Речной вокзал
На набережной Ярославля завершают ремонт здания речного вокзала. Строители уже убрали зеленый забор, который стоял там несколько лет.
Застройщик планировал изменить облик здания, но департамент охраны объектов культурного наследия потребовал признать Речной вокзал вновь выявленным памятником архитектуры.
Реконструкция здания на долгое время была остановлена из-за судебных разбирательств между собственником, инвестором и департаментом охраны объектов культурного наследия.
Ранее власти города сообщали, что за счет федерального финансирования в регионе будет увеличено количество водного транспорта и появятся новые причалы вдоль Волги.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
По сообщению департамента, перевозки будут осуществляться по регулярным пригородным маршрутам: из Ярославля — в Константиново, Кузьминское, Новые Ченцы, Сады, Брейтово, из Рыбинска — в Колхозник и Песочное, из поселка Переборы — в Юршино, а также по двум внутренним городским маршрутам с Ярославского речного вокзала — в Толгу и Вакарево.
Уже есть информация, что цена поездки на пригородных маршрутах на расстояние до десяти километров включительно и на городских маршрутах составит 37 рублей, а на расстояние свыше — один километр будет стоить 3,33 рубля.
— Изменение тарифа на 2021 год обусловлено ростом цен на моторное топливо, ремонты и техническое обслуживание судов, требованиями законодательства по обеспечению транспортной безопасности, — пояснила исполняющая обязанности директора регионального департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Мария Сачкова. — Пересмотр тарифов на пассажирские перевозки происходит ежегодно. В этом сезоне они ниже экономически обоснованных затрат перевозчиков.
Причал затопило во время весеннего паводка. Критическое повышение уровня воды в Волге стало причиной нарушения практически всей причальной инфраструктуры ярославского речного порта. Из-за этого в мае и июне к остановке речного маршрута «Толга» пароход подходил носом к берегу.
В ближайшее время покрасят причал и отремонтируют мостовые сооружения. Ярославцы пожаловались на отсутствие боковых стен навеса, которые защищали бы от дождя и ветра, и лавочек. В городской администрации пообещали учесть эти замечания «в ходе дальнейшего восстановления причальной инфраструктуры».
Участок улиц в районе Речного вокзала в Ярославле перекроют на время проведения новогоднего автокарнавала. Об этом сообщили на портале мэрии Ярославля
Речь идет об участках улиц Красный съезд и нижнем ярусе Волжской набережной. Движение перекроют с 13 до 18 часов. Также на указанных участках вводится временное ограничение остановки и стоянки транспортных средств.
Представителя компании «Байтек Машинери», собственника северного корпуса Речного вокзала, не было на заседании профильной комиссии Общественной палаты, несмотря на приглашение. Эксперты заочно сошлись во мнении, что здание вокзала уникально, архитекторы-проектировщики во главе с Тимофеем Садовским удостоены за этот проект Государственной премии РСФСР, наследники Садовского не давали согласия на внесение изменений в проект — значит, реконструкция повлечет нарушение авторских прав.
В сентябре 2018 года северный корпус комплекса Речного вокзала внесли в список выявленных объектов культурного наследия.
«Для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы», — отметил глава департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев.
«Обсудив сложившуюся ситуацию, члены Общественной палаты приняли решение обратиться в правительство Ярославской области с предложением инициировать со стороны органов власти региона необходимую экспертизу и спасти комплекс зданий речного вокзала от незаконной реконструкции», — сообщила пресс-служба Общественной палаты по итогам заседания комиссии.
Эксперты указали на то, что внутренние помещения собственник волен использовать по любому назначению, не нарушая законодательство.
• «Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала
• Собственника здания Речного вокзала оштрафовали на 100 тысяч рублей
• Александр Филяев о реконструкции Речного вокзала: «Необходимо сохранить стилистику фасадов»
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
«Собственник пытался оспорить статус памятника в суде. Однако арбитражный суд Ярославской области признал законным включение здания Речного вокзала в перечень выявленных объектов культурного наследия, — отметил Александр Филяев. — В данной ситуации необходимо прийти к компромиссному решению, сохранив саму стилистику неоконструктивизма фасадов и дав возможность собственнику внутри здания сделать так, как ему удобно».
Член общественного совета при департаменте охраны объектов культурного наследия архитектор Андрей Кремнев обратил внимание на то, как тактично Речной вокзал вписан в панораму Волжской набережной Ярославля.
«Пропорции и пластика оригинального проекта Речного вокзала, созданного Тимофеем Садовским в 1972 году, не утратили актуальности и достойны сохранения. Замена отдельных элементов здания должна носить реставрационный, а не революционный характер. Искажение пропорций и габаритов комплекса, подмена материалов являются нарушением авторских прав архитектора и прав граждан на архитектурное наследие», — поделился мнением Кремнев.
Ранее собственника здания вокзала — «Байтек Машинери» — оштрафовали на 100 тысяч рублей из-за «невыполнения предписания регионального департамента охраны объектов культурного наследия о разработке проекта приспособления здания, которое имеет статус выявленного объекта культурного наследия».
• «Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала
По данным «Ярославского региона», штрафы наложены из-за «невыполнения предписания регионального департамента охраны объектов культурного наследия о разработке проекта приспособления здания, которое имеет статус выявленного объекта культурного наследия».
• «Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала
В октябре 2018 года на сайте регионального департамента охраны объектов культурного наследия появился приказ, где написано: «Включить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, „Северный корпус комплекса Речного вокзала“... в перечень выявленных объектов культурного наследия Ярославской области».
Когда документ был подписан, ярославские градозащитники заявили о победе и торжестве справедливости. Фактически приказ, по их мнению, должен приостановить реконструкцию здания Речного вокзала — работы еще летом начал новый собственник, компания «Байтек Машинери».
Пока фасад Речного оставался неизменным, рабочим никто не препятствовал, однако когда со стены начали сбрасывать буквы, специалисты забеспокоились. Они написали прокурору и губернатору письмо с требованием «принять исчерпывающие меры по приостановке неправомерных работ, а также по понуждению владельца здания к исполнению законодательства в области архитектурной деятельности и охраны авторского права». Уважаемые и известные эксперты попросили также «остановить противозаконную деятельность владельца здания и применить к нему необходимые меры, обеспечивающие соблюдение законности».
Ответа на письмо не пришлось долго ждать. Но он пришел не от тех, кому послание было адресовано, а от директора компании «Байтек Машинери» Сергея Пахневича. Причем Пахневич озвучил позицию в эфире на радио. Далее последовали публикации в ярославских изданиях — менеджер утверждал, что о глобальной реконструкции речи не идет, а фасад перекладывают, потому что из-за состояния объекта часть кирпичей отваливается. Вскользь было сказано об «изменении фасадной группы и увеличении площади остекления».
Далее Сергей Пахневич заявил журналистам, что на него давят, не дают работать, пишут заявления в полицию. И никто не хочет понять, что проект реконструкции готов, а на материалы и начало работ потратили десятки миллионов рублей.
«Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала
Собственно, противостояние «Байтек Машинери» и градозащитников обусловлено именно эскизным проектом. С точки зрения экспертов, на картинке фактически новый объект. Здание архитектора Тимофея Садовского, которое было удостоено государственной премии, трансформируется в стеклянный прямоугольник, который вечером подсвечивается. Известно, что глава регионального департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев, увидев проект, не сдержал эмоций и выдал нелицеприятную характеристику. Это обидело собственника.
«Байтек Машинери» через суд пыталось оспорить приказ о включении Речного вокзала в число выявленных объектов культурного наследия и проведение внеплановой проверки, но арбитраж встал на сторону власти. Логично предположить, что после вердикта суда реконструкция должна остановиться. Однако этого не произошло.
Вместе с экспертом по проведению историко-культурной экспертизы, кандидатом искусствоведения, членом научно-методического совета при областном департаменте охраны объектов культурного наследия Марией Стовичек «Яркуб» осмотрел северный корпус Речного вокзала 22 апреля.
Первое, что увидели — забор, огораживающий здание по периметру. Он не исчез. И неслучайно: работы идут полным ходом. Строители сверлят, долбят, что-то выносят.
«Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала
Напротив забора установлен огромный плакат, на котором представлено то, каким в будущем Речной видит собственник. Тут же призыв голосовать за проект в соцсетях — «Байтек Машинери» надеется, что голоса пользователей заставят власть смягчить позицию.
«Что мы сегодня с вами видим? Мы видим, что фасады здания слева, где остался кинотеатр, иначе покрашены. Они стали темнее, но это обратимо, — начала объяснять Мария Стовичек. — Один день с кисточкой, и все вернется к первоначальному облику. Но реконструкция, которую мы наблюдаем, будет необратима. Собственник, затеяв в интернете обсуждение проекта и голосование, пытается сделать все по-своему, а не по закону. На эскизе, за который предлагается голосовать, показан только западный фасад с разных ракурсов и спрятана реконструкция восточного, уже искаженного фасада. А здание — не декорация, у него не один фасад. То есть, организатор голосования лукавит. Или это тест на внимательного зрителя?»
Стовичек настаивает: по закону об архитектурной деятельности и с учетом того, что здание находится в буферной зоне ЮНЕСКО, его запрещено перестраивать таким образом, тем более искажать первоначальный облик.
«Собственник здания сегодня хочет выглядеть в глазах горожан героем, он уже заявлял о том, что приобрел чуть ли не руины старого недостроя, которые, не щадя живота своего, начинает приводить в божеский вид. Создается впечатление, что человек хочет сделать из сарая Эрмитаж. Но тут появляются злые градозащитники, вставляющие палки в колеса. Я в том числе», — продолжила Стовичек. И добавила: «На самом деле, это не так».
Эксперт осмелилась заметить: «Сергей Пахневич изначально нарушил законодательство, надеясь, что это сойдет с рук. Более того, он надеется, что ему не придет судебное решение о демонтаже возведенных стен. Обратите внимание, как он ведет диалог с властью и общественностью. Исключительно с позиции силы, сходу предупреждая о том, что либо на этом месте будет очередной долгострой — вторая гостиница „Чайка“, либо только сделанный компанией проект».
Стовичек не в восторге от эскиза реконструкции — «напоминает деревенскую дискотеку: цветные лампочки и немного модного узора».
«А ведь здание Речного вокзала — один из редчайших примеров великолепной модернистской постройки! Существовавший облик вокзала с четкой геометрией консолей, чуть подкошенных снизу, и заглублёнными стенами позволял ему быть проницаемым. Здание не подавляло ландшафт, пропуская взгляд насквозь, не давило и смотревшего на него человека — при взгляде на него не создавалось ощущения тяжелой архитектурной массы. Поэтому для меня совершенно очевидно: не надо его улучшать, тем более акцентируя архитектурную массу. Ремонтировать — да, поддерживать — да, осуществлять инженерное обслуживание — пожалуйста. Эксплуатировать в существующем виде — естественно! Но не надо его перестраивать и выносить стену на первый план, убивая „воздух“ постройки», — выразила мнение Мария.
Специалист поделилась вопросом, который хотела бы задать Сергею Пахневичу: есть ли в «Байтек Машинери» юридическая служба. А если есть, то почему юристы не предупредили об ограничениях и запретах, связанных с приобретенным зданием. «Бывший главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович напоминает об этом постоянно. Создается впечатление, что господин Пахневич не слышит. Он уже исказил фасад, который обращен к Волге, видно, как здание выдвигается и „напирает“ на зрителя, отсекая перспективу реки».
Градозащитники согласны с позицией Стовичек, однако признают — пока власть не принимает действенных мер, чтобы сохранить объект.
«Почему вообще такое стало возможным? Думаю, потому что в Ярославле с 2008 года не было главного архитектора, он появился недавно, — прокомментировал Аркадий Бобович. — Вопросами охраны выявленных памятников, работой с собственником никто не занимался, разрушили существовавшую ранее систему. Только сейчас ее начинают потихоньку восстанавливать. Что касается здания Речного вокзала, мое мнение здесь однозначно — ему надо вернуть первоначальный вид».
Тем временем, пока экспертное сообщество выражает позицию, а чиновники занимаются документами, северная часть Речного вокзала постепенно утрачивает первозданный вид.
«Типичный Ярославль» представил «масштабный народный опрос ярославцев» по поводу реконструкции Речного вокзала как собственную идею и выразили уверенность в том, что «голоса не останутся без внимания и в итоге власти примут правильное решение».
К форме для голосования прилагается пояснение намерений собственника. Так, утверждается, что объект достался инвестору сильно обветшавшим, со стенами, которые начали рушиться. «Предполагалось, что несущее строение вокзала не изменится, а с помощью новых стеклопакетов и современного освещения будет подчеркнута стилистика архитектурного сооружения», — говорится в посте.
В качестве аргумента против позиции градозащитников о сохранении исконного облика здания проведена аналогия с недостроенной гостиницей «Чайка», которая годами «мозолила глаза ярославцам».
Напомним, директор компании «Байтек Машинери» Сергей Пахневич в эфире радио «Эхо Москвы — Ярославль» 8 апреля тоже сравнивал Речной вокзал с «Чайкой» и анонсировал намерение вынести проект реконструкции на «обсуждение города».
«Байтек Машинери» в сентябре 2018 года начали реконструкцию объекта, где планируется разместить офисы компании. Ярославские градозащитники заволновались: за проект вокзала, построенного в 1972 году, коллектив архитекторов во главе с Тимофеем Садовским получил Государственную премию. Это автоматически защищает здание от произвольного изменения облика без согласия авторов или их наследников.
Департамент охраны объектов культурного наследия нашел собственника и пригласил его на методический совет 28 сентября. Александр Филяев, увидев эскизы проекта реконструкции, нашел их неприемлемыми. В итоге чиновники решили срочно включить Речной вокзал в число выявленных объектов культурного наследия, тем самым помешав «Байтек Машинери» изменять его облик. Позже департамент рекомендовал срочно восстановить демонтированные элементы фасада Речного вокзала, кровлю и окна. Компания оспорила включение здания в число выявленных объектов культурного наследия и проиграла в суде.
Сергей Пахневич, говоря о том, в какой ситуации оказалась компания, отметил: «Перспектива у нас простая. Любые действия, которые мы будем делать [на объекте], сразу же будут приводить к искам. Иски очень серьезные — до 500 тысяч рублей штрафа. Количество их не ограничено. Очень серьезно все. Нас ждут либо годы простаивания и решения вопроса в судах, оспаривания, памятник или не памятник. Либо [можно] действовать вразрез — очень многие действуют вразрез, а потом попадают на штрафы. И все равно это дешевле и быстрее, чем идти по официальной линии».
«Для нас перспектива очень проста: мы или замораживаемся, или решили, что есть общественность историко-культурной направленности и есть жители города, — продолжил Пахневич. — Мы решили, что вынесем это на обсуждение города в ближайшие недели — запустим возможность проголосовать. Увидим картинки визуализации. Получим голоса, которые, возможно, повлияют на решение правительства области. Стоит ли дальше входить в „Чайку“ (имеется ввиду недострой гостиницы „Чайка“, который снесли спустя годы после заморозки строительства — прим. ред.) или стоит дать нам возможность завершить объект в полном объеме. Мы разговаривали о том, чтобы комплекс привести в порядок».
Напомним, собственник здания Речного вокзала, «Байтек Машинери», в сентябре 2018 года начал реконструкцию объекта, где планируется разместить офисы компании. Ярославские градозащитники заволновались: за проект вокзала, построенного в 1972 году, коллектив архитекторов во главе с Тимофеем Садовским получил Государственную премию. Это автоматически защищает здание от произвольного изменения облика без согласия авторов или их наследников.
Департамент охраны объектов культурного наследия нашел собственника и пригласил его на методический совет 28 сентября. Александр Филяев, увидев эскизы проекта реконструкции, нашел их неприемлемыми. В итоге чиновники решили срочно включить Речной вокзал в число выявленных объектов культурного наследия, тем самым помешав «Байтек Машинери» изменять его облик. Позже департамент рекомендовал срочно восстановить демонтированные элементы фасада Речного вокзала, кровлю и окна. Компания оспорила включение здания в число выявленных объектов культурного наследия и проиграла в суде.