Ростовский кремль

15 апреля 2020 - 11:12
Несмотря на коронавирус, в Ростове Великом пройдет Пасхальная звонильная неделя
Фестиваль колокольного искусства «Пасхальная звонильная неделя» пройдет в 2020 году с 23 по 26 апреля, сообщила пресс-служба музея-заповедника «Ростовский кремль».
Несмотря на коронавирус, в Ростове Великом пройдет Пасхальная звонильная неделя

Из-за коронавируса формат фестиваля поменяется. Участие в нем примут только ростовские звонари. Чтобы обеспечить их безопасность, вход на ростовские колокольни и звонницы будет ограничен.

«Музей принял решение о проведении традиционного фестиваля „Пасхальная звонильная неделя“. Чтобы выполнить ограничительные меры в связи с инфекцией, колокольные звоны во время Пасхальной звонильной недели будут исполнять только ростовские звонари. Они воздержатся от проведения совместных трапез и общения с прихожанами», — уточнил заведующий Центром колокольного искусства музея-заповедника «Ростовский кремль» Василий Садовников.

Программа Пасхальной звонильной недели

23 апреля (четверг)

12:00 — 13:30 — Звоны в Богоявленском Авраамиевом монастыре (г. Ростов).

15:00 — 16:30 — Звоны в храме Державной иконы Божьей Матери (г. Ростов).

24 апреля (пятница)

11:00 — 12:30 — Звоны в церкви Боголюбской иконы Божией Матери, Гора св. Марии (с. Филимоново).

14:30 — 16:00 — Звоны в Троице-Сергиевом Варницком монастыре (п. Варницы).

25 апреля (суббота)

12:00 — 13:30 — Звоны в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре (г. Ростов).

15:00 — 16:30 — Звоны в Петровском монастыре (г. Ростов).

17:00 — 18:00 — Звоны в церкви Андрея Стратилата (с. Сулость).

26 апреля (воскресенье)

12:00 — 13:30 — Звоны в Борисоглебском монастыре (п. Борисоглебский).

15:00 — 15:45 — Звоны в Рождественском женском монастыре (г. Ростов).

16:00 — 17:00 — Звоны на колокольне церкви Иоанна Богослова Ростовского кремля (г. Ростов).

19 февраля 2020 - 10:56
В Успенском соборе Ростовского кремля провели отопление
Систему отопления смонтировали в Успенском соборе Ростовского кремля, памятника архитектуры, живописи и резьбы XVI-XVII веков. Проект стоил 11,6 млн рублей.

Директор регионального департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев рассказал, что обустройство отопления — требование Минкульта. Отапливать памятник будут газом. Тепло внутри — гарант того, что интерьеры смогут отреставрировать.

До проведения газа собор отапливали электричеством. Еще раньше, в конце XIX века, внутри было устроено печное отопление, которое сломали после 1917 года.

26 сентября 2019 - 16:14
Тыквенное все: в Ростовском кремле пройдет праздник тыквы
В Ростове Великом 5 октября пройдет праздник тыквы. Гостям предложат мастер-классы, дегустации и специальное меню.
Тыквенное все: в Ростовском кремле пройдет праздник тыквы

Тыкву ежегодно выращивают в огороде Митрополичьего сада Ростовского кремля. Большие размеры плодов, выращенных на ростовской земле, прославили город далеко за его пределами. Пришло время Ростовским кулинарам доказать, что местные тыквы отличаются не только внушительным размером, но и вкусом.

Для гостей праздника тыквы подготовили мастер-классы от поваров и дегустацию тыквенного варения. Во внутреннем дворе Ростовского кремля развернется ярмарка.

В кафе «Погребок» пройдет семейный кулинарный поединок. Плюс в честь праздника повара кафе разработали специальное тыквенное меню. Гости смогут попробовать тыквенный крем-суп, киш с тыквой, пасту с тыквенным соусом и тыквенные маффины.

Фотография предоставлена пресс-службой Ростовского кремля

21 июня 2019 - 14:46
В Ростовском кремле откроется выставка русской эмали

В Ростовском кремле 29 июня открывается выставка декоративно-прикладного искусства «Тайна красоты русской эмали», на которой будет представлено 80 образцов декорированной эмали и металлопластики 17 — начала 19 века.

В Ростовском кремле откроется выставка русской эмали_158975
В Ростовском кремле откроется выставка русской эмали_158976
В Ростовском кремле откроется выставка русской эмали_158977
В Ростовском кремле откроется выставка русской эмали_158978

«В основной своей массе коллекция сформировалась до революции. В советский период это собрание демонстрировалось лишь отдельными произведениями, — рассказала куратор выставки Елена Брюханова. — Впервые почти за столетие оно предстанет в расширенном формате».

Бытовые и религиозные предметы, которые будет представлены на выставке, выполнены в разных эмальерных техниках: по рельефу, по скани, по медному литью и с накладками. «Чрезвычайно редкими являются образцы эмалей 17 века работы мастеров Московской Оружейной палаты, — рассказали в музее-заповеднике. — Основу собрания составляют произведения медного литья мастеров-старообрядцев севера Центральной части России».

Выставка «Тайна красоты русской эмали» будет работать в Самуиловом корпусе до 25 августа. Также увидеть экспонаты можно будет на фестивале «Ростовская финифть и народные промыслы», который пройдет в кремле с 12 по 14 июля.

6 марта 2019 - 13:31
«Ростовский кремль» сделает бесплатный вход на экспозиции посетительницам 8 марта
Музей-заповедник «Ростовский кремль» подарит на 8 марта посетительницам бесплатный вход на пять самых популярных экспозиций.
«Ростовский кремль» сделает бесплатный вход на экспозиции посетительницам 8 марта_156553
В акцию к Международному женскому дню, объявленную Министерством культуры РФ, включили экспозиции «История Ростова XIX-XX веков» (Музей ростовского купечества), «Древнерусское искусство» (Самуилов корпус Ростовского кремля, второй этаж), «Сокровища Ростовского кремля» (церковь Одигитрии), «Музейная гостиная» (подклет Государских хором), «Дом крестьянина Елкина» (культурный центр поселка Борисоглебский).
Интервью
1 марта 2019 - 12:20
Александр Архангельский начал съемки фильма о коллекции русского авангарда в Ростовском кремле
Телеведущий, литературовед, писатель, профессор НИУ ВШЭ Александр Архангельский приступил к съемкам документального фильма о коллекции русского авангарда, хранящейся в музее-заповеднике «Ростовский кремль».
Александр Архангельский начал съемки фильма о коллекции русского авангарда в Ростовском кремле_156429
Александр Архангельский начал съемки фильма о коллекции русского авангарда в Ростовском кремле_156430

Фильм об авангарде снимает Антон Полевода (студия Gecko Visual). В 2016 году у Gecko Visual и Александра Архангельского выходила работа, сделанная в Ростовском кремле, — «Музейное действо». Архангельский выступал в качестве рассказчика.

Александр Архангельский, осмотрев выставку «Хвост кометы», назвал ее одной из лучших, увиденных в последние годы.

«Это блестящее решение музея, который нарушил табуированную сферу и показал поддельные работы. Во всем мире искусство XX века подделывают. Поэтому скрывать от общества, убирать подделки в запасники — значит нарываться на неразрешимые проблемы. Ростовскому кремлю хватило профессионализма и мужества называть вещи своими именами», — прокомментировал телеведущий впечатления.

О коллекции русского авангарда, главном герое нового фильма, в кадре рассказывают сотрудники музея, эксперты и специалисты мирового уровня. Судя по всему, документальная лента будет иметь открытый конец, поскольку история с похищенными и подделанными картинами не завершена.

«Яркуб» рассказывал о выставке авангарда в Ростовском кремле и ситуации с поддельными работами «Самовар» Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой. Читайте подробности в материале «Из драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений „левых“ художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событий».

26 ноября 2018 - 14:28
Из драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событий

В год 135-летия со дня основания «Ростовского кремля» музей открыл ожидаемую на протяжении нескольких десятилетий выставку произведений русского авангарда из собственной коллекции. Среди них «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой, фальсификация которых в период до 1972 года была подтверждена после проведения ряда экспертиз.

Из драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событий

В год 135-летия со дня основания «Ростовского кремля» музей открыл ожидаемую на протяжении нескольких десятилетий выставку произведений русского авангарда из собственной коллекции. Рядом с залом, где экспонируются безусловные подлинники как известных, так и незаслуженно забытых мастеров, было принято решение открыть зал с поддельными произведениями. Среди них «Самовар» Казимира Малевича и «Беспредметная композиция» Любови Поповой, фальсификация которых в период до 1972 года была подтверждена после проведения ряда экспертиз. «Яркуб» объясняет, где подлинники и каким образом музей стремится вернуть их на родину.

«Мы стремились к этому много лет. Сознательно. Но сложилось только в этом году», — говорит директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Каровская об открытии выставки «Хвост кометы», которую ждали очень и очень давно.

В августе 1922 года музей получил 59 произведений живописи, графики и скульптуры из Отдела ИЗО Наркомпроса после двух лет напряженной переписки и обращения за помощью к Любови Поповой. Получил буквально последним — музейное бюро практически сразу закрыло практику передачи современного искусства в регионы. И уже в сентябре-октябре 1922 года новая экспозиция была представлена в залах Ростовского кремля. Сотрудники много работали с вверенными им объектами, постоянно совершенствовали развеску, меняли залы. Спустя пять лет написали инвентарную книгу, из которой мы сегодня знаем, что до наших времен дошли не все произведения. В 1930 году по неизвестным причинам была списана картина Ольги Розановой «Хвост кометы» — «По диагонали к левому нижнему углу спускается сужающаяся серо-коричневая полоса, посередине усиливающаяся в тоне. Фон белый».

В семидесятые годы XX века коллекцию хотели списать вовсе. Помешала осведомленность и своевременность искусствоведов, заметивших в «куче хлама» бесценные работы конца 1910-х — начала 1920-х годов. «И когда в 1981 году в Пушкинском музее шла выставка „Москва — Париж“, мы демонстрировали некоторые отреставрированные работы „левых“ художников русского авангарда», — замечает замдиректора «Ростовского кремля» Сергей Сазонов.


Из драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событийИз драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событий

«Портрет Нюрочки Архизовой» Александра Шевченко, около 1913 года


Выставка 2018 года, тем не менее, отличается с той точки зрения, что максимально полно представляет коллекцию, из 59 предметов которой сохранились 51. В музее надеются найти способ дольше представлять графику и перевести выставку в разряд экспозиции. Наталия Каровская комментирует: «Авангард — это самые гастролируемые произведения из наших коллекций. Сейчас, я думаю, мы будем принимать решение в пользу показа в Ростове. Мы хотим, чтобы коллекция пожила в этих стенах так полноценно, как она никогда не жила. И пусть все, кто хотят ее увидеть, приедут сюда и посмотрят».

Ехать, действительно, нужно. Ради образцов работ художников «Бубнового валета» Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Александра Осьмеркина, Василия Рождественского, Александра Куприна. Ради неопримитивистского «Портрета Нюрочки Архизовой» Александра Шевченко, супрематических композиций Ивана Клюна, Любови Поповой и Александра Веснина, кубизма Надежды Удальцовой и Александры Экстер. Ради знакомства с менее известными художниками и менее известными подходами известных. Ради «Зеленой полосы» («Распыленного света») Ольги Розановой, наконец, подлинной и новаторской.


Из драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событийИз драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событий

«Зеленая полоса» («Распыленный свет») Ольги Розановой, 1917-1918 гг.


«Поразительной ценности коллекция. Хороша очень цельным образом — взят хронологический срез, в основном московские живописцы. Прекрасно представлены конструктивисты, малоизвестный ВХУТЕМАС. Живопись Прусакова, которая совершенно уникальна», — отмечает искусствовед, специалист по российскому и советскому искусству первой трети XX века Елена Баснер.

Баснер, помогавшая готовить выставку, знает, как Ростовский кремль проводил экспертизы для установлении подлинности картин и выяснил, что в музее оказались грубые подделки «Самовара» Малевича и «Беспредметной композиции» Любови Поповой. Подозрения искусствоведов, имевшие место еще в конце прошлого века, подтвердились. Но скрывать это не стали, равно как и делать вид, что реальное положение дел неизвестно. Фальшивые вещи повесили в другом зале вместе с подаренными Лобановым-Ростовским в 2014-2016 годах работами неизвестных художников, сфальсифицировавших Экстер, Машкова, Антона Лавинского и Жаржа Брака.


Из драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событийИз драматической истории — в детектив. Что сейчас происходит с коллекцией произведений «левых» художников начала XX века из собрания Ростовского кремля, и каким ожидается развитие событий

Подделка «Самовара» Казимира Малевича


Подлинный «Самовар», судя по всему, находится в MOMA в Нью-Йорке — музей приобрел картину на аукционе «Сотбис» в 1972 году. На сайте организации указан первоисточник вещи — Ростовский музей. Подлинная «Беспредметная композиция» Любови Поповой — в Государственном музее современного искусства в Салониках.

«Я несколько раз ездил в Салоники, неофициально общался с директором музея. Недавно увидел работу [Поповой] на выставке коллекции Костаки. Это прекрасная работа. Она очень отличается от той подделки, которая у нас висит. Это было понятно еще тогда, когда я разглядывал снимки оригиналов. Они светятся, там нет случайных элементов, нет характерной грязи, которую заметила [искусствовед] Джафарова», — делится наблюдениями Сергей Сазонов.

До Нью-Йорка ростовцы пока не доехали. «Мы написали несколько писем. Директору от директора, уведомляя о том, что произошла такая история, мы готовы к сотрудничеству по выяснению всех обстоятельств. Надеемся, что процесс будет основан на базе этики ИКОМа, который запрещает музею выставлять украденные вещи. Украденные — жесткое слово, потому что MOMA приобрел Малевича легально, на аукционе. Как на самом деле повернется, не знаем, нам не хотелось бы доводить дело до изъятий», — рассуждает Наталия Каровская. Директор Ростовского кремля надеется, что уважаемые музеи дорожат репутацией и понимают, что их коллеги «преследуют не корыстные цели, а возвращение вещи тому владельцу, государству, которому они принадлежат».

О выезде в Нью-Йорк и изъятии «Самовара» заговорил, то ли шутя, то ли всерьез, начальник ОМВД России по Ростовском району Олег Егоров. Он же дал понять, что полиция может возбудить уголовное дело только после подведения итогов доследственной проверки: «Решается вопрос о проведении экспертиз обеих картин в рамках уголовно-процессуального законодательства. Как только экспертизы будут сделаны, будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела». Исследования, которые были инициированы самим музеем, в расчет не берут: «Это научные экспертизы, а нам нужно провести работу в рамках уголовно-процессуального кодекса. Это не долго, но затратно, будем направлять запросы в МВД и изыскивать средства».

«История этой коллекции совершенно необыкновенна, драматична, и сейчас переходит в жанр детектива. Мы очень удовлетворены состоявшейся выставкой, несмотря на то, что последние полтора-два года было очень сложный путь — с тех пор, как мы поняли, что у нас в руках не только подлинники, но и подделки, — открыто говорит Наталия Каровская. — Сейчас главный вопрос — сможем ли мы вернуть наши произведения, которые оказались за границей. Этот вопрос ведущий и главный для музея. Если получится, это будет самый счастливый день».

7 ноября 2018 - 10:42
Ростовский кремль представит зрителям свою коллекцию картин русского авангарда (наконец-то!)

Музей-заповедник «Ростовский кремль» в рамках празднования 135-летия презентует зрителям экспозицию картин русского авангарда «Хвост кометы». В ее основу легли 44 произведения художников «левых» направлений (в том числе полотна, чья подлинность не нашла подтверждения). Впервые с 1920-х годов коллекция, хранящаяся в музее, будет представлена в такой полноте.

Ростовский кремль представит зрителям свою коллекцию картин русского авангарда (наконец-то!)

Музей-заповедник «Ростовский кремль» в рамках празднования 135-летия презентует зрителям экспозицию картин русского авангарда «Хвост кометы». В ее основу легли 44 произведения художников «левых» направлений (в том числе полотна, чья подлинность не нашла подтверждения). Впервые с 1920-х годов коллекция, хранящаяся в музее, будет представлена в такой полноте.

Коллекция произведений русских художников «левых» направлений поступила в Ростовский кремль из Отдела ИЗО Наркомпроса в 1922 году. Чтобы ее получить, сотрудники музея два года вели подготовительную работу. Первое известное музею письмо адресовано художнице Любови Поповой, жене исследователя ростовской старины Бориса фон Эдинга. Оно датировано январем 1920 года. И только 26 августа 1922 года руководитель Музея художественной культуры Наркомпроса Петр Вильямс передал хранителю Ростовского музея Сергею Иванову 59 произведений живописи, графики и скульптуры. Это были работы главных мастеров объединения «Бубновый валет», неопримитивизма, кубизма, супрематизма и конструктивизма.

«Бубновый валет» в коллекции Ростовского кремля, прежде всего, представлен «Натюрмортом» и написанным в Италии пейзажем «Город» Петра Кончаловского, архитектурными пейзажами Аристарха Лентулова, «Натюрмортом» на тему «Vanitas» Александра Куприна, портретами Роберта Фалька. Среди имен, чьи работы составляют костяк экспозиции, можно найти имена Ивана Клюна, Давида Бурлюка, Александры Экстер, Надежды Удальцовой, Варвары Степановой.

Особенно известная работа в коллекции — «Зеленая полоса» Ольги Розановой, которую исследователи относят к лучшим произведениям абстрактной живописи. Картина экспонировалась на самых престижных мировых выставках, в том числе «Art and Revolution II» (Japan, The Seibu Museum of Art), «Avantgarde 1910-1930» (Finland, Turku Art Museum), «Abstraction in the Twentieth Century» (USA, Solomon R. Guggenheim Museum), «Chagall, Kandinsky, Malewitch und die Russiscche avantgarde» (Hamburger Kunsthalle, Kunsthaus Zurich).

Директор Ростовского музея-заповедника Наталия Каровская подчеркивает: «Открытие экспозиции картин русского авангарда — наша давняя мечта. Уникальная галерея украсит музей, который, несмотря на свой почтенный возраст, остается современным».

Презентация экспозиции пройдет 9 ноября в 16:30. В последующие дни ее можно будет посетить по расписанию музея.

31 мая 2018 - 17:45
Митрополичий сад Ростовского кремля признали «Дивом России»

Фильм о Митрополичьем саде в Ростовском кремле занял первое место в номинации «Историко-архитектурные, религиозные объекты и музеи» на конкурсе туристских видеопрезентаций «Диво России»-2018. Церемония награждения прошла в Дмитрове Московской области 29 мая.

Митрополичий сад Ростовского кремля признали «Дивом России»


В 2018 году конкурс «Диво России» поддержали Торгово-промышленная палата РФ и Минкультуры Московской области. Жюри выбирало победителей из 700 заявок. За звание «Диво России» сражались 74 проекта из 40 регионов в восьми номинациях и двух подноминациях. Первое место в своей номинации Митрополичий сад поделил с музеем-квартирой повседневности Академгородка Новосибирской области.

Фильм «Митрополичий сад Ростовского кремля» создавали вместе со студией Gecko Visual. В центре внимания — реконструированный в конце девяностых Митрополичий сад.

Видео выложено в YouTube-канале Ростовского кремля на английском и русском языках. Сад снимали с высоты, часть кадров выполнены в технике анимации. Особенно впечатляет момент с появлением каменных стены и башни на фоне воссозданного пейзажа Архиерейского двора.

В коллекции музея-заповедника есть и другие впечатляющие фильмы, отмеченные международными наградами: «Ураган 1953 года» о реставрации кремля после смерча и «Музейное действо» о музее и музейных деятелях Ростова Великого. Их ставят в музейном кинотеатре «Часовая башня».

Читайте также: «Видео ярославской студии получило приз Стамбульского международного фестиваля туристического кино».

21 апреля 2018 - 01:30
Ростовский кремль еще не в списке ЮНЕСКО? Пока нет, но это вопрос времени

Объект культурного наследия РФ федерального значения «Ансамбль Ростовского кремля» претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как у руководства музея-заповедника возникло стремление проделать огромную работу и доказать, что Ростовский кремль — уникальное явление в масштабах планеты, объясняет «Яркуб».

Ростовский кремль еще не в списке ЮНЕСКО? Пока нет, но это вопрос времени


Спустя 20 лет

В 1998 году исторический центр Ростова Великого предложили в качестве кандидата на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для него подготовили номинационное досье, которое получило положительное заключение Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ИКОМОС. Минуло 20 лет. «Движения не было. Может быть, не было сильной инициативы? А затем перевес пошел в сторону Ярославля — им занимались несколько лет, чтобы в 2005 году исторический центр был внесен в список Всемирного наследия», — рассуждает вице-президент НК ИКОМОС Россия по работе с региональными отделениями, руководитель Ярославского НК ИКОМОС Россия, член президиума Ярославского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Юрий Аврутов.

Директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Каровская сейчас, когда идея включить ансамбль кремля в список ЮНЕСКО звучит вновь, уверенно замечает: «По-другому и быть не могло». И улыбается: «Не в моем это характере». Каровская заведует Ростовским кремлем с 2010 года. Она понимает: музею нужно было время на подготовку, чтобы уверенно предстать перед экспертами ЮНЕСКО. Теперь позади реставрация, обстоятельная работа над исторической экспозицией, создание Центра колокольного искусства, формирование команды научных работников. «Я смотрю в будущее с большим оптимизмом», — говорит Наталия Каровская, и становится ясно: статус объекта Всемирного наследия — дело времени.


«Мы должны понять ценность того, что имеем»

Совещание по вопросу включения ансамбля Ростовского кремля в список ЮНЕСКО прошло 20 апреля. Его участники — комиссия по делам ЮНЕСКО при МИД РФ, Минкультуры, эксперты ИКОМОС, Правительство Ярославской области, коллеги из Татарстана и другие — наметили схему дальнейших действий. Директор департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Владимир Цветнов считает: «Нам нужно самим понять ценность того, что имеем. Понять: то, что мы продвигаем, в мире одно, и такого больше нет. Эту задачу нам не решить чиновничьими методами. Предстоит привлечь жителей, спросить, нужно ли им это?» Ему вторит вице-президент НК ИКОМОС Россия по организационной работе, член Международного научного комитета ИКОМОС по наследию, вице-президент Союза реставраторов России, член научно-методического совета при Минкультуры Наталия Алмазова: «Если жители не проникнутся тем, что Ростовский кремль — это их достояние и гордость, не поддержат инициативу — результата не будет». С точки зрения Алмазовой, предстоящая работа может послужить платформой для объединения городского сообщества. «В конечном итоге, от этого выиграют все».

В чем именно будет заключаться выигрыш? Если измерять материальными категориями, то вот опыт музея-заповедника «Остров-град Свияжск» в Татарстане. Его директор Артем Силкин делится цифрами: в 2010 году первый православный город в Среднем Поволжье, основанный в 1551 году Иваном Грозным, посещали 7 тысяч туристов в год. К 2017 году эта цифра выросла в 70 раз. Дело в том, что ЮНЕСКО включило Успенский собор в Свияжске в список Всемирного наследия. «Включение любого объекта в список ЮНЕСКО — это рост региональной экономики. Доходы от туризма оказывают большое значение на экономику Татарстана», — утверждает Силкин.

«На мой взгляд, Ростов получит толчок к развитию. Сложности будут — надо доказать, что объект реально достоин статуса. Коллеги высказались за, за выступило Минкультуры. Так, объединив усилия, выйдем на следующий этап, — замечает директор департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Максим Фролов. — Конечно, для региона это большая ответственность».


Развитие, а не ограничение

Региональные эксперты склонны осторожно подходить к проблеме Ростовского кремля в контексте наследия ЮНЕСКО. Возможно, Владимир Цветнов вскользь обозначил причину этой осторожности — «не очень хороший опыт Ярославля». «Ярославлю еще предстоит раскрыть потенциал исторического центра как объекта Всемирного наследия, — отзывается директор областного департамента охраны объектов культурного наследия Дмитрий Турбин. — В Ростове есть возможность подойти к вопросу вдумчиво».

«На жителей границы охраны и буферной зоны накладывают определенную ответственность. Но объект всегда нуждается в охране, это нормально», — полагает Анатолий Фролов.

Коллеги из Татарстана смотрят иначе. Они напоминают: в последние годы изменился подход к сохранению наследия, и сейчас нет задачи «застыть» во времени и усложнить жизнь современникам. Главное — это удовлетворение интересов местных сообществ, размышления об их уровне жизни, возможностях. «Не ограничение, а развитие», — напоминает Артем Силкин.


Объемы и сроки

Участники совещания 20 апреля согласились создать некую формацию — условно, рабочую группу — которая начнет движение вперед. «Мы в самом начале пути, и нельзя сказать, сколько времени потребуется. Будет огромная научно-исследовательская деятельность, серьезный труд с большими затратами как интеллектуальных усилий, так и финансовых ресурсов», — отказывается предположить длительность работы Наталия Алмазова.

«Как запряжете, так и поедете, — настаивает доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, руководитель Кафедры ЮНЕСКО Рафаэль Валеев. — В 1998 году мы предложили ЮНЕСКО три объекта. Работу по Свияжску провели в общей сложности за пять лет».

Параллельно с научно-исследовательской работой и составлением номинационного досье Ростовскому кремлю предстоит обдумать то, какие конкретно части ансамбля будет охранять ЮНЕСКО. Включать ли Успенский собор, звонницу и голландскую крепость — единственную, сохранившуюся в мире?

Первый шаг, как бы то ни было, сделан. Понимание, что Ростовский кремль нужно представлять на мировой арене, есть. Наталия Каровская спокойна: «Мы пройдем этот путь».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет