Религия
В Ярославле на время мероприятий у мечети перекроют улицу Победы. Об этом предупредили в мэрии.
Ограничения связаны с проведением мусульманского праздника «Ураза-байрам». 30 марта с четырёх утра до двух часов дня движение будет перекрыто на участке улицы Победы от улицы Советской до проспекта Октября и местном проезде от дома № 20Б по улице Победы до улицы Победы. На этих же участках с 19 часов 29 марта до 14 часов 30 марта вводится ограничение остановки и стоянки.
Водителей просят быть внимательными и соблюдать Правила дорожного движения.
В Ярославле на время мусульманского праздника перекроют улицу Победы
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ярославские оперативники задержали подозреваемых в краже старинной ценной иконы. Об этом рассказали в пресс-службе УМВД России по региону.
По имеющимся данным, двое мужчин 33 и 50 лет похитили святыню из дома в деревне Лазарево Ростовского округа. Один из злоумышленников ранее проживал в этой деревне и знал, что у соседей хранится ценная икона. Приехав в Лазарево, один из мужчин разбил окно, а второй проник в дом и вынес икону. Затем злоумышленники увезли святыню в Рыбинск и спрятали.
В ходе расследования полицейские вышли на след подозреваемых и задержали. Один из них на допросе сознался в содеянном, пояснил, что украденная икона хранилась у него, и заявил, что раскаивается. Задержанные заключены под стражу. Возбуждено уголовное дело по статье «Кража». Назначена искусствоведческая экспертиза.
Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В него вошли произведения, пронизанные духовностью и патриотизмом.
В Ярославле состоялась презентация сборника стихотворений архимандрита Сильвестра «Размышления о вечном». Встреча с автором прошла 19 февраля в библиотеке имени М. Ю. Лермонтова.
Архимандрит Сильвестр (в миру Сергей Лукашенко) — настоятель храма Андрея Стратилата села Сулость, председатель Церковно-исторического общества епархии, духовник ростовского Спасо-Яковлевского монастыря и Ярославской епархии, а также является членом региональной Общественной палаты.
В сборник «Размышления о вечном» вошли стихотворения, написанные в 2024 году. Строки произведений архимандрита наполнены размышлениями о Боге, Родине, человеке и его жизненном пути. Сам батюшка признался, что творческий порыв у него появился внезапно и всего меньше года назад.
— Стал писать я не так давно, вдохновение пришло во время отдыха в санатории. Понимаю, что что-то внутри звучит... И пока не написал первое стихотворение, всё не встало на место. Произведение стало выражением боли в душе — оно называется «Марш потребителей». Сейчас такое время, что приходится говорить об извечных темах, которые доходят глубин сердца каждого человека, — поделился архимандрит Сильвестр.

Собравшимся святой отец прочитал свои стихотворения и избранные афоризмы собственного сочинения и рассказал, как рождаются поэтические строки. Архимандрит поведал о связи поэзии и патриотизма, рассуждал о любви к своей Родине и о значении идеологии в нашей жизни.
Презентацию также посетили профессор Юрий Иерусалимский, в соавторстве с которым архимандрит издал множество книг на тему традиционных духовно-нравственных ценностей, и председатель Общественной палаты Ярославской области Сергей Берёзкин.
— Само по себе название сборника говорит о многом. В этой книге мы находим глубокие размышления и философию. Отец Сильвестр — один из самых мудрых наставников, который чётко видит проблемы современного мира и через свои произведения доносит очень важные и нужные смыслы, — отметил Сергей Берёзкин.
В Ярославле презентован сборник стихотворений архимандрита Сильвестра
Помимо печатной версии сборника, доступна и электронная. Вы можете ознакомиться с ней по ссылке.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В ГУ МЧС России по Ярославской области подвели итоги крещенских купаний.
В праздник Крещения в этом году купели посетили 10 282 человек, 5 386 из них провели обряд, то есть окунулись в ледяную воду.
Напомним, из-за аномально тёплой погоды в Ярославле были открыли всего две купели — на Петропавловских прудах и на пруду на территории Толгского монастыря. Всего по региону оборудовали чуть более 30 иорданей. Благодаря слаженной работе сотрудников МЧС и других ведомств несчастных случаев удалось избежать.
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
По всей Ярославской области из-за аномального тепла в предстоящее Крещение откроют только 34 купели. Об этом рассказали в правительстве региона по итогам заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ГУ МЧС России по Ярославской области.
На реках толщина льда в этом году составляет около 15 сантиметров, а то и меньше. Поэтому большинство привычных мест для купания будут недоступны. Купели будут делать только там, где замеры показали достаточную толщину льда. В основном, это на прудах и озёрах.
Всего в области будут открыты 34 проруби для крещенских купаний. В Ярославле таких будет две. И только одна из них на привычном месте — на Петропавловских прудах. Другую откроют на Толге, только не на Волге, а на пруду на территории монастыря. Там же купания организовывались в таком же аномально тёплом 2020 году.
Окунуться можно будет где-то с позднего вечера 18 января до позднего вечера 19 января, где-то — только днём 19-го числа. Как и обычно, в оборудованных местах будут дежурить спасатели, медики и полицейские. Иордани оснастят деревянными перильцами, лестницами, рядом установят раздевалки.
Список крещенских купелей тёплой зимой 2025-го в Ярославской области
В Ярославской области резко сократили число мест для крещенских купаний: полный список
В Ярославской области резко сократили число мест для крещенских купаний: полный список
В Ярославской области резко сократили число мест для крещенских купаний: полный список
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- История книжной лавки Юрия Швецова: интервью с основателем
- Михаил Евраев об итогах 2024-го: «Уровень жизни в регионе растёт»
- «Будем искать инвесторов»: министр имущественных отношений о масштабной приватизации в регионе
- «Их горящие глаза не сравнятся ни с чем»: учительница ярославской школы о любви к детям и перспективах современного образования
- «Благодаря стримам дети начали усерднее учиться»: молодой педагог рассказал о преподавании современным школьникам
- Ирина Гукасян, и.о. министра лесного хозяйства и природопользования Ярославской области: «„Кислые гудроны“ и „зелёные масла“ надеемся ликвидировать до 2030 года»
- Александр Ольхов, министр инвестиций и промышленности Ярославской области: «Правительство региона готово к любым формам инвестиций и оказанию поддержки»
В мэрии Ярославля обсудили подготовку к череде праздников. В Рождественскую ночь богослужения пройдут в разных районах города. На территориях, прилегающих к храмам и церквям, будут усилены меры безопасности.
Рождественскую праздничную службу в кафедральном Успенском соборе проведет Вадим, митрополит Ярославский и Ростовский. Начало службы — в 23:30.
В районах города основные службы пройдут:
Дзержинский район
-
Свято-Тихоновский храм: 6 января в 17:00, 7 января в 00:00, 09:00
-
Храм Успенский в пос. Норское: 6 января в 22:00, 7 января в 00:00
Заволжский район
-
Яковлевско-Благовещенский храм: 6 января в 23:40, 7 января в 09:40
-
Храм Зосимы и Савватия в Тверицах: 6 января в 17:00, 7 января в 09:00
-
Свято-Введенский Толгский женский монастырь: 6 января в 23:30
Кировский район
-
Успенский кафедральный собор: 6 января в 23:30, 7 января в 09:00
-
Казанский женский монастырь: 6 января в 23:40, 7 января в 10:00
-
Храм Богоявления: 6 января в 23:00, 7 января в 10:00
Красноперекопский район
-
Феодоровский собор: 6 января в 23:30, 7 января в 08:30
-
Храм Петра и Павла: 6 января в 16:00, 7 января в 08:30
Ленинский район
- Храм Параскевы Пятницы в Калашном ряду: 6 января в 17:00, 7 января в 09:00
Фрунзенский район
- Крестобогородский храм: 6 января в 23:50, 7 января в 07:00, 09:00
Фото: Леонид Гунин
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Помните легенду о дуэльном поединке перед началом Куликовской битвы? Монах Пересвет и богатырь Челубей сходятся в смертельной схватке и оба испускают дух. Так вот, по преданию Пересвет (в миру его звали Александр) был пострижен в монахи в Борисоглебском монастыре. Именно туда я отправился воскресным днём, чтобы укрепить дух и запечатлеть суровые виды одного из самых древних православных монастырей Ярославской области.
Безмятежная и тихая обитель стоит недалеко от Ростова Великого, по дороге в Углич. На первый взгляд место кажется отчуждённым. Ощущение не обманывает. Несмотря на то, что объект входит в туристический маршрут «Золотого кольца», здесь почти всегда безлюдно. Тем лучше для уединённого путника, ищущего покоя и умиротворения.
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря
Визитная карточка Борисоглебского монастыря — надвратная церковь жёлтого цвета и булыжная мостовая вдоль монастырской стены. И вы наверняка видели эти снимки, на которых незыблемость русской старины соседствует с аляповатостью торговых рядов из 90-х.
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря
Со шпиля угловой башни трубит архангел Гавриил.
Проходя через монастырские ворота, ты словно попадаешь в другой мир. Вокруг ни души. Стоит абсолютная тишина. Тропинка вдоль кладбища ведёт на холм к храму. Слева из-за забора выглядывают покосившиеся деревянные кресты, а справа между строениями виднеется кусок крепостной стены. Во многих местах кладка почернела — то ли от старости, то ли от пожаров. Вижу ворона, кружащего над могильными плитами, и вспоминаю строчки из песни группы «Мастер»:
«В небе вороны, в небе и голуби
Рукой не развести...
На Руси вся жизнь — изломами
Разбиты кресты...»
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря
Кстати, в отличие от новодельных крестов Плёса (тех, что на горе Левитана), в Борисоглебском монастыре кресты аутентичные.
Из самозабвенных размышлений меня выдёргивает резкий звук откуда-то сверху. Я вдруг слышу бой курантов и ловлю себя на мысли — совсем как кремлёвский. Иду на звук и вижу на звоннице одной из церквей огромные часы: золотистые стрелки отмеряют четыре пополудни. В убаюкивающей тишине, царящей вокруг, звон курантов поначалу кажется раздражительно чужеродным и приводит в настоящий ужас. Будто сама смерть напоминает о своём незримом присутствии.
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря
Если углубиться на территорию кладбища и пройти по аллее, то в конце обязательно наткнёшься на небольшую келейку в монастырской стене. На этом месте держал обет преподобный Иринарх Затворник — почитаемый православный подвижник рубежа XVI-XVII веков. Пояснительная записка говорит, что преподобный Иринарх пришёл в обитель Бориса и Глеба и принял иноческий постриг. На следующие тридцать лет он добровольно приковал себя к стволу дерева и обременил тело тяжёлыми веригами, проведя остаток жизни в отречении от всего земного. Не сломили его ни лишения, ни одиночество, ни Смута на Руси. Кстати, рекомендую туристам и паломникам быть аккуратными, приближаясь к келье. Смотрите под ноги, здесь много змей, но они не опасны, простые ужики.
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря
«А где же монахи?» — спросите вы. Не знаю, насколько многочисленная в Борисоглебском монастыре братия, но человека в чёрном я встретил на территории монастыря лишь однажды. И что-то подсказывает мне, что он бы предпочёл остаться незамеченным. Ещё как-то раз видел монаха в Борисоглебском храме (основной храм монастыря, сейчас закрыт на реставрацию). Он рассказывал мне о фресках на стенах, а потом мы немного подискутировали о духовной свободе и пагубном влиянии прогресса.
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря
А вот свежая техника на хоздворе говорит о том, что жизнь в монастыре идёт, бурлит.
В дальней части обители ещё одни ворота, запертые. Изучив стены, я наткнулся на символы самодержавия — двуглавых орлов — и сделал вывод, что въезд был предусмотрен для императорской семьи.
А где же монахи?! Фоторепортаж из Борисоглебского монастыря
Возвращаясь, я бросаю взгляд на монастырскую башню, утопающую в закатном зареве, и думаю, что сумерки — самое таинственное время суток. Каждый день они напоминают человеку о том, что ничего вечного на свете не существует. На смену свету приходит тьма, а тьму сменяет свет.
P. S.: Впервые я побывал в Борисоглебском монастыре в странное для себя время душевной тревоги и тогда унёс из обители воодушевление и благообразие, которые помогли мне справиться с собой. С тех пор я периодически возвращаюсь сюда в поисках того же и неизменно нахожу. Если бы меня спросили, какое место в Ярославской области наиболее гармонирует с моим мироощущением, то я бы смело назвал обитель Бориса и Глеба. Предлагаю и вам, дорогие читатели, отправиться на выходных в небольшое путешествие, чтобы почувствовать на себе, как замирает время. До новых встреч в старых местах!
Больше фоторепортажей ищите в нашем Telegram!
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Сергей Калинин
В Ярославле с лекцией о крахе традиционных ценностей западного мира выступил гражданин США Кристодулу Аарон. Мероприятие, организованное Координационным центром ЯрГУ, состоялось 31 октября в стенах Демидовского университета.
Кристодулу Аарон вместе со своей женой Даниэль уже давно перебрался в Россию и сейчас живёт в Борисоглебском районе Ярославской области. Американец признаётся, что покинуть родную страну его вынудили лицемерная политика правительства и потрясения общества.
— Я хотел поговорить о религиозной политике правительства США, которое опубликовало отчёты о международной свободе вероисповедания. Таким образом, они берут на себя ответственность за обеспечение свободы вероисповедания. Судя по этим документам, американские политики считают Россию страной, вызывающей серьёзную озабоченность в связи отсутствием в ней религиозных свобод. Но дело в том, что Америка сама преследовала многие группы, которые, по их утверждению, Россия подавляет, запрещает или наказывает, — рассказывает мистер Аарон.
Кристодулу Аарон рассказал, почему Россия сочла необходимым запретить некоторые из этих организаций. В первую очередь речь идёт о саентологах, Свидетелях Иеговы* и некоторых других течениях. К примеру, в России запрещена деятельность секты «Фалуньгун»*, которая практиковала отказ от неотложной медицинской помощи и полагалась на чудесное исцеление.
— Я думаю, что именно из-за этого у них возникли проблемы с российскими властями, так как ключевым моментом было то, что эти ребята не обращались за медицинской помощью для своих детей. В США существовали так называемые христианские научные группы, члены которых не водили своих детей к врачу по аналогичным причинам. И американское правительство преследовало этих людей повсюду, в некоторых случаях забирало детей. Вот оно, лицемерие: они говорят, что для России неправильно защищать себя от группы, которая может нанести ущерб обществу, но Америка в то же время почему-то могла преследовать эти семьи.
Далее докладчик перешёл к Свидетелям Иеговы* и причинам их запрета. Казалось бы, они были протестантской сектой, своего рода еретической группой. По словам Кристодулу Аарона, Свидетели* не участвуют в жизни общества: им запрещено отмечать Пасху, Рождество, праздники святых, именины и дни рождения.
— Ещё одна проблема Свидетелей Иеговы* заключается в том, что у них есть «правило двух свидетелей». Оно заключается в том, что нельзя предпринимать никаких действий против члена религиозной организации, обвиняемого в сексуальном насилии над детьми, без признания вины или хотя бы двух свидетелей преступления. Я почти уверен, что российское правительство увидело это и указало им на дверь. И знаете, именно об этом Америка решила кричать в своей прессе.
Неожиданной стала тема о преследованиях католиков. Кристодулу Аарон отмечает, что американское правительство уже давно начало проникать в религиозные группы и преследовать их. Католики в Америке на самом деле стали мишенью ФБР в качестве потенциальных внутренних террористов. Католики — люди, которые не придерживаются экстремистских убеждений, но в их собственной стране к ним относятся как к террористам. При этом США говорят, что российское правительство преследует христиан неправославной веры.
— Зачем тогда католической семье с семью детьми переезжать в Россию. Я говорю о Джозефе Шуцмане, который переехал сюда около полугода назад и живёт в Москве. Он и его семья открыто заявляют, что являются католиками. И никто не избивает их на улицах.
Как считает Кристодулу Аарон, любые подобные заявления со стороны властей Америки нарушают принцип гармонии между народами и религиями, который в настоящее время является очень важной частью государственной политики России. Всё же роль России в сохранении и упрочнении общепризнанных ценностей велика, чтобы так просто обесценить её.
*Запрещённая на территории РФ организация
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В целях обеспечения необходимого уровня безопасности дорожного движения в период проведения крестного хода с перенесением Казанской иконы Божией Матери 4 ноября с 07:00 до 13 часов на участках улиц: Трефолева, Первомайский переулок, Советская, Андропова, Кедрова, Народный переулок, Советский переулок, Советская площадь, площадь Челюскинцев, Революционная, Почтовая, Которосльная набережная, Первомайская вводится временное ограничение движения транспортных средств.
Водителей просят быть внимательными и осторожными, а также при планировании поездок учитывать изменения. С семи часов вечера 3 ноября на указанных участках дорог будет запрещена парковка и стоянка автомобилей.
Из-за Крестного хода в Ярославле перекроют центральные улицы
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Период религиозных гонений в послереволюционные годы — одна из самых неоднозначных страниц истории России. Репрессии и преследования коснулись многих жителей Ярославской области. Имена некоторых занесены в книги памяти, другие причислены к лику новомучеников, а третьи, к сожалению, забыты. Печальная, местами даже жестокая эпоха оказала значительное влияние на социальные, политические и культурные аспекты общества, оставив глубокий след в коллектиной памяти.
В 1920–1930-е годы верующие подвергались систематическому преследованию, из-за чего многие священнослужители и миряне уходили в подполье. Уже сам этот термин намекает на тайну, сокрытую от простого обывателя. Даже спустя десятилетия свидетельств о «церковном подполье» осталось не так много — лишь обрывки из воспоминаний и незначительные сведения.
Члены Ярославского областного отделения Русского географического общества поставили перед собой задачу изучить феномен подпольных религиозных объединений на территории Ярославской и Вологодской областей. «Яркуб» публикует первые результаты исследования на основе собранных в архивах и экспедиции материалах.
Существование подземных храмов и монастырей — не новая для православного мира реалия. Религиозные пещерные комплексы известны ещё с IV века, и тогда их появление не было связано с потребностью скрыться: свою роль играли ландшафтные особенности местности. Эти уникальные памятники сохранились и до наших дней. Белогорский Воскресенский, Каменно-Бродский, Шатрищегорский, Холковский Троицкий монастыри — лишь незначительная часть из обширного списка.
Некоторые подобные обители переставали существовать до Октябрьской революции, а какие-то вовсе безвестно пропадали до момента их обнаружения учёными. Так, в 1891 году в Подольской губернии провели раскопки и нашли остатки пещерных келий и монастырской церкви на берегу Днестра.
В народе, кроме того, бытовали легенды о сокрытых от глаз простых людей обителях. К примеру, жители Нижегородской губернии рассказывали, что якобы рядом с озером Светлояр, в котором по преданиям затонул Китеж-град, в пещерах сохранился тайный монастырь. Жили в нём восемь монахов — ни больше, ни меньше. Попасть к ним без приглашения было невозможно, а те, кто попадал хоть раз, не могли найти эти пещеры снова.
Размещение православных обителей на территории Вологодской губернии в конце ХVIII — начале ХХ века
С приходом советской власти в быте людей многое изменилось. И одни из самых заметных изменений произошли в религиозной жизни русского народа. Большевики диктовали новые правила и запустили кампанию по отделению Церкви от государства. Повсеместно стали закрываться церкви и монастыри, началось активное истребление духовенства.
Политика советской власти задала систему координат, запретив целые сферы церковной жизни. Но та не прекратила своё существование, а лишь приобрела нелегальный характер.
Многим православным монастырям пришлось приспособиться к новым условиям существования. В середине 1920-х годах после ликвидации Свято-Смоленской Зосимовой пустыни — известного в предреволюционные годы центр духовного старчества — сложилась группа тайных монашеских общин московского Высоко-Петровского монастыря. В то же время в Москве возникла тайная община при бывшем подворье Валаамского монастыря, просуществовавшая до 1932-го. В 1927 году в Муроме появилась достаточно крупная община монахинь Дивеевского монастыря, которая сохранилась вплоть до 80-х годов. В Ивановской области бывшие монахини Свято-Никольской женской общины организвали артель и остались жить при монастыре по-старому. В новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре была учреждена сельскохозяйственная артель, в которую вошли рясофорные и простые послушницы.
Однако не все священнослужители были готовы адаптироваться и пытались скрыться. Так, в 1928 году чекисты обнаружили подпольный женский монастырь в Новороссийске. Пустынь Кашинская щель на хуторе Горном основал Феодосий Кавказский. Святого отца отправили в ссылку, а монахинь расстреляли в лесу. А в 30-х годах в Вятских лесах вскрыли тайный подземный монастырь, построенный по благословению епископа Дамаскина (Цедрика).
Обнаруженный чекистами тайный подземный монастырь в Вятских лесах. Фото: martyrs.pstbi.ru
1937 год стал для духовенства годом большого террора: репрессии достигли максимума и уничтожались все «враги народа», кто считался потенциально опасным. С октября 1937-го по 1938-й в Ярославской епархии были 258 человек — 154 из них приговорены к высшей мере наказания.
Последний настоятель Павло-Обнорского монастыря архимандрит Никон (Чулков). Фото: ГАЯО
Известен пример Первомайской женской коммуны имени Н. К. Крупской. В нескольких километрах от села Кукобой Ярославской области в 1921 году возникла женская трудовая артель. Её появление связывают с личностью последнего настоятеля Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова). Якобы именно он дал своим духовным дочерям благословение на создание тайного женского монастыря. Община просуществовала без малого десять лет, пока артель, а впоследствии коммуну, не расформировали и приближённых к Никону женщин не арестовали.
В 1920-е годы в Любимском районе образовалась община тайного монашества, членами которой стали духовные чада иеромонаха Железноборовского Предтечевского монастыря Иоасафа (Сазонова). Он благословил устроение небольших тайных монастырей в миру, которые расположились частично в селе Сандогоры в Костромской области и частично в Любимском районе. Членов общины арестовали в 1932 году. Женщин обвинили в устройстве тайных монашеских келий, организации постригов и нелегальных молитвенных собраний.
Первомайская коммуна им Н. К. Крупской. Фото: Кукобойский ДК
О тайных общинах, описанных выше, до наших дней дошли хоть какие-то сведения, но сколько таких подпольных организаций существовало в действительности и где они находились? Сведения об одном из таких «монастырей» обнаружились в уголовных делах членов Первомайской коммуны и сподвижниц архимандрита Никона.
Духовная дочь святого отца, Волоцкая Любовь Петровна, рассказала следователям, как в 1936 году по указке Никона искала тайный подземный монастырь в вологодских лесах. Череда знакомств привела её в окрестности деревни Великий Двор, однако ни тайных монахинь, ни самого монастыря отыскать не удалось.
Допрос Любови Волоцкой (изборажение сделано на основе архивных выписок и не является точной копией документа)Члены РГО изучили имеющиеся данные, биографии репрессированных и в начале августа отправились в небольшую краеведческую экспедицию на поиски подземного монастыря и по действующим и недействующим монастырям на границе Вологодской и Ярославских областей.
Экспедиция началась с посещения Исааково-Рождество-Богородицкого женского монастыря — самого северного в Ярославской области. Путь до него труден, особенно в распутицу, поэтому отправляться лучше летом, в период засухи. Команда РГО стартовала от села Воздвиженского (Вологодская область) и проделала пеший путь протяжённостью в девять километров: сначала по просёлочной дороге через поля, затем через лес и вдоль болот.
На пути в Исакову пустынь. Фото: ЯОО РГО
— Из села Воздвиженского мы порядка девяти километров преодолели пешком. Дорога, стоит признаться, очень интересная: русская природа, широта, простор, заброшенные деревни, лес — романтика, — рассказывает член Ярославского областного отделения РГО Арсений Дыбов.
— Дорога в Исакову пустынь — настоящее испытание тела и духа, — делится пресс-секретарь Ярославского областного отделения РГО Сергей Калинин. — Больше пяти километров через леса, поля и болота по разбитой дороге. Но в конце путника ждёт награда — покой и благодать уединённой обители. А если останутся силы подняться на колокольню, то взору откроются божественной красоты просторы, от вида которых восторженная душа жаждет свободы и благообразия.
— Настоятельница Елисавета угостила нас вкуснейшей ухой и чаем. Побеседовали об истории монастыря и Первомайского края, а ещё о подвигах веры и православном монашестве. Загладили до умопомрачения кота Рыжика, — добавляет член Первомайского местного отделения РГО Елена Микулина.
Колокольня церкви Рождества Богородицы в Исааковском Рождество-Богородицком монастыре. Фото: ЯОО РГО
Новая власть добралась и до столь отдалённого места. После революции сёстры Исаковой пустыни продолжали жить натуральным хозяйством, самостоятельно обеспечивая себя продуктами. В 1928 году, когда монастырь закрыли, в религиозной общине состояло 150 человек из близлежащих деревень и сёл. Формальная причина закрытия Исаковой пустыни была проста: сёстры воспротивились реорганизации религиозного общества в советскую трудовую коммуну. Кроме того, исааковские сёстры были связаны с Первомайской коммуной и архимандритом Никоном, который был духовником Исаковой пустыни.
Изгнанные из монастыря насельницы искали приют в ближайших храмах, поселяясь в сторожках, работали псаломщиками. Во время Великой Отечественной войны в пустыни разместили эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, в соборе устроили зерносклад. Какое-то время помещения монастыря использовалась под школу и отделение психиатрической больницы.
Вид с колокольни Исааковского Рождество-Богородицкого монастыря
Сейчас дорога ко многим монастырям — целое испытание для исследователей. К примеру, следующим пунктом в маршруте экспедиторов стал Григориево-Пельшемский Лопотов в Вологодской области. Его руины находятся в труднодоступной местности, вдали от населённых пунктов и доехать туда на машине получится. На пути путников встречались следы диких животных, в высокой густой траве кишели змеи, пошёл сильный дождь, но четыре километра были преодолены.
До наших дней от основанного в 1420-х годах монастыря осталось несколько разрушенных корпусов. На развалинах одного из храмов стоят иконы, изредка сюда приезжают вести службы, но просто так в помещения не попасть — двери под замком.
Григориево-Пельшемский Лопотов монастырь. Фото: ЯОО РГО
Ещё одна важная точка — Дионисиево-Глушицкий Сосновецкий Предтечев монастырь. Он занимает значимое место на православной карте Вологодской земли. Многие монастыри в той местности — Григориево-Пельшемский Лопотов и Спасо-Преображенский Рабангский — основаны учениками Дионисия Глушицкого — Григорием Пельшемским и Филиппом Рабангским соответственно. А житие святого Дионисия сохранило свидетельства о его взаимоотношениях с преподобным Павлом Обнорским. Последний в начале 1420-х годов поселился в двух верстах от Сосновецкой пустыни, желая основать здесь собственный монастырь. Но Дионисий послал к нему монаха со смиренной просьбой оставить это место, что тот и исполнил.
— Как мы видим, духовная связь между этими местами сохраняется, а идеи старчества буквально пронизывают территорию Вологодчины, — комментирует Арсений Дыбов. — Думается, что, следуя примеру старцев, основавших монастыри на Вологодской земле, настоятели обителей и священнослужители в 20-30-е годы создавали свои общины, тайные и подпольные монастыри для возможности продолжать духовную жизнь.
Корнилиево-Комельский монастырь. Фото: ЯОО РГО
Все эти монастыри повторили судьбу Исаковой пустыни. Часть из них была закрыта, а насельники выдворены. Павло-Обнорский и Корнилиево-Комельский оборудовали под школы и детские дома, в Спасо-Прилуцком в Вологде в разные годы размещались военные, перевалочный пункты для ссыльных, интернат для беспризорников, склады.
Павло-Обнорский монастырь (ныне дейсвтующий). Фото: ЯОО РГО
Конечно, главной целью экспедиции стала попытка найти тот самый подземный монастырь, упоминаемый в уголовной деле духовной дочери Никона. Члены РГО установили, что указанная деревня Великий Двор относится к Воробьёвскому сельскому поселению Сокольского муниципального округа Вологодской области.
Вологодские леса. Окрестности деревни Великий Двор. Фото: ЯОО РГО
— Мы решили пройти точно таким же путём, по которому архимандрит Никон отправил свою духовную дочь Любовь Волоцкую, — рассказывает Арсений Дыбов. — Как и она, мы оказались в последней точке маршрута, в деревне Великий Двор. Даже расчёт был примерно такой же: «узнать от крестьян местонахождение тайного монастыря». Но, к сожалению, деревня, хоть с виду и обжитая, оказалась безлюдной. Фактически мы столкнулись с то же проблемой, что и сама Любовь Волоцкая — не от кого было получить сведения.
— Все избы заперты, но спиной ты чувствуешь, как за тобой кто-то беспрестанно наблюдает, — делится впечатлениями Елена Микулина.
— Неожиданно нагрянул дождь, и все дороги моментально размыло, — рассказывает Сергей Калинин. — Наш экипаж оказался заперт в лощине. Чтобы покинуть деревню, нужно было или заехать по полю в крутую горку, или пересечь скользкий бревенчатый помост через ручей, за которым дорога опять круто уходила вверх на холм. Первый путь на поверку оказался непреодолимым, а второй — представлялся слишком рискованным (соскользнуть на машине в ручей было бы равнозначно провалу). Ситуация почти патовая. Ты вроде нигде не застрял, но ландшафт не даёт тебе возможности покинуть место. Пришлось немного понервничать. Но благодаря смелым действиям нам удалось вырваться из ловушки. С тех пор мы стали внимательнее прислушиваться к знакам.
Далее экспедиторы отправились в окрестные леса. Чаща оказалась непроходимыми дебрями, в которых при отсутствии исходных данных, увы, искать монастырь не представлялось возможным.
Вологодские леса. Окрестности деревни Великий Двор. Фото: ЯОО РГО
Получить каких-либо «живых» подтверждений существования подземного монастыря в окрестностях деревни Великий Двор не удалось. Однако достаточно близко к указанному населённому пункту существовали другие подпольные общины.
В архивах вологодского УФСБ находятся упоминания тайного монастыря, организованного епископом Никольским Иерофеем (Афониным), сподвижники которого были обвинены в антисоветской пропаганде. Местонахождение этого тайного монастыря не упоминается, однако известно, что большинство последователей Иерофея проживали в окрестностях города Никольска и Кичменгского Городка. После гибели епископа возникла религиозная община «ерофеевцев», которая не признавала официальную Церковь и проводила службы по домам, избирая священнослужителей из своего числа. Немногочисленная община просуществовала вплоть до XXI века.
Иерофей (Афонин). Бутырская тюрьма. Фотография. 1925 г. Фото: pravenc.ru
В 1936 году по колёса «красной машины» попали владыка Стефан (Знамировский), священник Сергий Суворов и ещё 30 человек, жителей Сокольского и Усть-Кубенского районов. Как выяснили следователи, в этих местах возникли группы тайного сестричества.
«... Впервые тайные сестричества возникли на территории Сокольского и Усть-Кубенского районов при Вологодском епископе Неофите. Впоследствии руководство сестричеством и его деятельность возглавлял иеромонах закрытого уже к тому времени Сосновецко-Глушицкого монастыря Никита (Громов). После его смерти руководил деятельностью сестричества в Покровском приходе — я, в Леонтьевском — священники Жуков и Дмитриевский...», — говорил на допросе отец Сергий Суворов.
По меньшей мере трое из проходящих по делу женщин обвинялись в том, что «состояли в группе „Сестричество“», а также активно «участвовали в контрреволюционной деятельности, вели контрреволюционную агитацию, саботировали выполнение гособязательств».
Кот Рыжик в Исааковском Рождество-Богородицком монастыре. Фото: ЯОО РГО
С докладом о проведённой экспедиции исследователи выступили на заседании Первомайского местного отделения РГО. Как отметили путешественники, тема не иссякла, а проведённая работа — лишь начало пути в изучении целого пласта не рассказанной доселе истории.
Текст: Арсений Дыбов, Сергей Калинин
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».