«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции

7 декабря 2017 10:43
Предложить тему Подсказка

В Митрополичьих палатах, отделе древнерусского искусства Ярославского художественного музея, новая постоянная экспозиция. «Яркуб» в числе первых гостей увидел ее залы и понял, как без экскурсовода и этикеток, светом, голосом, музыкой и анимацией можно рассказать трехвековую историю «Спора о бороде».

Митрополичьи палаты построили в 1682 году. Это был первый в Ярославле жилой дом из камня, каких в России сегодня сохранилось немного. Ростовский митрополит Иона Сысоевич был первым хозяином дома. Экспозицию древнерусского искусства Ярославского художественного музея в нем открыли в 1977 году. Сложно придумать более подходящее место для экспонирования произведений иконописи, деревянной скульптуры, резьбы и литья XVI—XX вв., предметов церковного прикладного искусства. И авторы «Спора о бороде», его руководитель — директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина, рисковали, делая новую экспозицию «не такой» в ее привычном понимании. На презентации проекта в июле 2016 года автор идеи и координатор Наталия Пискунова сказала«Мы хотим сделать музей современным, привлекательным для будущих поколений». Получилось ли? Разумеется. Даже смело размышляя, невозможно было представить, что за дубовой дверью в комнатах со сводчатыми проемами команда музея сделает технологичное, глянцевое, наполненное смыслом пространство, аналогов которому в Ярославле нет. Смотрим.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Первый зал освещен логотипом проекта в стальном исполнении.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На соседней стене два экрана. Начинается анимационный фильм Татьяны Окружновой «Спор о бороде» (студия Александра Петрова). В нем — емкая визуализация истории, которая лежит в основе проекта. Указом 16 января 1705 года Петр I постановил брить усы и бороды «всякого чина людям, кроме попов и дьяков» и взимать налог с тех, кто не захочет подчиниться. Ярославцы обратились к митрополиту Дмитрию Ростовскому, когда тот шел из Успенского собора в Митрополичьи палаты: «Велят нам бороды брить, а мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам отсекутся наши головы, чем обреются бороды наши». Владыка откликнулся: «Что отрастет, голова ли отсеченная, или борода обриенная?» Вопрос положил начало длинной дискуссии, которая могла иметь место в этих самых залах.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На полу зажигается световая дорожка — идем во второй зал. Там за стеклом композиция, отвечающая на вопрос «что заставило ярославцев так рьяно защищать бороду?». Ее части — икона «Спас Нерукотворный», деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла, конек (завершение крыши), безмен (инструмент), сундук, братина (чаша). Целиком это иллюстрация твердо сложившегося мироустройства, модель мира, символизирующая связь Бога и человека, которую нововведения Петра I разрушали.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Идем в третий, последний зал. Прямо перед нами — икона «Святитель Дмитрий Ростовский» конца XVIII века.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Не просмотрите увеличенную модель бородового знака, исполненную Михаилом Бекетовым. Такие жетоны выдавали тем, кто платил налог на бороду. Служилые и приказные люди — по 60 рублей в год, гости (купцы) — по 100 рублей, торговые и посадские люди — по 60 рублей, московские жители — по 30 рублей. 30 рублей в то время — годовой оклад пешего воина. Носить бороду было невероятно дорого.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


На боковых стенах зала — галерея исторический портретов. Персонажи изображены как с бородой, так и без нее. Увидеть их все, как на фотографии ниже, можно лишь в самом конце. Рассказ о борьбе царя с подданными и последствиях указа в XIX веке сопровождает световая анимация: кружок света обращает внимание зрителя на портрет того деятеля, о котором рассказывает аудиогид.

Все портреты на экспозиции из собрания Ярославского художественного. Для некоторых «Спор о бороде» — звездный час: они долго томились в запасниках, ожидая, когда их отреставрируют и покажут публике. Петр I у музея тоже есть. Неизвестный художник написал царя в латах.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Возвращаемся в зал. Время посмотреть на наших современников. До сих пор вопрос «Брить или не брить?» ежедневно задает себе большинство мужчин. Аргументы «за» и «против» вместе с фотографиями авторов музей в рамках спецпроекта собирал целый год. В итоге у Александра Красулина получился видеоарт.


«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции


Текст и фотографии плохо передают суть экспозиции. Видео, музыка (кланяемся в стороны группы Two Siberians), звук и свет — части целого, которое нужно воспринимать в стенах музея. Визуализация проекта выше похвал. Кажется, музею стоит завести отдельный инстаграм-аккаунт для «Спора без бороды».


Публикация от Marina Sedneva (@medneva)


Предвосхищая вопросы, даем исходные. Вход на экспозицию сделали сеансами по 60 минут. Митрополичьи палаты открыты с 10:00 до 17:00. Максимально залы вместят 20 человек.

Официальное открытие — 12 декабря.


Количество просмотров
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



0 комментариев

В настоящий момент комментариев нет. Вы можете стать первым.

Ничего не найдено
Новенькое