Как уязвимы наши пожилые родители, бабушки и дедушки, как доверчивы! Они нуждаются в нашей заботе и защите по многим вопросам, финансовым – в том числе. Мошенники всегда выбирают в качестве своих потенциальных жертв тех, кого легче обмануть. И старшее поколение людей страдают от аферистов в первую очередь. Сегодня специалисты ярославского отделения Банка России дали практические советы по защите людей «серебряного» возраста от ловушек финансовых мошенников.
В ярославском отделении Банка России рассказали, как защитить пенсионеров от мошенников
Первая ловушка. Компьютер и телефон
Телефонное мошенничество является одним из главных каналов хищения средств у граждан. Мошенники умышленно вводят жертву в заблуждение, чтобы получить результат в своем грязном деле. Объясните старшим родственникам, что злоумышленники могут представиться сотрудниками банка, пенсионного фонда, полицией – кем угодно. Могут говорить об угрозе счету, предлагать получить компенсацию, угрожать уголовным преследованием. Их цель — вывести из равновесия, узнать конфиденциальную информацию и похитить средства. При любом подобном звонке рекомендуйте ни в коем случае не волноваться, не вступать в диалог, не сообщать никакие данные. Пусть ваши близкие научится просто сбрасывать звонок и класть трубку. И сразу же сообщать о таком звонке родным и друзьям, которым доверяют на 100%. А те помогут связаться с организацией, от имени которой якобы звонил собеседник, по официальным телефонам. Обратите внимание на гаджеты ваших возрастных родственников. Проверьте настройки безопасности на ключевых сайтах, которыми они пользуются: надежность пароля на Госуслугах, в почте, онлайн-банке, социальных сетях, при необходимости обновите пароль, установите дополнительную защиту, например, подтверждение входа в личный кабинет с помощью СМС-сообщения. На всех устройствах установите антивирус, проверьте, включено ли автоматическое обновление ПО. На телефоне установите программу анти-спам для защиты от нежелательных звонков.
Вторая ловушка. Нелегалы на финансовом рынке
Естественное желание пенсионеров — получить доход со своих скромных накоплений. Ведь им так хочется порадовать внучат и детей каким-нибудь подарком. Предупредите родственников о нелегальных финансовых организациях, которые охотятся за их сбережениями. Большинство финансовых пирамид ориентировано как раз на пенсионеров — они могут называть себя «кассами взаимопомощи», потребительскими обществами или кооперативами. Предлагают вложения в фермерские хозяйства, недвижимость и другие якобы доходные инвестиционные продукты. Но при этом зачастую даже не могут толком объяснить, на что именно идут вложенные средства. Обещают повышенный процент от инвестиций, гарантируют прибыль и уверяют, что все средства застрахованы. Подобные сомнительные организации имеют физические офисы, где активно убеждают пенсионеров заключить договор и вложить средства. Могут обзванивать потенциальных жертв, давать рекламу в газетах. Бывает, пожилые люди попадают в подобные организации по рекомендациям соседей или друзей, которые так же не разобравшись вложили средства. Сообщите родственникам, что принимать деньги у граждан имеют право только финансовые организации, поднадзорные Банку России: они должны иметь на это специальное разрешение. Проверить легальность компании можно на официальном сайте cbr.ru Здесь же расположен список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности, с которым также нужно свериться перед взаимодействием с той или иной финансовой организацией. Ваша помощь в этом вопросе будет очень полезной!
Третья ловушка. Мисселинг
Можно посоветовать пожилым людям надежный и застрахованный от лица государства способ сбережения средств — вклад в банке. Однако стоит предупредить ваших родственников, что здесь можно столкнуться с недобросовестным менеджером, который захочет продать пенсионеру совсем не то, за чем он пришел. Вместо вклада недобросовестные сотрудники финансового учреждения могут навязать, например, полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), паи ПИФов и другое. Все это легальные финансовые продукты. Доход по ним действительно может быть выше процента по депозиту, но может принести и убытки, которые никто не покроет. Если пожилой клиент пришел в банк именно для того, чтобы открыть вклад с гарантированным процентом и государственной страховкой, необходимо проверить договор. В нем обязательно должно присутствовать слово «вклад», и договор должен быть заключен только с банком, а не со страховой или управляющей компанией, в договоре должен быть четко прописан процент. Государственная страховка распространяется на сумму в 1,4 млн рублей. Обтекаемой фразы типа «защита капитала» быть не должно.
Четвертая ловушка. Онлайн-сервисы
Мошенники часто выманивают у доверчивых людей конфиденциальные данные для доступа к онлайн- и мобильному банку или убеждают дистанционно перевести деньги. Подумайте, возможно, не стоит подключать на устройствах ваших пожилых родственников финансовые онлайн-опции. Банк России дал банкам рекомендации по дополнительной защите уязвимых категорий граждан. Чтобы снизить риски, банки должны подключать дистанционные каналы только по желанию клиента, а не по умолчанию. Клиентам также нужно дать возможность устанавливать ограничения на совершаемые переводы — по сумме, количеству и списку получателей. Специально для пожилых и людей с инвалидностью банкам рекомендовано внедрять сервис «второй руки». Работает он так. Клиент назначает другого человека, например родственника, своим помощником. Тот будет получать уведомления о проводимых операциях через онлайн- или мобильный банк и подтверждать их. Если же они покажутся ему подозрительными — отклонять, чтобы связаться с близким и прояснить ситуацию. Назначить помощника и подключить сервис вправе только сам клиент. Если вы станете для своих старших родственников и друзей такой «второй рукой», то, заметив какую-то необычную активность, похожую на мошенничество, совместно сможете защитить средства, нервы и здоровье.
Читайте также: 41 год работала ради этого: ярославна рассказала, на что хватает пенсии учителя