24 сентября 2020 - 10:32
Ярославский художественный музей представил зеркальную копию картины Рафаэля
Картину «Святое Семейство» нарисовал неизвестный художник во второй половине XVIII века. В настоящее время ее можно увидеть в Музее зарубежного искусства.
Ярославский художественный музей представил зеркальную копию картины Рафаэля_166953
Ярославский художественный музей представил зеркальную копию картины Рафаэля_166954
«Святое Семейство» является зеркальной копией картины Рафаэля «Прогулка Мадонны», выполненной с гравюры в XVIII веке.

Мадонны Рафаэля Санти, итальянского живописца эпохи Возрождения, представляют творчество мастера в расцвете его таланта. К этому же периоду относится картина «Прогулка Мадонны», выполненная в 1516-1518 годах. Сейчас произведение хранится в коллекции герцога Сазерленда в Шотландии, однако до XVIII века она находилась во Франции, где с нее и была сделана гравюра.

Офорт, который воспроизвел картину Рафаэля в зеркальном отражении, был выполнен французским гравером Николя де Лармессеном. Он и послужил основой для картины из собрания Ярославского художественного музея.

На картине «Святое семейство» изображены типичные образы эпохи Возрождения — Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и святой Иосиф. По легенде, Святое Семейство возвращается из Египта и останавливается у двоюродной сестры Девы Марии — Елизаветы, матери Иоанна.

«Рафаэль, как истинный художник Высокого Возрождения, пребывает в том мире, где человек находится в центре. В образе Богоматери он совмещает абсолютно возрожденческое представление о прекрасной внешности и богатом мире души. Такая нежность — абсолютно земная, понятная, естественная. Она подобна тому самому весеннему пейзажу, на фоне которого разворачивается это тихое действо. Дева Мария — буквально как хрупкое весеннее деревце, которое является смысловым центром изображения природы», — рассказала научный сотрудник художественного музея Дарья Большакова.
16 сентября 2020 - 18:45
Ярославский художественный музей представил портрет А. С. Пушкина, написанный неизвестным художником в XIX веке
Портрет выставлен в постоянной экспозиции музея «Русское искусство XVIII — начала XX вв».
Ярославский художественный музей представил портрет А. С. Пушкина, написанный неизвестным художником в XIX веке
Картина неизвестного художника является копией с оригинала О. А. Кипренского, которому Пушкин позировал летом 1827 года в Петербурге во дворце Шереметевых, где у художника была мастерская.

Копия знаменитой работы хранится в Ярославском художественном музее. Она была написана в 1840-е годы. В Ярославле портрет появился благодаря двум ярким личностям.

Николай Михайлович Коншин — участник Отечественной войны, поэт и переводчик состоял в переписке с Пушкиным и неоднократно с ним встречался. В середине XIX века его назначили директором Ярославского Демидовского лицея и директором училищ Ярославской губернии. Вероятно, именно он привез в Ярославль копию портрета А. С. Пушкина. Этот факт описал известный ярославцам человек — Леонид Николаевич Трефолев, автор исторических произведений краеведческого характера.

Позже Коншин покинул Ярославль, однако сохранилось свидетельство в трудах Ярославской губернской ученой архивной комиссии за 1899 год о том, что у Трефолева «был хороший портрет поэта [А. С. Пушкина], писанный масляными красками и представляющий копию с известного портрета Кипренского».

Ярославский художественный музей узнал о существовании портрета в 1969 году. Позже в Третьяковской галерее была проведена экспертиза, после которой ЯХМ приобрел картину у частного лица.
9 сентября 2020 - 14:23
В Ярославском художественном музее проходит акция «Дарим желуди из Губернаторского сада»
Сотрудники музея собрали желуди и раздают их всем желающим. Цель акции — общими усилиями озеленить наш прекрасный город.
В Ярославском художественном музее проходит акция «Дарим желуди из Губернаторского сада»

Сотрудники Ярославского художественного музея в течение нескольких часов собирали желуди 199-летних дубов в Губернаторском саду. В рамках акции любой желающий может прийти в музей и взять себе несколько желудей, чтобы посадить их в любой части города.

Сейчас в Губернаторском саду 27 дубов: 15 из них — мощные 199-летние деревья.

«Наша акция — знак внимания к пятнадцати черешчатым дубам, посаженным в 1821 году. Дубы — свидетели истории главной усадьбы губернии. Они „видели“ высоких гостей ярославских губернаторов XIX века, в 1917 году были свидетелями революционных изменений, „дарили“ свои желуди гуляющим в детском парке в середине XX века, а с 1989 года наблюдают все разнообразие жизни Ярославского художественного музея, живописно оформляя экспозицию музея „Губернаторский сад. Скульптура в пленэре“», — делятся сотрудники музея.
1 сентября 2020 - 15:46
Этюд из Ярославля помог установить автора утраченной картины
Долгие годы картина А. Н. Самохвалова «Встреча друзей» считалась утраченной: ни автор, ни исследователи не знали, где она находится. 
Этюд из Ярославля помог установить автора утраченной картины_166238
Этюд из Ярославля помог установить автора утраченной картины_166239

Картина «Встреча друзей» Александра Самохвалова была написана в 1945 году и представлена на Всесоюзной выставке. Критика встретила ее прохладно, поэтому, после длительного нахождения в фондах Всекохудожника, судьба картины долгое время оставалась неизвестной.

Позже удалось установить, что она находилась в заброшенном пансионате во Владимирской области и числилась как произведение неизвестного художника. Сотрудники Русского музея провели исследование и установили автора произведения. Важную роль в атрибуционном процессе сыграло сопоставление с этюдами к картине из собраний художественных музеев Ярославля и Новокузнецка. Этюд, находящийся в коллекции Ярославского художественного музея, был приобретен еще в 1982 году у дочери художника.

Долгое время сотрудники ярославского музея не знали, превратился этюд в законченное произведение или нет. Позже обнаружилось, что в картине «Встреча друзей» больше персонажей, чем в этюде. Кроме того, несколько поменялись позы и ракурсы. Главное, что художник оставил неизменным, — ощущение недавно наступившего мира и эмоциональный подъем людей, переживающих радость Победы.

«Люди, пережившие войну, ценят мир. Вопреки горю, человечество хочет жить. И вот этот этюд атмосферу людей, переживших трагедию, до нас доносит», — Нина Голенкевич, старший научный сотрудник Ярославского художественного музея.
9 июля 2020 - 12:05
Ярославский художественный музей открылся для посетителей после карантина
Ярославцы и гости горда вновь смогут посетить Ярославский художественный музей после долгого закрытия из-за ограничительных мер.
Ярославский художественный музей открылся для посетителей после карантина

ЯХМ был закрыт еще весной 2020 года. Раньше всех разрешили работать Губернаторскому саду. С 23 июня парк был открыт каждый день с 10:00 до 20:00. С 8 июля открыли для посещения все здания Ярославского художественного музея.

В Губернаторском доме, Музее зарубежного искусства и Митрополичьих палатах необходимо соблюдать меры безопасности и использовать средства индивидуальной защиты. Групповые экскурсии рассчитаны не более чем на пятерых посетителей. Все еще не допускается прием туристических экскурсионных групп и проведение массовых мероприятий.

Реклама
Закрыть
Интервью
23 января 2020 - 16:39
Анатолий Лисицын передал в дар Ярославскому художественном музею уникальную коллекцию открыток Елизаветы Бём
Первый губернатор Ярославской области подарил ЯХМ собственную коллекцию открыток Елизаветы Бём.

В день столетия ЯХМ Анатолий Лисицын объявил о желании передать в собрание музея свою коллекцию открыток Елизаветы Бём. 23 января состоялся акт передачи коллекции в дар музею.

Елизавета Бём стала одной из первых женщин в России, которая начала профессионально заниматься искусством, получила специальное образование, добилась успеха и признания. В ее творчестве особое место занимают работы для открытых писем. За время работы Елизавета Бём создала более 360 оригинальных композиций.

6 сентября 2019 - 15:17
По пятницам на выставке Куинджи в Ярославле будут играть музыканты
Каждую пятницу с 18 часов для посетителей выставки Архипа Куинджи в Ярославском художественном музее будут играть музыканты, сообщила пресс-служба музея.

По пятницам на выставке Куинджи в Ярославле будут играть музыканты

Акция «Музыкальное полнолуние получила свое называние в честь главного произведения Архипа Куинджи на выставке в Ярославском художественном — картины «Лунная ночь на Днепре».

Студентки ярославского училища им. Л. В. Собинова Екатерина Соснина и Мария Соснина исполнят русскую и европейскую музыку 19 — начала 20 веков. Полчаса они будут играть лучшие вещи современников Куинджи на скрипке и флейте. Известно, что сам художник владел искусством игры на скрипке.

30 августа в Ярославском художественном музее открылась выставка картин Архипа Куинджи. Посетить ее можно до 15 декабря.
26 мая 2017 - 14:48
Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером

26 марта почетный председатель голландского общества коллекционеров господин Ван Райкефорсел передал в дар Ярославскому художественному музею серию акварелей и предметы из архива русского художника Григория Яковлева. Рассказываем, почему это событие важно не только для музея, но и для русского искусства в целом.

Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Спонтанная покупка

Почти тридцать лет назад, в 1990 году, господин Ван Райкефорсел вместе со своим братом был в Москве. Еще в Голландии им посоветовали заглянуть к некоему актиквару, у которого можно найти любопытные вещицы. Будучи любителями искусства, братья не пренебрегли советом. Именно так состоялась их встреча с серией из 78 акварелей и семи предметов из архива (фотографии и письма) Григория Григорьевича Яковлева, офицера русской армии.

— Меня поразило качество коллекции и очень артистичное исполнение, — вспоминает Ван Райкефорсел. — Я увидел, что это был выдающийся художник, до сих пор никому не известный. Купил не я, купил мой брат. Он умер 10 лет назад. Коллекция осталась у меня.

Тот продавец антиквариата ничего не мог рассказать о Григории Яковлеве и о том, откуда к нему попали эти работы. Господин Ван Райкефорсел благодаря архиву смог установить немногое: художник родился в 1891 году в Санкт-Петербурге, в 1916–1918 годах служил в действующей армии, сначала в чине прапорщика, затем подпоручика в пехотных войсках. Был в Виленской, Волынской, Минской и Бессарабской губерниях, участвовал в Брусиловском выступлении. Последнее письма Яковлева брату Вадиму датировано 26 сентября 1920 года. В нем художник, все еще находившийся в армии, пишет о заканчивающемся 29 сентября отпуске. Неизвестно, что с ним случилось в дальнейшем, где и когда он умер.


Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Голландцы в ЯХМ

Сам по себе случай, когда коллекционер передает музею дар, нередкий. Но почему вдруг любитель искусства из Голландии обращается к Ярославскому художественному музею? Оказывается, некогда он вместе со своей группой коллекционеров случайно попал в Ярославль («Случайно», — повторяет Ван Райкефорсел).

— Нас здесь принимали хорошо, принимал директор. Показали все, в том числе и хранилище. До сих пор я помню, как мы сидим в автобусе, а у входа в музей стоят и машут нам директор и трое сотрудников. И качество коллекции произвело на меня впечатление. Поэтому я уверен, что коллекция оказывается в надежных руках, где ей самое место, — говорит Ван Райкефорсел.

Музей принимает дар, понимая, какую работу предстоит провести в ближайшие годы.

— Мы будем изучать коллекцию, стремиться найти другие акварели художника, если они, конечно, сохранились. Может быть, привлечем к этой деятельности коллег. Я думаю, что-то должно остаться, — отмечает заместитель директора музея Алексей Федорчук.

У господина Ван Райкефорсела только одна просьба: получить оцифрованный архив на память и публикации с результатами исследований искусствоведов.

Культурные связи

Четыре фотографии, три письма и 78 акварелей, — вот, что пополнило фонды Ярославского художественного. Рисунки небольшого формата из альбомов и блокнотов отражают жанровые сцены, пейзажи, солдатский быт. Ван Райкефорсел, называя себя любителем, отмечает высокую художественную ценность работ Григория Яковлева. Алексей Федорчук солидарен с такой позицией. Есть первые догадки относительно учебного заведения, где Яковлев получил художественное образование. Стиль письма напоминает тот, что прививается ученикам Строгановского училища. Но, подчеркнем, пока это лишь предположение.

Дар ценен не только этими свойствами. Алексей Федорчук, говоря о ситуации в целом, замечает, что она открывает новые возможности для музея в плане исследования взаимодействия культур:

— В последнее время мы увлечены изучением того, что россиян привлекает в зарубежном искусстве. Сейчас перед нами поле для изучения обратного процесса: что европейцев привлекает в русском искусстве? Ведь тогда, будучи в Москве, братья Райкефорсел что-то отметили для себя в этих акварелях. Что именно для них было важно? Что заставило купить всю коллекцию?

Пока предметы из коллекции останутся в хранилище музея. Сотрудники обещают, что выставка работ рано или поздно состоится. Уже представляем, какими будут заголовки: «Спустя век состоится первая выставка военных зарисовок неизвестного ранее художника Григория Яковлева».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет