Артем Цымбалов показал несколько вариантов остановок, подходящих для установки в центре, на главных, второстепенных улицах и в отдаленных районах.
Мэрия Ярославля представила «новое проектное решение» для остановок в черте города
Вариант остановки для центральных и основных магистралей
«Данный проект выполнен на основе существующей ярославской остановки и является его доработанной версией. К примеру, была доработана система крепления навеса, он стал более простым и элегантным. А также в существующем типе остановочного комплекса, который сейчас установлен на территории города, присутствует боковая стенка с рекламой. Это вызывало недовольство горожан — стенка была удалена. Простая форма, минималистичность, темно-серый цвет комплекса позволяют использовать данный тип по всему городу, включая историческую часть», — сказал главный архитектор.
Мэрия Ярославля представила «новое проектное решение» для остановок в черте города
Вариант остановки для «стесненных условий»
Предполагается, что павильоны такого типа подойдут для установки там, где нет места большим комплексам.
Мэрия Ярославля представила «новое проектное решение» для остановок в черте города
Вариант остановки для улиц местного назначения
«Проект, можно сказать, проверен годами эксплуатации. Стоит отметить цветовое решение и единый стиль оформления надписей, что визуально поможет связать остановочную сеть в единый комплекс», — прокомментировал Цымбалов.
Мэрия Ярославля представила «новое проектное решение» для остановок в черте города
Вариант остановки для отдаленных районов
Чиновник заметил: «Для отдаленных мест остановок общественного транспорта, так остро нуждающихся в навесе, предусмотрено экономное решение, тем не менее визуальное единое со всеми имеющимися вариациями».
По словам Артема Цымбалова, важная задача, которую надо решить — «превращение остановки в непривлекательный для вандалов объект»: «Предлагаем простую и оригинальную технологию покраски комплексов, которая не позволит расклейщикам с помощью скотча закреплять объявления и афиши. Суть технологии проста: в краску добавляют песок, покрывают стенки павильона. За счет изменения структуры поверхности сцепляющие возможности поверхности значительно уменьшаются».
Мэр Владимир Волков оценил новые проекты: «Остановки красивые, стандартные, и расписание обязательно должно быть. Такой формат стандартный используется абсолютно везде. Поэтому обязательно разместите все эти остановочные павильоны на сайте мэрии, обязательно нужно провести голосование, чтобы жители сказали свое мнение».
В Ярославле, по официальным данным, больше 700 остановок. По стандарту на каждой должны быть наименование, расписание, освещение и скамейки. Наименование есть только у 20% комплексов, расписание — у половины.
Напомним, в мае глава района Андрей Мамонтов сообщил о планах по созданию парка на территории, которая вошла в массив «зеленого пояса» Ярославля. Тогда ОНФ и инициативные жители вместе с Мамонтовым вышли на место, чтобы оценить перспективы проекта. Речь идет о зоне между Красноборской, Сахарова и проспектом Машиностроителей. Первое заседание рабочей группы прошло 11 июля. На нем определили этапы проекта. Позже активисты предположили, что именно можно сделать в парке.
В числе функциональных зон первого этапа детская площадка с воркаут-зоной, пляж, зеленая зона с прогулочными дорожками и пространствами для мероприятий.
Осенью 2019 года инициаторы создания «Озерной гривки» надеются расчистить подход к пруду напротив магазина на Красноборской. В планах же у чиновников — определить границы благоустройства в рамках Правил землепользования и застройки Ярославля.
Нормативно-правовой акт оговорит правила утепления и покраски фасадов зданий, возведения пристроек с внешней стороны и надстроек из поликарбоната и других материалов.
Главный архитектор Ярославля Артем Цымбалов уточнил, что в городе действует упрощенная схема получения разрешений на изменение фасадов. Задача Градостроительного совета до конца 2019 года — разработать новый документ.
«Основной вопрос заключается в том, чтобы не создавать дополнительных бюрократических моментов. Необходимо разработать документ, который бы обеспечивал сохранение исторического облика города и не препятствовал его дальнейшему развитию, — сказал Цымбалов. — Внесение изменений в облик зданий при ремонте фасадов необходимо взять под контроль. Для этого необходимо разработать документ-паспорт. Работы на объектах, которые могут изменить облик здания, должны быть утверждены, в том числе и на Градостроительном совете».
Предполагается, что желающим провести ремонт нужно будет получить разрешение.
В 2017 году в блоге Аркадия Гершмана был опубликован пост о неприятных впечатлениях урбаниста от Ярославля. В нем, в частности, есть такой абзац: «Единственное возможное приятное место в городе — центр в зоне ЮНЕСКО. Но он превращён в бюрократическую деревню, что полностью убило туристический потенциал — для бизнеса и точек притяжения просто нет места. Можно ходить туда-сюда, что имеет мало общего с комфортным общественным пространством. Местные же чиновники винят во всём серую плитку и меняют её на красную, пытаясь спасти ситуацию».
Спустя два года урбанист, повидавший ряд других городов, «кажется, созрел для написания отчета о городе».
«У центра города есть большой минус: он мёртвый. Многие здания заняты департаментами и прочими административными заведениями, так что после шести вечера дома и улицы становятся мёртвыми. Если бы вывести чиновников хотя бы с первых этажей зданий, то город получил бы толпы туристов в центре и новые возможности для трудоустройства/отдыха жителей», — написал Гершман в посте от 1 августа 2019 года.
Эксперт вновь посоветовал читателям сходить в заведения Яна Левина, отметил контроль за фасадами зданий в центре, ведущие диалог с жителями граффити и стрит-арт. И далее приступил к критике заборов вдоль дорог, подземного перехода на Свободы («Было бы интересно посмотреть, как мэр Ярославля спускается здесь на инвалидной коляске»), доступности передвижения по тротуарам для колясочников, частичного убийства общественного транспорта, в частности, трамвая.
По словам Гершмана, покупка новой техники не решит проблемы общественного транспорта — «нужна сложная административная работа». Отдельного негатива удостоены остановки — синие из поликарбоната названы «апогеем зашквара», новые с рекламой по бокам — не защищающими от дождя, ветра и солнца.
«Про навигацию я вообще молчу: неместные никогда не узнают, куда и как они смогут уехать с остановки, разве что догадаются спросить бабушек», — написал урбанист.
В целом Аркадий Гершман сравнил Ярославль с победителем лотереи, который получил рекордный выигрыш, но не смог им адекватно распорядиться.
Проект «Поречье-Рыбное — социальное село» стал одним из ключевых в рамках программы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «100 городских лидеров». Он направлен на преобразование поселка путем создания медико-социальной базы для оказания паллиативной помощи, восстановление исторического облика села, облагораживание общественных пространств и организацию активного досуга для местных.
Среди волонтеров кэмпа были архитекторы, художники, урбанисты, журналисты и эксперты по созданию общественных пространств. Работа строилась в исследовательском и практическом направлениях. Члены кэмпа провели серию встреч с местными жителями, записали их истории, которые будут использованы для сайта поселка; организовали фотозону, изготовили с помощью поречан скамьи, стулья и столы, уличные кашпо для площади, открыли зону отдыха у хосписа.
Руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева отметила, что в работе с поречанами использовались две стратегии. «Первая — постепенное включение жителей села в процессы создания и развития проектов. Вторая — социально-культурная прививка: мы активно начали включаться во все местные праздники с культурной программой и создавать „другие“ физические объекты, к которым здесь не привыкли или о которых не знали вовсе. Так, совместно с Домом милосердия мы установили в центре поселка стойку буккроссинга и привезли в село настоящий театр „Домик Фанни Беллс“ с детскими спектаклями. Затем мы задумали кэмп „100 городских лидеров“ — неделя на территории села с участием волонтеров и архитекторов-кураторов, в рамках которой быстрыми способами меняется одно пространство. Нам это удалось — площадка у Дома культуры и зона отдыха в Доме милосердия готовы», — объяснила Журавлева.
В планах развития Поречья-Рыбного — строительство нового корпуса Дома милосердия, создание волонтерского и образовательного центров, подсветка колокольни и благоустройство Базарной площади.
«Мы все понимаем, что для решения задачи развития поселка нужен не набор готовых решений, а умение смотреть и мыслить определенным образом, находить новые, нестандартные решения», — подчеркнула глава администрации Поречья-Рыбного Ольга Кутинская.
Директор Дома милосердия кузнеца Лобова поделился своими мыслями: «Хоспис не может быть инициатором глобальных изменений, именно поэтому мы подключаем партнеров и волонтеров, дружественные проекты, вовлекаем жителей и стараемся участвовать в проектах, которые реализуются в поселке. С появлением Дома милосердия появились не только рабочие места, но и проекты. Нам приятно наблюдать за изменениями, которые происходят в поселке, мы видим зримый результат, важно, что жители поселка понимают, как мы работаем, и подключаются к процессу».
- «Если мы создадим вокруг школьников благоприятную среду из соцсетей, то дети будут с радостью на это откликаться»: учительница ярославской гимназии об индивидуальном подходе и современном педагоге
- «Выдохните и начните читать в своё удовольствие»: ярославна поделилась секретами победы на чемпионате по чтению вслух
- Книжные иллюстрации, обнажённые модели и путь творца: большое интервью с ярославским художником Игорем Сакуровым
- «Нужно стать настоящим»: создатель ярославского клуба «Десантник» о празднике 23 февраля, армии и патриотическом воспитании
- Объединить усилия и отстаивать интересы крестьянских хозяйств: Александр Чачин рассказал о создании Ассоциации фермеров Ярославской области
- «Взаимопонимание между нами сложилось хорошо»: учитель начальных классов рассказала о начале учебного года и знакомстве с детьми
- «Важно вернуть интерес к жизни на селе»: ярославский фермер рассказал о роли ТОС в развитии сельскохозяйственной отрасли
Аркадий Гершман отметил, что хорошим сделали фонтан у ТЮЗа, который бьет из-под земли, что детская площадка не «вырвиглазных» цветов.
«Но вы знаете, если вы посмотрите на это место, то увидите, что взрослые сидят далеко от детской площадки — у театра, где тенек. То есть, им негде сесть в тени на площади. Вообще, дерево — неотъемлемая часть общественного пространства. Почему его там не предусмотрели? Место уже нельзя считать успешным», — подчеркнул урбанист.
Спикер указал на то, что если общественное пространство привлекает только одну категорию горожан — в случае в площадью Юности это семьи с детьми, то «что-то пошло не так».
«Место должно работать на разные аудитории», — заключил Гершман.
Площадь Юности в Ярославле благоустроили в 2017 году по инициативе губернатора Дмитрия Миронова.
Фотография предоставлена организаторами интеллектуального пикника «Баркемп» в Ярославле
Самые обсуждаемые в сезоне 2019 года клумбы располагаются на Волжской набережной, возле театра Волкова и Стрелки. Светлана Воробьева заявила, что как горожанка и художник считает, что они «ужасны».
«Деньги, выделенные на озеленение, можно было потратить на ландшафтного дизайнера. Я понимаю, что не у всех людей воспитан вкус, но если вы не можете что-то сделать, это может сделать специалист! Когда у меня болит зуб, я не пытаюсь лечить его сама, а иду к стоматологу. Еще и выбирать буду, какая клиника вызывает больше доверия, пользуется хорошей репутацией. Так во многих областях, сейчас есть из кого выбрать», — поделилась она взглядом на проблему профессионализма.
Воробьева отметила: «Если макеты этих клумб делал „дизайнер“, стоит задуматься, но я считаю, что человек с образованием в этой области не мог такое сделать».
В разговоре с корреспондентом собеседница упомянула некачественные в исполнении скульптуры женщин, которые недолго стояли напротив Волковского театра — от них осталось воспоминание в виде цветочных платьев-«муравейников».
Светлана надеется, что ландшафтный дизайн в Ярославле выйдет на другое уровень. Она недоумевает: «У нас прекрасный исторический город, а способы его озеленения всегда вызывают у меня только один вопрос: „зачем?“ или „за что?“».
Текст и фотографии Романа Ковальчука
В мае 2018 года Переславль-Залесский выиграл федеральный конкурс проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, организованный Минстроем. До конца октября 2019 года администрация Переславля должна реализовать проект благоустройства Народной площади, расположенной возле парка и здания властной структуры. Судя по данным на сайте госзакупок, местные чиновники затянули сроки проведения аукциона — контракт разыграют только 19 июля, а уже 31 октября наступит дедлайн.
Проектную документацию по заказу администрации Переславля выполнило ООО «М4» (Москва). План работ включает реконструкцию сети дорожек, установку детской площадки, организацию системы лавочек и шезлонгов, озеленение, освещение, велопарковку, навигацию, террасу с навесом.
В части озеленения местная жительница, журналистка Наталья Власова, изучившая документы, обратила внимание на присутствие в смете, например, рогоза или камыша — судя по всему, предполагается закупить какой-то вид для того, чтобы посадить возле реки Трубеж. Часть набережной Трубежа (около сотни метров) включена в проект благоустройства. Наряду с камышом в смете можно найти такие травы, как калужница болотная, бузульник, волжанка, роджерсия.
Наталья Власова скептически отнеслась к планам властей купить камыш для озеленения территории. Она поделилась мнением о том, что администрация Переславля не применила модель управления территорией, не связала благоустройство с другими программами, например, очисткой Трубежа, улучшением ЖКХ, развитием туризма.
«Про системный подход, думаю, говорить ничего не надо. Будем системно сажать камыши. А про включение населения что говорить? Не было у нас ничего, кроме одной встречи, когда нас поставили перед фактом», — написала Власова в «Фейсбуке».
Ранее сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Цунаева и федеральный координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ Павел Жбанов проинспектировали, как Ярославская область реализует проекты реконструкции общественных пространств в малых городах и исторических поселениях. Цунаева и Жбанов пришли к выводу, что у местных властей нет достаточных компетенций, поэтому концепции благоустройства недостаточно проработаны.
Жителям Переславля предстоит наблюдать, как за два месяца выбранная на аукционе компания реализует реконструкцию Народной площади и насколько это будет похоже на картинки из проектной документации.
Ильхам Худиев затронул тему развития ярославского трамвая, говоря о планах предприятия на 2019 год.
«На повестке дня — ведем переговоры с заинтересантами по восстановлению исторического маршрута с продлением трамвайных путей от конечной остановки „Улица Свердлова — Бутусовский парк“ до площади Волкова и Красной площади. Данный проект планируется реализовать в рамках концессионного соглашения, которое предусматривает модернизацию существующих и строительство новых трамвайных путей с последующей эксплуатацией современных низкопольных трамвайных вагонов», — рассказал Худиев.
Мэр Владимир Волков попросил для начала выяснить, нужен ли трамвай в центре горожанам и не против ли Госавтоинспекция.
«Вот этот проект — он исторический, все замечательно, но по таким проектам вначале нужно мнение жителей спрашивать. Нужен ли он, будет ли он удобен. ГИБДД даст свое мнение по ситуации. После этого можно какие-то концессионные соглашения рассматривать. Поэтому вот этот проект надо проработать со всеми сторонами заинтересованными. Только после этого выносить», — отреагировал глава Ярославля.
Фотография: http://www.yarget.ru/museum/istoriya-predpriyatiya/
В четырех городах Ярославской области в 2019 году должны быть сданы объекты, получившие в 2018 году на конкурсе Минстроя федеральные средства — всего 205 млн рублей. Первоначальные концепт-проекты, отметили в ОНФ, пришлось менять на стадии реализации — уменьшать или видоизменять.
В Тутаеве начали делать набережную Волги на правом берегу. Предполагается сделать причал для круизных теплоходов, спуск и подъем к Воскресенскому собору, вернуть дебаркадер, реконструировать дом Полетаева, построить пешеходные дорожки и беседки. По гранту на все выделено 50 млн рублей.
«Работы по Тутаеву ведутся, то, что мы увидели, нам понравилось, проект одобрен местными жителями. Однако вновь констатируем — к участию в конкурсе во всех посещенных нами муниципалитетах создатели концепт-проектов отнеслись без должной ответственности, о качественной проработке сметной части говорить не приходится», — отметил Павел Жбанов.
В Мышкине начали восстанавливать усадьбу Чистова. Грант 30 млн рублей хотят потратить на ремонт кровли, фасада и восстановление старинной ограды с воротами.
Эксперты ОНФ признали, что в Ростове и Переславле-Залесском ситуация хуже. Ростовцы должны сделать Соборную площадь с улицей Каменный мост — а аукцион намечен только на июль. Переславлю предстоит работать с Народной площадью, но частный инвестор ушел из проекта, поэтому смету сократили со 120 млн до 75 млн рублей.
«По указанию губернатора области работы в Ростове и Переславле-Залесском должны быть выполнены до 30 октября текущего года. Однако даже в случае успешного проведения аукциона, заключения контракта с ответственным подрядчиком реализация проектов входит в зону риска, потому что строительство выпадает в том числе на сезон дождей. Отставание от графика, урезание сметы — типичные проблемы практически всех победителей конкурса. Несмотря на это, мы призываем всех участников этой истории не допустить, чтобы конкурс обернулся обманутыми ожиданиями жителей», — заявила Елена Цунаева.
По данным куратора «Том Сойер Фест» в Ярославле, художницы Светланы Воробьевой, большая часть выбранного для участия в фестивале дома принадлежит хозяину книжного; доля также есть у КУМИ мэрии. До августа предстоит разобраться с документами, согласовать работы, так как здание является выявленным памятником архитектуры. Согласно материалам в архиве, дом выстроен в конце XIX или самом начале XX века в традиции классицизма.
Светлана Воробьева рассчитывает на поддержку двух компаний-спонсоров фестиваля и взносы горожан. Например, перед началом фазы строительных работ нужно напечатать баннер, взять в аренду леса, постараться организовать хотя бы частично питьевую воду и питание на площадке. «Если вы печете пирожки, хотя бы раз в неделю приносите их волонтерам, это будет отличная помощь», — говорит Воробьева, предлагая варианты участия в фестивале.
Перед стартом работ «Том Сойер Фест» официально откроют ярмаркой с мастер-классами, лекциями и встречами возле выбранного дома. А затем — ориентировочно 5 августа — начнется фаза строительства. «Мы предполагаем, что в будни будем работать по вечерам с 18 до 21 часа, а в выходные с 12 до 20 часов. Конечно, в дождь придется ждать, работ не будет — но можно провести мастер-классы, я готова. Приходите пошкурить и покрасить!» — предлагает Светлана Воробьева.
«Том Сойер Фест» — низовая инициатива, которая ни от кого не зависит, кроме самих горожан. Кураторы подчеркивают: если что-то не получится, если не хватит времени, если захочется сделать что-то большее, то работу с домом можно будет продолжить в 2020 году.
«Мы надеемся, что люди увидят обновленный дом, поймут, что своими руками можно превратить его из неказистого в красивый, присоединятся к проекту в будущем. Может быть, какая-то фирма займет офисную часть, и здание продолжит жизнь, — объясняет Воробьева. — Оно крепкое, что очень важно — в центре Ярославля почти не осталось деревянной архитектуры. Поэтому надо сохранять то, что у нас есть».
► «Том Сойер Фест» — фестиваль восстановления исторической среды, придуманный в Самаре в 2015 году. Организаторы и участники силами волонтеров и на спонсорские средства и пожертвования приводят в порядок внешний вид старых домов. В 2018 году «Том Сойер Фест» провели в 26 городах и одном селе России. С 2015 года восстановлено 54 здания.
Корреспондент «Яркуба» обратил внимание на исчезновение «Дворника» 1 июня. Еще в начале мая 2019 года работа, по наблюдениям, была на своем месте. Поэтому можно приблизительно определить, когда ее покрыли слоем голубой краски одновременно с обновлением фасадов будки.
«Дворника» Никита Pst. (Никита Афанасьев) подарил Скверу служащих в 2015 году. Художник принял участие в проекте «Регионального Агентства Творческих Инициатив» и компании «Ярославские краски» «Человек красит место». Этот проект улучшения заброшенных мест в городе силами жителей, волонтеров и художников дал Перекопу как минимум две дюжины новых достопримечательностей, актуализировавших историю района. В 2017 году появился маршрут прогулки по ним, который получил то же название — «Человек красит место». Экскурсии стали регулярными: например, на момент публикации данного материала было известно, что очередная пройдет 8 июня.
Никита провел на Перекопе детство и юность — со сквером, который некогда обустраивали служащие Ярославской Большой мануфактуры, он связывает 20 лет своей жизни.
«Я искал для парка персонажа, который бы гармонично вписался в него и вместе с тем задавал диалог с прохожим, был знаком добропорядочности и чистоты. Наверное, это и было самое сложное — найти своего героя. Им и стал дворник, которого я нарисовал на трансформаторной будке. Мне очень понравилась реакция прохожих — дружелюбная, участливая. Они интересовались, спрашивали, пытались что-то понять... в отличие от реакции жителей центра города, которые более агрессивны или просто безучастны к происходящему», — комментировал автор идею и процесс создания работы.
Команда «Регионального Агентства Творческих Инициатив» (культурный центр TEXTIL) попытается выяснить, из-за чего закрасили «Дворника». Координатор социокультурных проектов Александра Макарова отметила, что есть несколько предполагаемых причин. В частности, неуместная или запрещенная реклама, плановый ремонт.
Версию с надписями, которые следовало перекрыть слоем краски, можно оспорить — обычно в таких случаях ставят «заплатку» на конкретное место. Вероятно, нужно говорить про обновление объекта. Что, по словам Макаровой, не помешало в 2018 году сохранить стрит-арт — рабочие красили будку розовым цветом, но «Дворника» обошли.
Кураторам проекта «Человек красит место» также предстоит обойти все точки экскурсии, чтобы провести ревизию и понять, в каком состоянии находятся работы художников.
«Яркуб» сообщил Никите Pst. о судьбе «Дворника».
Отметим, что в июне 2015 года Pst. оставил под мостом на Которосльной набережной изображение сидящей девушки, а в мае 2016 года обнаружил его закрашенным по контуру белой краской. Тогда Никита поверх оставил свой тег и надпись «Ничто не вечно, кроме человеческой глупости». Онлайн-издание про граффити HALA VANDALA 28 мая 2019 года вспомнило эту историю. Художник отреагировал на пост такими словами: «Даже спустя несколько лет после того как рисунок перестал существовать, тема затрагивает снова и снова. И вообще, сам рисунок не был интересен общественности, пока его не закрасили. Вот она, сила стрит-арта — в резонансе и социальных тонкостях».
Позже «Яркуб» выяснил, что граффити закрасили по просьбе администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов.
Представленное изображение дает возможность понять, как здание должно выглядеть со двора. Также видно, что у него четыре этажа.
«В функциональный состав здания входят холл, видеозалы, санузлы, административное помещение, подсобные и технические помещения», — пояснили в городской администрации.
Директор департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Сергей Тальянов обратил внимание на то, что LED-плитка — инициатива Владимира Волкова.
«Наша молодёжь всё больше погружается в информационное пространство. Они идут и смотрят в свои гаджеты, не обращая внимание на светофорное регулирование. Чтобы обезопасить наших детей и просто погруженных в интернет жителей и гостей города, мэр принял решение оснастить пешеходные переходы такой плиткой», — прокомментировал Тальянов.
В мэрии уточнили, что в 2019 году два десятка пешеходных переходов в Ярославле оснастят светодиодной плиткой. «Установка плитки финансируется из внебюджетных источников», — подчеркнула пресс-служба городской администрации.