Образовательные комплексы в Ярославской области: ответы на главные вопросы
В начале сентября стало известно, что три города Ярославской области станут участниками пилотного проекта по созданию образовательных комплексов путём объединения нескольких школ и детских садов. Главными целями реформы назвали повышение эффективности управления и высвобождение средств на повышение оплаты труда.
Готовящаяся реформа вызвала беспокойство учащихся и их родителей и породила немало вопросов. Чем обернутся преобразования для школьников? Что будет прописано в аттестате выпускников? Какие школы следующие в очереди на объединение? Как будет проходить сокращение персонала? Эти и многие другие вопросы мы задали министру образования Ярославской области Ирине Валентиновне Лободе. И сегодня публикуем подробные ответы.
— В настоящее время говорится, что в регионе будет создано пять образовательных комплексов: по два в Ярославле и Рыбинске и один в Переславле. При этом отмечается, что проект пилотный. Означает ли это, что процесс объединения в дальнейшем планируется продолжить?
— Сейчас мэрия Ярославля, администрации городских округов Рыбинск и Переславль-Залесский сосредоточены создании четырёх образовательных комплексов — грамотном выстраивании взаимодействия всех структур, отлаживания процессов в расширенном образовательном пространстве. Что касается образовательного комплекса «ПРОГРЕССиЯ», то, по поручению губернатора области Михаила Евраева, департамент образования мэрии Ярославля сейчас работает над разработкой вариантов объединения образовательных организаций.
— Когда планируется завершить создание первых комплексов?
— Формирование образовательных комплексов — процесс, требующий тонких настроек. Главное — не сроки, а результат.
— А когда в планах дальнейшее объединение? Известны ли номера школ и детских садов, которые могут быть объединены на следующем этапе? Останутся ли вообще «независимые» школы?
— В ближайшей перспективе задач по созданию других образовательных комплексов нет.
— Главный, пожалуй, вопрос: какова цель объединения?
— Результатом создания образовательных комплексов должны стать новые перспективы развития, соединение условий и возможностей для защиты интересов детей и их права на качественное образование. В условиях нормативного финансирования, когда на каждого ребёнка государством выделяется фиксированная сумма, и численность контингента определяет объём финансирования учреждения, именно консолидация бюджетов разнонаполненных образовательных организаций станет основой развития, улучшения материально-технической базы, финансовой стабильности заработных плат работников, оплаты коммунальных платежей. Единая система управления и сокращение административного аппарата позволят усовершенствовать организационную структуру, высвободить средства на повышение оплаты труда.
— А главный вопрос, который волнует родителей учащихся: как объединение отразится на образовательном процессе?
— Для детей и родителей в плане образовательного процесса ничего не изменится. Каждые школа и детский сад остаются в своих зданиях, сохраняют направления образовательных программ, количество мест для детей. Объединяя в себе школы и детские сады, комплексы становятся единым культурно-образовательным пространством, что ни в коей мере не отменяет сохранения индивидуальности и лучших традиций — в первую очередь это зависит от профессионализма педагогического коллектива. Согласно идеям объединения, появляется возможность распространять свой уникальный опыт в больших масштабах и транслировать его для других структур комплекса, вовлекая их в свои события и мероприятия, что взаимно обогащает всех участников и, в первую очередь, детей.
— Не можем не спросить отдельно про 42-ю школу, родители учащихся которой наиболее взволнованны. Что поменяется в этой школе уже в течение текущего учебного года?
— Объединяемые образовательные учреждения продолжат работать в штатном режиме. В плане образовательного процесса для детей и родителей ничего не изменится. Каждое учреждение остаётся на своей базе и сохраняет контингент и количество мест для детей. Для всех участников образовательных отношений — учителей, обучающихся (воспитанников) и родителей (законных представителей) — условия воспитания и обучения останутся прежними: обучение и воспитание детей будет проводиться без изменения адреса осуществления образовательной деятельности, в тех же зданиях. Вопрос вхождения школы № 42 в образовательный комплекс сейчас рассматривается учредителем.
— А в дальнейшем? И вообще, как процесс объединения будут проходить так называемые сильные школы — гимназии, школы с углублённым изучением каких-либо предметов? Ведь зачастую в них учебный процесс строится совсем иначе, нежели в соседних обычных.
— Повторюсь: в ближайшей перспективе задач по созданию других образовательных комплексов нет. Президент России Владимир Путин отметил, что «должен безусловно соблюдаться базовый принцип системы российского образования — это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями, причём независимо от того, где он живёт — в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится — в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей». Поэтому стратегия развития системы российского образования нацелена на формирование единого образовательного пространства — это единые образовательные программы, единые федеральные стандарты, единые учебники, единые подходы к подготовке учителей, требования к образовательной среде, к организации образовательной и воспитательной деятельности. Для решения этих задач в стране с 2022 года реализуется проект «Школа Минпросвещения России», и создание образовательных комплексов — важный шаг к доступности качественного образования. При этом каждое структурное подразделение комплекса сохраняет свою индивидуальность, свои способы достижения и пути реализации поставленной задачи.
— Ещё один вопрос, который очень волнует родителей. Как изменится официальное наименование учебных заведений? Существующие номера и статусы останутся? Или будет лишь указание образовательного комплекса? Для многих очень важно в документе об образовании указание об окончании гимназии или школы с углублённым изучением, например, французского языка.
— В аттестате выпускника будет указано наименование образовательного комплекса и наименование структурного подразделения.
— А место обучения? Учащиеся продолжат ходить на уроки в те же здания?
— Планируется, что каждые школа и детский сад остаются в своих зданиях.
Образовательные комплексы в Ярославской области: ответы на главные вопросы
Учиться школьники останутся в тех же зданиях. Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
— А материально-техническая база? Если будет единый образовательный комплекс, не означает ли это, что какое-то оборудование, например, или мебель могут свободно перемещаться между зданиями, входящими в комплекс?
— Такие вопросы будут решаться руководством в каждом конкретном образовательном комплексе, исходя из конкретных задач по улучшению образовательного процесса.
— Другой волнующий момент — персонал и преподавательский состав. Учителя также остаются закреплены за тем же зданием, где работали? Теоретически, если у них будет желание и возможность взять дополнительные часы в другой школе, входящей в комплекс, они смогут это свободно сделать?
— В рамках образовательного комплекса возможностей у педагогов станет больше.
— Михаил Евраев обозначил, что реформа затронет прежде всего административный персонал. Но вопросы сокращения тоже не могут не волновать. Получается, могут быть сокращены директоры, завучи, психологи и так далее? Как будет определяться, кто попадёт под сокращение? Какие варианты им будут предложены?
— Выбор учреждений (школ, садов), главного и структурных подразделений комплексов, руководителей, кадрового состава, территориальной принадлежности и необходимости включения в комплекс — сфера ответственности муниципальных образований, то есть эти вопросы будут решать мэрия Ярославля, администрации городских поселений Рыбинск и Переславль-Залесский. В каждом комплексе будет директор и его заместители, которые будут сопровождать деятельность всего комплекса по различным направлениям. В их числе — заместитель по административно-хозяйственной работе, управляющий всеми зданиями, входящими в комплекс; заместитель по воспитательной работе, который ведёт работу с педагогами, классными руководителями, детьми и их родителями. Как правило, приоритеты развивающей деятельности очень близки: во всех образовательных организациях развиваются «Движение Первых» и «Орлята России», проходят «Разговоры о важном», профориентационный курс «Россия — мои горизонты», патриотические мероприятия ко Дню Победы и так далее. Именно поэтому один заместитель по воспитательной работе сможет обеспечить разработку и реализацию единой воспитательной программы, как и заместитель по образовательной деятельности в рамках основной образовательной программы сможет выстроить образовательный процесс с большим спектром возможностей. Директора школ становятся руководителями Центров образования, заведующие детскими садами — руководителями Центров развития. В каждой школе сохраняется институт классных руководителей, советников по воспитанию, педагогов-психологов, учителей и воспитателей, а также других специалистов, кто призван вести индивидуальную и коллективную воспитательно-обучающую деятельность.
— При этом всё же административный персонал в школах выполняет важные функции. Если он будет сокращён, а у действующих сотрудников увеличится нагрузка, не отразится ли это на качестве выполняемой ими работы? Например, на тех же внеурочных занятиях. А вообще, что можете сказать про организацию дополнительных занятий — кружков, секций? Они претерпят какие-либо изменения?
— Внеурочные занятия являются частью образовательного процесса, и никаких изменений в образовательной деятельности комплекса не будет. Что касается дополнительного образования, то объединённые ресурсы новых комплексов как раз прибавят возможностей для детей. Увеличение нагрузки, в соответствии с трудовым законодательством, возможно только с согласия работника и сопровождается повышением заработной платы, качество же зависит в первую очередь от профессионализма работников.
Образовательные комплексы в Ярославской области: ответы на главные вопросы
Обещают, что возможностей у учителей станет больше. Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
— Конечно, не можем не затронуть вопросы зарплат. Кто именно будет получать больше и насколько?
— Оплата труда младших воспитателей и обслуживающего персонала будет пересмотрена. Планируется, что младший воспитатель будет получать около 35 тысяч рублей. Повышение зарплаты педагогов происходит регулярно в рамках исполнения регионом Указов Президента Российской Федерации.
— Также в Сети поползли слухи о том, что реформа — это первый шаг к «платному образованию». Развейте их, пожалуйста! Реформа ведь не означает, что родители станут платить больше в «фонд школ» и так далее?
— Нет, конечно. Более того, все сборы являются строго добровольными, школам собирать деньги запрещено. Решение о приобретении чего-либо могут принять родители, соответствующим образом оформив это документально. В любом случае, принуждать к покупке или требовать сдать деньги не может никто. В случае, если в вашей образовательной организации такие случаи есть, сообщайте. Телефон горячей линии министерства образования Ярославской области — 31-43-45.
— А сельские школы? Они также все подпадут под объединение?
— Что касается сельских школ, то там реформирование идёт постоянно, в рамках живых изменений системы образования: с течением времени меняется численность контингента, выпускники заканчивают школы, то есть процессы идут с учётом требований меняющейся действительности. В этом году в 11 школах области принято всего по одному заявлению в первый класс — в Гаврилов-Ямском, Некоузском, Угличском и Рыбинском районах, в городском округе Переславль-Залесский. Также в восьми школах области обучаются по одному человеку в выпускных классах. В Угличском районе ликвидировали учебные учреждения, а также присоединяли детские сады, которые находятся на расстоянии. Напомним, объём финансирования образовательного учреждения определяется численностью контингента — в условиях нормативного финансирования на каждого ребёнка государством выделяется фиксированная сумма.
— И немного о детских садах. Как реформа коснётся дошкольных учреждений в целом и их персонала в частности?
— В тех детских садах, которые вошли в образовательные комплексы, будут созданы оптимальные условия для успешного развития преемственности между дошкольным и школьными звеньями образования, всесторонней реализации программ развития детей-дошкольников и детей школьного возраста. В дошкольном возрасте формируются личностные качества ребёнка и знания, которые будут основой успешного школьного обучения; школа не будет начинать свою работу с детьми с нуля, а как преемник дошкольной ступени будет организовывать свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником потенциал. Обучение ребёнка в образовательном комплексе позволит педагогам, специалистам наблюдать за его развитием от одного года до 18 лет, то есть до получения основного общего или полного (общего) образования.
— Затронет ли как-то реформа процесс зачисления детей в первый класс? К примеру, не означает ли, что воспитанники детсада, входящего в образовательный комплекс, смогут пойти в первый класс только в школы, входящие в тот же комплекс?
— Поскольку образовательные комплексы создавались муниципальными образованиями по большей части по территориальному принципу, зачисление в первый класс всё равно бы происходило в школы, которые закреплены за территориями проживания. Но, согласно федеральному законодательству, первоклассник может быть принят в любую школу при наличии свободных мест.
Процесс зачисления в первый класс будет осуществляться по прежнему принципу
— И напоследок. В каких регионах данная реформа уже успешно прошла? На кого можем посмотреть и убедиться, что в ней страшного ничего нет?
— Нами анализировался опыт реорганизации учреждений в различных регионах, причём не только Москвы и Московской области, но и Тамбовской области, Пермского края. Найдены лучшие практики, которые могли бы быть применены на территории нашего региона, вписаны в традиции наших образовательных учреждений, и которые привели бы к повышению качества управления образовательными организациями. Например, рыбинские коллеги многие годы сотрудничают с образовательным комплексом 1554 города Москвы, объединившим 13 образовательных организаций. Как только пройдёт организационно-подготовительный этап в Рыбинске, педагогов Рыбинска ждут коллеги в Москве, чтобы на практике показать и объяснить все плюсы объединения и предупредить возможные отрицательные эффекты. Первые образовательные комплексы в столице появились ещё в начале 90-х годов, когда также наблюдался спад рождаемости, с 2016 года их функционирование стало стабильным: сегодня в Москве создано порядка 537 образовательных комплексов.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».