Монахи из подполья: как ярославские исследователи искали подземный монастырь в глухих лесах Вологодской области
Период религиозных гонений в послереволюционные годы — одна из самых неоднозначных страниц истории России. Репрессии и преследования коснулись многих жителей Ярославской области. Имена некоторых занесены в книги памяти, другие причислены к лику новомучеников, а третьи, к сожалению, забыты. Печальная, местами даже жестокая эпоха оказала значительное влияние на социальные, политические и культурные аспекты общества, навсегда сохранившего в своей памяти те события.
В 1920 — 1930-е годы верующие подвергались систематическому преследованию, из-за чего многие священнослужители и миряне уходили в подполье. Уже сам этот термин намекает на тайну, сокрытую от простого обывателя. Даже спустя десятилетия свидетельств о «церковном подполье» осталось не так много — лишь обрывки из воспоминаний и незначительные сведения.
Члены Ярославского областного отделения Русского географического общества поставили перед собой задачу изучить деятельность подпольных религиозных объединений на территории Ярославской и Вологодской областей. «Яркуб» публикует первые результаты исследования на основе собранных в архивах и экспедиции материалах.
Существование подземных храмов и монастырей — не новая для православного мира реалия. Религиозные пещерные комплексы известны ещё с IV века, и тогда их появление не было связано с потребностью скрыться: свою роль играли ландшафтные особенности местности. Эти уникальные памятники сохранились и до наших дней. Белогорский Воскресенский, Каменно-Бродский, Шатрищегорский, Холковский Троицкий монастыри — лишь незначительная часть из обширного списка.
Некоторые подобные обители переставали существовать до Октябрьской революции, а какие-то вовсе безвестно пропадали до момента их обнаружения учёными. Так, в 1891 году в Подольской губернии провели раскопки и нашли остатки пещерных келий и монастырской церкви на берегу Днестра.
В народе, кроме того, бытовали легенды о сокрытых от глаз простых людей обителях. К примеру, жители Нижегородской губернии рассказывали, что якобы рядом с озером Светлояр, в котором по преданиям затонул Китеж-град, в пещерах сохранился тайный монастырь. Жили в нём восемь монахов — ни больше, ни меньше. Попасть к ним без приглашения было невозможно, а те, кто попадал хоть раз, не могли найти эти пещеры снова.
Размещение православных обителей на территории Вологодской губернии в конце ХVIII — начале ХХ века
С приходом советской власти в быте людей многое изменилось. И одни из самых заметных изменений произошли в религиозной жизни русского народа. Большевики диктовали новые правила и запустили кампанию по отделению Церкви от государства. Повсеместно стали закрываться церкви и монастыри, началось активное истребление духовенства.
Политика советской власти задала систему координат, запретив целые сферы церковной жизни. Но та не прекратила своё существование, а лишь приобрела нелегальный характер.
Многим православным монастырям пришлось приспособиться к новым условиям существования. В середине 1920-х годах сложилась группа тайных монашеских общин московского Высоко-Петровского монастыря, когда властями была ликвидирована мужская Свято-Смоленская Зосимова пустынь — известный в предреволюционные годы центр монашеской жизни и духовного старчества. В то же время в Москве возникла тайная община при бывшем подворье Валаамского монастыря, просуществовавшая до 1932-го. В 1927 году в Муроме появилась достаточно крупная община монахинь Дивеевского монастыря, сохранявшаяся вплоть до 80-х годов. В Ивановской области на базе Свято-Никольской женской общины возникла Назарьевская сельхозартель. Её образовали бывшие монахини и остались жить при монастыре по-старому. В новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре была учреждена сельскохозяйственная артель, в которую вошли рясофорные и простые послушницы.
Однако не все священнослужители были готовы адаптироваться и пытались скрыться. Так, в 1928 году чекисты обнаружили подпольный женский монастырь в Новороссийске. Пустынь Кашинская щель на хуторе Горном основал Феодосий Кавказский. Святого отца отправили в ссылку, а монахинь расстреляли в лесу. А в 30-х годах в Вятских лесах вскрыли тайный подземный монастырь, построенный по благословению епископа Дамаскина (Цедрика).
Обнаруженный чекистами тайный подземный монастырь в Вятских лесах. Фото: martyrs.pstbi.ru
1937 год стал для духовенства годом большого террора: репрессии достигли максимума и уничтожались все «враги народа», кто считался потенциально опасным. С октября 1937-го по 1938-й в Ярославской епархии были 258 человек — 154 из них приговорены к высшей мере наказания.
Последний настоятель Павло-Обнорского монастыря архимандрит Никон (Чулков). Фото: ГАЯО
Известен пример Первомайской женской коммуны имени Н. К. Крупской. В нескольких километрах от села Кукобой Ярославской области в 1921 году возникла женская трудовая артель. Её появление связывают с личностью последнего настоятеля Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова). Якобы именно он дал своим духовным дочерям благословение на создание тайного женского монастыря. Община просуществовала без малого десять лет, пока артель, а впоследствии коммуну, не расформировали и приближённых к Никону женщин не арестовали.
В 1920-е годы в Любимском районе образовалась община тайного монашества, членами которой стали духовные чада иеромонаха Железноборовского Предтечевского монастыря Иоасафа (Сазонова). Он благословил устроение небольших тайных монастырей в миру, которые расположились частично в селе Сандогоры в Костромской области и частично в Любимском районе. Членов общины арестовали в 1932 году. Женщин обвинили в устройстве тайных монашеских келий, организации постригов и нелегальных молитвенных собраний.
Первомайская коммуна им Н. К. Крупской. Фото: Кукобойский ДК
О тайных общинах, описанных выше, до наших дней дошли хоть какие-то сведения, но сколько таких подпольных организаций существовало в действительности и где они находились? Сведения об одном из таких «монастырей» обнаружились в уголовных делах членов Первомайской коммуны и сподвижниц архимандрита Никона.
Духовная дочь святого отца, Волоцкая Любовь Петровна, рассказала следователям, как в 1936 году по указке Никона искала тайный подземный монастырь в вологодских лесах. Череда знакомств привела её в окрестности деревни Великий Двор, однако ни тайных монахинь, ни самого монастыря отыскать не удалось.
Допрос Любови Волоцкой (изборажение сделано на основе архивных выписок и не является точной копией документа)Члены РГО изучили имеющиеся данные, биографии репрессированных и в начале августа отправились в небольшую краеведческую экспедицию на поиски подземного монастыря и по действующим и недействующим монастырям на границе Вологодской и Ярославских областей.
Экспедиция началась с посещения Исааково-Рождество-Богородицкого женского монастыря — самого северного в Ярославской области. Путь до него труден, особенно в распутицу, поэтому отправляться лучше летом, в период засухи. Команда РГО стартовала от села Воздвиженского (Вологодская область) и проделала пеший путь протяжённостью в девять километров: сначала по просёлочной дороге через поля, затем через лес и вдоль болот.
На пути в Исакову пустынь. Фото: ЯОО РГО
— Из села Воздвиженского мы порядка девяти километров преодолели пешком. Дорога, стоит признаться, очень интересная: русская природа, широта, простор, заброшенные деревни, лес — романтика, — рассказывает член Ярославского областного отделения РГО Арсений Дыбов.
— Дорога в Исакову пустынь — настоящее испытание тела и духа, — делится пресс-секретарь Ярославского областного отделения РГО Сергей Калинин. — Больше пяти километров через леса, поля и болота по разбитой дороге. Но в конце путника ждёт награда — покой и благодать уединённой обители. А если останутся силы подняться на колокольню, то взору откроются божественной красоты просторы, от вида которых восторженная душа жаждет свободы и благообразия.
— Настоятельница Елисавета угостила нас вкуснейшей ухой и чаем. Побеседовали об истории монастыря и Первомайского края, а ещё о подвигах веры и православном монашестве. Загладили до умопомрачения кота Рыжика, — добавляет член Первомайского местного отделения РГО Елена Микулина.
Колокольня церкви Рождества Богородицы в Исааковском Рождество-Богородицком монастыре. Фото: ЯОО РГО
Новая власть добралась и до столь отдалённого места. После революции сёстры Исаковой пустыни продолжали жить натуральным хозяйством, самостоятельно обеспечивая себя продуктами. В 1928 году, когда монастырь закрыли, в состав религиозной общины входило 150 человек из близлежащих деревень и сёл. Формальная причина закрытия Исаковой пустыни была проста: сёстры воспротивились реорганизации религиозного общества в советскую трудовую коммуну. Кроме того, исааковские сёстры были связаны с Первомайской коммуной и архимандритом Никоном, который был духовником Исаковой пустыни.
Изгнанные из монастыря насельницы искали приют в ближайших храмах, поселяясь в сторожках, работали псаломщиками. Во время Великой Отечественной войны в пустыни разместили эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, в соборе устроили зерносклад. Какое-то время помещения монастыря использовалась под школу и отделение психиатрической больницы.
Вид с колокольни Исааковского Рождество-Богородицкого монастыря
Сейчас дорога ко многим монастырям — целое испытание для исследователей. К примеру, следующим пунктом в маршруте экспедиторов стал Григориево-Пельшемский Лопотов в Вологодской области. Его руины находятся в труднодоступной местности, вдали от населённых пунктов и доехать туда на машине получится. На пути путников встречались следы диких животных, в высокой густой траве кишели змеи, пошёл сильный дождь, но четыре километра были преодолены.
До наших дней от основанного в 1420-х годах монастыря осталось несколько разрушенных корпусов. На развалинах одного из храмов стоят иконы, изредка сюда приезжают вести службы, но просто так в помещения не попасть — двери под замком.
Григориево-Пельшемский Лопотов монастырь. Фото: ЯОО РГО
Ещё одна важная точка — Дионисиево-Глушицкий Сосновецкий Предтечев монастырь. Он занимает значимое место на православной карте Вологодской земли. Многие монастыри в той местности — Григориево-Пельшемский Лопотов и Спасо-Преображенский Рабангский — основаны учениками Дионисия Глушицкого — Григорием Пельшемским и Филиппом Рабангским соответственно. А житие святого Дионисия сохранило свидетельства о его взаимоотношениях с преподобным Павлом Обнорским. Последний в начале 1420-х годов поселился в двух верстах от Сосновецкой пустыни, желая основать здесь собственный монастырь. Но Дионисий послал к нему монаха со смиренной просьбой оставить это место, что тот и исполнил.
— Как мы видим, духовная связь между этими местами сохраняется, а идеи старчества буквально пронизывают территорию Вологодчины, — комментирует Арсений Дыбов. — Думается, что, следуя примеру старцев, основавших монастыри на Вологодской земле, настоятели обителей и священнослужители в 20-30-е годы создавали свои общины, тайные и подпольные монастыри для возможности продолжать духовную жизнь.
Корнилиево-Комельский монастырь. Фото: ЯОО РГО
Все эти монастыри повторили судьбу Исаковой пустыни. Часть из них была закрыта, а насельники выдворены. Павло-Обнорский и Корнилиево-Комельский оборудовали под школы и детские дома, в Спасо-Прилуцком в Вологде в разные годы размещались военные, перевалочный пункты для ссыльных, интернат для беспризорников, склады.
Павло-Обнорский монастырь (ныне дейсвтующий). Фото: ЯОО РГО
Конечно, главной целью экспедиции стала попытка найти тот самый подземный монастырь, упоминаемый в уголовной деле духовной дочери Никона. Члены РГО установили, что указанная деревня Великий Двор относится к Воробьёвскому сельскому поселению Сокольского муниципального округа Вологодской области.
Вологодские леса. Окрестности деревни Великий Двор. Фото: ЯОО РГО
— Мы решили пройти точно таким же путём, по которому архимандрит Никон отправил свою духовную дочь Любовь Волоцкую, — рассказывает Арсений Дыбов. — Как и она, мы оказались в последней точке маршрута, в деревне Великий Двор. Даже расчёт был примерно такой же: «узнать от крестьян местонахождение тайного монастыря». Но, к сожалению, деревня, хоть с виду и обжитая, оказалась безлюдной. Фактически мы столкнулись с то же проблемой, что и сама Любовь Волоцкая — не от кого было получить сведения.
— Все избы заперты, но спиной ты чувствуешь, как за тобой кто-то беспрестанно наблюдает, — делится впечатлениями Елена Микулина.
— Неожиданно нагрянул дождь, и все дороги моментально размыло, — рассказывает Сергей Калинин. — Наш экипаж оказался заперт в лощине. Чтобы покинуть деревню, нужно было или заехать по полю в крутую горку, или пересечь скользкий бревенчатый помост через ручей, за которым дорога опять круто уходила вверх на холм. Первый путь на поверку оказался непреодолимым, а второй — представлялся слишком рискованным (соскользнуть на машине в ручей было бы равнозначно провалу). Ситуация почти патовая. Ты вроде нигде не застрял, но ландшафт не даёт тебе возможности покинуть место. Пришлось немного понервничать. Но благодаря смелым действиям нам удалось вырваться из ловушки. С тех пор мы стали внимательнее прислушиваться к знакам.
Далее экспедиторы отправились в окрестные леса. Чаща оказалась непроходимыми дебрями, в которых при отсутствии исходных данных, увы, искать монастырь не представлялось возможным.
Вологодские леса. Окрестности деревни Великий Двор. Фото: ЯОО РГО
Получить каких-либо «живых» подтверждений существования подземного монастыря в окрестностях деревни Великий Двор не удалось. Однако достаточно близко к указанному населённому пункту существовали другие подпольные общины.
В архивах вологодского УФСБ находятся упоминания тайного монастыря, организованного епископом Никольским Иерофеем (Афониным), сподвижники которого были обвинены в антисоветской пропаганде. Местонахождение этого тайного монастыря не упоминается, однако известно, что большинство последователей Иерофея проживали в окрестностях города Никольска и Кичменгского Городка. После гибели епископа возникла религиозная община «ерофеевцев», которая не признавала официальную Церковь и проводила службы по домам, избирая священнослужителей из своего числа. Немногочисленная община просуществовала вплоть до XXI века.
Иерофей (Афонин). Бутырская тюрьма. Фотография. 1925 г. Фото: pravenc.ru
В 1936 году по колёса «красной машины» попали владыка Стефан (Знамировский), священник Сергий Суворов и ещё 30 человек, жителей Сокольского и Усть-Кубенского районов. Как выяснили следователи, в этих местах возникли группы тайного сестричества.
«... Впервые тайные сестричества возникли на территории Сокольского и Усть-Кубенского районов при Вологодском епископе Неофите. Впоследствии руководство сестричеством и его деятельность возглавлял иеромонах закрытого уже к тому времени Сосновецко-Глушицкого монастыря Никита (Громов). После его смерти руководил деятельностью сестричества в Покровском приходе — я, в Леонтьевском — священники Жуков и Дмитриевский...», — говорил на допросе отец Сергий Суворов.
По меньшей мере трое из проходящих по делу женщин обвинялись в том, что «состояли в группе „Сестричество“», а также активно «участвовали в контрреволюционной деятельности, вели контрреволюционную агитацию, саботировали выполнение гособязательств».
Кот Рыжик в Исааковском Рождество-Богородицком монастыре. Фото: ЯОО РГО
С докладом о проведённой экспедиции исследователи выступили на заседании Первомайского местного отделения РГО. Как отметили путешественники, тема не иссякла, а проведённая работа — лишь начало пути в изучении целого пласта не рассказанной доселе истории.
Текст: Арсений Дыбов, Сергей Калинин
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».