Ярославский художественный музей
Картины Михаила Нестерова из собрания музеев Вологды, Иванова, Костромы, Ростова, Рыбинска и Ярославля на новой выставке в Ярославском художественном музее позволят зрителям проследить основные этапы в творчестве художника. Куратор Людмила Макарова объединила известные произведения с редко экспонирующимися работами, собрала все грани Нестерова: пейзажи, жанровые картины, иконопись.
Михаил Васильевич Нестеров после 1917 года оставил заметный след в истории искусства портретами представителей интеллигенции. Среди сменяющих друг друга на стыке веков художественных течений он нашел и сохранил свой стиль, вобравший достижения русской и европейской средневековой культуры, реализма и модернизма.
Среди иконописных работ на выставке важен датированный 1907 годом образ Богоматери с Младенцем из Рыбинского
Жанровые картины разных годов представляют, как для художника было важно отразить тонкое взаимодействие человека и природы. Нестеров использовал запоминающийся прием наложения фигур героев на изображение природного мотива — не сливал их воедино, но показывал, как они дополняют и раскрывают друг друга.
Наиболее ранним и самым известным произведением на выставке стало полотно «Лето». Живописец говорил, что правда любезна ему «лишь тогда, когда олицетворяет собой внутренний поэтический смысл характера, — человека и природы». В первые годы после революции Нестеров часто обращался к своему раннему творчеству, соединяя мотивы из него в новых работах: «В обители», «У лесного озера» из серии эскизов к картине «Град Китеж».
На выставке не могло не быть натурных пейзажей, исполненных художником во время путешествий по России. Один из них с изображением стогов принадлежит Костромскому музею, а другой, с видом Стрелки, — Ярославскому художественному. Этюд «Берег Волги. Успенский собор» важен тем, что Успенский собор еще стоял, но колокольню его разобрали.
Выставка продлится до 6 мая 2018 года.
Читайте также: «Ярославский художественный музей откроет фонды к столетнему юбилею».
В 2019 году Ярославский художественный музей отметит сто лет со дня основания. Накануне этого события начнется выставочный проект «Открытые фонды». Первая выставка «Стеллаж № 4» откроется 3 марта.
В фондах музея памятники искусства хранятся в стеллажах, шкафах и медалье. Отталкиваясь от этого, музейная команда решила показать произведения «как есть». Другими словами, взять отдельное хранилище и представить его содержимое на выставке.
В одном из самых ценных фондов музея — «Русская живопись XVIII — начала XX века — часть полотен развешена на выдвигающихся щитах, еще часть — в стеллажах. Можно догадаться, что на выставке «Стеллаж № 4» музей покажет картины, хранящиеся в стеллаже с соответствующим номером. Учитывая данный факт, не нужно удивляться соседству произведений разных жанров и стилей. Подобранные по формальному признаку — размеру — полотна отражают богатство музейных фондов. Вот несколько фамилий: Феликс Лагорио, Борис Кустодиев, Аркадий Рылов, Ольга Розанова, Михаил Соколов. Всего на выставке «Стеллаж № 4» перед зрителем предстанут 89 произведений.
Презентация выставочного проекта «Открытые фонды» и вернисаж выставки пройдут 3 марта.
Читайте также: «В Ярославле выпустили репринтное издание брошюры 1898 года о селе Рыбницы».
Ярославский художественный музей 28 февраля презентует репринт брошюры «Село Рыбницы, или
В 1898 году
Для Ярославского художественного музея важно, что презентация репринтного издания пройдет в год
Презентация пройдет 28 февраля в 16 часов.
Читайте также: «В сети появился туристический навигатор по окрестностям Мышкина».
Ярославский художественный музей в пятый раз организовал фестиваль современных художников ART
Ярославский художественный музей в пятый раз организовал фестиваль современных художников ART
Наталья Ситникова приедет в Ярославль 20 февраля и проведет авторскую экскурсию по выставке. Ее работы, как отметили в музее, повод для диалога с собой, открытия и понимания своего внутреннего мира.
Наталья Ситникова — член Московского союза художников, дочь Ольги Булгаковой и Александра Ситникова. Наталья пишет языком абстрактной живописи и графики.
Открытие выставки Натальи Ситниковой в 16 часов. Вход свободный.
Изображение: Наталья Ситникова, из серии «Утро», 2008.
Читайте также: «Пятый фестиваль ART
Ярославский художественный музей в пятый раз открыл фестиваль современных художников ART
Александр приедет в Ярославль, чтобы провести авторскую экскурсию по своей выставке. «О его работах можно говорить много, — прокомментировали в музее. — Это и уникальная смешанная палитра образов, и конгломерат чувств и мыслей, рождающих в сознании зрителя сложные и противоречивые реакции».
Открытие выставки Александра Ситникова в 16 часов. Вход бесплатный.
Читайте также: «Пятый фестиваль ART
- «Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге
- «Выдохните и начните читать в своё удовольствие»: ярославна поделилась секретами победы на чемпионате по чтению вслух
- Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым
- «Нужно стать настоящим»: создатель ярославского клуба «Десантник» о празднике 23 февраля, армии и патриотическом воспитании
- Объединить усилия и отстаивать интересы крестьянских хозяйств: Александр Чачин рассказал о создании Ассоциации фермеров Ярославской области
- «Взаимопонимание между нами сложилось хорошо»: учитель начальных классов рассказала о начале учебного года и знакомстве с детьми
- «Важно вернуть интерес к жизни на селе»: ярославский фермер рассказал о роли ТОС в развитии сельскохозяйственной отрасли
Ярославский художественный музей в пятый раз анонсировал фестиваль современных художников ART
В проекте примет участие семья живописцев — действительных членов Российской Академии Художеств,
Художники, несмотря на семейную близость, работают в разных направлениях. На выставках представят живопись, композиции в смешанной технике, относящиеся, в основном, к последнему десятилетию. Работы Ольги Булгаковой поражают живописной мощью, полотна Натальи Ситниковой привлекают яркостью и смелостью цветовых сочетаний. Уравновешивают их аналитические композиции Александра Ситникова.
Вернисажи пройдут 30 января в 16:00, 9 и 20 февраля. Авторы приедут на вернисаж 30 января.
Читайте также: «Спор о бороде» попал в число лучших реализованных проектов программы «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Благотворительный Фонд Владимира Потанина опубликовал итоги выбора жюри грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», которое назвало шесть лучших реализованных
Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила: «В Ярославле „Спор о бороде“ 1705 года стал поводом к созданию нового музейного пространства, где можно смотреть, слушать, действовать, спорить и учиться». Проект представят на форуме «Музейный гид» в мае—июне 2018 года. Он станет участником экспозиционной и образовательной программы.
Постоянная экспозиция «Спор о бороде» открылась в Митрополичьих палатах в декабре 2017 года. Она рассказывает трехвековую историю «Спора о бороде» без экскурсовода и этикеток: светом, голосом, музыкой и анимацией.
Читайте также: «„Спор о бороде“: виртуальное путешествие по экспозиции».
Ярославский художественный музей попрощался с искусствоведом, музейщиком, заслуженным работником культуры Российской Федерации, членом Ассоциации искусствоведов Людмилой Яновной Битколовой.
С 1971 по 2017 год Людмила Яновна служила в Ярославском художественном музее. Она была автором концепции экспозиции русского искусства XVIII — начала XX вв., хранителем и куратором постоянной экспозиции, автором и куратором выставочных и исследовательских проектов. В их числе «Бубновый валет. Путь на запад? Путь к себе?», «Живое пространство классики», «Русские в Париже», «Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции».
Читайте также: «Ушла из жизни Надежда Балуева».
Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.
Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.
На дар от фонда Ролдугина, по словам его генерального директора Евгении Марковой, претендовала сотня музеев. Победителя отбирали в несколько этапов. Оценивали посещаемость, репутацию, музейную команду и статус в музейном сообществе, сотрудники фонда приходили инкогнито. Когда, наконец, Аллу Хатюхину спросили, что Ярославскому художественному музею хотелось бы получить в коллекцию, она сказала: это должно быть произведение зарубежного искусства. Так «роскошный» натюрморт одного из крупнейших мастеров жанра эпохи фламандского барокко стал частью экспозиции музея зарубежного искусства.
«Йорис ван Сон создавал произведения в жанре „роскошного“ натюрморта — это изображение разного рода деликатесов. Здесь мы видим устрицы в окружении плодов, китайскую чашу. Антверпен, где жил художник, был центром международной торговли», — рассказал о значении полотна эксперт, доктор искусствоведения Вадим Садков. Натюрморт отражает эмблематику мышления людей во второй половине XVII века. Прежде всего, обращают на себя внимание лимон — символ двуличия («красивый снаружи и кислый внутри»), устрицы — признанный афродизиак. Садков трактует картину с точки зрения христианства: «Зритель, наслаждаясь жизнью, должен был думать о скором конце. Это воспитание от обратного».
Появление «Роскошных» натюрмортов, как и других светских жанров, кроме портрета, связано с явлением коллекционирования. Натюрморт ван Сона знатная семья могла приобрести для украшения дома. Кстати, до того, как полотно купил фонд «Возрождение традиций», оно находилось в Германии. Работы Йориса ван Сона хранятся в музеях Брюгге, Брюсселя, Кембриджа, Стокгольма, Касселя,
Читайте также: «Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции».
В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и восхитился тем, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».
В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и понял, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».
Митрополичьи палаты построили в 1682 году. Это был первый в Ярославле жилой дом из камня, каких в России сегодня сохранилось немного. Ростовский митрополит Иона Сысоевич был первым хозяином дома. Экспозицию древнерусского искусства Ярославского художественного музея в нем открыли в 1977 году. Сложно придумать более подходящее место для экспонирования произведений иконописи, деревянной скульптуры, резьбы и литья
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Первый зал освещен логотипом проекта в стальном исполнении.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
На соседней стене два экрана. Начинается анимационный фильм Татьяны Окружновой «Спор о бороде» (студия Александра Петрова). В нем — емкая визуализация истории, которая лежит в основе проекта. Указом 16 января 1705 года Петр I постановил брить усы и бороды «всякого чина людям, кроме попов и дьяков» и взимать налог с тех, кто не захочет подчиниться. Ярославцы обратились к митрополиту Дмитрию Ростовскому, когда тот шел из Успенского собора в Митрополичьи палаты: «Велят нам бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам отсекутся наши головы, чем обреются бороды наши». Владыка откликнулся: «Что отрастет, голова ли отсеченная, или борода обриенная?» Вопрос положил начало длинной дискуссии, которая могла иметь место в этих самых залах.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
На полу зажигается световая дорожка — идем во второй зал. Там за стеклом композиция, отвечающая на вопрос «что заставило ярославцев так рьяно защищать бороду?». Ее части — икона «Спас Нерукотворный», деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла, конек (завершение крыши), безмен (инструмент), сундук, братина (чаша). Целиком это иллюстрация твердо сложившегося мироустройства, модель мира, символизирующая связь Бога и человека, которую нововведения Петра I разрушали.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Идем в третий, последний зал. Прямо перед нами — икона «Святитель Дмитрий Ростовский» конца XVIII века.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Не просмотрите увеличенную модель бородового знака, исполненную Михаилом Бекетовым. Такие жетоны выдавали тем, кто платил налог на бороду. Служилые и приказные люди — по 60 рублей в год, гости (купцы) — по 100 рублей, торговые и посадские люди — по 60 рублей, московские жители — по 30 рублей. 30 рублей в то время — годовой оклад пешего воина. Носить бороду было невероятно дорого.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
На боковых стенах зала — галерея исторический портретов. Персонажи изображены как с бородой, так и без нее. Увидеть их все, как на фотографии ниже, можно лишь в самом конце. Рассказ о борьбе царя с подданными и последствиях указа в XIX веке сопровождает световая анимация: кружок света обращает внимание зрителя на портрет того деятеля, о котором рассказывает аудиогид.
Все портреты на экспозиции из собрания Ярославского художественного. Для некоторых «Спор о бороде» — звездный час: они долго томились в запасниках, ожидая, когда их отреставрируют и покажут публике. Петр I у музея тоже есть. Неизвестный художник написал царя в латах.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Возвращаемся в зал. Время посмотреть на наших современников. До сих пор вопрос «Брить или не брить?» ежедневно задает себе большинство мужчин. Аргументы «за» и «против» вместе с фотографиями авторов музей в рамках спецпроекта собирал целый год. В итоге у Александра Красулина получился видеоарт.
«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции
Текст и фотографии плохо передают суть экспозиции. Видео, музыка (кланяемся в стороны группы Two Siberians), звук и свет — части целого, которое нужно воспринимать в стенах музея. Визуализация проекта выше похвал. Кажется, музею стоит завести отдельный
Предвосхищая вопросы, даем исходные. Вход на экспозицию сделали сеансами по 60 минут. Митрополичьи палаты открыты с 10:00 до 17:00. Максимально залы вместят 20 человек.
Официальное открытие — 12 декабря.