31 августа 2020 - 18:12
Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей
Директор музея Анна Орлова рассказала «Яркубу» о выставочной коллекции Вадима Юрьевича Орлова.
Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

В историческом центре Ярославля на Волжской набережной расположен музей Орлова. Вадим Юрьевич, почетный гражданин города и меценат, имя которого и носит музей, на протяжении 25 лет собирал свою коллекцию фарфора, чугунного литья, серебра и предметов быта. Интерес представляет и здание, где расположены эти экспонаты. Музей находится в бывшем Доме общества врачей — отреставрированном федеральном памятнике архитектуры XVII-XIX вв.


История дома

История старинного дома на Волжской набережной начинается с XVII века. Сначала это был купеческий особняк, позже списанный в городской магистрат за долги. Почти целый век дом сдавался в наём, а в конце XIX века по инициативе купца Трунова был отдан обществу ярославских врачей. В то время работники здравоохранения били тревогу по поводу высокой смертности женщин-рожениц и младенцев. Так, благодаря Трунову, в Ярославле открылась первая бесплатная больница для приходящих больных, а также начали проводиться акушерские курсы. В начале XX века рядом построили роддом, а здесь было основано отделение патологий беременных и лаборатория.

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

В конце 90-х больница закрылась, так как дом был признан аварийным. Долгое время здание было заколочено, и лишь в начале 2014 года было принято решение продать дом.

Именно в это время в судьбе дома и появляется Вадим Юрьевич Орлов, который выступил с инициативой купить его. Завод «Ярославский технический углерод», где он в то время работал директором, на вырученные средства приобрел этот памятник культуры в аварийном состоянии. Четыре года ушло на то, чтобы привести дом в порядок: был создан проект реставрации и перепланировки здания под музей.

«К сожалению, в 2016 году Вадима Юрьевича не стало, поэтому музей открывали уже без него. Но идея была доведена до конца, ведь это была его последняя мечта — разместить свою коллекцию и показывать ее ярославцам и гостям города!» — рассказала Анна Орлова, директор музея.


Коллекция Вадима Юрьевича Орлова



Свою коллекцию Вадим Юрьевич собирал на протяжении 25 лет. Что-то он находил сам, что-то ему привозили друзья. На момент покупки здания коллекция Орлова просто не вмещалась в его дом. Именно поэтому Вадим Юрьевич принял решение основать музей, где смог бы представить все собранные предметы декоративно-прикладного искусства.

Первый зал музея является мемориальным. С согласия родственников в нем выставлены некоторые награды Вадима Юрьевича - от города, области, Русской православной церкви, и даже от двух российских президентов. 


Розовый зал европейского фарфора 

В основном коллекция Орлова представлена изделиями из фарфора — более двух с половиной тысяч единиц хранения. Именно поэтому ему посвящены сразу несколько залов музея. Первый — розовый зал европейского фарфора. Здесь представлены статуэтки из Германии и Франции. Европейский фарфор — это фарфор пасторальный, в нем запечатлены любовные сюжеты.


«Если говорить о фарфоровых статуэтках, то, как правило, они не придумываются, а всегда имеют графический первоисточник. Это может быть картина. Как, например, здесь — полотно „Молочница“. Образ очень известный и эксплуатируемый», — рассказала директор музея.

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей


Коллекция русского фарфора Вадима Юрьевича

Следующие несколько залов музея посвящены уже русскому фарфору. При посещении сотрудники музея расскажут вам историю появления фарфора в России, о Франце Гарднере, основавшем первую фарфоровую фабрику в Вербильцах, а также о том, как ему удалось вытеснить европейский и китайский фарфор с российского рынка.

За стеклянными витринами десятки статуэток от известнейших производителей того времени — заводов Гарднера, Сафронова, Попова и Кузнецова. Вы узнаете обо всех уникальных предприятиях фарфорового производства, которые когда-либо существовали на территории России, а также про фаянс — «фарфор для бедных».

Поведают гостям музея и о том, как предметы украшения стали приобретать функциональное значение. Например, особую популярность приобрели различные масленки, карандашницы, сервизы, вазы и многое другое

«Вышел такой журнал „Волшебный фонарь“ с русскими уличными торговцами. И по образцу этого издания Гарднер делает целую серию жителей города и села. Именно это становится переворотом в истории русского фарфора. В нем, наконец, появляются узнаваемые и привычные типажи и сюжеты», — объяснила Анна Орлова.


Некоторым экспонатам музея более двухсот лет. Их никто не улучшал и не обновлял. Здесь они представлены именно в том виде, в котором были первоначально, лишь немногие отреставрированы.

«Я думаю, что причиной коллекционирования Вадима Юрьевича все-таки была его глубокая любовь к России», — поделилась Анна Орлова, подходя к стендам, где расположены статуэтки из серии «Народов России».

Одной из интереснейших частей коллекции Орлова является фарфоровая серия «Народы России». В 1862 году этнограф-географ Ф. Х. Паули, объездив всю территорию Российской Империи, составил атлас «Этнографическое описание народов России». По его мотивам в 1870-1930 годах Гарднер выпустил серию фарфоровых статуэток, в которую входили фигурки татар, калмыков, цыган, курдов и многих других народностей.


К сожалению, архив Гарднера сгорел, и в настоящее время не осталось никаких данных о том, сколько фигурок включала в себя данная серия. Собранная Орловым коллекция является настоящей гордостью музея, так как считается самой большой из частных и насчитывает 44 статуэтки.

И все же главным экспонатом музея считается сам дом, имеющий более чем трёхсотлетнюю историю. Очень интересной и удачной задумкой Орлова было сделать окна в полу при перепланировке здания под музей. Ему хотелось, чтобы посетителям открывался вид на сводчатые потолки подвала дома. Таким образом, каждый желающий теперь может полюбоваться уникальной архитектурой XVII века и в прямом смысле заглянуть в историю.

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

Коллекция Орлова позволяет гостям совершить путешествие по страницам истории параллельно с перемещением по залам музея. Рассматривая экспонаты, можно проследить за тем, как менялось качество декоративно-прикладного искусства, а также умонастроение и идеология страны.

Онлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачейОнлайн экскурсия: Музей Орлова и Дом общества врачей

«Это панно выполнено к 20-летию Октябрьской революции. Такие вещи, как правило, делались по госзаказу или к памятным датам. Во всем декоративно-прикладном искусстве того времени речь шла не о красоте, а о необходимости продвижения идей труда и продолжении дела партии», — объяснила директор музея.


Коллекция чугуна уральских литейных заводов

Если фарфор уместно назвать «женской» коллекцией, то коллекция изделий из чугуна, расположенная в подвале музея, по праву может считаться «мужской». В нескольких залах представлены разнообразные фигуры коней, военных, охотников и многие другие. Женщин в этом зале заворожит своей красотой кованая чугунная мебель.



Выставка «Ложкоредкости»

В настоящий момент в музее Орлова размещена привозная выставка «Ложкоредкости» из собрания Музея ложки.

Татьяна Бегунова из Владимира коллекционирует эти предметы с 16-летнего возраста: началось с того, что на день рождения мама подарила ей четыре сувенирные ложки. Сейчас коллекция девушки насчитывает более двадцати тысяч экземпляров из разных материалов и стран.

В коллекцию входят ложки, выполненные по мотивам сказок народов мира, с героями рассказов Чарльза Диккенса, с мультипликационными персонажами и героями кино.


На выставке представлена серия ложек, посвящённая исчезающим голландским ветряным мельницам. Сувениры выполнены для привлечения внимания общества к этой проблеме.

Текст подготовила Ева Геворгян.

6 декабря 2018 - 20:35
Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

В Ярославле 10 декабря в бывшем Доме общества врачей официально откроется музей, где будет представлена частная коллекция изделий из фарфора, чугуна и серебра. «Яркуб» пообщался с директором музея и рассказывает, почему туда стоит сходить.

Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?


История дома

— Пойдемте вниз, я вам сначала покажу подвал, — приглашает директор нового музея Анна Орлова.

История желтого дома с колоннами на Волжской набережной начинается в конце 17 века. Документов с описанием, как он выглядел раньше, не сохранилось. За три века неизменным в доме остался только подвал.

— Тогда в Ярославле жили богатые купцы Рукавишниковы, которые занимались кожей, и они построили этот особняк. Построили так, как раньше всегда строили: кирпичный подвал, а сверху деревянные надстройки, — рассказывает Анна, спускаясь вниз по широкой лестнице.

От Рукавишниковых особняк перешел семье Шапкиных, которые распоряжались им весь 18 век. В 1799 году дом обветшал, и за долги его забрал магистрат Ярославля.

— После этого здесь стали жить чиновники и военные: один, другой — дом приходил в негодность. И в конце 19 века купец-меценат Трунов его выкупил. Сначала хотел организовать тут какую-то купеческую тусовку, но потом сделал лечебницу — это была вторая на то время бесплатная лечебница в России; первая в Петербурге, а вторая у нас. В этом же доме были родильное отделение и акушерские курсы.

Отсюда пошло название — Дом общества врачей. Само общество, по словам Анны, пробыло здесь недолго. После революции, вплоть до 2001 года, здание находилось в ведении областного департамента здравоохранения. Потом больницу закрыли, дом совершенно обветшал, и его отдали Музею истории города Ярославля.

— Естественно, у Музея истории средств на ремонт не было, и дом просто выставили на продажу в 2014 году. К тому моменту он стоял уже без крыши, то есть, практически рушился, — вспоминает Орлова.

Дом купил завод «Ярославский технический углерод». Его директор тогда, Вадим Юрьевич Орлов, решил открыть музей для своей коллекции изделий из фарфора, серебра и чугуна.

Реставрация заняла почти пять лет. Кирпичные своды подвала оставили такими, какими они были, на стенах сохранили нерасшифрованные записи на старославянском языке — теперь это тоже часть экспозиции. 


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

Надписи, рассказала Анна, историки не смогли расшифровать


На верхнем этаже здания, в полу одной из зал, оформили окно, чтобы гости могли рассмотреть вековые своды. Как использовался подвал, точно неизвестно. Скорее всего, это было хранилище: через окна, выходящие на Волгу, могли затаскивать лед для охлаждения продуктов.


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

Своды подвала стали частью экспозиции


Вероятно, раньше вход в здание тоже был со стороны набережной. Теперь же во дворе сконструировали легкую прозрачную пристройку с лифтом для инвалидов и широкой лестницей на верхний этаж.


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

Функциональная пристройка сохранила исторический облик дома


— Это как бы наш вестибюль, — объясняет Анна. — Нужно было сохранить облик дома, но при этом сотворить всю современную инфраструктуру. Поэтому решили делать пристройку.

Коллекция

— Коллекцию Вадим Юрьевич собирал больше 25 лет. Что-то сам разыскивал, что-то ему привозили друзья. Так вышло, что к моменту покупки здания коллекция просто не вмещалась ни в каких домашних и недомашних условиях, — Орлова кивает в сторону десятка больших русских самоваров и еще двух сотен чугунных фигур, расставленных в подвале. — Ну, понимаете, открыть здесь ресторан или бар — банально, а вот открыть музей — это очень серьезное решение, потому что предприятие это никогда не будет доходным.

Коллекция чугуна, как ее называет Анна, «мужская»: кони, наездники, военные, охотники, бюсты. Экспозицию музея делят на три части: фарфор русских и европейских заводов, изделия из серебра — тоже из России и Европы, чугун уральских литейных заводов.


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

Вадим Орлов собирал не только фарфоровую пластику, но и русские самовары


— С названием музея мы решили вообще не париться: просто музей имени Вадима Юрьевича Орлова, потому что это его коллекция. Он, к сожалению, до открытия не дожил, но это его идея, а наше дело — довести теперь ее до конца, — делится директор, заглядывая в полуэтажное помещение между подвалом и верхней анфиладой. — В доме много интересных помещений, и мы не знаем, как они использовались. У нас есть еще каморка, в которой могла быть какая-то постирочная или горничная. Сейчас там лежат еще не расставленные вещи, постепенно будем что-то обновлять в экспозиции.

Когда реставрировали верхний этаж, архитекторы решили вернуть анфиладность и сохранить старые печи, чтобы воссоздать облик купеческого дома. Изразцы с печей остались, восстанавливать их не стали, но то, что есть, покажут на выставке.

В залах анфилады располагается основная часть коллекции — фарфор. Первая зала — мемориальная, в честь Вадима Орлова: на стене висит его портрет, под стеклом — государственные награды. Во второй зале европейский фарфор.


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

В коллекции мало «мимимишных» изделий


— Это фарфор из Франции, Германии. В принципе, тот фарфор, который существовал в мире изначально, который потом уже копировался нашими художниками. Вадим Юрьевич вообще очень скептически относился к данной части коллекции, всем этим мимимишным ангелочкам, цветочкам, бабочкам, детишкам. Но, тем не менее, эта часть коллекции тоже представлена, и она тоже рассказывает об истории фарфора.

Далее идут залы с русским фарфором: изделиями заводов Гарднера, Попова, Сафронова, Кузнецова, Миклашевского. Вадима Юрьевича в русской фарфоровой пластике интересовали народные типажи: купцы, военные, крестьяне, дети, извозчики, пастухи, сбитенщики. Есть и литературные герои. Много «сюжетных» фигур: крестьянка тащит из кабака пьяного мужа, который где-то потерял сапог, озорник заглядывает под юбку бабе, несущей на голове ведро воды, дерутся мальчики, танцуют пары, обедают мужики. У каждой фигурки проработаны лица, видны эмоции — изучать можно часами, улыбается Анна.

— За каждой фигурой есть история: реальная и то, что вы можете сами придумать, разглядывая изделие.

Особая гордость музея — почти полностью собранная серия «Народы России», которая выпускалась фабрикой Гарднера в конце 70-80-х годов 19 века по иллюстрациям к книге ученого-путешественника Густава-Теодора Паули «Этнографическое описание народов России». Всего таких фигур 50, в ярославском музее представлена 41.


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

В коллекции музея серия «Народы России» представлены почти полностью


Следующий зал представляет советский период: фаянс, или, как его называли, «фарфор для бедных».

— Собрание тоже очень колоритное: красивые лица, фактурные сцены. Вот баба покупает свинью, сейчас будут вытаскивать, вот мужики в карты играют, здесь кот забрался в моток ниток, кто-то обедает. Масленки и икорницы в форме спаржи, редьки, тыквы или рыбы.

Рядом агитфарфор: большое блюдо с портретом Сталина, кружки с наставлениями содержать общепит в чистоте, тарелки с женщинами-трактористками. В этом же зале то самое окно, откуда видно своды подвала.


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

Советский агитфарфор


Завершает экскурсию интерьерный зал. Там выставлены мебель, которая окружала людей прошлого века, столовые приборы из серебра, трубки, пепельницы, подставки под украшения, маленькие игровые наборы для детей. Изделия разложены в выдвижных отделениях шкафов — гости смогут сами их открыть и разглядывать ложки, вилки, ножи, солонки, перечницы, дорожные маникюрные наборы, портсигары. Здесь же куколка с поворачивающимся двойным лицом: с одной стороны она спит, а с другой смеется.

— Вадим Юрьевич очень любил рассказывать про свои изделия. И покупал их не для того, чтобы просто в шкафчик поставить, а чтобы людям показать.

О планах

Работы, признается Анна Орлова, еще много. Надо делать информационные этикетки, разрабатывать сайт, раскручивать соцсети, придумывать сувениры, — но музей откроется с тем, что успеет сделать.

— Хотелось бы, чтобы в музей, в первую очередь, приходили ярославцы, потому что коллекция нашего земляка — это все понятно, — рассуждает Орлова. — Но мы не отметаем и туристов, в том числе иностранных. Сейчас еще наработок, экскурсий как таковых нет. Но обзорную экскурсию провести не проблема. Со временем это все сформируется, мы готовы работать.

Коллекция будет интересна и специалистам, потому что в музее есть уникальные вещи.

— Но и обычным посетителям не придется скучать, потому что вещи красивые, и выставлены красиво. Хочется привлечь семьи, чтобы приходили во второй раз, в третий. У нас есть идея открыть детский уголок, проводить мастер-классы: пока папа разглядывает чугун, ребенок может какую-нибудь безделушку слепить.


Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?Частный музей фарфора открылся в Ярославле. Стоит ли идти?

Информационные этикетки пока в планах


Билеты планируют продавать по 300 рублей.

— Такая цена не обидит, я думаю. Мы для людей это делаем, а не для рентабельности — представляете, какая тогда должна быть цена билета. Сами понимаете, какие тут площади: это все мы греем, освещаем, за всем ухаживаем.

Сейчас музей получает поддержку «Техуглерода». После открытия начнется работа на потребителя: например, можно сдавать залу с видом на Волгу и выходом на балкон для свадеб или фотосессий — планов куча, смеется Анна.

— Я так рада, что наконец-то мы все это довели до конца! Потому что были мысли, что вообще никогда не откроемся. Помогать никто никогда не хочет, только если ходишь и лбом бьешь. Если бы открывался какой-нибудь кабак, то открылся бы, наверное, за год. Но нас поддержал завод, его руководство. Теперь ждем всех к нам.

4 декабря 2017 - 09:53
В Рыбинске заработал «Дом фарфора»

С 1 декабря в историческом центре Рыбинска заработал «Дом фарфора». Он дополнил стилевой ансамбль Красной площади не только внешним видом, но и содержанием. 

В Рыбинске заработал «Дом фарфора»

Пресс-служба администрации города Рыбинска уточняет, что магазин-музей расположен в одном из старейших строений гражданской архитектуры города — доме Попова в Преображенском переулке.

В настоящее время для посетителей «Дома фарфора» отрыты два этажа — входная группа и четыре зала. Здесь представлены отечественные марки фарфора: Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербурга, Орехово-Зуевский фарфоровый завод «Дулевский фарфор».

По словам предпринимательницы Светланы Плетневой, сначала появилось желание восстановить историческое здание, идея его наполнения пришла потом.

— Это не просто магазин — это выставка красивых, уютных вещей для каждого дома, — пояснила предприниматель Светлана Плетнева.

У владельца «Дома фарфора» большие планы на будущее магазина. Ориентир взят не только на горожан, но и на туристов. Уже известно, что третий этаж готовят для выставки элитного фарфора, а также планируют выпустить на заказ серию посуды с видами Рыбинска. 

В Рыбинске заработал «Дом фарфора»  В Рыбинске заработал «Дом фарфора» В Рыбинске заработал «Дом фарфора» В Рыбинске заработал «Дом фарфора»

Читайте также: «Александр Шилов: «Не достучался картиной до сердца — все впустую».

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет