Творчество
В минувшую субботу «Союз художников» в Ярославле неожиданно погрузился в домашнюю атмосферу. В стенах галереи собралась молодёжь, чтобы послушать песни под гитару, устроить чаепитие, коллажную мастерскую и поиграть в настолки. Всё это было на уютном квартирнике от творческого объединения «Бардак» и проекта «Чайный UnderGround». Была там и редакция издания «Яркуб», теперь рассказываем, как прошло мероприятие.
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Если хотите хорошо провести время на такого рода мероприятиях, то обязательно нужно участвовать в доступных активностях. К примеру, на квартирнике можно было сделать собственный коллаж. Принцип прост: находишь понравившиеся картинки в журналах, вырезаешь (или отрываешь) и совмещаешь их. Очень медитативное занятие. Под конец вечера уголок любителей декоративно-прикладного искусства будто бы погрузился в хаос, но это никак не портило общее настроение: люди среди разрезанных и потрёпанных глянцевых изданий клеили свои картинки, общались и веселились.
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Какой же квартирник без музыки? Пожалуй, «Бардаку» удалось собрать самых разносторонних музыкантов: от притягательно-экспериментальных коллективов до исполнителей всеми любимых песен на стихи Маковского или из «Бременских музыкантов».
— Был удивлён тому, какой охват имеет мероприятие — оказывается, очень многих интересует культура квартирников, люди с удовольствием приходят на концерты неизвестных и начинающих музыкантов. Зал очень тепло принял, слушали с интересом и оставили положительный фидбек, — поделился впечатлениями Павел, участник альтернативной группы «боль проч боль».
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Попутно гости могли продегустировать вкусный чай, за него на квартирнике отвечали ребята из «Чайного UnderGround’a» — проекта, посвящённого вдумчивому употреблению напитка. Основатель проекта Алексей Капустин также провёл целую лекцию о чайной культуре.
— «Чайный UnderGround» — это сообщество единомышленников, которые увлечены традиционной чайной культурой. Существуем мы уже два года, проводим церемонии, встречи. С ребятами из «Бардака» познакомились ещё в августе на фестивале в усадьбе Коковцовых, решили сделать что-то совместное. Идея чайного квартирника пришла спонтанно и приятно, что людей интересует чайная культура, — рассказал «Яркубу» Алексей.
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
К познавательной части мероприятия присоединилась плёночная лаборатория «Волга». Фотографы рассказали собравшимся об искусстве плёночной фотографии.
— Организация любого мероприятия — это большое количество нервов, потому что не знаешь, получится ли так, как задумано. Кажется, в этот раз всё получилось. Очень интересное взаимодействие получилось с «Союзом художников» — гости довольны не только мероприятием и его наполнением, но и местом проведения! — рассказала одна из организаторов «Бардака» Виктория.
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Квартирник посетило немало людей. Кто-то просто после длинной рабочей недели отдохнул субботним вечером, кто-то завязал новые знакомства. Одним словом, дружеская и расслабляющая обстановка. Попробуем передать эту атмосферу через фотографии.
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Набардачили по полной: в Ярославле состоялся чайный квартирник
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В Ярославле может появиться площадка для легального стрит-арта. С идеей создания нового пространства выступил сооснователь творческого объединения UNICK Анатолий Modvag Байков. О встрече с уличным художником рассказал мэр города Артём Молчанов.
UNICK разработали проект благоустройства Алексеевского сада возле главного корпуса ЯГПУ. Согласно замыслу, в парке обновят освещение, растения и дорожки, также в пространстве можно будет проводить выставки стрит-арта, молодёжные события и творческие ярмарки.
«Идея очень хорошая! Мы с ребятами давно развиваем стрит-арт в Ярославле. Наша задача — отсутствие в городе беспорядочных граффити. У нас есть программа городского инициативного бюджетирования. Проекты, связанные с благоустройством, мы готовы субсидировать», — рассказал Артём Молчанов.
Проект арт-парка пока дорабатывают, а в дальнейшем мэрия пообещала оказать помощь в подготовке заявки на конкурс инициативного бюджетирования.
Стоит отметить, что объединение UNICK не первый год украшает стены Ярославля монументальными муралами и граффити. «Яркуб» беседовал с Анатолием Байковым о том, почему уличное искусство важно для современного города.
Фото: Артём Молчанов / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».13-летняя Юля Сергеева из Ростовского района Ярославской области прошла в финал телевизионного шоу «Ты супер» (6+). Песня «Красива и молода» в исполнении Юли покорила жюри, в состав которого вошли знаменитые исполнители — Люся Чеботина, Ани Лорак, Алексей Воробьёв и продюсер Игорь Крутой.
— Мы все следили за её выступлениями и болели за неё каждую неделю. И вот, наконец, долгожданный результат — Юля в числе финалистов! Многие зрители увидели в тебе не просто участницу шоу, а настоящего артиста, который способен затронуть самые глубокие струны души. Уверены, что твоё выступление в финале будет ошеломительным. Желаем тебе уверенности, энергии и удачи. Пусть каждый звук, каждая нота реализуют все твои мечты, — такое напутствие опубликовали в паблике администрации Ростовского района.
«Ты супер!» (6+) — детско-музыкальное телешоу, в котором принимают участие дети, оставшиеся без попечения родителей. Участниками проекта являются воспитанники детских домов, школ-интернатов и дети из приёмных и опекунских семей в возрасте от 7 до 18 лет.
Фото: НТВ
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
10 октября в кафе Unick в Ярославле открылась необычная выставка аналоговой фотографии.
Экспозиция развернулась в небольшом помещении кафе. Это место холодным октябрьским вечером стало центром притяжения благодаря стараниям основателя проекта «Волга. лаб» Дмитрия Соколова. Деятельность клуба зародилась в мае этого года.
— Моих фотографий на выставке сегодня две. Одна из них — мост в Ткварчели. Он находится супердалеко, добраться до него было очень сложно. Интересно то, что этот мост ведет в никуда. С одной стороны ничего нет, с другой ничего нет. И попасть на этот мост тоже никак нельзя, — поделился Дмитрий Соколов.
На выставке представлены работы нескольких авторов. К сожалению, не все смогли присутствовать на открытии.
— Вся моя жизнь так или иначе как-то связана с городами на воде. Мне захотелось показать их выдающуюся красоту через фотографии. Хотя для того, чтобы получить некоторые снимки, иногда приходилось идти на риск. На одну конструкцию был запрещён подъём. Но я думаю, искусство стоит этого риска и даже жертв в какой-то степени. Изначально эти фотографии я делал для себя, но я очень рад поделиться ими с вами, — сказал Андрей Маковеев, представивший серию «Большая вода».
В Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографииВ Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографииВ Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографииВ Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографииВ Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографии
Марина Линд представила серию снимков, посвящённых внутреннему миру человека, его эмоциям и переживаниям. Её интересует то, чем человек дышит, его внутреннее наполнение и душа. Участники клуба регулярно ходят на фотопрогулки, высматривая удивительные и необычные места для своих работ. В одну из таких прогулок родился снимок «Голуби» (на фото справа).
В Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографииВ Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографииВ Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографииВ Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографииВ Ярославле открылась уникальная выставка аналоговой фотографии
Эта выставка — результат деятельности сообщества, которое существует всего полгода, но уже привлекло множество единомышленников. Участники клуба регулярно встречаются, обсуждают техники печати и проявления фотографий, проводят мастер-классы и фотовстречи.
Каждый участник выставки имеет свою историю. Необычно то, что среди них есть люди самых разных профессий — педагоги, врачи, сварщики. Все они нашли своё призвание в искусстве создания оригинальных образов через объектив камеры. Здорово, что любовь к фотографии смогла объединить столько, на первый взгляд, непохожих людей!
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Софья Ларичева
В зале концерт-холла «Кино» 5 октября происходило что-то очень странное, но не менее интересное. Здесь проходил пятый фестиваль-вечеринка азиатской поп-культуры «FAP Lite». Корреспондент «Яркуба» посетила его и пообщалась с участниками.
Косплей, кавердэнс и стритфэшн... Для многих эти слова абсолютно не понятны, но в этот вечер здесь собрались именно те, кто посвящает косплею своё свободное время, а иногда и всю жизнь. Так что же происходило в этом зале и для чего все собрались?
На входе гостей встречали волонтёры. Несмотря на камерность мероприятия, народ постепенно прибывал, и в какой-то момент в фойе почти не осталось свободного местечка. А двери зала пока были закрыты: организаторы готовились начать запуск участников конкурса и гостей.
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
Куда ни посмотришь — каждый косплеер в каком-то интересном образе. Иногда настолько детальном и сложном, что сложно поверить в то, что это сделано своими руками.
Что же вообще такое косплей? Это перевоплощение в образы героев из фильмов, книг, комиксов, мультфильмов, аниме. На таких фестивалях косплееры могут показать себя и свой образ, выступить на сцене с дефиле и просто пообщаться друг с другом.
Но здесь был не только косплей, но и кавердэнс. Участники, которых обычно называют «кавердэнсеры», учат хореографию любимых исполнителей, повторяют макияж и их образы и представляют готовые номера на сцене.
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
И вот, когда все участники уже были на месте, а фойе было полным, двери зала наконец открылись. Зрители заполнили зал, и через какое-то время после этого началась конкурсная программа для участников.
На сцене показали 28 ярких номеров. Участники были не только из Ярославля: приехали также из Череповца, Костромы, Иванова и Москвы. За одну минуту косплеерам надо было показать свой костюм и передать характер персонажа, а кавердэнсерам за пять минут максимально выложиться в подготовленном танце. Звучит просто несложно, но на деле для каждого участника это большое волнение, а за коротким выступлением стоит множество репетиций.
— Сегодня я выступала в персонаже из аниме «Волейбол», Кенме Козумэ. Вообще, это аниме вдохновило меня и сильно повлияло на мою жизнь. После него я сама увлеклась занятиями по волейболу. Поэтому для меня выступление было очень важным. Репетиции, конечно, не могли идти гладко: были какие-то недочёты. У меня скопился какой-то опыт за два года в косплее, но сегодня я впервые чувствовала такую лёгкость на сцене. Наверное, это благодаря атмосфере на фестивале, — поделилась своими ощущениями Камила, Mikaeva (Микаева).
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
После конкурсной программы участники спокойно выдохнули и смогли отдохнуть — перекусить и посетить маркет.
Но время шло, и нужно было решить, кто заберёт призы. Интересно, что в отличие от большого фестиваля «FAP», который обычно проходит весной, здесь не было жюри. С помощью онлайн-голосования сами гости решали, кто победит. А любовь зрителя иногда бывает заслужить сложнее, чем покорить профессиональных жюри!
— Я выступала в паре с другим косплеером и была в косплее на Колумбину из игры «Genshin impact». Приехала из Череповца, так как меня позвал выступить мой напарник. Идеей нашего номера было показать то, как наши герои поклоняются Царице государства Снежной. «FAP» — один из лучших фестивалей, в которых я участвовала. Тут очень приятная атмосфера и всё хорошо организовано. Мне нравится система того, что на «FAP Lite» голосуют сами зрители, так как иногда на больших фестивалях бывает так, что участники подкупают жюри. Здесь же решают сами гости, и вряд ли получится подговорить всех, — поделилась своими впечатлениями Лика, Nukakvam (ну как вам), одна из участниц программы.Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
Пока зрители решали, кому отдать свой голос, на сцене проходил показ московского JSF бренда «Miss Danger». Участники представили коллекцию, подготовленную к Хэллоуину. Пышные платья, клетчатые ткани, абсолютно нестандартные образы — всё это о новой коллекции бренда «Eat me, PUNK me».
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
Кто все эти люди: в Ярославле прошёл фестиваль-вечеринка азиатской культуры
Вечер уже близился к концу, и нужно было подводить итоги. Зрители и участники собрались у сцены в ожидании результатов. Партнёры фестиваля вручили свои призы тем, кто им понравился. И конечно, были подведены итоги голосования. А после награждения на сцене выступала кавер-группа «K-OFF».
— Одно мероприятие в год — это всё-таки мало. Хочется делать чаще. И мы решили, что можно сделать что-то камерное, с баром и кухней. Здесь другая специфика: оставили только косплей, кавердэнс и стритфэшн, когда на большом «FAP» есть и другие направления. Делали на этой площадке афтепати и нам понравилось: здесь есть хорошая небольшая сцена, что для нас важно, и к тому же большое пространство для гостей, — рассказал «Яркубу» Михаил, организатор фестиваля.
Отметим, организаторы анонсировали 12-й большой Фестиваль Азиатской Поп-культуры, который состоится 17-18 мая 2025 года.
Фото: Лия Никифорова
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Лия Никифорова
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
- Евгений Чуркин, Министр регионального развития Ярославской области об административной реформе: «У людей не должно быть ощущения, что вообще что-то поменялось. Должно стать даже проще»
В минувшие выходные в Первомайском районе торжественно открылся Центр народной культуры и ремёсел. Теперь в посёлке Пречистом есть место, где будут возрождаться русские традиции и сельская жизнь, отметили организаторы — АНО «Юрьевская мастерская».
— Это место для встреч и занятий старинными ремёслами. В Центре люди будут реализовывать свои творческие идеи, творить и созидать. Давайте участвовать в развитии культуры Первомайского района и Ярославской области! — сказал на открытии руководитель сельхозпредприятия «Юрьевское» Александр Чачин.
В мастерской ремесленники расскажут местным жителям о старинном искусстве ткачества, прядения и валяния из шерсти романовской овцы. На мастер-классах желающие смогут больше узнать о множестве нюансов работы с шерстью.
По случаю открытия Центра народной культуры был организован масштабный праздник с чаепитием и выступлениями местных творческих коллективов.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Писатель Михаил Елизаров выступил с лекцией о творчестве Аркадия Гайдара и рассказал, какие элементы инфернального и макабрического можно найти в поэтике советского классика и что общего у рассказов и повестей о героическом мире детства с «Фаустом» Гёте, «Страшной ночью» Гоголя и «Мастером и Маргаритой» Булгакова.
«Яркуб» посетил лекцию Михаила Елизарова «Бесовщина в творчестве А. Гайдара», с которой писатель выступил перед слушателями 25 августа в Ярославле в клубе «Китайский лётчик Джао Да». Предлагаем ознакомиться с открытиями в поэтике одного из самых популярных детских советских писателей. В январе этого года со дня рождения Аркадия Гайдара прошло 120 лет.
Михаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия ГайдараМихаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия ГайдараМихаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия Гайдара
Стоит начать с того, что в литературу Гайдар пришёл с фронта. Боевой опыт писателя (в 14 лет он оказался на Гражданской войне, в 16 — командовал ротой, а год спустя стал комполка особого назначения) сформировал в нём специфическое художественное мышление. Читая Гайдара, мы погружаемся в психологию и образ мышления солдата, закинутого в мирное время, узнаём о драме человека войны, оторванного от своего абсолюта — армии. Дети в его произведениях являются полноправными участниками событий в милитаризированном мире взрослых, и чтобы стать достойным этого мира, нужно пройти некую точку сборки.
Для литературы XX века, испытавшей влияние модернизма, характерно переосмысление категории детства. Миф «детство как Эдем» проходит через художественную рефлексию. Писатели отказываются от идеализации детства, изображая мир ребёнка более сложным и глубоким.
Размышления Михаила Елизарова о том, как Аркадий Гайдар переосмысливает категорию детства, нашли отражение в предыдущих лекциях: «Инфантильный дискурс как духовно образующий принцип в произведениях В. Набокова и А. Гайдара» и «Хомо-милитарис, или поэтика рефлексирующего бесстрашия». Вкратце, Михаил указал на то, что, безусловно, для Гайдара детство — это анти-Эдем. Персонажи-дети проходят через испытания и нередко встают перед нравственным выбором, который не под силу взрослому человеку. Но взрослого уже нельзя исправить, уверен Гайдар, а вот ребёнок — это пластичный материал, его не поздно спасти. Дети — это «будущая краснозвёздная армия». Отсюда такой мощный дидактический пафос в прозе советского писателя. Только в одном случае ребёнок недостоин прощения — когда он предаёт своих (тогда он становится не солдатом, а Мальчишом-Плохишом).
Михаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия ГайдараМихаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия ГайдараМихаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия Гайдара
Нравственный выбор осложняется тем, что дети остаются без отца. «Отцеоставленность» — миф, который возникает в эпоху модернизма, когда человек радикально пересматривает вопросы наличия и отсутствия Бога. «Если Бог существует, есть ли ему до нас дело?»
В художественном мире Гайдара, пронизанном солдатским мышлением, суррогатом Бога является некий «красный абсолют», всё советское, красноармейское. Для ребёнка ориентиром является отец, фронтовой командир, представитель «красного» мира. Обретение отца — это обретение ориентира. Путь к этому лежит через героическое поведение, подвиг, путь добра.
Когда из мира уходит отец, абсолют (в художественной концепции модернизма — Бог), появляется Сатана, бесовщина. Для Гайдара, советского человека, атеиста, человека хомо-милитарис, существовало чёткое понимание добра и зла. Всё хорошее — это советское, красноармейское, солдатское, всё плохое, принадлежащее анти-миру, — это белогвардейское, «буржуинское», царское, капиталистическое. Мир, по Гайдару, делится на чёрное и белое. Такая позиция очень близка манихейству, в котором существуют два центра: тёмное и светлое, они абсолютно равноценны, как инь и ян. Поэтому выбор нужно делать сразу: ты — солдат, а если ты пока слабый ребёнок и если всё зыбко и неопределённо, как во сне, то ты должен проснуться. Сон приходит ночью, также ночь — это время, когда всё тёмное, инфернальное максимально проявляется. Чтобы выйти из этого морока, нужно пробуждение, решительное действие.
Всё инфернальное и макабрическое в поэтике Гайдара чётко маркировано (не солдатское, не красноармейское). Но иногда не лишено обаяния (безымянный дядя из повести «Судьба барабанщика»). Но принадлежность к анти-миру у писателя прослеживается чётко.
Михаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия Гайдара
Иллюстрация Д. Дубинского к повести А. Гайдара «Р. В. С.»
В рассказе «Р. В. С.» главный персонаж мальчик Димка остался без отца, с матерью и маленьким братом в небольшой украинской деревне, которую в разгар Гражданской войны попеременно занимают то петлюровцы, то махновцы. В жизни мальчика появляется дядя по прозвищу Головень, как демон, материализовавшийся непонятно откуда. «Совсем недавно забрали его красные в солдаты, а теперь он уже опять дома». Очевидно, что дядя — дезертир, а это — маркер бесовщины. Когда Головень нападает на Димку, происходит чудо — явление «красного абсолюта», красной ангелической силы — на дороге появляется конный отряд красноармейцев, командир которого спасает мальчика. Потом Димка со своим другом Жиганом укрывают раненого красного командира от одной из банд, к которым примкнул Головень. Через подвиг Димка на какое-то время обретает отца в образе спасённого командира, а значит, систему ценностей и ориентир в жизни.
В повести «Тимур и его команда» ангелические силы — светлые, добрые и тёмные, бесовские — представлены в образе детей-подростков: Тимура и его товарищей, которые создают организацию военного типа и помогают семьям красноармейцев, и Мишки Квакина, который со своей шайкой хулиганов обносит огороды. Днём Тимур и его команда — обычные мальчишки, а ночью — тайные ангелы. В тёмное время суток происходит высвобождение бесовщины, а ангелы, действуя под покровом ночи, как бы возвращают потерянный ориентир. Михаил Елизаров обратил внимание на то, что Гайдар-атеист по-своему перефразирует библейский мотив казни египетской, когда Божий ангел смерти спас тех, кто нанёс на косяки своих домов кровь жертвенного ягнёнка — так красными звеёдами мальчики помечают ворота тех, кто нуждается в защите.
В повести есть персонаж, через который Гайдар реализует мотив отцеоставленности — это Женя Александрова, дочь красного фронтового командира. Когда герои узнают, что отец Жени на короткое время появится в Москве, Тимур отвозит Женю на мотоцикле из дачного посёлка в столицу. Появляется мотив «путешествия на ангеле». Тимур нужен для того, чтобы показать, как ангелические светлые силы возвращают ребёнка отцу, возвращают ориентир.
Михаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия Гайдара
Кадр из фильма «Судьба барабанщика» (1955). Реж.: Виктор Эйсымонт
Повесть «Судьба барабанщика», по мнению Михаила Елизарова, по насыщенности бесовщины можно поставить в один ряд с романом Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении гайдаровские мотивы «спящий солдат-ребёнок, который должен совершить подвиг, чтобы проснуться и воссоединиться с отцом», нашли максимальное воплощение.
В центре повествования — мальчик Серёжа Щербачёв, который рассказывает историю своей жизни, своего «пробуждения».
После смерти матери Серёжа вместе с отцом-красноармейцем переехал в Москву, где отец женился на красавице Валентине Долгуновой. Появление женщины в художественном мире Гайдара — это тревожный звонок. Как военный человек, он культивирует пространство «мужского дома» (пропповская категория), где царит «братство воинов» (вспомним вставную новеллу о Мальчише-Кибальчише — там нет матери). Поэтому бесовское, «буржуинское» врывается в пространство «мужского дома» вместе с женщиной, и всё катится к чёрту. Возникает мотив «нехорошей квартиры», куда вторглись тёмные силы, как в романе «Мастер и Маргарита». Отец Серёжи, бывший солдат, который пытается найти себя в мирной жизни, становится директором магазина, совершает растрату и попадает под суд. Серёжа остаётся без отца. Важно то, что вся рефлексия мальчика об отцеоставленности выражается во сне и проходит сквозь призму солдатского мышления: «Прощай! — засыпал я. — бьют барабаны, марш-поход. Каждому отряду своя дорога, свой позор и своя слава. Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто».
Мачеха Валентина вскоре выходит замуж и уезжает на Кавказ. Серёжа остаётся один в пустой квартире. Детство мальчика — это не Эдем, раз в его жизни появилась мачеха и пропал отец. В это пространство отцеоставленности вторгается бесовщина, но уже не в образе женщины, а в обличии сначала приятелей-налётчиков, которые увлекают Серёжу в свой хулиганский мир в Сокольники, старьёвщика (эдакого «хитрого мелкого беса»), которому Серёжа продаёт меховую горжетку мачехи, и очень странного человека, который появляется в «нехорошей» квартире и представляется дядей, родным братом Валентины. Этот дядя, как бес, возникает из ниоткуда, и берёт Серёжу на поруки. «Жаль, что нет бога, и тебе, дубина, некого благодарить за то, что у тебя, на счастье, такой добрый дядя». Слабый герой-ребёнок, ещё не определившийся, потому что это — сон, где размыты ориентиры и пробуждение не наступило, оказывается окружён бесовщиной мира капиталистического, воровского, анти-мира, противного отцовскому, солдатскому.
Михаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия Гайдара
Кадр из фильма «Судьба барабанщика» (1955). Реж.: Виктор Эйсымонт
По традиции мировой литературы, бесы не ходят по одному. В квартире Серёжи появляется подельник дяди — старик Яков, изображающий героя-партизана, орденоносца. Гаерство и шутовство этой пары напоминают пассажи Коровьева и Бегемота и, безусловно, являются маркером анти-мира. Речь дяди изобилует советскими клише: «И это наша молодёжь! Наше светлое будущее! За это ли (не говорю о себе, а спрашиваю тебя, старик Яков!) боролся ты и страдал? Звенел кандалами и взвивал чапаевскую саблю!..». Функция беса — обесценивать, ловко манипулировать, что и совершает дядя, пользуясь советским дискурсом.
Далее в сюжете появляется мотив, известный всей мировой литературе, от народного Фауста до Гоголя, — мотив путешествия на чёрте.
Серёжа с дядей и Яковом уезжают поездом в Киев, «покататься по свету и посмотреть, как теперь живёт и чем дышит родной край», но основная цель — втянуть Серёжу в воровскую схему. Здесь можно провести параллель с «Приключениями Гекльберри Финна» (как вспоминал Рувим Фраерман, друг писателя, Гайдар любил Марка Твена), а именно — с эпизодом путешествия главного героя с авантюристами Герцогом и Королём.
Пробуждение и спасение Серёжи происходит через подвиг — мальчик стреляет из браунинга в старика Якова, оказывается ранен и в тяжёлом состоянии попадает в больницу. Через инициатическую смерть герой освобождается ото сна, и за подвиг освобождают отца Серёжи. Связь отец-сын восстанавливается.
Финал повести очень сложный и завуалированный: остаётся неясным, выжил Серёжа после своей инициатической смерти и в какой мир попали отец и сын. Возможно, говорит Михаил Елизаров, они воссоединились с мифологизированной красной материей-абсолютом, неким подобием Рая.
В финале лекции Михаил Елизаров делает вывод о том, почему тема бесовщины так важна в творчестве Гайдара. Писатель объясняет, что через дихотомию добра и зла мы можем понять, как советский автор, атеист, понимает соотношение ангелических сил, как переосмысливает идею мира инфернального и мира правильного, красноармейского. Это, по мнению Михаила Елизарова, одна из глобальных тем для осмысления советской литературы.
Михаил Елизаров — о бесовщине в творчестве Аркадия Гайдара
Текст: Кристина Кистол
Фото: Анна Фролова / «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В самом центре Ярославля развернулась уникальная уличная выставка. На площадке у Знаменской башни 16 августа можно увидеть несколько десятков портретов. Под каждым из них — своя история. История, пронизывающая до мурашек.
Эту уникальную выставку в Ярославль привёз Иван Иванович Марценюк — мастер из Карелии. Уже много лет он создаёт из дерева портреты ветеранов Валаама. Свои работы Иван Иванович объединил в уникальную экспозицию «Бессмертный полк Валаама». С ней мастер путешествует по России.
Истории, трогающие до слёз. В центр Ярославля мастер из Карелии привёз уникальную выставку
На площадке у Знаменской башни десятки портретов
«Они доживали свой век в интернате на Валааме и в других таких же местах по всей России. Они тогда были забыты и оставлены. Имена многих неизвестны. С ними никто в Бессмертном полку не пойдёт... Посему Бессмертный полк Валаама идёт с музеем памяти», — говорится в описании выставки.
Истории, трогающие до слёз. В центр Ярославля мастер из Карелии привёз уникальную выставку
Герои выставки — реальные люди
Герои выставки — реальные люди, доживавшие свой век в доме инвалидов на острове Валаам. О многих из них известно очень мало, некоторые не имели возможности даже назвать своё имя. Объединяет их всех одно — тяжёлая судьба и жизнь, которую поломала Великая Отечественная война.
«Солдат Андрей Фоминых. Южно-Сахалинск. В ожесточённом бою был тяжело ранен. Рана так и не зажила. Так он и не доехал до родных мест... Далеко Валаам от Сахалина...»;
«Неизвестный солдат. Никто ничего не знает о жизни этого человека. В результате тяжелейшего ранения он потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему возможность только видеть... 1974 год»;
«Нюра Иванова. За два дня до войны её мужа-военного отправили в Брестскую крепость. Услышав по радио о начале войны, она упала в обморок — лицом в горящую печь... Маску ей изготовили по довоенной фотографии. Она пела народные песни чудным задушевным голосом... 1976 год».
Истории, трогающие до слёз. В центр Ярославля мастер из Карелии привёз уникальную выставку
Солдат Андрей Фоминых из Южно-Сахалинска
Произведения Иван Марценюк вырезает из дерева по рисункам художника Геннадия Доброва, побывавшего на Валааме в 1974 году и написавшего свои портреты с натуры.
Истории, трогающие до слёз. В центр Ярославля мастер из Карелии привёз уникальную выставку
Не все даже могли назвать своё имя...
История о том, как и зачем Иван Иванович начал создавать эти работы, особенно пронзительна.
— Давно-давно был знакомый дядя Вова, и принёс он мне металлическое корыто, длинное такое, бросил на землю и сказал: «Для ветеранов». Я, конечно, не понял, переспросил, и вот что он мне поведал, — рассказал мастер. — Что на Валааме на острове есть дом инвалидов-ветеранов. Там такое длинное корыто. Летом оно лежит прямо на земле на улице. И кто приносит еду, выливает еду прямо в корыто. И калеки, хочу напомнить, ветераны, кто как могли ползли и ели...
Истории, трогающие до слёз. В центр Ярославля мастер из Карелии привёз уникальную выставку
Такая цена нашей жизни...
История Ивана тронула до глубины души. Однако тогда он не знал, правда это или вымысел. Но рассказанное запомнил. А спустя годы изучил историю Валаама.
— И дюже мне обидно стало. Больше за нас, за живущих. Как же мы жить-то будем?! Жить как будем при таком беспамятстве?! А жить-то надо. Говорят, сам себя не убьёшь, а мы убиваем. Убиваем беспамятством, нерадением. И я придумал, что я могу сделать. Что я могу сделать для них. «Для них» здесь не очень верные слова. «Для них» — это прежде и вернее значит «для себя». И попробовал повторить их, вырезав на досках рисунки Доброва. И вдруг, хотелось бы, их увидят и вспомнят! О ветеранах, о великой Победе. Почему памятью не разделить Победу с ними? И тогда Победа станет и нашей Победой...
Истории, трогающие до слёз. В центр Ярославля мастер из Карелии привёз уникальную выставку
«Для них» — это и «для себя»...
Под одним из портретов написано: «Умирают солдаты дважды. От штыка или пули вражьей. И спустя много лет в грядущем. От забывчивости живущих». Но благодаря подобным выставкам память о них, умерших полвека назад в забвении, жива до сих пор. Бегущие этим солнечным августовским днём по своим делам ярославцы хотя бы на минутку останавливаются, чтобы открыть для себя ещё несколько страниц истории той страшной войны, и вряд ли кого-то экспозиция оставляет равнодушным...
Истории, трогающие до слёз. В центр Ярославля мастер из Карелии привёз уникальную выставку
Многих выставка тронула до слёз...
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Союз фотохудожников России — общероссийская общественная организация, объединяющая фотографов. Сегодня членами союза являются более двух тысяч фотохудожников, фотожурналистов, фотокритиков, а также фотолюбителей.
В Союзе от Ярославской области состоят семь человек, среди которых Елена Кузьмичёва, вошедшая в организацию в 2023 году. Елена Кузьмичёва — фотограф, работающий с монохромными снимками, автор нескольких книг-проз, которые вышли в издательствах «Русский Гулливер» и «Формаслов».
«Яркуб» пообщался с Еленой и задал ей вопросы о том, какие места Ярославля вдохновляют на творческий процесс.
— Как Вы стали фотографом?
— Стать фотографом я никогда не планировала. Начала фотографировать примерно десять лет назад. Тогда у меня появился первый фотоаппарат, достаточно лёгкий и компактный, чтобы всегда брать его с собой. Постепенно это занятие стало естественной частью моей жизни, способом исследования мира и себя, взаимодействия с окружающим.
— Как творческая профессия повлияла на жизнь?
— Для меня фотография — это своего рода медитация и арт-терапия. Такие вещи, конечно, помогают в жизни. Фотография даёт возможность полностью сосредоточиться на моменте и погрузиться в его красоту. Но в то же время не просто запечатлеть картинку, а создать нечто новое на её основе. Что-то вроде изменённой реальности, в которой можно почувствовать себя как дома.
— Какое образование Вы имеете в области фотографии? Проходили ли Вы какие-либо специальные курсы или обучение?
— Я никогда не изучала фотографию и не имею специального образования в этой сфере искусства. По образованию я журналист.
— В каком направлении Вы снимаете? Почему именно оно?
— В основном я работаю с чёрно-белыми фотографиями. В отличие от цветных снимков, монохромное изображение изначально отличается от того, что видит человеческий глаз. Эта разница вдохновляет меня уже на этапе съёмки независимо от результата. Мой творческий процесс чаще всего сводится к спонтанному поиску красоты вокруг. Иногда я выделяю время для этого поиска, но чаще фотографирую между дел, в поездках или во время прогулок. Потом я редактирую цифровые фотографии, чтобы сделать их более объёмными и атмосферными. Я стремлюсь привнести в них какую-то часть себя, своего настроения, мироощущения, воспоминаний. Смысл снимка порой раскрывается только на этапе постобработки, и это вдохновляет меня на создание серии фотографий или чего-то совершенно нового. Но мне сложно сказать, почему направление именно это. Меня плавно привели к нему события жизни, а не осознанный выбор.
Заволжский район, Елена Кузьмичёва, 2020
— Что Вам больше всего нравится фотографировать в Ярославле?
— Было время, когда я не могла надолго отлучаться из дома и несколько лет фотографировала одни и те же места: несколько полей, рощу и пруд поблизости. Эти места в Заволжском районе Ярославля, на которых я тогда была вынуждена сосредоточиться, в то же время были местами моего детства. Я чувствовала глубокую связь с ними. Мне нравилось ходить одним и тем же маршрутом, каждый раз находя что-то новое на привычном пути. Сейчас этих мест уже не существует. Поля и лес полностью застроены. Многие деревья исчезли, но я могу возвращаться к ним, вспоминая по фотографиям.
Берег Волги в районе Софийской церкви, Елена Кузьмичёва, 2020
— Кому Вы благодарны за весь период своего творчества?
— В первую очередь, моим близким. Без их поддержки и любящего присутствия ничего бы не получилось. Также я благодарна NFT-комьюнити (сообщество в соцсетях, где люди объединены определёнными цифровыми объектами, обозначающими уникальный предмет, который хранится в интернете. — Прим. авт.). Эти ребята из разных стран и разных сфер искусства присутствовали в моей жизни только онлайн, но долгое время помогали мне развиваться и вдохновляли своим творчеством.
— Какое место в Ярославле Вас вдохновляет на создание новых снимков?
— Меня вдохновляет природа на окраинах города, деревни, старые кладбища, заброшенные дома, в которых остались следы человеческого присутствия. Но обычно я ничего не планирую заранее. Просто наблюдаю, как нечто прекрасное появляется на моём пути само по себе, куда бы я ни пошла. В Ярославле я люблю бывать в Тверицком бору, на Верхнем острове, Тверицкой набережной и в целом на берегу Волги. Но ключевой момент здесь, скорее всего, пешая доступность. Если бы я жила в другом районе, места были бы другие.
Тверицкая набережная, Елена Кузьмичёва, 2020
— Фотографом рождаются или становятся?
— Думаю, человек рождается с множеством возможностей и перспектив, которые мало-помалу уточняются в зависимости от обстоятельств и личного выбора.
— Что бы Вы посоветовали начинающим фотографам, которые только делают свои первые шаги в этой сфере?
— Если честно, не люблю, когда мне дают советы, поэтому и сама не хотела бы давать их начинающим. Я вижу, как люди находят себя в искусстве самыми разными путями. Иногда этому способствует образование, иногда впечатляющие работы других художников, внимательный и терпеливый поиск чего-то родного в мире, любовь дорогих людей. Но бывает и так, что ты ничего не ждёшь и просто делаешь привычные вещи — но что-то приходит в твою жизнь и остаётся в ней надолго. Последний вариант, наверное, мне ближе всего.
Железная дорога, ведущая к станции Филино, Елена Кузьмичёва, 2021
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Культура граффити зародилась, когда американские подростки придумали ставить свои подписи повсюду, куда бы они ни пошли: на заборах, вагонах метро и стенах домов. Желая выделиться, многие разрабатывали свой стиль или рисовали провокационные картинки.
С тех пор многое изменилось: из-за потребности человека выходить за рамки и создавать новые формы граффити эволюционировали в стрит-арт, который начали рассматривать как нечто художественное. Сейчас уличное искусство заняло уникальное положение в городском пространстве.
В Ярославле творческое объединение UNICK не первый год украшает стены удивительным разнообразием стрит-арта — от монументальных красочных муралов до рисунков по сюжетам картин классиков и сказок.
«Яркуб» встретился с художником Анатолием Modvag Байковым. Он рассказал о целях объединения UNICK и о том, как собрать вокруг себя сообщество единомышленников и почему уличное искусство важно для современного города.
История объединения UNICK сложилась вокруг одноимённой граффити-команды, образовавшейся в далёком 2005 году. Многие из тех, кто начинал тогда, уже отошли от дел и не занимаются стрит-артом, но кто-то сквозь года пронёс идею подарить городу больше красок.
— Когда в 2009-м я вступил в команду, мне сразу стало понятно, что нужно быть не просто ребятами, которые пишут на стенах. Нужно создавать что-то более ценное для города и жителей. Так образовалось творческое объединение в том виде, в котором существует сейчас. В него входят художники, музыканты и фотографы. Мы работаем со всеми видами творчества, пытаемся объять необъятное, — рассказывает Анатолий Modvag.
С зарождения UNICK прошло больше 15 лет. Главная идея и смыл, заложенные в самом начале, с тех пор не поменялись: популяризация стрит-арта как нового явления для Ярославля.
— Это не противозаконные граффити, а именно уличное искусство, — весьма ёмко замечает Анатолий.
Художники, фотографы, музыканты, видеомейкеры — проще говоря, творческие люди. И похоже, что одним стрит-артом они не собираются ограничиваться.
На протяжении долгого времени Екатерина и Анатолий Байковы пытались создать галерею, центр современного искусства. Наконец, в 2020-м, идею удалось воплотить, и пространство сразу покорило ярославцев разнообразием выставок. А уже этим летом UNICK открыли творческий кластер на Салтыкова-Щедрина. В старинном здании расположились художественные мастерские, кофейня, граффити-маркет, зона для мастер-классов и лекций, лавка винтажной посуды и магазин домашнего декора. Как говорит Анатолий, все начинания требуют полного погружения в работу. И принцип объединения прост: сделать хорошо и качественно, чтобы нравилось самим и окружающим.
Пожалуй, в новом пространстве в полной мере раскрывается значение слова UNICK — это либо unite, что значит «объединить», либо unique — «уникальный».
Когда ты занимаешься не совсем стандартной деятельностью, всегда важно собрать вокруг себя команду близких по духу людей, разделяющих те же ценности.
— Наш коллектив не такой большой — это наши близкие друзья и единомышленники, с которыми мы давно работаем. Но к нам приходят и новые люди. Они идут потому, что знают нас, знают, что мы делаем для города. Приходят с новыми предложениями, или мы с высоты прожитого опыта можем что-то им подсказать. Собственно, так и выстраивается взаимодействие — на взаимном понимании и доверии, — рассказывает Анатолий.
Гуляя по городу, вам не придётся далеко ходить, чтобы найти искусство. Оно проявляется в архитектуре зданий, уличных выставках, но именно стрит-арт «поставляет» нам одни из самых ярких работ всевозможных размеров и стилей. Да, некоторые из них нелегальны и сделаны под покровом ночи, однако UNICK не ставят себе цель резонировать или вывести на эмоции горожан и градозащитников.
Пусть многие и считают, что миссия стрит-арта — бунт и поход против системы, Анатолий придерживается мнения, что лишний раз обострять внимание вокруг какой-либо проблемы не всегда является правильным решением.
— Стрит-арт находится в общественном поле. Из-за этого есть множество мнений, большинство из которых основаны на личном восприятии. Порой людям очень сложно объяснить, что мы не просто берём образы из головы, а создаём работы на основании опыта. У уличного искусства нет рамок, соответственно, не может быть упорядоченности в этом вопросе. Вы просто должны довериться процессу, — говорит художник.
После каждого фестиваля «Ярстритарт», который проходит ежегодно с 2015 года, в Ярославле появляется с десяток новых муралов — это и кот на улице Свободы, и княжна Тараканова на Спортивной, и сразу несколько сюжетов на опорах Толбухинского моста — перечислять можно долго. Пожалуй, как раз этот фестиваль хорошо показывает, как ярославские уличные художники стремятся преобразить город, подарить ему больше цвета и красок.
Бесспорно, стрит-арт влияет на культурный код города, однако в Ярославле он сложился до появления и развития уличного искусства. Исторический центр, зона ЮНЕСКО, считается, что Ярославль — город храмов и старинных зданий — всё это говорит о том, что граффити довольно сложно вписать в городской ландшафт. Как же тогда совместить, кажется, несовместимое?
— У меня есть чёткое разделение этого вопроса. Я действительно очень люблю свой город, и мне важно, чтобы он оставался в чистоте. Мне важно, чтобы людям, которые приезжают за историей, стрит-арт и граффити не мешали насладиться тем, за чем они приехали. Есть понимание, что Ярославль в себе хранит традиции и многовековую историю, поэтому стрит-арт должен быть на втором плане, — отвечает Анатолий.
Для одних стрит-арт остаётся бельмом на глазу, остальным же позволяет взглянуть на улицы под другим углом, ведь безликие колонны мостов и полный высоких бетонных зданий город преображается благодаря добавлению цвета. Если развивается уличное искусство, значит, в городе есть люди, которые хотят общаться языком творчества.
— Стрит-арт — это неотъемлемая часть городской среды, которая определяет его вектор в современность и будущее. Уличное искусство должно быть в каждом городе, но в меру и в правильных местах. Если это будет вызывающе, всегда есть 10-15 литров фасадной краски, чтобы решить проблему, — считает лидер UNICK. — Весь стрит-арт, вся связанная с ним история строятся на простом принципе — нужно находить компромиссы. Делать своё и при этом искать формы и сюжеты, которые город бы устраивали. Это самый главный рабочий принцип.
Уличные художники создают свои работы с верой в то, что место искусства не только в музеях, но и на улицах, среди людей. Это находит отклик у молодёжи — бесчисленное количество фото в соцсетях на фоне новых граффити говорят сами за себя. Но и люди постарше ждут новых событий и приходят на выставки не реже, чем молодые.
— Молодые — двигатель. Для нас важно, чтобы молодёжь прошла более короткий путь к тем результатам, на которые у нас ушло много лет. Мы делимся опытом абсолютно бесплатно, потому что людям нужно давать знания, чтобы они могли двигаться вперёд, — признаётся Анатолий. — Но и просвещать всех остальных — это тоже одна из наших задач. Нам важно, чтобы люди приходили и внедрялись во все творческие и нетворческие процессы.
За годы своего существования UNICK провели множество выставок современного искусства, которым нет аналогов в городе. Пока Музей современного искусства выставляет академическую живопись, здесь представлены другие ответвления творчества разных художников — от цифры до фигуративизма.
— Культурная составляющая города хромает: у нас много архаичного и мало современного. Хочется этот дисбаланс выровнять. Условно: где сейчас выставки современного искусства? Куда ушла культура электронной музыки? Всё это есть в переизбытке в столицах и крупных городах. Соответственно, нужно это создавать у нас. Чтобы никто не думал, что в нашем городе настолько грустно и скучно, что надо уезжать из него. Нет, ты можешь всё сделать здесь, можешь здесь стать кем угодно, — считает Анатолий.
Проекты UNICK всегда привлекают молодых художников со всех уголков страны. Многие не раз возвращаются. Даже не ради гонорара, а потому что знают: в Ярославле их примут единомышленники, готовые сделать родной город ярким, красивым и привлекательным.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».