«Яркуб» записал реплики депутатов муниципалитета Ярославля, которые звучали на очередном заседании 21 ноября.
Ярославские депутаты раскритиковали меню в детских садах и усомнились в качестве питания, предоставляемого по аутсорсу
«Яркуб» записал реплики депутатов муниципалитета Ярославля, которые звучали на очередном заседании 21 ноября.
Разговор о питании дошколят и учеников начался с доклада главы городского департамента образования Елены Ивановой. Она сообщила, что охвачены питанием сто процентов воспитанников детских садов и 84 процента школьников — всего это около ста тысяч детей. В 2017 году было 79 проверок в детских садах и 20 — в школах; в 2018 цифры снизились до 29 и трех соответственно. Комиссии приходили только после жалоб и обращений родителей. Елена Иванова связала сокращение числа проверок с информационной открытостью системы питания.
Депутат Елена Горбунова, которая сама работает в детском саду, сообщила, что провела опрос среди воспитателей детских садов и выяснила, какие продукты дети не едят.
«Кефир. Я его пробовала. Это не кефир. Он приезжает в пластиковых бутылках, дата стоит, но то, что внутри, пить невозможно. Я понимаю, что кефир полезен, но дети любят сладкое. Почему не привезти, как раньше было, йогурт или ряженку, снежок? Качество котлет ухудшилось. Повара не могут быть криворукими. Котлеты рыбные и куриные жесткие. Рыбные биточки те же повара готовят — дети едят. Печенье. Выпечку запретили, возят печенье. Во-первых, оно поднадоело. Само качество печенья оставляет желать лучшего. Овсяное, казалось бы, полезное печенье — есть невозможно. Я не знаю, где его покупают, но в магазинах такого не видела. Овощное рагу в нескольких садах почти не едят. Запеканка творожная — дети ее очень любят, но она с морковью — не привыкли. Кто-то приспособился, ест, но большая часть детей плохо ест „розовое меню“. Если вы скажете о нормах по овощам — один раз привезли кукурузу, на ура пошло. Огурцы маринованные есть не стали, невкусные. Второй завтрак — лимонный чай. Не пьют дети лимонный чай. Они не приучены», — рассказала Горбунова.
Председатель комиссии по социальной политике Алексей Таганов задал вопрос: «Комиссию не смутило, что с 1 сентября Роспотребнадзор до сих пор не согласовал меню? Согласования нет. У меня есть факт, что директора не подписывают меню».
— Многие подписывают. У нас в СанПиНах не установлен порядок, кто за кем согласовывает меню.- ответила Елена Кузнецова.
— Я не знаю, что у вас в СанПиНах, контракт откройте — там четко все прописано, кто и что согласовывает.
— Санитарные правила не регламентируют порядок. Директора подписывают.
— У меня есть факт, что не подписывают, пока меню не будет согласовано Роспотребнадзором. И директора не разбираются в выходах жиров и углеводов. И те, кто не подписал, правильно сделали, потому что подписывать можно только после того, как с Роспотребнадзором согласовано меню. Еще раз: у нас комиссию не смущает, что «Соцпитание» кормит детей без согласования с Роспотребнадзором?
— Еще раз. Выезжаем с проверками по конкретным жалобам.
— Не надо уходить от вопроса. Департамент не смущает, что нет согласования? Согласовали [меню] только с 55 рублями [оплаты]. И мы понимаем, что Областная дума добавила [стоимость одноразового] питания до 50 рублей, «Соцпитание» не влезает в эти деньги. Я, конечно, понимаю, что это проблемы «СОцпитания». Но я просил бы департамент не прятать голову в песок.
К диалогу Таганова и Ивановой подключился председатель муниципалитета Артур Ефремов.
— Какая процедура подписания меню?
— Мы руководствуемся СанПиНами. Задача «Соцпитания» — согласовать итог с Роспотребнадзором.
Депутаты муниципалитета решили, что к диалогу пора подключить главу связанных друг с другом компаний, которые обеспечивают питание детей в Ярославле, Марию Тураеву.
«С 2015 года цены возросли, понимаете сами, в магазин ходите. Поставщики подняли цены. И мы в норму по каллоражу перестали входить, о чем я информировала депутатов Областной думы, поскольку они этот вопрос должны решать. От депутатов Областной думы шевеления не было. Я за своей подписью отправила письмо Терешковой, о чем уведомила бывшего мэра, и передала копию губернатору», — заявила Тураева.
Алексей Таганов поинтересовался: «Почему питание не согласовано на этот год? Вы на конкурс выходили не в 2015 году. И если вы не можете кормить на 40 рублей, зачем тогда выходили?»
«А мы и не вышли. Конкурс же не состоялся, — ответила Тураева. — Ест норматив, сколько должен [нести питательной ценности] школьный завтрак в зависимости от возраста. И при сегодняшнем повышении цен оно не получается. Об этом знает начальник Санэпиднадзора, я ездила, спрашивала — как быть? Говорит: пишите депутатам. Она тоже писала, что необходимо изменить цену. На сегодняшний день на 40 рублей невозможно растянуть. Вот приняли 50 рублей (имеется ввиду то, что область планирует с 2019 года повысить цену одного приема пищи до 50 рублей, бюджет еще не принят — прим. ред.). Но отменили льготу на НДС для сельхозпроизводителей. А 20 процентов НДС, если на все продукты поднимут [цену], то мы и в 50 рублей не уложимся. Правая рука делает одно, а левая взяла и зачеркнула».
Алексей Таганов возмутился: «Экономическую раскладку предоставьте. Сколько не хватает, на что не хватает — мы не понимаем. Убедительная просьба: соблюдайте все условия контракта. Вы подписали — вы выполняйте. Если есть трудности, мы всегда открыты для диалога. Но я считаю, что если организация подписала контракт, то она должна его выполнять. Тем более город идет навстречу. И сейчас еще некоторые вещи не озвучиваем, которые у нас есть тоже — подводные камни».
Мать двоих детей Наталья Бобрякова отметила, что будет отказываться от питания в детском саду и школе: «Ребенок перестал есть. Мы должны понимать, что детские сады на 40 рублей [самостоятельно] готовят столько, сколько надо. «Соцпитание помимо этого ждет прибыли, и 40 рублей превращаются в 20. Надо подробно проанализировать сметы».
Откликнулся Михаил Писарец: «Вопрос не проработан, разговариваем в пустоту. Взвешенное ли решение было о переходе на контрактную систему в этой отрасли? Я почему задаю вопрос. Фактически дети становятся заложниками. Вот „Соцпитанию“ не понравилась цена с какого-то месяца. И если сейчас идет грубейшее нарушение законодательства — как реагируют на нарушение контракта департамент? Качество питания — вопрос очень тонкий. Какая-то служба, что ли, должна быть, чтобы проверять питание. Тотальные и постоянные проверки. Обязательно цифры — какая наша выгода? Мы уволили людей? Что мы передали — поварскую работу и закупочную? Не факт далеко, что нам выгодно. Если сохраняем систему контрактного питания, прошу проработать цифры. Смущает передача движимого имущества. Им пользуются — для тех ли целей? Может, нам не надо покупать пароварку и не надо за ней следить? Надо цифры выверить».
Евгения Овод поддержала мысль о том, что за нарушения ценности питания школьников нужно привлекать к ответственности.
Многоточие поставил Артур Ефремов, предложив до 30 ноября понять, что происходит с питанием в детских садах и школах. «Надо раскладывать по полкам. Вникнуть, чтобы не было пустых призывов».
Спустя несколько часов после комиссии Евгения Овод заявила, что на депутата от КПРФ, выступившего с критикой питания в детских садах, оказывается давление — в детсад, где она работает, направили экстренную, внеплановую проверку.
Исполняющий обязанности мэра Ярославля Владимир Волков за две недели до разговора в муниципалитете проверил столовую и пищеблок школы № 28. По итогам визита он дал следующий комментарий: «Я посмотрел журнал жалоб, попробовал еду, предлагаемую в школьном меню, всё организовано на достойном уровне, Сегодняшняя проверка показала, что приготовление пищи и качество блюд соответствуют всем нормам. Однако есть и то, над чем нужно работать: в обновлении нуждаются и само помещение, и оборудование. Кроме того, нужно вводить безналичные системы оплаты, включая современные технологии, например, сканирование ладони. Это позволит родителям контролировать питание детей и обезопасит школьников, которым не нужно будет носить с собой деньги».
«Комбинат социального питания», в феврале 2018 года сообщала мэрия, кормит 155 детских садов, 87 школ, вузы, техникумы и колледжи, городские предприятия, бюджетные организации, учреждения здравоохранения. В мае Мария Тураева получила знак отличия «За заслуги перед городом Ярославлем».