19 и 20 марта в Ярославле состоялся форум «Образовательный диалог», объединяющий педагогов России и коллег из-за рубежа. Уже в 13-й раз в столице региона собрались представители университетского сообщества, члены Российской академии образования (РАО), также мероприятие посетили гости из Беларуси, Армении, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Кот-д’Ивуара, Ганы и Ирака. Организатором выступило Министерство просвещения Российской Федерации при поддержке РАО и правительства Ярославской области.
Международный статус форума в этом году позволил говорить на важную тему осмысления культурно-исторического единства. На открытии форума ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Михаил Груздев обратил внимание на возможность поэтапного построения образовательного пространства дружественных государств. Опираться оно должно на единство ценностей, лежащих в основе национальных систем образования.
— Предельно понятными являются формулировки традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а конкретным организационным шагом в построении общего образовательного пространства дружественных государств может стать создание международных профессиональных педагогических сообществ школьных учителей, университетских преподавателей, специалистов исследовательских центров дружественных государств, — подчеркнул Груздев.
Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран
На пленарной части форума выступила президент РАО Ольга Васильева. В своём докладе она подчеркнула, что традиции научных исследований и их внедрения в образовательную практику всегда были важной частью развития педагогики в нашей стране.
— Важность научных открытий и исследований для сферы образования, их доступности для педагогического сообщества осознавалась в нашей стране всегда. В 1943 году, когда ещё шли тяжелейшие бои Великой Отечественной войны, было принято решение о создании Академии педагогических наук РСФСР, вклад которой в развитие образования в союзных республиках был существенным. Механизмом его реализации были не только научные разработки: большое влияние оказывали члены Академии, работавшие по всей территории страны, — сказала Ольга Васильева.
Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран
Эти исторические традиции стали основой для современных международных образовательных инициатив. Сегодня, как и тогда, ключевым остаётся обмен опытом, научными достижениями и педагогическими практиками. Диалог, начавшийся в рамках единого образовательного пространства СССР, теперь выходит на глобальный уровень.
К слову, методика преподавания русского языка как неродного формировалась в течение многих десятилетий. Проректор МГУ Татьяна Кортава рассказала о подготовке педагогических кадров в контексте международного сотрудничества. Так, в странах СНГ регулярно проходят тематические мероприятия, идёт слаженная работа со специалистами из Центральной Европы, в частности, на базе ассоциации русистов в Словакии. Развивается и сотрудничество с Китаем, где открыт российско-китайский научно-исследовательский институт педагогики.
Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран
Мир становится всё более многополярным, и влияние России, а тем паче российской образовательной мысли, ощущается особенно сильно в соседних и дружественных странах. Некогда колониальный Кот-д’Ивуар, находящийся в серьёзной зависимости от Франции, понимает необходимость расширения образовательных связей.
Участие представителей этой страны в форуме свидетельствует о растущем интересе к российским педагогическим и научным достижениям. Образовательная модель, которая сочетает в себе фундаментальность и доступность, становится всё более востребованной в странах, стремящихся укрепить свои национальные системы образования и снизить зависимость от бывших метрополий.
С этим согласен и президент ивуарийского Методистского университета, профессор филологии Ньялега Маканьон Рене. Корреспондентам «Яркуба» он рассказал о современной позиции французского языка в Кот-д’Ивуаре.
— В международном масштабе французский язык, конечно, потерял свою важность. Русский и китайский языки всё больше влияют на нашу молодёжь, потому что пространство не ограничивается лишь французским. Как президент университета я приветствую расширение границ, поэтому мы и сотрудничаем с Ярославским педагогическим университетом, — отметил господин Рене.
Этот интерес находит своё практическое воплощение в конкретных инициативах. Второй день форума, 20 марта, был посвящён налаживанию связи между Ярославским педагогическим и зарубежными вузами.
Ректор ЯГПУ Михаил Груздев принял проректора Ташкентского государственного педагогического университета Надиру Саидахмедову, с которой договорился о подписании комплексного партнёрского соглашения. Ещё одним важным событием стал визит в Россию Мохаммеда Сидика, ректора университета Коя в Республике Ирак. Руководство ЯГПУ отметило, что первым шагом станет сопровождение со стороны иракского университета новой программы бакалавриата по подготовке учителей арабского языка.
Образовательный форум в Ярославле объединил представителей 11 стран
Отметим, что одним из ключевых итогов форума стало инициирование создания Международной платформы для взаимодействия педагогов, учёных и экспертов. Работа платформы будет включать организацию сотрудничества университетов и научно-образовательных центров, проведение совместных исследований, продвижение духовно-нравственных ценностей, основанных на взаимном уважении традиций, истории и культуры дружественных государств, а также создание международных моделей и практик просветительской и образовательной деятельности.
Фото: Анна Фролова / «Яркуб»
Материал подготовили Арсений Дыбов и Матвей Захаров
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во
«ВКонтакте» и
«Телеграме».