«Дети уходили на летние каникулы и плакали»: учитель начальных классов ярославской школы подвела итоги первого рабочего года
Официально подошёл к концу учебный год 2023/24. Одиннадцатиклассники уже сдали ЕГЭ и выбирают вуз для поступления, а школьники помладше отправились на заслуженные летние каникулы, чтобы 1 сентября с новыми силами сесть за парту и продолжать учиться.
В начале этого учебного года «Яркуб» совместно с Министерством образования Ярославской области, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Ярославским педагогическим колледжем и Институтом развития образования запустил спецпроект «Дневник учителя». На протяжении года мы наблюдали за становлением участницы проекта — учителем начальных классов в ярославской школе № 33 Анастасией Бараничевой. Этим интервью мы завершаем «Дневник учителя».
Анастасия подвела итоги первого рабочего года и сказала много тёплых слов о своём коллективе и классе.
— Подошёл к концу первый для Вас учебный год. Какие ощущения по итогам?
— Прекрасные! Я ожидала, что будет проще, но никогда не знаешь, с какими трудностями предстоит столкнуться, работая с людьми, особенно детьми.
Иногда изнутри паника появляется, но тяжело бывает только в первые минуты. Потом приходишь в себя и понимаешь, что каждая проблема решаема. Безусловно, администрация школы очень помогает — спокойнее ощущаешь себя, когда есть наставничество.
— А из-за чего паника могла возникать? Из-за недопонимания или других ситуаций?
— Могут возникнуть внеплановые ситуации, которых ты не предвидел. К примеру, никто не может предугадать, в какой момент ребёнок не придёт в школу. Начинаешь волноваться и звонить: «Где он? Что случилось?» Оказывается, просто заболел, а родители не успели предупредить, потому что для них это тоже сюрприз. Такие ситуации немного выбивают из общего ритма.
— Отпуск для учителей — время собраться с силами, хорошенько отдохнуть или всё-таки будете чем-то заниматься по учебным вопросам?
— Июнь — время, чтобы подготовить программы, сдать отчёты, прибраться в кабинете. Поэтому учителя стараются всё успеть сделать за этот месяц, чтобы в отпуске не думать о работе и дать себе по-настоящему отдохнуть.
— Как дети освоили пройденный материал, всё ли успели пройти?
— Прошли мы всё, на то и создан учебный план. К концу года дети расслабляются, идёт повторение тем, поэтому им всё уже легко и понятно. Каждый ребёнок, конечно, освоил материал по-разному. Кто-то превосходит учебный план и норму для первого класса, кто-то просто выполнил норму. Если ученик что-то забыл, то вспоминает и навёрстывает.
— Пожалуй, дети с радостью отправились на первые летние каникулы?
— Я думала, что они будут очень радоваться каникулам, но большинство удивились: как это так, что нас друг от друга на три месяца отрывают? Были такие случаи, что дети плакали, не хотели расставаться. Здесь я и сама плакала, потому что очень приятно получать такую отдачу от детей. В эти моменты понимаешь, что ты на своём месте и делаешь всё правильно.
— Задания какие-нибудь на лето получили, список для чтения?
— Родители получили список того, что ребёнку стоит подтянуть, на что обратить внимание. Но такого, что они должны принести выполненные задания в сентябре, нет. Я буду в отпуске, а они учиться? Считаю это несправедливым.
То же самое и со списком книг на лето. Он нужен не для того, чтобы дети вели дневник прочитанного, а чтобы не потеряли навык чтения и скорости. Рекомендованный список книг, соответствующих возрасту, есть, но у каждого ребёнка разный вкус. Поэтому пускай читают, что им нравится. Здесь главное желание и любовь к книгам. Я не хочу, чтобы современные дети думали, что чтение — это насильно вручённая книга, которая тебе не интересна.
— Вы наблюдаете изменения в характере детей на протяжении года?
— Наверное, любой учитель первых классов меня поймёт, как за год вырастают дети. Меняется многое: от дисциплины до восприятия себя и окружающих. Кто-то приходит замкнутым, а к концу года от этой замкнутости ничего не остаётся. Дети начинают больше рассуждать и задумываться о чувствах других, потому что привыкают к коллективу. Понимают, что кому нравится, а что кого-то может обидеть или задеть. Если сравнить первый день и последний — совершенно разные дети.
Мне все коллеги говорят: «Это ты сейчас думаешь, что они изменились. После лета придут и не узнаешь: мало того, что на десять сантиметров вырастут, так ещё и повзрослеют». Кроме того, ребёнок постоянно находится в обществе — друзья, родители, кружки. Школа — не единственный социальный круг ребёнка, который оказывает на него внимание.
— Если возникали трудности в работе, как удавалось их разрешить?
— Неразрешённых спорных ситуаций к концу года у нас не осталось, а серьёзных конфликтов даже не возникало. Если спорную ситуацию я не могу решить наедине с ребёнком, то привлекаю родителей. Тогда любой ребёнок, поверьте мне, меняется. Всё-таки главный авторитет — это семья. Я не хочу ухудшать отношения неправильными словами или подходом, нам всё же ещё четыре года сосуществовать.
Дети приходят из разных семей со своими ценностями, у всех разные интересы и взгляды на мир — споры у них бывают на этой почве. Мальчишки вообще любители подраться. Я иногда подбегаю: «Что случилось?» — «Не переживайте, мы так играем». Ничего себе игры!
Со всеми родителями у нас хорошие отношения. Некоторые гордятся, что они попали ко мне в класс, потому что у нас с детьми сложился полный контакт, хорошо ладим. Родители рады, что ребёнок чувствует себя комфортно в школе.
— Спустя год Вы не появилась усталость или разочарование в работе?
— Перед отпуском появляется накопительная усталость. Но мыслей, что работа в школе — это не моё, у меня не было. Наоборот, когда видишь, что усилия, вложенные в начале года, оправдывают себя, появляются дополнительные силы. Дети увереннее себя чувствуют, свободно отвечают на вопросы на уроках — ощущаю радость, смотря на них и на их успехи. Действительно всё не зря и это то, к чему лежат и сердце, и душа.
У многих знакомых бывало, что они не хотят вспоминать школу. А я сейчас понимаю, что у моего класса воспоминания о школе и первом классе будут только положительными. Итог работы становится определяющим фактором в понимании того, что я всё делаю правильно.
— Списка с плюсами и минусами работы в школе не составляли, получается?
— Человек, который смотрит исключительно на минусы, не уживётся в профессии педагога. Что это будет за работа и какое она будет приносить удовольствие? Нужно сконцентрироваться на плюсах и том, что ты получаешь от этой деятельности. Поэтому для меня зацикливаться на минусах и трудностях точно не вариант.
— Тем более нужно быть готовым к трудностям и предусматривать их?
— Мы осознаём те трудности, с которыми мы можем столкнуться. В педагогическом колледже нас предупреждали, что будут возникать драки и конфликты между детьми, споры с родителями, недопонимания с администрацией школы. Учителей может не устраивать множество вещей, но они должны обращать внимание на то, комфортно ли детям находиться в школе.
— Какие сейчас есть возможности профессионального роста для учителей?
— Сейчас существует множество различных курсов, семинаров, тренингов, переподготовки для учителей. Институт развития образования присылает приглашения по повышению квалификации. Не будем забывать и про университеты, где мы также на заочной форме можем получить образование.
Я сейчас заочно получаю второе образование в ЯГПУ по специальности «География и туризм», чтобы и свои знания расширять, и быть более квалифицированным специалистом и педагогом. Я могу охватить больше сфер деятельности, ещё больше узнать о детской психологии.
Мне кажется, если мы хотим быть современными и интересными детям, то никогда не должны останавливаться. Главное — желание и время, чтобы развиваться и учиться.
— С работой получается совмещать?
— Конечно, это накладывает трудности, потому что идёт образовательный процесс. Но на помощь приходят коллеги и подменяют во время зимней сессии. Школа понимает, что педагогу нужно развиваться, получать образование и расширять область своих знаний.
— Какой в школе коллектив? По предыдущим ответам стало понятно, что хороший?
— Я искренне надеюсь, что каждому молодому специалисту везёт с коллективом точно так же, как повезло мне. О своих коллегах я могу сказать только положительное — постоянная поддержка и помощь.
У нас сложились довольно тёплые отношения. С коллегами можно обсудить не только рабочие моменты, но и поделиться переживаниями. Всем молодым специалистам я желаю отличного коллектива. Это играет огромную роль в осознании профессии и комфортном нахождении в школе.
— Если бы Ваши ученики прочитали это интервью через много лет, что бы Вы хотели им сказать на будущее?
— Я им могу пожелать, чтобы они никогда не боялись совершать ошибки. Возможно, у них будет что-то не получаться, возникать сомнения. Но то единственное, в чём они должны быть уверены — в себе.
У меня прекрасный класс — дети, с которыми хочется работать. Самая лучшая эмоция — это восхищение в их глазах. Пожелаю им, чтобы они продолжали радоваться миру и видеть в нём прекрасное тем взглядом, которым они смотрят на мир сейчас, чтобы восхищение никуда не пропадало.
Фото: «Яркуб»; предоставлено героиней публикации
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».