«Обмен энергиями посредством искусства»: ярославский художник Илья Ноль о своем искусстве, психике и восприятии
Илья Ноль — художник и музыкант, участник нео-психоделической группы «DHB23», ранее входил в художественную группу «NulluM».
Илья активно практикует экспериментальный подход к визуальному творчеству, исследует границы физического и духовного опыта. Характерная черта его творчества — постоянный поиск новых форм и языка для выражения зримого окружения и скрытых чувств, слияние телесного и психического опыта.
Свои работы художник показывал на выставке современного искусства «FORMA» в Ярославле.
Фото: «FORMA» / VK
— Расскажите немного о себе и своем творческом пути.
— Я родился в Калининградской области, волею судеб еще в раннем детстве оказался в Ярославле и живу здесь всю жизнь. Творчеством начал заниматься с ранних лет — лепка из пластилина, школа искусств, различные кружки и вандальные практики в виде граффити. Затем это стало больше чем просто увлечением. Параллельно с истфаком Демидовского университета я обучался живописи у частного преподавателя и с того момента решил, что свяжу свою жизнь с творчеством.
Фото: Илья ноль / VK
Долгое время работал как художник-оформитель, но не забывал и про свое творчество — считал важным услышать свой голос и найти свой язык. Вместе с этим я практиковал организацию выставок и различных мероприятий. После одной из выставок, которую мы компанией единомышленников «NulluM» организовывали своими силами, решили создать музыкальную группу, которая сейчас называется «DHB23», так как любовь к музыке всегда была неразрывно связана с нами, и мы почувствовали достаточно сил и уверенности для этого. С того момента создание музыки и визуального искусства всегда рука об руку на моем пути.
Фото: «FORMA» / VK
— Расскажите о своем направлении в искусстве. Как можно назвать стиль, охарактеризовать его?
— Названия у моего стиля нет. Наверное, условно это какой-то сюрреализм, но меня это не очень устраивает. Есть частично абстрактные и чисто формалистские моменты, то есть исследование техники и материалов и их возможностей.
Я стремлюсь зафиксировать в работах психически-активные процессы, свое сконцентрированное бессознательное и в то же время сознательное. Последнее время работаю предпочтительно с объемом. Это серии небольших и довольно крупных скульптур из гипса и других материалов. Объем более точно передает то, что внутри меня, мой первоначальный образный и смысловой посыл.
Фото: «FORMA» / VK
— Почему Вы выбрали это направление?
— Я его не выбирал. Это часть меня, которая просто проявилась в видимых образах и идеях, по-другому я просто не смог бы. Здесь все органично.
Фото: «FORMA» / VK
— Получается, Вы не хотите себя ограничивать и загонять себя в рамки, так искусство остается свободным?
— Наверное, так и есть. Проще не думать о рамках, тогда получается что-то необычное и интересное, для меня в первую очередь.
Фото: «FORMA» / VK
— Мне показалось, что в работах есть нечто научно-фантастическое, похоже на так называемый биопанк — так ли это?
— Я бы назвал это, скорее, психопанком, потому что мои произведения имеют отношение к психике и восприятию, даже при всей телесности и видимой биологичности. Это про галлюцинации или потусторонний мир, то есть не то, что существует или как будто существует в реальности, а отражение и проявление психических процессов. В работах также есть мотивы, близкие к поп-арту, тема иллюзий меня очень вдохновляет. В будущем еще планируется порочное скрещивание с поп-артом.
Фото: «FORMA» / VK
— Другая часть работ напомнила произведения Лавкрафта — если говорить о литературе, и картины Гигера — если уже о живописи. Расскажите о Ваших ориентирах, источниках вдохновения и корректно ли вообще сравнивать ваши работы?
— Если говорить о литературе, то это, скорее, произведения Уильяма Берроуза. Гигера вообще недолюбливаю...
Если ориентироваться на известных художников, то ближе Фрэнсис Бэкон, Эд Кинхольц, Луиз Буржуа.
Насчет сравнения — корректно, почему нет? Каждый все равно смотрит через призму своего опыта и насмотренности. И если мерещатся Лавкрафтовские чудовища, то значит, так надо. У меня по-другому просто.
Фото: «FORMA» / VK
— Как проходит творческий процесс?
— Обычно мне нужно много свободного времени и одиночество. Иногда делаю эскизы задумок, но чаще всё рождается сразу из-под пальцев. Стараюсь максимально сосредоточиться и одновременно расслабиться, слушаю музыку или аудиокнигу — то, что может затормозить и отвлечь на себя сознание, а дальше творит что-то более глубокое, главное ему не мешать.
Фото: «FORMA» / VK
— Какие материалы Вы используете в работах?
— Выбор материалов очень важен, так как не каждый материал может вдохновить и дать жизнь какой-то идее. Например, свои графические работы я делаю чаще всего на глянцевой фотобумаге масляными красками. Масло очень пластично и позволяет работать продолжительное время, а бумага дает эффект фотографии, что тоже очень важно. Меня вдохновляют пост-мортем фото, и эту эстетику удается включить в повествование таким образом.
Или последние работы из гипса. Изначально это попытка превратить плоские изображения в объем, это полностью меня увлекло — сам гипс, его три состояния. Материал может рассказывать свою историю.
Фото: «FORMA» / VK
— Произведения отличаются по форме и по технике исполнения, есть ли какая-то мысль, которую доносите до зрителя?
— В работах много всего помимо мысли. Чего-то конкретного, конечно, не хочу донести. Если бы хотел — писал бы книги. Работа с визуальным — это, скорее, работа с чувствами, чем с мыслями. Образ здесь важнее. Но и транслирую определенные мысли, правда, считываются они иначе.
Фото: «FORMA» / VK
— Допустим, такая реплика со стороны неискушенного обывателя: «Я ничего не понял, мысль не ясна». Что в этом случае Вы отвечаете на такое? Важно ли то, понял человек картину или нет?
— Расскажу, как я смотрю на чужое искусство. Для меня это что-то странное — понять картину. Картина или какой-то объект другого художника — это целая вселенная, а целая вселенная — это то, что невозможно понять. Я позволяю этим картинам на себя влиять, вдохновлять и оказывать воздействие. Это как слушать музыку: ты услышал что-то прекрасное для себя, и это наполнило тебя чувствами и энергией. Обмен энергиями посредством искусства — я бы так сформулировал.
Если кто-то что-то не понял, просто он не открыт для этого. Но я иногда даю какие-то ключи к пониманию определенных вещей, если вижу недоумение в глазах. Не особо важно, что человек понял, гораздо важнее, произошел ли энергетический обмен или нет. Когда начинаешь задавать вопросы таким людям, оказывается, что они считали куда больше смыслов, чем им показалось сначала.
Фото: «FORMA» / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».