14 сентября 2022 17:40

«Умереть можно в считанные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках

Если бег полезен, то почему люди каждый год умирают во время марафонов? «Яркуб» пообщался с профессором ЯГМУ Хрусталевым Олегом Анатольевичем на актуальную тему.
«Умереть можно в считанные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках

Врач-кардиолог, профессор Ярославского государственного медицинского университета Хрусталев Олег Анатольевич рассказал о влиянии бега на сердечно-сосудистую систему, рисках для спортсменов, мерах профилактики, вреде жаркой погоды и о том, чем могут быть опасны чрезмерные нагрузки.

Марафонские забеги могут быть смертельно опасными как для профессионалов, так и любителей спорта, которые не жаловались на проблемы со здоровьем. Так, 28 августа состоялся полумарафон «Золотое кольцо», с которым была связана трагичная новость — во время забега одному из спортсменов стало плохо, позже он скончался в больнице. Ему было 40 лет.

Всего в тот день к врачам обратились около десяти человек с жалобами на слабость, предобморочное состояние, потемнение в глазах. Это было связано с перегревом и обезвоживанием. В основном на плохое состояние жаловались люди старше 40 лет.

Это не единичные случаи обращений из-за плохого сам чувствия и гибели на дистанции — марафоны и полумарафоны часто заканчиваются трагедией для спортсменов.

«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках

— Какие отклонения в работе сердца спортсмена могут привести к летальному исходу?

— Существует медицинский термин «синдром спортивного сердца» — это ситуация, когда у человека, много лет занимающегося спортом, появляется адаптация к физическим нагрузкам.

У больших спортсменов или людей, занимающихся экстремальными видами спорта, иногда нет чувства меры, они стараются завоевать новые вершины спортивных достижений. Они превосходят свои функциональные ресурсы, и физиологические возможности организма не соответствуют требованиям, которые они сами к себе предъявляют в поисках рекордов и новых чемпионских званий.

В силу таких чрезмерных нагрузок в их организме могут развиться патологические изменения в сердечно-сосудистой системе, когда сердце не будет справляться с нагрузками. Проявляется это следующим образом: увеличение толщины стенок сердца, оно становится более мощным, однако одновременно с этим и повышается потребность сердца в кислороде и питательных веществах. После 40 лет у спортсмена могут развиться осложнения на фоне развития атеросклеротического поражения сосудов сердца или гипертонии, в таком случае возникает риск осложнений.

При больших нагрузках может повыситься артериальное давление до чрезмерных величин или нарушиться сердечный ритм: это может быть экстрасистолия, тахикардия и более серьезные нарушения, некоторые из которых опасны для жизни. Например, пароксизмальная желудочковая тахикардия.

В таком случае спортивные врачи и кардиологи сталкиваются с понятием «синдрома спортивного сердца», когда обычная рабочая гипертрофия сердца, адаптирующая его к физической нагрузке, сменяется уже развитием некоторых патологических симптомов. И, как правило, речь идет о любителях бега на длинные дистанции или спортсменах, увлекающихся экстремальными и предельно допустимыми для человеческого организма нагрузками.

«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

— Часто говорят о пользе бега и динамических физических нагрузок, действительно ли это так?

— Благо может перейти во зло. Конечно, лежебока и лентяй рискует развитием многих болезней дегенеративного характера — ожирение, гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца — это другая крайность. Гиподинамия — проклятие современного образа жизни, виной которому служат компьютер, автомобиль, кабинетный тип работы, малоподвижность, в конце концов, обычная человеческая лень.

Но если речь идет о спортсмене, то надо учитывать функциональные ресурсы, которые могут быть ограниченными. Марафон — это не только нагрузка на сердце, но и экстремальная физическая тренировка для всего организма: идет нагрузка на опорно-двигательный аппарат, позвоночник, суставы и дыхательную систему. Особенно в жаркую погоду, когда человек теряет по четыре-пять литров жидкости. Ее надо восполнять электролитными составами или водой.

«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках

Фото: «Фармэко — Бегом по Золотому кольцу» / VK

О важности медицинского осмотра перед забегом

— Нужен ли медицинский осмотр, чтобы выяснить степень готовности организма и сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам?

— Если медицинский осмотр перед участием в соревнованиях проводился слишком поверхностно и формально, то малоподготовленный человек может даже попасть в список претендентов на победу. Он уверенно начнет свой марафон, но ему не хватит ресурсов из-за того, что не выявлено какое-то скрытое заболевание сердечно-сосудистой системы.

У молодых людей может быть врожденная патология. Чаще всего это связано с гипертрофической кардиомиопатией — формой врожденного заболевания сердца, когда одна из стенок сердца значительно утолщается и перекрывает выход из левого желудочка в аорту, препятствуя таким образом нормальному кровотоку. Когда человек занимается физическими упражнениями, тем более бесконтрольно, то увеличение тонуса утолщенной межжелудочковой перегородки может вызвать развитие остановки сердца.

Чтобы быть спокойным за судьбу спортсмена, особенно тщательно нужно обследовать сердечно-сосудистую систему.

— Какие обязательные обследования входят в этот перечень?

— Необходим контроль кардиограммы. Также очень желательно провести эхокардиографические обследование, которое позволяет выявить многие врожденные и приобретенные заболевания сердца, клапанов и аппарата.

Людям за 30 лет нужен анализ крови на уровень холестерина, липидов, липопротеидов и более сложные методы магнитно-резонансной томографии.

Также используется целый ряд тестов — велоэргометрия, степ-тест, тредмил — это известные всем докторам методы функциональной диагностики для выявления скрытых дефектов.

В марафоне иногда сотни или тысячи людей принимают участие, поэтому надо принять во внимание то, что называют «предстартовой лихорадки», когда люди толпятся у стартовой линии. Они волнуются, и возникает выброс адреналина в крови. Характер этого соревновательного настроения может тоже отрицательно сказаться и вызвать нарушение сердечного ритма, которых мы очень опасаемся.

В большинстве случаев, когда речь идет о самых драматических или трагических последствиях, мы говорим о «внезапной сердечной смерти», связанной с острым развитием аритмии — фибрилляция желудочков. Это состояние требует немедленной помощи, спортсмен в считанные минуты может умереть. Важно, чтобы врачи или фельдшера были готовы к такому развитию событий и всегда имели возможность немедленно оказать помощь, в том числе реанимационную.

— Смерти молодых бегунов часто называют «внезапной сердечной смертью», бегуны же старшего возраста умирают от сердечного приступа?

— И у людей постарше может быть внезапная сердечная смерть, но причины разные. У молодых спортсменов чаще всего это связано с врожденной патологией сердца, или его проводящих путей, или других пороков сердца. У лиц постарше, 30-35-летнего возраста, в организме начинаются некоторые хронические заболевания сердечно-сосудистой системы. Например, повышается артериальное давление, развиваются первые признаки атеросклеротического поражения сосудов, питающих сердце. В этом случае привычная для них спортивная нагрузка может стать опасной.

— Допустим, спортсмен выходит на подготовку. Какие признаки при беге могут указывать на отклонения в здоровье и служат сигналом к немедленному обращению к врачу?

— Если он чувствует при беге чрезмерную одышку, появления слабости и чрезмерное сердцебиение. Некоторые могут чувствовать нарушение ритма в виде толчков, перебоев, пауз в работе сердца, или появляются боли в области сердца за грудиной в левой половине грудной клетки — все эти признаки требуют особого внимания. При их обнаружении нужно немедленно прекратить движение по дистанции и обратиться к врачу. Эти симптомы надлежит очень аккуратно контролировать и не допускать их появления.

«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках

Фото: «Фармэко — Бегом по Золотому кольцу» / VK

Какие существуют риски и дополнительные факторы, которые могут повлиять на здоровье

— Является ли спринт более опасным, чем марафон, так как повышается частота сердечных сокращений?

— В данном случае катастрофа может наступить не от утомления, обезвоживания и нарушения электролитного баланса, а именно от чрезмерного и запредельного повышения пульса, что может вызвать развитие фибрилляции желудочков.

Спринтовые дистанции — это 10-20 секунд, но за этот период времени требования к сердечно-сосудистой системе возрастают от состояния покоя до предельно допустимой физической нагрузки, достигают иногда двухсот и более сердечных сокращений в минуту. Такого рода взлет частоты сердечных сокращений опасен. Это находится на физиологическом пределе человека.

Людям, занимающимся большим спортом, нужно провести велоэргометрическую пробу, когда человек под наблюдением врача с наличием датчиков на грудной клетке для измерения давления находит свой предел, который можно допустить и во время соревнования.

— Какие возрастные группы находятся в зоне риска?

— Первое начальное проявление атеросклеротических поражений сосудистой стенки — холестериновые бляшки — начинают появляться очень рано, на втором-третьем десятилетии жизни. Это молодые люди, не знающие, что такое стенокардия, ишемическая болезнь сердца и так далее.

Если человек обременен какими-то другими факторами риска — курение, избыточное потребление алкоголя, стрессовые воздействия или наследственные проблемы, — тогда эти проявления у него могут развиться с 30 лет.

Чем старше человек, тем выше риск развития осложнений, после 30 лет к ним надо быть особенно внимательным.

Речь идет в большей степени о мужчинах, потому что у 40-45-летних женщин сохраняется нормальное физиологическое состояние сердечно-сосудистой системы. У мужчин мы нередко сталкиваемся с инфарктами в раннем возрасте — в 28 и даже 25 лет.

— Какие дополнительные факторы могут повлиять на здоровье во время бега на длинные дистанции?

— Жара, легкое простудное заболевание, дефекты питания — все это может спровоцировать у спортсмена развитие сердечно-сосудистой катастрофы. Описаны случаи смертельных исходов на дистанции. Чаще всего речь идет о последних километрах, когда уже истощены все ресурсы, нарушен электролитный и водный баланс организма и нет возможности вовремя их пополнить. Тогда чаще всего и наблюдаются неблагоприятные исходы, включая внезапную сердечную смерть.

— При какой температуре воздуха бег становится противопоказан даже абсолютно здоровым спортсменам?

— Точной цифры нет, потому что индивидуальная переносимость высокой температуры у всех разная. Это зависит от состояния здоровья человека, который занимается спортом. Людям средней полосы, которые не привыкли к жаре, при температуре выше 30 градусов лучше не увлекаться такими видами спорта. Я бы не советовал выходить на длительные дистанции в сильную жару.

«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках«Погибнуть можно в считаные минуты». Врач-кардиолог о том, почему случаются смерти во время бега и как обезопасить себя при высоких нагрузках

Фото: «Фармэко — Бегом по Золотому кольцу» / VK

Вода и правильное питание важны для спортсмена

— На дистанции стояли ворота-поливалки с водой для спортсменов. Помогает ли это?

— Конечно. Отдача внутреннего тепла наружу за счет испарения пота — это замечательно. Если помочь спортсмену, обрызгав водой, то термоотдача усиливается, и состояние человека облегчается.

Жара — это огромная нагрузка на организм, поэтому нужно обязательно защищаться от солнца — шапочкой или кепкой, позволяющей избежать прямых лучей. Иначе можно получить солнечный удар за три-четыре часа марафона.

— Сколько нужно пить воды во время бега? Как сохранять водный баланс, особенно в жаркую погоду?

— Это важно, особенно если речь идет о длительных пробежках. Обычно считают по следующему соотношению: 250-500 миллилитров воды на каждые десять километров.

При жаре можно чаще — каждые 20 минут восполнять дефицит воды, потому что обезвоживание приводит к сгущению крови, которое несет за собой риск развития тромбозов. И становится тяжелее снабжать мышцы энергией, потому что густая вязкая кровь труднее дает в них кислород.

Желательно употреблять воду, обогащенную калием, магнием — жизненно важными электролитами.

— Каким должно быть питание бегуна и нужно ли соблюдать диету всегда или только непосредственно во время подготовки к дистанции?

— Мы иногда называем этот тип питания средиземноморской диетой. Это оптимальная диета для человека, включающая в себя свежую пищу, богатую витаминами: фрукты, овощи, яйца, ягоды, орехи, цельнозерновой хлеб, каши, крупы.

Белковые продукты питания — это белое мясо птицы, индейка, куры, постные сорта баранины, телятины, нежирная свинина. Для спортсмена — примерно полтора грамма белка на один килограмм веса.

Далее — рыба. Она содержит в себе великолепный белок и высококачественные жирные омега-кислоты, полезные для сердца.

Ограничить употребление спиртных напитков и энергетиков — это бессмысленно и ненужно. Избегать трансжиров из фастфуда — в забегаловках много вкусных, но вредных продуктов для сердечно-сосудистой системы.

Эпизодически можно позволить себе отклонение от этих рекомендаций. Но лучше использовать натуральные продукты питания. Особенно в летнее и осеннее время, когда они богаты витаминами, содержат огромное количество калия, магния и микроэлементов, полезных для сердца.

— Каким образом на организм влияет прием энергетиков на регулярной основе и непосредственно перед бегом?

— Я считаю, что от них нужно отказаться, потому что они стимулируют ненужным образом все наши энергетические ресурсы. Лучше использовать собственную систему энергообеспечения с помощью здоровых натуральных продуктов питания. На энергетики не надо уповать.

— Какие есть советы и рекомендации для спортсменов, которые хотят пробежать марафон или полумарафон?

— Первый и главный вопрос: нужно ли вам это? Задайте себе вопрос, нужна ли такая нагрузка, есть ли потребность что-нибудь доказать в этой жизни или риски для жизни все-таки превалируют? Не забываем, что риски, особенно у спортсменов второй половины жизни, растут с возрастом.

Если вы все-таки решите испытать себя и свой организм, то первое и главное — это пройти полноценное врачебное исследование, желательно с участием кардиолога и спортивного врача. Если он дает добро — начать тренировки, постепенно расширяя диапазон своих возможностей. Небольшие пробежки чередовать с ускоренной ходьбой, увеличивая нагрузки. Около года систематических тренировок. За два-три месяца от нуля до марафона этот путь пройти невозможно. Торопиться не надо, лучше набраться терпения и подготовиться к марафону основательно.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

31 января в 16:42
Новая станция наземного метро: во Фрунзенском районе Ярославля обустроят платформу городской электрички
Предполагается, что это позволит часть пассажиров автобусов пересадить на железную дорогу.

Во Фрунзенском районе Ярославля скоро появится новая остановка общественного транспорта. А точнее, платформа — речь идет о городской электричке.

Вопрос улучшения транспортной доступности Фрунзенского района поднимался 31 января на заседании комитета областной Думы по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог. Начальник технической службы АО «Северная пригородная пассажирская компания» Руслан Бессуднов рассказал о планах построить новую платформу в непосредственной близости от проспекта Фрунзе.

Транспортник отмечает: район постоянно разрастается, из-за чего увеличиваются пробки на дорогах. Автобусам альтернативы, по сути, нет. Новая платформа и перенос части пассажиропотока на городскую электричку снизят нагрузку на маршрутную сеть города.

Расположить платформу планируется примерно в 300 метрах от пересечения улиц Чернопрудной и Дядьковской. На железной дороге платформа будет находиться на перегоне Дунайка — Ярославль (Московский). Каждый день на ней будут останавливаться около десяти составов электричек.

— Для полноценной реализации этого проекта необходимо благоустройство пешеходной дороги от предполагаемого места строительства. Отметим, что строительство данной платформы позволит перераспределить пассажиропоток, а также сократить перенаселенность городских автобусов и автодорожный трафик, — цитирует Руслана Бессуднова портал yarreg.ru.

Напомним, по железной дороге оттуда можно добраться до всех районов города, кроме Дзержинского. В Красноперекопском районе электропоезда останавливаются на станциях Ярославль (Московский) и Которосль, в Кировском — на Ярославле Главном, в Ленинском — на платформе Депо и станции Приволжье, в Заволжском — на станции Филино. Ранее ярославцы проект городской электрички прозвали «наземным метро».

В феврале пройдет конкурс. Сроки строительства пока не обозначены.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

30 января в 17:15
Февраль в Ярославле начнется с аномального тепла
Температурный фон на пять-семь градусов превысит климатическую норму.

По данным синоптиков, январь в ярославском регионе завершится снегопадом. А февраль стартует с аномально теплой погоды, больше свойственной марту.

Так, по данным Ярославского ЦГМС, начавшийся днем в понедельник снегопад в ночь на вторник усилится. Местами закружит метель, возможны порывы южного ветра до 15 метров в секунду. Температура постепенно подрастет до нуля. Примерно такая же погода ожидается и днем 31 января. На дорогах образуется гололедица и снежный накат.

В последующие дни погоду будет в полной мере определять южная периферия обширной области низкого давления. В регион будет поступать теплый и влажный атлантический воздух, из-за чего снова станет сыро. Температурный фон на пять-семь градусов превысит климатическую норму. Дневные температуры составят −1...+1, ночные — на пару градусов холоднее. Незначительные осадки возможны каждый день.

По предварительным прогнозам, такая погода сохранится до первых февральских выходных. Затем немного подморозит.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

30 января в 11:05
В центре Ярославля горел известный ресторан
Сотрудники МЧС ликвидировали огонь за полчаса.

В 02:50 30 января в Ярославле произошел пожар в ресторане грузинской кухни «Veriko» на улице Большой Октябрьской, 49, сообщили в пресс-службе регионального ГУ МЧС России.

Спасатели сообщили, что на веранде загорелась мебель. В результате пожара уничтожена навесная крыша, закопчена наружная стена и небольшой участок потолка внутри заведения.

Ликвидацию пожара объявили уже в 03:15. Пострадавших нет.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

30 января в 09:17
В массовом ДТП под Ярославлем погиб водитель
От столкновения автомобили оказались буквально всмятку.

27 января около 21:45 у поселка Туношна в Ярославском районе Ярославской области произошло массовое ДТП. В полиции сообщили, что в аварии приняли участие три автомобиля.

«Столкнулись автомобили УАЗ под управлением 60-летнего мужчины и „Фольксваген“ под управлением 40-летнего водителя. После этого УАЗ отбросило на ехавшую машину „Лада“, за рулем которой был 50-летний водитель. После удара „Лада“ съехала в кювет», — сообщили в пресс-службе регионального УМВД России.

В результате аварии водитель УАЗа скончался на месте происшествия. Также пострадал водитель «Фольксвагена», мужчина нуждается в амбулаторном лечении.

Сейчас в обстоятельствах произошедшего разбираются сотрудники ГИБДД.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

27 января в 15:56
В Ярославле в батутном центре травмировался ребенок
Следователи проводят проверку.

В батутном центре в Ярославле травмировался ребенок. Инцидентом заинтересовались следователи, выполняются необходимые проверочные мероприятия, сообщает пресс-служба регионального СУ СКР.

Произошло все в четверг, 26 января, в батутном центре на территории «Красного Маяка». Девятилетний мальчик во время занятия получил травму. Характер ее не уточняется, однако прибывшие медики приняли решение доставить ребенка в больницу. Причем до машины скорой помощи пострадавший дойти самостоятельно не мог, и врачи воспользовались носилками. Сейчас ребенок находится в областной детской клинической больнице, его состояние оценивается как средней тяжести.

— По факту произошедшего следственным отделом по Кировскому району города Ярославль регионального следственного управления организована доследственная проверка, — сообщили в пресс-службе следователей.

По результатам проверки будет принято процессуальное решение.

Фото: Полина Вачнадзе / yar.kp.ru

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

27 января в 13:50
Травмирована девушка: в Ярославле в квартире взорвался прибор, установленный лжепожарными
Накануне это устройство неизвестные продали хозяйке за 20 тысяч рублей.

В последнее время в Ярославле увеличилось число жалоб жителей на неизвестных, которые ходят по квартирам и представляются сотрудниками различных организаций, обслуживающих газовое и общедомовое имущество. К сожалению, иногда им удается нечестным образом убедить доверчивых граждан купить оборудование по завышенным ценам. Такой случай произошел, например, 25 января в обычной пятиэтажке на Ленинградском проспекте. Но на этом история не закончилась. Сутки спустя установленный прибор... взорвался.

«Яркуб» связался с Анной, которая нам и рассказала подробности всей истории. По словам женщины, в той двухкомнатной квартире уже два года проживают ее пожилая мать и 25-летняя дочка. Недавно они закончили ремонт. 25 января, когда девушки не было дома, в дверь к пенсионерке позвонили неизвестные — двое мужчин, вроде довольно молодых. Представились «пожарной охраной» и даже показали какое-то удостоверение. Говорили очень убедительно и даже сослались на какое-то объявление, сказав, что оно висело в подъезде, а пенсионерка по своей невнимательности его не заметила.

А дальше, как говорит Анна со слов своей мамы, все было словно в тумане. Проверили оборудование и как-то «по-цыгански уболтали» поставить в кухне два «противопожарных прибора». А свои услуги и товар оценили в... 20 тысяч рублей. Оплатить пенсионерку попросили переводом на банковскую карту. Та выполнила все, что просили незваные гости. После чего те моментально удалились.

На следующий день внучка пенсионерки вошла в кухню и включила плиту. И почти сразу раздался громкий хлопок. Как сразу же догадалась девушка, сработала установленная днем ранее «противопожарная таблетка». Каким-то порошком моментально засыпало новенькую кухню, сломался один из шкафов. Пожара удалось избежать, однако девушка получила травмы, даже пришлось вызвать скорую помощь.

— Дочка оглохла, глаза промывала. Скорая забрала, отвезла к лору, но обошлось без госпитализации, — рассказала Анна. — Мама, конечно, себя винит, плачет. Она только в декабре из больницы выписалась, было предынсультное состояние, а теперь снова давление, слезы... Сегодня, к счастью, вроде нормально себя чувствуют.

По словам Анны, ее дочка обратилась в правоохранительные органы. Приходил участковый, написали заявление.

— Деньги мама «Сбером» перевела, в чеке даже невозможно понять кому, — сетует Анна. — Полицейский сказал, что определить это можно только по санкции прокурора.

В пресс-службе УМВД «Яркубу» подтвердили обращение в правоохранительные органы по данному факту и сообщили, что проводится проверка.

Анна добавила, что хотела бы придать инциденту максимальную огласку, чтобы люди были более бдительны и не совершали подобных ошибок.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 января в 16:16
«Гармошек» больше не будет, а количество «Газелей» увеличится: раскрыли новые маршруты и время выпуска ярославского транспорта
Следующий этап реформы принесет за собой в Ярославль маленькие автобусы, увеличенные интервалы и несколько новых маршрутов.
24 января региональный департамент транспорта опубликовал документ, в котором указаны новые маршруты и выпуск движения общественного транспорта в Ярославле после следующего этапа транспортной реформы. Реестры городских и пригородных автобусных маршрутов в Ярославле и Ярославском районе начнут работать с апреля-мая 2023 года.

Согласно документу под названием «Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок», в Ярославле произойдут значительные изменения, которые затронут практически каждый городской маршрут. Однако отметим, что сама маршрутная сеть практически не претерпела изменений.

Для начала стоит сказать, что несколько маршрутов станут пригородными. А все из-за того, что по пути следования они выезжают за границы города. Теперь автобусы №№ 8, 14, 15, 32, 41А, 53, 76, 99 будут переведены в разряд межмуниципальных. К чему приведут такие изменения, пока неясно, но ярославцы уже обеспокоены, что и городские проездные на этих маршрутах действовать не будут, и что за проезд по пригородным территориям маршрута придется заплатить больше 32 рублей.

Какие в маршруты в Ярославле изменятся

В ходе транспортной реформы поменяется маршрут нескольких автобусов.

  • Дублирующие маршруты №№ 18, 18к и 49 будут объединены в единый № 49, за счет чего удалось сократить интервалы до восьми минут. Причем автобусы среднего класса были заменены на большой.

  • Маршрут автобуса № 32 (Улица Сахарова — ТРК «Рио») будет продлен до 15-го микрорайона в Дзержинском районе. Изменение маршрута планируется с 15 апреля.

  • Автобус № 53 (ПАТП № 1 — Улица Сахарова) теперь будет идти от ТРЦ «Вернисаж» до «Глобуса». Изменения произойдут в конце апреля — начале мая.

  • Автобус № 44К (Торговый переулок — Улица Автозаводская) будет продлен до 5-го микрорайона и перенумерован в № 94С.

  • К слову, № 44К не единственный автобус, который будет перенумерован. №№ 90С, 99С избавятся от индекса и станут №№ 90, 99 соответственно. А автобус № 93Г станет обычным № 93.

Также появятся маршруты-дублеры, которые будут курсировать вместе с маршрутками до их окончательной ликвидации в 2025 году: №№ 84С, 97С и 71С (повторяет маршрутку № 71, но идет через проспект Октября).

Автобусы станут теснее

При всех изменениях в дептрансе отметили, что в маршрутной сети были сохранены все беспересадочные транспортные связи, удобные для жителей города.

Исходя из реестра маршрутов, можно сделать вывод, что количество автобусов заметно сократится, из-за чего большинство маршрутов придется ждать дольше обычного. Также сократится и вместимость транспорта: большие автобусы заменят на автобусы среднего класса на маршрутах №№ 1, 5, 6, 9, 10, 19, 23, 25, 28, 30, 33, 85, а вместо ПАЗов на маршрутах №№ 21Т, 59, 65 будут курсировать автобусы типа «Газели».

Однако в департаменте транспорта Ярославской области уверяют, что изменения не повлияют на провозную способность.

«Яркуб» не раз писал об изношенном подвижном составе городского транспорта, который не всегда справляется с потоком пассажиров в часы пик и находится в ужасном состоянии. С такой оценкой согласен и департамент транспорта.

— По городским и пригородным маршрутам Ярославля и Ярославского района по регулируемым тарифам фактический выпуск в среднем составляет не более 588 единиц. Резервное обеспечение у действующих перевозчиков практически отсутствует. Модернизированная система транспорта предусматривает работу 670 автобусов (с учетом резерва) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в Ярославле и Ярославском районе. Соответственно, суммарные провозные возможности всех автобусов в рамках комплексной модернизации превышают действующие провозные возможности. В частности, перераспределение автобусов большого класса на средний класс повышенной вместимости по отдельным маршрутам произведено в целях обеспечения наиболее оптимальной загрузки подвижного состава исходя из пассажиропотоков и не повлияет на качество перевозок. Так как при обеспечении планового выпуска транспортная доступность жителей будет полностью обеспечена строгим исполнением расписания. Привлечение данных автобусов позволит увеличить общую провозную способность в целом на маршрутах Ярославской агломерации более чем на 2,5 тысячи пассажиров (на 16%), в общей сложности до 18,5 тысячи человек в час, — обещает дептранс.

В группе «Общественный транспорт Ярославля» с социальной сети «ВКонтакте» один из подписчиков составил список, в котором отражено количество автобусов и примерные интервалы движения.

  • № 1 (улица Волгоградская — 5 микрорайон): 17 средних автобусов, интервалы в час пик — 9 минут;

  • № 2 (Большие Полянки — ЯШЗ): 3 средних автобуса, интервалы в час пик — 24 минуты;

  • № 2К (Больничный городок — 3-я проходная НПЗ): один средний автобус, интервалы в час пик — 50 минут;

  • № 4 (улица Ярославская — Ярославль Главный): 12 средних автобусов, интервалы в час пик — 9 минут;

  • № 4А (Богоявленская площадь — поселок Октябрьский): 2 средних автобуса, интервалы в час пик — 38 минут;

  • № 5 (Богоявленская площадь — Осташинское кладбище): один средний автобус, интервалы в час пик — 90 минут;

  • № 6 (ЯШЗ — НЗКИ): 8 средних автобусов, интервалы в час пик — 10 минут;

  • № 7 (улица Гудованцева — 15 микрорайон): 9 средних автобусов, интервалы в час пик — 12 минут;

  • № 8 (ТРК «Ярославский Вернисаж» — 15 микрорайон): 20 больших автобусов, интервалы в час пик — 9 минут;

  • № 9 (Ярославль Главный — ТЦ «Аксон»): 7 средних автобусов, интервалы в час пик — 12 минут;

  • № 10 (15 микрорайон — НЗКИ): 8 средних автобусов, интервалы в час пик — 10 минут;

  • № 11 (Ярославль-Главный — 15 микрорайон): 11 средних автобусов, интервалы в час пик — 9 минут;

  • № 12 (Нижний поселок — Торговый переулок): 3 средних автобуса, интервалы в час пик — 27 минут;

  • № 13 (5-й микрорайон — «Машприбор»): 14 средних автобусов, интервалы в час пик — 11 минут;

  • № 14 (Богоявленская площадь — Игнатовское кладбище): 60 минут;

  • № 15 (15 МКР — Игнатовское кладбище): 60 минут;

  • № 17 (ЯШЗ — поселок Ивняки): 8 больших автобусов, интервалы в час пик — 10 минут;

  • № 19 (химзавод «Луч» — улица Гудованцева): 4 средних автобуса, интервалы в час пик — 14 минут;

  • № 19К (улица Гудованцева — Красная площадь): 7 больших автобусов, интервалы в час пик — 8 минут;

  • № 21 (Красная площадь — Очапки): 14 больших автобусов, интервалы в час-пик — 7 минут;

  • № 21Б (Резинотехника — улица Павлова): 3 средних автобуса, интервалы в час пик — 41 минута;

  • № 21Т (поселок Толга — Очапки): один малый автобус, интервалы в час пик — 64 минуты;

  • № 22 (ЯМЗ — Нижний поселок): 4 средних автобуса, интервалы в час пик — 22 минут;

  • № 22С (Красная площадь — Студенческий городок): 2 средних автобуса, интервалы в час пик — 27 минут;

  • № 23 (Областная больница — 15 микрорайон): 8 средних автобусов, интервалы в час пик — 16 минут;

  • № 24 (ЯШЗ — Долматово): 2 больших автобуса, интервалы в час пик — 30 минут;

  • № 25 (15 микрорайон — «Машприбор»): 10 средних автобусов, интервалы в час пик — 14 минут;

  • № 26 (Красная площадь — станция Филино): 1 средний автобус, интервалы в час пик — 40 минут;

  • № 27 (ЯШЗ — Софийская церковь): 2 средних автобуса, интервалы в час пик — 30 минут;

  • № 29 («Машприбор» — Тверицы): 1 средний автобус, интервалы в час пик — 54 минуты;

  • № 30 (Ярославль-Главный — «Машприбор»): 12 средних автобусов, интервалы в час пик — 8 минут;

  • № 32 (улица Сахарова — 15 микрорайон): 16 больших автобусов, интервалы в час пик — 8 минут;

  • № 33 (ПАТП-1 — областная больница): 8 средних автобусов, интервалы в час пик — 14 минут;

  • № 34 (Красная площадь — Толгский монастырь): 1 средний автобус, интервалы в час пик — 70 минут;

  • № 39 (Студенческий городок — Нижний поселок): 6 средних автобусов, интервалы в час пик — 15 минут;

  • № 40С (Резинотехника — Машприбор): 7 средних автобусов, интервалы в час пик — 14 минут;

  • № 41 (Ярославль Главный — пос. Прибрежный): 6 средних автобусов, интервалы в час пик — 17 минут;

  • № 41а («Ярославский Вернисаж» — поселок Куйбышева): 14 больших автобусов, интервалы в час пик — 6 минут;

  • № 41б (Богоявленская площадь — улица Индустриальная): 8 больших автобусов, интервалы в час пик — 9 минут;

  • № 42 (15 микрорайон — поселок Куйбышева): 26 больших автобусов, интервалы в час пик — 6 минут;

  • № 53 (ПАТП № 1 — улица Сахарова): 9 больших автобусов, интервалы в час пик — 12 минут;

  • № 55 (Машприбор — Ярославль Главный): 4 средних автобуса, интервалы в час пик — 26 минут;

  • № 56 (поселок Прибрежный — Машприбор): 14 средних автобусов, интервалы в час пик — 14 минут;

  • № 57 (фабрика «Красный Перевал» — улица Гудованцева): 9 средних автобусов, интервалы в час пик — 15 минут;

  • № 58 (Нижний поселок — фабрика «Красный Перевал»): 12 средних автобусов, интервалы в час пик — 13 минут;

  • № 59 (Ярославль Главный — Областная больница): 5 малых автобусов, интервалы в час пик — 20 минут;

  • № 62 (15 микрорайон — ул. 1-я Технологическая): 12 средних автобусов, интервалы в час пик — 13 минут;

  • № 64 (Ярославль Главный — улица Сиреневая): 5 средних автобусов, интервалы в час пик — 22 минут;

  • № 65 (ЯЗХМ — улица 8 Марта): 10 малых автобусов, интервалы в час пик — 10 минут;

  • № 66 (НЗКИ — больничный городок): 20 больших автобусов, интервалы в час пик — 9 минут;

  • № 68 (улица Космонавтов — улица Большие Полянки): 10 средних автобусов, интервалы в час пик — 10 минут;

  • № 70 (фабрика «Красный Перевал» — улица Труфанова): 2 малых автобуса, интервалы в час пик — 28 минут;

  • № 71С (5 микрорайон — «Холодмаш»): 7 средних автобусов, 22 минуты;

  • № 76 («Ярославский Вернисаж» — Ярославль Главный): 6 средних автобусов, интервалы в час пик — 12 минут;

  • № 77 (улица Труфанова — фабрика «Красный Перевал): 2 малых автобуса, интервалы в час пик — 28 минут;

  • № 79 (ТЦ «Аксон» — поселок Куйбышева): 12 средних автобусов, интервалы в час пик — 12 минут;

  • № 85 (поселок Ивняки — Машприбор): 9 средних автобусов, интервалы в час пик — 14 минут;

  • № 90 (ТЦ «Аксон» — Областная больница): 13 средних автобусов, интервалы в час пик — 12 минут;

  • № 93 (Резинотехника — Ярославль Главный): 10 больших и 3 средних автобуса, интервалы в час пик — 11-20 минут;

  • № 94С (Торговый переулок — 5 микрорайон): 10 малых автобусов, интервалы в час пик — 10 минут;

  • № 97С (14 микрорайон — Улица Большие Полянки): 15 средних автобусов, интервалы в час пик — 9 минут;

  • № 99 (улица Сахарова — Ярославль Главный): 7 средних автобусов, интервалы в час пик — 14 минут.


Напомним, стоимость двух контрактов на автобусные перевозки на 2023-2030 годы в Ярославле составит более 58 миллиардов рублей.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
26 января в 09:53
В Ярославской области в ДТП с грузовиком погибли три человека
Все погибшие — жители Вологодской области.

Ночью 26 января на 310 километре федеральной трассы М-8 в Даниловском районе Ярославской области произошло страшное ДТП. В районе деревни Туфаново столкнулись автомобиль «КИА» и грузовик «Скания».

По предварительной информации, 44-летний водитель легковушки не справился с управлением и выехал на встречную полосу, где и столкнулся с тягачом. От удара «КИА» отбросило в кювет.

В результате ДТП водитель автомобиля «КИА» и две пассажирки 42 и 33 лет скончались на месте происшествия до приезда бригады скорой медицинской помощи.

На место происшествия выезжали сотрудники Госавтоинспекции, МЧС, следственно-оперативная группа и медики. Устанавливаются все обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области, пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

25 января в 17:34
Ярославль накроет новая оттепель
Потепление будет сопровождаться осадками.

Традиционно считается, что середина января — самое холодное время года. Однако в этот раз макушка зимы напоминает, скорее, месяц март. Температура воздуха превышает норму, а уцелевший снег местами больше похож на грязную субстанцию, а местами представляет собой неровную ледовую площадку. И пока любителей классической русской зимы и зимних забав синоптикам порадовать нечем — впереди новая оттепель.

В ближайшие сутки малоподвижный атмосферный фронт принесет в Ярославль и область снегопад. Продолжится он с перерывами более суток и даже наконец-то закроет на тротуарах и пешеходных дорожках лед, который уже успел покалечить сотни ярославцев. Однако вместе с осадками в регион придет очередная волна тепла. Постепенно снег станет мокрым, возможен и ледяной дождь.

В пресс-службе ГУ МЧС по Ярославской области со ссылкой на Ярославский ЦГМС предупреждают: 26 января в регионе ожидается гололед, налипание мокрого снега, возможен сход снега с крыш. Указанные природные явления повышают вероятность возникновения ЧС, ДТП, обрывов ЛЭП и линий связи.

По прогнозам, в четверг потеплеет до нуля градусов, а в пятницу столбики термометров даже превысят нулевую отметку. Однако в выходные начнется похолодание, а значит, на дорогах снова станет скользко. В субботу и воскресенье дневные температуры составят −3...-7, ночами будет на пару градусов холоднее.

Впрочем, по предварительным прогнозам, легкий морозец продержится недолго — в начале следующей недели придет очередная оттепель.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет