История

26 апреля 2024 - 18:42
В Ярославле открыли памятник пожарной машине
ЗИЛ-130 теперь возвышается на Красной площади.
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271263
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271264
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271265
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271266
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271267
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271268
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271269
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271270
В Ярославле открыли памятник пожарной машине_271271

В Ярославле 26 апреля официально открыли памятник пожарной машине. Обновлённый ЗИЛ уже можно заметить на территории пожарной части на Красной площади на том самом месте, где раньше был установлен экран.

В Ярославле открыли памятник пожарной машинеВ Ярославле открыли памятник пожарной машине

Открытие приурочили к 375-й годовщине со Дня создания пожарной охраны Российской Федерации. В рамках мероприятия сотрудники регионального МЧС и ветераны службы возложили цветы к памятнику Мужества пожарных и спасателей.

Новый памятник на территории пожарной части представляет собой восстановленную пожарную автоцистерну АЦ-40 (ЗИЛ-130).

— Автомобиль прослужил 30 лет в боевом расчёте, а теперь будет ежедневно радовать жителей и гостей города, стоя на входе территории Главного управления МЧС России по Ярославской области, — рассказали спасатели.

В Ярославле открыли памятник пожарной машинеВ Ярославле открыли памятник пожарной машине

Также в рамках торжественного мероприятия 26 апреля лучшие представители профессии получили грамоты и благодарности губернатора, правительства и областной Думы, дипломы о внесении в книгу почёта.

Фото: «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

26 апреля 2024 - 13:09
«Учимся. Работаем. Отдыхаем»: в Ярославском художественном музее открылась новая выставка
Картины написаны в стиле соцреализм.
«Учимся. Работаем. Отдыхаем»: в Ярославском художественном музее открылась новая выставка_271184
«Учимся. Работаем. Отдыхаем»: в Ярославском художественном музее открылась новая выставка_271185

В преддверии Первомая, 26 апреля, в Ярославском художественном музее открылась выставка «Реализм. Учимся, работаем, отдыхаем». В экспозицию вошли картины, иллюстрирующие изменения стиля социалистического реализма. Кстати, среди представленных художников есть и ярославцы.

Сотрудники музея отобрали работы, посвящённые трём важным для советского человека темам: учёбе, работе и отдыху.


«Мамина помощница». Непостаев Виктор Кузьмич. 1956 год

«Портрет героя социалистического труда А. Д. Алёшиной». Фролов Константин Петрович. 1954 год

Так, в центре внимания художников 30-х годов прошлого столетия оказывались производственные достижения, индустриализация, строительство светлого будущего и, конечно же, советский человек — герой труда. В 50-е годы упор шёл на обычных людей и их повседневную жизнь. Появился даже термин «суровый стиль». В середине 60-х годов тенденция поменялась, и художники начали обращать внимание на незаметные ценности и детали жизни.


«Перед выходом. Подруги». Дружинина Юзефа Михайловна. 1962 год


«Комсомольская стройка. Белая ночь». Симонов Игорь Иванович. 1968 год

«Оттепель». Огарёва-Дарьина Галина Петровна. 1959 год

«Учимся. Работаем. Отдыхаем»: в Ярославском художественном музее открылась новая выставка«Учимся. Работаем. Отдыхаем»: в Ярославском художественном музее открылась новая выставка

«У кольца шинного завода». Ф. В. Новотельнов. 1963 год

— В последнее время многие думают и пишут о том, каким же на самом деле был XX век, — рассказала «Яркубу» Марина Полывяная. — Такой живописный документ важен для представления, поэтому мы и подготовили эту выставку.

Работать она будет до 18 августа.

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
26 апреля 2024 - 10:00
В Ярославле под слоем асфальта обнаружили булыжную мостовую
Во время ремонта проспекта Октября.
В Ярославле под слоем асфальта обнаружили булыжную мостовую_271128
В Ярославле под слоем асфальта обнаружили булыжную мостовую_271129

Историческую находку случайно совершили дорожники во время ремонта проспекта Октября в Ярославле. Там под слоем асфальта обнаружили старинную булыжную мостовую. Об этом рассказала ярославна Ольга Никонова.

На снимках хорошо видны несколько фрагментов сохранившейся кладки на пересечении проспектов Ленина и Октября.

«Иногда надо копнуть поглубже, чтобы убедиться, что ты и твоё настоящее не висят в воздухе, а прочно стоят на прошлом. У „Гиганта“ сняли асфальт, и обнажилась булыжная мостовая. Пересечение проспекта Шмидта с Гражданским», — написала в соцсетях Ольга Никонова.

Краеведы рассказывают, что на этом месте была Романовская застава — один из основных выездов из города. А совсем рядом располагалась единственная губернская земская больница, которая обслуживала всех, у кого не было средств лечиться у частных врачей.


Романовская застава. Главный фасад. Начало XX века. Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Фото: Ольга Никонова 

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
23 апреля 2024 - 10:58
В Ярославской области старинный дом трактирщика стал объектом культурного наследия
Охранный статус получил «Дом Н. А. Шадрина» в посёлке Борисоглебский.
В Ярославской области старинный дом трактирщика стал объектом культурного наследия_270840
В Ярославской области старинный дом трактирщика стал объектом культурного наследия_270841
В Ярославской области старинный дом трактирщика стал объектом культурного наследия_270842

В Ярославской области на один объект культурного наследия стало больше. Охранный статус в качестве ОКН местного значения получил «Дом Н. А. Шадрина» в посёлке Борисоглебский на Красноармейской улице, 8.

«Памятник архитектуры является ярким образцом исторической застройки посёлка Борисоглебский. Представляет собой редкий образец смешанного здания, совмещающего жилые и коммерческие помещения. Его архитектурно-художественное оформление выполнено в модном в то время стиле модерн. Фасад дома является одной из визуальных доминант исторической улицы Красноармейской и формирует её масштаб и облик», — рассказали в региональной службе охраны ОКН.

Построенный в начале ХХ века в бывшей слободе Кукуйка дом принадлежал местному трактирщику Николаю Шадрину. Выходец из крестьянской семьи был одним из сыновей Алексея Дмитриевича Шадрина, который арендовал у Борисоглебского монастыря трактир, расположенный вдоль северной монастырской стены.

В советское время в здании размещались школа, интернат, почта и управление сельского хозяйства. Сейчас там находится администрация Борисоглебского сельского поселения.

Отметим, что предметом охраны объекта культурного наследия стали композиция с мезонином, характер обработки фасадной поверхности стен, архитектурно-художественное оформление фасадов и другие внешние элементы.


Фото: Служба охраны объектов культурного наследия Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
22 апреля 2024 - 12:30
В Ярославле на большом хоккейном финале развлекать публику будет группа The Hatters
В город на Волге также съезжаются болельщики, журналисты, представители руководства лиги.
В Ярославле на большом хоккейном финале развлекать публику будет группа The Hatters

В Ярославле 22 апреля 2024-го пройдёт первый с 10 апреля 2009-го матч финала Кубка Гагарина.

«Локомотив» и «Металлург» проведут третью игру серии. Пока ярославцы в не самом хорошем настроении — оба гостевых поединка, напомним, остались за магнитогорцами. Однако шанс всё исправить ещё хороший.

Последний раз в Ярославле матч финала Кубка проходил 10 апреля 2009 года. Это был шестой матч серии между «Локомотивом» и казанским «Ак Барсом». «Железнодорожники» тогда в случае победы могли стать чемпионами, однако в овертайме гости забили решающую шайбу, команды переехали на седьмой матч в Казань, где фортуна вновь оказалась не на стороне «Локомотива».

И вот, спустя 15 лет Ярославль вновь примет главную серию сезона КХЛ. В город на Волге уже съезжаются болельщики, журналисты, представители руководства лиги. Едет и главный трофей — Кубок Гагарина. Матч на «Арене-2000» 22 апреля начнётся в 19 часов.

Кстати, для болельщиков подготовили сюрприз — утром в понедельник клуб объявил, что на арене будет выступать группа The Hatters.

Видео: ХК «Локомотив»

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Интервью
18 апреля 2024 - 14:18
В Ярославле во время финальных матчей Кубка Гагарина организуют фан-зоны
18 апреля у колеса обозрения, 20 апреля — в «Арене-2000».
В Ярославле во время финальных матчей Кубка Гагарина организуют фан-зоны

В Ярославле во время выездных матчей «Локомотива» в рамках финала Кубка Гагарина появятся фан-зоны для болельщиков. 18 апреля такую площадку оборудует администрация ярославского колеса обозрения «Золотое кольцо», а 20 апреля матч будут транслировать на видеокубе «Арены-2000».

Трансляция первого матча финала у колеса обозрения откроет ежегодный летний кинотеатр. Болельщиков ждут к 17 часам 18 апреля в купольном шатре у Колеса обозрения «Золотое кольцо». Вход бесплатный.

«Друзья, мы решили, что ежегодный летний сезон кинопоказов должен начаться с поддержки нашей хоккейной команды „Локомотив“ в финале Кубка Гагарина!» — говорится в сообщении администрации аттракциона.

При этом сотрудники колеса обращают особое внимание на то, что употребление любых алкогольных напитков на территории аттракциона строго запрещено.

А второй матч финальной серии, который состоится в субботу, 20 апреля, будут транслировать на видеокубе «Арены-2000». Доступ болельщиков на трибуны будет открыт с 13 часов. Начало матча — в 14:00. Однако здесь вход уже платный. Стоимость билета — 250 рублей. Его можно приобрести онлайн на клубном сайте с 14 часов 18 апреля или в кассах арены с 11 часов 20 апреля. В «Локомотиве» уточнили, что сезонные абонементы и приглашения на просмотр матча при этом будут недействительны, посещение VIP-лож также закрыто. А традиционные развлечения в фойе состоятся.

Между тем, болельщики в социальных сетях делятся воспоминаниями о предыдущих финалах с участием «Локомотива». Так, в 2002 году фан-зону организовывали на площади Юности. А в 2009 году седьмой матч финальной серии транслировали на стадионе «Шинник». Организовать подобные зоны ярославцы просили и в этом году, однако, по-видимому, от столь массовых мероприятий в соображениях безопасности власти всё же решили отказаться.

В Ярославле во время финальных матчей Кубка Гагарина организуют фан-зоныВ Ярославле во время финальных матчей Кубка Гагарина организуют фан-зоны

Трансляция матча финала на площади Юности. 2002 год. Стоп-кадр сюжета телеканала НТМ

Напомним, серия финала против магнитогорского «Металлурга» стартует 18 апреля на выезде. Домашние матчи состоятся 22 и 24 апреля. Билетов на них уже нет.

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

15 апреля 2024 - 19:23
Ярославский «Локомотив» узнал соперника на финал Кубка Гагарина
Всё-таки это «Металлург».
Ярославский «Локомотив» узнал соперника на финал Кубка Гагарина

Ярославский «Локомотив» в финале Кубка Гагарина сыграет с магнитогорским «Металлургом». Это стало известно вечером 15 апреля после завершения седьмого матча полуфинальной серии между «Металлургом» и «Автомобилистом» из Екатеринбурга. Встреча завершилась со счётом 3:2 в пользу команды из Челябинской области.

Таким образом, серия финала стартует 18 апреля в Магнитогорске. Там же 20 апреля состоится второй матч. Третья и четвёртая встречи пройдут 22 и 24 апреля соответственно в Ярославле. Здесь же, если потребуется, команды 28 апреля проведут шестой матч. Пятый и седьмой будут организованы в Магнитогорске 26 и 30 апреля соответственно.

С «Магниткой» ярославцы в рамках плей-офф КХЛ уже играли. Эта серия состоялась в первом сезоне лиги в рамках полуфинала. Тогда «железнодорожники» были сильнее, уверенно выиграв серию со счётом 4:1.

В текущем сезоне в регулярном чемпионате «Локомотив» и «Металлург» сыграли дважды, обменявшись домашними победами. 25 сентября «Локомотив» выиграл 4:1, а 9 января «Металлург» оказался сильнее 5:3.

О старте продаж билетов на домашние матчи финала «Локомотив» объявит чуть позднее.

0+

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

12 апреля 2024 - 14:00
Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области
Почему романовка считалась царской овцой, сколько она стоит и много ли их в регионе? На эти вопросы ищите ответы в материале «Яркуба» о живом наследии ярославских крестьян.
Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области

Более 80 лет на ВДНХ демонстрируются все самые значимые достижения нашего народа. Особое место уделяется сельскому хозяйству. В разные годы на главной выставке страны показывали лучшие породы животных и ставились рекорды. И вот спустя многие годы на ВДНХ, где сейчас проходит Международная выставка-форум «Россия», вернулась романовская овца, которая по праву является достоянием Ярославской области.

В этой статье мы расскажем, чем же примечательны эти животные, которые представляют сельское хозяйство нашего региона.

Видео: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

Романовская порода овец — живое наследие тружеников Ярославской области

Романовская порода овец неспроста считается гордостью и достоянием как ярославского, так и отечественного овцеводства. Более чем за два с половиной века своего существования она не утратила уникальных свойств, которые выделяют её среди других пород. Высококачественное мясо, плодовитость, способность ягниться до двух раз в год, молочность и отличные шубные качества — всё это характеристики романовки. В Ярославской области животных этой породы издавна разводили в экологически чистых и заповедных районах, удалённых от производственных центров.

Конечно, мало просто разводить животных — нужно следить за генофондом и стараться работать над улучшением качественных признаков породы. Это понимают и на родине романовки. К примеру, существующее с 2012 года фермерское хозяйство «Юрьевское» в Первомайском районе считается одним из современных центров чистопородного романовского овцеводства, сочетающим традиционный опыт и современные научные методы. Старания ярославских фермеров оценили на всероссийском уровне: овечки «Юрьевского» получили золотую медаль на престижном конкурсе «Золотая осень», а мясо ягнёнка, приготовленное по традиционному рецепту русских крестьян, удостоилось награды «Вкусы России». Свою первую награду романовская овца получила в 1852 году, когда впервые была представлена на выставке в Москве.


Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

История романовской овцы

Романовская овца — жемчужина или, если хотите, бренд Ярославской области, имеющий чёткую историческую и географическую привязку. Именно в этих краях путём «народной селекции» зародилась порода, которая считалась в России царской.

История многих вещей и начинаний в России не обошлась без участия Петра I. Так получилось и с нашей героиней, в имени которой даже присутствует фамилия императора.

Во времена правления Петра Великого овцеводство получило наибольшее развитие. Из шерсти овец делали качественное сукно, которое шло на нужды армии и гражданского населения. Чтобы удовлетворить растущие потребности, правитель распорядился направить в Ярославскую губернию иностранных специалистов. Овчары начали работать над выведением новой работы.

В Романово-Борисоглебском уезде заработали племенные овчарни, велась опись маток и тщательно подбирались пары при спаривании. Уже в начале XIX века появились первые сведения об овцах романовской породы. С тех пор по всей губернии шла серьёзная селекционная работа.


Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

Территория Ярославской губернии находилась на важнейшей водной артерии страны, Ярославль — на перекрёстке интенсивных торговых путей. В губернии по берегам Волги ежегодно устраивались ярмарки, где высоко ценились изделия из романовской овчины из-за пышной густой шерсти. «Романовская шуба» и «романовский тулуп» стали некой торговой маркой и считались товарами хорошего качества. Так и закрепилось названия породы «романовская».

В советские годы был расцвет романовского овцеводства. Издавались книги, куда заносились лучшие племенные животные породы, проводились обучающие мероприятия, специализированные семинары и выставки. В 90-х годах прошлого века резко сократилось поголовье скота, но после экономического спада романовская овца снова переживает свой «ренессанс». Во многом благодаря труду сельских жителей и идейных фермеров.

Многие поколения русских крестьян стремились улучшить качества овчины. Для этого у них был экономический стимул, ведь разведение романовской породы овец выступало как основной источник дохода и пропитания. Хорошие пастбища, кормление, уход и содержание, а главное, любовь к сельскому хозяйству сделали своё дело. Романовка, аборигенная порода Ярославского края, стала востребованной абсолютно заслуженно, а её качества ценят по всему миру.

Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской областиРомановская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области

Инфографика: «Яркуб»

Качественные признаки романовской овцы

За годы работы над породой селекционеры добились целого набора качественных признаков романовской овечки, которым могут позавидовать другие породы. Многие сельхозпроизводители выделяют неприхотливость породы и устойчивость к заболеваниям. А чем ещё может похвастаться романовка:

  • Многоплодие — это естественный наследуемый признак, передаваемый потомству. За один окот (ягнение) от романовских овец получают два-четыре ягнёнка, реже — пять. Многие исследования говорят о рентабельности содержания маток, которые объягнились тройнями и четвернями.

  • Полиэстричность — это способность овцы романовской породы размножаться в любое время года. Если фермеру нужно получать приплод ежемесячно, чтобы был постоянно молодняк для продажи, выращивания или для себя, то можно распределить размножение в течение года.

  • Скороспелость говорит о том, что ярку романовской породы возрастом от 11 месяцев и весом от 45 килограммов можно смело ставить к барану на случку без ущерба для её здоровья и здоровья потомства. Кстати, самок романовки отбирают по весу, конституции, признакам многоплодия и так далее, а баран будет улучшать будущее потомство. В свою очередь, ягнята достигают товарной массы 35-40 килограммов к 9-10 месячному возрасту.

  • Качественная шерсть и шкура (овчина). Шерсть романовской овцы мягкая, тёплая, имеет изумительную способность к валянию, а уже готовое изделие из данного сырья характеризуется лёгкостью и долгоноскостью. Романовская овца хороша тем, что пуха (пуховых волос) больше, чем ости. Это хорошо тепло сохраняет и даёт лёгкий оттенок серо-голубого цвета.

  • И, наконец, ароматное, вкусное и полезное мясо.

Также романовскую овцу используют как улучшающий материалом для многих грубошёрстных пород овец, причём не только за пределами Ярославской области, но и за рубежом. К примеру, в Испании романовку скрещивали для создания нового типа арагонской овцы, а во Франции с использованием романовской овцы вывели новую породу «Роман».

Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской областиРомановская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области

Инфографика: «Яркуб»

Сколько романовских овец в Ярославской области

По данным статистики, на начало 2024 года на территории региона с романовской породой работают пять племенных предприятий, поголовье насчитывает 6,9 тысячи голов, из них — 2,4 тысячи овцематок. Руководитель сельхозпредприятия «Юрьевское», которое располагается в Первомайском районе, Александр Чачин, рассказал, что в их хозяйстве на данный момент число овец стремится к двум тысячам, овцематок почти 440 голов.

Всего в области свыше 20 тысяч голов неплеменных романовских овец, по породному составу наибольший удельный вес занимают именно овцы романовской породы — более 60%, остальные — помеси романовской с мясными породами, а также овцы дагестанской, ташлинской, катумской пород.


Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

Кстати, купить чистопородную ярку или барана романовской породы возрастом пять-семь месяцев в среднем можно за 500-800 рублей за килограмм живого веса — это около 18 000-24 000 рублей за племенное животное со всеми необходимыми сопроводительными документами. Половозрелый молодняк торгуется в диапазоне 28 000-35 000 рублей за голову. Также отметим, что спрос на романовку возрастает как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому фермеры с полной уверенностью могут заявить, что романовская порода — ценнейшая часть мирового генофонда овец.

Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской областиРомановская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области

Инфографика: «Яркуб»

Достижения России невозможны без труда сельского человека

Достижения России невозможны без аграриев, которые являются частью и двигателем сельской жизни и экономики. История романовской овцы стала отличным примером, как благоприятных условий климата и заливных лугов было бы мало без энтузиазма, кропотливого и творческого труда человека. Разведение и развитие этой породы овец стали возможны благодаря смелости и верности традициям русских людей.


Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»

Столетиями важность роли сельского человека в развитии деревенских территории и укреплении экономического потенциала страны было сложно переоценить. Ярославцы и по сей день чтут первопроходцев в этом деле и помнят, как появилась романовская овечка. Так, в столице Первомайского района — в посёлке Пречистое — работает экспозиция, посвящённая ярославским крестьянам и «народным» селекционерам, которые вывели романовскую овцу, снискавшая славу и за пределами России.

Активный труд и творческий вклад сельского человека служит напоминанием о значимости села, где реализуются потенциал и уникальные возможности сельского хозяйства и жизни в деревне.


Иллюстрация: Дарья Пожилова

Заглавная иллюстрация: Дарья Пожилова

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
11 апреля 2024 - 17:30
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы
Известный писатель рассказал о написанном в ГУЛАГе романе Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты», и почему эта книга — «тиснутый рóман». «Яркуб» законспектировал лекцию.
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы_269835
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы_269833
Михаил Елизаров — о том, почему приключенческий роман, рождённый в лагерях, стал единственным образцом творчества несвободы_269789

Писатель и музыкант Михаил Елизаров посетил Ярославль. По традиции в городе он остановился на два дня — сначала выступил с концертом в клубе «Китайский лётчик Джао Да», а на следующий день прочитал лекцию «Наследник из Гулага. История «тиснутого рóмана» о книге Роберта Штильмарка «Наследник из Калькутты». «Яркуб» всё законспектировал.


Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Стоит начать с небольшого рассказа о самом Роберте Штильмарке. Советский писатель немецкого происхождения за свою карьеру успел поработать в «Известиях» и ТАСС, редактором журналов «Иностранная литература» и «Молодая гвардия». В 1941 году Роберт Александрович добровольцем ушёл на фронт, воевал под Ленинградом, участвовал в жестоких боях в тылу врага. После многочисленных ранений его направили преподавать в Ташкентское пехотное училище, а затем перевели в топографическое управление Генштаба в Москву. Однако военную карьеру построить не получилось: в 1945 году Штильмарка, награждённого медалями и орденами за боевые заслуги, приговорили к десяти годам исправительно-трудовых работ в Енисейском лагере за «контрреволюционную агитацию».

Сын писателя вспоминал, что, несмотря на своё происхождение, Роберт Александрович всегда ощущал себя человеком русским. Он не раз говорил и писал, что более всего на этом свете любит и ценит русскую природу, русский язык и русскую старину. И был Штильмарк антисоветчиком, всё же несколько лет лагерей не прибавляют любви к системе, лишившей тебя свободы.

В ГУЛАГе «батя-романист», как называли Штильмарка в сталинских лагерях, создал своё самое известное произведение — «Наследник из Калькутты». Книгу его попросил написать один из авторитетных арестантов, старший нарядчик Василий Василевский. Хитрый «заказчик» надеялся получить помилование за роман у Сталина, который любил читать про старину.

«Наследник из Калькутты» — приключенческий исторический роман, действие которого разворачивается в эпоху завершения Великих географических открытий. Сама книга вобрала в себя всё, что можно ожидать от жанра: пираты, сокровища, путешествия, интриги и коварство, благородство и честь. Читателя отправляют то в Англию времён промышленной революции, то на берега Африки или к индейским племенам Северной Америки. Через 30 лет после издания роман стал бестселлером — найти свободный экземпляр в библиотеке было очень сложно. Михаил Елизаров отмечает, что при рассматривании текста как историко-приключенческого романа получится «капустник» из всевозможных штампов и сюжетных ходов. Но в то же время «Наследник...» — знаковое и важное явление в русской советской литературе, потому что это, возможно, единственный элитарный образчик устного творчества несвободы, так называемого «тиснутого рóмана», зафиксированного на бумаге.


Р. А. Штильмарк. Фото из свободных источников

Что же такое «тиснутый рóман»? Определение этого явления даёт другой видный советский писатель Варлам Шаламов. «Тиснуть» на блатном языке значит «рассказать». Получается, что рассказываемая история — как бы устный «оттиск» повествования.

«„Рóман“ — не обязательно роман, повесть или рассказ. Это может быть и любой мемуар, кинофильм, историческая работа. „Рóман“ — всегда чужое безымянное творчество, изложенное устно. Автора здесь никогда никто не называет и не знает. Требуется, чтобы рассказ был длинным, — ведь одно из его назначений — скоротать время», — писал Шаламов.

В обмен на баланду, окурок или на отсутствие побоев оказавшийся в местах заключения интеллигент «рубится» за то, чтобы рассказывать ворам интересные истории. В такой ситуации оказался и Штильмарк. Он получил право не работать, занимался только писательством, а потом зачитывал главы романа арестантам. Те вносили свои правки, просили добавить чего-нибудь.

И тут возникает драма, тяжёлая этическая дилемма — проблема авторства. Ведь на обложке «Наследника...» должна была красоваться фамилия Василевского, а не настоящего автора. В какой-то момент до Штильмарка дошли тревожные вести, что надсмотрщик хочет «убрать» своего «литературного раба», который после завершения колоссальной работы станет лишним в схеме. Но волею судьбы всё складывается иначе: некий профессор убедил Василевского стать соавтором, ибо «никто не поверит, что он своим умом смог бы написать такой текст».


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Изначально сам Роберт Александрович потешался над романом, называл его высосанным из пальца, но всё же полюбил это «незаконное детище».

«В конечном итоге 15 июня 1951 года, то есть через год и два месяца трёхтомный роман был готов и получил название „Наследник из Калькутты“. Я хохотал до слёз над этим титулом. Но когда рукопись идеально переписанная была переплетена в три шёлковых переплёта, снабжена самодельной картой, виньетками, схемой морского боя и хорошо вычерченными титульными листами, всё это приобрело импозантный вид...», — вспоминал Штильмарк.

Роман был ярким и сочным плодом вдохновенной фантазии, несмотря на всю необычность условий творчества. Как и было сказано ранее, «Наследник из Калькутты» — это «капустник» из пиратов, индейцев, работорговцев, иезуитов, луддитов, достопочтенных пэров и прочих. Вряд ли произведение можно назвать новаторской литературой, но это «тиснутый рóман». Пример, когда литература несвободы получила бумажное издание. Все её каноны воплощены в тексте.

В 1958 году, когда Штильмарк и Василевский уже получили свободу, издали книгу. Второй из дуэта объявился — пришёл за деньгами. Оба лукавили: Роберт Александрович клялся, что ему не нужен роман, что для него это незаконное детище, а Василевский говорил, что ему нужна только свобода, но он и так получил её по амнистии. Роберт Александрович решает поделить деньги «честно». Из стотысячного гонорара он выделяет своему «соавтору» половину — 27 тысяч рублей.


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Так или иначе, Штильмарк окончательно принимает «Наследника...» и хочет узаконить этого «литературного бастарда». В 1959 году Штильмарк через суд доказал, что он является единственным автором. В этом ему, кстати, помогли зеки, которые ещё несколько лет назад с нетерпением ждали новые главы романа, сидя на нарах в таёжном лагере

Суть драмы Штильмарка — попытка в течение всей жизни доказать себе и окружающим, что именно он является автором романа. Однако как найти авторство в том, в чём авторства быть не может, ведь «тиснутый рóман» — всегда чужое, безымянное творчество.

Однако Елизаров не остановился на этом и решил смотреть глубже в теорию. Так, он пришёл к выводу, что «Наследник...» — это пастиш.

ПАСТИ́Ш (франц. pastiche; от итал. pasticcio, букв. — паштет, в переносном значении — смесь) — вторичное художественное произведение, имитация стиля конкретного автора, жанра или направления.

Пастиш вычеркнул категорию индивидуальности, вывел автора за скобки. Это явление отражает социально-экономическую обстановку. В уголовной среде, в которой оказался Роберт Александрович, существует своя экономическая формация. И места для автора там нет.

Пастиш не предусматривает следование точным историческим реалиям, во главе — создание эмоции эпохи. Таковым и стал «тиснутый» «Наследник из Калькутты».

По итогу Михаил Елизаров отметил, что «Наследник...» — уникальный слепок культурного пласта, который уже не существует. «Тиснутость» вошла в инструментарий и каноны большой литературы. Поэтому неоригинальное нужно воспринимать как пастиш. Теперь это часть культуры, которая работает на новую экономику, нео-капитализм.


Иллюстрация А. Лурье к книге «Наследник из Калькутты». 1958 год, издательство «Детгиз»

Напомним, на нашем сайте вы можете найти конспект другой лекции Михаила Елизарова об «инфантилизме» героя Набокова, гайдаровском «мире урождённого воина» и о том, почему писатели периодически обращаются к теме детства.


Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Заглавное фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
10 апреля 2024 - 19:25
«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения
«Яркуб» узнал мнение пассажиров и водителей о столь кардинальной мере.
«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения
Ярославль всё-таки останется без трамваев как минимум на год. 10 апреля принято окончательное решение о приостановке движения с 1 августа. Ещё несколько дней назад информация о закрытии подавалась как предварительная.

Мы пообщались с пассажирами и водителями ярославских трамваев и выяснили, что практически все относятся к закрытию отрицательно. Почему люди просят не останавливать движение полностью и почему власти не готовы к такому сценарию – в большом репортаже «Яркуба».

Модернизацию должны завершить до июня 2025 года

Напомним, соглашение с ООО «Мовиста Регионы Ярославль» было подписано в конце 2022 года. В рамках концессии до июня 2025-го должны полностью заменить трамвайную инфраструктуру города. Кроме того, фирма-концессионер должна поставить в город 47 низкопольных односекционных трамваев.

Начали реализацию проекта с самого проблемного маршрута № 6. В октябре 2023 года его закрыли и приступили к демонтажу рельсов, шпал и старой контактной сети. Дело с мёртвой точки сдвинулось, однако сроки восстановления движения сообщать горожанам не спешили.


Единственный новый вагон

С новыми вагонами также вышла «заминка». Ярославцы ждали жёлтых брендированных «львят», но поставка сорвалась. Через несколько месяцев в город приехал трамвай Усть-Катавского вагоностроительного завода из Челябинской области. Перед Новым годом журналистов пригласили посмотреть на обкатку нового вагона, хотя и дали понять, что по городу он в ближайшее время не поедет. Дело в том, что трамвай решили поберечь и не стали выпускать на «убитые» рельсы. До сих пор этот новый вагон остался единственным из привезённых.

После отмены маршрута № 6 ярославцы начали беспокоиться и о закрытии других. Осенью 2023 года в правительстве региона сообщили, что планов по полному закрытию трамвайного движения нет. В частности, планировалось использование реверсивного движения трамваев на отдельных участках. Такой же способ использовался в 2008 году, когда последний раз меняли рельсы.


Реконструкция путей. Июнь 2008 года. Фото: Иван Смолин

Однако планы, вероятно, поменялись. В минувшую пятницу, 5 апреля, стало известно о возможном закрытии трамвайного движения. Об этом сообщил министр транспорта Ярославской области Мурат Баснукаев. Взамен власти пообещали пустить временные автобусы, но конкретной информации по маршрутам пока нет. Новость о закрытии ярославцы, мягко говоря, оценили не очень позитивно.

«Надеюсь, это неправда...»

Корреспонденты «Яркуба» решили проехать на трамвае и пообщаться с водителями и пассажирами. Для этого мы прибыли на конечную остановку «Больница № 9» в Дзержинском районе. Остановочный пункт расположен рядом с больничным городком, поэтому пользуется особой популярностью у пациентов.

Вместе с другими пассажирами мы сели на пятый трамвай и через несколько остановок отметили, что свободных мест в вагоне практически не осталось.


Людей в трамвае много даже вне часа пик

По словам пассажиров, в час пик в будни трамвай вообще забит под завязку.

Под мерный стук колёс мы доехали до остановки «Кинотеатр „Победа“», где нам удалось пообщаться не только с пассажирами трамвая, но и с людьми, пользующимися автобусами. К слову, ждать автобус людям приходится в грязи на обочине дороги. Но это не главная проблема — из-за отсутствия остановочных комплексов автобусы по улице Труфанова едут едва ли не транзитом.

Про закрытие трамвайного движения, как оказалось, знают далеко не все ярославцы. Для некоторых подобная новость стала шоком.

— Нет, не знала, надеюсь, это неправда, — поделилась взволнованная ярославна. — Выезжать из нашего района только на трамвае удобно, аналогов нет. Если трамваи прекратят движение, это будет для нас совсем нехорошо.


Ждёт своих преданных пассажиров

Однако и те, кто знают о закрытии, реагируют на нововведение в основном негативно. Причины разные: от неудобства до отсутствия достойных альтернатив.

— Для меня куда удобнее и быстрее добраться на работу на трамвае, чем на любом другом общественном транспорте, — сообщил другой опрошенный пассажир. — Я живу на Труфанова, там с общественным транспортом беда совсем. Раньше ходил автобус, были остановки, сейчас их убрали.

Вопрос о езде на работу у ярославцев стоит остро, ведь если достойных альтернатив не запустят, люди буквально рискуют остаться без работы.

Лишь несколько опрошенных оказались готовы смириться с закрытием, но и то только при наличии реальных альтернатив — часто ходящих по тем же направлениям автобусов или электробусов.

«Всё сжималось внутри»: водители могут остаться без работы

Одной из опрошенных пассажирок неожиданно оказалась водитель трамвая с 25-летним стажем. Она сообщила «Яркубу», что новость о полном закрытии трамвайного движения для коллектива «ЯрГорЭлектроТранса» стала неожиданной.

— О закрытии нам сообщили в пятницу, — поделилась водитель. — До этого момента все надеялись, что запустят реверсивное движение, ведь так уже делали! Однако нам сообщили, что до 1 мая водителям выдадут предписания, а с 1 августа движение трамваев прекратится.

Водителям предлагают пройти ускоренный курс переобучения для работы на троллейбусах, электробусах или автобусах. Однако других вакансий на предприятии нет. Тем, кто решит не переучиваться, остаётся одно — сокращение.

Важно понимать, что большинство водителей трамваев — предпенсионного и пенсионного возраста, поэтому они и не хотят переучиваться на другой вид общественного транспорта. Объясняют это тем, что не готовы к более сложной и ответственной работе.

— Я уже на пенсии, — рассказала водитель. — Поэтому просидев 25 лет за управлением трамвая, я не готова сейчас переучиваться.


Встречает пассажиров

С ней солидарны коллеги, вместе с которыми женщина проработала много лет.

— Мне 60 лет, — поделилась на условиях анонимности другая водитель. — Переучиваться в таком возрасте сложно. Естественно, я попаду под сокращение. А о закрытии трамвайного движения нас уже известили.

Да и более молодые коллеги «пересаживаться» на другой вид общественного транспорта не хотят.

— Когда мы узнали о полном закрытии, мы все рыдали, — сообщила «Яркубу» ещё одна работница «ЯрГорЭлектроТранса». — Всё сжималось внутри. На самом деле, водители трамвая любят свою профессию. Я проработала пять лет, даже увольнялась, но всё равно вернулась, так как что-то меня тянуло.

Более того, для работы на электробусе или автобусе нужны не только права категорий B и D, которых у водителей трамвая нет, но и пять лет водительского стажа. Также водители сообщили, что существует вероятность платного переобучения для работы на автобусе. При этом если уволиться сейчас, то курс можно пройти бесплатно и пятилетний стаж не потребуют. Из-за этого получается замкнутый круг. Водители увольняться не хотят, так как надеются на запуск реверсивного движения, но если их всё же сократят, то переучиваться им, возможно, придётся за свой счёт.

Кстати, сокращение коснётся не только водителей трамваев. По словам работников, под него рискуют попасть более 400 человек, среди которых водители, кондукторы, диспетчеры и слесари.

Просят сохранить хотя бы частично

Когда трамвайное движение всё-таки закроют, город рискует столкнуться с целым рядом проблем.

Вообще, повторить действующие трамвайные маршруты будет не так уж и просто. К примеру, в Дзержинском районе города трамвайные пути идут в объезд главной магистрали, Ленинградского проспекта. При этом трамвай связывает жилые кварталы с важными социальными объектами: школами, детскими садами и больницами.

IMG_0507.JPG

Дождались трамвай!

— В Дзержинском районе трамвай — основная ветка, которая связывает нас с внешним миром, — рассказал пассажир. — Можно иногда и на автобусе доехать, но он ходит редко. К больнице № 9 доехать можно только на трамвае.

И всё это не считая отличной возможности доехать до места назначения без пробок. На Пятёрке, например, трамвай и вовсе заметно выигрывает у автобусов, так как ходит часто и практически бесперебойно.

— Когда я жила на Пятёрке, — поделилась с корреспондентом ярославна, — я всё время ездила на трамвае. Другой общественный транспорт там ходит хуже. Боюсь, без трамваев будет плохо.

Предварительно, в середине мая пустят электробусы по улице Чкалова. Они должны будут частично заменить уходящие трамваи. Однако достоверной информации о маршрутах и расписании транспорта пока нет.


Альтернатив сейчас практически нет

Сами ярославцы, умудрённые горьким опытом закрытия троллейбусного депо, уже даже не верят в возвращение трамвая. Горожане убеждены, что заменить автобусами или электробусами привычные трамвайные маршруты вряд ли получится. Тем более если учитывать количество курсирующих в Ярославле вагонов. По информации директора «ЯрГЭТ» Дениса Пырлога, в данный момент на маршрутах работает 40 трамвайных вагонов. Запуск временных автобусов явно негативно скажется на действующих автобусных маршрутах — водителей и машин и так не хватает.

Вызывает вопросы и дата закрытия, ведь на модернизацию останется меньше года, исключая осенние и зимние месяцы. Кстати, шестой маршрут был закрыт на модернизацию в октябре. С тех пор прошло уже полгода, а монтаж толком не начат. Корреспондент «Яркуба» прогулялся по улице Блюхера и убедился, что подрядчик находится на участке между остановками «Центр „Омега“» и «Детская больница». На месте можно заметить привезённые рельсы и шпалы. Однако работы ведутся вяло, обновление участка за полгода завершить так и не смогли.


На Блюхера идут работы


Всё перекопали

«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения

Привезли рельсы

«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения«Мы все рыдали»: ярославцев повергла в шок новость о закрытии трамвайного движения

И шпалы

Объём работ концессионеру предстоит колоссальный — помимо путей, это строительство нового депо, двух путепроводов и нескольких десятков переездов и платформ. Впрочем, быть может, именно этим и можно объяснить решение о полном закрытии трамвайного движения.

— Для того чтобы не выбиться из графика и в 2025 году закончить модернизацию, в настоящее время действительно рассматривается вопрос о временном закрытии трамвайного движения, — в начале текущей недели комментировали в министерстве транспорта региона. — Открытие трамвайного движения по отремонтированным путям на конкретной ветке может быть запущено только по завершении полного комплекса работ.

Вероятно, принятое решение окончательное. Однако пассажиры и водители ещё всё же надеются, что на какое-то время удастся сохранить какую-то часть трамвайных линий. Например, в Дзержинском районе от депо до девятой больницы — для работы трамваев здесь всё имеется. И это реально позволит не усугубить проблему транспортной доступности сразу нескольких микрорайонов.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет