Учителя
В Ярославле ушла из жизни заслуженный учитель России, первый директор гимназии № 3 Ирина Айзиковна Василенко.
В 1990-е годы Ирина Айзиковна возглавила ярославскую школу № 63. Именно при Ирине Василенко учебное заведение стало гимназией. В 1999 году Ирина Айзиковна была удостоена почётного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации».
«Заслуженный учитель России, директор года, народный педагог, академик Академии творческой педагогики, мудрый наставник, самобытный учитель, классный руководитель, творческий, яркий, мудрый человек, стильная, обаятельная женщина, добрая заботливая мама и бабушка — это все о ней», — говорится в сообщении гимназии.
Ирины Василенко не стало 22 февраля. Она ушла из жизни после продолжительной болезни. Простятся с педагогом 25 февраля.
Фото: МОУ «Гимназия № 3»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Объединение школ уже показало свою эффективность. Об этом заявил губернатор Ярославской области Михаил Евраев.
Первое и главное преимущество — прибавка к зарплате у педагогов. В четырёх недавно образованных образовательных комплексах уже прошли первые выплаты. Рост зарплат, по данным главы региона, составил от 45 до 60%.
— После сокращения управленческого звена и объединения финансовых потоков у руководителей комплексов есть возможность пересмотреть размер оплаты труда нянечкам, обслуживающему и вспомогательному персоналу, — отметил Михаил Евраев.
Другой плюс произошедшего объединения — новые возможности для организации «продлёнки». Ребёнок после уроков может оставаться в школе под присмотром педагогов, вместе с учителями делать уроки, общаться со сверстниками, посещать кружки и секции. По информации правительства, дополнительные группы откроются уже в марте.
Глава региона подчёркивает: формат объединения школ, детских садов и досуговых центров в единые кластеры уже показал свою эффективность. Только в Москве и Подмосковье таких комплексов более 500. Вероятно, объединение в обозримом будущем будет продолжено и в Ярославской области.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Рыбинске появится филиал ЯГПУ имени Ушинского. Данный вопрос обсудили на оперативном совещании в региональном правительстве.
Как отметил глава области Михаил Евраев, с инициативой уже вышли на федеральный уровень. Планируется, что вуз будет открыт на базе местного колледжа.
— В городе есть высокая потребность в педагогических кадрах. В школах не хватает учителей русского языка и литературы, математики и физики, — сказал Михаил Евраев.
Предполагается, что в рыбинском филиале будет 48 бюджетных мест. Затраты возьмёт на себя администрация Рыбинска. Объём финансовой поддержки составит 10 миллионов рублей. Планируется реализация программ бакалавриата по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». В пилотном режиме могут начать готовить учителей математики, русского языка и литературы. Для размещения филиала вуза областным правительством будут предоставлены площади на безвозмездной основе.
Отмечается, что инициатива получила поддержку заместителя министра просвещения РФ Ольги Колударовой. Не исключено, что в перспективе такие же филиалы могут быть открыты в Угличе, Ростове, Переславле-Залесском, Гаврилов-Яме.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Подходит к концу первая половина учебного года. Ученики усиленно сдают контрольные и самостоятельные работы, чтобы через несколько дней уйти на заслуженный отдых и под бой курантов встретить долгожданный Новый год. Перерыва в учебном процессе ждут не только ребята, но и их наставники, у которых работа не прекращается даже в выходные.
Напомним, в Год педагога и наставника «Яркуб» запустил спецпроект «Дневник учителя». Последней героиней в этом году стала учительница начальных классов, а ныне 4-го класса «Д» школы № 52 города Ярославля Анастасия Викторовна Терещенко. Мы побеседовали с педагогом и узнали, какими чертами должен обладать преподаватель и почему ему важно иметь общий язык с учащимися.
— Начнём с самых первых мыслей о профессии учителя. Когда Вы поняли, что хотите связать свою жизнь с работой в школе?
— С самого детства мне нравилось кого-то учить. Писала мелом на шкафу, решала примеры. В пять лет я поняла, что хочу быть учителем. В школе помогала одноклассникам разбирать темы, которые им были непонятны. С возрастом тяга к преподаванию только росла. В среднем звене я помогала классному руководителю вести документацию и выставлять отметки, вела уроки. Тогда точно поняла, что учитель — это моя профессия.
— Немного про Ваш первый опыт в педагогической сфере. Проходила ли в рамках учебных курсов в вузе практика в образовательных организациях? Что из неё Вам запомнилось больше всего?
— Когда я училась в педагогическом колледже, у нас были различные практики: уроки, внеурочная деятельность, классные часы. Например, начиная со второго курса, мы проходили практику в различных школах и давали уроки. Каждую четверть мы давали уроки в 14-й, 18-й, 40-й школах.
Мне запомнилась практика в 75-й школе. Целую неделю мы присутствовали на уроках, учились методам и приёмам работы, а в конце проводили классный час на тему «Дружба». Детям так понравилось занятие, что просили остаться ещё на недельку.
— Почему Вы решили стать учителем именно начальных классов?
— Мне нравится работать с маленькими детьми, они такие непосредственные, открытые к новым знаниям, интересные. Их горящие глаза не сравнятся ни с чем!
— Как у Вас получается найти общий язык с учениками? Случались ли какие-нибудь недопонимания?
— Недопонимания бывают, но редко. Все вопросы решаемы. Главное — разговаривать с детьми. Быть для них не только учителем, но и человеком, которому они могут доверять.
— Как Вы считаете, что самое главное в детях? Учитываете ли Вы при оценке знаний их старание и желание узнать новое?
— Самое главное — это тяга к знаниям и развитию. Да, старание ребёнка учитываю при оценивании. Каждый учится в силу своих возможностей. Например, ребёнок получил неудовлетворительную отметку и пришёл исправить, со второго раза может не получиться, приходит ещё раз и получает свою заветную удовлетворительную отметку. Ребёнок старался и добился своей цели.
— Получается ли у Вас объяснять сложные темы простыми словами? Важно ли умение импровизировать?
— Я думаю, что получается, если дети уходят счастливые с урока. Считаю, что умение импровизировать, несомненно, должно быть присуще каждому учителю, потому что ни один урок не проходит на 100% по намеченному плану, так как невозможно спланировать все ответы детей, их настроение и степень усталости учеников. Никогда не получится два одинаковых урока в одной параллели и по одной теме.
— Как Вы думаете, помогает ли в обучении ребёнка участие родителей? Разговариваете ли Вы с ними лично, чтобы обозначить пути решения возникших трудностей?
— Да, конечно. Чтобы получить результат, необходима взаимная работа всех участников образовательного процесса. Учитель, родитель, ученик. Только вместе мы достигаем качественного результата. Разговариваем, иначе никак.
— Что самое сложное в работе учителя?
— Самое важное — это, наверное, любовь к профессии и любовь к детям. А также баланс между работой и личной жизнью, отдыхом, чтобы не перегореть в профессии.
— Мир не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Чем Вы руководствуетесь при подготовке к учебному процессу? Много ли требуется изучать обновлённых учебных пособий?
— При подготовке к учебному процессу учитываются интересы детей и разрабатываются презентации и рабочие листы с изображениями их любимых героев. Век живи, век учись. Каждый день появляются новые пособия, за всем новым и не уследишь. Если пособие заинтересовало, то изучаю более тщательно его.
— Есть ли какие-нибудь недостатки в текущей школьной программе? Что, на Ваш взгляд, можно было бы добавить или изменить?
— Главный недостаток — отсутствие учебников, полностью подходящих под федеральные образовательные программы. Но я верю, что очень скоро появится УМК, полностью отражающий все темы федеральных программ, что позволит сократить время на подготовку к урокам, которая сейчас выросла в связи с недостаточностью материалов, необходимых для изучения и закрепления тем, прописанных в ФОП.
— Каковы, на Ваш взгляд, три главные черты педагога?
— На мой взгляд, три главные черты педагога — любовь к детям, саморазвитие и спокойствие. Дети начальной школы быстро считывают настроение педагога и его отношение к детям. Когда учитель любит детей и свою профессию, то и обстановка в классе благоприятная, добрая, спокойная. Все свои проблемы мы оставляем за пределами школы. На урок приходим воодушевлённые и с хорошим настроением. Счастливый учитель = счастливый ребёнок.
— Как Вы думаете, сможет ли цифровая среда в будущем полностью заменить очное обучение? Способен ли искусственный интеллект справиться с задачами, которые стоят перед педагогами?
— Цифровая среда, на мой взгляд, не сможет заменить очное обучение никогда. Она не сможет воспитать человека как личность, сделать из него осознанного гражданина нашего общества, не разовьёт эмпатию, любовь к ближнему, не научит дружить, помогать, радоваться и любить. Любить свой город, свою страну, свой народ. Мы живём в реальном мире, а не виртуальном. Искусственный интеллект не справится с задачами, которые стоят перед педагогами. Ведь наша задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.
— Новый год уже на пороге. Каких целей удалось достичь за прошедшее учебное время и что намечено на следующее полугодие?
— За прошедшее учебное время удалось добиться дружелюбной, доброй атмосферы в классе. Цель на следующий год — успешно окончить начальную школу, чтобы все усвоили программу и с багажом знаний отправились в путь дальше.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Беседовал Алексей Шаренкин
«Яркуб» совместно с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования запустил спецпроект «Дневник учителя». Мы продолжаем серию интервью с молодыми учителями и педагогами.
Учитель обществознания и стример? Звучит необычно! Денис Безродный преподаёт в школе № 47, по совместительству с этим он ведёт занятия для детей в школе программирования. Помимо работы, молодой педагог увлекается стримингом. Пример Дениса удивляет: как традиционную профессию и современные технологии можно объединить в одну стихию.
В рамках проекта мы поговорили с ним о том, как хобби влияет на обучение детей, их реакцию на преподавателя-стримера и как общий интерес сближает учителя и его учеников.
Путь к профессии педагога
— Расскажи, как ты стал учителем? Хотел ли ты им быть?
— Возможно, на моё решение стать учителем повлияли детские кумиры. Например, Питер Паркер работал в школе или Индиана Джонс, который был археологом и преподавал в университете. Я подумал: «Тоже хочу!».
Помимо этого, у учителей есть большие преимущества: отпуск три месяца и удобный график. Также я очень общительный, и мне была необходима профессия, где нужно говорить. Так сложилось, что педагогика идеально подошла в этом плане.
— Почему ты решил стать учителем обществознания, истории и английского языка?
— В школе у меня был хороший учитель, который привил мне любовь к истории. А обществознание — это ещё один любимый предмет, потому что его изучение направлено на расширение кругозора и практические знания, которые пригодятся в жизни. Английский язык был дополнительным предметом, так как у меня тройная специальность.
— Ты работаешь ещё и в IT-школе. Как началась твоя карьера в ней?
— На третьем курсе университета я искал подработку. Мой одногруппник предложил мне вакансию в «Музее занимательных наук Эйнштейна», там я проработал долгое время. Позже директор музея пригласил меня проводить для детей занятия по программированию. И вот я работаю в IT-школе уже пятый год.
— Объясни, как ты, имея гуманитарное образование, ведёшь занятия по программированию?
— Есть особая процедура, по которой ты готовишься: изучаешь детские книги с яркими иллюстрациями, смотришь обучающие видео, читаешь методички. Во всём разбираешься самостоятельно, а после с подготовленным материалом приходишь на занятия.
— Вспомни свой первый урок в IT-школе. Каково тебе было вести занятие не своего направления?
— Первый раз было очень страшно, потому что программирование — даже близко не мой профиль: я историк, а тут цифры и буквы какие-то. Но я справился, нормально!
— Как ты совмещаешь преподавание сразу в двух школах?
— Сейчас получается уже лучше выстраивать график: один выходной при моей нагрузке 28 часов в неделю. Раньше я вообще работал без выходных — это было тяжело не столько физически, сколько психологически. Но мне нравится моя работа. Если бы не нравилась, тогда не знаю, как бы я справлялся.
О современных детях
— У каких классов ты преподаёшь?
— Я веду английский, начиная со второго по шестой класс, обществознание — с седьмого по одиннадцатый. А историю преподаю только у шестого класса, у которого я являюсь классным руководителем.
— С детьми какого возраста тебе больше нравится работать?
— Мне легче работать со старшим звеном. С детьми помладше сложнее, потому что на уроке мне очень важна обратная связь и отдача, которую я от них не получаю из-за особенностей их возраста. Например, шестому классу уже начинает нравиться материал, они готовы в него погружаться и изучать. Со старшим классом ещё проще: у нас получается целый диалог.
— Нынешним детям нравится, когда современный учитель с ними на одной волне? В чём главная особенность преподавания учителей нового поколения?
— Да, детям нравятся молодые преподаватели, это правда! Мы, молодые специалисты, стараемся сделать учебный процесс быстрее и активнее. В нашей работе мы используем презентации, игры, иную подачу материала, а также разные шутки, к которым дети не привыкли в рамках учёбы. Поначалу у учеников происходит акклиматизация, потому что они не понимают, что происходит, а потом им становится комфортнее и потихоньку втягиваются в учебный процесс.
Есть проблема в том, что некоторые из учеников иногда забываются. Они молодого специалиста ещё не оценивают как полноценного преподавателя.
— Какие, на твой взгляд, современные дети?
— Активные, шумные, во многом не заинтересованы, потому что они видят лидеров мнений среди популярных блогеров, которые и без оконченного высшего образования «хорошо» живут. И дети задаются вопросом: «Зачем учиться, если человек за стрим может получить 500 тысяч рублей, а вы, Денис Олегович, в школе за месяц получаете 40». Иногда мне кажется, что с ними тяжело поспорить. Кто прав-то, по сути? Конечно, денежный вопрос — это острая тема, деньги нужны.
Подобные разговоры заходят и о необходимости образования. Я отвечаю детям: «Стив Джобс бросил Рид-колледж в штате Орегон, а вы хотите бросить школу в Ярославле, ну разница-то есть». Вы твердите об одном человеке, который добился успеха, а о сотни тысяч других людей, бросивших школу, ничего не знаете. Вы видите победителя только с одной стороны, вот и всё. Я даю понять детям, что в современном мире самый ценный ресурс — это знания.
Моё хобби — стриминг
— Как ты начал стримить?
— В 2012 году я наблюдал за разными блогерами. Даже сам пробовал снимать видео, но перегорел и забросил эту затею. Через некоторое время я узнал о Twitch — платформе для стриминга. И подумал: если я люблю разговаривать и играть, почему бы это не совместить?
— Какие темы тебе интересны для стримов? Как ты задаёшь настроение стриму, исходя из своих личных интересов?
— У меня есть чат в Telegram, где я провожу голосования. Аудитория в основном любит хорроры, то есть, когда человек играет и ему страшно. Я же больше предпочитаю сюжетные игры, где надо послушать и подумать. Сейчас я совместил наши предпочтения, чтобы всем было интересно.
— Ты стримишь один или совместно с детьми?
— Нет, дети — зрители. Они хотят вместе поиграть, но это тяжело организовать, потому что нужно соблюдать границы. Манера общения на стриме немного меняется, потому что это уже не рабочее или учебное время — это другое место, где я не Денис Олегович, а просто Денис.
— Когда ты начинал стримить, не боялся ли осуждения со стороны своих коллег?
— Нет. Это моё хобби, и мне без разницы, кто и что об этом подумает. Если для других учителей статус преподавателя — это клеймо, что ты человек, у которого нет личной жизни, то это их дело, я к таким не отношусь.
— Меняется ли твой «образ» педагога, когда ты стримишь?
— Преподаватель — это пример для подражания, на который дети могут в чём-то равняться. Если я буду говорить о том, что материться и курить — это плохо, а сам буду так делать на стримах, получается лицемерие. Дети не слушают, они смотрят. Они не понимают, что ты говоришь, им нужно действие. Поэтому должно быть единое поведение и в жизни, и на стриме. Я за себя спокоен в этом плане, потому что у меня нет вредных привычек.
— Как коллеги и родители относятся к тому, что классный руководитель их детей стримит?
— Я же закон не нарушаю, поэтому жалоб и скандалов не было ни от родителей, ни от коллег. Не думаю, что дети бегают и говорят своим родителям: «Мам, смотри, у меня учитель в интернете».
Тем более, медийность у меня не такая большая. Если бы охват аудитории был больше, тогда, наверное, уже могли бы задавать вопросы: «А чем вы занимаетесь и насколько это законом разрешено?». Но не более, в мою частную жизнь никто не лезет.
Учитель-стример. Реакция детей
— Как дети реагируют, когда они узнают, что ты стример?
— «Да ладно? Круто! А киньте ссылку, пожалуйста!» или «Я на вас подписан, поставьте пятёрку!» Нет, пятёрку не поставлю, но за подписку спасибо (смеётся).
— Как ты думаешь, чувствуют ли себя дети комфортнее, зная тебя ближе?
— Да, потому что они видят другую сторону жизни, то есть Денис Олегович не только в школе работает, но ещё и в игры играет.
— Когда ребёнок смотрит твой стрим, ты для него являешься всё ещё учителем, или всё-таки граница «Учитель-ученик» стирается и появляется новая «Мы друзья»?
— Дети на «Твиче» обращаются ко мне на «Вы». Проблемы начинаются со старшими ребятами, с которыми граница иногда может стереться. В школе я говорю ребятам, что между нами всегда должна быть дистанция. Да, возможно, она меньше, чем у других преподавателей старшего поколения, но в первую очередь я являюсь преподавателем, а во вторую — стримером. Мы можем с детьми и пошутить, и посмеяться, но грань переходить нельзя.
— Как ты считаешь, помогает ли твоё хобби лучше взаимодействовать с детьми в школе, выстраивая с ними доверительные отношения на стриме?
— Наверное, да. Дети на стриме чувствуют, что можно поделиться своими переживаниями или рассказать то, чего они не могут обсудить с родителями. Им нужна помощь, поэтому в такие моменты я иногда выступаю «психологом». Ко мне часто обращаются даже те подростки, у которых я не преподаю, и просят дать совет. Дети очень ценят мою поддержку и говорят: «Спасибо, помогло». На стриме они видят, что я хороший человек не только в школе, но и за её пределами.
— Твоё общение с детьми вне школы влияет на их успеваемость и отношение к учёбе?
— Некоторые из-за стримов начали усерднее учиться. Ученики начинают делать домашнее задание или интересоваться предметом.
— Как ты думаешь, важно ли для учителей поддерживать общение с детьми вне учебного процесса?
— По желанию. Потому что от детей всё равно устаёшь: их много, а ты один. Хочется отдохнуть и своими делами заняться. То есть, поздороваться — без проблем, зайти на два часа на «Твиче» поиграть — тоже нормально, но именно выстраивать коммуникацию — нет. Потому что отсутствуют общие темы для разговора: им интересен Егор Крид на коробках «Вкусно — и точка», а меня волнует, как за квартиру заплатить. Да и странно было бы, если бы я, 26-летний учитель, общался с 12-летними учениками. Но в целом поддерживать хорошее общение, почему нет? Это приятно, когда ты для детей и в школе, и на «Твиче», и на улице один человек.
Фото: Лия Никифорова
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- История книжной лавки Юрия Швецова: интервью с основателем
- Михаил Евраев об итогах 2024-го: «Уровень жизни в регионе растёт»
- «Будем искать инвесторов»: министр имущественных отношений о масштабной приватизации в регионе
- «Их горящие глаза не сравнятся ни с чем»: учительница ярославской школы о любви к детям и перспективах современного образования
- «Благодаря стримам дети начали усерднее учиться»: молодой педагог рассказал о преподавании современным школьникам
- Ирина Гукасян, и.о. министра лесного хозяйства и природопользования Ярославской области: «„Кислые гудроны“ и „зелёные масла“ надеемся ликвидировать до 2030 года»
- Александр Ольхов, министр инвестиций и промышленности Ярославской области: «Правительство региона готово к любым формам инвестиций и оказанию поддержки»
В прокуратуру Ленинского района обратился молодой педагог с просьбой помочь разрешить ситуацию с получением жилья.
Как сообщили в пресс-службе ведомства, в 2015 году решением департамента образования Ярославской области молодой человек в возрасте 15 лет был включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в сельской местности по месту регистрации в Даниловском районе Ярославской области. Только вот сирота с 2016 года на постоянной основе живёт в Ярославле, работает учителем в среднеобразовательной школе, и жильё ему необходимо здесь, а не в Даниловском районе.
— Установление факта постоянного проживания в городе Ярославле возможно лишь в судебном порядке и позволит реализовать права, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Именно на этой территории, на которой ребёнок-сирота или лицо из числа детей-сирот проживает и работает, то есть в городе Ярославле, а не в Даниловском районе, — пояснили в прокуратуре.
Суд удовлетворил требования прокуратуры, решение вступило в законную силу. Теперь учитель сможет получить жильё на территории областного центра.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Ярославские школьники получили сертификаты на именные стипендии. Одарённых детей и их наставников 12 ноября поздравил глава региона Михаил Евраев.
Отметим, всего губернаторские стипендии назначены 60 школьникам и 56 педагогам, тренерам, научным руководителям. Среди стипендиатов — победители и лауреаты всероссийских и международных предметных олимпиад, различных конкурсов и соревнований.
— Мы продолжим оказывать поддержку талантливым ребятам. Два года назад мы увеличили размер стипендии с одной до пяти тысяч рублей, а также ввели единовременные выплаты наставникам. В этом году более чем в шесть раз повысили размер выплат за победу во Всероссийской олимпиаде школьников. Победители заключительного этапа олимпиады получат по 200 тысяч рублей, призёры — по 100 тысяч. Аналогичные выплаты теперь предусмотрены и для педагогов-наставников, — отметил Михаил Евраев.
Церемония награждения состоялась в КЗЦ «Миллениум» в Ярославле. Сертификаты вручали и. о. министра культуры Ирина Ширшова, министр спорта Денис Салтыков и начальник управления по социальной и демографической политике областного правительства Марина Башмашникова.
В числе губернаторских стипендиатов — воспитанницы детской художественной школы Угличского района и их педагоги, 20 спортсменов и 18 тренеров, ученицы ярославского лицея № 86, показавшие высокие результаты на организованном областным министерством образования региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии и биологии, и их наставник.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
На базе Ярославского государственного педагогического университета состоялось два значимых и масштабных мероприятия. 29 октября завершился научно-практический обучающий семинар для педагогических работников, с 30 октября по 1 ноября прошёл окружной слёт педагогов-наставников программы «Орлята России». К событию присоединились более 200 участников из 18 регионов ЦФО.
На семинаре присутствовали представители флагманских школ программы «Орлята России», которая получает всё большее распространение. Подобные ведущие образовательные учреждения определены в каждом регионе. К примеру, флагманской в Ярославле является школа № 25 имени Александра Сивагина. В ходе мероприятия участники обсудили авторские форматы, образовательные практики, опыт взаимодействия с родителями и включение в деятельность подростков, наставников Орлят.
— Крупное событие совместило обучающий семинар для учителей начальных классов и участников слёта — советников директоров по воспитательной работе, представителей Российского детско-юношеского центра, специалистов и кураторов программы «Орлят России», — рассказала «Яркубу» Анна Витальевна Невзорова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ.
30 октября в ЯГПУ начал работу окружной слёт участников реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Тему слёта обозначили как «Сердце России — наследие малых городов».
В Ярославле завершился слёт наставников «Орлят России»
Тема как нельзя кстати подошла к месту проведения слёта — Ярославской области. Связующая идея — сохранение обширного культурного наследия и важность бережного отношения к нему. Участники под руководством преподавателей кафедры педагогики и психологии начального обучения проработали потенциал включения содержания в работу с учениками начальных классов с учётом специфики, инфраструктуры, истории и культуры регионов Центрального федерального округа.
Кроме того, в рамках трёхдневного мероприятия участники определили актуальные риски, вызовы, проблемы воспитательной работы и возможные подходы к их решению в процессе сопровождения детства. Также участники слёта посетили гимназию имени Кекина в Ростове, где их познакомили с опытом учебного заведения в реализации программы «Орлята России». А ярким акцентом программы стала торжественная церемония посвящения второклассников в Орлята.
— Все участники слёта получили богатый методический багаж, в сформировавшемся сообществе продолжается профессиональное общение между коллегами, обмен опытом, — подытожила Анна Витальевна.
Фото: ЯГПУ
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
«Яркуб» вновь встретился с участницей проекта «Дневник учителя».
Уже давно отгремели Первое сентября и День учителя — можно сказать, что учебный год 2024/25 в полном разгаре. Педагоги готовят выпускников к экзаменам, школьники помладше только начинают задумываться о ЕГЭ, а выросшие первоклашки познакомились с новыми предметами.
В прошлом году «Яркуб» совместно с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования запустил спецпроект «Дневник учителя». Мы решили продолжить серию интервью с молодыми учителями и педагогами.
«Яркуб» вновь встретился с участницей проекта, учителем начальных классов школы № 33 Анастасией Бараничевой. Она рассказала, как за летние каникулы изменились дети и чему её научил первый год работы.
— С нашей последней встречи прошло уже несколько месяцев. Закончились длинные каникулы. Наверное, Вы отрефлексировали прошедший год. Расскажите, как работа в школе повлияла на Вас?
— Становишься более ответственным человеком. Появляется осознанность от того, что ты не можешь в какие-то моменты опоздать, прийти попозже, сделать в последнюю минуту. Нужно чётко разграничивать свои обязанности и распределять время. Это, наверное, больше всего, что поменялось во мне за первый год работы в школе.
— Как за это время поменялись ученики?
— Встреча с детьми после летних каникул сильно удивила меня: за три месяца они выросли, повзрослели, изменились, как будто бы прошёл год. Они стали более осознанными, уже знают все правила, могут самостоятельно справиться с выполнением задания. У них, как и у меня, появилось больше ответственности и понимания, что школа — это серьёзно.
— Если говорить конкретнее про вашу деятельность: какие методы мотивации и поощрения для детей Вы бы порекомендовали использовать молодому педагогу?
— Методами мотивации в первом классе больше выступает замена оценок наклейками, разной похвалой. Во втором классе остаётся та же система. Например, у нас есть банка, которую мы наполняем шариками — различными бонусами. Это может быть день «без домашнего задания», день «сядь с соседом». А если баночка будет заполнена полностью, то мы идём с детьми в кинотеатр или на прогулку, естественно, во внеурочное время.
— Как ребята могут получить бонусы?
— У нас есть определённые критерии, за что они могут получить свой шарик. Например, за хорошее поведение, успехи в учёбе, урок без замечаний, выполнение всеми домашней работы и за то, что никто не опоздал. Вот так они накапливают эти шарики!
— Поделитесь, как удалось построить доверительные отношения с учениками и создать благоприятную атмосферу в классе?
— Нужно быть открытым к детям и не ставить чётких границ из разряда «мы с вами общаемся только по школьным вопросам» или «перемена — это время, когда я сижу одна». Благодаря этому они в ответ идут на контакт. Мы не скрываем друг от друга ни грустных, ни весёлых моментов. Если кому-то плохо, грустно или ребёнок устал, то он может подойти ко мне и прямо сказать: «Я сегодня не выспался, поэтому буду грустный сидеть». И за счёт этого у нас выстраивается взаимопонимание.
— Насколько быстро удалось к этому прийти?
— Со всеми по-разному. Есть дети, про которых я думала до последнего, что им со мной некомфортно. А в итоге оказалось, что они просто более замкнутые в себе. Но стадия привыкания была, наверное, месяца три-четыре, у кого-то полгода. Сейчас уже со всеми хорошо!
— Какими лайфхаками, которые помогают с дисциплиной на уроке, Вы можете поделиться?
— Педагогических приёмов огромное множество. Это популярные сейчас «батарейка», лесенки тишины. У нас бывает такое, что дети могут выбрать и решить, как они сегодня хотят сами регулировать свою дисциплину. Это для меня было шоком во втором классе!
Ко второму году работы уже больше начинаешь понимать, что на всех один способ всё равно не будет работать: кто-то поймёт в игровой форме, а на кого-то нужно просто серьёзно посмотреть или сделать замечание. И тогда ребёнок понимает в зависимости от его характера. Есть дети, которые и до конца урока будут спокойно сидеть. А есть те, которым ты всё равно с особой периодичностью замечания делаешь несмотря на то, какие бы методы и приёмы не применял в своей работе.
— Каким девизом Вы пользуетесь в профессиональной среде?
— Основное, что я внушаю детям и к чему стремлюсь сама — создать ощущение того, что мы с ними единая семья. Более того, не «мы с ними», а они — семья друг для друга. Пытаюсь создать у них такие взаимоотношения, чтобы они знали, что врагов среди них нет, а конфликты (даже для семьи) — это нормально. Самое главное — найти рациональный путь решения и выбраться из конфликтной ситуации, чтобы им было комфортно сосуществовать вместе на протяжении девяти или одиннадцати лет.
— Какой предмет Вам нравится преподавать больше?
— Банально, наверное, но математика. И очень люблю преподавать окружающий мир, потому что предмет позволяет применять очень много технологий, приёмов, на нём можно выстроить наиболее игровой метод обучения. Окружающий мир про природу, про восприятие мной и детьми окружающей среды. Здесь большое раздолье для фантазии. Проекты мы недавно делали, всем очень понравилось: и детям, и родителям.
— Поговорим немного о родителях. Жалуются ли они, что настолько вовлечены в учебный процесс, что буквально домашнюю работу приходится за детей делать?
— От того, что родители делают за детей домашнюю работу, нет никакого толка: ребёнок приходит на урок, и виден результат. Если говорить про взаимодействие с родителями и их участие в образовательном процессе, то большинство из них смотрят на это положительно. Они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок получал знания. Когда процесс обучения выстроен так, что учитель, родитель и ребёнок взаимодействуют вместе — это не только нестандартная форма, но ещё и дополнительный способ для родителя сблизиться со своим ребёнком. Однако нет такого, что мы каждый день задействуем родителей: у них тоже есть свои дела и заботы.
— Много ли задаёте домашней работы?
— Если мы с детьми всё успеваем, и я считаю, что тема у них хорошо закреплена, они всё поняли сразу на уроке, то домашнее задание я могу им не задавать. Но если вижу, что где-то есть упущение, где-то тяжеловато, то в таком случае домашнее задание носит обязательный характер. Не задаю домашнее задание с пятницы на понедельник, потому что у детей тоже должны быть выходные, в которые они не будут загружены решением какой-либо задачи или выполнением упражнения.
— Столкнулись ли Вы за этот год с чем-то на работе, о чём вам не рассказывали на учёбе?
— Я очень люблю место, где я училась, но всего захватить невозможно. Всё равно на практике встречаешься с такими вещами, о которых тебе могут не рассказать. В такие моменты главное собраться и понять, что ты с этим справишься, если не самостоятельно, то помогут коллеги или администрация.
Все проблемы решаемы. Дети — это тоже люди. У них происходит всё что угодно. Не надо бояться того, что может произойти. Потому что в постоянном напряжении находиться смысла нет. А когда оно случится, ты уже забудешь всё, к чему готовился.
— Что Вас удивляет в детях?
— У детей нестандартное мышление. Для них, казалось бы, очевидные вещи очень сложно воспринимаются. Но на какие-то сложные, на наш взгляд, вопросы дети могут за секунду выдать ответ.
— И напоследок, на Ваш взгляд, учителем рождаются или становятся?
— Мне кажется, что всё-таки становятся. Потому что ты можешь родиться с желанием учить детей, но когда придёшь в школу, поймёшь, что это не твоё. Точно так же и в обратную сторону работает. Есть множество случаев, когда люди идут в педагогический университет или колледж без особого желания, а когда проходят практику, то осознают, что они без этого жить не могут.
Ты сможешь понять, подходит тебе или нет работа учителя, только в осознанном возрасте и попробовав. Единственное, если понимаете, что это не ваше, то лучше не мучить ни себя, ни детей и уйти в другую сферу, где будет комфортно.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Дзержинском районе 63-летняя учительница попалась на уловки мошенников. Когда это поняла, обратилась в полицию.
Женщина пояснила правоохранителям, что в социальной сети с ней связался «директор образовательной организации», в которой она работает, и уведомил, что вскоре ей позвонит «сотрудник ФСБ». После этого с потерпевшей связался «сотрудник ведомства», сообщив, что на её имя мошенниками оформлено несколько кредитов. Для пресечения этих действий заявительнице было предложено обналичить личные вклады, оформить несколько кредитов и перевести денежные средства на «безопасный счёт». Общая сумма переведённых средств составила более полутора миллионов рублей.
Возбуждено уголовное дело. Правоохранительные органы вновь просят ярославцев быть внимательными и не доверять «голосу в трубке».
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».