«Моральные ценности мы закладываем ещё в детстве»: учитель начальных классов рассказала, как проходят уроки у первоклассников
Учебный год в самом разгаре. Совсем скоро выпускникам предстоит сложное испытание в виде ЕГЭ, а первоклашки, которым пока незнакомы эти три страшные буквы, уже привыкли к своей новой роли и с интересом и огоньком в глазах спешат на уроки. В школе их ждёт учитель, первый наставник на пути длиною в одиннадцать лет.
Корреспондент «Яркуба» вновь окунулся в школьную атмосферу и посетил уроки в ярославской школе № 33, где учителем начальных классов работает Анастасия Бараничева — героиня совместного с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования спецпроекта «Дневник учителя». Для неё, как и для учеников, этот учебный год тоже стал первым. Как проходят занятия в начальной школе, читайте в новой главе нашего проекта.
Из открытого окна кабинета веет тёплым весенним воздухом, доносятся звуки снующих чаек, а из коридора им вторят звучные голоса детей. Перед звонком на урок шумно: ребята делятся друг с другом последними новостями и хотят вдоволь наиграться в догонялки, прежде чем сесть за парту и открыть учебник.
Так начинается привычный день в школе. Едва завидев Анастасию Сергеевну, ученики 1-2-го класса спешат к своему учителю поздороваться. До начала первого урока остались считанные минуты. Дети потихоньку подтягиваются, кто-то спокойно сидит в ожидании занятий, мальчишки мечтательно обсуждают далёкие планеты и Млечный Путь, а девочки показывают новые поделки педагогу. Остаётся только позавидовать и отдать должное, что учитель построил такие доверительные отношения с детьми.
Конечно, ребят удивляет новое лицо в классе. Кто это пришёл и сел за последнюю парту? Сначала относятся с подозрением, но через мгновение дружной гурьбой наваливаются с кучей вопросов: «А вы на целый день к нам?», «А почему фотоаппарат настолько большой?», «Хотите сыграть в домино?». От таких предложений не отказываются, и мы успеваем сыграть с Андреем и Романом партию.
— Это меня дедушка научил играть! — с гордостью заявляет Андрей, хозяин коробочки с костяшками.
Учитель в это время готовится к уроку и мелом выводит на тёмно-зелёной доске «Классная работа». Время игр закончилось: звенит звонок, и дети садятся на свои места. Первый урок — русский язык. Звучат знакомые слова: «Тетради сдаём на край стола!».
Урок начинается с небольшой разминки. Анастасия Сергеевна выдала ребятам белые квадратики с буквами, на которых нужно отметить все гласные. Кто-то не успел найти одну букву и честно поднял руку — дети не боятся ошибаться.
Сегодня проходят ударения и что такое проверочные и проверяемые слова. Чтобы рассказать материал и проверить на практике, Анастасия Сергеевна использует все средства: здесь и интерактивная доска, и старый добрый учебник. Вот ученик старательно выводит прописи в тетради. На листке с домашней работой виднеется запись с похвалой: «Намного лучше пишешь. Молодец!»
Далее по расписанию стоит окружающий мир. На перемене между уроками большинство детей признались, что это их любимый предмет. Учебные программы не стоят на месте: сейчас детям рассказывают не только про животных и растения, но и поднимаются важные темы воспитания. К примеру, на этой раз обсуждали, кто такой вежливый и воспитанный человек и какими качествами он обладает.
— Я думаю, что все моральные ценности детям мы закладываем ещё в детстве, с первого класса. По окружающему миру темы у нас и правда «скачут». Сегодня мы можем говорить про слонов и жирафов, а завтра — про правила поведения в транспорте и театре, — рассказывает Анастасия.
В начале года детям было трудно переключиться с одного урока на другой, вспоминает Анастасия Бараничева. Всё же русский язык больше про письмо, а окружающий мир — про разговоры. Но ко второму полугодию большинство первоклассников уже хорошо настраиваются на смену деятельности: смотрят в расписание, примерно представляют, какая тема будет изучаться на следующем уроке.
Наблюдая за юными школьниками, сразу замечаешь самых активных и хулиганистых. Таких учитель держит поближе к себе, чтобы быстрее заметить и пресечь нарушения дисциплины. Конечно, мирным путём и даже без повышения голоса. Сейчас учителя — дипломаты, а не надзиратели.
Скоро перемена, а значит, пора записать домашнее задание.
— В первом классе домашние задания носят рекомендательный характер. Есть те, кто выполняет рекомендации на 100% по всем предметам, а некоторые дети забывают или относятся к этому не так ответственно. Но всё-таки мы воспитываем в них правильное отношение к домашним заданиям: это не то, что заставляют делать, а необходимый навык для отработки и закрепления материла дома, — делится принципами работы учитель.
Анастасия рассказывает, что на освоение материала выделяется не один урок. Бывает, что тема поначалу сложна для детей, поэтому её нужно долго закреплять, но с каждым разом ребята делают успехи и лучше справляются с заданиями.
Фото: Анна Фролова / «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».