15 июля 2019 14:04

Обязательный ЕГЭ по английскому для ярославских школьников: утопия или антиутопия?

Вероятно, в ближайшие годы ярославских одиннадцатиклассников, как и выпускников по всей стране, ждет третий обязательный экзамен — по английскому языку. Анастасия Долгих выяснила, какие перспективы и проблемы могут быть с этим связаны.
Обязательный ЕГЭ по английскому для ярославских школьников: утопия или антиутопия?

В 2020 году в нескольких регионах России планируется запустить пробную сдачу ЕГЭ по английскому языку на обязательной основе, а с 2022 года каждый выпускник должен будет пройти через это. Поскольку английский — язык международного общения, который используется в путешествиях, науке, бизнесе, введение третьего обязательного экзамена выглядит логичным и правильным. Вопрос в том, смогут ли школьники справиться, готова ли система образования дать достаточные для ЕГЭ знания?

Согласно результатам опроса на кафедре иностранных языков ЯГПУ имени Ушинского, 70 процентов студентов пользовались услугами языковых школ и репетиторов, чтобы успешно сдать ЕГЭ. В школах без языкового уклона учились 85 процентов опрошенных, и они считают, что учителя давали недостаточный объем знаний. Всего 55 процентов выпускников школ с профильным английским допустили возможность успешной сдачи ЕГЭ без занятий с репетитором.

Те, кому через три года сдавать ЕГЭ, учат русский язык шесть дней в неделю, читают русскую литературу, а вот английскому отведено три часа в неделю. Восьмиклассник из Ярославля Андрей, который через год-два решит стать биологом, сделает упор на химию, биологию и математику, которые нужны для поступления на биофак. Но помимо этого Андрею, возможно, нужно будет написать экзамен по английскому — а иностранный юноша знает плохо. Просто потому, что учится не в той школе. И неважно, сколько баллов он наберет на остальных предметах — английский, ставший обязательным, не сдаст. До встречи через год.

Старший преподаватель кафедры иностранных языков одного из вузов Ярославля поделилась мнением о перспективе обязательного ЕГЭ:

— Говорить что-то конкретное пока рано: мы не знаем ни уровень языка, который будут спрашивать, ни нюансы. Насколько я понимаю, экзамен будет делиться на базовый и профильный уровни, как в случае с математикой. Естественно, что со школьников, которые не будут связывать свою дальнейшую жизнь с изучением иностранных языков, требовать будут меньше.

Но могу сказать, что я все же против ЕГЭ на обязательной основе. На территории Москвы и Перербурга, да, это возможно, а вот в городах поменьше, тем более в селах, это пока сложно осуществимо.

Учебники сейчас неплохие, много тем для изучения, материал интересный. Единственный нюанс — очень мало заданий на развитие коммуникативных навыков. В большинстве учебников устных заданий практически нет. Но, несмотря на это, при наличии методически грамотного учителя подготовиться по ним можно. И как раз тут вырисовываются две главные проблемы.

Во-первых, недостаток часов для изучения. Никак не три часа в неделю нужно уделять изучению иностранного языка. Если все ученики будут заинтересованы в изучении, а учитель умеет грамотно, кратко и лаконично подать материал, наверное, возможно освоить большую часть теории. Но о практике можно забыть. Об устной части тоже.

Во-вторых, учителей элементарно не хватает, ну и многие по возможности идут на более оплачиваемую работу. Ведь выпускники идут работать, а в школе и зарплаты маленькие, и возможности ограничены. И интереса у многих учеников нет, поскольку не замотивированы они пока.

При желании сейчас можно выучить язык самостоятельно. Репетитор нужен для очень ограниченного числа тем, поскольку в интернете есть все. Но тут все опять упирается во время. Выпускники заняты подготовкой к экзаменам по другим предметам, которые понадобятся им при поступлении. Так что не знаю, целесообразно ли нагружать их еще и обязательным английским.

Еще раз повторюсь, пока мы не знаем, каким будет базовый экзамен, но там явно не дадут тексты седьмого класса. Это смешно. Поэтому, мне кажется, нужно оставить тот профильный экзамен, который есть сейчас, и пусть те, кто понимает, что у них есть необходимая база знаний, сдают его. На общероссийском уровне школьники не готовы.

Какой может быть мотивация для введения обязательного экзамена по английскому? Возможно, проверка навыка простого общения в среде и умения связать пару-тройку предложений? Может, подтверждение уровня знаний поможет иметь привилегии в вузе и отправляться на стажировки?

Учитель английского языка в одной из ярославских школ Полина Прошутинская считает, что «ЕГЭ оторван от практики языка: уроки зачастую строятся только как натаскивание на определенный формат».

— Если английский хотят ввести в качестве обязательного экзамена, нужно увеличивать количество часов на его изучение, чтобы можно было соблюдать баланс между подготовкой к экзамену и непосредственным изучением. Просто для себя целесообразно сдать экзамен для подтверждения уровня владения языком. Он пригодится и для дальнейшей учебы, и для работы. А результат ЕГЭ нигде, кроме наших вузов, не понадобится, — говорит Прошутинская.

Из беседы со специалистами понятно, что нечестно ставить на один уровень выпускника языковой гимназии и ученика обычной школы из дальнего района. Эксперты уверены: перед введением обязательного ЕГЭ по английскому нужно решить проблемы, которые являются преградами для изучения языка, и понять, действительно ли взвешенное это решение.

Материал Анастасии Долгих

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет