«Новые автобусы как красная тряпка для быка»: женщина-водитель о неловких ситуациях, зарплате и странных просьбах пассажиров
Ровно год назад, 1 апреля 2023-го, в Ярославле стартовал второй этап транспортной реформы. Именно тогда на дорогах города начали появляться новенькие жёлтые автобусы. Они практически сразу же стали героями народного творчества: им посвящали сатирические стихи, про них делали мемы и писали анекдоты. Брендированный общественный транспорт, однако, не был благосклонно принят горожанами по целому ряду причин.
Мы пообщались с человеком, который лучше всех знает «внутреннюю кухню» жёлтых автобусов. Ирина Александровна Абрамова — водитель автобуса маршрута № 97С, принадлежащего компании «Гирфтранс». За рулём общественного транспорта женщина уже семь лет. За свой немаленький стаж она успела поводить автобус и троллейбус.
В троллейбусах есть своя романтика
Карьера водителя началась в 2017 году. Именно тогда Ирина, выйдя из декрета, осознала, что нужно попробовать что-то новое. Выбор пал на работу в общественном транспорте. Именно тогда друг семьи предложил Ирине пойти по его стопам и попробовать себя в роли водителя троллейбуса. Вдохновлённая женщина сдала на права. Однако работа оказалась непростой. Она была связана с постоянной физической активностью – часто приходилось поднимать упавшие токоприёмники. Но, несмотря на это, три года вождения троллейбуса водитель вспоминает с улыбкой.
— Там какая-то необъяснимая романтика есть. Приходила утром заранее, готовилась к рабочему дню, и в перерыве у меня появлялось ещё полчаса. Беседовали с коллегами, пили кофе, — с ностальгией добавила Ирина.
В 2020 году женщина стала водить автобус. Правда, он был, что называется, «старого образца». Но ездить на нём всё равно оказалось комфортнее, чем на троллейбусе. Однако, как только запустили «жёлтых», Ирина перешла в другую организацию и стала ездить на них. Причину ухода с предыдущего места работы объяснила просто: ей было неудобно добираться. Кстати, негативную реакцию горожан на новые автобусы женщина понимает и связывает её с разницей в типах машин.
— Они кажутся похожими, но все разные, — объяснила Ирина. — Автобусы нашей компании мне очень нравятся, потому что ездят плавно и без рывков. Но по скорости, к сожалению, уступают дизельным.
Безопасность превыше всего
Оказалось, что перед выходом на линию не только готовят сам автобус, но и проверяют его водителя. Диспетчер смотрит документы и наличие страховки, даёт подписать путевой лист.
После этого водителей ожидают на тщательном медосмотре. В первую очередь оценивают общее состояние здоровья, потом просят померить давление. Если оно выше или ниже нормы, водитель на линию не выйдет.
— Если, например, «глазик кривой», и у врача есть какие-то сомнения насчёт трезвости, можем в трубочку подышать, — смеётся Ирина. — Но это происходит чаще всего после праздников. Если у водителя «залётов» подобных не было, то и отношение к нему более лояльное.
Если проблемы с состоянием здоровья всё же у кого-то обнаруживаются, то автобус на линию не выходит. Но переживать не стоит, ведь для таких ситуаций есть резервные машины.
В последнее время обязательной процедурой перед выходом на линию стал осмотр автобуса на наличие в салоне посторонних и забытых вещей.
— Проверки в свете последних событий стали гораздо более тщательными, — поделилась Ирина Абрамова. — Они до этого проводились, но не в таком масштабе, как сейчас. Также если водитель во время рабочего дня видит в салоне посторонний предмет, то обязательно сообщает диспетчерам. Так что ездить в автобусах безопасно.
Для автомобилистов «жёлтые» как красная тряпка для быка
Вспоминает Ирина Александровна и о неловких ситуациях с пассажирами. Их за семь лет накопилось достаточно. Самая запомнившаяся — просьба включить кондиционер в тридцатиградусный мороз.
— Просят иногда совершенно странные вещи, — рассказала Ирина Абрамова. — Помню, еду, на улице мороз 30 градусов. Заходит пассажир и просит сходу включить кондиционер. На отказ реагирует агрессивно и заявляет, что я, в отличие от него, в тонкой блузке. Кондиционер, я, конечно, не включила, но на время поездки недовольного отключила печки.
На дорогах города, по словам женщины, жёлтые автобусы почему-то не уважают. Более того, некоторые участники дорожного движения даже мешают им ездить.
— Новые автобусы для водителей как красная тряпка для быка, — добавила водитель. — К нам в последнее время стали очень злобно относиться: с остановок не выпускают, сигналят и даже специально подрезают! Уважения на дорогах города не хватает, ощущение, что ПДД многие учат только ради успешной сдачи экзамена на получение прав.
Об отношении к женщинам за рулём
А вот к женщинам-водителям отношение у ярославцев хорошее. По словам Ирины Абрамовой, пассажиры иногда подходят к ней с комплиментами и улыбаются. Есть и те, кто беспокоятся о том, как хрупкая девушка управляет огромной машиной.
— Это ведь только размеры у неё внушительные, — шутит Ирина Александровна. — По управлению ничем не отличается от обычного автомобиля. На новых автобусах даже легче. У меня тут две педали, поэтому никаких проблем!
В коллективе «Гирфтранса» кроме Ирины работают ещё три представительницы прекрасного пола. Мужчин, конечно, на данный момент больше. Отношения в коллективе хорошие — все знают, для чего они пришли на работу.
— У нас частная транспортная компания, — добавила водитель. — Отношения в коллективе отлажены. Да и проблемных ситуаций намного меньше возникает, чем на предыдущих местах работ.
Платят достойно
Сама Ирина ездит по расписанию рабочего дня с графиком два через два. Так что суббота и воскресенье — дни для семьи. Для женщины это важно, ведь у неё растут две дочки. Зарплата у водителей достойная — около 70 тысяч рублей в месяц.
Менять работу Ирина не планирует, да и о карьерном росте не задумывается. По её словам, в транспортной компании можно вырасти только до работника офиса или диспетчера, но это совсем не романтично.
— Работать в офисе я бы не смогла, — поделилась Ирина. — Это скучно. Вот движение — совсем другое дело!
В перспективе Ирине Абрамовой хотелось бы поработать водителем на межгороде. Красота и раздолье, дивные пейзажи и восхитительные закаты... Но на эти автобусы, к сожалению, не так просто попасть — все места буквально «забиты».
Пожелаем Ирине Абрамовой свободных дорог, уважения других участников дорожного движения и, конечно же, благодарности пассажиров!
Фото: Анна Фролова
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».