Лекция

23 сентября 2020 - 10:54
Конспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен Ярославль
В Выставочном зале имени Нужина открылся лекторий по истории городской среды. «Яркуб» побывал на вводной лекции, посвященной структуре города, его административному и неформальному делению и подготовил конспект для читателей.
Конспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен Ярославль

Первая лекция посвящена изменениям структуры Ярославля — от древнерусской застройки к регулярной планировке, советскому генплану и постсоветским тенденциям. Лектором выступил историк Олег Непоспехов, заведующий филиалом «Городской выставочный зал имени Н. А. Нужина».

Районы-кварталы. Конспект.

О том, как Ярославль был устроен в разное время.

Мы очень слабо себе представляем, откуда взялся город Ярославль. У нас на все про все есть «Сказание о построении града Ярославля». Получается, что город 11 века, «свидетельство о рождении» ему написали в 18 век, а в 19 его только опубликовали. То есть, это наводит на размышления, но что делать — такая у нас источниковая база.

Все прекрасно знают в общих чертах сюжет «Сказания о построении града Ярославля». Люди, которые здесь жили напустили «зверя лютого» на князя Ярослава Он одолел с божией помощью зверя, и «посрамленные» местные жители были вынуждены признать первенство князя Ярослава, который здесь заложил град. Вот этот вот град он построил на территориях, ограниченных Волгой, Которослью и Медведицким оврагом.

Что же стало с теми язычниками? Сказание акцентирует внимание на том, что они не стали жить в Ярославле. Они переселились в особое место. Предание указывает на церковь Власия. Это самое начало улицы Свободы, там, где была гостиница «Ярославль». И там были церкви Власиевского прихода. Есть мнение, что это своеобразная инверсия — изначально на этом месте язычники поклонялись Велесу. Исходя из этого, можно говорить о первом в истории Ярославля районировании. Были жители, отличные по своему вероисповеданию и социальному облику от населения Ярославля.

И вот город рос и встречал сопротивление природной среды. Место впадения Которосли в Волгу (дельта) сопровождалось многими оврагами и озерами. И та приглаженная территория, где сейчас Даманский остров, в древности была не такой. Люди, осваивая это пространство, встречали препятствия в виде оврагов. Некоторые из них служили гарнцами районов.

Так, Рубленый и Земляной города разделял Медведицкий овраг. Стены Рубленого города (ярославский кремль) были срублены подобно тому, как рубят деревянные избы, поэтому он носил такое название. Границы Земляного города проходили по линии современной Комсомольской улицы и Первомайского бульвара. Овраг Семеновского спуска сейчас называется Красным съездом, Воздвиженский спуск сейчас Флотский.

Город тех лет делился на слободы. Слово слобода очень сложно поддается объяснению. С одной стороны, возникает слово «свобода» — жители слободы освобождались от каких-либо налогов или взносов. В разное время льготы менялись. Вообще государство придумало слободы, чтобы ремесленники тут «что-то делали на государство» и за это имели льготы, но так было не всегда. Иногда государство передавало слободы в использование «сильных мира сего».

Конспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен ЯрославльКонспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен Ярославль

Это дорегулярная планировка Ярославля. Город «вырос» на Волге и Которосли. Слободы этого района были богаты рыбой, и местные жители часто занимались рыбной ловлей. В 1645 году Благовещенская, Зарядье, Киселева, Кондакова, Коровницкая, Петровская, Тверицкая и Толчковая слободы  были переданы за успешное ведение переговоров с Литвой и Польшей Алексею Львову-Ярославскому. И он девять лет получал доход от этих посланий. А в 1654 году их передали Василию Бутурлину, который вел переговоры с Богданом Хмельницким. В 1676 году известный боярин Богдан Матвеевич Хитрово получил их же за «разные службы».

Конспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен ЯрославльКонспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен Ярославль

В XVII веке (золотой век Ярославля) город делился на семь сотен, с которых брали налоги. Самой маленькой из ярославских сотен была Городовая — это Рубленый город, нынешняя Стрелка. Там было 184 налогооблагаемых человека — они были мужчинами. Тогда налог брался только с мужского населения. То есть, фактическое число жителей было больше. Самой населенной сотней была Дмитровская. Она простиралась от Угличской дороги (нынешняя улица Свободы) до реки Которосль. Потом сотен стало 10. И названия им давали по знаменитым церквям.

К середине XVIII-го столетия город перестал отвечать новым требованиям. Петр I и его последователи модернизировали Россию. При Екатерине II назрел вопрос о серьезной городской реформе. К тому времени Ярославль уже не раз страдал от пожаров. Во второй половине XVIII-го века отечественная градостроительная мысль пришла к идее о том, что нужно строить регулярные города. По определенным правилам застройки должно быть районирование: административное, торговое, церковное и т.д. Все это легло в основу новой градостроительной политики. Было два плана. Первый появился после пожара 1768 года. Комиссия по каменному строению Москвы и Петербурга представила первый вариант строительства Ярославля. Он не устроил местное купечество. Они не хотели перестраивать уже существующие здания и торговые заведения. Нужна была «политическая воля», которая явилась при назначении генерал Алексея Петровича Мельгунова.

Конспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен ЯрославльКонспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен Ярославль

Это план застройки Ярославля последней четверти начала ХIХ века. Он является реализацией плана 1778 года, который увековечен в бронзовом памятнике на Советской площади. Он более тонко учитывал уже сложившуюся градостроительную ситуацию. Он спрямлял старые линии улиц. Кроме того, автор плана, а считается, что это был Иван Старов, уделил внимание архитектурным доминантам. Каждая улица начиналась и заканчивалась храмом. Между ними была визуальная «перекличка». Он уделил внимание административным центрам. Из кремля «центр» был перенесен на Ильинскую площадь к Церкви Ильи пророка. Здесь появились присутственные места и должен был быть дворец наместника. Его начали строить, но в итоге простроили гостиный двор и здание полицейской части, а дворец наместника возродился в виде Губернаторского дома.

Появилось разделение города на различные зоны и своеобразное социальное расслоение в городе. Те, кто не могли выстроиться в камне, а требовалось, чтобы в Земляном городе строились только каменные здания во избежание пожарной опасности, переселялись на окраины. И от этого силуэт Ярославля с Волги пострадал. Если до этого он был весь усеян церквами, то с переселением они лишались прихожан и переносились на окраины. Изменился и социальный состав центра города.

Все это выровнялось только в эпоху модерна, когда центр застраивался доходными домами и в них жили те, кто просто арендовали помещения.
Также как пример другой социальной дифференциации можно назвать Волжский бульвар на набережной. Так, туда не пускали лиц в неподобающей одежде и из нижний чинов. Нижние чины — это солдаты. Их туда не пускали, но, с другой стороны, у них была огромная Плац-парадная площадь.

Конспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен ЯрославльКонспект: Олег Непоспехов — о том, как был устроен Ярославль

Было также полицейское деление города, когда для того, чтобы следить за порядком, нужно было территорию разделить. Сначала Екатерина II утвердила устав благочиния (полицейский) в 1782 году. А потом его усовершенствовали при Александре II. При Екатерине город делился на части, каждая из которых включала от 200 до 700 дворов. За них отвечал частный пристав. Части делились на кварталы.

В следующей реформе 19 века добавилась единица «околоток». Позже ввели околоточного надзирателя. Самый маленький, по традиции, — рубленый горд. Это был даже не целый околоток, а три квартала из него. Это деление просуществовало до 1917 года, но советская эпоха все изменила, и политика градостроительная была очень противоречива. Были проекты генерального плана «Города будущего», который начал реализовываться в виде Бутусовского поселка в конце 20-х. Архитектурный ансамбль советской эпохи представлен на улице Советской — здания сталинского ампира. Мы знаем, что в те времена большинство населения жило в «бараках». Попытки обеспечить каждую семью квартирой реализовались в строительстве многочисленных безликих микрорайонов , из которые несмотря на политические установки на отсутствие излишеств, архитекторы старались создать что-то человечное. В те времена появились районы в современном смысле этого слова.

Расписание следующих лекций:

14 октября Где искать ярославский кремль?
Спасо-Преображенский монастырь, Стрелка или...

11 ноября Какая улица в Ярославле — главная?
Волжская набережная/ Кирова — Свободы — пока ещё думаем.

16 декабря Где в Ярославле актуально пройтись в 2021-м
Юбилейные даты на карте Ярославля: 200 лет Н.А. Некрасову и...

13 января Куда держит путь ярославский медведь.
История бытования и поиск смысла городской символики.

17 февраля Почему ярославцы все красавцы?
Ярославец как тип (а как же ярославны?).

17 марта Как ярославская глина обрела голос.
Изразцы и те, кто их изготовил и сохранил.

14 апреля Как Ярославль восстал из пепла.
Почему город выжил после 75 000 артиллерийских ранений.

19 мая Как мы здесь оказались?
25 лет месту, в котором мы так здорово проводим время.

8 октября 2019 - 13:15
В Ярославском музее-заповеднике пройдет дискуссия о том, как музеям работать с юными посетителями
Дискуссия о новых формах работы музеев с посетителями «Маленький, но важный посетитель музея», акцентирующая внимание на взаимодействии музеев и детей, пройдет в Ярославском музее-заповеднике 18 октября. Событие продолжит программу региональных сессий специального проекта Санкт-Петербургского международного культурного форума Открытый лекторий «Культура 2.0».
В Ярославском музее-заповеднике пройдет дискуссия о том, как музеям работать с юными посетителями

Региональная программа Открытого лектория «Культура 2.0» запущена в 2019 году. Выездные сессии прошли в Екатеринбурге, Калининграде и Ульяновске. Ярославль выбрали, потому что в области реализуется программа развития культуры и туризма, одной из целью которой стало сохранение уровня и качества предоставления государственных услуг в профильных сферах.

Приглашенные на дискуссию в Ярославль эксперты — руководитель Детского Центра Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая, руководитель Детского центра Музея Москвы Юлия Григорьева, старший научный сотрудник образовательного отдела Дарвиновского музея Любовь Сурина и главный специалист научно-просветительского отдела Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Римма Газе — ответят на несколько вопросов. Например, можно ли научить ребенка получать удовольствие от общения с музеем, какие новые формы работы с детьми стоит использовать, как найти баланс между просвещением и развлечением.

Встреча открытая, для входа нужно зарегистрироваться по ссылке.

22 мая 2019 - 16:22
Критик Юрий Сапрыкин приедет в Ярославль с открытой лекцией в рамках проекта «The Earth Is Flat — Kак читать медиа?»
Журналист, культуролог, руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин прочтет в Ярославле лекцию на тему «Новая чувствительность: что скрывается за новым языком эмоций и как выжить в мире оскорбленных чувств». Визит Сапрыкина намечен на 1 июня, принимающей площадкой выступит культурный центр TEXTIL.
Критик Юрий Сапрыкин приедет в Ярославль с открытой лекцией в рамках проекта «The Earth Is Flat — Kак читать медиа?»_158302

Юрий Сапрыкин поговорит с ярославцами о том, как новый язык эмоций меняет правила общения — то, что вчера воспринимали нормально, сегодня осуждается в ключе издевательства и травли. Что стоит за разговором о чувствах и как это влияет на медиа и этику поведения в соцсетях? Почему собеседников травмируют чужие мнения? Где граница между оценочными суждениями и травлей? Как оскорбленные чувства становятся фактором большой политики? Все ли эмоции одинаково полезны?

Организатор лекций «The Earth Is Flat — Kак читать медиа?» — Гете-Институт в Москве и портал COLTA. RU, поддержку оказывает Европейский союз. Проект направлен на развитие медиаграмотности и критического мышления, охватывает 15 российских регионов, включает цикл публичных лекций для интересующихся современной медиакоммуникацией, серию мастер-классов по развитию медиаграмотности у подростков и учителей, онлайн-мероприятия для студентов медийных и гуманитарных специальностей.

Лекция Юрия Сапрыкина начнется в 17 часов. Слушателям нужно будет зарегистрироваться.

Фотография Саши Карелиной

22 мая 2019 - 12:35
«У нас не существует городов». Конспект открытой лекции урбаниста Виталия Куренного

Открытая лекция философа, урбаниста, профессора факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Виталия Куренного прошла в Ярославской областной библиотеке имени Некрасова 20 мая. Лектор и слушатели рассуждали, есть ли в России города и кто такой современный горожанин. «Яркуб» записал конспект разговора.

«У нас не существует городов». Конспект открытой лекции урбаниста Виталия Куренного_158285

Из истории городов

Цивилизация модерна — цивилизация, которая впервые стала городской. Город начинает развиваться быстрыми темпами. В России перелом произошел в сталинскую эпоху. До революции города развивались последовательно (до 1917 года в городах жило около 20% населения), в середине 20-х годов — происходит «чудовищный взрыв урбанизации». Население городов удваивается. В 1961 году в СССР число городских жителей впервые превосходит количество деревенских — в городах живет около 100 миллионов человек. Культура шестидесятых маркируется ростом городов.

Возникает вопрос: был ли город готов переварить такое количество людей?

Критерии города

1. Население обладает большой долей досуга, праздности.

2. Городские публичные места:

• биржа — место, где люди осуществляют торги прямо на улице (например, есть в Тегеране);

• суд — место, где проходит публичное обсуждение преступления, состязание — так было в античности, сейчас в суды почти не ходят;

• театр — важное духовное место, театр учил играть роль. В СССР в 20-ые годы происходила насильственная театрализация общества, чтобы составить конкуренцию церквям и храмам. После распада СССР количество посетителей театров резко сократилось.

• рынки, кафе, рестораны — большинство рынков перенесено в торговые центры; кафе и рестораны существуют, способствуют коммуникации.

Формальное наличие перечисленных пространств не означает, что перед нами город. Места нужны для формирования главного критерия — городской публики. Городская публика характеризуется созерцательной деятельностью (фланерство, дендизм), чаще собирается в кафе, где мягкая музыка способствует коммуникации.

«У нас не существует городов»

«У нас не существует городов, так как специфика ускоренной советской модернизации привела к тому, что люди только формально становились городскими жителями, они застревали где-то посередине».

В СССР города были не городами, а городскими поселениями — слободами, организованными вокруг предприятий. Поэтому большинство российских городов, будучи формально цельными, на самом деле представляют собой набор различных слобод, общей публики не формируется. В Ярославле есть огромные районы, например, Дзержинский, где люди могут жить в своем мире и нечасто выбираются в центр города — это и есть «слободской» эффект. Любой город, даже маленький, будет разбит на районы, привязанные к тому или иному предприятию.

Такая завязанность города на слободах объясняется тем, что в СССР горизонтом человеческого существования было именно предприятие, которое брало на себя все заботы: решало вопросы с трудоустройством, жильем, питанием, детскими садами и так далее.

Советское общество было корпоративным, и современное общество осталось таким же, что проявляется в его сословном делении: есть универсумы Газпрома, Академии наук, прокуроров, судей и так далее.

Закрепленность людей за сословиями не позволяет сформироваться городу как месту с общими публичными пространствам и общей публикой.

Другой фактор, мешающий формированию города, — это распределенный образ жизни, выработанный в СССР: чтобы жить хорошо, вам нужна квартира, машина и дача. Люди, которые переселились из деревни в город, не полностью отказались от своего сельского образа жизни, но существенно его трансформировали.

Зарплаты до 15 тысяч рублей диктуют существование по распределённому образу жизни: у человека есть свой огород, на котором можно что-то выращивать, затем консервировать и спокойно в течение зимы потреблять. Для большого сегмента населения деньги нужны только для того, чтобы оплачивать услуги ЖКХ. По разным данным, в России около 60 миллионов дачников-огородников — это костяк экономики, который выработался как минимум на протяжении последних 50 лет. Поэтому санкции России не страшны — всегда есть огород.

Дача — еще один элемент, который мешает формированию города. Современная городская культура предполагает, что люди живут за счет того, что они зарабатывают на рынке, в системе рационального раздельного труда. Система, которая существует сейчас, позволяет не зарабатывать много, а зарабатывать сколько-то — чтобы оплатить ЖКХ.

Современный горожанин в современном городе

В теории, современный горожанин существует за счет того, что участвует в сложной системе комплексного разделения труда. Предполагается, что человек не зависит от своего происхождения.

В традиционном обществе образ жизни человека был четко предопределен принадлежностью к клану. В традиционном обществе не существует романтических отношений — все браки заключаются по решению клана. Модерн рождается там, где есть фундаментальный разрыв между человеком и его происхождением. Возможность такого разрыва определяется именно городской экономикой: я сам могу занять место, соответствующее моей воле и моим способностям. Такая система разбивает традиционные отношения.

Современный город — «вещь необычайно комплексная, человек не понимает среду, в которой он живет»; современный горожанин не может объяснить, как устроены механизмы города и объекты, расположенные в нем (ни один человек в мире, например, не может объяснить устройство конкретной видеокамеры, так как это продукт комплексной работы разных узких специалистов). Поэтому современного горожанина отличает чувство потерянности перед сложностью окружения.

Современный горожанин вынужден жить в условиях постоянно нарастающей плотности коммуникации: за день он встречает столько людей, сколько деревенский житель не встретит за всю свою жизнь. Это приводит к стрессу.

Современный горожанин справляется с этой нагрузкой, формализуя и фрагментируя социальные роли, которые становятся все более и более «бедными»: роль папы или дочери утром, затем роль водителя или пассажира, потом роль студента или преподавателя, покупателя в магазине и так далее. Эти роли имеют строго ограниченный функционал (в деревенском магазине можно долго и о многом беседовать с продавцом; в городе это, в первую очередь, создаст дисфункциональность: очередь).

► Ни одна роль не поглощает человека как личность — отсюда проблемы современного горожанина с определением смысла жизни, персональной идентичностью. Как следствие — невротизм, депрессии, потребность в психотерапии.

► Нагруженность ролями приводит к тому, что человек становится все более рассудочным, неэмоциональным, более сдержанным.

► Современный горожанин существует в двух базовых системах коммуникации: право и деньги.

► Человека большого города нельзя ничем удивить, для него характерна чрезвычайная пресыщенность.

► Современный горожанин — чрезвычайно яркая личность. Эта яркость выражается в моде, в поведении, в крашеных волосах. Чтобы обратить на себя внимание, сломать пресыщенность, горожанин должен быть ярким.

► Современный горожанин высоко ценит «вторичные» добродетели: не смелость и отвагу, а, например, пунктуальность.

«Может сложиться впечатление, что современный горожанин — это очень несчастное существо, но есть один принципиальный момент, который перевешивает все негативы: только эта ситуация современного города и современного горожанина является условием того, что мы можем максимально реализовать свою свободу, которая неизвестна ни одной предшествующей цивилизации. Потому что только существование в контексте условий города позволяет нам на свой страх и риск совершить какой-то самостоятельный жизненный путь, который не зависит от наших родителей, клана и нашей ячейки в гражданском обществе».

14 марта 2019 - 09:34
«Театр — дело живое и странное». Лекцию о театре ярославцам прочтет профессор Татьяна Злотникова
Открытую лекцию «Часть мира... Театр» доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии ЯГПУ Татьяна Злотникова прочтет ярославцам в рамках проекта «Кафедра 76». Встреча пройдет в Голубом зале главного корпуса педагогического университета 25 марта в 18 часов.
«Театр — дело живое и странное». Лекцию о театре ярославцам прочтет профессор Татьяна Злотникова_156721

Лекция Татьяны Злотниковой — возможность обсудить малоизвестное и узнать новое об известном. «Театр — дело живое и странное. Разговор о нем — дело тоже живое, возможно, и странное», — считают организаторы.

Профессор будет говорить о том, почему театр — это сфера загадок, что представляет собой современный театр, чем своеобразна русская драма, каковы составляющие русской режиссерской парадигмы; о парадоксальности русской актерской парадигмы и преданности актеров профессии; о том, чем может быть театр: зрелищем, развлечением, сферой творческой самореализации, видом искусства, дискурсом миропонимания.

«Но в России театр должен просто быть», — говорится в анонсе лекции. Организаторы подчеркнули: «Расширение круга обсуждаемых явлений — вопрос инициативы участников встречи».

Интервью
18 февраля 2019 - 15:08
Конспект. Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов — об уголовном преследовании за репосты и поруке в судебной системе России
Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов провел встречу в ярославском штабе Навального 16 февраля. «Яркуб» записал выступление журналиста и ответы на вопросы слушателей.
Конспект. Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов — об уголовном преследовании за репосты и поруке в судебной системе России

История статьи 282


«Дискуссия вокруг 282 статьи УК РФ, которую использовали для осуждения за всякие мемы и репосты, закончилась декриминализацией. Вот у этой статьи есть большая история, которую стоит объяснить. В России есть стереотип, что просто так никого не сажают. С другой стороны, кажется, что сажают всех. А правда где-то посередине. В том смысле, что какие-то уголовные дела и статьи часто объясняются неформальными правилами. Так случилось и с 282. Классический пример того, как в России работают законодательство и правоприменение.

Статья 282 формально была задумала с практической целью: против хейт-спича, слов ненависти, радикальных высказываний. Думаю, ее придумали под ультраправую риторику. Но, как часто бывает, в реальности... Первые годы были громкие истории про приговоры, вынесенные в отношении националистов и ультраправых. Потом был период, когда статью активно использовали против исламистов. Что случилось дальше? Есть статья, есть некие показатели статистики, которые надо выполнять. Кого надо, более-менее посадили. Но начальство требует новых дел и новой профилактики экстремизма. Экстремизм — важное направление, поэтому надо было искать людей, которые попадали бы под статью. Примерно три-четыре года назад начали искать их во „Вконтакте“ — самое удобное сообщество, быстро отдает все данные.

Эксперты, которые оценивают, есть экстремизм или нет, начинали с одних дел, а потом по наезженной схеме перешли к любой картинке, которую можно подверстать под уголовную статью».

Проблема статистики


«Первая беда, самая страшная проблема, которая сейчас есть, — это проблема статистики. Люди, которые занимаются уголовными делами, судами, всем, связанным с правоохранительными органами, слишком ориентируются на статистику. Сейчас важен показатель — число раскрытых дел, то, сколько дел передано в суд, ушло с обвинительным приговором. Это наследие советской системы.

Я разговаривал с прокурором еще из советских времен. Я спрашивал: „Чего вы не закрываете очевидные дела, где дела явно нет?“ Он: „У тебя совещание. Говорят: не более двадцати процентов дел из числа возбужденных ты можешь закрыть. Что бы там ни было в этих делах. Ты закрываешь только то, что совсем не можешь не закрыть. И если есть возможность довести дело до суда, все будешь для этого делать“.

Потому что есть статистика. А статистику надо что? Улучшать. Процент раскрытых дел должен расти, процент раскрытых дел по экстремизму должен расти. Почему суд у нас докатился до того, что только 0,3 процента оправдательных приговоров? Потому что тоже статистика. И непонятно, что с этим делать. Отказаться от статистики? А как говорить об эффективности?»

Моральная сторона


«Я не зря сказал, что есть понимание, что просто так у нас никого не сажают. Моральная сторона, безусловно, есть. Одно из объяснений такое: у нас дела не возбуждаются. Это влечет другие проблемы. Жена жалуется, что муж ее избивает, а дело не заводят. Она ведь может принести заявление о закрытии дела, и у оперативника статистика снизится. Моральная сторона такая: „Она придет, скажет, что все нормально, а я буду виноват“. Есть и другое. Часто следователи уверены, что сажают тех, кого надо. „Слушайте, мы лучше дадим ему условный срок или штраф, чем он начнет с экстремистских высказываний, а потом убьет кого-то на улице“. Это внутреннее объяснение: лучше мы его сейчас немножко остановим. Иногда есть аморальная часть: человек, скорее всего, невиновен, но дело нужно для карьеры».

От 282 к 205.2


«Наверняка вы видели инструкции, что можно постить в соцсетях, а что не стоит. Сейчас мы видим, как начинаются дела по статье 205.2 — оправдание терроризма. Показательный момент — история псковской журналистки. Она написала свое мнение, жесткую колонку о том, почему, как она считает, произошел теракт в Архангельске.

Таких дел не одно, не два, а десятки. В них фигурируют не совсем известные люди. Например, в Архангельске завели дело на активиста, который запостил какую-то радикальную речь полковника Квачкова, дополнил ее комментарием. Прошла экспертиза, нашли оправдание насильственных действий, раз — статья. И может быть как штраф, так и несколько лет колонии. Такой выбор дает основания оказывать давление на человека. К нему следователи приходят: ну, ты признаешься — уходишь на особый порядок, уйдешь со штрафом, раз написал глупость. Есть другой пример. Депутата пытались несколько раз судить по 282, поскольку он считает своей родиной СССР. Он запостил кусок из НТВшного сериала. Там по сюжету в конце один герой застрелил другого. Депутат прокомментировал этот кусок, на него завели дело. Схема примерно такая. За высказываниями в интернете надо продолжать следить. Остается еще статья об оскорблении чувств верующих».

Признание идеально для отчетности


«С чего началась декриминализация статьи 282? Дело Марии Мотузной, Барнаул. Вдруг всем стало известно, что в Барнауле статьи штампуют. Удобно: находим картинку, идем к человеку, предлагаем сознаться и заплатить штраф; или не сознаться и сесть в тюрьму. Так себе выбор, особенно для людей, которые впервые столкнулись с правоохранительной системой. 

Признание вины — главный показатель. Это же абсолютно идеальная для отчетности картинка, особенно признание в суде. Вся работа правоохранительных органов, к сожалению, построена на этом. Пытки — большая тема. Людей пытают, особенно в первые дни после задержания. Именно из-за такой логики: быстро раскрыть преступление и отчитаться. Как разорвать, как ликвидировать эту цепочку?»

Круговая порука


«Формально статистику отменили с переходом от милиции к полиции. Ну и что, она все равно неформально существует. Судьи — формально у них нет планов. А почему у нас 99,7 процента обвинительных приговоров? Сложность заключается в общей системе.

Если ты следователь и запихнул дело в суд, а судья выносит оправдательный приговор — по кому это бьет? Прокурор представляет обвинение в суде — он получает по голове. Следователь, который отдает дело прокурору, — он получает по голове. Прокурор, который наблюдал за расследованием, тоже получает по голове. А люди общаются между собой, судебная система не вырвана из контекста. Судья не получает по голове напрямую, но он со всеми каждый день видится, лично знаком. Судья мыслит: „Ну, оправдаю я, и что мне будет? Только отношения со всеми испорчу. И подставлю других судей, которые давали согласие на арест“.

В девяностых судьи были гораздо более независимы. Сейчас, может быть, они тоже хотели бы быть независимыми. Но существует представление, что если приговор оправдательный, то судья получил взятку. Мало того, сейчас суды вряд ли могут совсем оправдать, но это тоже некая составляющая. Судья может смягчить срок, переквалифицировать статью. Даже сейчас коррупционные основания есть. Дай судьям полную свободу — они просто деньги начнут брать».

Надежда на присяжных


«В 2018 году расширили круг статьей, которые попадают под суд присяжных. Сам суд с 12 человек сократился до 6-8, потому что коллегию иначе не собрать. Судов присяжных стало больше — начались оправдания. Причем по делам, о которых год назад я бы сказал, что оправдание невозможно.

Суд присяжных попытка переложить ответственность на следователей и прокуроров. Типа: учитесь работать, чтобы нормально все было, доказывайте на суде, что преступление произошло.

Представьте. Главный прокурор области приходит к главе областного суда: „Слушай, ну что там твой судья оправдание устроил на прошлой неделе? Он нам статистику всю испортил, ну что это такое. Нам теперь объяснения писать. Выговор делать, из Москвы вызывают“. Примерно так это работает. А теперь судья ответит: „Присяжные, ну что я могу тут сделать. Мы пытались, но ты понимаешь. А вы прислали какого-то прокурора, который ничего им сказать не может“.

Не надо абсолютизировать давление на судей по бытовым делам. Судьям самим это не нравится — крайние-то они выходят. Какой есть вариант? Отправить дело обратно. Принесли ерунду — идите в прокуратуру, переписывайте.

Прокуратура формально имеет мощные полномочия. Она надзирает за делом, может указать следователю. Прокурор же утверждает обвинительное заключение. С другой стороны, есть внутренний план: больше десяти процентов дел не разворачивать. Иначе что, у нас следователи плохо работают? А чего тогда постановление о возбуждении уголовного дела не отменяли, если оно кривое? Теоретически прописано, что суд независимый, прокуратура самостоятельна, но это не работает».

«Дело возбуждено — статистика включилась»


«Если дело уже возбуждено, то статистика включилась, и остановить этот каток практически невозможно. Десятилетиями создаваемая система не откажется от своих правил. Да, они говорят: у нас есть ошибки, но мы их исправляем. Смотрите, статью 282 подправили. Да, есть некоторые недостатки, но в целом-то все нормально работает. Просто так, мол, людей не судят, они сами во всем сознаются.

Главная проблема касательно уголовного дела — момент, когда его начинают возбуждать. В Москве случился арест главы инвестиционной компании, американского бизнесмена Майкла Калви. Он работает в России с 1994 года. Что это дает? Он более-менее понимает, вероятно, правила бизнеса. Статья формальная — 159, мошенничество в особо крупном размере. Главные вопросы: в чем состоит обвинение и „а за что?“. Есть некая неформальная суть обвинения. В реальности за что арест? Что там было? Это довольно грустно. Такие объяснения внутренних конфликтов требуются часто даже журналистам».

Сила ЕСПЧ


«Большая часть дел в ЕСПЧ связана не с незаконными приговорами, а с нарушениями прав человека. Сдвиги, которые происходят, очень медленные. Улучшились ли условия содержания за последние 15 лет? Улучшились формально. Несильно, но улучшились. Идет ли какое-то системное исправление? Идет. Причем может касаться далеких вещей. Например, суд в Балашихе разрешил ВИЧ-положительной женщине усыновить ребенка. Это итог пятнадцатилетней борьбы и обращений в ЕСПЧ.

В ближайшее время нас ждет радикальное изменение суда, демонтаж клеток-„аквариумов“. Это тоже растянется на десять-пятнадцать лет. Через десять лет ЕСПЧ вынесет какое-то решение по 282 статье или каким-то еще. Если Россия останется в ЕСПЧ, придется поменять законодательство, касающееся публичных акций протеста. Изменения отстают от жизни, потому что мы живем сегодня, а ЕСПЧ крайне медленно формулирует краеугольные вещи.

Россия ведет себя в ЕСПЧ грамотно. Мы платим штрафы, прислушиваемся к выводам. Не совсем правильно долго держать в СИЗО? Ввели правила, что в СИЗО человек может находиться не более двух лет. Могут улучшить правила поведения на митингах, но введут статьи об оскорблении властей. Оформят тысячу протоколов, приговорят к штрафам, их придется платить. Через пять лет это дойдет до ЕСПЧ, через еще десять ЕСПЧ вынесет решение, Москва скажет: „Ну да, перегнули палку“. Одну системную ошибку исправляешь — в этом время придумывают еще одну.

Очень тревожно, что Россия может покинуть ЕСПЧ. Очень бы не хотелось, чтобы так произошло. Дело ведь не в финансах. Россия выплачивает компенсации, хотя они самые большие в Европе. Это политический вопрос: „А что они там нам указывают?“ Я бы не давал стопроцентные гарантии исхода дела».

Что выкладывать в соцсети, а что не стоит

«Я сейчас скажу одно, а через год практика изменится. К картинкам: после декриминализации 282, давайте честно, риски сесть за картинки, именно политические, аккуратнее с религией только, близки к нулю. Сейчас за картинку административку могут дать. Если у вас уже есть административка, ну уж повнимательнее. Имейте ввиду: заработала статья об оправдании терроризма.

Громких дел в ближайшее время мы не увидим, но на сто процентов нельзя быть уверенными. Это как разговор в Москве с полицейским и на окраине какого-то города. К сожалению, как угодно может развернуться. Ты должен вести себя по-другому, если хочешь снизить риски уголовного преследования. Я писал про человека, который изначально полицейским неправильно ответил, не захотел показать паспорт. Это часто так бывает. Идешь в три ночи, тебя просят показать паспорт, а ты им: „А на каких основаниях?“ Вот это может стать началом уголовного дела. Какой совет давать? Надо, чтоб тебя посадили? Не надо. Речь идет о личной безопасности. Личная безопасность, личная возможность не попасть под уголовное преследование...»

Сергей Смирнов дал рекомендации о том, как снизить риски уголовного преследования.


12 февраля 2019 - 15:38
Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов приедет в Ярославль с лекцией

Главный редактор интернет-издания «Медиазона» Сергей Смирнов приедет в Ярославль, чтобы поговорить с горожанами о уголовном преследовании, судебной системе в России и делах «за репосты».

Главный редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов приедет в Ярославль с лекцией

Беседа со Смирновым охватит как минимум три важных вопроса: как заводят незаконные уголовные дела, почему российский суд не выносит оправдательных решений и как избежать риска стать обвиняемым за репосты.

Встречу с Сергеем Смирновым организует ярославский штаб Навального. Лекция начнется в 14 часов 16 февраля на Чайковского, 8а.

26 июля 2018 - 12:45
Лана Карлсон проведет в Ярославле лекцию о маркетинге и PR в современном искусстве

Куратор премии «Стереотипы будущего», главный куратор и соучредитель международной арт-ярмарки «POP AUSTIN», член консультативного совета по искусству фестиваля «South by Southwest» (SXSW) (Остин, США), основатель проекта «HOUSE OF L» при поддержке Sotheby’s International Realty Лана Карлсон проведет в Ярославле лекцию «Правильный маркетинг и PR в современном искусстве. Глобальное влияние на будущую культуру».

Лана Карлсон проведет в Ярославле лекцию о маркетинге и PR в современном искусстве

Куратор премии «Стереотипы будущего», главный куратор и соучредитель международной арт-ярмарки «POP AUSTIN», член консультативного совета по искусству фестиваля «South by Southwest» (SXSW) (Остин, США), основатель проекта «HOUSE OF L» при поддержке Sotheby’s International Realty Лана Карлсон 27 июля проведет в Ярославле лекцию «Правильный маркетинг и PR в современном искусстве. Глобальное влияние на будущую культуру».

Карлсон расскажет о технологиях и средствах коммуникации, которые позволяют деятелям в разных сферах искусства работать на арт-проектами, строить новые арт-сообщества и мыслить вне рамок дистанций и культурной принадлежности, черпать и привносить свои идеи в глобальную культуру.

Лекция пройдет в рамках образовательной программы премии «Стереотипы будущего» при поддержке «Регионального центра творческих инициатив» LIFT project.

Разговор начнется 27 июля в 18:30 на Республиканской, 61 (второй этаж).

Читайте также: «В день полного затмения Луны и великого противостояния Марса ЯрГУ устроит планетарий на Стрелке».

9 июня 2018 - 17:33
Надо идти: политолог Екатерина Шульман прочтет в Ярославле лекцию о возможности просчитать будущее

Кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, колумнист Snob, Forbes, Republic и «Ведомости» Екатерина Шульман приедет в Ярославль, чтобы прочесть лекцию в Некрасовской библиотеке.

Надо идти: политолог Екатерина Шульман прочтет в Ярославле лекцию о возможности просчитать будущее

Кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, колумнист Snob, Forbes, Republic и «Ведомости» Екатерина Шульман приедет в Ярославль, чтобы прочесть лекцию в Некрасовской библиотеке.

«Исследователи все чаще говорят об изменениях, происходящих в базовых сферах жизни: информационная прозрачность, трансформация семьи и этики, изменение представлений о труде и занятости, государстве, частной собственности и образовании. Как повлияют на наше ближайшее будущее эти и другие перемены? Возможно ли их предугадать и подготовиться? На эти вопросы даст свой ответ наш эксперт», — говорится в анонсе встречи.

Лекция пройдет 14 июня в конференц-зале библиотеки, начало в 17 часов.

Кстати, у Шульман есть YouTube-канал, где она выкладывает просветительские ролики. Они подойдут для заочного знакомства с экспертом.

Читайте также: «Я не люблю патриотические концерты и флэшмобы. Что делать в длинные выходные?».

6 июня 2018 - 12:02
Кирилл Федоров прочтет в Ярославле лекцию о достижениях российского ЛГБТ-движения

В Ярославле пройдет бесплатная лекция психолога, консультанта, создателя Queer Peace и организатора научно-практической конференции «Невидимые люди» Кирилла Федорова, который семь лет работает с ЛГБТ-движением.

Кирилл Федоров прочтет в Ярославле лекцию о достижениях российского ЛГБТ-движения

Лекция Кирилла Федорова называется «Российское ЛГБТ-движение: как появились и чего добились?». Ее организует ярославское ЛГБТИК-движение «Каллисто».

Разговор будет идти о том, когда и как возникло российское ЛГБТ-движение, чего активисты и активистки добились за прошедшие годы, в чем их сильные стороны и в чем недостатки, к чему они идут и осознают ли сложившийся в обществе контекст.

Для участия во встрече нужно зарегистрироваться в форме: https://goo.gl/forms/8gaSmic6QuUE0Z3t. Место и точное время лекции организаторы сообщат участникам лично.

Ранее в Ярославле прошли встреча с трансгендерами в формате «вопрос — ответ» и лекция о трагсгендерах, организованные местными ЛГБТ-активистами.

Читайте также: «Семинар по правам человека запретили провести в ярославской библиотеке после жалобы сектоведа».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет