Творчество

11 июля 2024 в 16:55
Студенты Ярославского педагогического сняли документальный фильм про учительницу из Заозерья
Алёна Петухова стала героиней первой серии киноальманаха «По наследству», посвящённого профессии педагога.
Студенты Ярославского педагогического сняли документальный фильм про учительницу из Заозерья

Какую роль играет педагог в России XXI века? Как передать профессию учителя будущим поколениями? Этими вопросами задались студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и создали проект «По наследству». Для него они собрали уникальные педагогические истории и объединили их в цикл документально-методических фильмов.

Ещё столетие назад учитель учителей говорил, что у целостной личности отсутствует раздвоение в душе и убеждениях — крайне важная черта для педагога. Студенты, чей университет носит имя Константина Дмитриевича Ушинского, чтут его заветы. Они рассказали о тех, кто не только учится сам, но и обучает других.

Героиней первой серии с подзаголовком «Отечествоведение» стала учительница Алёна Петухова. Она родилась и выросла в Заозерье Угличского района, мечтала стать стюардессой, уехала в столицу, но вернулась на малую родину.

Этот фильм — знакомство с судьбой человека, решившего сделать мир вокруг себя лучше и научить этому других. В картине Алёна рассказала о важности краеведения: благодаря этой науке маленькие истории соединяются и образуют глобальную историю страны.

— Эта была первая крупная поездка нашей команды. Нужно было успеть всё снять за один день. Мы заблудились на дорогах, на половине пути поняли, что один из операторов забыл камеру, а ещё боялись ливня. Но мы справились, — поделился автор фильма Данил Святохо, студент факультета русской филологии и культуры ЯГПУ. — История Алёны одновременно вдохновляет и заставляет немного погрустить. Она мечтала стать стюардессой и улететь из Заозерья, но волею судеб вернулась в село. И, как мне кажется, к счастью. Те проекты, которые делает Алёна, никогда не потеряют актуальность. А той любви и энтузиазму, с которыми она подходит к своей работе, можно лишь позавидовать и взять пример. Человек красит место.

Героями стали как педагоги и учителя, так и сам университет имени Ушинского. Всего для цикла снято шесть серий, каждая из них — отдельная история. Премьера всех фильмов состоится в начале учебного года, обещают создатели.

Видео: Медиа ЯГПУ

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

11 июня 2024 в 20:19
Знакомые мелодии с помощью обычных бутылок: Ярославль вновь посетил известный бутылофонист из Петербурга
Фёдор Григорьев заглянул в столицу Золотого Кольца на два дня.
Знакомые мелодии с помощью обычных бутылок: Ярославль вновь посетил известный бутылофонист из Петербурга

В Ярославль вновь приехал бутылофонист Фёдор Григорьев из Санкт-Петербурга. Услышать исполнение знакомых мелодий на необычном инструменте жители и гости города смогут 11 и 12 июня.

Напомним, в прошлом году мы подробно рассказывали о творчестве этого музыканта. Бутылофон — именно так называется музыкальный инструмент — представляет собой конструкцию, состоящую из пары десятков стеклянных бутылок с водой, подвешенных к бамбуковым палкам. Сконструировал его сам Фёдор. Самостоятельно собирает инструмент он и на улицах городов перед выступлениями. На сборку уходит, кстати, не так много времени — порядка 20 минут.

Вообще, Фёдор — уличный музыкант. На улицах играл на ксилофоне и маримбе ещё в начале 2000-х. Затем в какой-то момент решил попробовать что-то новое.

— В самодельном инструменте всё-таки есть какая-то прелесть и необычность. Он больше привлекает внимание туристов и прохожих, — рассказывал нам Фёдор в прошлом году.

Играет на бутылофоне Фёдор уже 12-й год. Исполнить можно, как отмечает музыкант, практически любое произведение, для исполнения которого достаточно двух с половиной октав.

— Чем бутылка больше и стекло тоньше, тем ниже звук. Чем стекло толще и бутылка меньше — выше звук. А вода понижает тон, — охотно делится секретами мастерства Фёдор.

Кстати, исполнитель со своей программой объехал уже множество городов России и даже не раз играл за рубежом. В этом году в Ярославле он пробудет два дня — 11 и 12 июня. Вечером во вторник он играет на улице Кирова. А в День России, как нам рассказал музыкант, планирует порадовать ярославцев и туристов на верхнем ярусе Которосльной набережной, в тени деревьев.

Фото и видео: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

22 мая 2024 в 19:33
Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы
Знакомим с талантливыми мастерами и их творчеством.
Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Столица Золотого кольца богата не только достопримечательностями, но и своими умельцами. Издревле рукоделием занимались наши мамы и бабушки. Они пряли шерсть, ткали, плели кружева, передавая мастерство из поколения в поколение. Со временем ремесло обрело новое и современное название — «хенд-мейд».

Хенд-мейд (англ. handmade — «ручная работа») — создание изделий декоративно-прикладного искусства мастером или небольшим коллективом. По сути, это ручная работа, в которой объединены творческие мысли и эксклюзив. Авторские работы обладают большой ценностью, поэтому разным видам изделий handmade отдают особое предпочтение.

«Яркуб» составил подборку местных мастерских, где гости и жители Ярославля смогут приобрести уникальные сувениры или подарки для себя и своих близких.

Мастерская деревянной игрушки «Сказки Дерева»

Окунуться в далекую атмосферу детства 90-х годов поможет творчество «Сказок дерева». Мастера с участием профессионального художника изготавливают деревянные игрушки, расписанные вручную.

Директор мастерской Михаил Юрьевич обратил внимание на большие преимущества природных материалов, которые традиционно применялись в народном ремесле.

— Ещё с давних пор ребёнок играл с очень простыми игрушками, наделяя через свою фантазию деревянный брусочек и лоскуток волшебными свойствами. Так он познавал мир. Каждый ребёнок обладает невероятной чувствительностью. Дерево — тёплое. И ребёнок, как никто другой, особенно чувствует тепло, которое заложено в наши игрушки, — рассказал о народном ремесле Михаил Юрьевич.

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Адрес: город Ярославль, Тормозное шоссе, 1.

Мастерская «Юрьевское»

Особой теплотой и любовью наполнены валяные изделия мастерской «Юрьевское», выполненные из натуральной овечьей шерсти. Интересно, что на одноимённой ферме разводят овец романовской породы, шерсть которых отличается своим высоким качеством. Творческое предприятие возродило старинное ремесло и подарило новую жизнь традициям валяния.

«Посетив мастерскую, вы сможете не только полюбоваться уникальными работами наших мастериц, но и убедиться в том, что старинное ремесло радует и удивляет людей. Оно наполняет дома теплом и уютом, делает ощутимой ту незримую связь с нашими предками, которые так славно трудились на ярославской земле», — обещают мастерицы в своей официальной группе во «ВКонтакте».

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Творческая мастерская Анастасии Порывкиной

В «Мастерской подарков Анастасии Порывкиной» большое разнообразие изделий: свечи, мыло, чайные домики, шоколад. Каждому посетителю мастерской точно предоставится возможность подобрать изделие на любой праздник. А туристов точно заинтересуют сувениры с изображением достопримечательностей столицы Золотого кольца и медведя — символа города.

— Изделие, сделанное вручную, уникально. При заказе мастер очень тщательно контролирует весь процесс изготовления, учитывает все предпочтения и готов воплотить даже самые безумные идеи. Мастера очень трепетно относятся к своему детищу, работая с особой любовью и душой, — поделилась с «Яркубом» Анастасия Порывкина мыслями о том, в чём ценность ручной работы.

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Познакомиться с творчеством Анастасии вы сможете по адресу: город Ярославль, проспект Толбухина, 8/75, помещение 109.

Мастерская Пряничный домик

Ярославцы удивят вас и старинным пряничным ремеслом. Мастерская Пряничный домик бережно сохраняет древние обычаи, профессионально переплетая их с современными тенденциями в мире кондитерского искусства. Мастера своего дела с радостью проведут для вас экскурсию или мастер-класс, где вы сможете попробовать себя в роли пекаря и создать медовое традиционное лакомство.

— Приобретению пряников ручной работы отдают предпочтение из-за его красивого дизайна и авторского исполнения. Сейчас появилась ещё и возможность сделать пряники своими руками на мастер-классах или с помощью наборов самостоятельной росписи. Традиция украшать пряники и самостоятельно выпекать для кого-то хобби и развлечение, но для нас это дело стало профессией, — поделилась хозяйка «Пряничного домика» Инесса Воробьёва.

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Перенестись в ароматный мир создания авторских пряников вы сможете по адресу: город Ярославль, улица Андропова, 27/19.

Strix — авторская парфюмерия

Местные парфюмеры предоставят вам возможность почувствовать ароматы, вдохновлённые природой, сказками и волшебством. В одном флаконе грамотно подобрано сочетание разных нот, которые перенесут вас в удивительную атмосферу.

— Духи можно в какой-то степени сравнить с музыкой: брендовые парфюмы — классика, а авторские духи — новые направления. Благодаря большому разнообразию, каждый человек может выбрать что-то наиболее подходящее конкретно ему, и это здорово! Создание ароматов — творческий процесс, для которого мы черпаем вдохновение из разных источников: природа, мифология, литература, фильмы и так далее. Наши духи — это небольшие истории, рассказанные с помощью аромата, — с удовольствием поведала владелица мастерской Евгения.

Сделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работыСделано с любовью: ТОП-5 ярославских мастерских по созданию изделий ручной работы

Обернётся удача почувствовать аромат цветочных фей из новой весенней коллекции мастерской вам по адресу: город Ярославль, улица Угличская, 12.


И это лишь часть талантливых и творческих ярославцев, которые воссоздают культурное наследие с помощью традиционных ремёсел. Мастерские с радостью познакомят жителей и гостей Ярославля с богатой историей через свои изделия и проведение мастер-классов.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

18 апреля 2024 в 18:00
Фермеры из Ярославской области покорили «Россию»
Хозяйство «Юрьевское» из Первомайского района представило свои достижения в столице.
Фермеры из Ярославской области покорили «Россию»

Международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ, которая проходит в Москве с 4 ноября 2023 года по 8 июля 2024-го, — это масштабное событие, объединяющее представителей всех регионов и многих отраслей. В рамках выставки участники демонстрируют свои достижения и обмениваются опытом, а посетители экспозиций знакомятся с культурными, экономическими и туристическим особенностями каждого уголка нашей страны.

Площадка Ярославской области на протяжении всей выставки пользуется популярностью. Здесь представлены макет Волжской набережной в Ярославле, снегоход «Буран», а гостей «России» встречает символ региона — большой медведь с секирой. В минувшую субботу, 13 апреля, в павильоне было особенно людно. В этот день Ярославскую область представляло сельхозпредприятие «Юрьевское» из Первомайского района.

Мы побывали на выставке и пообщались с руководителем фермерского хозяйства и гостями. Как прошло это важное мероприятие, читайте в нашем репортаже.


Сельхозпредприятие «Юрьевское» профессионально занимается разведением племенных овец романовской породы и возрождением исконно русского ремесла валяния. Именно необычные изделия из шерсти романовской овцы стали центром внимания публики.

Немного окунёмся в историю и вспомним, что с середины XVIII века Ярославская губерния была центром валяльного промысла, так как именно в этих краях расцветало овцеводство. Шерсть романовки считалась лучшим сырьём для производства валенок. Но одними валенками сейчас мало кого удивишь, поэтому юрьевские мастерицы привезли с собой кокошники, банные шапочки и сказочные изделия из коллекции «Волшебные предметы».


Своим делом «Юрьевское» напоминает о важном аспекте сельского хозяйства — благородном труде деревенского человека. Ведь что есть деревня без творческого энтузиазма фермеров и ремесленников? На них, как считает руководитель хозяйства Александр Чачин, держится эта важная отрасль экономики большой страны.

— Русские ремёсла и традиционные промыслы — это неотъемлемая часть культуры России, на них зиждутся ценности народа. «Юрьевское» стремится не только сберечь наследие наших предков, но и приумножить его. Помимо исконно русских пород сельскохозяйственных животных, мы сохраняем для будущих поколений ремесло валяния из шерсти романовской овцы, — отметил Александр Чачин.


При сельхозпредприятии открыта «Юрьевская мастерская», которая успешно реализовала Президентский грант с проектом «Новая жизнь традиций валяния». Его целью ставится возрождение культуры ремесла шерстеваляния и популяризация аутентичных техник и современных творческих подходов в использовании войлока. Кроме того, регулярно проводятся мастер-классы в детских учреждениях и отсылаются лечебные изделия в дома престарелых. О всех этих общественных и культурных инициативах узнали гости выставки «Россия», пока примеряли на себя чудесные кокошники.


Многих гостей ярославской площадки поразило качество исполнения войлочных изделий. Секрет мастериц очень прост: жёсткая и безжизненная промышленная шерсть никак не сравнится со «своей» — мягкой и податливой. Дело в том, что её стирают средствами, не несущими вреда окружающей среде и не влияющим на свойства волокна. Так, войлок никогда не сгниёт, а моль будет пролетать мимо.

— Очень интересный павильон! Зашли сюда и задержались надолго, потому что хочется всё примерить, сфотографировать. Просто потрясающее;

— Выставка замечательная! Примерили все арт-объекты, особенно впечатлил рассказ про сельхозпредприятие «Юрьевское» — очень познавательно! — поделились впечатлениями посетители экспозиции.


Конечно, пару слов нужно сказать и о виновнице торжества — романовской овце, которая сейчас гостит на ВДНХ. Овечки хорошо обустроились на городской ферме и радуют людей всех возрастов.

Руководитель «Юрьевского» рассказал, что былая популярность романовки возвращается. Фермеры Первомайского района хорошо понимают, что, кроме высокой плодовитости и мясной продуктивности, романовская овца обладает отличными шубными качествами. Поэтому состриженной шерсти дают вторую жизнь: умело превращают в удивительные изделия или игрушки.


Гордость за сохранение и развитие этой породы, которую по праву можно считать национальным достоянием, — лейтмотив всей деятельности «Юрьевского». Патриоты в животноводстве рады как высоким наградам, так и улыбкам простых людей.

— Этот день запомнился нам всем как важный этап в развитии нашего предприятия. Мы благодарны за возможность представить себя на столь престижном мероприятии и за внимание, которое нам уделяли посетители. Это стало для нас не только шансом показать свои достижения, но и мотивацией идти дальше, совершенствовать наше производство и продолжать радовать своих клиентов качественными продуктами! — рассказал директор СП «Юрьевское» Александр Чачин.


Участие в выставке «Россия» позволило «Юрьевскому» продемонстрировать свою продукцию широкой аудитории, заявить о себе на всю страну. Посетители фотографировались в изделиях, а особенно заядлые знатоки тонкостей сельского хозяйства слушали об уникальных свойствах романовской овцы — жемчужины Ярославской области.

Сотни, если не тысячи, довольных людей выходили из павильона Ярославской области. Ещё бы! Теперь можно похвастаться фотографией в красивом кокошнике и с забавной табличкой. Мастерицы «Юрьевского» зарядили гостей хорошим настроением и подарили незабываемые впечатления, а главное, напомнили, что жизнь — в деревне!


Фото: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
18 апреля 2024 в 11:04
«Движения рук напоминали мне танец»: молодая актриса об уникальной постановке и изучении языка жестов
Корреспондент «Яркуба» оценила спектакль и пообщалась с исполнительницей главной роли проекта.
«Движения рук напоминали мне танец»: молодая актриса об уникальной постановке и изучении языка жестов
15 апреля в учебном театре Ярославского театрального института прошёл спектакль «Я — А-Н-Н-А!». В нём рассказывается история 13-летней девочки с нарушениями слуха. Спектакль особенный — единственный в области он показывается полностью на языке жестов.

Исполнительница главной роли и по совместительству автор социального проекта — Ксения Леханова. Корреспондент «Яркуба» посетила спектакль и познакомилась с актрисой. Она поделилась с нами секретами подготовки необычной постановки.

«Я — Анна! Я — кулак!»


  Погружение в историю происходит с первых секунд спектакля. Создаются специальные шумы, которые слышат люди с нарушениями слуха. Слова выводятся на проектор, чтобы обычные люди могли понять, что пытается до них донести героиня.

Начинается спектакль в абсолютной тишине. На сцену выходит мим, заклеивает себе рот, а после начинает молча взаимодействовать с публикой. Но «общение» не клеится, ведь зрители посмеиваются и не понимают, чего хочет парень. Тот машет в деланном отчаянии рукой и покидает сцену. С этого момента начинается захватывающая история о глухой девочке Анне. Она на жестовом языке рассказывает зрителям историю своей небольшой жизни.



В этой истории всё: нелюбовь в семье, буллинг в школе, инклюзия и дружба. Особое внимание уделяется проблеме непринятия детей с нарушением слуха. В школе ровесники издеваются над Анной и унижают. Но и дома девочка не может найти поддержку. Мама и бабушка Анны даже не пытаются выучить жестовый язык, чтобы с ней взаимодействовать.

Единственная отрада девочки — рыбка Лондон с красивым золотистым хвостом. Девочка ухаживает за ней, пытается с ней общаться. Жизнь её практически полностью сосредотачивается на этой рыбке, ведь никаких других хороших моментов в её существовании больше нет.

Однако Анна — «кулак», поэтому, прочитав несколько томов Джека Лондона, девочка решает путешествовать. Она берёт деньги отца и отправляется во Владивосток. Там, голодная и замёрзшая, она созерцает море... Концовка открытая, зритель может только догадываться, что дальше происходило с Анной. Может быть, она погибла в далёком Владивостоке, а может, обрела покой.

Язык жестов подобен танцу

После спектакля нам удалось пообщаться с Ксенией Лехановой. Девушка является студенткой четвёртого курса ЯГТИ и играет в учебном театре. Ксения стала также и автором социально-театрального проекта «Я — А-Н-Н-А!», так как уверена, что социальные проблемы необходимо освещать.

— История очень жестокая, но реальная, — объяснила Ксения. — Если я смотрю на неё с точки зрения восприятия моей героини, то мир к девочке «глух». Но из этой серой реальности есть выход в мир фантазии. Поэтому в конце пьесы Анна и отправляется в другое место, на другой уровень.

По словам актрисы, то, что происходит в современном мире, выражено и на сцене. Даже в «отрыве» от истории глухой девочки остаются актуальные проблемы: буллинг, поиск слабого звена, конфликты с родителями и тотальное одиночество.



Проблематика взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья для Ксении близка. Помощью особенным детям актриса занималась ещё в школе.

— Я училась в ярославской школе № 43, и мы сотрудничали с Гаврилов-Ямским интернатом для слепых детей. Сестра нашей учительницы математики преподавала в этом интернате, наш класс ездил туда.

Ксения Леханова не только талантливая актриса, она ещё и полиглот. Язык жестов, который пришлось ей учить для роли, стал пятым из освоенных.

— Я знаю английский, русский, немецкий, французский и жестовый. Последний, наверное, дался мне сложнее всех. Мне на нём до сих пор на спектаклях бывает страшно общаться. Боюсь перепутать жест, переживаю, что зрители меня неправильно поймут.



Однако страхи забываются, когда в жесты начинаешь вкладывать определённый смысл. Актриса отметила, что именно на жестовом языке можно выразить то, что нельзя сказать словами.

— Когда мне начали показывать этот язык, я думала, что жест — это слово, выраженное руками, — рассказала актриса. — Движения рук напоминали мне некий танец. Потом в эти жесты мы начали вкладывать смысл, и всё начало срастаться. Вскоре я смогла некоторые фразы сочинять сама. Жестовый язык вообще очень экспрессивный, яркий, выразительный.

Для взаимодействия с глухими людьми важно знать не только язык жестов, но и соблюдать определённые правила.

— Очень важна чёткая артикуляция, потому что люди с нарушениями слуха часто читают по губам. Ещё нужно, чтобы руки были свободные, нельзя ими перекрывать лицо, иначе не будет видно губы. Кстати, слишком низко опускать руки тоже нельзя.



Жестами создала напряжение в пьесе

Изучение роли, по словам Ксении Лехановой, оказалось для неё несложным благодаря знанию языка жестов. Он помог девушке не только взаимодействовать с глухими людьми, но и создать внутреннее напряжение в пьесе.

— Мне очень помог язык, как ни странно. Во всей пьесе абсолютно нет конфликта. Вернее, он односторонний. Это неправильная драматургия спектакля, потому что обычно есть определённое сопротивление противоборствующих сил, а тут героиня плывёт по течению.

Сложность роли — взаимодействие одновременно и со зрителем, и с другими актёрами на сцене. Основной задачей было сделать спектакль не «однобоким».

— Задача, которую нам поставил режиссёр, заключалась в том, чтобы эта история была не только про буллинг глухих. Мы очень хотели показать зрителям, что эта пьеса и про обычных людей. Например, подружка Анны Соня также оказывается жертвой буллинга. Но в отличие от Анны, сбежать от суровой реальности она боится.



Сама постановка подсветила все мрачные стороны жизни человека с ограниченными возможностями здоровья.

— Спектакль показал мир таким, какой он есть в действительности, — рассказала Ксения. — В конце пьесы Анна уезжает во Владивосток, чтобы открыть для себя мир мечты. В реальности, я думаю, невозможно это сделать. Но лично мне очень бы хотелось стремиться к чему-то светлому, хотя бы даже банально к любви друг к другу.

Несмотря на то, что Анне удаётся уехать, этот шаг не воспринимается зрителем как побег от самой себя. В её отъезде есть некий внутренний протест против несправедливости.



Занятия идут с восьми утра до трёх ночи

Кстати, учиться в театральном институте и играть в спектаклях — задачка не из простых. Сначала у студентов идут пары, а потом актёрская практика.

— С первого по третий курс мы находимся в институте с восьми часов утра и до трёх часов ночи. По расписанию занятия заканчиваются в девять вечера, а потом идёт «доработка». У нас множество интересных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, вокал, танец, фехтование, бой, акробатика. Помимо этого, мы ещё и к сдаче теории готовимся.

Все навыки, которые молодые актёры получили на занятиях, на четвёртом курсе «перерабатываются» в постановках. Ритм бешеный. За месяц студенты играют около 20 спектаклей.

— Мы играем практически каждый день, — поделилась актриса. — Устаём, конечно, но без этого уже просто не можем. Театр нужен нам как воздух.



Однако такую нагрузку выдерживают далеко не все студенты. В группе Ксении Лехановой из 30 человек осталось лишь 15. Для актёра недостаточно иметь просто интересный типаж, нужно быть выносливым и готовым много трудиться.

— Бывает такое, что мастеров цепляет что-то в студенте. Они берут его, а потом начинают работать и понимают, что внутри у человека пусто... Зацепить зрителя актёр смог, а удержать нет.

Про награды и регалии

Проект «Я — А-Н-Н-А!» затрагивает остросоциальные проблемы современного общества. Участники хотели привлечь внимание слышащих людей к переживаниям и сложностям глухих. Также для актёров было важно обозначить проблему инклюзии в современном обществе.

— Инклюзия в спектакле представлена в негативном ключе. Пьеса перед каждым зрителем поставила вопрос о возможности существования подобного «объединения». На мой взгляд, полноценной инклюзии, к сожалению, не может быть в современном обществе.

Подготовили спектакль к показу быстро: у ребят было всего 20 репетиций. В постановке задействованы восемь человек, ещё три занимаются светом и звуком. Режиссёром проекта, кстати, является Сергей Азеев. Он учился в ярославском театральном институте, а потом покорил своими постановками Москву, Санкт-Петербург и даже Берлин.

— Так как у Сергея Азеева большая занятость в проектах, для работы с нами он периодически приезжал. Пришлось быстро готовиться.



Более того, 28 февраля студенты ЯГТИ со спектаклем «Я — А-Н-Н-А!» поучаствовали в областном фестивале от Союза театральных деятелей России по Ярославской области. На нём были представлены восемь спектаклей из разных театров региона.

— С этим спектаклем было очень тяжело участвовать в каких-то других фестивалях, — поделилась Ксения. — В первую очередь именно из-за того, что это, скорее, социальный проект.

После участия постановка получила и общественное признание. 25 марта в Доме Актёра были объявлены лауреаты Девятого областного фестиваля профессиональных театров Ярославской области. На суд жюри было представлено восемь спектаклей. Ксения Леханова тогда получила диплом Лауреата в номинации «Театральный дебют» за авторство и главную роль в театральной постановке «Я — А-Н-Н-А!».

Актёры планируют развивать и показывать дальше эту постановку. По словам участников проекта, она имеет очень важный социальный эффект.

Фото: «Яркуб», архив Ксении Лехановой

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Интервью
12 апреля 2024 в 20:04
«Идея рождается со слов: „У нас есть билеты!“»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей
Десятилетняя Алиса Сахарова с двух лет посещает матчи, рисует плакаты и мечтает танцевать в группе поддержки.
«Идея рождается со слов: „У нас есть билеты!“»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

В этом году Ярославль вновь ощутил вкус победной хоккейной весны. Ажиотаж и огромные очереди из желающих купить билеты, победы на высоких стадиях плей-офф, невероятная атмосфера на трибунах и более чем реальные шансы на Кубок — всё как в старые добрые времена. Как бы ни сложилась финальная серия, результат 2024 года для «Локомотива» — наилучший за последние 15 лет, с 2009-го.

Корреспондент «Яркуба» в плей-офф побывал на всех домашних матчах. Мы снимаем не только яркие моменты баталий на льду, но и болельщиков. В кадры попадают пацаны, мечтающие быть похожими на парней, бьющихся на льду за кубок, и девочки-подростки, всем сердцем переживающие за своих кумиров, и болельщики с явно большим стажем, и совсем юные поклонники ярославского хоккея, которым явно года два от роду. В недавнем полуфинальном матче против «Трактора», как нам показалось, детей на арене было особенно много. Объектив нашей камеры в какой-то момент на одной из трибун выхватил милую девчушку. В перерыве мы решили подойти к ней и её маме и пообщаться «за хоккей».

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

Как оказалось, девочку зовут Алиса, и ей десять лет. На хоккей первый раз пришла в два года. И с тех пор прочно им «заразилась». Раньше посещала чуть ли не каждый матч. Теперь ходит пореже — школа и уроки не всегда отпускают.

Понятно, что в свои десять Алиса не «хоккейный гуру». Привлекает её больше атмосфера вокруг матча — танцы, аквагрим, игры, конкурсы и прочие интерактивы, коих в последние годы клуб организует великое множество. Как отмечет сама юная болельщица, самый первый более-менее осознанный поход на хоккей запомнился тем, что она рисовала что-то «на тёмном фоне, как гравюру радужную». Нравится ей и паровоз, который несколько лет назад появился на одной из трибун.

— Конечно, ей запоминаются больше околохоккейные моменты, — добавляет мама Алисы Вероника. — Как что-то на щёчки ей нарисовали, как в интерактивах поучаствовала. А игра остаётся как будто внутри арены, она как фон или время, отлично проведённое с семьёй. Такое насыщенное, яркое, интересное. Особенно круто, если ещё и с победой уходить удаётся.

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

Плакаты в поддержку кумиров — неотъемлемый атрибут. Их Алиса всегда рисует дома заранее. Причём каждый раз подходит к творческому процессу с особенной внимательностью.

— Идея рождается со слов: «У нас есть билеты! Завтра идём на хоккей!» — смеётся Вероника.

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

И далее работа кипит весь вечер. А уж если с этим плакатом потом на арене покажут на большом экране, счастью ребёнка просто нет предела.

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

На вопрос, кто любимый игрок команды, Алиса уверенно отвечает: это вратарь Даниил Исаев.

— Он очень хороший! Он вот так, вот так прыгал, класс! — с вдохновением говорит и даже показывает Алиса.

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

Производит на неё особое впечатление и группа поддержки «Грация». По словам Вероники, на какой бы они трибуне ни сидели, всегда одним глазом смотрят, как танцуют девчонки-чирлидеры. Тем более что сама Алиса тоже давно занимается танцами, хотя и немного другого направления. Их коллектив даже участвует во всероссийских конкурсах. На вопрос, мечтает ли сама к ним присоединиться, юная болельщица отвечает уверенно: «Хочу! Да!»

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

В коллекции Алисы есть и фотографии с игроками команды, и автографы спортсменов. Пообщаться с кумирами иногда удаётся после матчей.

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

Выездные матчи посетить Алисе пока не довелось. Но её мама первый раз мечтала поехать за командой в пятом классе.

— Помню, в пятом классе со слезами на глазах уговаривала маму отпустить меня на выезд. Но что-то не пошло. Чувствую, у меня тоже скоро будет такой выбор — отпустить дочку или нет, — с улыбкой вспоминает Вероника.

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

К слову, но хоккей постоянно ходят и друзья, и одноклассники Алисы, и даже учителя. Встретить на арене даже кого не ожидаешь — обычное дело. Вот уж точно, хоккейный город был и остаётся.

И хочется пожелать ему обязательно выиграть Кубок Гагарина. Осталось совсем немного.

«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей«Идея рождается со слов: «У нас есть билеты!»»: юная болельщица ярославского «Локомотива» рассказала, что её «затянуло» в хоккей

Фото: «Яркуб», архив Вероники Сахаровой

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

11 апреля 2024 в 17:30
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы
Известный писатель рассказал о написанном в ГУЛАГе романе Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты», и почему эта книга — «тиснутый рóман». «Яркуб» законспектировал лекцию.
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы

Писатель и музыкант Михаил Елизаров посетил Ярославль. По традиции в городе он остановился на два дня — сначала выступил с концертом в клубе «Китайский лётчик Джао Да», а на следующий день прочитал лекцию «Наследник из Гулага. История «тиснутого рóмана» о книге Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты». «Яркуб» всё законспектировал.


Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Стоит начать с небольшого рассказа о самом Роберте Штильмарке. Советский писатель немецкого происхождения за свою карьеру успел поработать в «Известиях» и ТАСС, редактором журналов «Иностранная литература» и «Молодая гвардия». В 1941 году Роберт Александрович добровольцем ушёл на фронт, воевал под Ленинградом, участвовал в жестоких боях в тылу врага. После многочисленных ранений его направили преподавать в Ташкентское пехотное училище, а затем перевели в топографическое управление Генштаба в Москву. Однако военную карьеру построить не получилось: в 1945 году Штильмарка, награждённого медалями и орденами за боевые заслуги, приговорили к десяти годам исправительно-трудовых работ в Енисейском лагере за «контрреволюционную агитацию».

Сын писателя вспоминал, что, несмотря на своё происхождение, Роберт Александрович всегда ощущал себя человеком русским. Он не раз говорил и писал, что более всего на этом свете любит и ценит русскую природу, русский язык и русскую старину. И был Штильмарк антисоветчиком, всё же несколько лет лагерей не прибавляют любви к системе, лишившей тебя свободы.

В ГУЛАГе «батя-романист», как называли Штильмарка в сталинских лагерях, создал своё самое известное произведение — «Наследник из Калькутты». Книгу его попросил написать один из авторитетных арестантов, старший нарядчик Василий Василевский. Хитрый «заказчик» надеялся получить помилование за роман у Сталина, который любил читать про старину.

«Наследник из Калькутты» — приключенческий исторический роман, действие которого разворачивается в эпоху завершения Великих географических открытий. Сама книга вобрала в себя всё, что можно ожидать от жанра: пираты, сокровища, путешествия, интриги и коварство, благородство и честь. Читателя отправляют то в Англию времён промышленной революции, то на берега Африки или к индейским племенам Северной Америки. Через 30 лет после издания роман стал бестселлером — найти свободный экземпляр в библиотеке было очень сложно. Михаил Елизаров отмечает, что при рассматривании текста как историко-приключенческого романа получится «капустник» из всевозможных штампов и сюжетных ходов. Но в то же время «Наследник...» — знаковое и важное явление в русской советской литературе, потому что это, возможно, единственный элитарный образчик устного творчества несвободы, так называемого «тиснутого рóмана», зафиксированного на бумаге.


Р. А. Штильмарк. Фото из свободных источников

Что же такое «тиснутый рóман»? Определение этого явления даёт другой видный советский писатель Варлам Шаламов. «Тиснуть» на блатном языке значит «рассказать». Получается, что рассказываемая история — как бы устный «оттиск» повествования.

«„Рóман“ — не обязательно роман, повесть или рассказ. Это может быть и любой мемуар, кинофильм, историческая работа. „Рóман“ — всегда чужое безымянное творчество, изложенное устно. Автора здесь никогда никто не называет и не знает. Требуется, чтобы рассказ был длинным, — ведь одно из его назначений — скоротать время», — писал Шаламов.

В обмен на баланду, окурок или на отсутствие побоев оказавшийся в местах заключения интеллигент «рубится» за то, чтобы рассказывать ворам интересные истории. В такой ситуации оказался и Штильмарк. Он получил право не работать, занимался только писательством, а потом зачитывал главы романа арестантам. Те вносили свои правки, просили добавить чего-нибудь.

И тут возникает драма, тяжёлая этическая дилемма — проблема авторства. Ведь на обложке «Наследника...» должна была красоваться фамилия Василевского, а не настоящего автора. В какой-то момент до Штильмарка дошли тревожные вести, что надсмотрщик хочет «убрать» своего «литературного раба», который после завершения колоссальной работы станет лишним в схеме. Но волею судьбы всё складывается иначе: некий профессор убедил Василевского стать соавтором, ибо «никто не поверит, что он своим умом смог бы написать такой текст».


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Изначально сам Роберт Александрович потешался над романом, называл его высосанным из пальца, но всё же полюбил это «незаконное детище».

«В конечном итоге 15 июня 1951 года, то есть через год и два месяца трёхтомный роман был готов и получил название „Наследник из Калькутты“. Я хохотал до слёз над этим титулом. Но когда рукопись идеально переписанная была переплетена в три шёлковых переплёта, снабжена самодельной картой, виньетками, схемой морского боя и хорошо вычерченными титульными листами, всё это приобрело импозантный вид...», — вспоминал Штильмарк.

Роман был ярким и сочным плодом вдохновенной фантазии, несмотря на всю необычность условий творчества. Как и было сказано ранее, «Наследник из Калькутты» — это «капустник» из пиратов, индейцев, работорговцев, иезуитов, луддитов, достопочтенных пэров и прочих. Вряд ли произведение можно назвать новаторской литературой, но это «тиснутый рóман». Пример, когда литература несвободы получила бумажное издание. Все её каноны воплощены в тексте.

В 1958 году, когда Штильмарк и Василевский уже получили свободу, издали книгу. Второй из дуэта объявился — пришёл за деньгами. Оба лукавили: Роберт Александрович клялся, что ему не нужен роман, что для него это незаконное детище, а Василевский говорил, что ему нужна только свобода, но он и так получил её по амнистии. Роберт Александрович решает поделить деньги «честно». Из стотысячного гонорара он выделяет своему «соавтору» половину — 27 тысяч рублей.


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Так или иначе, Штильмарк окончательно принимает «Наследника...» и хочет узаконить этого «литературного бастарда». В 1959 году Штильмарк через суд доказал, что он является единственным автором. В этом ему, кстати, помогли зеки, которые ещё несколько лет назад с нетерпением ждали новые главы романа, сидя на нарах в таёжном лагере

Суть драмы Штильмарка — попытка в течение всей жизни доказать себе и окружающим, что именно он является автором романа. Однако как найти авторство в том, в чём авторства быть не может, ведь «тиснутый рóман» — всегда чужое, безымянное творчество.

Однако Елизаров не остановился на этом и решил смотреть глубже в теорию. Так, он пришёл к выводу, что «Наследник...» — это пастиш.

ПАСТИ́Ш (франц. pastiche; от итал. pasticcio, букв. — паштет, в переносном значении — смесь) — вторичное художественное произведение, имитация стиля конкретного автора, жанра или направления.

Пастиш вычеркнул категорию индивидуальности, вывел автора за скобки. Это явление отражает социально-экономическую обстановку. В уголовной среде, в которой оказался Роберт Александрович, существует своя экономическая формация. И места для автора там нет.

Пастиш не предусматривает следование точным историческим реалиям, во главе — создание эмоции эпохи. Таковым и стал «тиснутый» «Наследник из Калькутты».

По итогу Михаил Елизаров отметил, что «Наследник...» — уникальный слепок культурного пласта, который уже не существует. «Тиснутость» вошла в инструментарий и каноны большой литературы. Поэтому неоригинальное нужно воспринимать как пастиш. Теперь это часть культуры, которая работает на новую экономику, нео-капитализм.


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Напомним, на нашем сайте вы можете найти конспект другой лекции Михаила Елизарова об «инфантилизме» героя Набокова, гайдаровском «мире урождённого воина» и о том, почему писатели периодически обращаются к теме детства.


Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Заглавное фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
15 марта 2024 в 19:48
Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле
Мероприятие проходит уже в 13-й раз.
Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Выставка масленичных кукол «Краса Масленица» в Ярославле по традиции работает в парке на Даманском острове. Жители и гости города могут увидеть здесь около 200 работ.

В этот раз большинство работ объединены тематикой Года Семьи. Именно поэтому в парке множество кукол — семейных пар, мам с детьми и карапузов в колясках. Хотя есть и традиционные Масленицы, и даже Снежная королева.

Эта выставка уже 13-я — традиция проводить конкурс масленичных кукол родилась в нашем городе в 2012 году.

Ниже — десяток кукол, которые не оставят равнодушными, на наш взгляд, никого.

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Семья — это дар судьбы, согласны?

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Куда же без традиционных Маслениц?

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

«Детская» тема преобладает

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Многодетных мамочек в парке немало

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Сказочные мотивы, как без них?

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Есть целые композиции

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

И даже такие

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Немного отвлечёмся от главной темы

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Всем добрых пожеланий

Две сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в ЯрославлеДве сотни кукол выстроились в парке: ТОП-10 работ с масленичной выставки в Ярославле

Прекрасная получилась композиция, не правда ли?

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

6 марта 2024 в 11:47
В Ярославской области заметили огромного дракона
Девятиметровая снежная скульптура появилась в Данилове.
В Ярославской области заметили огромного дракона

В Данилове на участке частного дома появился огромный дракон. Снежную скульптуру символа 2024 года построил местный умелец Алексей Кузьмин.

«Даниловец Алексей Кузьмин каждый год делает для своего сына Фёдора гигантские постройки из снега. Девятиметровый дракон стал одной из самых больших снежных фигур в Ярославской области этой зимой», — рассказали в группе «Даниловского телевидения».

Сам Алексей рассказывает, что на строительство потребовалось три месяца, снег пришлось сгребать и со своего, и с соседнего участка. У дракона есть вполне и утилитарное назначение: на спине мифического находится ледяная горка, чему сын скульптора очень рад.

Местные жители тоже в восторге и приходят фотографироваться на фоне исполинского дракона. Только жалеют, что арт-объект скоро растает.

Фото: Светлана Фёдорова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
4 марта 2024 в 17:37
В Ярославле появились следы огромного «грача»
Ярославский художественный музей радует гостей новым ленд-артом.
В Ярославле появились следы огромного «грача»

Сотрудники Ярославского художественного музея снова порадовали гостей ленд-артом. В первый день марта на территории Губернаторского сада появились следы первого вестника весны — грача.

На проталине издалека видны два снежных следа огромной птицы.

«Грачи уже прилетели?» — гласит подпись к фотографиям нового произведения искусства в соцсетях музея.

Это уже далеко не первая работа, созданная сотрудниками с использованием природного материала. Ранее они креативно подходили к уборке листьев, снега, рисуя в саду застёжки-молнии или помещая там гигантскую акулу. А недавно на территории музея создали инсталляцию, необычно напомнив о выставке картин Ивана Айвазовского.

Добавим, грачи, самые настоящие и живые, действительно уже были замечены в Ярославле и области. В конце прошлой недели птиц видели в посёлке Борок. А в понедельник — и в самом областном центре. По словам жителей Дзержинского района, грачи важно обследовали гнёзда во дворе на Ленинградском проспекте. А кто-то из жителей города уже заметил и первых чаек.

Фото: Ярославский художественный музей, yarreg.ru, «Ярославль Дзержинский район» / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет