1 марта 2024 18:00

Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым

«Яркуб» побывал в гостях у известного художника.
Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым

Известный ярославский художник, иллюстратор и мастер городского пейзажа Игорь Сакуров выпускает двухтомный арт-бук. В первой книге под названием «Вслед за героями книг» Игорь Анатольевич собрал лучшие иллюстрации, созданные для книг российских и зарубежных авторов. Второй том — «С этюдником и блокнотом» — посвящён портретам и картинам с видами Ярославля, которые всегда привлекают внимание публики на выставках.

«Яркуб» встретился с Игорем Сакуровым и обстоятельно поговорил о творчестве. Художник рассказал о процессе иллюстрирования книг, различиях между созданием облика литературного персонажа и портрета реального человека. Также мы попытались проследить эволюционный путь Сакурова — от деформации пространства до перехода к академизму — и понять, как родной Ярославль находит воплощение в его творчестве.

Сложности работы с обнажёнными моделями, поиски вдохновения и особенности индивидуального художественного стиля — читайте об этом в большом интервью на «Яркубе».


«Арт-бук делали долго и мучительно»

— Вы выпускаете арт-бук «Вслед за героями книг». В предисловии говорится, что он «подводит некоторые итоги вашей деятельности». Почему Вы решили собрать свои работы в такой обширный, монументальный сборник?

— Идея возникла у моего товарища, замечательного дизайнера Максима Руданова. Вместе мы успели поработать над многими проектами. На этот раз он предложил арт-бук. Делали долго и мучительно. Ещё в августе на выставке я показывал сигнальный экземпляр, а совсем недавно был отпечатан первый и пока единственный тираж.

— Сколько экземпляров выпущено?

— 50 экземпляров. Абсолютный раритет!

— С издательствами, в книгах которых уже используются Ваши иллюстрации, не возникло проблем? Все ли пошли навстречу?

— Я спрашивал разрешения у каждого издательства — никто не препятствовал этой затее.


— Когда Вы иллюстрируете книги, перед Вами стоит чёткая задача или можно придумать любой образ персонажа?

— Обычно я опираюсь на внешность самых разных актёров. Иногда сходство с некоторыми знаменитостями в моих иллюстрациях прослеживается.

— Можете сказать, с какими?

— К примеру, сэр Генри из «Собаки Баскервилей» получился вылитый Никита Михалков из популяной советской экранизации, а доктор — Евгений Стеблов. А вот Холмса я не стал делать похожим на Василия Ливанова. Как мне кажется, внешность Василия Борисовича слишком индивидуальна. Я позаимствовал облик американского актёра Бэзила Рэтбоуна, сыгравшего Шерлока в 40-х годах.

От конкретного лица отталкиваться всегда легче, потому что главных героев нужно рисовать в разных ракурсах. А вот на заднем плане можно изобразить кого угодно: как правило, я себя рисую, потому что своё лицо всегда под рукой.


Иллюстрация к повести «Собака Баскервилей». Предоставлено Игорем Сакуровым

— Многие Ваши иллюстрации похожи на старые снимки и дагерротипы. Это создаёт некую иллюзию реальности. Ваша задумка?

— Скорее, речь должна идти не о дагерротипах, а о детализированной графике, подобной той, что была популярна в начале ХХ века.

В детстве я любил серию «Библиотека приключений». В этих книгах были иллюстрации внимательных к деталям авторов. Это тоже на меня повлияло, ведь иллюстрация должна быть, на мой взгляд, такой, чтобы её захотелось рассматривать во всех подробностях. Если художнику дан белый лист, нужно использовать его в полной мере. Сейчас пошла такая мода, что пара линий — уже рисунок. Иногда это красиво, но такую иллюстрацию пролистнёшь и забудешь.


— В чём различие процесса создания портрета литературного персонажа и портрета реального человека? Чью психологию проще понять и передать?

— Если достичь элементарного сходства в портрете, то автоматически передаётся и психология. Литературного персонажа, которого в реальности нет, нужно воспроизводить в воображении. Как уже говорилось, я пользуюсь реальными референсами: нахожу актёра в разных ракурсах, с разными эмоциями.

Однажды какой-то художник написал отзыв к моей выставке: «Это всё комикс». Он хотел меня обидеть, наверное, но ему не удалось: он просто констатировал факт. Действительно, иногда я беру приёмы рисования из комиксов. У меня даже есть небольшая коллекция, потому что комиксы — очень выразительное искусство.


— Поговорим об искусстве будущего? Каким Вы его видите? Быть может, это новые формы или способы их создания. У Вас есть графический планшет, то есть вы прибегаете к современным технологиям. Получается, карандаш и кисть — не единственные ваши рабочие инструменты.

— Сейчас в спину художникам дышат нейросети. Я пытаюсь быть в курсе новинок и, так сказать, знать врага в лицо. Думаю, эта технология будет стремительно развиваться и отчасти выдавит с рынка иллюстраторов, работающих по старинке. Но история циклична. Вспомните, как было с фотошопом. Сначала все им широко пользовались, а потом ручная иллюстрация вернулась.


«Я остаюсь пленённым городом моего детства и юности»

— Помимо иллюстраций, Вы известны своими городскими этюдами. В них легко узнаются уголки города, написанные с любовью. Родной Ярославль стал для Вас источником вдохновения?

— Мой город всегда был для меня источником вдохновения. Я живу в Ярославле всю жизнь и всегда пытаюсь обращать внимание на интересные сюжеты и детали.

Я хорошо знаю город, есть у меня и любимые места. Например, башенка на доме Петражицкого на углу Пушкина и Ушинского. Я рисовал её много раз. Конечно, у нас не Петербург, нет такого разнообразия красивой архитектуры. Но то, что есть, мне очень нравится. И всегда жалко, когда это пропадает и горит...


Предоставлено Игорем Сакуровым

— Как Вы сказали, город меняется. На Ваших картинах порой он запечатлён таким, каким был раньше. Идут ли на пользу многие изменения?

— Я навсегда останусь пленённым городом моего детства и юности. Стараюсь, чтобы в моих работах преобладало радостное настроение, в крайнем случае, светлая грусть.

— А что Вас привлекает в архитектуре ярославских зданий?

— Наиболее мне интересна городская скульптура, которая используется в оформлении зданий. Помню, как рисовал многоэтажный дом с колоннами и скульптурами архитектора Капачинского на углу проспектов Ленина и Октября. С удовольствием бы нарисовал дом Дунаева с атлантами. Увы, сейчас он в печальном состоянии, непонятна его будущность. Ещё есть идея нарисовать особняк Лопатина на углу Большой Октябрьской и Собинова.


Предоставлено Игорем Сакуровым

«В юности мне нравилось деформировать пространство»

— Вы можете поделить своё творчество на этапы? Помните ли Вы свой первый рисунок?

— В хронологическом порядке не получится. Но, как и любое живописное полотно начинается с карандашного рисунка, так и я в детстве начинал с цветных карандашей.

Тогда в кинотеатре «Летний», который стоял на месте нынешней «Горки», я посмотрел фильм «1 000 000 лет до нашей эры» (1966 год — Прим. ред.). В нём были и динозавры, и люди в набедренных повязках — это меня очень впечатлило. И я принялся рисовать охотников на мамонтов, драки, погони. С тех пор мало что изменилось.


— Вы же сначала отучились на инженера, а только потом поступили в художественное училище.

— После выпуска из Политеха я понял, что не хочу быть инженером, и решил осуществить мечту — стать художником. Кстати, поступил в худучилище не с первого раза: на вступительном экзамене получил двойку за рисунок, а на следующий год — уже «отлично».

— Там и начался Ваш путь иллюстратора?

— В худучилище была особая творческая атмосфера. Именно в период обучения там, в свободное от учебных заданий время, я начал рисовать иллюстрации. Поводом служили прочитанные книги, среди них «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «Запечатлённые злом» Стругацких, «Пена дней» Бориса Виана, «Кентавр» Джона Апдайка.


Иллюстрация к роману «Пена Дней». Предоставлено Игорем Сакуровым

— Ранний Сакуров — кривые линии, деформация пространства. Откуда появилась идея ломаного пространства? И когда произошёл переход к академизму?

— В юности мне нравилось деформировать пространство. Я брал какой-нибудь блестящий предмет с искривлённой поверхностью и пытался нарисовать отражение, как это сделал Мауриц Эшер в картине «Рука с отражающим шаром». Моя жена до сих пор считает, что те мои работы были лучшими.

— Если сначала взглянуть на Ваши картины с искажённым пространством, а потом на городские пейзажи, то в них можно найти схожие черты.

— Намёк на гротескность и искажённость присутствует в моих работах и по сей день, но так грубо ломать пространство, как в молодости, мне не интересно.


Предоставлено Игорем Сакуровым

— На ранних этапах у вас было много автопортретов. Почему так?

— Опять-таки, примета молодости — быть в тисках заблуждений о значимости собственной персоны... Видимо, самолюбование свойственно молодым людям. С годами это проходит, и окружающий мир становится интереснее, чем собственная стареющая физиономия.

— Поговорим о палитре. С какими цветами вам больше нравится работать? И, может, они для вас что-то символизируют?

— Насчёт символизма я бы не горячился. Я стараюсь избегать подобных трактовок и уклона в мистику.

Я предпочитаю работать через серую гамму и холодные оттенки. Серый цвет всегда или холодный или тёплый, он не может быть нецветным. К слову, в училище у нас преподавал замечательный живописец Борис Васильевич Бухта. На занятиях он говорил, что цвет не надо называть — надо смешивать его на палитре, с названиями пусть развлекаются искусствоведы.

Автопортрет. Предоставлено Игорем Сакуровым

«Обнажённое тело будто светится»

— Расскажите про портретный сеанс. Как выстраивается взаимодействие с человеком? Как-то пытаетесь раскрыть его, заглянуть внутрь?

— Я веду непринуждённую беседу с моделью. Спрашиваю, какую музыку, книги и фильмы он или она предпочитает, кто по профессии. Можно показать мастерскую.

Кстати, в процессе рисования я больше люблю общаться с женщинами, а рисовать, пожалуй, интереснее мужчин. Мужское лицо — весьма своеобразный вызов для портретиста, ведь мужчины, как правило, не скрывают морщин и шрамов. Именно эти отметины, нанесённые прожитой жизнью, много говорят об их владельце.


— К слову о женщинах. В арт-буке вы писали, что существует барьер между художником и обнажённой моделью. Как его преодолеть с той и с другой стороны?

— Барьер со стороны натурщицы — естественное стеснение. Обычно на адаптацию уходит три-четыре сеанса. Существуют и неписаные правила при работе с обнажённой моделью: никаких шуток, никаких разговоров на рискованные темы и никаких прикосновений.

— Как думаете, зачем девушки идут позировать обнажёнными?

— Наверное, у каждой есть своя причина. Может быть, кто-то хочет увидеть свою красоту глазами другого человека. Ведь в каждой девушке есть своя индивидуальная красота.

— Вы тоже волновались, когда впервые писали с обнажённой натуры?

— Я волнуюсь каждый раз, даже когда пишу обычный портрет. Волнуюсь, что плохо получится, и расстраиваюсь, если работа не выходит такой, какой я её задумал.

Я вам признаюсь, у меня очень много неудачных работ. Но я не выбрасываю их — себе в назидание.

— И всё же женское тело вызывает определённые чувства, если Вы понимаете, о чём я. Работа с обнажённой натурой — это некое таинство.

— Среди людей, склонных к мистицизму, бытует мнение, что от любого человека исходит сияние. И действительно, когда ты смотришь на обнажённое тело, оно будто светится. Моя задача как живописца — попытаться передать это свечение.


«Художники живут более трудной внутренней жизнью»

— Бывали ситуации, когда Вы понимали, что относитесь к натурщице как к женщине?

— Художнику нужно уметь отвлекаться от физиологии, сосредотачиваясь на рисовании.

— Был ли в Вашей жизни такой духовный опыт или глубокие переживания, которые позволяли взглянуть на себя и своё творчество как-то иначе? Может, любовь?

— Мой знакомый психолог говорит так: «Ежели кому в юности свезло, и его девушка бросила, из него приличный человек вырастет. А ежели девушка не бросала, он вырастет гадом каким-нибудь».

Меня девушки бросали даже чаще, чем я их. Всегда считал неудобным бросить девушку первым, потому что женщины в любви честнее и искреннее нас, мужчин. А разве можно предать человека, который тебе доверился?


— Это находило отклик в творчестве? Часто говорят, что художник должен страдать.

— Художники зачастую живут более трудной внутренней жизнью, нежели обычные люди, поэтому им важно находиться в уравновешенным состоянии. Те вещи, которые нормального человека не выбьют из колеи, художника могут запросто расстроить.

— А что насчёт вдохновения и мук творчества?

— Я чураюсь всяческой эзотерики. Однако скажу, что некая искра проскакивает на этапе выбора мотива. Увидел, к примеру, колокольню в солнечном свете — что-то проскочило. Дальше идёт работа: выстраивание композиции, детали.

Вдохновение есть, конечно, но в институте нам повторяли: «Вы думаете, художник — романтическая профессия? Нет, это как слесарь или токарь». Жёсткая метафора, не более того. Просто преподавателю надо было сбить с учеников романтический настрой, чтобы крылышками не размахивали.


Что окружает художника

— У Вас обширная коллекция музыки. Что слушаете?

— Сейчас я решил переслушать весь Pink Floyd. Ранний Pink Floyd периода Сида Барретта — мне не очень нравится, а зрелый, где-то после The Dark Side of the Moon, хорош.


— А какие жанры Вас интересуют?

— Каждое увлечение идёт волнами. Раньше я интересовался африканской музыкой. Особенно мне нравился эфиопский джаз — очень интересный пласт музыкальной культуры 70-х годов. В разное время слушал французский шансон, кубинскую музыку, Сезарию Эвору, опять же Гилмора...

— Вы бывали в разных странах и Европе. Как думаете, для творца важно путешествовать?

— Конечно, это важно. Но куда важнее уметь видеть красоту в обыденном. Поездки и новые впечатления хорошо переключают: после путешествий я с большим энтузиазмом принимаюсь за текущую работу.

— Из какой страны Вы привезли больше всего материала?

— Очень понравилась Венеция, мы бывали с женой там несколько раз. Поразительное сочетание архитектуры и воды, плещущейся в многочисленных каналах... Довольно трудно бывает уловить очертания колеблющихся в воде отражений. Но уж если это удаётся, то работу можно считать состоявшейся.


Предоставлено Игорем Сакуровым

 Чем гениальность отличается от мастерства, и какими способами мастер может заглянуть в область гениального?

— Я побаиваюсь гениев. Мне кажется, гений — это неземное существо. Моя супруга, врач, скажет, что гений — непременно родовая травма.

А мастерство — это определённый набранный багаж, который в нашем деле всегда должен обогащаться и накапливаться. Константин Коровин в возрасте 80 лет сказал, что только-только начал кое-что понимать, а жизнь уже заканчивается. И я его понимаю, потому что с годами видишь больше нюансов, лучше разбираешься в оттенках эмоций — своих и окружающих людей... Мастерство прирастает.


Фото: «Яркуб

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

6 сентября в 13:05
Лектории, экскурсии, концерт: в Ярославле пройдёт масштабный спортивный фестиваль
В городе вновь состоится полумарафон «Золотое кольцо».

Предстоящие выходные в Ярославле вновь не обойдутся без массовых мероприятий. Так, город примет масштабный XI полумарафон «Золотое кольцо».

Беговое событие проведут в форме трёхдневного фестиваля. Старт мероприятиям дадут уже в пятницу, 6 сентября. На Стрелке участники смогут получить стартовый пакет, а все желающие — посмотреть спортивную выставку. В субботу, 7 сентября, запланирована массовая культурно-развлекательная программа, а в воскресенье — непосредственно полумарафон.

Стартовые пакеты будут выдавать на Стрелке 6 сентября с 16 до 20 часов, 7 сентября — с 12 до 20.

Активности 7 сентября начнутся с утренней пробежки с Андреем Никитиным, многократным чемпионом и рекордсменом России в беге на длинные дистанции, мастером спорта России международного класса. Сбор — в сквере с памятником Трефолеву на улице Андропова в 08:30. В 13 часов профессиональный экскурсовод, член РГО проведёт беговую экскурсию по Ярославлю. Сбор — у входа в храм Ильи Пророка. Далее мероприятия переместятся на Стрелку. В 17 часов здесь начнётся амарант-пати. В 16 часов и 17:30 один из самых популярных фитнес-клубов города проведёт открытые тренировки. С 17 до 18 часов там же пройдут лектории на тему бега и здорового питания. С 19 до 20 часов — концерт кавер-группы SOUND PARK. А с 16 до 20 часов также на Стрелке будет работать музей бегового проекта.

Ещё одним ярким событием полумарафона станет семейный фестиваль «Дети и спорт — будущее России». Более 20 спортивных организаций региона представят свои площадки, на которых проведут мастер-классы и показательные выступления.

Побегут участники на дистанции 21,1, десять, пять и три километра. В программе также эстафеты и детские забеги. Трассы пройдут по живописному центру Ярославля, мимо известных достопримечательностей.

Участие в полумарафоне платное и по предварительной регистрации (оплатить участие и зарегистрироваться можно на сайте проекта, хотя и регистрация на многие активности уже закрыта — места закончились). Однако благодаря поддержке правительства региона пробежать в рамках этого престижного полумарафона смогут почти полторы тысячи школьников, студентов, воспитанников школ адаптивной культуры и ветеранов спорта.

Таким образом, предстоящий фестиваль станет не просто беговым событием, а полноценным семейным фестивалем спорта и развлечений. В мероприятиях примут участие не только жители Ярославской области — в Ярославль в эти выходные приедут более пяти тысяч участников из 70 регионов страны. Почти все едут с семьями и друзьями. Вместе с ярославцами общее количество участников за два дня событий превысит десяток тысяч человек.

В правительстве области обратили внимание ярославцев: исторический центр города 8 сентября будет перекрыт. А свои автомобили участникам предложено оставлять на парковках в центре города. Поэтому автомобилистам при планировании своих поездок следует быть готовыми к возможным затруднениям движения.

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

5 сентября в 11:44
«Не все герои носят плащи»: в Рыбинске девушка спасла жизнь байкеру после страшного ДТП
Она не растерялась и применила свои знания в стрессовой ситуации.

«Яркуб» уже рассказывал об этом ДТП. На одной из улиц Рыбинска байкер столкнулся с автомобилем, водитель которого начал разворот, видимо, не убедившись в безопасности этого манёвра. Хотя в этом будут разбираться правоохранители. А вот пострадавший мотоциклист, многодетный отец, получил тяжелейшие травмы. Он и вовсе мог погибнуть, но, как рассказал его товарищ Сергей, жизнь мужчине сохранить помогла девушка.

Вот как он описывает ситуацию, которая развернулась на месте ДТП:

— Наталия — именно эта женщина не растерялась, оценила ситуацию, сняла пояс со своего платья и перетянула уже почти оторванную ногу Дмитрию и тем самым спасла ему жизнь, так как было артериальное, пульсирующее кровотечение. Дело было не в минутах, а в секундах. По заверениям медиков, именно этот пояс спас жизнь Дмитрию. Этот пояс спас и семью Дмитрия, и семью второго участника ДТП. Хочу от себя добавить: вспомните уроки ОБЖ, возите в машинах аптечки и огнетушители. Всем добра и мира! А Наталию, которая, кстати, из Ярославля и совершенно случайно оказалась на месте, я считаю героем! Не прошла мимо и спасла много судеб людей и жизнь.

Сейчас пострадавший байкер восстанавливается в больнице — за его здоровьем следят медики.

«Не все герои носят плащи», — пишут в комментариях пользователи и благодарят смелую девушку.

Фото: Сергей Волонтёров / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

5 сентября в 09:18
В Рыбинске в ДТП с внедорожником пострадали семь пассажиров автобуса
И женщина — водитель автомобиля.

Утром 5 сентября Рыбинске столкнулись автобус и автомобиль «ТАНК». ДТП с участием общественного транспорта произошло на перекрёстке улиц Луначарского и Карякинской. Об этом сообщили в пресс-службе УМВД по Ярославской области.

На фотографиях с места происшествия видно, что оба транспортных средства получили серьёзные повреждения. В результате столкновения «ТАНК» выехал с дороги на пешеходную часть улицы, а автобус и вовсе врезался в жилой дом.

По предварительным данным, в аварии пострадали семь пассажиров автобуса и женщина — водитель внедорожника. Все доставлены в медицинское учреждение.

На месте происшествия работают сотрудники Госавтоинспекции. Обстоятельства ДТП выясняются.

Обновление на 9:30

Рыбинская городская прокуратура поставила на контроль ход и результаты проверки по факту ДТП.

12:00

По уточнённым данным, в аварии пострадали восемь человек: водители обоих транспортных средств, а также шесть пассажиров. Все доставлены в медицинское учреждение.

12:20

По предварительной информации, женщина — водитель «Танка» при выезде со второстепенки не уступила дорогу автобусу, двигающемуся по главной дороге. Попавшая в сеть запись с камер наблюдения подтверждает эту версию: на кадрах видно, что внедорожник проигнорировал дорожный знак и на высокой скорости влетел в ПАЗ.

12:30

В региональном СУ СКР устанавливают обстоятельства ДТП, назначена доследственная проверка.

Видео: Atel.me

Фото: «Рыбинск-40» 

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
4 сентября в 21:11
Стильное табло и высокая платформа: ярославцы оценили новую трамвайную остановку
Монтаж павильонов начали на улице Блюхера.

В Ярославле продолжается обновление трамвайной инфраструктуры в рамках концессионного соглашения. Монтаж новых путей полным ходом идёт на улице Блюхера. Там же уже устанавливают и остановочные павильоны.

Так, оценить первую остановку ярославцы смогли в районе пересечения с улицей Блюхера. Сам павильон здесь уже смонтирован, подходит к концу обустройство посадочной платформы.

Стильное табло и высокая платформа: ярославцы оценили новую трамвайную остановкуСтильное табло и высокая платформа: ярославцы оценили новую трамвайную остановку

В данном месте представлен самый малый вариант остановочных комплексов. В принципе, это логично — до конечного пункта остаётся всего пара остановок, и большого количества ожидающих трамвай пассажиров здесь не будет. Павильон состоит из трёх стеклянных стенок, крыши и небольшой скамейки. Справа — панель с элементами областного дизайн-кода: буквы Я и медведя с секирой. На боковой стойке также можно заметить название остановочного пункта — «Жилой комплекс „Октябрь“». Сверху имеется информационное табло с указанием проходящих через остановку маршрутов. Кстати, по нему уже можно сделать вывод о том, что возобновление маршрута № 9, о котором мечтают некоторые местные жители, после обновления всей инфраструктуры не планируется. По крайней мере, пока.

Стильное табло и высокая платформа: ярославцы оценили новую трамвайную остановкуСтильное табло и высокая платформа: ярославцы оценили новую трамвайную остановку

Ещё одно наблюдение — рядом с остановкой обустраивают довольно высокую посадочную платформу. То есть посадка в вагон должна быть максимально удобна для пенсионеров, маломобильных граждан, мам с колясками.

Добавим, установка павильонов ведётся компанией-концессионером и не связана с заменой остановок, ранее анонсированной губернатором Михаилом Евраевым. Оценить в полной мере первую новую остановку ярославцы, вероятно, смогут уже в ближайшее время.

Фото: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

4 сентября в 18:43
Эвакуированы 15 человек: в Ярославле загорелась гостиница
В отеле «Яръ» работают пожарные.

В Ярославле загорелся гостиничный комплекс «Яръ». Об этом сообщили очевидцы происшествия.

В пресс-службе ГУ МЧС России информацию подтвердили и сообщили, что сообщение о пожаре на пульт дежурного поступило в 17:12 среды, 4 сентября. Горела гостиница «Яръ» на 3-й Яковлевской улице, 23. Было оперативно эвакуировано 15 человек. Обошлось без пострадавших. На месте работают пожарные расчёты.

«Яръ» — комплекс с гостиницей с рестораном, расположенный рядом с Яковлевским бором. Здание двухэтажное, с чердачным помещением. Судя по опубликованным в Сети кадрам, возгорание как раз началось на чердаке. Огонь также повредил кровлю. Более подробная информация уточняется.

Эвакуированы 15 человек: в Ярославле загорелась гостиница

Обновление

При тушении пожара задействовали 28 человек личного состава и семь единиц техники. О ликвидации возгорания объявлено в 18:48. В результате пожара уничтожена кровля на площади 100 квадратных метров, повреждены потолки на площади 80 квадратных метров. Пострадавших нет.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области, «Подслушано в Ярославле!»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Интервью
4 сентября в 12:48
В Ростове Великом горит склад с запчастями
Огонь охватил почти 1 000 квадратов.

Днём 4 сентября в Ростове Ярославской области вспыхнул ангар, в котором хранятся металлические запчасти. Пожар начался в 11:16 в промзоне на Савинском шоссе, 5А. На месте уже работают сотрудники МЧС.

«В Ростове огонь охватил 960 квадратов склада с металлическими запчастями. Информации о пострадавших не поступало», — сообщили в официальном канале МЧС России.

На месте работают порядка 30 специалистов и девять единиц техники.

Обновление на 12:55

13:00

По адресу Савинское шоссе, 5А находится компания, занимающаяся укладкой асфальта, производством и продажей материалов для дорожного строительства. Возможно, горят помещения именно этой компании.

13:05

Жители Ростова публикуют кадры с места происшествия. Клубы чёрного дыма поднимаются в высоко в небо и заметны из разных точек города.

В Ростове Великом горит склад с запчастямиВ Ростове Великом горит склад с запчастями

Фото: Николай Лобанов

В Ростове Великом горит склад с запчастямиВ Ростове Великом горит склад с запчастями

Фото: Подслушано Ростов Великий [ПРВ] / VK

13:40

В 13:08 объявлена локализация открытого горения на площади 1 600 квадратных метров.

Задействовано 11 единиц техники и 38 пожарных. О пострадавших не сообщается.

16:30

Пожар полностью ликвидирован, сообщили в МЧС.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
3 сентября в 20:21
Пролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожара
Здание на улице Советской, 15 представляет собой печальное зрелище.

Вечером 2 сентября в центре Ярославля горел дом-памятник. Около половины седьмого вечера пожарные получили сообщение о происшествии на улице Советской, 15.

Пролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожараПролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожара

Имел охранный статус и подлежал расселению

Пожар случился в угловом здании на пересечении улиц Советской и Трефолева. В последние годы ярославцы его знают как «дом за баннером» — крайне ветхое состояние решили спрятать от людских глаз. Угловое строение воспринимается как единое целое, однако официально это разные здания — часть по улице Трефолева, 12 известна как Дом Трефолева. А часть по Советской, 15 — это объект культурного наследия «Дом жилой Коковцевых-Лопатиных». Поэтому изначально появилась информация о том, что горит Дом Трефолева. Однако на самом деле пожар случился именно в части здания на Советской, 15.

Пролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожараПролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожара

Дом Коковцевых-Лопатиных построили в конце XVIII — середине XIX веков. До революции им владели представители купечества и дворянства, в советские годы в нём разместились жилые квартиры и комнаты. В 2004 году дом получил статус объекта культурного наследия, в 2012-м его признали аварийным, требующим расселения и последующей масштабной реконструкции. При этом фактически жильё до конца не расселено до сих пор. Согласно планам мэрии, полностью освободить его должны лишь к середине 2025-го.

Пролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожараПролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожара

Однако состояние строения настолько ветхое, что часть квартир собственники покинули раньше. Поэтому край здания, расположенный ближе к Красной площади, уже давно пустовал. Именно там и находился очаг возгорания.

При пожаре начал быстро рушиться

Чтобы полностью справиться с огнём, пожарным потребовалось около восьми часов — о ликвидации было доложено лишь в 02:19 вторника, 3 сентября. На место съехались почти два десятка единиц техники и более 50 человек личного состава. Огонь охватил второй и третий этажи, чердак и крышу. По словам очевидцев, в какой-то момент в здании начали рушиться перекрытия. Официально сообщается о двух пострадавших спасателях. Огонь повредил 500 квадратных метров — то есть фактически всю площадь дома № 15 по Советской улице.

Пролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожараПролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожара

После пожара, днём 3 сентября, памятник архитектуры действительно представляет из себя печальное зрелище. Сорванный во время тушения баннер обнажил часть стены со стороны улицы Советской. Видно, что часть здания с торца обрушена. В крайнем подъезде сгорели крыша, рухнули перекрытия второго и третьего этажей, перегородки, лестница, оконные заполнения. Частично осыпалась лепнина.

Пролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожараПролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожара

Опасаются дальнейшего разрушения

Прибывшие пожарные эвакуировали жилые квартиры. Как сообщила в беседе с нашим изданием местная жительница, квартиры в нежилой части принадлежат одному лицу. Когда-то он планировал выкупить и остальные помещения.

Вероятно, очаг возгорания находился на третьем этаже. Жильцы отмечают: жилой подъезд серьёзно пострадал во время тушения. Есть и опасения за будущее арки: после проливки и без того находившаяся в удручающем состоянии арка теперь может рухнуть в любой момент. Жители не исключают, что причиной пожара мог стать поджог. Впрочем, подчеркнём, официально о причинах возгорания пока не сообщалось.

Идёт расследование

3 сентября у пострадавшего дома дежурят полицейские. Само здание оградили сигнальными лентами. Проводит проверку и прокуратура. Ведомство, в частности, проверит процесс расселения дома.

Пролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожараПролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожара

Добавим, соседний Дом Трефолева в целом не пострадал. Находящиеся в нём организации (среди которых, кстати, по иронии судьбы есть Ярославские городское и областное отделения ВООПИиК) продолжают работу.

Пролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожараПролили сверху донизу: жители опасаются обрушения дома-памятника в центре Ярославля после пожара

Мы продолжим следить за развитием событий.

Фото: «Яркуб», Игорь Рогожкин

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

3 сентября в 17:12
Ярославцев предупредили о резком похолодании
Температура упадёт, однако всё равно продолжит превышать норму.

На первой сентябрьской неделе погоду в центре России продолжат определять антициклоны, поэтому условий для развития существенной облачности не будет. Как следствие — обильных и продолжительных осадков всю неделю ждать не стоит. Однако порция свежего воздуха из Скандинавии резко понизит дневную температуру. Так, ощутимое похолодание прогнозируется уже в среду, 4 сентября.

Показатели рухнут сразу на десять градусов — в среду днём ожидается +18...+20. Довольно холодными будут ночи — как обычно бывает при антициклоне, увеличится суточный ход температуры. Под утро четверга по Ярославской области похолодает до +5...+7.

Впрочем, затем вновь наметится потепление. Начиная с четверга, дневные температуры будут немного расти. И в выходные днём можно рассчитывать на +23...+25, ночью — на +10...+12. И это тоже существенно выше сентябрьской нормы.

Предварительные прогнозы показывают, что тёплая погода сохранится примерно до конца второй декады сентября. Зато потом ожидается мощное арктическое вторжение, которое резко обрушит температуру до показателей конца октября. Не исключаются заморозки и первый снег. К концу месяца немного потеплеет, зато зарядят дожди.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

3 сентября в 16:42
Из обычных семян такое не вырастить: ярославна показала царь-тыкву весом 200 килограммов
Мощный овощ отправится на конкурс.

Всё началось в прошлом году, когда возникла идея вырастить гигантские овощи. Так на грядках Елены Кораблёвой из Ярославского района и появилась 200-килограммовая царь-тыква. Обладательница рыжих и золотистых гигантов раскрыла «Яркубу» свои секреты увесистого урожая.

— Выращиванием гигантской тыквы сорта Atlantik Giant занимаюсь второй год. Семена нужны особенные — из обычных семян тыкву в 200 килограммов не вырастить, — рассказывает Елена.

Как признаётся сама женщина, секрет выращивания таких больших овощей довольно прост. К примеру, её «Мощный Щекастик» так раздобрел на курином навозе, золе, костно-рыбной муке и травяной бражке. Время от времени тыкву нужно обрабатывать бактериями от мучнистой росы. А самое главное, такой овощ съедобен, но тыквенного вкуса у него нет — больше напоминает сочный кабачок.

— Тыкву можно есть! Не ГМО! — говорит Елена.

Из обычных семян такое не вырастить: ярославна показал царь-тыкву весом 200 килограммовИз обычных семян такое не вырастить: ярославна показал царь-тыкву весом 200 килограммов

Со своим «питомцем» Елена будет участвовать в конкурсе тыкв-гигантов, а какова же дальнейшая судьба тыквы?

— Все задают этот вопрос: «А что с ней делать?» Я отвечаю, что это спорт! Попробовать свои силы в выращивании. В прошлом году делала сок и раздавала друзьям и коллегам, — рассказывает Елена.

Уже в следующем году огородник-любитель планирует расширить посевы и вырастить огромные кабачки и огурцы.

Фото: Елена Кораблёва / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет