерротипы. Это создаёт некую иллюзию реальности. Ваша задумка?

— Скорее, речь должна идти не о дагерротипах, а о детализированной графике, подобной той, что была популярна в начале ХХ века.

В детстве я любил серию «Библиотека приключений». В этих книгах были иллюстрации внимательных к деталям авторов. Это тоже на меня повлияло, ведь иллюстрация должна быть, на мой взгляд, такой, чтобы её захотелось рассматривать во всех подробностях. Если художнику дан белый лист, нужно использовать его в полной мере. Сейчас пошла такая мода, что пара линий — уже рисунок. Иногда это красиво, но такую иллюстрацию пролистнёшь и забудешь.


— В чём различие процесса создания портрета литературного персонажа и портрета реального человека? Чью психологию проще понять и передать?

— Если достичь элементарного сходства в портрете, то автоматически передаётся и психология. Литературного персонажа, которого в реальности нет, нужно воспроизводить в воображении. Как уже говорилось, я пользуюсь реальными референсами: нахожу актёра в разных ракурсах, с разными эмоциями.

Однажды какой-то художник написал отзыв к моей выставке: «Это всё комикс». Он хотел меня обидеть, наверное, но ему не удалось: он просто констатировал факт. Действительно, иногда я беру приёмы рисования из комиксов. У меня даже есть небольшая коллекция, потому что комиксы — очень выразительное искусство.


— Поговорим об искусстве будущего? Каким Вы его видите? Быть может, это новые формы или способы их создания. У Вас есть графический планшет, то есть вы прибегаете к современным технологиям. Получается, карандаш и кисть — не единственные ваши рабочие инструменты.

— Сейчас в спину художникам дышат нейросети. Я пытаюсь быть в курсе новинок и, так сказать, знать врага в лицо. Думаю, эта технология будет стремительно развиваться и отчасти выдавит с рынка иллюстраторов, работающих по старинке. Но история циклична. Вспомните, как было с фотошопом. Сначала все им широко пользовались, а потом ручная иллюстрация вернулась.


«Я остаюсь пленённым городом моего детства и юности»

— Помимо иллюстраций, Вы известны своими городскими этюдами. В них легко узнаются уголки города, написанные с любовью. Родной Ярославль стал для Вас источником вдохновения?

— Мой город всегда был для меня источником вдохновения. Я живу в Ярославле всю жизнь и всегда пытаюсь обращать внимание на интересные сюжеты и детали.

Я хорошо знаю город, есть у меня и любимые места. Например, башенка на доме Петражицкого на углу Пушкина и Ушинского. Я рисовал её много раз. Конечно, у нас не Петербург, нет такого разнообразия красивой архитектуры. Но то, что есть, мне очень нравится. И всегда жалко, когда это пропадает и горит...


Предоставлено Игорем Сакуровым

— Как Вы сказали, город меняется. На Ваших картинах порой он запечатлён таким, каким был раньше. Идут ли на пользу многие изменения?

— Я навсегда останусь пленённым городом моего детства и юности. Стараюсь, чтобы в моих работах преобладало радостное настроение, в крайнем случае, светлая грусть.

— А что Вас привлекает в архитектуре ярославских зданий?

— Наиболее мне интересна городская скульптура, которая используется в оформлении зданий. Помню, как рисовал многоэтажный дом с колоннами и скульптурами архитектора Капачинского на углу проспектов Ленина и Октября. С удовольствием бы нарисовал дом Дунаева с атлантами. Увы, сейчас он в печальном состоянии, непонятна его будущность. Ещё есть идея нарисовать особняк Лопатина на углу Большой Октябрьской и Собинова.


Предоставлено Игорем Сакуровым

«В юности мне нравилось деформировать пространство»

— Вы можете поделить своё творчество на этапы? Помните ли Вы свой первый рисунок?

— В хронологическом порядке не получится. Но, как и любое живописное полотно начинается с карандашного рисунка, так и я в детстве начинал с цветных карандашей.

Тогда в кинотеатре «Летний», который стоял на месте нынешней «Горки», я посмотрел фильм «1 000 000 лет до нашей эры» (1966 год — Прим. ред.). В нём были и динозавры, и люди в набедренных повязках — это меня очень впечатлило. И я принялся рисовать охотников на мамонтов, драки, погони. С тех пор мало что изменилось.


— Вы же сначала отучились на инженера, а только потом поступили в художественное училище.

— После выпуска из Политеха я понял, что не хочу быть инженером, и решил осуществить мечту — стать художником. Кстати, поступил в худучилище не с первого раза: на вступительном экзамене получил двойку за рисунок, а на следующий год — уже «отлично».

— Там и начался Ваш путь иллюстратора?

— В худучилище была особая творческая атмосфера. Именно в период обучения там, в свободное от учебных заданий время, я начал рисовать иллюстрации. Поводом служили прочитанные книги, среди них «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «Запечатлённые злом» Стругацких, «Пена дней» Бориса Виана, «Кентавр» Джона Апдайка.


Иллюстрация к роману «Пена Дней». Предоставлено Игорем Сакуровым

— Ранний Сакуров — кривые линии, деформация пространства. Откуда появилась идея ломаного пространства? И когда произошёл переход к академизму?

— В юности мне нравилось деформировать пространство. Я брал какой-нибудь блестящий предмет с искривлённой поверхностью и пытался нарисовать отражение, как это сделал Мауриц Эшер в картине «Рука с отражающим шаром». Моя жена до сих пор считает, что те мои работы были лучшими.

— Если сначала взглянуть на Ваши картины с искажённым пространством, а потом на городские пейзажи, то в них можно найти схожие черты.

— Намёк на гротескность и искажённость присутствует в моих работах и по сей день, но так грубо ломать пространство, как в молодости, мне не интересно.


Предоставлено Игорем Сакуровым

— На ранних этапах у вас было много автопортретов. Почему так?

— Опять-таки, примета молодости — быть в тисках заблуждений о значимости собственной персоны... Видимо, самолюбование свойственно молодым людям. С годами это проходит, и окружающий мир становится интереснее, чем собственная стареющая физиономия.

— Поговорим о палитре. С какими цветами вам больше нравится работать? И, может, они для вас что-то символизируют?

— Насчёт символизма я бы не горячился. Я стараюсь избегать подобных трактовок и уклона в мистику.

Я предпочитаю работать через серую гамму и холодные оттенки. Серый цвет всегда или холодный или тёплый, он не может быть нецветным. К слову, в училище у нас преподавал замечательный живописец Борис Васильевич Бухта. На занятиях он говорил, что цвет не надо называть — надо смешивать его на палитре, с названиями пусть развлекаются искусствоведы.

Автопортрет. Предоставлено Игорем Сакуровым

«Обнажённое тело будто светится»

— Расскажите про портретный сеанс. Как выстраивается взаимодействие с человеком? Как-то пытаетесь раскрыть его, заглянуть внутрь?

— Я веду непринуждённую беседу с моделью. Спрашиваю, какую музыку, книги и фильмы он или она предпочитает, кто по профессии. Можно показать мастерскую.

Кстати, в процессе рисования я больше люблю общаться с женщинами, а рисовать, пожалуй, интереснее мужчин. Мужское лицо — весьма своеобразный вызов для портретиста, ведь мужчины, как правило, не скрывают морщин и шрамов. Именно эти отметины, нанесённые прожитой жизнью, много говорят об их владельце.


— К слову о женщинах. В арт-буке вы писали, что существует барьер между художником и обнажённой моделью. Как его преодолеть с той и с другой стороны?

— Барьер со стороны натурщицы — естественное стеснение. Обычно на адаптацию уходит три-четыре сеанса. Существуют и неписаные правила при работе с обнажённой моделью: никаких шуток, никаких разговоров на рискованные темы и никаких прикосновений.

— Как думаете, зачем девушки идут позировать обнажёнными?

— Наверное, у каждой есть своя причина. Может быть, кто-то хочет увидеть свою красоту глазами другого человека. Ведь в каждой девушке есть своя индивидуальная красота.

— Вы тоже волновались, когда впервые писали с обнажённой натуры?

— Я волнуюсь каждый раз, даже когда пишу обычный портрет. Волнуюсь, что плохо получится, и расстраиваюсь, если работа не выходит такой, какой я её задумал.

Я вам признаюсь, у меня очень много неудачных работ. Но я не выбрасываю их — себе в назидание.

— И всё же женское тело вызывает определённые чувства, если Вы понимаете, о чём я. Работа с обнажённой натурой — это некое таинство.

— Среди людей, склонных к мистицизму, бытует мнение, что от любого человека исходит сияние. И действительно, когда ты смотришь на обнажённое тело, оно будто светится. Моя задача как живописца — попытаться передать это свечение.


«Художники живут более трудной внутренней жизнью»

— Бывали ситуации, когда Вы понимали, что относитесь к натурщице как к женщине?

— Художнику нужно уметь отвлекаться от физиологии, сосредотачиваясь на рисовании.

— Был ли в Вашей жизни такой духовный опыт или глубокие переживания, которые позволяли взглянуть на себя и своё творчество как-то иначе? Может, любовь?

— Мой знакомый психолог говорит так: «Ежели кому в юности свезло, и его девушка бросила, из него приличный человек вырастет. А ежели девушка не бросала, он вырастет гадом каким-нибудь».

Меня девушки бросали даже чаще, чем я их. Всегда считал неудобным бросить девушку первым, потому что женщины в любви честнее и искреннее нас, мужчин. А разве можно предать человека, который тебе доверился?


— Это находило отклик в творчестве? Часто говорят, что художник должен страдать.

— Художники зачастую живут более трудной внутренней жизнью, нежели обычные люди, поэтому им важно находиться в уравновешенным состоянии. Те вещи, которые нормального человека не выбьют из колеи, художника могут запросто расстроить.

— А что насчёт вдохновения и мук творчества?

— Я чураюсь всяческой эзотерики. Однако скажу, что некая искра проскакивает на этапе выбора мотива. Увидел, к примеру, колокольню в солнечном свете — что-то проскочило. Дальше идёт работа: выстраивание композиции, детали.

Вдохновение есть, конечно, но в институте нам повторяли: «Вы думаете, художник — романтическая профессия? Нет, это как слесарь или токарь». Жёсткая метафора, не более того. Просто преподавателю надо было сбить с учеников романтический настрой, чтобы крылышками не размахивали.


Что окружает художника

— У Вас обширная коллекция музыки. Что слушаете?

— Сейчас я решил переслушать весь Pink Floyd. Ранний Pink Floyd периода Сида Барретта — мне не очень нравится, а зрелый, где-то после The Dark Side of the Moon, хорош.


— А какие жанры Вас интересуют?

— Каждое увлечение идёт волнами. Раньше я интересовался африканской музыкой. Особенно мне нравился эфиопский джаз — очень интересный пласт музыкальной культуры 70-х годов. В разное время слушал французский шансон, кубинскую музыку, Сезарию Эвору, опять же Гилмора...

— Вы бывали в разных странах и Европе. Как думаете, для творца важно путешествовать?

— Конечно, это важно. Но куда важнее уметь видеть красоту в обыденном. Поездки и новые впечатления хорошо переключают: после путешествий я с большим энтузиазмом принимаюсь за текущую работу.

— Из какой страны Вы привезли больше всего материала?

— Очень понравилась Венеция, мы бывали с женой там несколько раз. Поразительное сочетание архитектуры и воды, плещущейся в многочисленных каналах... Довольно трудно бывает уловить очертания колеблющихся в воде отражений. Но уж если это удаётся, то работу можно считать состоявшейся.


Предоставлено Игорем Сакуровым

 Чем гениальность отличается от мастерства, и какими способами мастер может заглянуть в область гениального?

— Я побаиваюсь гениев. Мне кажется, гений — это неземное существо. Моя супруга, врач, скажет, что гений — непременно родовая травма.

А мастерство — это определённый набранный багаж, который в нашем деле всегда должен обогащаться и накапливаться. Константин Коровин в возрасте 80 лет сказал, что только-только начал кое-что понимать, а жизнь уже заканчивается. И я его понимаю, потому что с годами видишь больше нюансов, лучше разбираешься в оттенках эмоций — своих и окружающих людей... Мастерство прирастает.


Фото: «Яркуб

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 февраля 2024 в 18:13
В Ярославле ушёл из жизни известный художник и педагог
Не стало Иосифа Коробейникова.
В Ярославле ушёл из жизни известный художник и педагог

В Ярославле ушёл из жизни художник и педагог, заслуженный работник культуры Российской Федерации Иосиф Дмитриевич Коробейников. Об этом рассказали в ярославском отделении Союза художников России.

Иосиф Дмитриевич Коробейников — живописец, экспозиционер, педагог. В 1960 году окончил Ярославское художественное училище, в 1969-м — Московский полиграфический институт. С 1970-го по 1984 годы преподавал в Ярославском художественном училище, затем — в Тверском художественном училище имени А. Г. Венецианова.

Иосиф Дмитриевич являлся постоянным участником областных, региональных и республиканских выставок. Продолжал работать до последних дней своей жизни. Сферы его деятельности в изобразительном искусстве — станковая живопись и графика, графический и средовой дизайн.

Иосиф Коробейников ушёл из жизни 20 февраля на 86-м году после продолжительной болезни. Прощание с мастером прошло 23 февраля в Ярославле.

Фото: Союз художников (Ярославль)

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет