«Яркуб» вновь встретился с участницей проекта «Дневник учителя».
«Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
Уже давно отгремели Первое сентября и День учителя — можно сказать, что учебный год 2024/25 в полном разгаре. Педагоги готовят выпускников к экзаменам, школьники помладше только начинают задумываться о ЕГЭ, а выросшие первоклашки познакомились с новыми предметами.
В прошлом году «Яркуб» совместно с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования запустил спецпроект «Дневник учителя». Мы решили продолжить серию интервью с молодыми учителями и педагогами.
«Яркуб» вновь встретился с участницей проекта, учителем начальных классов школы № 33 Анастасией Бараничевой. Она рассказала, как за летние каникулы изменились дети и чему её научил первый год работы.
— С нашей последней встречи прошло уже несколько месяцев. Закончились длинные каникулы. Наверное, Вы отрефлексировали прошедший год. Расскажите, как работа в школе повлияла на Вас?
— Становишься более ответственным человеком. Появляется осознанность от того, что ты не можешь в какие-то моменты опоздать, прийти попозже, сделать в последнюю минуту. Нужно чётко разграничивать свои обязанности и распределять время. Это, наверное, больше всего, что поменялось во мне за первый год работы в школе.
— Как за это время поменялись ученики?
— Встреча с детьми после летних каникул сильно удивила меня: за три месяца они выросли, повзрослели, изменились, как будто бы прошёл год. Они стали более осознанными, уже знают все правила, могут самостоятельно справиться с выполнением задания. У них, как и у меня, появилось больше ответственности и понимания, что школа — это серьёзно.
— Если говорить конкретнее про вашу деятельность: какие методы мотивации и поощрения для детей Вы бы порекомендовали использовать молодому педагогу?
— Методами мотивации в первом классе больше выступает замена оценок наклейками, разной похвалой. Во втором классе остаётся та же система. Например, у нас есть банка, которую мы наполняем шариками — различными бонусами. Это может быть день «без домашнего задания», день «сядь с соседом». А если баночка будет заполнена полностью, то мы идём с детьми в кинотеатр или на прогулку, естественно, во внеурочное время.
— Как ребята могут получить бонусы?
— У нас есть определённые критерии, за что они могут получить свой шарик. Например, за хорошее поведение, успехи в учёбе, урок без замечаний, выполнение всеми домашней работы и за то, что никто не опоздал. Вот так они накапливают эти шарики!
— Поделитесь, как удалось построить доверительные отношения с учениками и создать благоприятную атмосферу в классе?
— Нужно быть открытым к детям и не ставить чётких границ из разряда «мы с вами общаемся только по школьным вопросам» или «перемена — это время, когда я сижу одна». Благодаря этому они в ответ идут на контакт. Мы не скрываем друг от друга ни грустных, ни весёлых моментов. Если кому-то плохо, грустно или ребёнок устал, то он может подойти ко мне и прямо сказать: «Я сегодня не выспался, поэтому буду грустный сидеть». И за счёт этого у нас выстраивается взаимопонимание.
— Насколько быстро удалось к этому прийти?
— Со всеми по-разному. Есть дети, про которых я думала до последнего, что им со мной некомфортно. А в итоге оказалось, что они просто более замкнутые в себе. Но стадия привыкания была, наверное, месяца три-четыре, у кого-то полгода. Сейчас уже со всеми хорошо!
— Какими лайфхаками, которые помогают с дисциплиной на уроке, Вы можете поделиться?
— Педагогических приёмов огромное множество. Это популярные сейчас «батарейка», лесенки тишины. У нас бывает такое, что дети могут выбрать и решить, как они сегодня хотят сами регулировать свою дисциплину. Это для меня было шоком во втором классе!
Ко второму году работы уже больше начинаешь понимать, что на всех один способ всё равно не будет работать: кто-то поймёт в игровой форме, а на кого-то нужно просто серьёзно посмотреть или сделать замечание. И тогда ребёнок понимает в зависимости от его характера. Есть дети, которые и до конца урока будут спокойно сидеть. А есть те, которым ты всё равно с особой периодичностью замечания делаешь несмотря на то, какие бы методы и приёмы не применял в своей работе.
— Каким девизом Вы пользуетесь в профессиональной среде?
— Основное, что я внушаю детям и к чему стремлюсь сама — создать ощущение того, что мы с ними единая семья. Более того, не «мы с ними», а они — семья друг для друга. Пытаюсь создать у них такие взаимоотношения, чтобы они знали, что врагов среди них нет, а конфликты (даже для семьи) — это нормально. Самое главное — найти рациональный путь решения и выбраться из конфликтной ситуации, чтобы им было комфортно сосуществовать вместе на протяжении девяти или одиннадцати лет.
— Какой предмет Вам нравится преподавать больше?
— Банально, наверное, но математика. И очень люблю преподавать окружающий мир, потому что предмет позволяет применять очень много технологий, приёмов, на нём можно выстроить наиболее игровой метод обучения. Окружающий мир про природу, про восприятие мной и детьми окружающей среды. Здесь большое раздолье для фантазии. Проекты мы недавно делали, всем очень понравилось: и детям, и родителям.
— Поговорим немного о родителях. Жалуются ли они, что настолько вовлечены в учебный процесс, что буквально домашнюю работу приходится за детей делать?
— От того, что родители делают за детей домашнюю работу, нет никакого толка: ребёнок приходит на урок, и виден результат. Если говорить про взаимодействие с родителями и их участие в образовательном процессе, то большинство из них смотрят на это положительно. Они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок получал знания. Когда процесс обучения выстроен так, что учитель, родитель и ребёнок взаимодействуют вместе — это не только нестандартная форма, но ещё и дополнительный способ для родителя сблизиться со своим ребёнком. Однако нет такого, что мы каждый день задействуем родителей: у них тоже есть свои дела и заботы.
— Много ли задаёте домашней работы?
— Если мы с детьми всё успеваем, и я считаю, что тема у них хорошо закреплена, они всё поняли сразу на уроке, то домашнее задание я могу им не задавать. Но если вижу, что где-то есть упущение, где-то тяжеловато, то в таком случае домашнее задание носит обязательный характер. Не задаю домашнее задание с пятницы на понедельник, потому что у детей тоже должны быть выходные, в которые они не будут загружены решением какой-либо задачи или выполнением упражнения.
— Столкнулись ли Вы за этот год с чем-то на работе, о чём вам не рассказывали на учёбе?
— Я очень люблю место, где я училась, но всего захватить невозможно. Всё равно на практике встречаешься с такими вещами, о которых тебе могут не рассказать. В такие моменты главное собраться и понять, что ты с этим справишься, если не самостоятельно, то помогут коллеги или администрация.
Все проблемы решаемы. Дети — это тоже люди. У них происходит всё что угодно. Не надо бояться того, что может произойти. Потому что в постоянном напряжении находиться смысла нет. А когда оно случится, ты уже забудешь всё, к чему готовился.
— Что Вас удивляет в детях?
— У детей нестандартное мышление. Для них, казалось бы, очевидные вещи очень сложно воспринимаются. Но на какие-то сложные, на наш взгляд, вопросы дети могут за секунду выдать ответ.
— И напоследок, на Ваш взгляд, учителем рождаются или становятся?
— Мне кажется, что всё-таки становятся. Потому что ты можешь родиться с желанием учить детей, но когда придёшь в школу, поймёшь, что это не твоё. Точно так же и в обратную сторону работает. Есть множество случаев, когда люди идут в педагогический университет или колледж без особого желания, а когда проходят практику, то осознают, что они без этого жить не могут.
Ты сможешь понять, подходит тебе или нет работа учителя, только в осознанном возрасте и попробовав. Единственное, если понимаете, что это не ваше, то лучше не мучить ни себя, ни детей и уйти в другую сферу, где будет комфортно.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».