Учителя

26 июля 2024 в 12:39
«Вводим стипендии в размере 25 тысяч для студентов»: ярославцам рассказали о борьбе с дефицитом кадров
Принимается ряд мер для увеличения количества педагогов в регионе.
«Вводим стипендии в размере 25 тысяч для студентов»: ярославцам рассказали о борьбе с дефицитом кадров

Нехватка квалифицированных кадров в отрасли образования в последние годы стала заметна не только педагогам, но и родителям. Для того, чтобы в школы, детские сады и другие образовательные учреждения приходили работать специалисты, разработан ряд мер. В соцсетях ярославцы поинтересовались, как привлекают на работу педагогов.

Развёрнутый ответ дали в министерстве образования Ярославской области:

— Вопросу кадрового обеспечения образовательных организаций региона уделяется особое внимание. Подготовка педагогов ведётся в четырёх колледжах и двух вузах области. К преподаванию привлекаются студенты-старшекурсники Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, проводится профильное переобучение учителей, изъявивших желание получить дополнительное образование.

Сейчас мы создаём педагогические классы в школах, где обучаются школьники, ориентированные на поступление в педагогический вуз. Также мы максимально рекламируем целевые места в педагогических вузах, где со школой и муниципалитетом заключается договор, на основании которого студент поступает, имеет льготы, а закончив вуз, идёт работать в школу, с которой заключил целевой договор.

С 01.09.24 вводим региональные ежемесячные стипендии в размере 25 тысяч для студентов, поступивших в ЯГПУ на целевые места на такие направления подготовки, как физика, химия, математика и др. Аналогичные меры поддержки планируем и для студентов пятого курса, будущих преподавателей физики.

Стимулирующие меры поддержки определяются школами самостоятельно. Кроме того, наши педагоги неоднократно становились победителями региональных и федеральных конкурсов. Например, в федеральном конкурсе на соискание премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности с 2018 года выплачивается премия в размере 200 тысяч рублей, на региональном конкурсе с 2023 года ежегодно присуждается 70 премий по 100 тысяч рублей.

Позволят ли такие меры привлечь педагогов на работу, покажет новый учебный год.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

11 июля 2024 в 16:55
Студенты Ярославского педагогического сняли документальный фильм про учительницу из Заозерья
Алёна Петухова стала героиней первой серии киноальманаха «По наследству», посвящённого профессии педагога.
Студенты Ярославского педагогического сняли документальный фильм про учительницу из Заозерья

Какую роль играет педагог в России XXI века? Как передать профессию учителя будущим поколениями? Этими вопросами задались студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и создали проект «По наследству». Для него они собрали уникальные педагогические истории и объединили их в цикл документально-методических фильмов.

Ещё столетие назад учитель учителей говорил, что у целостной личности отсутствует раздвоение в душе и убеждениях — крайне важная черта для педагога. Студенты, чей университет носит имя Константина Дмитриевича Ушинского, чтут его заветы. Они рассказали о тех, кто не только учится сам, но и обучает других.

Героиней первой серии с подзаголовком «Отечествоведение» стала учительница Алёна Петухова. Она родилась и выросла в Заозерье Угличского района, мечтала стать стюардессой, уехала в столицу, но вернулась на малую родину.

Этот фильм — знакомство с судьбой человека, решившего сделать мир вокруг себя лучше и научить этому других. В картине Алёна рассказала о важности краеведения: благодаря этой науке маленькие истории соединяются и образуют глобальную историю страны.

— Эта была первая крупная поездка нашей команды. Нужно было успеть всё снять за один день. Мы заблудились на дорогах, на половине пути поняли, что один из операторов забыл камеру, а ещё боялись ливня. Но мы справились, — поделился автор фильма Данил Святохо, студент факультета русской филологии и культуры ЯГПУ. — История Алёны одновременно вдохновляет и заставляет немного погрустить. Она мечтала стать стюардессой и улететь из Заозерья, но волею судеб вернулась в село. И, как мне кажется, к счастью. Те проекты, которые делает Алёна, никогда не потеряют актуальность. А той любви и энтузиазму, с которыми она подходит к своей работе, можно лишь позавидовать и взять пример. Человек красит место.

Героями стали как педагоги и учителя, так и сам университет имени Ушинского. Всего для цикла снято шесть серий, каждая из них — отдельная история. Премьера всех фильмов состоится в начале учебного года, обещают создатели.

Видео: Медиа ЯГПУ

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

8 июля 2024 в 16:52
Ярославцев приглашают пройти обучение в летней Школе наставников «Изучи интернет»
Курсы бесплатные, но по предварительной регистрации.
Ярославцев приглашают пройти обучение в летней Школе наставников «Изучи интернет»

Ярославцев приглашают на курсы повышения квалификации. Об открытии нового набора на обучение в Школе наставников «Изучи интернет» объявили «Ростелеком», Координационный центр доменов RU/РФ и Академия инновационного образования и развития.

Профессиональная программа разработана для педагогов, студентов и аспирантов педагогического профиля, а также других специалистов, работающих с детьми и молодёжью. Дополнительное образование организовано на базе интерактивного проекта «Изучи интернет — управляй им». Заявки на летнюю программу в Школе наставников принимают до 11 августа.

Обучение в Школе наставников позволит получить знания о процессе управления интернетом, истории, инфраструктуре, интернационализации глобальной сети, а также о новых цифровых технологиях: искусственном интеллекте, технологии блокчейн, интернете вещей. Участники программы узнают правила организации собственной цифровой инфраструктуры и кибербезопасности, повысят квалификацию в области обучения цифровой грамотности, получат навыки интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс и научатся применять правовые нормы и принципы наставничества в профессиональной деятельности.

Участники, успешно завершившие обучение в школе, получат удостоверение государственного образца о повышении квалификации, а также сертификат наставника проекта «Изучи интернет — управляй им» и доступ к сообществу экспертов в области образования.

— Мы ставим перед собой задачу дать педагогам игровые интерактивные инструменты, повысить уровень их информационно-коммуникационных компетенций, чтобы впоследствии у наших выпускников была возможность передать эти знания и коллегам в школах, и своим ученикам. Развитие цифровой грамотности школьников напрямую связано с подготовкой педагогов. Чем выше их уровень владения цифровыми компетенциями, тем выше вероятность раннего приобщения учащихся к цифровым технологиям, осознанное использование цифрового контента, сервисов, инструментов для решения конкретных практических задач, — прокомментировала начальник проектного отдела Координационного центра доменов RU/РФ Ольга Яковлева.

— Школа наставников — это уникальная возможность для специалистов, работающих с детьми и молодёжью, повысить квалификацию в области цифровой безопасности. Участники программы получат необходимые знания и навыки, чтобы помочь подрастающему поколению безопасно и ответственно использовать интернет, развить свои интересы в сфере информационных технологий и стать уверенными пользователями цифровых устройств, — отметила директор департамента внешних коммуникаций и корпоративной социальной ответственности «Ростелекома» Юлиана Соколенко.

Обучение в школе бесплатное. Чтобы подать заявку, необходимо до 11 августа заполнить анкету, прослушать вводную лекцию и выполнить небольшое тестовое задание, по результатам которого организаторы примут решение о зачислении в школу. Количество мест ограничено.

Занятия в летней школе начнутся 14 августа и завершатся в сентябре. Обучение пройдёт онлайн на платформе GetCourse. В качестве аттестационного задания участники школы должны будут создать урок или методические рекомендации по темам прослушанных лекций с использованием инструментария проекта «Изучи интернет — управляй им». Расписание, темы вебинаров и состав экспертов опубликованы на сайте школы.

Менее чем за год работы Школа наставников «Изучи интернет» стала популярна у педагогов. Для участия в предыдущих двух программах было подано 550 заявок из 55 регионов России, обучение прошли 110 специалистов. Подавляющее большинство подавших заявки на обучение имеют высшее образование и преподают информатику в школах и вузах. Среди участников много математиков и физиков, также были заявки от учителей биологии, иностранных языков, музыки, русского языка и литературы.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 июня 2024 в 17:34
«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года
«Яркуб» завершает спецпроект «Дневник учителя» о профессиональном пути молодых преподавателей.
«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года

Официально подошёл к концу учебный год 2023/24. Одиннадцатиклассники уже сдали ЕГЭ и выбирают вуз для поступления, а школьники помладше отправились на заслуженные летние каникулы, чтобы 1 сентября с новыми силами сесть за парту и продолжать учиться.

В начале этого учебного года «Яркуб» совместно с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования запустил спецпроект «Дневник учителя». На протяжении года мы наблюдали за становлением участницы проекта — учителем начальных классов в ярославской школе № 33 Анастасией Бараничевой. Этим интервью мы завершаем «Дневник учителя».

Анастасия подвела итоги первого рабочего года и сказала много тёплых слов о своём коллективе и классе.

«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года

— Подошёл к концу первый для Вас учебный год. Какие ощущения по итогам?

— Прекрасные! Я ожидала, что будет проще, но никогда не знаешь, с какими трудностями предстоит столкнуться, работая с людьми, особенно детьми.

Иногда изнутри паника появляется, но тяжело бывает только в первые минуты. Потом приходишь в себя и понимаешь, что каждая проблема решаема. Безусловно, администрация школы очень помогает — спокойнее ощущаешь себя, когда есть наставничество.

— А из-за чего паника могла возникать? Из-за недопонимания или других ситуаций?

— Могут возникнуть внеплановые ситуации, которых ты не предвидел. К примеру, никто не может предугадать, в какой момент ребёнок не придёт в школу. Начинаешь волноваться и звонить: «Где он? Что случилось?» Оказывается, просто заболел, а родители не успели предупредить, потому что для них это тоже сюрприз. Такие ситуации немного выбивают из общего ритма.

— Отпуск для учителей — время собраться с силами, хорошенько отдохнуть или всё-таки будете чем-то заниматься по учебным вопросам?

— Июнь — время, чтобы подготовить программы, сдать отчёты, прибраться в кабинете. Поэтому учителя стараются всё успеть сделать за этот месяц, чтобы в отпуске не думать о работе и дать себе по-настоящему отдохнуть.

— Как дети освоили пройденный материал, всё ли успели пройти?

— Прошли мы всё, на то и создан учебный план. К концу года дети расслабляются, идёт повторение тем, поэтому им всё уже легко и понятно. Каждый ребёнок, конечно, освоил материал по-разному. Кто-то превосходит учебный план и норму для первого класса, кто-то просто выполнил норму. Если ученик что-то забыл, то вспоминает и навёрстывает.

— Пожалуй, дети с радостью отправились на первые летние каникулы?

— Я думала, что они будут очень радоваться каникулам, но большинство удивились: как это так, что нас друг от друга на три месяца отрывают? Были такие случаи, что дети плакали, не хотели расставаться. Здесь я и сама плакала, потому что очень приятно получать такую отдачу от детей. В эти моменты понимаешь, что ты на своём месте и делаешь всё правильно.

— Задания какие-нибудь на лето получили, список для чтения?

— Родители получили список того, что ребёнку стоит подтянуть, на что обратить внимание. Но такого, что они должны принести выполненные задания в сентябре, нет. Я буду в отпуске, а они учиться? Считаю это несправедливым.

То же самое и со списком книг на лето. Он нужен не для того, чтобы дети вели дневник прочитанного, а чтобы не потеряли навык чтения и скорости. Рекомендованный список книг, соответствующих возрасту, есть, но у каждого ребёнка разный вкус. Поэтому пускай читают, что им нравится. Здесь главное желание и любовь к книгам. Я не хочу, чтобы современные дети думали, что чтение — это насильно вручённая книга, которая тебе не интересна.

«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года

— Вы наблюдаете изменения в характере детей на протяжении года?

— Наверное, любой учитель первых классов меня поймёт, как за год вырастают дети. Меняется многое: от дисциплины до восприятия себя и окружающих. Кто-то приходит замкнутым, а к концу года от этой замкнутости ничего не остаётся. Дети начинают больше рассуждать и задумываться о чувствах других, потому что привыкают к коллективу. Понимают, что кому нравится, а что кого-то может обидеть или задеть. Если сравнить первый день и последний — совершенно разные дети.

Мне все коллеги говорят: «Это ты сейчас думаешь, что они изменились. После лета придут и не узнаешь: мало того, что на десять сантиметров вырастут, так ещё и повзрослеют». Кроме того, ребёнок постоянно находится в обществе — друзья, родители, кружки. Школа — не единственный социальный круг ребёнка, который оказывает на него внимание.

— Если возникали трудности в работе, как удавалось их разрешить?

— Неразрешённых спорных ситуаций к концу года у нас не осталось, а серьёзных конфликтов даже не возникало. Если спорную ситуацию я не могу решить наедине с ребёнком, то привлекаю родителей. Тогда любой ребёнок, поверьте мне, меняется. Всё-таки главный авторитет — это семья. Я не хочу ухудшать отношения неправильными словами или подходом, нам всё же ещё четыре года сосуществовать.

Дети приходят из разных семей со своими ценностями, у всех разные интересы и взгляды на мир — споры у них бывают на этой почве. Мальчишки вообще любители подраться. Я иногда подбегаю: «Что случилось?» — «Не переживайте, мы так играем». Ничего себе игры!

Со всеми родителями у нас хорошие отношения. Некоторые гордятся, что они попали ко мне в класс, потому что у нас с детьми сложился полный контакт, хорошо ладим. Родители рады, что ребёнок чувствует себя комфортно в школе.

— Спустя год Вы не появилась усталость или разочарование в работе?

— Перед отпуском появляется накопительная усталость. Но мыслей, что работа в школе — это не моё, у меня не было. Наоборот, когда видишь, что усилия, вложенные в начале года, оправдывают себя, появляются дополнительные силы. Дети увереннее себя чувствуют, свободно отвечают на вопросы на уроках — ощущаю радость, смотря на них и на их успехи. Действительно всё не зря и это то, к чему лежат и сердце, и душа.

У многих знакомых бывало, что они не хотят вспоминать школу. А я сейчас понимаю, что у моего класса воспоминания о школе и первом классе будут только положительными. Итог работы становится определяющим фактором в понимании того, что я всё делаю правильно.

— Списка с плюсами и минусами работы в школе не составляли, получается?

— Человек, который смотрит исключительно на минусы, не уживётся в профессии педагога. Что это будет за работа и какое она будет приносить удовольствие? Нужно сконцентрироваться на плюсах и том, что ты получаешь от этой деятельности. Поэтому для меня зацикливаться на минусах и трудностях точно не вариант.

— Тем более нужно быть готовым к трудностям и предусматривать их?

— Мы осознаём те трудности, с которыми мы можем столкнуться. В педагогическом колледже нас предупреждали, что будут возникать драки и конфликты между детьми, споры с родителями, недопонимания с администрацией школы. Учителей может не устраивать множество вещей, но они должны обращать внимание на то, комфортно ли детям находиться в школе.

«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года

— Какие сейчас есть возможности профессионального роста для учителей?

— Сейчас существует множество различных курсов, семинаров, тренингов, переподготовки для учителей. Институт развития образования присылает приглашения по повышению квалификации. Не будем забывать и про университеты, где мы также на заочной форме можем получить образование.

Я сейчас заочно получаю второе образование в ЯГПУ по специальности «География и туризм», чтобы и свои знания расширять, и быть более квалифицированным специалистом и педагогом. Я могу охватить больше сфер деятельности, ещё больше узнать о детской психологии.

Мне кажется, если мы хотим быть современными и интересными детям, то никогда не должны останавливаться. Главное — желание и время, чтобы развиваться и учиться.

— С работой получается совмещать?

— Конечно, это накладывает трудности, потому что идёт образовательный процесс. Но на помощь приходят коллеги и подменяют во время зимней сессии. Школа понимает, что педагогу нужно развиваться, получать образование и расширять область своих знаний.

— Какой в школе коллектив? По предыдущим ответам стало понятно, что хороший?

— Я искренне надеюсь, что каждому молодому специалисту везёт с коллективом точно так же, как повезло мне. О своих коллегах я могу сказать только положительное — постоянная поддержка и помощь.

У нас сложились довольно тёплые отношения. С коллегами можно обсудить не только рабочие моменты, но и поделиться переживаниями. Всем молодым специалистам я желаю отличного коллектива. Это играет огромную роль в осознании профессии и комфортном нахождении в школе.

— Если бы Ваши ученики прочитали это интервью через много лет, что бы Вы хотели им сказать на будущее?

— Я им могу пожелать, чтобы они никогда не боялись совершать ошибки. Возможно, у них будет что-то не получаться, возникать сомнения. Но то единственное, в чём они должны быть уверены — в себе.

У меня прекрасный класс — дети, с которыми хочется работать. Самая лучшая эмоция — это восхищение в их глазах. Пожелаю им, чтобы они продолжали радоваться миру и видеть в нём прекрасное тем взглядом, которым они смотрят на мир сейчас, чтобы восхищение никуда не пропадало.

«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года

Фото: «Яркуб»; предоставлено героиней публикации

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

28 июня 2024 в 16:15
Ярославские учителя географии слетятся в село под Ярославлем
Педагогов ждёт образовательный интенсив.
Ярославские учителя географии слетятся в село под Ярославлем

С 3 по 4 июля в Ярославской области при поддержке регионального отделения РГО и Городского центра развития образования состоится Слёт учителей географии. Площадкой проведения станет учебно-научный производственный центр «Лютово» ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, расположенный в селе Лютово Туношенского сельского поселения.

Региональный Слёт — это площадка для диалога учителей географии, обмена знаниями и научно-педагогический объединение, способное распространять опыт. В программе запланирована площадка, позволяющая выявить эффективные модели и практики организации географического образования. Также молодые и опытные педагоги смогут принять участие в интенсиве в сфере географического образования.

К участию в выездном лагере приглашаются учителя географии общеобразовательных организаций и преподаватели педагогических университетов.

Фото: ЯГПУ

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Интервью
23 мая 2024 в 18:00
Уехать, чтобы найти себя: учительница вернулась из столицы в село Ярославской области и не пожалела
«Яркуб» начинает серию материалов о сельских жителях, возвращающих жизнь в деревню.
Уехать, чтобы найти себя: учительница вернулась из столицы в село Ярославской области и не пожалела

Всё чаще можно услышать подкреплённый статистикой тезис — деревня умирает. Неутешительные цифры переписей говорят о том, как стремительно убывает население. Некогда центры торговли и ремёсел пустеют и пропадают с карт, а память об их былом расцвете живёт лишь на страницах краеведческих книг. Бытует и мнение, что в сёлах живут необразованные и серые люди. Но так ли это?

«Яркуб» решил развеять эти мифы и в серии материалов о ярославской глубинке и её жителях доказать, что жизнь в деревне возможна. И есть люди, сознательно выбирающие сельский образ жизни. Это честные рассказы о коренных или вернувшихся на малую родину из шумных городов, или людей, которые решили жить вдали от суеты. Именно они своим энтузиазмом и стараниями делают мир вокруг себя лучше, возвращают жизнь в деревню и показывают, насколько важен благородный труд.

Всё это можно сказать о нашей первой героине — Алёне Петуховой из Заозерья. Учительница истории и обществознания после нескольких лет жизни в столице вернулась в живописное село в Угличском районе, где восстанавливает старинную усадьбу «Дом со щуками» и вместе с односельчанами по крупицам собирает историю родного края.


Алёна Петухова родилась и выросла в Заозерье. Основали его в XV веке, в разное время село было вотчиной князей Волконских, Одоевских, принадлежало помещикам Салтыковым. В какой-то момент его население превышало две с половиной тысячи человек. А в 1889 году село стало прообразом Заболотья из романа «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина. Многие годы Заозерье активно развивалось, но со временем начало угасать. Сейчас там проживает около 350 человек, и они хотят вернуть родному краю былую славу, ведь каждое здание в старинном селе хранит часть истории.

Обретение своего пути у Алёны началось в 2005 году, когда она окончила школу и переехала в Углич. Быстро пришло понимание, что городка, который хоть и больше села, не хватит, чтобы развернуться. В летние каникулы в Заозерье приезжают много дачников, поэтому у Алёны был круг общения из московских ребят. Из-за этого столичная жизнь так и прельщала.

— Нужно было в Москву, нужно было прочувствовать ритм города, — вспоминает Алёна. — У меня много друзей москвичей, которые приезжали на дачи в Заозерье, с некоторыми мы общаемся с самого детства. Они очень крутые, занимают высокие должности. Мне кажется, что в Москве я бы в жизни с ними не познакомилась. А в деревне — пожалуйста!

В Москве всё шло хорошо, да и зарплата по тем временам была хорошая, признаётся Алёна. Но столице так и не получилось понравиться: до работы приходилось добираться полтора часа и почти не было личного пространства. Тогда Алёна решила вернуться.

— Сначала думала, что снова уеду, в менее шумный город. Но потом в моей жизни появились журнал «Углече поле» и музей, а сейчас — «Дом со щуками». Пока я его не доделаю, точно не уеду, — уверена Алёна.

«Дом со щуками» — старинный особняк, построенный в 60-х годах XIX столетия, и первой его владелицей стала купчиха-бараночница Устинья Роскова. В начале прошлого века здание перестраивалось: усадьбу украсили резными узорами, на фасаде появились балкончики и изогнутая крыша. А своё название «Дом со щуками» получил благодаря кованым металлическим фигурам рыб, которые в 70-е смастерил местный умелец Николай Бородулин. Сейчас щук на доме нет, их нужно отреставрировать.

— Сняла, потому что нужна реставрация. Нашла специалиста-жестянщика, который бы это мог сделать. Самое удивительное, что это потомок наших местных купцов. Обожаю такие невероятные стечения обстоятельств, — призналась Алёна.

Главная мечта — восстановить бывшую усадьбу и открыть в ней отель в традиционном русском стиле.


Места в Заозерье живописные. Вокруг раскинулись заливные луга, в лесах встречаются следы диких животных, на болотах живут журавли. Летом можно выйти на прогулку в поле, а зимой встать на лыжи и поехать по колее, оставленной «Бураном»...

— Все стереотипные блага деревни в моей жизни присутствуют, и я очень рада этому. Другая часть моей жизни — это ученики. Раз в год мы с ними устраиваем велопробег до могилы погибшего воина-афганца, который учился в нашей школе. Почтить память и убраться, — рассказывает Алёна.

Ещё Заозерье богато своей историей — в селе, которое некогда претендовало на статус города, сохранилось множество дореволюционных кирпичных зданий. Этим малая родина и привлекает Алёну.

— Вернулась бы я в Заозерье, если бы здесь не было столько истории? Вряд ли. Я здесь не ради огорода и других составляющих сельской жизни. Неважно, где ты живёшь — в деревне или городе, везде можно найти занятие по душе, — считает она.

Тенденция такова, что в деревнях работы становится всё меньше, даже вести небольшое хозяйство очень сложно — одна-две коровы будут только в убыток, а куда деть целое стадо? Конечно, есть пути решения: если скота много, то можно начать делать сыр, кто-то и вовсе живёт за счёт собирательства лесных ягод. Однако таких энтузиастов единицы. В основном все уезжают из деревень на заработки. Но бывают и исключения из правил.

— К нам приехала семья из Москвы, купили старинный купеческий дом и начали его восстанавливать. Причём хотят придать ему аутентичный вид: заменить пластиковые окна на деревянные, реставрируют лепнину. Нашли себе дело всей жизни, а работают удалённо, — рассказывает Алёна о своих соседях.

Людей, которые хотят сохранить историческое наследие, в Заозерье много. Сама Алёна Петухова вместе с единомышленниками запустила проект «Непрочитанная почта» — в старых письмах, завалявшихся на чердаке местного отделения почты, находят новые подробности об истории края и «доставляют» их потомкам. Она же выступала и за сохранение кусочка булыжной мостовой в центре села, который не стали засыпать и асфальтировать.


Деревня живёт своей, особой, социальной жизнью. Каждый знает каждого, и им можно дать только повод, чтобы начали обсуждать друг друга.

— Я считаю это плюсом, это социальный контроль. В городе ребёнок валяется в грязи — все мимо пройдут, а тут сразу все узнают, — считает Алёна Петухова. — Да и в деревнях люди более прямолинейные. Думаю, что с этим связан стереотип по поводу грубости. Тут мы все друг друга знаем, поэтому какой смысл юлить, если с этим человеком живёшь рядом. Это как в семье: не будешь же ты скрывать что-то или терпеть.

При этом деревенские живут сплочённо. Сельчане охотно откликаются на проблемы соседей. Однажды у одной из жительниц случился пожар, и многие не остались в стороне: кто деньгами помог, кто ремонт сделать. Возможно, в этом и заключается волшебство деревни. Достаточно лишь быть хорошим человеком.


Существует двоякое отношение к сельской школе. Многие считают, что дети в деревнях не получают тех знаний, которые могли бы им дать учителя в городе. С этим утверждением можно поспорить. Во-первых, программа везде одинаковая, а во-вторых, как рассказывает сама Алёна, в заозерской школе есть очень хорошие специалисты, а выпускники поступают в университеты в Ярославле и Москве.

У Алёны Петуховой самый большой класс в школе — восемь человек. Руководство учительница взяла над ними в пятом классе, и на протяжении трёх лет, помимо уроков, она придумывает им интересный досуг.

— Они любую инициативу подхватывают, что я им только не предложу. К примеру, осенью мы ходили на место крушения советского самолета в 1943 году. Они даже нашли части фюзеляжа — были в восторге, — рассказывает учительница.

Многие интересы детей пересекаются с тем, кем они видят себя в будущем. Одна девочка точно хочет быть художницей, другая на «ты» с точными науками, а один из мальчиков пойдёт по стопам отца и станет священником. Пожалуй, многие школьники хотят уехать в большие города, но и малая родина им очень нравится.

— Я им всегда желаю найти свой жизненный путь. Главное, чтобы они были счастливы. И не важно где — в деревне или городе, — думает Алёна. — Им нравится Заозерье. Когда мы получали статус самой красивой деревни, они были очень рады. Сейчас дети гордятся тем, что вот они из этой деревни. Раньше стеснялись.


Конечно, остаются и более прозаичные проблемы. Не в каждом населённом пункте есть ФАПы, почта или магазины, а темой плохих дорог и вовсе никого уже не удивишь. Что же касается досуга, то его можно найти.

— Здесь проводятся концерты, в библиотеке несколько кружков. Если хочется разнообразить досуг, можно поехать в Углич — там несколько галерей, Алексей Юрьевич Суслов привозит джаз, на праздники гуляния устраивают, — говорит Алёна.


Пожалуй, деревня остаётся последним оплотом сохранения исконных традиций. Жители, как и в давние времена, собирают иван-чай, ходят на болота за клюквой, чтут православные обычаи, а дети колядуют на Рождество, сами просятся. Алёна Петухова считает, что, не зная своего прошлого, мы не сможем понять себя. Русский дух и русская душа потому и существуют, что народ сохранял традиции и прошёл свой исторический путь.


Фото: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
21 мая 2024 в 09:41
Ярославским учителям компенсируют аренду за жильё
Необходимость новой соцподдержки обусловлена дефицитом кадров.
Ярославским учителям компенсируют аренду за жильё

В Ярославле хотят ввести новую меру социальной поддержки для школьных учителей, предназначенную для компенсации аренды жилья. Выплата составит 10 000 рублей. О нововведении сообщила директор департамента образования мэрии Елена Иванова.

Отметим, что выплаты смогут получить не все учителя, а только предметники, впервые устроившиеся в муниципальные образовательные учреждения не ранее 1 августа 2024 года. Выплата будет осуществляться ежемесячно в течение трёх лет.

Необходимость новой соцподдержки обусловлена дефицитом кадров: на 1 февраля 2024 года в областном центре было открыто 800 вакансий, большая часть которых на должности учителя начальных классов, русского и английского языка, математики, физики, педагога-психолога и учителя-логопеда.

Проект и перечень педагогов, которые могут рассчитывать на поддержку, рассмотрят на муниципалитете Ярославля.

Фото: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
26 апреля 2024 в 17:46
«Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге
«Яркуб» продолжает серию интервью с молодыми педагогами.

«Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге

В Год педагога и наставника «Яркуб» запустил спецпроект «Дневник учителя». Следующей героиней стала Людмила Сергеевна Гущина — учительница алгебры, геометрии и теории вероятности 7-х и 9-х классов гимназии № 2 города Ярославля.

Людмила уже шесть лет работает в школе, поэтому может поделиться с молодыми коллегами лайфхаками для подготовки к занятиям и секретами самоорганизации.

— Начнём с истоков. В какой момент Вы поняли, что хотите стать учителем? И почему?

— Наверное, это решение было принято мною в старших классах во время дня дублёра (самоуправления. — Прим. ред.), который практикуется во множестве школ. Мы должны были провести занятия для учеников начального звена, и хотя подготовка занимала довольно много времени, мне понравилось. Я захотела попробовать себя в педагогической деятельности.

— Помните ли Вы свой первый официальный рабочий день? Опишите эмоции.

— Мой первый официальный день работы в школе начался 9 августа, как только закончилась смена в одном из лагерей. Сначала была работа с документами. Я знакомилась с детьми заочно, заводила им личные дела, «забивала» в систему, смотрела на их фотографии. Первое знакомство с детьми было на сборах 30 и 31 августа.

20240216_154151.jpg

— Расскажете про ощущения от первой встречи детей?

— Я работала в детских лагерях, поэтому знала, что дети 11-12 лет готовы реализовываться во многих сферах. В гимназию приходят ученики из разных школ, у каждого из них свои интересы. Моя задача была в том, чтобы попытаться сплотить детей между собой. Важна тёплая, уютная атмосфера в классе. Она помогает не только формированию каких-то личностных качеств, но и позволяет быть более успешным в учёбе.

— Когда Вы впервые взяли классное руководство?

— В первый год работы в гимназии. Мне предложили взять ребят, я сразу согласилась и ни разу не пожалела.

— Какие сложности были в первый год работы? Как справлялись?

— Я окончила университет в 22 года, летом мне исполнилось 23. Была, конечно, тревога, не знала, как мне выйти к ученикам. Я, недавно окончившая школу, должна была стать классным руководителем для тех, кто годится мне, наверное, в младшие братья и сёстры. Но когда я увидела родителей этих учеников на традиционных сборах, я поняла, что всё будет хорошо. Также в гимназии каждому молодому педагогу дают наставника, который на протяжении года помогает ему в адаптации и всячески оберегает.

— Насколько сложно работать с детьми среднего звена? Какие основные сложности Вы могли бы выделить?

— Сложность в том, что пятый класс является адаптационным. Детям непривычно, что вместо одного учителя, как в начальной школе, у них появляются десять разных. Ребятам сложно привыкнуть к требованиям каждого преподавателя. Задача любого учителя среднего звена — сделать так, чтобы усилия детей не были напрасными.

— Правильно ли я понимаю, что основная сложность состоит именно в адаптации к новому учебному заведению?

— Да, всё верно. Также сложности могут быть, например, в силу подросткового возраста. В основном, это седьмой класс. Он может быть более сложным как для учителя, так и для детей. Однако при должном настрое родителей и классного руководителя всё проходит максимально легко. Да, дети могут более ярко показывать свои эмоции, но их характер остаётся неизменным.

20240216_153557.jpg

— Как, на Ваш взгляд, лучше справляться с трудностями?

— Нужно иногда давать себе паузу, возможность отдохнуть, брать посильную нагрузку. Возможно, придётся жертвовать финансовой составляющей, но такая разгрузка поможет сохранить спокойствие и умиротворение. Необходимо попытаться каким-то образом найти баланс между работой и личной жизнью. К примеру, мой первый год работы в школе был очень насыщенным, ведь на мне было не только классное руководство, но и очное обучение в магистратуре.

— Как проходит Ваша подготовка к занятиям? Составляете план уроков, изучаете учебники, по которым нужно будет работать?

— Подготовке обычно уделяю значительную часть лета. Первые две недели можно посвятить время себе, отдохнуть. Потом нужно работать, писать программу, чтобы в течение года тратить на это меньше времени. Именно летом идёт чтение учебников, анализ, подбор литературы. В учебное время я готовлюсь, в основном, в выходные. Именно тогда составляются, структурируются основные этапы урока, выделяются необходимые задания и происходит создание идеального урока. 

— Что важно помнить при поиске индивидуального подхода к ребёнку?

— Безусловно, нужно узнать ребёнка не только как ученика, но и как личность. Важно помнить, что на успеваемость зачастую влияют внешние факторы, проблемы в семье. Не все ребята могут подойти и рассказать о своей проблеме. На мой взгляд, нужно подстраиваться под особенности ребёнка. Если, допустим, ученик слабо знает мой предмет, он может за определённое время выполнить только три задания, а другой за это же время может сделать пять заданий. Но это не означает, что первый прикладывал меньшее количество усилий. Просто для выполнения заданий по моему предмету ему требуется больше времени. Такие дети, может, и готовы показать все пять правильно выполненных заданий. Разница только во времени выполнения.

— Есть ли разница между школой и гимназией? Если да, то в чём выражается?

— Гимназия носит характер эстетического цикла, прививает любовь к прекрасному. Я окончила среднюю общеобразовательную школу и могу сказать, что в гимназии, в зависимости от выбранного профиля, может углублённо преподаваться буквально каждый предмет. Наверное, это и правильно, потому что дети лишь в старших классах понимают, с чем в дальнейшем захотят связать свою жизнь и какие предметы им для этого пригодятся. Поэтому быть разносторонним человеком и получить хорошее образование во многих сферах — вещь полезная.

— То есть учиться в гимназии сложнее, чем в обычной школе? Или на равных?

— В нашей гимназии дети с пятого по 11-й класс изучают углублённо разные дисциплины. Нынешние пятиклассники делятся на тех, кто выбирает историю, и тех, кто математику. Количество часов по этим предметам у них разное. Дети с шестого по девятый класс углублённо изучают русский язык и математику. Дети, чтобы поступить в гимназию, пишут вступительную работу. Учителям хочется сделать так, чтобы ребята демонстрировали максимум своих возможностей.

Гимназия.jpg

— На Ваш взгляд, чего не хватает в школьной программе?

— Сейчас программы строятся по конструктору, поэтому у нас нет большой вариативности. Мы можем брать дополнительные часы, чтобы уделить внимание темам, которые нам кажутся важными. В целом, времени на изучение основных тем в математике вполне хватает.

— Экспериментируете ли Вы во время рабочего процесса? Если да, то каким образом?

— Когда я практикую подобное, то стараюсь сделать так, чтобы «сильные» дети попытались чему-то научить более «слабых». Иногда, например, ученики в группах выполняют определённое задание. Они называют это мини-проектом.

— Что, кроме учебно-методического комплекса, помогает Вам при составлении учебного плана?

— Удивительно, но короткие видеоролики из социальных сетей с интересными примерами. Иногда стоит детям объяснить правило или формулу в необычной форме. На такие видеоролики дети очень эмоционально реагируют.

— Мы узнали, что Вы закончили ЯГПУ имени Ушинского. Дала ли Вам учебная практика определённую базу знаний для дальнейшей работы?

— Практику от университета я проходила в гимназии. У меня даже есть интересная история. Нам, студентам, дали на выбор несколько учебных заведений, и я хотела пойти в школу, которую сама заканчивала. Но руководитель практики убедил меня пойти в эту гимназию. Сейчас я хочу сказать огромное спасибо за то, что я оказалась здесь и попала в такой чудесный коллектив.

— Получается, практика дала если уж и не базу знаний, то помогла найти хорошее рабочее место. Проходили ли Вы какие-то курсы повышения квалификации? Считаете ли вы это обязательным для молодых учителей?

— Я проходила, в том числе при моём университете. Очень часто я принимаю участие в различных вебинарах. На мой взгляд, учитель всегда должен находиться в движении, развиваться сам. Важно находить новые подходы и приёмы.

— Перед интервью мы посмотрели Ваши социальные сети. Нам показалось, что самоорганизация — Ваша сильная сторона. Как Вы планируете свой день?

— Практически всегда мой день начинается с раннего подъёма. В этом году я работаю два дня в неделю в школе, ещё два — в университете. В некоторые дни ко мне приходят ребята на индивидуальные занятия. На это уходит два-три часа в день. Конечно, могу и пересечься с подругами, и сходить в кино. Как и у любого человека, при должной самоорганизации у меня бывают «окошки», в которые очень вовремя могут «вклиниться» мои друзья.

20240216_153340.jpg

— Поделитесь идеями планирования?

— Замечу, многие из моих коллег покупают планеры. Я не исключение! Планером очень удобно пользоваться, чтобы не забыть о делах, которые необходимо срочно сделать. Иногда я пишу себе заметки в телефоне или делаю пометки в электронном календаре. На самом деле, планер очень удобен, потому что он даёт возможность визуализировать неделю и распределить дела.

— Планер, получается, отличная вещь! Ученикам советуете вести его?

— Да. Я весь прошлый год девятиклассникам говорила, чтобы они поучились распределять время. Зачастую в выпускных классах дети очень много занимаются, свободного времени у них практически не остаётся. Я советую им делать перерывы, ведь экзамены бывают не только в 9-м и 11-м классах, но и в техникумах, колледжах, университетах... Нужно научиться использовать время по назначению и не «загонять» себя.

— Как я поняла, Вы занимаетесь с детьми подготовкой к ОГЭ. Поделитесь, пожалуйста, лайфхаками с молодыми коллегами.

— В этом вопросе я придерживаюсь мнения о том, что вся математика циклична, просто изучается на разном уровне сложности. Коллегам я могу посоветовать, кроме разбора практико-ориентированных задач, выбирать несколько заданий для подготовки в рамках определённой темы.

— Как Вы устанавливаете дисциплину в классе?

— Дисциплина зависит от того, насколько ребёнок загружен в определённый момент времени. На уроке порядок будет присутствовать, если у учеников нет свободной минуты для того, чтобы отвлечься на что-то. А вот если появляются какие-то отвлекающие факторы, то всё может пойти не так, как запланировано.

— Как решить телефонную проблему? Вопрос, особенно актуальный при работе с подростками.

— Телефоны не всегда бывают бесполезными. Иногда дети используют их по назначению. В прошлом году мы с девятиклассниками скачивали несколько программ для тренировки устного счёта. И каждое занятие по подготовке к экзаменам мы начинали с того, что просто устно считали. Это очень помогает, настраивает на продуктивное занятие. Очень сложно однозначно сказать, нужен телефон детям в школе или нет. Важно смотреть на то, как ребята его используют. Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из социальных сетей, то дети будут с радостью на это откликаться.

— Получается, Вы считаете, что если проблему использования телефонов в учебное время нельзя устранить полностью, то нужно повернуть её в свою пользу?

— Думаю, да.

20240216_153835 (1).jpg

— Хотелось бы поговорить с Вами на тему внеурочных мероприятий. Посещаете ли Вы их со своими школьниками?

— Иногда я зову учеников на мероприятия, которые проводит педагогический университет. Всё для того, чтобы познакомить детей с деятельностью вуза. В рамках предмета профориентация, который ввели в этом году, они могут знакомиться не только с профессиями, но и с вузами. Также как только я вижу интересные конкурсы и олимпиады, я стараюсь сразу же передать информацию о них детям.

— Хотелось бы затронуть с Вами вопросы, которые касаются личности учителя. Какое качество Вы бы выделили для себя как самое важное?

— Умение слышать. Слышать нужно не только учеников, но и коллег, родителей и даже самого себя. Если мы научимся слушать и прислушиваться к тем проблемам, которые возникают, то жить, работать и учиться станет легче.

— Что, на Ваш взгляд, недопустимо в поведении учителя?

— Учителю нельзя давать волю эмоциям. Нужно всегда себя контролировать. Никакие тяготы за стенами школы не должны влиять на рабочую деятельность.

— А каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Лёгким на подъём, открытым. Чтобы не возникали вопросы и споры, учитель должен быть открытым и для коллег, и для учеников. Необходимо являться примером для ребят.

— Есть ли у Вас учитель, которого Вы могли бы назвать своим образцом?

— Для меня таким учителем стала Наталия Александровна Некрасова. Я попала к ней на практику, весь первый год работы в гимназии она меня курировала и оберегала. Я хочу сказать ей за это огромное спасибо, потому что для меня она — олицетворение того самого учителя с большой буквы.

20240216_153503 (1).jpg

— Мы прочитали один из Ваших постов в социальной сети, где Вы писали о публичном начале Вашей работы. Какую ответственность накладывает профессия учителя?

— В посте я говорила о том, что учитель — образец для детей. Бывает сложно найти баланс между работой и частной жизнью. Зачастую учителей могут осудить за совершенно невинные вещи.

— Какие, например?

— Поход с друзьями в ресторан в свободное время. Иногда появляется ощущение, что общественность не признаёт, что учителя — обычные люди.

— Хватает ли Вам свободного времени? На своей странице Вы поделились, что спите по три-четыре часа в сутки.

— Бывают дни, когда я вообще не сплю. Но я делаю это вполне осознанно. Сейчас у моих студентов в университете проходит подготовка к крупному фестивалю, ребятам необходимо репетировать. Я остаюсь с ними допоздна. Безусловно, я понимаю, что сон — это время восстановления, но, на мой взгляд, восстановиться можно и в выходные дни. Нужно просто вовремя отключить звук на телефоне.

20240216_153303 (1).jpg

— Из этого же поста мы узнали, что Вы считаете, что учителями могут стать только «сумасшедшие» люди. Почему?

— Быть учителем — призвание. Поэтому и «сумасшедшие». Конечно же, в хорошем смысле слова. В первый год работы много времени уходит на подготовку к занятиям и проверку заданий. Потом трудности уходят, остаётся лишь невероятный кайф и удовольствие от деятельности, от улыбок детей и их высоких результатов.

— Вы говорили, что связаны с добровольческой деятельностью. Могли бы Вы рассказать, как именно?

— Стоит отметить, что волонтёрской деятельностью я начала заниматься ещё в студенческие годы. Это дало мне навык общения с людьми и полезные знакомства. Когда я пришла работать в гимназию, то подумала, что будет здорово прививать подобные навыки детям. Когда мне досталось классное руководство, мы с детьми стали участвовать в различных акциях: собирали подарки сиротам, пожилым людям, ходили на 9 мая... Дети с удовольствием поддерживают мои инициативы и принимают участие в различных акциях.

— Поддерживают ли Вас близкие люди в работе?

— Думаю, для ответа на этот вопрос мне придётся рассказать Вам о моём поступлении в педуниверситет. После сдачи ЕГЭ я подала документы и поехала отдыхать на море. За то время пока я отдыхала, были опубликованы конкурсные списки. Я вернулась в Ярославль в последний день приёма документов. Оказалось, что прошла на бюджет в два вуза: на физический факультет и на физико-математический. Сначала хотела выбрать физику, мне тогда это казалось классным. Потом подумала, что девушке там будет тяжело...

— Был некий стереотип?

— Да, всё так. Поэтому я подала оригиналы документов в педуниверситет. Получилось так, что мама сначала не знала, куда я в итоге поступила. Она не сразу поддержала мой выбор, но сейчас разногласия позади. Родные поняли, что эта работа — моё призвание, и стали поддерживать меня.

— Чудесная история, очень вдохновляющая!

Если Вы тоже учитель и Вам есть, что рассказать, пишите на нашу почту! Ждём сообщений на [email protected].

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

11 апреля 2024 в 19:00
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников
Корреспондент «Яркуба» вспомнил школьные будни и сел за парту.
«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников

Учебный год в самом разгаре. Совсем скоро выпускникам предстоит сложное испытание в виде ЕГЭ, а первоклашки, которым пока незнакомы эти три страшные буквы, уже привыкли к своей новой роли и с интересом и огоньком в глазах спешат на уроки. В школе их ждёт учитель, первый наставник на пути длиною в одиннадцать лет.

Корреспондент «Яркуба» вновь окунулся в школьную атмосферу и посетил уроки в ярославской школе № 33, где учителем начальных классов работает Анастасия Бараничева — героиня совместного с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования спецпроекта «Дневник учителя». Для неё, как и для учеников, этот учебный год тоже стал первым. Как проходят занятия в начальной школе, читайте в новой главе нашего проекта.


Из открытого окна кабинета веет тёплым весенним воздухом, доносятся звуки снующих чаек, а из коридора им вторят звучные голоса детей. Перед звонком на урок шумно: ребята делятся друг с другом последними новостями и хотят вдоволь наиграться в догонялки, прежде чем сесть за парту и открыть учебник.

Так начинается привычный день в школе. Едва завидев Анастасию Сергеевну, ученики 1-2-го класса спешат к своему учителю поздороваться. До начала первого урока остались считанные минуты. Дети потихоньку подтягиваются, кто-то спокойно сидит в ожидании занятий, мальчишки мечтательно обсуждают далёкие планеты и Млечный Путь, а девочки показывают новые поделки педагогу. Остаётся только позавидовать и отдать должное, что учитель построил такие доверительные отношения с детьми.



Конечно, ребят удивляет новое лицо в классе. Кто это пришёл и сел за последнюю парту? Сначала относятся с подозрением, но через мгновение дружной гурьбой наваливаются с кучей вопросов: «А вы на целый день к нам?», «А почему фотоаппарат настолько большой?», «Хотите сыграть в домино?». От таких предложений не отказываются, и мы успеваем сыграть с Андреем и Романом партию.

— Это меня дедушка научил играть! — с гордостью заявляет Андрей, хозяин коробочки с костяшками.

Учитель в это время готовится к уроку и мелом выводит на тёмно-зелёной доске «Классная работа». Время игр закончилось: звенит звонок, и дети садятся на свои места. Первый урок — русский язык. Звучат знакомые слова: «Тетради сдаём на край стола!».


Урок начинается с небольшой разминки. Анастасия Сергеевна выдала ребятам белые квадратики с буквами, на которых нужно отметить все гласные. Кто-то не успел найти одну букву и честно поднял руку — дети не боятся ошибаться.

Сегодня проходят ударения и что такое проверочные и проверяемые слова. Чтобы рассказать материал и проверить на практике, Анастасия Сергеевна использует все средства: здесь и интерактивная доска, и старый добрый учебник. Вот ученик старательно выводит прописи в тетради. На листке с домашней работой виднеется запись с похвалой: «Намного лучше пишешь. Молодец!»


Далее по расписанию стоит окружающий мир. На перемене между уроками большинство детей признались, что это их любимый предмет. Учебные программы не стоят на месте: сейчас детям рассказывают не только про животных и растения, но и поднимаются важные темы воспитания. К примеру, на этой раз обсуждали, кто такой вежливый и воспитанный человек и какими качествами он обладает.

— Я думаю, что все моральные ценности детям мы закладываем ещё в детстве, с первого класса. По окружающему миру темы у нас и правда «скачут». Сегодня мы можем говорить про слонов и жирафов, а завтра — про правила поведения в транспорте и театре, — рассказывает Анастасия.


В начале года детям было трудно переключиться с одного урока на другой, вспоминает Анастасия Бараничева. Всё же русский язык больше про письмо, а окружающий мир — про разговоры. Но ко второму полугодию большинство первоклассников уже хорошо настраиваются на смену деятельности: смотрят в расписание, примерно представляют, какая тема будет изучаться на следующем уроке.

Наблюдая за юными школьниками, сразу замечаешь самых активных и хулиганистых. Таких учитель держит поближе к себе, чтобы быстрее заметить и пресечь нарушения дисциплины. Конечно, мирным путём и даже без повышения голоса. Сейчас учителя — дипломаты, а не надзиратели.

Скоро перемена, а значит, пора записать домашнее задание.


— В первом классе домашние задания носят рекомендательный характер. Есть те, кто выполняет рекомендации на 100% по всем предметам, а некоторые дети забывают или относятся к этому не так ответственно. Но всё-таки мы воспитываем в них правильное отношение к домашним заданиям: это не то, что заставляют делать, а необходимый навык для отработки и закрепления материла дома, — делится принципами работы учитель.

Анастасия рассказывает, что на освоение материала выделяется не один урок. Бывает, что тема поначалу сложна для детей, поэтому её нужно долго закреплять, но с каждым разом ребята делают успехи и лучше справляются с заданиями.


Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
29 февраля 2024 в 18:17
В Ярославской области увеличенную президентом выплату за классное руководство будут получать более 3 300 педагогов
О новой мере поддержки объявил в ходе послания Федеральному Собранию президент России.
В Ярославской области увеличенную президентом выплату за классное руководство будут получать более 3 300 педагогов

29 февраля в ходе послания Федеральному Собранию президент России Владимир Путин предложил с 1 сентября 2024 года ввести выплату для советников директоров школ по воспитанию. Кроме того, повысятся выплаты для классных руководителей, работающих в малых населённых пунктах.

В Ярославской области мерой поддержки воспользуются более 3 300 педагогов.

— Сейчас работой по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями у нас в регионе занимаются 300 советников: 263 педагога в школах и 37 — в учреждениях среднего профессионального образования, — отметила министр образования Ярославской области Ирина Лобода. — Ежемесячные федеральные выплаты составят пять тысяч рублей. Кроме того, президент России рассказал об увеличении федеральных выплат для классных руководителей и кураторов групп в колледжах и техникумах, работающих в населённых пунктах численностью менее ста тысяч человек. Для этих педагогов выплата установлена уже с 1 марта — она увеличится вдвое и составит десять тысяч рублей. В нашем регионе эта мера коснётся более чем 3 300 человек.

Отметим, реализация федерального проекта «Профессионалитет» продолжится — сейчас в Ярославском регионе успешно действуют созданные в его рамках при поддержке правительства области биофармацевтический, железнодорожный, машиностроительный и педагогический кластеры. Продолжится и программа капремонтов школ — до 2026 года правительством области планируется провести работы в 43 учебных заведениях.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет