16 сентября 2022 12:38

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Что ждать от второго этапа транспортной реформы? Что подразумевает передача трамвая в частные руки? И что будет с ярославским троллейбусом? «Яркуб» разбирался в вопросах.
«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Все ближе 2023 год, а значит, и очередной этап транспортной реформы. Все острее встает вопрос о том, что ждет ярославский общественный транспорт уже в будущем году. А на фоне, мягко говоря, не слишком удачно проведенного первого этапа преобразований переживания ярославцев небеспочвенны. И если с планами властей по организации автобусного движения в Ярославле более-менее понятно, то судьба электротранспорта вызывает куда больше вопросов. «Яркуб» разбирался в вопросе.

Автобусы должны быть только новые и современные

Но сначала все же немного об автобусах. Напомним, второй этап транспортной реформы изначально планировали начать в июле этого года. Однако полномочия по управлению городским пассажирским транспортом перешли от города к области. Новые управленцы, учитывая недовольство ярославцев первым этапом реформы, решили не спешить и отложить очередные нововведения до 2023 года.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Заключать новые договоры с перевозчиками предстоит уже осенью 2022-го. Соглашения предполагаются долгосрочные, сроком минимум на пять лет. Требования к подвижному составу значительно ужесточаются. Например, автобусы должны быть обязательно новыми, экологичными, низкопольными или полунизкопольными, доступными для маломобильных граждан и оснащенными видеокамерами, валидаторами и прочими «современными прелестями». Но самое важное нововведение, которое нас ждет, в том, что заключаться будут брутто-контракты. Проще говоря, перевозчику будут выплачивать деньги за наезженные в течение месяца километры, а не за количество перевезенных пассажиров.

Как говорил глава региона Михаил Евраев, ярославский общественный транспорт должен стать современным, удобным, надежным и безопасным. «Живой пример» того, как будет выглядеть ярославский «автобус будущего», — это маршрут № 176, запущенный летом в качестве пилотного. В рамках нового этапа транспортной реформы предполагается пустить такой же подвижной состав и на остальных маршрутах.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Планы властей относительного будущего ярославского автобуса понятны. Хотя и вызывает массу вопросов то, каким образом будут заключаться новые контракты на перевозки, особенно учитывая ужесточающиеся требования к подвижному составу и реальное его состояние на данный момент. К примеру, в мэрии отмечают, что в «ПАТП-1» половина автобусов уже выработала свой ресурс. Не уйдет ли вовсе в прошлое «ПАТП»? И как контракт будет подписывать «ПитерАвто», на некоторые автобусы которого без слез не взглянешь? Вопросы открытые.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Нынешнее состояние электротранспорта близко к критическому

Однако куда больше вопросов вызывает будущее ярославского электротранспорта. Не может ли так получиться, что город с одной из старейших в стране трамвайных систем и город, в котором производили знаменитые двухэтажные троллейбусы, после нового этапа реформы останется без электротранспорта? Мы спросили о планах по его развитию мэрию Ярославля и областной департамент транспорта.

На официальный запрос «Яркуба» в Департаменте городского хозяйства мэрии дали четкий ответ, что вопросов о ликвидации электротранспорта в Ярославле не стоит.

«Модернизацию городской маршрутной сети невозможно рассматривать без развития городского электрического транспорта. Его модернизация имеет особое значение для областного центра Ярославского региона», — говорится в официальном ответе.

Однако любому пассажиру очевидно наличие целого ряда причин, по которым электротранспорт вряд ли подпадает под определение «комфортный и безопасный». И по которым нельзя быть спокойным за его будущее. В ДГХ подтверждают: по состоянию на август 2022 года доля троллейбусов, работающих дольше сверхнормативного срока службы, — 81,7%. С трамваями несколько лучше. Доля выработавших свой ресурс трамваев оценивается в 20,6%. Однако даже такой показатель не может не вызывать тревогу. В «ЯрГорЭлектроТрансе» пассажиров успокаивают: профессиональные работники делают все для того, чтобы транспорт был безопасным.

— Благодаря организованной работе по проведению восстановительного ремонта, своевременному техническому обслуживанию, подвижной состав АО «ЯрГЭТ» находится в исправном техническом состоянии, позволяющем осуществлять безопасную перевозку пассажиров, — заверили в компании-перевозчике.

Последний раз на данный момент новые троллейбусы закупались в 2019 году — тогда было приобретено семь красных «Авангардов». Конечно, это капля в море.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Другая причина — состояние двух имеющихся в городе трамвайных путепроводов. Первый из них находится рядом с остановкой «Лакокраска», над железнодорожными подъездными к заводу путями. Второй — на пересечении трамвайных путей с Транссибом. Оба моста требуют ремонта. Однако состояние путепровода у «Лакокраски» совсем плачевное. Неудовлетворительным его признала внеплановая проверка еще в прошлом году, однако ремонт так и не начался из-за отсутствия средств.

В мае нынешнего года директор департамента городского хозяйства мэрии Ярослав Овчаров сообщал, что проектно-сметная документация на путепровод на проспекте Октября находится в разработке. Только после ее получения планировалось заявляться на госпрограммы. Таким образом, рассчитывать на скорый ремонт не приходится.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Путепровод не ремонтировался капитально со времен постройки. 1970-е годы. Фото: музей «ЯрГЭТ»

В самом «ЯрГЭТе» переваливают ответственность на мэрию, справедливо заявляя, что путепровод — это собственность Ярославля. Соответственно, за выполнение капитального ремонта отвечает ДГХ. Все, что может сделать «ЯрГЭТ», — это после капремонта моста отремонтировать пути.

Получается, если путепровод у «Лакокраски» станет совсем небезопасным, трамвайная сеть в Ярославле может сократиться до отрезка «Трамвайное депо» — «Больница № 9».

Наконец, третья проблема — это холостой пробег троллейбусов по пути следования в парк или из него. После закрытия троллейбусного депо № 1 троллейбусы, работающие на брагинских маршрутах, вынуждены нулевым рейсом ездить чуть ли не через весь город. На часть вырученных от продажи депо средств планировалось оборудовать место для стоянки и обслуживания троллейбусов на территории трамвайного депо, однако работы до сих пор не выполнены. Как отмечают в «ЯрГЭТ», договор с прежним подрядчиком, занимавшимся переоборудованием, расторгнут, а сейчас готовится техническое задание и конкурсная документация. Когда все работы будут наконец-то завершены, сложно даже предположить.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Трамвай призвана спасти концессия

В сложившихся условиях правительство региона, в ведение которого переходят перевозки, приняло решение о заключении концессионного соглашения. Проще говоря, о передаче ярославского электротранспорта в частные руки. Предмет концессии — «создание и эксплуатация объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств».

В региональном департаменте транспорта пояснили «Яркубу», что концессия — фактически единственный вариант привлечь средства на спасение электротранспорта.

— Концессия позволяет получить единовременно большой объем инвестиций, окупающихся в течение срока концессионного соглашения, который составляет 20 лет, за счет использования инфраструктуры. При этом концессионер также берет на себя ее обслуживание, но не становится собственником. Таким образом, можно получить результат в кратчайшие сроки при приемлемой нагрузке на бюджет региона. Без инструмента концессии бюджет региона не может себе позволить единовременные траты такого масштаба, — пояснили в департаменте транспорта Ярославской области.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Ранее в этом году было озвучено, что Ярославская область стала участником федерального проекта по комплексному развитию городского электрического транспорта. В департаменте поясняют: механизм концессии предусмотрен в рамках реализации данного проекта. Планируется привлечение средств федерального финансирования в объеме 5,3 миллиардов рублей.

Общий объем привлекаемых в проект инвестиций составляет порядка 19,7 миллиардов рублей. Остальные деньги концессионер будет брать в виде кредитов.

По новым путям поедут 47 новых вагонов

Инициатором выступило некое ООО «Мовиста Регионы Ярославль». Фирма подала частную концессионную инициативу, обозначенные ею условия устроили регион, и было принято решение о заключении договора. Как того требует законодательство, инициативу опубликовали на электронной торговой площадке. По истечении определенного срока, если не поступит альтернативных предложений, соглашение подписывается с «Мовистой». Хотя, конечно, это больше формальность — уже понятно, что ярославским трамваем займется именно «Мовиста».

Ярославскую «Мовисту» возглавляет некий Александр Советников. Он же является директором аналогичных организаций в ряде других российских городов. К примеру, «Мовиста» занимается транспортом в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Твери, Верхней Пышме.

«Яркубу» удалось ознакомиться с текстом концессионного соглашения. Как следует из документа, запущена новая трамвайная сеть должна быть в 2025 году. До этого времени предстоит построить новое трамвайное депо, трамвайную диспетчерскую, восемь тяговых подстанций, а также обустроить новые пути и купить подвижной состав. Планы грандиозные, и если все удастся воплотить в реальность, Ярославль действительно получит современный и удобный транспорт.

Приведем выдержки из соглашения относительно того, какими должны быть приобретаемые вагоны.

  • Количество — 47 штук;

  • возраст — новые;

  • конструкция — низкопольные (100% низкого пола);

  • количество секций — односекционные;

  • дополнительное оборудование — видеонаблюдение, пожарная сигнализация;

  • материалы отделки вагонов — вандалостойкие;

  • сиденья — антивандальные, с мягкими вставками;

  • двери — с антизажимом;

  • вместимость — не менее 110 человек;

  • мест для сидения — не менее 28;

  • мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья — не менее одного;

  • точки wi-fi — служебные и для пассажиров со свободным доступом в Интернет;

  • гарантия — не менее двух лет, при этом срок службы — не менее 20 лет.

Интересно, что стоимость одного трамвая оценивается примерно в 70 миллионов рублей. Впрочем, заложена индексация цены. На вагоны планируется потратить около 3,9 миллиардов рублей.

Отдельно оговариваются требования к обустройству линий. Так, планируется построить 45,3 километров трамвайных путей и сопутствующей инфраструктуры: контактной сети с опорами, кабельных линий, озеленения и освещения путей, посадочных площадок, остановочных павильонов, пешеходных ограждений, указателей, табло, знаков, трамвайных светофоров. Должны быть, разумеется, и новые разворотные кольца.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Отметим, на данный момент общая протяженность трамвайных маршрутов в Ярославле составляет 42 километра.

Кроме того, должно быть построено новое депо для трамваев, которое займет площадь от 50 до 70 тысяч квадратных метров. Где именно оно разместится, пока ясности нет.

Оговаривается в концессионном соглашении и создание новых тяговых подстанций. Таковых планируется восемь штук: на улицах Чайковского, Добролюбова, Выставочной, проспекте Ленина (за домом № 24А), улице Панина, Ленинградском проспекте, проспекте Октября и Тутаевском шоссе. Также должен быть введен в эксплуатацию трамвайный диспетчерский центр.

Наконец, есть и еще один важный пункт: концессионное соглашение предполагает реконструкцию обоих вышеупомянутых путепроводов.

Маршрут нельзя продлить из-за того, что нет туалета

За почти 122-летнюю историю ярославского трамвая с карт города исчезло множество линий. Так, в разные годы трамвай можно было увидеть на улицах Комсомольской и Первомайской, на проспекте Толбухина и улице Большой Федоровской, на Красной площади и площади Волкова, на улице Советской и Московском проспекте вплоть до Московского вокзала и даже на Волжской набережной. Совсем недавно, в преддверии 1000-летия города, трамвай покинул улицу Большую Октябрьскую.

О богатой истории ярославского трамвая в преддверии его 120-летнего юбилея блогеры сняли фильм. Видео: Открытый Ярославль - OpenYar

Возникает вопрос: не планируется ли восстановление каких-либо утраченных линий или обустройство абсолютно новых? В департаменте транспорта отвечают: нет, не планируется. Все новые пути будут проложены по существующим трассировкам. Впрочем, радует хотя бы то, что ликвидации каких-либо линий и закрытия маршрутов также не планируется. Главная цель — глобальная реконструкция уже существующих путей.

— Новые пути в сочетании с новым подвижным составом позволят ощутимо повысить уровень комфорта и безопасности пассажиров и за счет увеличения скорости трамваев сократить время в пути, — добавляют в департаменте.

Впрочем, даже если предположить, что новых линий смонтировано не будет, некоторые изменения маршрутной сети все же теоретически возможны. Сейчас в городе работают четыре маршрута трамвая. Они связывают конечные точки, расположенные в трех разных районах города. По сути, работают все возможные вариации маршрутов, за исключением, разве что, одного — связывающего улицы Блюхера и Свердлова. Такой маршрут открывался на время ремонта Тутаевского шоссе, но после окончания работ был закрыт. Как объяснили в мэрии, «из-за нерентабельности». Возможно, после обновления сети трамвай на данном направлении снова станет востребованным.

Еще одно изменение, которое давно назрело, — это продление маршрута № 7 до конечного пункта «Больница № 9». «Семерка» была запущена в далеком 1979 году. Тогда она связала центр города с фактически окраиной Дзержинского района. В последующие годы район разросся, появилась линия до девятой больницы, однако конечная маршрута № 7 так и осталась на улице Волгоградской.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Маршрут № 7 в 1980-е годы. Фото: «Ретро Ярославль»

Сегодня в районе улиц Бабича, Строителей, Тутаевского шоссе продолжается активное строительство, а основной маршрут, связывающий Брагино с центром, получается, словно отрезан «от большой земли». Как ранее «Яркубу» прокомментировали в мэрии, продлить «семерку» не представляется возможным из-за... отсутствия туалета на одном из конечных пунктов.

Однако продление маршрута в район новостроек на сегодняшний день все-таки не просто давно назрело, оно явно необходимо, это даже могло бы решить часть транспортных проблем новых брагинских микрорайонов. Хочется верить, что хотя бы после модернизации трамвайной сети проблему, не позволяющую сегодня продлить маршрут, все же как-то удастся решить.

Комфорт затронут, но минимально

Глобальная модернизация должна начаться уже в 2023 году. Каким образом будет проходить ремонт? Ярославцев волнует вопрос, не закроют ли на время реализации проекта существующие трамвайные линии? В департаменте пассажиров успокаивают: закрытия «старого» трамвая вместе с началом работ не планируется. Работы будут производиться без остановки движения с использованием однопутного движения на реконструируемых участках. Ширина колеи остается неизменной, что позволит старым трамваям двигаться по новым путям. Примерно так же проходила реконструкция путей в 2007-2008 годах.

— Так что комфорт пассажиров будет затронут минимально, — заверили в департаменте.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Реконструкция путей. Июнь 2008 года. Фото: Иван Смолин

Ярославский троллейбус закроют?

В концессии говорится только о трамвае. Возникает резонный вопрос: что все-таки будет с троллейбусом? Вполне ожидаемо поползли слухи о том, что троллейбусные линии попросту ликвидируют, дав зеленый свет автобусам. В департаменте эти слухи опровергают и заверяют, что закрытия троллейбусного движения не планируется.

— Мы поэтапно занимаемся развитием транспорта общего пользования на территории Ярославской области. Работу троллейбуса планируется обеспечить в существующем режиме, — ответили в региональном департаменте транспорта на вопрос «Яркуба» о судьбе троллейбуса.

Впрочем, каким образом планируется решать проблему катастрофического износа троллейбусного парка, пока неясно. Да, ранее неоднократно заявлялось о планах по покупке нескольких новых троллейбусов, однако дальше разговоров дело пока, к сожалению, не заходит.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Стоимость проезда может вырасти

Еще один вопрос, который, впрочем, пока остается открытым, — это ценовая политика. Как известно, контракт на перевозки у «Яргорэлектротранса» действует до конца 2022 года. Нельзя исключать повышения цены уже в будущем году. В департаменте эту тему комментировать не стали, лишь отметив, что «Тариф устанавливается в соответствии с порядком регулирования тарифов». О стоимости проезда по модернизированной трамвайной сети тем более говорить преждевременно. Известно лишь то, что трамвай продолжит работу по регулируемому тарифу.

«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта«Впереди еще более глобальные реформы». Власти рассказали о планах по развитию ярославского электротранспорта

Что касается брутто-контрактов, то в Департаменте городского хозяйства мэрии отмечают, что не видят проблем для электротранспорта по переходу на работу по новой системе.

— Пассажирские перевозки электротранспортом в этом отношении принципиально не отличаются от автобусных перевозок и подходят для использования брутто-контрактов, — так ответили «Яркубу» в «ЯрГорЭлектроТрансе».

Очевидно одно: впереди ярославцев ждут еще более глобальные транспортные реформы, нежели та, которую пережили в 2021-м. Мы продолжим следить за развитием событий.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

19 мая в 15:02
Историческая смотровая площадка на Волжской набережной в Ярославле получит вторую жизнь
Проект реконструкции получил одобрение.

Видовая площадка на Волжской набережной в Ярославле получила «зелёный свет» на восстановление. На сайте службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области размещён Акт государственной историко-культурной экспертизы проекта реставрационных работ.

Видовая площадка — одна из архитектурных доминант исторического центра — построена в середине XIX века архитектором Николаем Шашиным, входит в ансамбль Губернаторского дома и является объектом культурного наследия федерального значения. Однако последние годы объект закрыт для посещений уже несколько лет. Из-за своего запущенного состояния площадка стала предметом внимания со стороны общественности и даже правоохранителей. Так, в 2023 году после наших публикаций об аварийном состоянии площадки в ситуацию вмешался Следственный комитет, начав проверку. Позже суд обязал мэрию Ярославля отремонтировать сооружение.

Новым проектом предусмотрено масштабное восстановление, которое главным образом затронет воссоздание беседки-грота и восстановление центральной лестницы на нижний ярус набережной. Также в документах сказано о реставрации чугунного ограждения, облицовки лестничных маршей гранитными плитами, перекладке кирпичной кладки колонн с применением исторического материала, ремонте и усилении сводчатых перекрытий и воссоздании металлической решётки между колоннами по историческому эскизу.

Как следует из акта, документация по сохранению и реставрации объекта признана соответствующей требованиям законодательства в сфере охраны культурного наследия. Работы подготовлены компанией ООО «СтройПроект» по заказу МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля. Проект прошёл все необходимые согласования, включая анализ воздействия работ на окружающие памятники — от «Губернаторской беседки» до «Культурного слоя Ярославля». Теперь можно приступать к следующему этапу — выбору подрядчика и непосредственно реставрационным работам.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
16 мая в 18:25
В Ярославле появится кремль
Музей-заповедник сменит название, но не по документам.

Ярославский музей-заповедник получит новое имя — «Ярославский кремль». Об этом сообщил губернатор Ярославской области Михаил Евраев в интервью программе «Вести. Ярославль».

По словам главы региона, решение принято из соображений узнаваемости и логики восприятия архитектурного ансамбля. При этом Евраев отметил, что имя сменится на вывеске, но не по документам.

«Он как назывался музей-заповедник, так и будет юридически называться музей-заповедник. Просто все люди, которые приезжают к нам в Ярославль, они думают, что это кремль. И он похож на кремль — на центральной площади стоит, Богоявленской, вид у него внушительный. Его заповедником никто не называет. И он останется музеем-заповедником, а по сути, он Ярославский кремль. Поэтому на вывесках и в обиходе он будет называться Ярославский кремль», — цитируют губернатора «Вести. Ярославль».

Отметим, что в Ярославле, как и в большинстве древнерусских городов, существовал кремль — крепость, служившая административным и оборонительным центром. Однако до наших дней он не сохранился. Многие современные жители и туристы ошибочно принимают за кремль Спасо-Преображенский монастырь, расположенный в центре города. Исторически Ярославский кремль, также известный как Рубленый город, был основан в начале XI века и располагался на мысу в месте слияния рек Волги и Которосли — в районе современной Стрелки. В XVII веке, после разрушительного пожара, кремль пришёл в упадок и постепенно был разобран.

Фото: Николай Белов

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

16 мая в 17:25
Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж
Гуляем и смотрим на очаровательных животных, греющихся в лучах майского солнца.

Когда природа окончательно просыпается от зимней спячки, а солнце согревает землю, наступает время для приятных прогулок. К примеру, почему бы не заглянуть в зоопарк? Там в мае особенно много очаровательных животных: птицы чирикают свои весенние баллады, пушистики позируют на камеру, а большие кошки нежатся в лучах тёплого солнца.

Фотограф «Яркуба» отправилась в Ярославский зоопарк и привезла оттуда кадры, от которых захочется улыбнуться.

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Весна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортажВесна в Ярославском зоопарке — пушистый фоторепортаж

Фото: Анна Фролова / «Яркуб»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
16 мая в 17:20
«Ночь музеев» в Ярославле — 2025: программа мероприятий
Всероссийская акция пройдёт 17 мая. Музеи города подготовили необычные маршруты, театрализованные экскурсии, музыку и квесты.

17 мая Ярославль присоединится к ежегодной всероссийской акции «Ночь музеев». Это особенное время, когда музеи открываются в необычном формате: устраивают атмосферные экскурсии и квесты, концерты и интерактивы.

В этом году «Ночь музеев» в Ярославле будет особенно насыщенной. Гостей ждут театральные постановки, исторические реконструкции, астрономические наблюдения и даже арт-мозаика под открытым небом.

Программа главных площадок «Ночи музеев» в Ярославле:

Музей истории города Ярославля

С 20:00 до 1:45. Программа «Весна. ПОБЕДА! Город».

Познавательный маршрут с музыкально-творческим представлением к 80-летию Победы. В программе: выставка «Тыловой рубеж», истории героев, задания, песни военных лет в исполнении коллективов ДК «Гамма».

Сеансы: 20:15, 20:45, 21:15, 21:45, 22:15, 22:45, 23:15, 23:45.

Ярославский художественный музей

С 19:00 до 22:00 (сбор гостей — с 18:30). Программа «Герои разного времени».

Экскурсия по героическим сюжетам в живописи, фрагмент спектакля «Циолковский» от актёров Театра Волкова, концерт классической музыки (Рахманинов, Скрябин, Шостакович) от пианиста Даниила Башкина.

С 21:00 — свободное посещение выставок и прогулка по Губернаторскому саду.

Музей зарубежного искусства

С 17:30. Программа «Музейный Лэнд-Арт»

Создание «вышивки на асфальте» и мозаики из мраморной крошки по старинным схемам в саду музея.

Предварительная запись: +7 (4852) 59-45-30.

«Ночь музеев» в Ярославле — 2025: программа мероприятий«Ночь музеев» в Ярославле — 2025: программа мероприятий

Ярославский музей-заповедник

С 20:00 до 23:00.

Колокольные звоны, театрализованная экскурсия «Истории людей забытой войны», игра «Под знаком Красного Креста», занятие «Помощники героев» с участием служебных собак, подъёмы на звонницу и оборонительные стены, концерт духового оркестра, фотозоны в духе начала XX века

Музей-заповедник Н. А. Некрасова «Карабиха»

18:00 — Интерактивная программа «Некрасов КВЕСТ»

18:45 — Показ фильма «Тайна парадного портрета» о создании известного портрета поэта

Культурно-просветительский центр имени В. В. Терешковой

С 17:00 до 23:00.

В программе: квесты «Космическая одиссея» и «Путь Героев», экскурсии и мастер-классы, астрономические наблюдения, полнокупольные шоу в планетарии и лекции.

«Ночь музеев» в Ярославле — 2025: программа мероприятий«Ночь музеев» в Ярославле — 2025: программа мероприятий

Музей «Космос», п. Никульское

С 18:00 до 21:00. Программа: «Экспедиция Циолковского».

Квест по мотивам повести «Вне Земли», медитация, мастер-классы, анимация для детей.

«Ночь музеев» в Ярославле — 2025: программа мероприятий«Ночь музеев» в Ярославле — 2025: программа мероприятий

Билеты и подробности — на сайтах музеев. Некоторые мероприятия требуют предварительной регистрации.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
16 мая в 17:04
Перед судом предстанет ярославец, избивший таксиста
Ущерб от выходки ранее судимого молодого человека составил почти полмиллиона рублей.

В суд направлено уголовное дело о нападении на водителя такси. В прокуратуре Ярославской области сообщили, что 25-летний ярославец, уже имевший судимость, обвиняется в хулиганстве, избиении и причинении ущерба имуществу.

Напомним, инцидент с участием смутьяна произошёл в центре Ярославля в феврале этого года. По версии следствия, обвиняемый, находясь в состоянии алкогольного опьянения, несколько раз ударил водителя припаркованного такси. А затем обрушил агрессию на автомобиль: бил по кузову, стеклу и фарам, прыгал на капоте и крыше машины.

«В результате указанных действий здоровью водителя такси причинен лёгкий вред, ущерб в связи с повреждением его автомобиля составил более 490 тысяч рублей. В рамках уголовного дела потерпевший предъявил иск о возмещении причинённого вреда», — рассказали в прокуратуре.

Подсудимому грозит до пяти лет лишения свободы. Дело будет рассматривать Кировский районный суд Ярославля.

Фото и видео: прокуратура Ярославской области

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
16 мая в 16:56
Установлена личность вандала, разрисовавшего крышу цирка в Ярославле
Им оказался 14-летний подросток.

В Ярославле установлен один из участников акта вандализма, случившегося в начале месяца. Напомним, 5 мая в соцсетях появилось видео, на котором двое молодых людей наносят граффити на колонну на крыше здания цирка.

Как сообщил начальник инспекции административно-технического и государственного жилищного надзора Ярославской области Олег Кузнецов, автор граффити установлен. Им оказался 14-летний подросток. Несмотря на возраст, молодой человек уже подлежит уголовной ответственности.

«Родители несовершеннолетнего готовы возмещать причинённый ущерб. Сообщить мотивы совершенного преступления молодой человек затрудняется», — сообщил Кузнецов.

По факту инцидента продолжается проверка. Полиция устанавливает личность второго участника происшествия, попавшего в объектив камеры. Вандализм в общественных местах подпадает под действие статьи 214 УК РФ.

Фото: «Жесть Ярославль»

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

16 мая в 14:57
Ярославская область стала лидером по числу нарушений на очистных сооружениях в проекте «Оздоровление Волги»
Росприроднадзор опубликовал итоги проверок.

Росприроднадзор опубликовал итоги проверок очистных сооружений, построенных и реконструированных в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги». По данным ведомства, наибольшее количество нарушений в сфере охраны окружающей среды зафиксировано в Ярославской области.

В регионе нарушения выявлены на 11 объектах, подконтрольных предприятию «Северный водоканал». Всего инспекторы зафиксировали 173 нарушения — больше, чем у других субъектов, оказавшихся в антирейтинге. К примеру, в Вологодской, Самарской и Нижегородской областях количество нарушений не превысило 54.

«В отдельных субъектах РФ нарушения не устраняются, а контролируемые лица бездействуют. К ним относятся Вологодская, Ярославская, Самарская и Нижегородская области», — говорится в сообщении Росприроднадзора.

Виновные привлечены к административной ответственности, выданы предписания об устранении нарушений. Также Росприроднадзор подготовил рекомендации по исправлению ситуации.

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
16 мая в 12:44
Отключение горячей воды в Ярославле в 2025 году: опубликован обновлённый график
Первые отключения горячей воды в Ярославле начнутся уже 20 мая.

В Ярославле завершился отопительный сезон, и с 15 мая стартует сезон ежегодных гидравлических испытаний тепловых сетей. Как сообщили в АО «Ярославские тепловые сети», проверки пройдут поэтапно в разных районах города. На время испытаний и последующих ремонтов у жителей будет отключено горячее водоснабжение.

Где и когда отключат воду в Ярославле?

  • Ленинский и Кировский районы (ТЭЦ-1):

Испытания: 3–4 июня

Включение ГВС: 6 июня

  • Ленинский, Кировский и Дзержинский районы (ТЭЦ-2):

Испытания: 20–21 мая

Включение ГВС: 23 мая

  • Фрунзенский и Красноперекопский районы (ТЭЦ-3):

Испытания: 20–22 мая

Включение ГВС: 4 июня

  • Заволжский район (Ляпинская котельная):

Испытания: 27 мая

Включение ГВС: 29 мая

По этой ссылке мы опубликовали полный график отключения. Обратите внимание — дата отключения воды не совпадает с датой начала гидравлических испытаний. Воду, как правило, отключают за сутки до старта «гидравлики» в течение рабочего дня.

Как найти свой дом в графике отключений?

На первый взгляд, сориентироваться в этом бесконечном списке адресов непросто. Подскажем, как найти в перечне свой дом.

Откройте файл на своём устройстве и разрешите программе редактирование в нём.
Пощёлкайте по страницам и найдите, где представлен список жилых домов вашего района.
Активируйте функцию поиска на странице (на ПК для этого достаточно нажать комбинацию клавиш Ctrl + F).

Введите в строке поиска название вашей улицы/проезда/проспекта, после чего поставьте запятую, пробел, букву «д» с точкой и номер дома. Обратите внимание, что вводить данные нужно именно в такой последовательности, иначе функция поиска не сработает! Например, «Труфанова, д.18» или «Моторостроителей, д.9, корп.2».

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
16 мая в 10:24
Четырёхлетний мальчик из Ярославля погиб, упав с «бесконечного фонтана» в Египте
Семья отдыхала в Хургаде.

Четырёхлетний мальчик из Ярославля погиб во время отдыха с семьёй в Египте. Страшная трагедия произошла на территории отеля Xanadu Makadi Bay в Хургаде, который позиционирует себя как семейный. Об этом сообщил в своём Telegram-канале юрист Игорь Косицын.

По информации юриста, семья из Ярославля прилетела в Египет в начале мая. Заселение прошло вечером из-за задержки рейса. Пока мать оформляла документы на стойке регистрации, отец вышел на улицу с двумя сыновьями четырёх и пяти лет.

Младший мальчик подошёл к самому к фонтану с эффектом «инфинити» — визуально создаётся ощущение, что вода бесконечно уходит за край, но на деле там — открытая техническая зона с шестиметровым обрывом. При этом отмечается, что фонтан не был оборудован защитным ограждением.

Когда отец окликнул сына, тот не смог сориентироваться и пошёл со стороны, где находился обрыв. Опускаясь по пояс, он потерял равновесие и рухнул вниз с шестиметровой высоты. По предварительным данным, мальчик упал с шестиметровой высоты с края и получил травмы, несовместимые с жизнью. В больнице спасти его не удалось.

По словам родителей, никакого предупреждающего ограждения на участке не было.

«Никаких предупреждающих табличек на месте не установлено. Более того, даже с расстояния нескольких метров не видно, что за фонтаном ничего нет, зелёные насаждения создают оптический обман. Ни одного сотрудника службы безопасности отеля не было рядом, хотя это зона главного входа в отель. Приехав в очень популярный и дорогостоящий отель, работающий по семейной концепции, никто и подумать бы не мог, что там подстерегает такая опасность», — добавляет Игорь Косицын.

Сейчас местная полиция проводит проверку.   Семья погибшего не намерена оставлять трагедию без последствий и обратились в Следственный комитет России с просьбой возбудить уголовное дело по статье 238 УК РФ — «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Фото: SHOT

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет