1 марта 2024 18:00

Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым

«Яркуб» побывал в гостях у известного художника.
Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым

Известный ярославский художник, иллюстратор и мастер городского пейзажа Игорь Сакуров выпускает двухтомный арт-бук. В первой книге под названием «Вслед за героями книг» Игорь Анатольевич собрал лучшие иллюстрации, созданные для книг российских и зарубежных авторов. Второй том — «С этюдником и блокнотом» — посвящён портретам и картинам с видами Ярославля, которые всегда привлекают внимание публики на выставках.

«Яркуб» встретился с Игорем Сакуровым и обстоятельно поговорил о творчестве. Художник рассказал о процессе иллюстрирования книг, различиях между созданием облика литературного персонажа и портрета реального человека. Также мы попытались проследить эволюционный путь Сакурова — от деформации пространства до перехода к академизму — и понять, как родной Ярославль находит воплощение в его творчестве.

Сложности работы с обнажёнными моделями, поиски вдохновения и особенности индивидуального художественного стиля — читайте об этом в большом интервью на «Яркубе».


«Арт-бук делали долго и мучительно»

— Вы выпускаете арт-бук «Вслед за героями книг». В предисловии говорится, что он «подводит некоторые итоги вашей деятельности». Почему Вы решили собрать свои работы в такой обширный, монументальный сборник?

— Идея возникла у моего товарища, замечательного дизайнера Максима Руданова. Вместе мы успели поработать над многими проектами. На этот раз он предложил арт-бук. Делали долго и мучительно. Ещё в августе на выставке я показывал сигнальный экземпляр, а совсем недавно был отпечатан первый и пока единственный тираж.

— Сколько экземпляров выпущено?

— 50 экземпляров. Абсолютный раритет!

— С издательствами, в книгах которых уже используются Ваши иллюстрации, не возникло проблем? Все ли пошли навстречу?

— Я спрашивал разрешения у каждого издательства — никто не препятствовал этой затее.


— Когда Вы иллюстрируете книги, перед Вами стоит чёткая задача или можно придумать любой образ персонажа?

— Обычно я опираюсь на внешность самых разных актёров. Иногда сходство с некоторыми знаменитостями в моих иллюстрациях прослеживается.

— Можете сказать, с какими?

— К примеру, сэр Генри из «Собаки Баскервилей» получился вылитый Никита Михалков из популяной советской экранизации, а доктор — Евгений Стеблов. А вот Холмса я не стал делать похожим на Василия Ливанова. Как мне кажется, внешность Василия Борисовича слишком индивидуальна. Я позаимствовал облик американского актёра Бэзила Рэтбоуна, сыгравшего Шерлока в 40-х годах.

От конкретного лица отталкиваться всегда легче, потому что главных героев нужно рисовать в разных ракурсах. А вот на заднем плане можно изобразить кого угодно: как правило, я себя рисую, потому что своё лицо всегда под рукой.


Иллюстрация к повести «Собака Баскервилей». Предоставлено Игорем Сакуровым

— Многие Ваши иллюстрации похожи на старые снимки и дагерротипы. Это создаёт некую иллюзию реальности. Ваша задумка?

— Скорее, речь должна идти не о дагерротипах, а о детализированной графике, подобной той, что была популярна в начале ХХ века.

В детстве я любил серию «Библиотека приключений». В этих книгах были иллюстрации внимательных к деталям авторов. Это тоже на меня повлияло, ведь иллюстрация должна быть, на мой взгляд, такой, чтобы её захотелось рассматривать во всех подробностях. Если художнику дан белый лист, нужно использовать его в полной мере. Сейчас пошла такая мода, что пара линий — уже рисунок. Иногда это красиво, но такую иллюстрацию пролистнёшь и забудешь.


— В чём различие процесса создания портрета литературного персонажа и портрета реального человека? Чью психологию проще понять и передать?

— Если достичь элементарного сходства в портрете, то автоматически передаётся и психология. Литературного персонажа, которого в реальности нет, нужно воспроизводить в воображении. Как уже говорилось, я пользуюсь реальными референсами: нахожу актёра в разных ракурсах, с разными эмоциями.

Однажды какой-то художник написал отзыв к моей выставке: «Это всё комикс». Он хотел меня обидеть, наверное, но ему не удалось: он просто констатировал факт. Действительно, иногда я беру приёмы рисования из комиксов. У меня даже есть небольшая коллекция, потому что комиксы — очень выразительное искусство.


— Поговорим об искусстве будущего? Каким Вы его видите? Быть может, это новые формы или способы их создания. У Вас есть графический планшет, то есть вы прибегаете к современным технологиям. Получается, карандаш и кисть — не единственные ваши рабочие инструменты.

— Сейчас в спину художникам дышат нейросети. Я пытаюсь быть в курсе новинок и, так сказать, знать врага в лицо. Думаю, эта технология будет стремительно развиваться и отчасти выдавит с рынка иллюстраторов, работающих по старинке. Но история циклична. Вспомните, как было с фотошопом. Сначала все им широко пользовались, а потом ручная иллюстрация вернулась.


«Я остаюсь пленённым городом моего детства и юности»

— Помимо иллюстраций, Вы известны своими городскими этюдами. В них легко узнаются уголки города, написанные с любовью. Родной Ярославль стал для Вас источником вдохновения?

— Мой город всегда был для меня источником вдохновения. Я живу в Ярославле всю жизнь и всегда пытаюсь обращать внимание на интересные сюжеты и детали.

Я хорошо знаю город, есть у меня и любимые места. Например, башенка на доме Петражицкого на углу Пушкина и Ушинского. Я рисовал её много раз. Конечно, у нас не Петербург, нет такого разнообразия красивой архитектуры. Но то, что есть, мне очень нравится. И всегда жалко, когда это пропадает и горит...


Предоставлено Игорем Сакуровым

— Как Вы сказали, город меняется. На Ваших картинах порой он запечатлён таким, каким был раньше. Идут ли на пользу многие изменения?

— Я навсегда останусь пленённым городом моего детства и юности. Стараюсь, чтобы в моих работах преобладало радостное настроение, в крайнем случае, светлая грусть.

— А что Вас привлекает в архитектуре ярославских зданий?

— Наиболее мне интересна городская скульптура, которая используется в оформлении зданий. Помню, как рисовал многоэтажный дом с колоннами и скульптурами архитектора Капачинского на углу проспектов Ленина и Октября. С удовольствием бы нарисовал дом Дунаева с атлантами. Увы, сейчас он в печальном состоянии, непонятна его будущность. Ещё есть идея нарисовать особняк Лопатина на углу Большой Октябрьской и Собинова.


Предоставлено Игорем Сакуровым

«В юности мне нравилось деформировать пространство»

— Вы можете поделить своё творчество на этапы? Помните ли Вы свой первый рисунок?

— В хронологическом порядке не получится. Но, как и любое живописное полотно начинается с карандашного рисунка, так и я в детстве начинал с цветных карандашей.

Тогда в кинотеатре «Летний», который стоял на месте нынешней «Горки», я посмотрел фильм «1 000 000 лет до нашей эры» (1966 год — Прим. ред.). В нём были и динозавры, и люди в набедренных повязках — это меня очень впечатлило. И я принялся рисовать охотников на мамонтов, драки, погони. С тех пор мало что изменилось.


— Вы же сначала отучились на инженера, а только потом поступили в художественное училище.

— После выпуска из Политеха я понял, что не хочу быть инженером, и решил осуществить мечту — стать художником. Кстати, поступил в худучилище не с первого раза: на вступительном экзамене получил двойку за рисунок, а на следующий год — уже «отлично».

— Там и начался Ваш путь иллюстратора?

— В худучилище была особая творческая атмосфера. Именно в период обучения там, в свободное от учебных заданий время, я начал рисовать иллюстрации. Поводом служили прочитанные книги, среди них «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, «Запечатлённые злом» Стругацких, «Пена дней» Бориса Виана, «Кентавр» Джона Апдайка.


Иллюстрация к роману «Пена Дней». Предоставлено Игорем Сакуровым

— Ранний Сакуров — кривые линии, деформация пространства. Откуда появилась идея ломаного пространства? И когда произошёл переход к академизму?

— В юности мне нравилось деформировать пространство. Я брал какой-нибудь блестящий предмет с искривлённой поверхностью и пытался нарисовать отражение, как это сделал Мауриц Эшер в картине «Рука с отражающим шаром». Моя жена до сих пор считает, что те мои работы были лучшими.

— Если сначала взглянуть на Ваши картины с искажённым пространством, а потом на городские пейзажи, то в них можно найти схожие черты.

— Намёк на гротескность и искажённость присутствует в моих работах и по сей день, но так грубо ломать пространство, как в молодости, мне не интересно.


Предоставлено Игорем Сакуровым

— На ранних этапах у вас было много автопортретов. Почему так?

— Опять-таки, примета молодости — быть в тисках заблуждений о значимости собственной персоны... Видимо, самолюбование свойственно молодым людям. С годами это проходит, и окружающий мир становится интереснее, чем собственная стареющая физиономия.

— Поговорим о палитре. С какими цветами вам больше нравится работать? И, может, они для вас что-то символизируют?

— Насчёт символизма я бы не горячился. Я стараюсь избегать подобных трактовок и уклона в мистику.

Я предпочитаю работать через серую гамму и холодные оттенки. Серый цвет всегда или холодный или тёплый, он не может быть нецветным. К слову, в училище у нас преподавал замечательный живописец Борис Васильевич Бухта. На занятиях он говорил, что цвет не надо называть — надо смешивать его на палитре, с названиями пусть развлекаются искусствоведы.

Автопортрет. Предоставлено Игорем Сакуровым

«Обнажённое тело будто светится»

— Расскажите про портретный сеанс. Как выстраивается взаимодействие с человеком? Как-то пытаетесь раскрыть его, заглянуть внутрь?

— Я веду непринуждённую беседу с моделью. Спрашиваю, какую музыку, книги и фильмы он или она предпочитает, кто по профессии. Можно показать мастерскую.

Кстати, в процессе рисования я больше люблю общаться с женщинами, а рисовать, пожалуй, интереснее мужчин. Мужское лицо — весьма своеобразный вызов для портретиста, ведь мужчины, как правило, не скрывают морщин и шрамов. Именно эти отметины, нанесённые прожитой жизнью, много говорят об их владельце.


— К слову о женщинах. В арт-буке вы писали, что существует барьер между художником и обнажённой моделью. Как его преодолеть с той и с другой стороны?

— Барьер со стороны натурщицы — естественное стеснение. Обычно на адаптацию уходит три-четыре сеанса. Существуют и неписаные правила при работе с обнажённой моделью: никаких шуток, никаких разговоров на рискованные темы и никаких прикосновений.

— Как думаете, зачем девушки идут позировать обнажёнными?

— Наверное, у каждой есть своя причина. Может быть, кто-то хочет увидеть свою красоту глазами другого человека. Ведь в каждой девушке есть своя индивидуальная красота.

— Вы тоже волновались, когда впервые писали с обнажённой натуры?

— Я волнуюсь каждый раз, даже когда пишу обычный портрет. Волнуюсь, что плохо получится, и расстраиваюсь, если работа не выходит такой, какой я её задумал.

Я вам признаюсь, у меня очень много неудачных работ. Но я не выбрасываю их — себе в назидание.

— И всё же женское тело вызывает определённые чувства, если Вы понимаете, о чём я. Работа с обнажённой натурой — это некое таинство.

— Среди людей, склонных к мистицизму, бытует мнение, что от любого человека исходит сияние. И действительно, когда ты смотришь на обнажённое тело, оно будто светится. Моя задача как живописца — попытаться передать это свечение.


«Художники живут более трудной внутренней жизнью»

— Бывали ситуации, когда Вы понимали, что относитесь к натурщице как к женщине?

— Художнику нужно уметь отвлекаться от физиологии, сосредотачиваясь на рисовании.

— Был ли в Вашей жизни такой духовный опыт или глубокие переживания, которые позволяли взглянуть на себя и своё творчество как-то иначе? Может, любовь?

— Мой знакомый психолог говорит так: «Ежели кому в юности свезло, и его девушка бросила, из него приличный человек вырастет. А ежели девушка не бросала, он вырастет гадом каким-нибудь».

Меня девушки бросали даже чаще, чем я их. Всегда считал неудобным бросить девушку первым, потому что женщины в любви честнее и искреннее нас, мужчин. А разве можно предать человека, который тебе доверился?


— Это находило отклик в творчестве? Часто говорят, что художник должен страдать.

— Художники зачастую живут более трудной внутренней жизнью, нежели обычные люди, поэтому им важно находиться в уравновешенным состоянии. Те вещи, которые нормального человека не выбьют из колеи, художника могут запросто расстроить.

— А что насчёт вдохновения и мук творчества?

— Я чураюсь всяческой эзотерики. Однако скажу, что некая искра проскакивает на этапе выбора мотива. Увидел, к примеру, колокольню в солнечном свете — что-то проскочило. Дальше идёт работа: выстраивание композиции, детали.

Вдохновение есть, конечно, но в институте нам повторяли: «Вы думаете, художник — романтическая профессия? Нет, это как слесарь или токарь». Жёсткая метафора, не более того. Просто преподавателю надо было сбить с учеников романтический настрой, чтобы крылышками не размахивали.


Что окружает художника

— У Вас обширная коллекция музыки. Что слушаете?

— Сейчас я решил переслушать весь Pink Floyd. Ранний Pink Floyd периода Сида Барретта — мне не очень нравится, а зрелый, где-то после The Dark Side of the Moon, хорош.


— А какие жанры Вас интересуют?

— Каждое увлечение идёт волнами. Раньше я интересовался африканской музыкой. Особенно мне нравился эфиопский джаз — очень интересный пласт музыкальной культуры 70-х годов. В разное время слушал французский шансон, кубинскую музыку, Сезарию Эвору, опять же Гилмора...

— Вы бывали в разных странах и Европе. Как думаете, для творца важно путешествовать?

— Конечно, это важно. Но куда важнее уметь видеть красоту в обыденном. Поездки и новые впечатления хорошо переключают: после путешествий я с большим энтузиазмом принимаюсь за текущую работу.

— Из какой страны Вы привезли больше всего материала?

— Очень понравилась Венеция, мы бывали с женой там несколько раз. Поразительное сочетание архитектуры и воды, плещущейся в многочисленных каналах... Довольно трудно бывает уловить очертания колеблющихся в воде отражений. Но уж если это удаётся, то работу можно считать состоявшейся.


Предоставлено Игорем Сакуровым

 Чем гениальность отличается от мастерства, и какими способами мастер может заглянуть в область гениального?

— Я побаиваюсь гениев. Мне кажется, гений — это неземное существо. Моя супруга, врач, скажет, что гений — непременно родовая травма.

А мастерство — это определённый набранный багаж, который в нашем деле всегда должен обогащаться и накапливаться. Константин Коровин в возрасте 80 лет сказал, что только-только начал кое-что понимать, а жизнь уже заканчивается. И я его понимаю, потому что с годами видишь больше нюансов, лучше разбираешься в оттенках эмоций — своих и окружающих людей... Мастерство прирастает.


Фото: «Яркуб

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

7 ноября в 12:30
Инсайдер Карпов: Вопрос о сносе стадиона «Шинник» практически решён
ПСБ рассматривает участие в проекте обновления клуба.

В ближайшие годы футбольный клуб «Шинник» может пройти масштабное обновление. Об этом сообщил инсайдер Иван Карпов, отметив, что при поддержке ПСБ и участии футбольного агента Павла Андреева команда способна вернуться в Российскую Премьер-лигу в течение двух-трёх лет.

По данным Карпова, вопрос о размещении головного офиса банка на площадке нынешнего стадиона «Шинник» практически решён. По его информации, с 1 января банк начнёт финансировать развитие клуба. Параллельно, по словам блогера, должна стартовать стройка новой футбольной арены на окраине Ярославля. В клубе ожидаются серьёзные кадровые изменения: «Шинник» могут покинуть генеральный директор Денис Хайрулин, спортивный директор Евгений Коровкин, главный тренер Павел Булойчик, а состав команды заметно обновится.

О возможном участии ПСБ в строительстве нового стадиона ранее говорил и губернатор Ярославской области Михаил Евраев. В ходе прямой линии он подчеркнул, что действующая арена «Шинника» устарела и практически не поддаётся эффективной реконструкции. Власти рассматривают строительство новой арены стоимостью около 12 миллиардов рублей при условии, что банк станет ключевым инвестором, а регион и федерация подключатся к финансированию.

По словам Евраева, только в случае принятия решения о строительстве новой арены текущая площадка в центре города может быть передана под офис банка или иное общественное пространство.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

5 ноября в 20:29
В посёлке Ярославской области насмерть сбили пешехода
ДТП случилось в Борисоглебском.

В Ярославской области насмерть сбили пешехода. Об этом сообщили в пресс-службе региональной прокуратуры.

Трагедия случилась вечером 5 ноября в посёлке Борисоглебский. Как установлено на данный момент, 47-летний мужчина, управляя автомобилем «Рено Дастер», двигался по улице Вощажниковской посёлка. В районе дома № 22 водитель сбил пешехода, который шёл по проезжей части в попутном направлении. Пострадавший скончался.

Прочие подробности и обстоятельства случившегося устанавливаются. Прокуратура округа поставила ход и результаты проверки на контроль.

Фото: пресс-служба прокуратуры Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

5 ноября в 11:22
В Ярославской области БПЛА нанесли незначительные повреждения нефтеперегонным станциям
Последствия локализованы.

В Ярославской области БПЛА нанесли незначительные повреждения нефтеперегонным станциям. Об этом сообщил губернатор Михаил Евраев.

По словам губернатора, в результате атаки вражеских БПЛА на энергетическую инфраструктуру Ярославской области нанесены незначительные повреждения нефтеперегонным станциям в двух округах региона. По предварительным данным, пострадавших нет. В настоящее время последствия локализованы.

Напомним, беспилотная опасность была объявлена в регионе 5 ноября около 07:30. Жители региона получили соответствующие смс-уведомления. Также были введены ограничения мобильного интернета. Отбой беспилотной опасности был объявлен уже в 11:17.

Обновление

По данным Минобороны, 5 ноября в период с 08:00 до 12:00 дежурными средствами ПВО были перехвачены и уничтожены четыре украинских БПЛА: три — над территорией Белгородской области и один — над территорией Ярославской области.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 ноября в 20:36
Ярославцам пообещали очень тёплый ноябрь
Снег откладывается.

Минувший октябрь в Ярославле выдался теплее нормы. Довольно тёплым оказался и первый день ноября. Что же ждать от последнего осеннего месяца в целом?

По прогнозам синоптиков, на старте ноября будет ощутимо теплее положенного. Очень тёплыми ждут и первые две недели месяца.

В предстоящие длинные выходные в облаках даже возможны прояснения. Существенных осадков не ожидается, разве что в понедельник-вторник может поморосить небольшой дождь. Дневные температуры составят от +4 до +8, ночами будет чуть холоднее. А в течение короткой рабочей недели даже прогнозируется потепление на один-два градуса.

Удивительно, но вплоть до начала ноября снег не лёг на землю ни разу. Прогнозы показывают, что не стоит ждать первого снежного покрова как минимум всю первую половину ноября. Как и заморозков. Да и во второй половине месяца существенного похолодания не предвидится. По итогам месяца средняя температура примерно на полтора — 2,5 градуса превысит климатическую норму. Осадков же ждут чуть ниже положенного.

По всей вероятности, тёплый ноябрь плавно перетечёт и в аномально тёплый декабрь. Предварительные прогнозы больших снегов и морозов ярославцам не обещают.

Фото: Галина Алтухова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 ноября в 17:13
«Ночь искусств» – 2025 в Ярославле: программа мероприятий
Акция пройдёт 2-4 ноября.

В предстоящие праздничные выходные Ярославль и область присоединятся к всероссийской акции «Ночь искусств». Мероприятия пройдут в учреждениях культуры 2, 3 и 4 ноября.

Акция проводится уже в 13-й раз, на этот раз тема — «В единстве культур — сила народа». Публикуем программу основных мероприятий.

«Ночь искусств» — 2025 в Ярославле

Ярославский музей-заповедник

Организаторы будут ждать посетителей 3 ноября с 18:00 до 21:00. Для гостей мероприятия подготовили фото-акцию с бесплатными снимками от фотографа, кукольный спектакль для детей «Илья Муромец» (6+), а также множество тематических экскурсий и квестов. Цена удовольствия — от 300 рублей.

КЗЦ «Миллениум»

3 ноября с 15 часов. Творческая встреча-экскурсия с Александром Шиловым, автором выставки «Начала» (6+). А с 13 до 15 часов при посещении выставки «Живопись 2025» (6+) посетителей сопроводит художник Александр Александров.

Ярославский художественный музей

3 ноября с 19:00 до 22:00. Экскурсии «Путешествие сквозь века» и «Василий Суриков, Пётр и Михаил Кончаловские» (12+). А также маленький ночной концерт-погружение в атмосферу классической музыки. Стоимость — 800 рублей. Дети до семи лет смогут пройти бесплатно.

Зал Нужина

2 ноября с 18:00 до 20:00. Организаторы ждут гостей на фотовыставке «Пять вечеров в фотомастерской» (12+).Также посетителей ждёт поэзия и игры с рифмами, мастер-класс с журавликами и музыкальное выступление.

Областная библиотека имени Н. А. Некрасова

3 ноября с 18:45 до 23:00. Для гостей подготовили три уникальные площадки (16+). На творческой площадке участники познакомятся с удивительным миром плёночной фотографии. Агентство «Своя тема» проведёт серию увлекательных интеллектуальных квизов. Также подготовлена и музыкально-сценическая программа, а театр-студия «Балаган» представит спектакль «Монолог женщины». Вход бесплатный.

Культурно-просветительный центр имени В. В. Терешковой

С 3 на 4 ноября. В честь открытия нового арт-пространства с 20:00 до 21:00 посетителей ждёт музыкальная программа хоровой капеллы «Ярославия» — «Голоса Вселенной» (12+). Организаторы подготовили подборки короткометражных фильмов из коллекций Фестиваля актуального научного кино. В Звёздном зале пройдут показы полнокупольных программ. А в экспозиционно-выставочном зале «История космонавтики» состоятся интерактивные экскурсии с роботом-экскурсоводом. Вход свободный по предварительной записи.

Ярославская филармония

3 ноября в 18:00. Музыкальная программа «Я люблю тебя, Россия» (12+). На сцене талантливые солисты Ярославской государственной филармонии и неповторимый «Филармоник-бэнд» под управлением маэстро Михаила Бушуева. Стоимость билета стартует от 300 рублей.

Музей «Карабиха»

4 ноября в 12:00 бесплатный показ документального фильма о Н. А. Некрасове (0+), а в 17:00 по предварительной записи интерактивный квест.

Рыбинский музей-заповедник

3 ноября с 11:00 до 21:00. Организаторы подготовили авторские экскурсии, творческие мастер-классы, театральные постановки и концертные программы для всей семьи (6+). В этом году музей принимает поздравления с юбилеем — 115-летием со дня основания. Стоимость билетов стартует от 200 рублей.

Ростовский кремль

2-4 ноября. Гостей будут ждать концерты, авторские экскурсии и театральные выступления. Также 3 ноября желающие смогут поучаствовать в квиз-игре «Искусство сквозь года» (12+). Вход на территорию музея-заповедника свободный. Стоимость билетов стартует от 200 рублей.

Угличский музей

4 ноября в 18:00 в Красной гостиной Угличского музея состоится музыкально-поэтический вечер «Едины в творческом порыве...» (6+).

Фото: пресс-служба правительства Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

1 ноября в 16:37
Выехал на встречную полосу: в Ярославской области в ДТП погиб водитель легковушки
Обстоятельства произошедшего устанавливаются.

В ДТП в Большесельском районе Ярославской области погиб водитель легковушки. О произошедшем рассказали в областной Госавтоинспекции.

1 ноября около 10:20 на 1516-м километре ФАД Р-132 «Золотое кольцо» в Большесельском округе водитель автомобиля «Пежо» по какой-то причине выехал на встречную полосу, где лоб в лоб столкнулся с КамАЗом. Легковушка практически превратилась в груду металла. Водитель от полученных травм скончался на месте. Личность погибшего устанавливается.

На месте ДТП работали сотрудники Госавтоинспекции, следственно-оперативная группа. Выясняются все обстоятельства происшествия.

Фото: Госавтоинспекция Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

31 октября в 14:20
Ярославцам показали, как преобразится Депутатская улица
В сердце города появится настоящий пешеходный оазис.

В Ярославле полным ходом идёт реализация амбициозного проекта по созданию пешеходного центра. Следом за улицей Максимова, где сейчас укладывают сети освещения и разбирают старое дорожное покрытие, работы стартовали на Депутатской. Здесь уже ведутся подготовительные мероприятия: демонтируют ограждения и тротуарную плитку. А недавно жителям показали визуализации будущего облика улицы.

Депутатская, вдоль которой расположены магазины и кафе, скоро превратится в уютное пешеходное пространство. Согласно проекту, улица засияет новыми красками: мощение выполнят шестью видами современной тротуарной плитки, добавят 45 крупных деревьев, включая клёны трёх сортов, кусты спиреи, можжевельника, дёрена и туи, а газоны и растения в гранитных и чугунных вазонах создадут зелёные акценты. Скамейки будут модульными, фонари обеспечат мягкое освещение, чугунные элементы — заборы, урны, люки и основания скамеек — добавят исторического шарма. Кроме того, в фасады зданий встроят вставки и адресные таблички.

Изюминкой станет светодинамический фонтан диаметром два метра у Депутатского переулка. Как отмечается в документах проекта, оформление улицы вдохновлено тематикой искусства и театра.

Ярославцам показали, как преобразится Депутатская улицаЯрославцам показали, как преобразится Депутатская улица

Под землёй тоже всё обновят: ожидается полная реконструкция тепловых сетей, построенных более 50 лет назад. Заменят камеры, каналы, плиты перекрытий и проложат почти 400 метров новых труб с современным покрытием для долгого срока службы. Плюс обновят освещение, добавят кабели для видеонаблюдения и связи.

Важно, что проект учитывает культурное наследие. Депутатская окружена объектами вроде усадеб Гнуздевых и Шапошниковых, Храмового комплекса с церковью Сретения, Гостиного двора и доходных домов XIX–XX веков. Все работы проводятся с мерами по их сохранности: никаких повреждений фасадов, специальный режим для земельных участков.

Ярославцам показали, как преобразится Депутатская улицаЯрославцам показали, как преобразится Депутатская улица

Отметим, что движение транспорта по Депутатской ограничат поэтапно: с 5 ноября до 30 декабря перекроют участок от Первомайской до Депутатского переулка, а потом расширят зону до Андропова. Для пешеходов организуют безопасные коридоры, чтобы минимизировать неудобства. Работы ведёт АО «Ярдормост».

Фото и макеты: правительство Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

31 октября в 10:46
На трассе М-8 под Переславлем столкнулись два грузовика: пострадали водитель и пассажир
Авария произошла в районе села Глебовское.

Утром 31 октября на 125-м километре федеральной трассы М-8 «Холмогоры» в Переславском округе произошла авария с участием двух грузовых автомобилей — ГАЗ и MAN. Об этом сообщила пресс-служба УМВД России по Ярославской области.

По предварительным данным, в результате столкновения пострадали два человека. Водитель ГАЗа, мужчина 1978 года рождения, госпитализирован. Пассажирке этого же автомобиля, женщине 1987 года рождения, назначено амбулаторное лечение.

Полиция устанавливает все обстоятельства произошедшего.

Обновление

По уточнённой информации, мужчина скончался.

Фото: «В Переславле |Переславль-Залесский» / VK

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

30 октября в 17:00
Между памятью и современностью: в Ярославле обсудили возвращение исторических названий улицам
Состоялась конференция «История улиц Ярославля: время для возвращения забытых имён».

В воскресенье, 12 октября, историки, краеведы, активисты и неравнодушные жители обсудили сложную и болезненную тему: стоит ли Ярославлю вернуть исторические названия улиц и каким может быть этот процесс. Обсуждение реставрации городских топонимов состоялось в рамках конференции «История улиц Ярославля: время для возвращения забытых имён», организованной движением «Общество.Будущее» и авторами Telegram-канала «Наследие Северного Края».

На конференции была озвучена идея вернуть исторические названия двум центральным улицам города. Речь идёт о присвоении бывшей Екатерининской улицы (сейчас — Андропова) её дореволюционного имени и о восстановлении названия Рождественская вместо нынешней улицы Нахимсона.

Обоснование в обоих случаях звучит просто. Екатерининская улица вписана в регулярный план города XVIII века, утверждённый при императрице. Её возвращение, по мнению организаторов конференции, стало бы логичным восстановлением исторической связи пространства. А переименование Нахимсона в Рождественскую участники конференции мотивировали двойственно: во-первых, личность Нахимсона оценивается неоднозначно; во-вторых, историческое имя «Рождественская» напоминает об утраченном храме, чей след был стёрт в советский период. По словам выступавших, такие изменения помогут вернуть на карту Ярославля ориентиры, которые лучше отражают локальную историю и архитектурно-культурный контекст.

Между памятью и современностью: в Ярославле обсудили возвращение исторических названий улицамМежду памятью и современностью: в Ярославле обсудили возвращение исторических названий улицам

Фото: Telegram-канал «Наследие Северного Края»

Нередко вопрос топонимики касается не только истории, но и морали. Именно об этом говорил Станислав Савушкин, общественный деятель из Санкт-Петербурга, основатель проекта «Набат утраченного». Главный тезис его выступления: вопрос возвращения исторических названий важен для отражения местных ориентиров и этики. Так, например, в некоторых городах существуют улицы в честь террористов вроде Каляева и Перовской. Конечно, речи о полном искоренении наследия СССР не идёт: некоторые советские имена, например, в честь космонавтов, героев и военачальников, можно сохранить, считает спикер.

Ярославские эксперты развили тему локально. Дмитрий Полознев отметил важность сохранения городского пространства в памяти и подчеркнул, что названия улиц и мест — это инструмент коллективной памяти, требующий бережного отношения. Павел Карамышев, специалист в области охраны культурного наследия, рассмотрел конкретные примеры ярославских улиц, где возвращение дореволюционных названий сталкивается с трудностями: дублированиями и несоответствием нынешней планировки. Он предложил начать с выбора нескольких ключевых улиц: Петропавловской, Мологской и Романовского проспекта. Возвращение их на карту помогло бы связать современное пространство с древнейшими центрами ярославской земли, к которым можно отнести города Мологу, Романов-Борисоглебск и Петровский монастырь.

На конференции также прозвучала тема по увековечению местных градоначальников: краевед Артур Стажков напомнил о сборе подписей в поддержку установки памятника Ивану Вахромееву. По задумке авторов, памятник будет камерной композицией и появится в Демидовском саду, к созданию которого Вахромеев приложил немало усилий.

Конференция завершилась оживлённой дискуссией, где участники обсудили практические шаги и текущую ситуацию с инициативой по возвращению названий. Стоит отметить, подобные инициативы невозможны без архивных исследований и открытого общественного обсуждения.

Напомним, об идее восстановления исторических названий высказался губернатор Михаил Евраев, заявивший в начале 2025 года, что позитивно относится к возвращению исторических названий, если решения не вызовут конфликтов. Как отметил глава региона, в этих вопросах важно прислушиваться к мнению самих жителей. Этот подход перекликается с осторожной позицией мэрии, отказавшейся от публичных слушаний, но инициировавшей социологическое исследование.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет