Религия

14 ноября 2024 в 14:44
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря
Корреспондент «Яркуба» очаровывается сумерками в древнерусском монастыре.
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря

Помните легенду о дуэльном поединке перед началом Куликовской битвы? Монах Пересвет и богатырь Челубей сходятся в смертельной схватке и оба испускают дух. Так вот, по преданию Пересвет (в миру его звали Александр) был пострижен в монахи в Борисоглебском монастыре. Именно туда я отправился воскресным днём, чтобы укрепить дух и запечатлеть суровые виды одного из самых древних православных монастырей Ярославской области.

Безмятежная и тихая обитель стоит недалеко от Ростова Великого, по дороге в Углич. На первый взгляд место кажется отчуждённым. Ощущение не обманывает. Несмотря на то, что объект входит в туристический маршрут «Золотого кольца», здесь почти всегда безлюдно. Тем лучше для уединённого путника, ищущего покоя и умиротворения.

А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыряА где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря

Визитная карточка Борисоглебского монастыря — надвратная церковь жёлтого цвета и булыжная мостовая вдоль монастырской стены. И вы наверняка видели эти снимки, на которых незыблемость русской старины соседствует с аляповатостью торговых рядов из 90-х.

А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыряА где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря

Со шпиля угловой башни трубит архангел Гавриил.

Проходя через монастырские ворота, ты словно попадаешь в другой мир. Вокруг ни души. Стоит абсолютная тишина. Тропинка вдоль кладбища ведёт на холм к храму. Слева из-за забора выглядывают покосившиеся деревянные кресты, а справа между строениями виднеется кусок крепостной стены. Во многих местах кладка почернела — то ли от старости, то ли от пожаров. Вижу ворона, кружащего над могильными плитами, и вспоминаю строчки из песни группы «Мастер»:

«В небе вороны, в небе и голуби
Рукой не развести...
На Руси вся жизнь — изломами
Разбиты кресты...»

А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыряА где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря

Кстати, в отличие от новодельных крестов Плёса (тех, что на горе Левитана), в Борисоглебском монастыре кресты аутентичные.

Из самозабвенных размышлений меня выдёргивает резкий звук откуда-то сверху. Я вдруг слышу бой курантов и ловлю себя на мысли — совсем как кремлёвский. Иду на звук и вижу на звоннице одной из церквей огромные часы: золотистые стрелки отмеряют четыре пополудни. В убаюкивающей тишине, царящей вокруг, звон курантов поначалу кажется раздражительно чужеродным и приводит в настоящий ужас. Будто сама смерть напоминает о своём незримом присутствии.

А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыряА где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря

Если углубиться на территорию кладбища и пройти по аллее, то в конце обязательно наткнёшься на небольшую келейку в монастырской стене. На этом месте держал обет преподобный Иринарх Затворник — почитаемый православный подвижник рубежа XVI-XVII веков. Пояснительная записка говорит, что преподобный Иринарх пришёл в обитель Бориса и Глеба и принял иноческий постриг. На следующие тридцать лет он добровольно приковал себя к стволу дерева и обременил тело тяжёлыми веригами, проведя остаток жизни в отречении от всего земного. Не сломили его ни лишения, ни одиночество, ни Смута на Руси. Кстати, рекомендую туристам и паломникам быть аккуратными, приближаясь к келье. Смотрите под ноги, здесь много змей, но они не опасны, простые ужики.

А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыряА где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря

«А где же монахи?» — спросите вы. Не знаю, насколько многочисленная в Борисоглебском монастыре братия, но человека в чёрном я встретил на территории монастыря лишь однажды. И что-то подсказывает мне, что он бы предпочёл остаться незамеченным. Ещё как-то раз видел монаха в Борисоглебском храме (основной храм монастыря, сейчас закрыт на реставрацию). Он рассказывал мне о фресках на стенах, а потом мы немного подискутировали о духовной свободе и пагубном влиянии прогресса.

А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыряА где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря

А вот свежая техника на хоздворе говорит о том, что жизнь в монастыре идёт, бурлит.

В дальней части обители ещё одни ворота, запертые. Изучив стены, я наткнулся на символы самодержавия — двуглавых орлов — и сделал вывод, что въезд был предусмотрен для императорской семьи.

А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыряА где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря

Возвращаясь, я бросаю взгляд на монастырскую башню, утопающую в закатном зареве, и думаю, что сумерки — самое таинственное время суток. Каждый день они напоминают человеку о том, что ничего вечного на свете не существует. На смену свету приходит тьма, а тьму сменяет свет.

P. S.: Впервые я побывал в Борисоглебском монастыре в странное для себя время душевной тревоги и тогда унёс из обители воодушевление и благообразие, которые помогли мне справиться с собой. С тех пор я периодически возвращаюсь сюда в поисках того же и неизменно нахожу. Если бы меня спросили, какое место в Ярославской области наиболее гармонирует с моим мироощущением, то я бы смело назвал обитель Бориса и Глеба. Предлагаю и вам, дорогие читатели, отправиться на выходных в небольшое путешествие, чтобы почувствовать на себе, как замирает время. До новых встреч в старых местах!

Больше фоторепортажей ищите в нашем Telegram!

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Сергей Калинин

2 ноября 2024 в 09:45
В Ярославле американец рассказал о лицемерии правительства США
Гражданин Соединённых Штатов Кристодулу Аарон выступил с докладом о религиозной политике.
В Ярославле американец рассказал о лицемерии правительства США

В Ярославле с лекцией о крахе традиционных ценностей западного мира выступил гражданин США Кристодулу Аарон. Мероприятие, организованное Координационным центром ЯрГУ, состоялось 31 октября в стенах Демидовского университета.

Кристодулу Аарон вместе со своей женой Даниэль уже давно перебрался в Россию и сейчас живёт в Борисоглебском районе Ярославской области. Американец признаётся, что покинуть родную страну его вынудили лицемерная политика правительства и потрясения общества.

— Я хотел поговорить о религиозной политике правительства США, которое опубликовало отчёты о международной свободе вероисповедания. Таким образом, они берут на себя ответственность за обеспечение свободы вероисповедания. Судя по этим документам, американские политики считают Россию страной, вызывающей серьёзную озабоченность в связи отсутствием в ней религиозных свобод. Но дело в том, что Америка сама преследовала многие группы, которые, по их утверждению, Россия подавляет, запрещает или наказывает, — рассказывает мистер Аарон.

Кристодулу Аарон рассказал, почему Россия сочла необходимым запретить некоторые из этих организаций. В первую очередь речь идёт о саентологах, Свидетелях Иеговы* и некоторых других течениях. К примеру, в России запрещена деятельность секты «Фалуньгун»*, которая практиковала отказ от неотложной медицинской помощи и полагалась на чудесное исцеление.

— Я думаю, что именно из-за этого у них возникли проблемы с российскими властями, так как ключевым моментом было то, что эти ребята не обращались за медицинской помощью для своих детей. В США существовали так называемые христианские научные группы, члены которых не водили своих детей к врачу по аналогичным причинам. И американское правительство преследовало этих людей повсюду, в некоторых случаях забирало детей. Вот оно, лицемерие: они говорят, что для России неправильно защищать себя от группы, которая может нанести ущерб обществу, но Америка в то же время почему-то могла преследовать эти семьи.

Далее докладчик перешёл к Свидетелям Иеговы* и причинам их запрета. Казалось бы, они были протестантской сектой, своего рода еретической группой. По словам Кристодулу Аарона, Свидетели* не участвуют в жизни общества: им запрещено отмечать Пасху, Рождество, праздники святых, именины и дни рождения.

— Ещё одна проблема Свидетелей Иеговы* заключается в том, что у них есть «правило двух свидетелей». Оно заключается в том, что нельзя предпринимать никаких действий против члена религиозной организации, обвиняемого в сексуальном насилии над детьми, без признания вины или хотя бы двух свидетелей преступления. Я почти уверен, что российское правительство увидело это и указало им на дверь. И знаете, именно об этом Америка решила кричать в своей прессе.

Неожиданной стала тема о преследованиях католиков. Кристодулу Аарон отмечает, что американское правительство уже давно начало проникать в религиозные группы и преследовать их. Католики в Америке на самом деле стали мишенью ФБР в качестве потенциальных внутренних террористов. Католики — люди, которые не придерживаются экстремистских убеждений, но в их собственной стране к ним относятся как к террористам. При этом США говорят, что российское правительство преследует христиан неправославной веры.

— Зачем тогда католической семье с семью детьми переезжать в Россию. Я говорю о Джозефе Шуцмане, который переехал сюда около полугода назад и живёт в Москве. Он и его семья открыто заявляют, что являются католиками. И никто не избивает их на улицах.

Как считает Кристодулу Аарон, любые подобные заявления со стороны властей Америки нарушают принцип гармонии между народами и религиями, который в настоящее время является очень важной частью государственной политики России. Всё же роль России в сохранении и упрочнении общепризнанных ценностей велика, чтобы так просто обесценить её.

*Запрещённая на территории РФ организация

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
30 октября 2024 в 10:06
Из-за крестного хода в Ярославле перекроют центральные улицы
Об этом сообщили в мэрии города.
Из-за крестного хода в Ярославле перекроют центральные улицы

В целях обеспечения необходимого уровня безопасности дорожного движения в период проведения крестного хода с перенесением Казанской иконы Божией Матери 4 ноября с 07:00 до 13 часов на участках улиц: Трефолева, Первомайский переулок, Советская, Андропова, Кедрова, Народный переулок, Советский переулок, Советская площадь, площадь Челюскинцев, Революционная, Почтовая, Которосльная набережная, Первомайская вводится временное ограничение движения транспортных средств.

Водителей просят быть внимательными и осторожными, а также при планировании поездок учитывать изменения. С семи часов вечера 3 ноября на указанных участках дорог будет запрещена парковка и стоянка автомобилей.

Из-за Крестного хода в Ярославле перекроют центральные улицыИз-за Крестного хода в Ярославле перекроют центральные улицы

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

3 октября 2024 в 16:50
Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области
Команда Первомайского местного отделения РГО изучила историю православного подполья и объездила действующие и недействующие монастыри в Ярославской и Вологодской областях.
Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Период религиозных гонений в послереволюционные годы — одна из самых неоднозначных страниц истории России. Репрессии и преследования коснулись многих жителей Ярославской области. Имена некоторых занесены в книги памяти, другие причислены к лику новомучеников, а третьи, к сожалению, забыты. Печальная, местами даже жестокая эпоха оказала значительное влияние на социальные, политические и культурные аспекты общества, навсегда сохранившего в своей памяти те события.

В 1920 — 1930-е годы верующие подвергались систематическому преследованию, из-за чего многие священнослужители и миряне уходили в подполье. Уже сам этот термин намекает на тайну, сокрытую от простого обывателя. Даже спустя десятилетия свидетельств о «церковном подполье» осталось не так много — лишь обрывки из воспоминаний и незначительные сведения.

Члены Ярославского областного отделения Русского географического общества поставили перед собой задачу изучить деятельность подпольных религиозных объединений на территории Ярославской и Вологодской областей. «Яркуб» публикует первые результаты исследования на основе собранных в архивах и экспедиции материалах.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Существование подземных храмов и монастырей — не новая для православного мира реалия. Религиозные пещерные комплексы известны ещё с IV века, и тогда их появление не было связано с потребностью скрыться: свою роль играли ландшафтные особенности местности. Эти уникальные памятники сохранились и до наших дней. Белогорский Воскресенский, Каменно-Бродский, Шатрищегорский, Холковский Троицкий монастыри — лишь незначительная часть из обширного списка.

Некоторые подобные обители переставали существовать до Октябрьской революции, а какие-то вовсе безвестно пропадали до момента их обнаружения учёными. Так, в 1891 году в Подольской губернии провели раскопки и нашли остатки пещерных келий и монастырской церкви на берегу Днестра.

В народе, кроме того, бытовали легенды о сокрытых от глаз простых людей обителях. К примеру, жители Нижегородской губернии рассказывали, что якобы рядом с озером Светлояр, в котором по преданиям затонул Китеж-град, в пещерах сохранился тайный монастырь. Жили в нём восемь монахов — ни больше, ни меньше. Попасть к ним без приглашения было невозможно, а те, кто попадал хоть раз, не могли найти эти пещеры снова.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Размещение православных обителей на территории Вологодской губернии в конце ХVIII — начале ХХ века

С приходом советской власти в быте людей многое изменилось. И одни из самых заметных изменений произошли в религиозной жизни русского народа. Большевики диктовали новые правила и запустили кампанию по отделению Церкви от государства. Повсеместно стали закрываться церкви и монастыри, началось активное истребление духовенства.

Политика советской власти задала систему координат, запретив целые сферы церковной жизни. Но та не прекратила своё существование, а лишь приобрела нелегальный характер.

Многим православным монастырям пришлось приспособиться к новым условиям существования. В середине 1920-х годах сложилась группа тайных монашеских общин московского Высоко-Петровского монастыря, когда властями была ликвидирована мужская Свято-Смоленская Зосимова пустынь — известный в предреволюционные годы центр монашеской жизни и духовного старчества. В то же время в Москве возникла тайная община при бывшем подворье Валаамского монастыря, просуществовавшая до 1932-го. В 1927 году в Муроме появилась достаточно крупная община монахинь Дивеевского монастыря, сохранявшаяся вплоть до 80-х годов. В Ивановской области на базе Свято-Никольской женской общины возникла Назарьевская сельхозартель. Её образовали бывшие монахини и остались жить при монастыре по-старому. В новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре была учреждена сельскохозяйственная артель, в которую вошли рясофорные и простые послушницы.

Однако не все священнослужители были готовы адаптироваться и пытались скрыться. Так, в 1928 году чекисты обнаружили подпольный женский монастырь в Новороссийске. Пустынь Кашинская щель на хуторе Горном основал Феодосий Кавказский. Святого отца отправили в ссылку, а монахинь расстреляли в лесу. А в 30-х годах в Вятских лесах вскрыли тайный подземный монастырь, построенный по благословению епископа Дамаскина (Цедрика).

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Обнаруженный чекистами тайный подземный монастырь в Вятских лесах. Фото: martyrs.pstbi.ru

1937 год стал для духовенства годом большого террора: репрессии достигли максимума и уничтожались все «враги народа», кто считался потенциально опасным. С октября 1937-го по 1938-й в Ярославской епархии были 258 человек — 154 из них приговорены к высшей мере наказания.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Последний настоятель Павло-Обнорского монастыря архимандрит Никон (Чулков). Фото: ГАЯО

Известен пример Первомайской женской коммуны имени Н. К. Крупской. В нескольких километрах от села Кукобой Ярославской области в 1921 году возникла женская трудовая артель. Её появление связывают с личностью последнего настоятеля Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова). Якобы именно он дал своим духовным дочерям благословение на создание тайного женского монастыря. Община просуществовала без малого десять лет, пока артель, а впоследствии коммуну, не расформировали и приближённых к Никону женщин не арестовали.

В 1920-е годы в Любимском районе образовалась община тайного монашества, членами которой стали духовные чада иеромонаха Железноборовского Предтечевского монастыря Иоасафа (Сазонова). Он благословил устроение небольших тайных монастырей в миру, которые расположились частично в селе Сандогоры в Костромской области и частично в Любимском районе. Членов общины арестовали в 1932 году. Женщин обвинили в устройстве тайных монашеских келий, организации постригов и нелегальных молитвенных собраний.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Первомайская коммуна им Н. К. Крупской. Фото: Кукобойский ДК

О тайных общинах, описанных выше, до наших дней дошли хоть какие-то сведения, но сколько таких подпольных организаций существовало в действительности и где они находились? Сведения об одном из таких «монастырей» обнаружились в уголовных делах членов Первомайской коммуны и сподвижниц архимандрита Никона.

Духовная дочь святого отца, Волоцкая Любовь Петровна, рассказала следователям, как в 1936 году по указке Никона искала тайный подземный монастырь в вологодских лесах. Череда знакомств привела её в окрестности деревни Великий Двор, однако ни тайных монахинь, ни самого монастыря отыскать не удалось.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Допрос Любови Волоцкой (изборажение сделано на основе архивных выписок и не является точной копией документа)

Члены РГО изучили имеющиеся данные, биографии репрессированных и в начале августа отправились в небольшую краеведческую экспедицию на поиски подземного монастыря и по действующим и недействующим монастырям на границе Вологодской и Ярославских областей.

Экспедиция началась с посещения Исааково-Рождество-Богородицкого женского монастыря — самого северного в Ярославской области. Путь до него труден, особенно в распутицу, поэтому отправляться лучше летом, в период засухи. Команда РГО стартовала от села Воздвиженского (Вологодская область) и проделала пеший путь протяжённостью в девять километров: сначала по просёлочной дороге через поля, затем через лес и вдоль болот.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

На пути в Исакову пустынь. Фото: ЯОО РГО

— Из села Воздвиженского мы порядка девяти километров преодолели пешком. Дорога, стоит признаться, очень интересная: русская природа, широта, простор, заброшенные деревни, лес — романтика, — рассказывает член Ярославского областного отделения РГО Арсений Дыбов.


— Дорога в Исакову пустынь — настоящее испытание тела и духа, — делится пресс-секретарь Ярославского областного отделения РГО Сергей Калинин. — Больше пяти километров через леса, поля и болота по разбитой дороге. Но в конце путника ждёт награда — покой и благодать уединённой обители. А если останутся силы подняться на колокольню, то взору откроются божественной красоты просторы, от вида которых восторженная душа жаждет свободы и благообразия.


— Настоятельница Елисавета угостила нас вкуснейшей ухой и чаем. Побеседовали об истории монастыря и Первомайского края, а ещё о подвигах веры и православном монашестве. Загладили до умопомрачения кота Рыжика, — добавляет член Первомайского местного отделения РГО Елена Микулина.


Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Колокольня церкви Рождества Богородицы в Исааковском Рождество-Богородицком монастыре. Фото: ЯОО РГО

Новая власть добралась и до столь отдалённого места. После революции сёстры Исаковой пустыни продолжали жить натуральным хозяйством, самостоятельно обеспечивая себя продуктами. В 1928 году, когда монастырь закрыли, в состав религиозной общины входило 150 человек из близлежащих деревень и сёл. Формальная причина закрытия Исаковой пустыни была проста: сёстры воспротивились реорганизации религиозного общества в советскую трудовую коммуну. Кроме того, исааковские сёстры были связаны с Первомайской коммуной и архимандритом Никоном, который был духовником Исаковой пустыни.

Изгнанные из монастыря насельницы искали приют в ближайших храмах, поселяясь в сторожках, работали псаломщиками. Во время Великой Отечественной войны в пустыни разместили эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, в соборе устроили зерносклад. Какое-то время помещения монастыря использовалась под школу и отделение психиатрической больницы.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Вид с колокольни Исааковского Рождество-Богородицкого монастыря

Сейчас дорога ко многим монастырям — целое испытание для исследователей. К примеру, следующим пунктом в маршруте экспедиторов стал Григориево-Пельшемский Лопотов в Вологодской области. Его руины находятся в труднодоступной местности, вдали от населённых пунктов и доехать туда на машине получится. На пути путников встречались следы диких животных, в высокой густой траве кишели змеи, пошёл сильный дождь, но четыре километра были преодолены.

До наших дней от основанного в 1420-х годах монастыря осталось несколько разрушенных корпусов. На развалинах одного из храмов стоят иконы, изредка сюда приезжают вести службы, но просто так в помещения не попасть — двери под замком.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Григориево-Пельшемский Лопотов монастырь. Фото: ЯОО РГО

Ещё одна важная точка — Дионисиево-Глушицкий Сосновецкий Предтечев монастырь. Он занимает значимое место на православной карте Вологодской земли. Многие монастыри в той местности — Григориево-Пельшемский Лопотов и Спасо-Преображенский Рабангский — основаны учениками Дионисия Глушицкого — Григорием Пельшемским и Филиппом Рабангским соответственно. А житие святого Дионисия сохранило свидетельства о его взаимоотношениях с преподобным Павлом Обнорским. Последний в начале 1420-х годов поселился в двух верстах от Сосновецкой пустыни, желая основать здесь собственный монастырь. Но Дионисий послал к нему монаха со смиренной просьбой оставить это место, что тот и исполнил.

— Как мы видим, духовная связь между этими местами сохраняется, а идеи старчества буквально пронизывают территорию Вологодчины, — комментирует Арсений Дыбов. — Думается, что, следуя примеру старцев, основавших монастыри на Вологодской земле, настоятели обителей и священнослужители в 20-30-е годы создавали свои общины, тайные и подпольные монастыри для возможности продолжать духовную жизнь.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Корнилиево-Комельский монастырь. Фото: ЯОО РГО

Все эти монастыри повторили судьбу Исаковой пустыни. Часть из них была закрыта, а насельники выдворены. Павло-Обнорский и Корнилиево-Комельский оборудовали под школы и детские дома, в Спасо-Прилуцком в Вологде в разные годы размещались военные, перевалочный пункты для ссыльных, интернат для беспризорников, склады.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Павло-Обнорский монастырь (ныне дейсвтующий). Фото: ЯОО РГО

Конечно, главной целью экспедиции стала попытка найти тот самый подземный монастырь, упоминаемый в уголовной деле духовной дочери Никона. Члены РГО установили, что указанная деревня Великий Двор относится к Воробьёвскому сельскому поселению Сокольского муниципального округа Вологодской области.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Вологодские леса. Окрестности деревни Великий Двор. Фото: ЯОО РГО

— Мы решили пройти точно таким же путём, по которому архимандрит Никон отправил свою духовную дочь Любовь Волоцкую, — рассказывает Арсений Дыбов. — Как и она, мы оказались в последней точке маршрута, в деревне Великий Двор. Даже расчёт был примерно такой же: «узнать от крестьян местонахождение тайного монастыря». Но, к сожалению, деревня, хоть с виду и обжитая, оказалась безлюдной. Фактически мы столкнулись с то же проблемой, что и сама Любовь Волоцкая — не от кого было получить сведения.


— Все избы заперты, но спиной ты чувствуешь, как за тобой кто-то беспрестанно наблюдает, — делится впечатлениями Елена Микулина.


— Неожиданно нагрянул дождь, и все дороги моментально размыло, — рассказывает Сергей Калинин. — Наш экипаж оказался заперт в лощине. Чтобы покинуть деревню, нужно было или заехать по полю в крутую горку, или пересечь скользкий бревенчатый помост через ручей, за которым дорога опять круто уходила вверх на холм. Первый путь на поверку оказался непреодолимым, а второй — представлялся слишком рискованным (соскользнуть на машине в ручей было бы равнозначно провалу). Ситуация почти патовая. Ты вроде нигде не застрял, но ландшафт не даёт тебе возможности покинуть место. Пришлось немного понервничать. Но благодаря смелым действиям нам удалось вырваться из ловушки. С тех пор мы стали внимательнее прислушиваться к знакам.

Далее экспедиторы отправились в окрестные леса. Чаща оказалась непроходимыми дебрями, в которых при отсутствии исходных данных, увы, искать монастырь не представлялось возможным.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Вологодские леса. Окрестности деревни Великий Двор. Фото: ЯОО РГО

Получить каких-либо «живых» подтверждений существования подземного монастыря в окрестностях деревни Великий Двор не удалось. Однако достаточно близко к указанному населённому пункту существовали другие подпольные общины.

В архивах вологодского УФСБ находятся упоминания тайного монастыря, организованного епископом Никольским Иерофеем (Афониным), сподвижники которого были обвинены в антисоветской пропаганде. Местонахождение этого тайного монастыря не упоминается, однако известно, что большинство последователей Иерофея проживали в окрестностях города Никольска и Кичменгского Городка. После гибели епископа возникла религиозная община «ерофеевцев», которая не признавала официальную Церковь и проводила службы по домам, избирая священнослужителей из своего числа. Немногочисленная община просуществовала вплоть до XXI века.

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Иерофей (Афонин). Бутырская тюрьма. Фотография. 1925 г. Фото: pravenc.ru

В 1936 году по колёса «красной машины» попали владыка Стефан (Знамировский), священник Сергий Суворов и ещё 30 человек, жителей Сокольского и Усть-Кубенского районов. Как выяснили следователи, в этих местах возникли группы тайного сестричества.

«... Впервые тайные сестричества возникли на территории Сокольского и Усть-Кубенского районов при Вологодском епископе Неофите. Впоследствии руководство сестричеством и его деятельность возглавлял иеромонах закрытого уже к тому времени Сосновецко-Глушицкого монастыря Никита (Громов). После его смерти руководил деятельностью сестричества в Покровском приходе — я, в Леонтьевском — священники Жуков и Дмитриевский...», — говорил на допросе отец Сергий Суворов.

По меньшей мере трое из проходящих по делу женщин обвинялись в том, что «состояли в группе „Сестричество“», а также активно «участвовали в контрреволюционной деятельности, вели контрреволюционную агитацию, саботировали выполнение гособязательств».

Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской областиМонахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области

Кот Рыжик в Исааковском Рождество-Богородицком монастыре. Фото: ЯОО РГО

С докладом о проведённой экспедиции исследователи выступили на заседании Первомайского местного отделения РГО. Как отметили путешественники, тема не иссякла, а проведённая работа — лишь начало пути в изучении целого пласта не рассказанной доселе истории.

Текст: Арсений Дыбов, Сергей Калинин

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
16 сентября 2024 в 15:30
На кольце у Яковлевской церкви в Ярославле ограничат движение
На полдня.
На кольце у Яковлевской церкви в Ярославле ограничат движение

Как сообщили в мэрии Ярославля, в связи с проведением крестного хода по Заволжскому району города Ярославля в праздник Крестовоздвижения, 27 сентября, с 09:00 до 14 часов на участке улицы 3-я Яковлевская вводится временное ограничение движения транспортных средств. Водителей просят заранее планировать свои поездки с учётом внесённых изменений.

На кольце у Яковлевской церкви в Ярославле ограничат движениеНа кольце у Яковлевской церкви в Ярославле ограничат движение

Фото: Google Maps

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Интервью
23 августа 2024 в 12:44
В Ярославской области вынесен приговор организатору экстремистской религиозной организации
Мужчина отделался условным сроком.
В Ярославской области вынесен приговор организатору экстремистской религиозной организации

В Ярославской области приговор суда оглашён 52-летнему организатору экстремистской организации. Об этом сообщает пресс-служба УФСБ России по Ярославской области.

Ранее сотрудниками регионального УФСБ была ликвидирована ячейка местной религиозной организации «Свидетели Иеговы г. Ярославля» (20.04.2017 решением Верховного суда Российской Федерации признана экстремисткой, её деятельность запрещена на территории России). Как следует из материалов дела, участники организации с марта 2019 года проводили религиозные выступления и богослужения, используя экстремистские материалы и пропагандируя запрещённые учения. Организатор, или «старейшина», как его называли единомышленники, отвечал за функционирование религиозного объединения на территории региона.

19 августа 2024 года Ярославский районный суд признал гражданина виновным по уголовной статье «Участие в деятельности экстремистской организации» и назначил ему условный срок — 2,5 года лишения свободы с испытательным сроком один год, с ограничением свободы на полгода и запретом посещать места проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (в том числе религиозных), участвовать в данных мероприятиях.

Ранее приговор услышали двое организаторов и двое участников экстремистской организации.

Фото: пресс-служба УФСБ России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 августа 2024 в 19:29
Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей
К знаменательной дате обитель заметно преобразилась.
Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

21 августа в Свято-Введенском Толгском монастыре состоялись праздничные мероприятия, посвящённые 710-летию обители. В монастырь съехались официальные лица, в числе которых представители иностранных делегаций, духовенство, а также тысячи верующих и туристов из разных регионов страны. Побывала на Толге в праздничный день и корреспондент «Яркуба».

21 августа православная церковь празднует явление Толгской иконы Божией Матери, которая почитается как покровительница Ярославской земли. Эта дата считается днём основания Свято-Введенского Толгского монастыря, а 21 августа — Толгин день — один из важнейших в календаре ярославских праздников. В этом году монастырю, основанному в 1314 году, исполнилось ровно 710 лет.

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

С самого раннего утра на Толгу начали съезжаться сотни гостей. Патриарший наместник Московской митрополии, постоянный член Священного Синода — митрополит Крутицкий и Коломенский Павел — на Соборной площади монастыря провёл Божественную литургию.

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

Позднее состоялся крестный ход в знаменитую кедровую рощу монастыря. Обычно она, особо охраняемая природная территория, закрыта для широкого посещения. Но несколько раз в году её открывают. 21 августа — обязательно.

А ещё в день юбилея прошло освящение новой часовни-киота на берегу Волги у монастыря. Позднее верующие смогли приложиться к иконе Богоматери.

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

Ещё одним важным событием дня стала передача главой региона в дар монастырю репринтного издания первого описания Толгской иконы. Это точная копия части архивной книги 1802 года, которую написал митрополит Моисей.

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

К юбилею на Толге завершили благоустройство земель вокруг монастыря. Здесь выполнили озеленение, дорожки выложили плиткой. На территории появилось освещение и видеонаблюдение. Кроме того, монастырские стены и колокольня обрели архитектурную подсветку.

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

Ещё в прошлом августе на Волге установили причальный комплекс, гармонично вписанный в стилистику обители. На дебаркадере есть своя художественная подсветка.

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

Гости могли заметить и ещё одно новшество — берег Волги украсили символы ярославской земли — декоративные медведи. А скоро их на Толге может стать ещё больше — пешеходные дорожки хотят украсить «медвежьими тропами». Они будут выполнять функцию физической навигации в форме медвежьих лап в натуральную величину.

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

Сегодня в Толгском монастыре созданы воскресная школа, классы для рукоделия и различные благотворительные программы. Здесь проходят православные фестивали, один из которых — «Возрождение» — торжественно открыли 21 августа. А ещё это одна из главных достопримечательностей города, место притяжения тысяч ярославцев и гостей города.

Одно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилейОдно из главных мест притяжения: Толгский монастырь отметил 710-летний юбилей

Фото: Анна Фролова, пресс-служба правительства Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 августа 2024 в 18:47
В центре Ярославля на время крестного хода перекроют движение
Запланированы мероприятия в честь 710-летия Толгского монастыря.
В центре Ярославля на время крестного хода перекроют движение

В Ярославле во время празднования 710-летия Толгской обители ограничат движение автомобилей. Об этом предупредили в мэрии города.

Напомним, основные праздничные мероприятия состоятся 21 августа. Однако начнётся празднование по традиции с крестного хода 20 августа.

Так, 20 августа в 15:00 в Успенском соборе Ярославля начнётся молебен и крестный ход со списком Толгской иконы Божией Матери. Крестный ход пройдёт от Успенского собора до Ярославского речного вокзала, где в 15:30 на теплоходе участники смогут переправиться в Толгский монастырь.

На время крестного хода на участках улиц Почтовая, площади Челюскинцев, Волжском спуске, Волжской набережной перекроют движение. Ограничение будет действовать с 14 часов до 16:30. А на участке улицы Почтовая и Волжском спуске с семи утра до окончания мероприятия запретят остановку и стоянку.

В центре Ярославля на время крестного хода перекроют движениеВ центре Ярославля на время крестного хода перекроют движение

21 августа в Толгском монастыре на Соборной площади в девять утра начнётся Божественная литургия. В 11 часов — крестный ход к месту явления Толгской иконы Божией Матери в кедровнике монастыря. Далее запланировано освящение часовни. В день юбилея обители ждут гостей со всей России, в их числе представители иностранных делегаций, паломники, духовенство.

Автомобилистов предупредили, что в целях безопасности 21 августа с шести утра до восьми вечера на участках улиц Железнодорожная и проездах в районе монастыря запретят движение и парковку машин.

В центре Ярославля на время крестного хода перекроют движение

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

16 августа 2024 в 18:35
В Ярославле открывается XXXII Фестиваль искусств «Преображение»
Событие будет проходить в городе с 16 по 22 августа.
В Ярославле открывается XXXII Фестиваль искусств «Преображение»

В Ярославле с 16 по 22 августа пройдёт XXXII Фестиваль искусств «Преображение». Этот фестиваль станет масштабным событием для всех поклонников музыки. Гостей ждут концерты под открытым небом и духовная музыка, большая опера и колокольные звоны.

Откроется фестиваль вечером 16 августа концертом Академического оркестра русских народных инструментов имени Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании.

Мероприятия запланированы на территории Ярославского музея-заповедника, в храме Ильи Пророка, в Соборе Казанской иконы Божией матери, в Ярославской филармонии.

Колокольные звоны являются неизменной составляющей фестиваля «Преображение». Из разных уголков страны в Ярославль съедутся около двадцати звонарей. Также в афише семейная программа «Чудесный город Яблокославль» и «Яблочный флешмоб».

С полной программой фестиваля можно ознакомиться на сайте Ярославского музея-заповедника.

Фото: Ирина Терешкова / Ярославский музей-заповедник

6+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

16 августа 2024 в 17:15
Ждут даже иностранные делегации: Толгский монастырь отметит 710-летие
Праздник по традиции состоится 21 августа.
Ждут даже иностранные делегации: Толгский монастырь отметит 710-летие

21 августа Свято-Введенский Толгский монастырь отметит юбилей — 710-летие со дня основания. В этот день в обители по традиции состоятся праздничные мероприятия.

Так, на Соборной площади состоится Божественная Литургия, затем — крестный ход в кедровую рощу. В этот день ждут гостей со всей России, в их числе представители иностранных делегаций, паломники, духовенство.

К юбилею на Толге завершат благоустройство прибрежной территории. Здесь уже уложили пешеходные дорожки, обустроили освещение, установили системы видеонаблюдения и оповещения. Одним из главных новшеств стала архитектурно-художественная подсветка, которая украсила колокольню собора и монастырскую стену. В прошлом году на Волге был установлен новый причал, он обрёл декоративное оформление.

Напомним, чтобы было удобнее добираться на праздничные мероприятия до Толги, 21 августа автобусы №№ 21, 21б, 40с, 93 будут заезжать к монастырю в обоих направлениях. Также до Толги можно добраться на речном трамвайчике.

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет