Ярославский художественный музей

6 марта 2018 - 18:23
В Ярославском художественном музее открылась выставка живописца Михаила Нестерова

Картины Михаила Нестерова из собрания музеев Вологды, Иванова, Костромы, Ростова, Рыбинска и Ярославля на новой выставке в Ярославском художественном музее позволят зрителям проследить основные этапы в творчестве художника. Куратор Людмила Макарова объединила известные произведения с редко экспонирующимися работами, собрала все грани Нестерова: пейзажи, жанровые картины, иконопись.

В Ярославском художественном музее открылась выставка живописца Михаила Нестерова

Михаил Васильевич Нестеров после 1917 года оставил заметный след в истории искусства портретами представителей интеллигенции. Среди сменяющих друг друга на стыке веков художественных течений он нашел и сохранил свой стиль, вобравший достижения русской и европейской средневековой культуры, реализма и модернизма.

Среди иконописных работ на выставке важен датированный 1907 годом образ Богоматери с Младенцем из Рыбинского музея-заповедника. Интересен эскиз для мозаичной иконы Спаса на Крови. Костромской музей предоставил изображение Ветхозаветной Троицы. К христианской тематике Нестеров обращался и при иллюстрации книги Василия Михеева «Отрок-мученик. Углицкое предание». На выставке экспонированы оригинальные иллюстрации для нее.

Жанровые картины разных годов представляют, как для художника было важно отразить тонкое взаимодействие человека и природы. Нестеров использовал запоминающийся прием наложения фигур героев на изображение природного мотива — не сливал их воедино, но показывал, как они дополняют и раскрывают друг друга.

Наиболее ранним и самым известным произведением на выставке стало полотно «Лето». Живописец говорил, что правда любезна ему «лишь тогда, когда олицетворяет собой внутренний поэтический смысл характера, — человека и природы». В первые годы после революции Нестеров часто обращался к своему раннему творчеству, соединяя мотивы из него в новых работах: «В обители», «У лесного озера» из серии эскизов к картине «Град Китеж».

На выставке не могло не быть натурных пейзажей, исполненных художником во время путешествий по России. Один из них с изображением стогов принадлежит Костромскому музею, а другой, с видом Стрелки, — Ярославскому художественному. Этюд «Берег Волги. Успенский собор» важен тем, что Успенский собор еще стоял, но колокольню его разобрали.

Выставка продлится до 6 мая 2018 года.

Читайте также«Ярославский художественный музей откроет фонды к столетнему юбилею».

1 марта 2018 - 10:08
Ярославский художественный музей откроет фонды к столетнему юбилею

В 2019 году Ярославский художественный музей отметит сто лет со дня основания. Накануне этого события начнется выставочный проект «Открытые фонды». Первая выставка «Стеллаж № 4» откроется 3 марта.

Ярославский художественный музей откроет фонды к столетнему юбилею

В фондах музея памятники искусства хранятся в стеллажах, шкафах и медалье. Отталкиваясь от этого, музейная команда решила показать произведения «как есть». Другими словами, взять отдельное хранилище и представить его содержимое на выставке.

В одном из самых ценных фондов музея — «Русская живопись XVIII — начала XX века — часть полотен развешена на выдвигающихся щитах, еще часть — в стеллажах. Можно догадаться, что на выставке «Стеллаж № 4» музей покажет картины, хранящиеся в стеллаже с соответствующим номером. Учитывая данный факт, не нужно удивляться соседству произведений разных жанров и стилей. Подобранные по формальному признаку — размеру — полотна отражают богатство музейных фондов. Вот несколько фамилий: Феликс Лагорио, Борис Кустодиев, Аркадий Рылов, Ольга Розанова, Михаил Соколов. Всего на выставке «Стеллаж № 4» перед зрителем предстанут 89 произведений.

Презентация выставочного проекта «Открытые фонды» и вернисаж выставки пройдут 3 марта.

Читайте также«В Ярославле выпустили репринтное издание брошюры 1898 года о селе Рыбницы».

26 февраля 2018 - 14:34
В Ярославле выпустили репринтное издание брошюры 1898 года о селе Рыбницы

Ярославский художественный музей 28 февраля презентует репринт брошюры «Село Рыбницы, или Ново-Спасское, Ярославской епархии Даниловского уезда». Оригинал издания предоставил партнер музея Сергей Никонов.

В Ярославле выпустили репринтное издание брошюры 1898 года о селе Рыбницы

В 1898 году 24-страничную брошюру о Рыбницах издал родной брат скульптора-академика Александра Михайловича Опекушина Константин Михайлович, который с 1860 года служил в селе церковным старостой. Известно, что детство и последние годы жизни Александра Михайловича прошли в Рыбницах, у Спасской церкви. Братья Опекушины родились неподалеку, в деревне Свечкино. Мальчиком 12 лет Александр отправился в Петербург помогать отцу на литейном производстве. Со временем он освоил азы скульптурного дела и стал одним из лучших ваятелей России, прожил на берегах Невы 70 лет. В 1919 году, спасаясь от голода и лишений гражданской войны, он вернулся на родину, где умер через четыре года. Его брат работал в Петербурге с 1860 по 1880 год, после чего вернулся в Рыбницы и стал старостой Спасской церкви. Занимался строительством богадельни, до конца дней был попечителем Рыбницкого начального училища. Он основал Лепную школу и добился присвоения ей в 1915 году имени брата. Именно в этом здании в 1988 году создали «Дом-музей скульптора-академика А. М. Опекушина». Константин умер за два года до возвращения брата, в 1917 году.

Для Ярославского художественного музея важно, что презентация репринтного издания пройдет в год 180-летия со дня рождения и 95-летия со дня смерти Александра Опекушина, в год 30-летия со дня создания его дома-музея. В брошюре представлена летопись села Рыбницы с перечислением всех его праздников и бедствий, история возникновения церкви, начиная с обретения в конце 18-го века исцеляющей иконы всемилостевого Спаса и заканчивая комиссией Его Высокопреосвященства в ноябре 1897 года. Спасский храм сохранился до наших дней, по выходным в нем проходят службы.

Презентация пройдет 28 февраля в 16 часов.

Читайте также«В сети появился туристический навигатор по окрестностям Мышкина».

19 февраля 2018 - 13:24
Ярославский художественный музей 20 февраля откроет третью выставку фестиваля ART NON-STOP

Ярославский художественный музей в пятый раз организовал фестиваль современных художников ART NON-STOP. Ярославцам предложили увидеть работы московских авторов Ольги Булгаковой, Александра Ситникова и Натальи Ситниковой. Первая выставка фестиваля представила публике работы Ольги Булгаковой. Вернисаж Александра Ситникова прошел 9 февраля. Завершающая выставка Натальи Ситниковой начнется 20 февраля.

Ярославский художественный музей 20 февраля откроет третью выставку фестиваля ART NON-STOP

Ярославский художественный музей в пятый раз организовал фестиваль современных художников ART NON-STOP. Ярославцам предложили увидеть работы московских авторов Ольги Булгаковой, Александра Ситникова и Натальи Ситниковой. Первая выставка фестиваля представила публике работы Ольги Булгаковой. Вернисаж Александра Ситникова прошел 9 февраля. Завершающая выставка Натальи Ситниковой начнется 20 февраля.

Наталья Ситникова приедет в Ярославль 20 февраля и проведет авторскую экскурсию по выставке. Ее работы, как отметили в музее, повод для диалога с собой, открытия и понимания своего внутреннего мира.

Наталья Ситникова — член Московского союза художников, дочь Ольги Булгаковой и Александра Ситникова. Наталья пишет языком абстрактной живописи и графики.

Открытие выставки Натальи Ситниковой в 16 часов. Вход свободный.

Изображение: Наталья Ситникова, из серии «Утро», 2008.

Читайте также«Пятый фестиваль ART NON-STOP в Ярославском художественном музее откроется 30 января».

7 февраля 2018 - 10:00
Ярославский художественный музей 9 февраля откроет вторую выставку фестиваля ART NON-STOP

Ярославский художественный музей в пятый раз открыл фестиваль современных художников ART NON-STOP. Ярославцам предложили увидеть работы московских авторов Ольги Булгаковой, Александра Ситникова и Натальи Ситниковой. Первая выставка фестиваля представила публике работы Ольги Булгаковой. Вернисаж Александра Ситникова пройдет 9 февраля.

Ярославский художественный музей 9 февраля откроет вторую выставку фестиваля ART NON-STOP

Александр приедет в Ярославль, чтобы провести авторскую экскурсию по своей выставке. «О его работах можно говорить много, — прокомментировали в музее. — Это и уникальная смешанная палитра образов, и конгломерат чувств и мыслей, рождающих в сознании зрителя сложные и противоречивые реакции».

Открытие выставки Александра Ситникова в 16 часов. Вход бесплатный.

Читайте также«Пятый фестиваль ART NON-STOP в Ярославском художественном музее откроется 30 января».

Интервью
29 января 2018 - 17:54
Пятый фестиваль ART NON-STOP в Ярославском художественном музее откроется 30 января

Ярославский художественный музей в пятый раз анонсировал фестиваль современных художников ART NON-STOP. В 2018 году ярославцам представят работы московских авторов, в творчестве которых прочитываются тенденции современного художественного процесса.

Пятый фестиваль ART NON-STOP в Ярославском художественном музее откроется 30 января

В проекте примет участие семья живописцев — действительных членов Российской Академии Художеств, художников-семидесятников Ольги Булгаковой, Александра Ситникова и Натальи Ситниковой. Наталья успела зарекомендовать себя как талантливый и самобытный мастер.

Художники, несмотря на семейную близость, работают в разных направлениях. На выставках представят живопись, композиции в смешанной технике, относящиеся, в основном, к последнему десятилетию. Работы Ольги Булгаковой поражают живописной мощью, полотна Натальи Ситниковой привлекают яркостью и смелостью цветовых сочетаний. Уравновешивают их аналитические композиции Александра Ситникова.

Вернисажи пройдут 30 января в 16:00, 9 и 20 февраля. Авторы приедут на вернисаж 30 января.

Читайте также«Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире».

23 января 2018 - 13:00
«Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Благотворительный Фонд Владимира Потанина опубликовал итоги выбора жюри грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», которое назвало шесть лучших реализованных проектов-победителей 2016 года. Проект Ярославского художественного музея «Спор о бороде» вошел в их число.

«Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила: «В Ярославле „Спор о бороде“ 1705 года стал поводом к созданию нового музейного пространства, где можно смотреть, слушать, действовать, спорить и учиться». Проект представят на форуме «Музейный гид» в мае—июне 2018 года. Он станет участником экспозиционной и образовательной программы.

Постоянная экспозиция «Спор о бороде» открылась в Митрополичьих палатах в декабре 2017 года. Она рассказывает трехвековую историю «Спора о бороде» без экскурсовода и этикеток: светом, голосом, музыкой и анимацией.

Читайте также«„Спор о бороде“: виртуальное путешествие по экспозиции».

9 января 2018 - 11:06
3 января умерла искусствовед Людмила Битколова

Ярославский художественный музей попрощался с искусствоведом, музейщиком, заслуженным работником культуры Российской Федерации, членом Ассоциации искусствоведов Людмилой Яновной Битколовой.

3 января умерла искусствовед Людмила Битколова

С 1971 по 2017 год Людмила Яновна служила в Ярославском художественном музее. Она была автором концепции экспозиции русского искусства XVIII — начала XX вв., хранителем и куратором постоянной экспозиции, автором и куратором выставочных и исследовательских проектов. В их числе «Бубновый валет. Путь на запад? Путь к себе?», «Живое пространство классики», «Русские в Париже», «Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции».

Читайте также«Ушла из жизни Надежда Балуева».

13 декабря 2017 - 15:40
Фонд виолончелиста Ролдугина подарил Ярославскому художественному музею фламандский натюрморт

Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.

Фонд виолончелиста Ролдугина подарил Ярославскому художественному музею фламандский натюрморт

Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.

На дар от фонда Ролдугина, по словам его генерального директора Евгении Марковой, претендовала сотня музеев. Победителя отбирали в несколько этапов. Оценивали посещаемость, репутацию, музейную команду и статус в музейном сообществе, сотрудники фонда приходили инкогнито. Когда, наконец, Аллу Хатюхину спросили, что Ярославскому художественному музею хотелось бы получить в коллекцию, она сказала: это должно быть произведение зарубежного искусства. Так «роскошный» натюрморт одного из крупнейших мастеров жанра эпохи фламандского барокко стал частью экспозиции музея зарубежного искусства.

«Йорис ван Сон создавал произведения в жанре „роскошного“ натюрморта — это изображение разного рода деликатесов. Здесь мы видим устрицы в окружении плодов, китайскую чашу. Антверпен, где жил художник, был центром международной торговли», — рассказал о значении полотна эксперт, доктор искусствоведения Вадим Садков. Натюрморт отражает эмблематику мышления людей во второй половине XVII века. Прежде всего, обращают на себя внимание лимон — символ двуличия («красивый снаружи и кислый внутри»), устрицы — признанный афродизиак. Садков трактует картину с точки зрения христианства: «Зритель, наслаждаясь жизнью, должен был думать о скором конце. Это воспитание от обратного».

Появление «Роскошных» натюрмортов, как и других светских жанров, кроме портрета, связано с явлением коллекционирования. Натюрморт ван Сона знатная семья могла приобрести для украшения дома. Кстати, до того, как полотно купил фонд «Возрождение традиций», оно находилось в Германии. Работы Йориса ван Сона хранятся в музеях Брюгге, Брюсселя, Кембриджа, Стокгольма, Касселя, Санкт-Петербурга и других городов. До наших дней сохранились 70 картин.

Читайте также«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции».

7 декабря 2017 - 10:43
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции

В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и восхитился тем, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».

«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции

В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и понял, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».

Митрополичьи палаты построили в 1682 году. Это был первый в Ярославле жилой дом из камня, каких в России сегодня сохранилось немного. Ростовский митрополит Иона Сысоевич был первым хозяином дома. Экспозицию древнерусского искусства Ярославского художественного музея в нем открыли в 1977 году. Сложно придумать более подходящее место для экспонирования произведений иконописи, деревянной скульптуры, резьбы и литья XVI—XX вв., предметов церковного прикладного искусства. И авторы «Спора о бороде», его руководитель — директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина, рисковали, делая новую экспозицию «не такой» в ее привычном понимании. На презентации проекта в июле 2016 года автор идеи и координатор Наталия Пискунова сказала«Мы хотим сделать музей современным, привлекательным для будущих поколений». Получилось ли? Разумеется. Даже смело размышляя, невозможно было представить, что за дубовой дверью в комнатах со сводчатыми проемами команда музея сделает технологичное, глянцевое, наполненное смыслом пространство, аналогов которому в Ярославле нет. Смотрим.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Первый зал освещен логотипом проекта в стальном исполнении.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На соседней стене два экрана. Начинается анимационный фильм Татьяны Окружновой «Спор о бороде» (студия Александра Петрова). В нем — емкая визуализация истории, которая лежит в основе проекта. Указом 16 января 1705 года Петр I постановил брить усы и бороды «всякого чина людям, кроме попов и дьяков» и взимать налог с тех, кто не захочет подчиниться. Ярославцы обратились к митрополиту Дмитрию Ростовскому, когда тот шел из Успенского собора в Митрополичьи палаты: «Велят нам бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам отсекутся наши головы, чем обреются бороды наши». Владыка откликнулся: «Что отрастет, голова ли отсеченная, или борода обриенная?» Вопрос положил начало длинной дискуссии, которая могла иметь место в этих самых залах.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На полу зажигается световая дорожка — идем во второй зал. Там за стеклом композиция, отвечающая на вопрос «что заставило ярославцев так рьяно защищать бороду?». Ее части — икона «Спас Нерукотворный», деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла, конек (завершение крыши), безмен (инструмент), сундук, братина (чаша). Целиком это иллюстрация твердо сложившегося мироустройства, модель мира, символизирующая связь Бога и человека, которую нововведения Петра I разрушали.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Идем в третий, последний зал. Прямо перед нами — икона «Святитель Дмитрий Ростовский» конца XVIII века.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Не просмотрите увеличенную модель бородового знака, исполненную Михаилом Бекетовым. Такие жетоны выдавали тем, кто платил налог на бороду. Служилые и приказные люди — по 60 рублей в год, гости (купцы) — по 100 рублей, торговые и посадские люди — по 60 рублей, московские жители — по 30 рублей. 30 рублей в то время — годовой оклад пешего воина. Носить бороду было невероятно дорого.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На боковых стенах зала — галерея исторический портретов. Персонажи изображены как с бородой, так и без нее. Увидеть их все, как на фотографии ниже, можно лишь в самом конце. Рассказ о борьбе царя с подданными и последствиях указа в XIX веке сопровождает световая анимация: кружок света обращает внимание зрителя на портрет того деятеля, о котором рассказывает аудиогид.

Все портреты на экспозиции из собрания Ярославского художественного. Для некоторых «Спор о бороде» — звездный час: они долго томились в запасниках, ожидая, когда их отреставрируют и покажут публике. Петр I у музея тоже есть. Неизвестный художник написал царя в латах.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Возвращаемся в зал. Время посмотреть на наших современников. До сих пор вопрос «Брить или не брить?» ежедневно задает себе большинство мужчин. Аргументы «за» и «против» вместе с фотографиями авторов музей в рамках спецпроекта собирал целый год. В итоге у Александра Красулина получился видеоарт.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Текст и фотографии плохо передают суть экспозиции. Видео, музыка (кланяемся в стороны группы Two Siberians), звук и свет — части целого, которое нужно воспринимать в стенах музея. Визуализация проекта выше похвал. Кажется, музею стоит завести отдельный инстаграм-аккаунт для «Спора без бороды».


Публикация от Marina Sedneva (@medneva)


Предвосхищая вопросы, даем исходные. Вход на экспозицию сделали сеансами по 60 минут. Митрополичьи палаты открыты с 10:00 до 17:00. Максимально залы вместят 20 человек.

Официальное открытие — 12 декабря.

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет