16 сентября 2022 12:38

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Что ждать от второго этапа транспортной реформы? Что подразумевает передача трамвая в частные руки? И что будет с ярославским троллейбусом? «Яркуб» разбирался в вопросах.
«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Все ближе 2023 год, а значит, и очередной этап транспортной реформы. Все острее встает вопрос о том, что ждет ярославский общественный транспорт уже в будущем году. А на фоне, мягко говоря, не слишком удачно проведенного первого этапа преобразований переживания ярославцев небеспочвенны. И если с планами властей по организации автобусного движения в Ярославле более-менее понятно, то судьба электротранспорта вызывает куда больше вопросов. «Яркуб» разбирался в вопросе.

Автобусы должны быть только новые и современные

Но сначала все же немного об автобусах. Напомним, второй этап транспортной реформы изначально планировали начать в июле этого года. Однако полномочия по управлению городским пассажирским транспортом перешли от города к области. Новые управленцы, учитывая недовольство ярославцев первым этапом реформы, решили не спешить и отложить очередные нововведения до 2023 года.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Заключать новые договоры с перевозчиками предстоит уже осенью 2022-го. Соглашения предполагаются долгосрочные, сроком минимум на пять лет. Требования к подвижному составу значительно ужесточаются. Например, автобусы должны быть обязательно новыми, экологичными, низкопольными или полунизкопольными, доступными для маломобильных граждан и оснащенными видеокамерами, валидаторами и прочими «современными прелестями». Но самое важное нововведение, которое нас ждет, в том, что заключаться будут брутто-контракты. Проще говоря, перевозчику будут выплачивать деньги за наезженные в течение месяца километры, а не за количество перевезенных пассажиров.

Как говорил глава региона Михаил Евраев, ярославский общественный транспорт должен стать современным, удобным, надежным и безопасным. «Живой пример» того, как будет выглядеть ярославский «автобус будущего», — это маршрут № 176, запущенный летом в качестве пилотного. В рамках нового этапа транспортной реформы предполагается пустить такой же подвижной состав и на остальных маршрутах.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Планы властей относительного будущего ярославского автобуса понятны. Хотя и вызывает массу вопросов то, каким образом будут заключаться новые контракты на перевозки, особенно учитывая ужесточающиеся требования к подвижному составу и реальное его состояние на данный момент. К примеру, в мэрии отмечают, что в «ПАТП-1» половина автобусов уже выработала свой ресурс. Не уйдет ли вовсе в прошлое «ПАТП»? И как контракт будет подписывать «ПитерАвто», на некоторые автобусы которого без слез не взглянешь? Вопросы открытые.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Нынешнее состояние электротранспорта близко к критическому

Однако куда больше вопросов вызывает будущее ярославского электротранспорта. Не может ли так получиться, что город с одной из старейших в стране трамвайных систем и город, в котором производили знаменитые двухэтажные троллейбусы, после нового этапа реформы останется без электротранспорта? Мы спросили о планах по его развитию мэрию Ярославля и областной департамент транспорта.

На официальный запрос «Яркуба» в Департаменте городского хозяйства мэрии дали четкий ответ, что вопросов о ликвидации электротранспорта в Ярославле не стоит.

«Модернизацию городской маршрутной сети невозможно рассматривать без развития городского электрического транспорта. Его модернизация имеет особое значение для областного центра Ярославского региона», — говорится в официальном ответе.

Однако любому пассажиру очевидно наличие целого ряда причин, по которым электротранспорт вряд ли подпадает под определение «комфортный и безопасный». И по которым нельзя быть спокойным за его будущее. В ДГХ подтверждают: по состоянию на август 2022 года доля троллейбусов, работающих дольше сверхнормативного срока службы, — 81,7%. С трамваями несколько лучше. Доля выработавших свой ресурс трамваев оценивается в 20,6%. Однако даже такой показатель не может не вызывать тревогу. В «ЯрГорЭлектроТрансе» пассажиров успокаивают: профессиональные работники делают все для того, чтобы транспорт был безопасным.

— Благодаря организованной работе по проведению восстановительного ремонта, своевременному техническому обслуживанию, подвижной состав АО «ЯрГЭТ» находится в исправном техническом состоянии, позволяющем осуществлять безопасную перевозку пассажиров, — заверили в компании-перевозчике.

Последний раз на данный момент новые троллейбусы закупались в 2019 году — тогда было приобретено семь красных «Авангардов». Конечно, это капля в море.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Другая причина — состояние двух имеющихся в городе трамвайных путепроводов. Первый из них находится рядом с остановкой «Лакокраска», над железнодорожными подъездными к заводу путями. Второй — на пересечении трамвайных путей с Транссибом. Оба моста требуют ремонта. Однако состояние путепровода у «Лакокраски» совсем плачевное. Неудовлетворительным его признала внеплановая проверка еще в прошлом году, однако ремонт так и не начался из-за отсутствия средств.

В мае нынешнего года директор департамента городского хозяйства мэрии Ярослав Овчаров сообщал, что проектно-сметная документация на путепровод на проспекте Октября находится в разработке. Только после ее получения планировалось заявляться на госпрограммы. Таким образом, рассчитывать на скорый ремонт не приходится.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Путепровод не ремонтировался капитально со времен постройки. 1970-е годы. Фото: музей «ЯрГЭТ»

В самом «ЯрГЭТе» переваливают ответственность на мэрию, справедливо заявляя, что путепровод — это собственность Ярославля. Соответственно, за выполнение капитального ремонта отвечает ДГХ. Все, что может сделать «ЯрГЭТ», — это после капремонта моста отремонтировать пути.

Получается, если путепровод у «Лакокраски» станет совсем небезопасным, трамвайная сеть в Ярославле может сократиться до отрезка «Трамвайное депо» — «Больница № 9».

Наконец, третья проблема — это холостой пробег троллейбусов по пути следования в парк или из него. После закрытия троллейбусного депо № 1 троллейбусы, работающие на брагинских маршрутах, вынуждены нулевым рейсом ездить чуть ли не через весь город. На часть вырученных от продажи депо средств планировалось оборудовать место для стоянки и обслуживания троллейбусов на территории трамвайного депо, однако работы до сих пор не выполнены. Как отмечают в «ЯрГЭТ», договор с прежним подрядчиком, занимавшимся переоборудованием, расторгнут, а сейчас готовится техническое задание и конкурсная документация. Когда все работы будут наконец-то завершены, сложно даже предположить.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Трамвай призвана спасти концессия

В сложившихся условиях правительство региона, в ведение которого переходят перевозки, приняло решение о заключении концессионного соглашения. Проще говоря, о передаче ярославского электротранспорта в частные руки. Предмет концессии — «создание и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств».

В региональном департаменте транспорта пояснили «Яркубу», что концессия — фактически единственный вариант привлечь средства на спасение электротранспорта.

— Концессия позволяет получить единовременно большой объем инвестиций, окупающихся в течение срока концессионного соглашения, который составляет 20 лет, за счет использования инфраструктуры. При этом концессионер также берет на себя ее обслуживание, но не становится собственником. Таким образом, можно получить результат в кратчайшие сроки при приемлемой нагрузке на бюджет региона. Без инструмента концессии бюджет региона не может себе позволить единовременные траты такого масштаба, — пояснили в департаменте транспорта Ярославской области.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Ранее в этом году было озвучено, что Ярославская область стала участником федерального проекта по комплексному развитию городского электрического транспорта. В департаменте поясняют: механизм концессии предусмотрен в рамках реализации данного проекта. Планируется привлечение средств федерального финансирования в объеме 5,3 миллиардов рублей.

Общий объем привлекаемых в проект инвестиций составляет порядка 19,7 миллиардов рублей. Остальные деньги концессионер будет брать в виде кредитов.

По новым путям поедут 47 новых вагонов

Инициатором выступило некое ООО «Мовиста Регионы Ярославль». Фирма подала частную концессионную инициативу, обозначенные ею условия устроили регион, и было принято решение о заключении договора. Как того требует законодательство, инициативу опубликовали на электронной торговой площадке. По истечении определенного срока, если не поступит альтернативных предложений, соглашение подписывается с «Мовистой». Хотя, конечно, это больше формальность — уже понятно, что ярославским трамваем займется именно «Мовиста».

Ярославскую «Мовисту» возглавляет некий Александр Советников. Он же является директором аналогичных организаций в ряде других российских городов. К примеру, «Мовиста» занимается транспортом в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Твери, Верхней Пышме.

«Яркубу» удалось ознакомиться с текстом концессионного соглашения. Как следует из документа, запущена новая трамвайная сеть должна быть в 2025 году. До этого времени предстоит построить новое трамвайное депо, трамвайную диспетчерскую, восемь тяговых подстанций, а также обустроить новые пути и купить подвижной состав. Планы грандиозные, и если все удастся воплотить в реальность, Ярославль действительно получит современный и удобный транспорт.

Приведем выдержки из соглашения относительно того, какими должны быть приобретаемые вагоны.

  • Количество — 47 штук;

  • возраст — новые;

  • конструкция — низкопольные (100% низкого пола);

  • количество секций — односекционные;

  • дополнительное оборудование — видеонаблюдение, пожарная сигнализация;

  • материалы отделки вагонов — вандалостойкие;

  • сиденья — антивандальные, с мягкими вставками;

  • двери — с антизажимом;

  • вместимость — не менее 110 человек;

  • мест для сидения — не менее 28;

  • мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья — не менее одного;

  • точки wi-fi — служебные и для пассажиров со свободным доступом в Интернет;

  • гарантия — не менее двух лет, при этом срок службы — не менее 20 лет.

Интересно, что стоимость одного трамвая оценивается примерно в 70 миллионов рублей. Впрочем, заложена индексация цены. На вагоны планируется потратить около 3,9 миллиардов рублей.

Отдельно оговариваются требования к обустройству линий. Так, планируется построить 45,3 километров трамвайных путей и сопутствующей инфраструктуры: контактной сети с опорами, кабельных линий, озеленения и освещения путей, посадочных площадок, остановочных павильонов, пешеходных ограждений, указателей, табло, знаков, трамвайных светофоров. Должны быть, разумеется, и новые разворотные кольца.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Отметим, на данный момент общая протяженность трамвайных маршрутов в Ярославле составляет 42 километра.

Кроме того, должно быть построено новое депо для трамваев, которое займет площадь от 50 до 70 тысяч квадратных метров. Где именно оно разместится, пока ясности нет.

Оговаривается в концессионном соглашении и создание новых тяговых подстанций. Таковых планируется восемь штук: на улицах Чайковского, Добролюбова, Выставочной, проспекте Ленина (за домом № 24А), улице Панина, Ленинградском проспекте, проспекте Октября и Тутаевском шоссе. Также должен быть введен в эксплуатацию трамвайный диспетчерский центр.

Наконец, есть и еще один важный пункт: концессионное соглашение предполагает реконструкцию обоих вышеупомянутых путепроводов.

Маршрут нельзя продлить из-за того, что нет туалета

За почти 122-летнюю историю ярославского трамвая с карт города исчезло множество линий. Так, в разные годы трамвай можно было увидеть на улицах Комсомольской и Первомайской, на проспекте Толбухина и улице Большой Федоровской, на Красной площади и площади Волкова, на улице Советской и Московском проспекте вплоть до Московского вокзала и даже на Волжской набережной. Совсем недавно, в преддверии 1000-летия города, трамвай покинул улицу Большую Октябрьскую.

О богатой истории ярославского трамвая в преддверии его 120-летнего юбилея блогеры сняли фильм. Видео: Открытый Ярославль - OpenYar

Возникает вопрос: не планируется ли восстановление каких-либо утраченных линий или обустройство абсолютно новых? В департаменте транспорта отвечают: нет, не планируется. Все новые пути будут проложены по существующим трассировкам. Впрочем, радует хотя бы то, что ликвидации каких-либо линий и закрытия маршрутов также не планируется. Главная цель — глобальная реконструкция уже существующих путей.

— Новые пути в сочетании с новым подвижным составом позволят ощутимо повысить уровень комфорта и безопасности пассажиров и за счет увеличения скорости трамваев сократить время в пути, — добавляют в департаменте.

Впрочем, даже если предположить, что новых линий смонтировано не будет, некоторые изменения маршрутной сети все же теоретически возможны. Сейчас в городе работают четыре маршрута трамвая. Они связывают конечные точки, расположенные в трех разных районах города. По сути, работают все возможные вариации маршрутов, за исключением, разве что, одного — связывающего улицы Блюхера и Свердлова. Такой маршрут открывался на время ремонта Тутаевского шоссе, но после окончания работ был закрыт. Как объяснили в мэрии, «из-за нерентабельности». Возможно, после обновления сети трамвай на данном направлении снова станет востребованным.

Еще одно изменение, которое давно назрело, — это продление маршрута № 7 до конечного пункта «Больница № 9». «Семерка» была запущена в далеком 1979 году. Тогда она связала центр города с фактически окраиной Дзержинского района. В последующие годы район разросся, появилась линия до девятой больницы, однако конечная маршрута № 7 так и осталась на улице Волгоградской.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Маршрут № 7 в 1980-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»

Сегодня в районе улиц Бабича, Строителей, Тутаевского шоссе продолжается активное строительство, а основной маршрут, связывающий Брагино с центром, получается, словно отрезан «от большой земли». Как ранее «Яркубу» прокомментировали в мэрии, продлить «семерку» не представляется возможным из-за... отсутствия туалета на одном из конечных пунктов.

Однако продление маршрута в район новостроек на сегодняшний день все-таки не просто давно назрело, оно явно необходимо, это даже могло бы решить часть транспортных проблем новых брагинских микрорайонов. Хочется верить, что хотя бы после модернизации трамвайной сети проблему, не позволяющую сегодня продлить маршрут, все же как-то удастся решить.

Комфорт затронут, но минимально

Глобальная модернизация должна начаться уже в 2023 году. Каким образом будет проходить ремонт? Ярославцев волнует вопрос, не закроют ли на время реализации проекта существующие трамвайные линии? В департаменте пассажиров успокаивают: закрытия «старого» трамвая вместе с началом работ не планируется. Работы будут производиться без остановки движения с использованием однопутного движения на реконструируемых участках. Ширина колеи остается неизменной, что позволит старым трамваям двигаться по новым путям. Примерно так же проходила реконструкция путей в 2007-2008 годах.

— Так что комфорт пассажиров будет затронут минимально, — заверили в департаменте.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Реконструкция путей. Июнь 2008 года. Фото: Иван Смолин

Ярославский троллейбус закроют?

В концессии говорится только о трамвае. Возникает резонный вопрос: что все-таки будет с троллейбусом? Вполне ожидаемо поползли слухи о том, что троллейбусные линии попросту ликвидируют, дав зеленый свет автобусам. В департаменте эти слухи опровергают и заверяют, что закрытия троллейбусного движения не планируется.

— Мы поэтапно занимаемся развитием транспорта общего пользования на территории Ярославской области. Работу троллейбуса планируется обеспечить в существующем режиме, — ответили в региональном департаменте транспорта на вопрос «Яркуба» о судьбе троллейбуса.

Впрочем, каким образом планируется решать проблему катастрофического износа троллейбусного парка, пока неясно. Да, ранее неоднократно заявлялось о планах по покупке нескольких новых троллейбусов, однако дальше разговоров дело пока, к сожалению, не заходит.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Стоимость проезда может вырасти

Еще один вопрос, который, впрочем, пока остается открытым, — это ценовая политика. Как известно, контракт на перевозки у «Яргорэлектротранса» действует до конца 2022 года. Нельзя исключать повышения цены уже в будущем году. В департаменте эту тему комментировать не стали, лишь отметив, что «Тариф устанавливается в соответствии с порядком регулирования тарифов». О стоимости проезда по модернизированной трамвайной сети тем более говорить преждевременно. Известно лишь то, что трамвай продолжит работу по регулируемому тарифу.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Что касается брутто-контрактов, то в Департаменте городского хозяйства мэрии отмечают, что не видят проблем для электротранспорта по переходу на работу по новой системе.

— Пассажирские перевозки электротранспортом в этом отношении принципиально не отличаются от автобусных перевозок и подходят для использования брутто-контрактов, — так ответили «Яркубу» в «ЯрГорЭлектроТрансе».

Очевидно одно: впереди ярославцев ждут еще более глобальные транспортные реформы, нежели та, которую пережили в 2021-м. Мы продолжим следить за развитием событий.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 марта в 16:45
В Ярославле на пешеходном переходе сбили женщину с младенцем в коляске
К счастью, обошлось без тяжёлых последствий.

В Ярославле на пешеходном переходе сбили женщину с младенцем в коляске. Момент ДТП попал в объективы камер видеонаблюдения.

Случилось всё около 11:15 на улице Красноборской в районе дома № 16. 60-летний водитель автомобиля «Хендай» по какой-то причине не затормозил вовремя и на нерегулируемом пешеходном переходе сбил женщину с коляской, пересекавшую проезжую часть.

К счастью, обошлось без серьёзных последствий. По информации полиции, ребёнок 2024 года рождения был доставлен в медицинское учреждение. Однако тяжёлых травм и младенцу, и женщине удалось избежать.

Устанавливаются обстоятельства произошедшего.

Видео: «Свободный Ярославль»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

21 марта в 09:37
Из-за обмеления Волги в районе Стрелки появился небольшой островок
Ярославскому фотографу удалось запечатлеть его с высоты птичьего полёта.

Обмеление Волги в Ярославской области продолжает обнажать удивительные находки со дна реки. Напомним, что в Рыбинске из воды показались остатки затонувшей баржи и часть старинного водопровода. К слову, непригодные постройки советских времён решили снести.

В Ярославле горожане находили старый дебаркадер, у Даманского острова даже наткнулись на остатки старого ЯАЗа. А накануне в районе Стрелки появился небольшой островок. Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть его с высоты птичьего полёта.

«Образовался мини-островок, на котором тусуются бобры и стаи птиц. В этом месте и летом всегда было мелководье, но сейчас уровень воды совсем низкий, и льдина, вцепившись в растения, растущие там, видимо, не очень хочет таять и уплывать из столицы Золотого кольца», — рассказал Александр.

Стоит отметить, что в Ярославской области в результате небывалого обмеления рек эксперты прогнозируют засушливый сезон. Низкий уровень воды может привести к проблемам с водоснабжением на предприятиях и массовой гибели рыбы.

Фото: Александр Давидик

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
20 марта в 17:20
Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран
В Ярославле состоялся международный форум «Образовательный диалог».

19 и 20 марта в Ярославле состоялся форум «Образовательный диалог», объединяющий педагогов России и коллег из-за рубежа. Уже в 13-й раз в столице региона собрались представители университетского сообщества, члены Российской академии образования (РАО), также мероприятие посетили гости из Беларуси, Армении, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Кот-д’Ивуара, Ганы и Ирака. Организатором выступило Министерство просвещения Российской Федерации при поддержке РАО и правительства Ярославской области.

Международный статус форума в этом году позволил говорить на важную тему осмысления культурно-исторического единства. На открытии форума ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Михаил Груздев обратил внимание на возможность поэтапного построения образовательного пространства дружественных государств. Опираться оно должно на единство ценностей, лежащих в основе национальных систем образования.

— Предельно понятными являются формулировки традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а конкретным организационным шагом в построении общего образовательного пространства дружественных государств может стать создание международных профессиональных педагогических сообществ школьных учителей, университетских преподавателей, специалистов исследовательских центров дружественных государств, — подчеркнул Груздев.

Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 странОбразовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран

На пленарной части форума выступила президент РАО Ольга Васильева. В своём докладе она подчеркнула, что традиции научных исследований и их внедрения в образовательную практику всегда были важной частью развития педагогики в нашей стране.

— Важность научных открытий и исследований для сферы образования, их доступности для педагогического сообщества осознавалась в нашей стране всегда. В 1943 году, когда ещё шли тяжелейшие бои Великой Отечественной войны, было принято решение о создании Академии педагогических наук РСФСР, вклад которой в развитие образования в союзных республиках был существенным. Механизмом его реализации были не только научные разработки: большое влияние оказывали члены Академии, работавшие по всей территории страны, — сказала Ольга Васильева.

Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 странОбразовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран

Эти исторические традиции стали основой для современных международных образовательных инициатив. Сегодня, как и тогда, ключевым остаётся обмен опытом, научными достижениями и педагогическими практиками. Диалог, начавшийся в рамках единого образовательного пространства СССР, теперь выходит на глобальный уровень.

К слову, методика преподавания русского языка как неродного формировалась в течение многих десятилетий. Проректор МГУ Татьяна Кортава рассказала о подготовке педагогических кадров в контексте международного сотрудничества. Так, в странах СНГ регулярно проходят тематические мероприятия, идёт слаженная работа со специалистами из Центральной Европы, в частности, на базе ассоциации русистов в Словакии. Развивается и сотрудничество с Китаем, где открыт российско-китайский научно-исследовательский институт педагогики.

Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 странОбразовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран

Мир становится всё более многополярным, и влияние России, а тем паче российской образовательной мысли, ощущается особенно сильно в соседних и дружественных странах. Некогда колониальный Кот-д’Ивуар, находящийся в серьёзной зависимости от Франции, понимает необходимость расширения образовательных связей.

Участие представителей этой страны в форуме свидетельствует о растущем интересе к российским педагогическим и научным достижениям. Образовательная модель, которая сочетает в себе фундаментальность и доступность, становится всё более востребованной в странах, стремящихся укрепить свои национальные системы образования и снизить зависимость от бывших метрополий.

С этим согласен и президент ивуарийского Методистского университета, профессор филологии Ньялега Маканьон Рене. Корреспондентам «Яркуба» он рассказал о современной позиции французского языка в Кот-д’Ивуаре.

— В международном масштабе французский язык, конечно, потерял свою важность. Русский и китайский языки всё больше влияют на нашу молодёжь, потому что пространство не ограничивается лишь французским. Как президент университета я приветствую расширение границ, поэтому мы и сотрудничаем с Ярославским педагогическим университетом, — отметил господин Рене.

Этот интерес находит своё практическое воплощение в конкретных инициативах. Второй день форума, 20 марта, был посвящён налаживанию связи между Ярославским педагогическим и зарубежными вузами.

Ректор ЯГПУ Михаил Груздев принял проректора Ташкентского государственного педагогического университета Надиру Саидахмедову, с которой договорился о подписании комплексного партнёрского соглашения. Ещё одним важным событием стал визит в Россию Мохаммеда Сидика, ректора университета Коя в Республике Ирак. Руководство ЯГПУ отметило, что первым шагом станет сопровождение со стороны иракского университета новой программы бакалавриата по подготовке учителей арабского языка.

Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 странОбразовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран

Отметим, что одним из ключевых итогов форума стало инициирование создания Международной платформы для взаимодействия педагогов, учёных и экспертов. Работа платформы будет включать организацию сотрудничества университетов и научно-образовательных центров, проведение совместных исследований, продвижение духовно-нравственных ценностей, основанных на взаимном уважении традиций, истории и культуры дружественных государств, а также создание международных моделей и практик просветительской и образовательной деятельности.

Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Материал подготовили Арсений Дыбов и Матвей Захаров

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
20 марта в 12:40
Золотой век Пошехонья
Состоялась премьера документального фильма о золотобойном промысле на Пошехонской земле.

Город пяти рек и семи мостов — Пошехонье. Чем знаменит этот северный уголок Ярославской области? Сразу вспоминается пошехонский сыр, «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина и гаютинская роспись. А окажись вы в трактире в веке так в XIX, то местные завсегдатаи с превеликим удовольствием рассказали бы вам байку про глухих пошехонских мужиков. Но есть ещё один, как это модно сегодня говорить, бренд — золотобойный промысел. О нём мало кто слышал, хотя его плоды видел любой москвич или турист, посетивший Петергоф.

Золотой век ПошехоньяЗолотой век Пошехонья

Золотобойный промысел — это производство сусального золота. Пошехонцы помнят о земляках, занимавшихся этим ремеслом, а миссию рассказать о них широкой аудитории взяла на себя народная киностудия «Юность» и сняла документальный фильм, который так и называется — «Пошехонские золотобои».

Для коллектива «Юности» и Независимой телевизионной компании «Заволжье» это не первая творческая работа как о Пошехонье, так и о ярославской глубинке в целом. Студия выпустила фильмы об истории нашего края и людях, оставивших яркий след в истории.

— Администрация Пошехонского округа и сами жители с энтузиазмом встретили нашу идею о фильме. В съёмках участвовало множество людей, было задействовано большое количество локаций. Меня поражает, с какой любовью пошехонцы стараются сохранить свою историю, — рассказал режиссёр фильма Сергей Коровин.

Авторы картины кропотливо собирали материал о производстве сусального золота в Пошехонье, общались с местными жителями и устанавливали имена золотых дел мастеров.

Золотой век ПошехоньяЗолотой век Пошехонья

По прошествии лет факты о промысле стираются из людской памяти. Но даже в отдалённых от Ярославской области уголках раньше ходила молва о «золотобойном Пошехонье», вспоминает председатель Ярославской областной Думы Михаил Боровицкий, посетивший презентацию фильма в библиотеке им. М. Ю. Лермонтова 19 марта.

— Во времена обучения я пришёл к своему научному руководителю. Тогда я уже был председателем колхоза в Ярославской области, на что он у меня поинтересовался, работаю ли я «возле золотобойного Пошехонья?». Вот так на другом конце страны от специалиста в совершенно другой области я узнал, что есть такое выражение. — поделился Михаил Боровицкий. — Этой страницей истории Пошехонского края можно гордиться. Это уникальное производство и единственное, кроме Москвы, место, где производилось сусальное золото.

Золотой век ПошехоньяЗолотой век Пошехонья

Фото: Ярославская областная Дума

Бывший мастер артели «Красный золотобой» Павел Осипович Зайцев, заметку которого удалось отыскать в подшивке старых газет, утверждал, что редкий и уникальный промысел зародился здесь целых триста лет назад. А пионерами в этом деле на пошехонской земле стали беглые мастера, работавшие при дворе царя Алексея Михайловича. Впрочем, это может быть красивой легендой. Однако доподлинно известно, что в 1850-х годах в Пошехонье появилась мастерская, которую возглавлял Алексей Матвеевич Князев, крепостной крестьянин.

Золотой век ПошехоньяЗолотой век Пошехонья

Месторождений драгоценного металла в Пошехонье никогда не было, но здешняя сусаль славилась своим качеством. Ей покрыты купола соборов Московского Кремля и часы на Спасской башне, купола Киево-Печерской Лавры, фонтан «Самсон» в Петродворце и советские станции Московского метрополитена.

В 1976 году Большой театр отмечал своё 200-летие, к этой знаменательной дате Пошехонский промкомбинат получил крупный заказ для обновления позолоты зрительного зала. К сожалению, это был последний заказ для пошехонских золотобойцев. Уже через год в Пошехонье перестали изготавливать сусальное золото и перешли на изготовление алюминиевых ёлочных игрушек. Но и это ручное производство вскоре было закрыто, так как в Москве посчитали его нерентабельным.

Золотой век ПошехоньяЗолотой век Пошехонья

Сейчас в Пошехонском историко-краеведческом музее открыта небольшая экспозиция, посвящённая золотобойному промыслу. В ней собраны уникальные инструменты, которыми работали мастера, и архивные фотографии.

Фото: кадры из фильма

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 марта в 20:19
Ярославцам рассказали, когда вернётся тепло
На самом деле погода сейчас приблизилась к мартовской норме. Но это ненадолго.

В конце прошлой недели в Ярославле ощутимо похолодало. Температура приблизилась к норме середины марта, а в какой-то момент даже опустилась чуть ниже, что для этого года пока большая редкость.

В среду, 19 марта, погоду в регионе определяет атмосферный фронт. Он периодически закрывает небо облаками и посыпает землю интенсивными ливневыми осадками в виде мокрого снега. Вместе с тем начались процессы роста температуры.

Уже в четверг потеплеет до +5, вероятность осадков снизится. Примерно такая же погода сохранится и в пятницу. А в выходные облаков на небе станет ещё меньше и под лучами Солнца столбики термометров устремятся вверх. В воскресенье — уже +8...+10. А значит, погода вновь переместится в середину апреля...

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 марта в 17:34
В Ярославле в массовом ДТП пострадала женщина
Столкнулись сразу четыре авто.

В Ярославле в массовом ДТП пострадала женщина. Об этом сообщили в пресс-службе региональной полиции.

Около половины первого дня 19 марта на Полушкиной Роще близ завода «Полимермаш» столкнулись сразу четыре автомобиля: «Фольксваген», «Мазда» и два «Черри». Предварительно, пострадала водитель одного из автомобилей «Черри». Женщину госпитализировали.

На некоторое время проезд по Полушкиной Роще был существенно затруднён. Устанавливаются обстоятельства произошедшего.

Фото: «Подслушано в Ярославле!»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

18 марта в 13:44
После обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетона
«Царский» бетон сохранился намного лучше, пишет рыбинец.

Жители Рыбинска продолжают обсуждать находки, обнажившиеся на дне Волги после её обмеления.

Напомним, ещё на прошлой неделе из воды показались остатки затонувшей баржи и часть старинного водопровода. Теперь рыбинцы смогли их разглядеть поближе. И наблюдения жителей города заставили «ужаснуться» сохранностью советского бетона.

«Видна заброшенная эстакада и бывший водозабор. Ужасает „сохранность“ бетона советского производства. Для примера — остатки железобетонного шлюза царских времён на правом берегу на Стрелке в гораздо лучшем состоянии», — пишет автор серии фотографий с обмелевшей Волги.

После обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетонаПосле обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетона

Как и ярославцы, обратили внимание рыбинцы и на большое количество мусора на дне Волги. В частности, строительного.

«Рядом с эстакадой на песке лежат неиспользованные сваи разной длины. Например, одна из свай имеет длину 12 метров. Получается, что сваи не пригодились и были „утилизированы“ путём сброса в Волгу!» — отмечает житель Рыбинска.

После обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетонаПосле обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетона

Обсуждают и затонувшую баржу. Правда, по другой версии, это был плавучий кран, который использовался при строительстве моста. В любом случае, как пишет автор фотографий со ссылкой на известного рыбинского краеведа Александра Козлова, объект затонул в 1962 году.

«В это время опоры моста уже стояли, а пролёты ещё не были смонтированы. Поэтому с берега баржа была малозаметна. Тем более что других буксиров и иных плавсредств вокруг моста было предостаточно. Понятно, что оставить баржу в таком виде было нельзя, поэтому строители срезали верхнюю часть. А днище баржи осталось на дне», — пишет рыбинец.

После обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетонаПосле обмеления Волги жителей Рыбинска ужаснуло состояние советского бетона

Всё упиралось в сроки сдачи моста — времени заниматься извлечением остова плавсредства попросту не было...

Фото: «Подслушано в Рыбинске»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

17 марта в 22:03
В ДТП на выезде из Ярославля пострадали пять человек
В их числе шестимесячный ребёнок.

На выезде из Ярославля в ДТП пострадали пять человек. О случившемся сообщили в Госавтоинспекции региона.

17 марта в пятом часу дня напротив дома № 60 по улице Большая Норская столкнулись «Хёндай» и «Шевроле». По предварительной информации, 33-летний водитель «Хёндай», двигаясь в сторону Тутаева, выехал на встречную полосу, где и столкнулся с другой иномаркой. В результате травмы получили пять человек. В их числе шестимесячный мальчик.

На месте происшествия работали следственно-оперативная группа, сотрудники Госавтоинспекции. Выясняются все обстоятельства произошедшего.

Фото: Госавтоинспекция Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

17 марта в 12:44
В ночном ДТП под Ярославлем пострадали четыре человека
Травмированы мужчина и три девушки.

В Ярославском округе в ночном ДТП на трассе М-8 пострадали четыре человека. Об этом сообщили в пресс-службе областной полиции.

17 марта около половины третьего ночи на 273-м километре трассы М-8 «Холмогоры» под Ярославлем столкнулись «Шкода» и «Фольксваген». По данным правоохранителей, пострадали четыре человека, и все они ехали в «Шкоде». Это мужчина 51 года, а также девушки 17, 19 и 20 лет. К счастью, обошлось без тяжёлых последствий. Как рассказали в полиции, пострадавшим назначено амбулаторное лечение.

Устанавливаются обстоятельства произошедшего.

Фото: пресс-служба УМВД России по Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».


наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет