Танго
В Международный День аргентинского танго 11 декабря «ЯрКуб» подготовил для читателей интересные факты об этом танце. Экспертом выступил директор ярославской танцевальной школы и преподаватель аргентинского танго Владимир Шумилов.
До сих пор открыт вопрос о родине танго. Спор за право называть себя основоположником танца идет между Аргентиной и Уругваем.
— Взаимоотношения стран-соседей, Аргентины и Уругвая, переживали разные времена. Два государства на разных берегах реки Уругвай были и союзниками, и противниками. Доходило до вооружённых конфликтов. Бесспорно, авторами одного из первых танго «La Morocha» и самого популярного танго «La Cumparsita» были уругвайцы. Аргентинская столица, превосходя уругвайскую по размеру и численности населения, стала средоточием великолепных музыкантов, певцов и легендарных танцоров танго. В результате новое «культурное пространство» соединило два народа, которые имеют много общего: корни, язык, быт. В 2009 году на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО танго внесли в список нематериального культурного наследия человечества именно как совокупность музыки, поэзии, танца и самобытных традиций региона Рио-де-Ла-Плата, — поясняет Владимир Шумилов.
Кадр из фильма «Давайте потанцуем»
Загадки происхождения
По одной из легенд, танго зародилось в конце 19 века в Аргентине, куда стекались эмигранты из Европы в поисках лучшей жизни. Во времена «серебряной лихорадки» они останавливались в портовой зоне Буэнос-Айреса. В подавляющем большинстве приезжими были мужчины. Они придумали не только развлечение на вечер, но и своеобразный язык, способный объединять. Речь идет, конечно же, о танго. Сначала только мужчины танцевали танго. Тем самым они демонстрировали свои физические данные и привлекали представительниц прекрасного пола.
— В традициях многих народов танец рассматривается как состязание в ловкости и изобретательности между танцорами. В одних танцах соперники демонстрируют свои умения по очереди. В других танцуют бок о бок, и такие танцы напоминают схватку. Бывает, что присутствует оружие или предметы, имитирующие его, — рассказывает Владимир Шумилов.
Если говорить о женщинах в танго, то есть такая версия: первыми к танцу присоединились представительницы «древнейшей профессии». Их наряды выглядели броско и вызывающе. Детали костюмов легли в основу классического аргентинского танго-наряда. Например, узкое платье с умопомрачительным разрезом или сетчатые чулки.
Существует мнение, что танго распространили африканские сообщества Буэнос-Айреса. Происхождение слова «танго» приписывают языку нигерийского народа Ибибио, перевод с которого будет звучать следующим образом: «танец под звук барабана».
«Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты»
Кадр из фильма «Держи ритм»
День, посвященный танцу
Впервые аргентинцы отметили День танго в 1978 году. Трудно представить, что за пару лет этот танец «захватит» не только целую страну, но и весь мир. Праздник в честь танго стал международным. Эту заслугу приписывают аргентинскому киноактеру и певцу Карлосу Гарделю — «Королю Танго», который родился 11 декабря. Он буквально «заболел» этим танцем, и привез его с собой во Францию. В Париже устраивали тематические вечеринки, открывали курительные салоны с вывеской «танго», шили одежду и обувь для танцоров. Вслед за Францией «тангомания» проглотила Европу и США.
Ежегодно в Буэнос-Айресе проходит чемпионат мира по танго. В нем участвуют представители разных национальностей. Кроме того, в Буэнос-Айресе в 2007 году установили памятник танго — гигантский бандонеон.
— Танго — это прежде всего музыка, которая в сочетании с поэзией обычно представляет городской романс. Поэтому есть композиторы и поэты танго, а также певцы и оркестры разного количественного и инструментального состава. Жанр родился из традиционной музыки народов Африки, Америки и Европы и сейчас развивается, испытывая влияние современных направлений. Он бережно хранит опыт многих танцоров и музыкантов, но открыт для новых веяний, — считает Владимир Шумилов.
Большую роль в популяризации танго сыграл аргентинский композитор Астор Пьяццола. Он обогатил танго классической полифонией и джазовыми гармониями. Мелодия вырвалась из танцевальных залов на волю, превратившись в серьезную музыку — nuevo tango (новое танго). Стиль, кстати, рассчитан на слушателя, а не на танцора. Мелодии современного аргентинского танго настолько разнообразны, что невозможно отнести их к определенному направлению.
— Вместе с музыкой менялся и танец: от простого по форме и незамысловатого в интерпретации музыки до изысканного по содержанию и виртуозного по хореографии, — добавляет Владимир Шумилов.
Кадр из фильма «Запах женщины»
Праздничная милонга
Милонги — это танцевальные вечера. Их можно проводить хоть каждый день. Танго вписывается в такие спонтанные ежедневные вечеринки, потому что представляет собой импровизацию. Этого нельзя сказать, например, о бальных танцах, которые проходят на подготовленных площадках в рамках правил.
В танго во главе угла стоит полная свобода действий, отсутствие правил, безграничный выбор движений. Для танца важно лишь творческое самовыражение двух партнеров: необходимо чувствовать и слышать друг друга. Контакт между танцорами формируется и на уровне физической активности, и на уровне экспрессии. Аргентинский писатель, поэт и публицист Хорхе Луис Борхес однажды сказал: «Танго — это прямое выражение того, что поэты часто стараются выразить в словах: вера в то, что борьба может быть радостью. Танго дает двум людям ощущение того, что они — одно целое».
«Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты»
Кадр из фильма «Еще одна история о Золушке»
Сами аргентинцы называют танец «прогулкой по танцполу, во время которой мужчина сопровождает женщину». При этом принцип «ведения-следования» для танго не так важен. Инициативу проявляют оба партнера. Однако представительницы прекрасного пола, в большинстве своем, быстрее осваивают танцевальные движения. Важно и то, что этим танцем можно заниматься в любом возрасте и без специальной подготовки. На танцполе правят чувства, причем настолько, что в Аргентине приглашение на танец, высказанное вслух, может быть расценено как оскорбление.
— Мужчина традиционно представляет собой более активное начало. Он приглашает на танец, предлагая комфортное объятие, устанавливает контакт, интерпретацию музыки и конструирует танец в целом, импровизируя, проявляет креативность, постоянно наблюдая за тем, что происходит вокруг. И всё это, в конечном счёте, направлено на то, чтобы доставить удовольствие женщине. Женщина, участвуя в формировании комфортного для обоих объятия, поддерживает контакт, интерпретирует музыку, подчёркивает детали и сохраняет общую идею танца, отзываясь на предложения партнера, — объясняет Владимир Шумилов.
«Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты»
Кадр из фильма «Чикаго»
Какие фильмы о танго посмотреть?
— В художественных фильмах танец в исполнении драматического актёра может быть эмоционально окрашен и подчинён общей идее развития сюжета. Здесь воздействие на зрителя производит не столько правильная танцевальная техника актёра, сколь удачный режиссёрский ход, грамотная операторская работа и умелый монтаж. Это впечатляет и запоминается. Это танго для человека как артиста и зрителя, — заключает Владимир Шумилов.
Стоит смотреть:
— «Уроки танго» (режиссер Салли Поттер) (1998).
— «Танго» (режиссер Карлос Саура) (1998).
— «Танго-бар» (1988).
—«Обнаженное танго» (1996).
—«Давайте потанцуем» (2004).
«Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты» «Танго — роман на три минуты»
Кадр из фильма «Мистер и миссис Смит»
Читайте также: «Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции».
- «Их горящие глаза не сравнятся ни с чем»: учительница ярославской школы о любви к детям и перспективах современного образования
- «Благодаря стримам дети начали усерднее учиться»: молодой педагог рассказал о преподавании современным школьникам
- Ирина Гукасян, и.о. министра лесного хозяйства и природопользования Ярославской области: «„Кислые гудроны“ и „зелёные масла“ надеемся ликвидировать до 2030 года»
- Александр Ольхов, министр инвестиций и промышленности Ярославской области: «Правительство региона готово к любым формам инвестиций и оказанию поддержки»
- От рисунков на полях до менеджера в сфере искусства: большой разговор о творческом пути художника
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса