Дом муз
Аркадий и Роман Бобовичи открыли вторую выставку из серии «Неслучившийся Ярославль» в музее современного искусства «Дом муз» 1 октября. «Яркуб» записал авторскую экскурсию Аркадия Бобовича и добавил к рассказу фотографии со стендов, представленных на выставке.
Аркадий и Роман Бобовичи открыли вторую выставку из серии «Неслучившийся Ярославль» в музее современного искусства «Дом муз» 1 октября. «Яркуб» записал авторскую экскурсию Аркадия Бобовича и добавил к рассказу фотографии со стендов, представленных на выставке.
Первая выставка «Неслучившийся Ярославль» прошла в «Доме муз» в начале 2018 года. Аркадий и Роман Бобовичи собрали для нее проекты архитекторов, которые не получилось воплотить в жизнь. Там были роскошные «Московские ворота» возле железнодорожного вокзала на Московском проспекте, киноплекс в Юбилейном парке, проект площади Труда и вариант памятника Ярославу Мудрому — автор показал основателя Ярославля, пронзающего медведицу копьем.
Главные темы второй выставки — освоение пойменной части Которосли от Стрелки до нынешнего «Миллениума», создание главной площади Дзержинского района и размышления над переустройством площади Юности.
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Фрагменты проектов с первой выставки «Неслучившийся Ярославль»
Слово Аркадию Бобовичу
«[Доктор архитектуры, автор книги „Советская архитектура Ярославля: реальность и виртуальность“] Наталья Сапрыкина [на одной из бесед проекта „Городская среда“] рассказывала об очень интересном проекте архитектора Никольского, который во время войны был в Ярославле. Он предлагал городской парк расположить в районе Стрелки».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта Б. Л. Хуторянского, 50-е годы
«В пятидесятые годы Хуторянский, на тот момент еще не главный архитектор Ярославля, выполнил проект парка в пойме Которосли, где Стрелка, наш нынешний остров Даманский и полуостровная часть с центральным стадионом. Причину, по которой этот проект не был реализован, я не знаю, но такой интересный, на мой взгляд, такой архитектурно проработанный проект с парадной анфиладой пространств, раскрывающихся на Которосль. Мне кажется, достаточно привлекательный».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта института Ленгипрогор, 1976 год
«В середине семидесятых годов институт Ленгипрогор делал очередной вариант проекта детальной планировки центра Ярославля. Проект был сделан Ленгипрогором в 1969 году, но институт вновь вернулся к теме. Прорабатывали центральную часть города, которая ограничивалась улицей Победы, улицей Маяковского. Новый мост через Волгу предлагали соорудить в района храмового ансамбля в Коровниках. Вот это все пространство представляло собой центр Ярославля — не то, что мы привыкли видеть. Центр огромного города, где очень красивые перспективы, которые открывались в Тверицкой части с раскрытием на пространство, допустим, Стрелки, на Советскую площадь, на Первомайский бульвар. Композиционно интересный проект».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта института Ленгипрогор, 1976 год. Предполагаемый мост через Волгу и остров с высотками в районе Московского проспекта
«Грандиозная идея — намыть полуостров в районе Московского проспекта и создать на нем административный центр с высотными зданиями. Вот такой крупный проект с двумя подвариантами. В 1976 году в январе он был утвержден. Макет долго стоял в Горисполкоме, потом висел в архитектурном управлении. Гигантский макет. Я пришел работать в 1977 году в мае — никто уже не говорил о реализации этого проекта. Он был слишком, наверное, для того времени неподъемный. И просто украшал Горисполком».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из учебного проекта Аркадия Бобовича, 1979 год
«Так получилось, что в 1978 году меня отправили в МАРХИ на факультет повышения квалификации. Надо было делать выпускную работу, и я взялся за тему „Парк в пойме Которосли“. В принципе, парковая территория в пойме Которосли подразумевалась и генеральными планами того времени, и проектами детальной планировки. Конечно, большой проект реализовать, наверное, было невозможно, и он сделан более реалистичным. Но все равно это учебная работа».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из учебного проекта Аркадия Бобовича, 1979 год. Детали
«Предлагалось парк насытить объектами культуры, спорта, образования. В частности, важным элементом транспортной системы был мост в створе улице Победы. Получалось, что Которосль вся пересечена мостами. Мост в парке — это, конечно, препятствие. Идеей проекта было с двух сторон от моста разместить сооружения, к которым можно было подъехать со стороны транспортной магистрали и подойти из парка. Есть здесь главный концертный зал — и так уж получилось, что „Миллениум“ как раз на этом месте расположен. Хотя, я думаю, что, когда его размещали, это не принималось во внимание. Выпускная работа была сделана, я показал ее Эдуарду Ивановичу Хидирову, тогда главному архитектору, заместителем которого я был. Он показал Николаю Яблокову, председателю Горисполкома. Они загорелись идеей парка и заказали уже реальный проект».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта института ЦНИИП градостроительства, 1982 год
«Проектом занимался институт ЦНИИП градостроительства. И кое-какие мои идеи перешагнули в этот проект, поэтому я оказался в числе авторов. Конечно, работали большим коллективом. И наши архитекторы принимали участие, в частности, Виктор Федорович Маров. И тема исторического наследия, сохранения исторического наследия прослеживается аккуратно».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Стенды, посвященные проектам преобразования парковой зоны в пойме Которосли
«Вся стена на выставке посвящена парковой зоне в пойме Которосли, потому что уж очень она привлекательна. Уж очень она красива изначально. Желание вписаться в эту среду в каждый исторический момент по-разному проявлялось. Где-то активно, где-то деликатно. Она все время привлекала внимание. Не только архитекторов, но и властей...»
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта туристическо-гостиничного комплекса «Русская деревня» в пойме Которосли Олега Береснева, 1993 год
«В 80-90-е годы в Ярославле появилась французская фирма „Феникс“, которая начала продвигать идею малоэтажных быстросборных домов. Интересы фирмы распространялись и на иные объекты, предложили в пойме Которосли создать туристическо-гостиничный комплекс. Был проведен конкурс проектов. На выставке показан проект-победитель Олега Береснева. Красивый проект. Я все время смотрю на него... Сейчас можно говорить, что мы тут историческую среду как-то разрушили, вторглись в территорию охранной зоны. Тогда это не были столь жесткие требования. Здесь столько красивых идей! Тут и памятник Мельгунову, и восстановление ручья. Столько красивых домов, столько красивых зданий — насколько насыщена территория выставочными объектами, кафе, маленькими гостиничками! На этом месте сейчас парк Тысячелетия. Хорошо, наверное, что это парк. Хорошо, что эта территория не была застроена. Но красота проекта меня до сих пор восхищает».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Эпитафия гостинице «Чайка»
«„Чайка“ — гостиница с интересной историей. В 1974 году ее спроектировал московский институт „Курортпроект“. Это было 16-этажное здание, по тем временам прямоугольное. Да, это профсоюзная гостиница, профсоюзы имели возможность построить. Гостиница для зарубежных туристов, прежде всего. И тогда наша ярославская общественность, в первую очередь, Виктор Федорович Маров, возмутилась тому, что такое очень лаконичное и некрасивое здание появится на Которосли. Строительство уже началось. До 1980 года построить гостиницу не удалось, работы прекратили. В 90-е годы тому же институту „Курортпроект“ заказали переработку проекта с сохранением построенной части. Асадов и Хазанов, в то время молодые архитекторы, занимались этим. Новый проект тоже не пошел в силу того, что началась предперестроечная лихорадка. И денег не выделяли, и интерес пропал. Профсоюзы продали эту гостиницу. Очередной владелец здания решил продолжить строительство. Был проведен конкурс. Победитель — группа архитекторов: Марина Гребенщикова, Василий Гребенщиков, Анна Ждан, Татьяна Петрякова. Идея была в том, чтобы сохранить строение, которое к тому времени простояло без консервации 20 лет и не разрушилось. Сделали комплекс, но он не пошел по ряду причин. Сейчас на месте „Чайки“ будет офисный центр с парковой зоной. Может быть, все получится замечательно».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта концертного зала на Московском проспекте, 1986 год
«Рядом с гостиницей „Чайка“ на территории ближе к Которосли проектировался концертный зал. В 1986 году проект был закончен. Интересная вещь: в начале 80-х годов было принято постановление о запрете строительства общественных зданий с тем, чтобы экономить средства. Было запрещено строить высшие учебные заведения, концертные залы, спортивные комплексы. Последние строили как склады облегченного типа. Строили школу, а на самом деле университет. Все-таки в виде исключения было принято постановление о строительстве в ряде крупных городов концертных залов. У нас филармония небольшая, мы попали в это исключение. Институт ЦНИИЭП имени Мезенцева спроектировал концертный зал. Но наступили 90-е годы, Советский союз канул в вечность, и проект не был реализован. А проект, на мой взгляд, интересный, со скульптурными группами, ярусный».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта конгресс-центра на набережной Которосли, 2007 год
«В канун тысячелетия, когда город задумался о строительстве различных общественных зданий, объявилась австрийская фирма, которая предложила построить конгресс-центр. Архитектор Вальтер Хилдебрандт предложил на месте, где сейчас стоит „Миллениум“, построить такой объект. Австрия. Или Эмираты. Не поймешь, что. Но была такая идея, ее серьезно восприняли... Потом власти поняли, что если мы напротив [церкви] Николы Мокрого построим такое сооружение, это будет не совсем правильно. Проект заблокировали».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта дворца культуры объединения «Лакокраска», 1978 год
Мы говорили о центре, но кроме него в городе занимались развитием и других территорий. Вот, например, огромный, выделенный из состава Ленинского Дзержинский район. У него не было центральной площади. Ее и сейчас нет. Центральная площадь проектировалась на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Панина.
В Дзержинском районе не было ни одного общественного здания. Якорными, как сейчас называют, предприятиями считались Моторный завод и Лакокраска. У Моторного завода свой дворец культуры есть. Естественно, строить второй никто не собирался. Тогда по настоянию Обкома партии Лакокраске было предложено построить свой дворец культуры. Тамара Севбитова проектировала комплекс, проект был готов. Просто не выбили средств в Министерстве. На этом месте сейчас церковь святителя Тихона строится».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта «Высотный дом в Дзержинском районе», 1980 год
«Рядом с дворцом культуры Дзержинского района должен был располагаться экспериментальный 24-этажный жилой дом. Почему экспериментальный? Только что был введен в эксплуатацию Норский завод, который выпускал кирпич высокой прочности. И институт ЦНИИЭП жилища спроектировал высотное здание без каркаса. У нас в стране и Ярославле максимум из кирпича без каркаса строилось 16 этажей. Вот такой дом, многоэтажный, многоплановый, многоуровневый, предполагалось построить на центральной площади в Брагино».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Исторический вид здания на Андропова, 27/Трефолева, 19
«Здание на пересечении улиц Андропова и Трефолева — исторический дом, расселенный, почти разрушенный — фирма „Феникс“ предлагала превратить в гостиницу „Анна“».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта «Моспроект. Мастерская 19», 1992 год
«Московские архитекторы предложили несколько французский вариант. Не получилось реализовать, и здание стояло в полуразрушенном состоянии. В конце концов его взорвали направленным взрывом и построили фактически заново».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Современное здание, выстроенное по проекту Антонины Мишиной
«Антонина Мишина полностью восстановила первые два этажа, а надстроенные позже третий и четвертый обогатила. Здание получилось как компромисс между тем, что не удалось сохранить, и тем, чтобы построить новое».
Проекты нового корпуса художественного училища, 1 и 2 места, 1995 год
«Художественное училище на Большой Федоровской знаменитое, выпустившее многих известных художников. Площадей у него недостаточно. В середине девяностых директор обратился с предложением построить дополнительное здание с учебными помещениями и даже небольшим общежитием. Вот два проекта, трудно было определить, какой займет первое место, а какой второе. Идея у них практически одна: замечательный внутренний дворик, где студенты могли бы отдыхать или проводить какие-то работы, пленэр. Первое место все-таки было отдано Дмитрию Бурлакову и Григорию Дайнову. Второе — Ольге Мазановой и Татьяне Аракеловой. Бился-бился директор с тем, чтобы пробить финансирование, но не добился. Теперь это место застроено. Рядом страшненькое офисное здание, Пенсионный фонд».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта молодежного центра на Республиканской, 1995 год
«Уже в постсоветское время появился инвестор, который захотел рядом с кинотеатром „Родина“ построить молодежный центр. Василий Гребенщиков и Галина Гребенщикова сделали очень интересный проект. Его намечали построить, но потом заказчик понял, что с танцевального зала ничего не возьмешь. Торговый центр лучше! Появились новые законы, заказчик мог выбирать вид использования земли. И он наплевал на проект, заказал другой. Хотя тот тоже назывался молодежным центром. Теперь это ТЦ „Флагман“, надстроенный на один этаж».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта дворца культуры ЯЗТА на улице Свободы, 1980 год
«Это дворец культуры завода топливной аппаратуры. Архитектор Кузнецова по заданию завода в институте „Гипродвигатель“ получила замечательный заказ, на мой взгляд. Назывался „капремонт и реконструкция старого здания“, от которого осталось две стенки. Дворец культуры практически был построен, решали интерьеры. И все, закончилось наше советское время. Понятно, что завершить проект как здание зрелищное, как объект культуры, уже не было средств. Долго стояло оно пустующим. Началась постепенная перепродажа помещений. Сделали торговый центр „Wenge“, сценическую залу переделали под офисы».
Из проектов квартала на территории ЯЗТА, 2008
«Перед тем, как выбрать проект для квартала, где сейчас по проекту Атаянца строят „Династию“, заказчик, владелец территории, пригласил известных московских архитекторов: мастерскую Лызлова и бюро „Остоженка“. Они сделали три варианта. Но победил Атаянц, который спроектировал в Сочи „Роза-Хутор“. Он в таком сталинском стиле работает, грандиозно выделывает исторические мотивы».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Площадь Юности в 1984 году
«Площадь Юности у нас всегда была на острие важных общественных дискуссий. Построена она по градостроительным проектам детальной планировки центра ранних времен, когда предполагалось, что улица Свободы должна быть расширена. Историческая часть улицы ведь узкая, не рассчитана на такое количество транспорта, что было в 80-е и тем более есть сейчас. Проекты ориентировались на то, что центр будет перестроен, здания укрупнят. Создавалась огромная площадь, которая сама по себе, мне кажется, была продумана. Но она не стыковалась с исторической застройкой. И это противоречие постоянно будоражило общественное мнение. Архитекторы много раз пытались реконструировать площадь с тем, чтобы деликатно вписать ее в историческую среду».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта реконструкции площади Юности Ксении Соколовой и Ольги Мазановой, 1987 год
«Первая идея, которая витала в архитектурных умах и умах общественности, — возвратить ту застройку, которая была снесена на улице Свободы к окончанию строительства ТЮЗа. Институт Гражданпроект провел внутренний конкурс на реконструкцию всей улицы Свободы от площади Волкова до площади Труда. Ольга Мазанова и Ксения Соколова предложили идею восстановить фронт улицы Свободы. Сделать площадь меньше, сделать площадь камерную, площадь, может быть, более уютную, отвернуть ее от улицы и восстановить те здания, которые были утрачены. Сделать пешеходную зону.
Все три варианта реконструкции площади Юности, представленные на выставке, — скорее, инициатива, а не заказ. Идеи, которые возникали, чтобы ситуацию решить более деликатно. Связать несвязуемое в какой-то степени».
Из проекта реконструкции площади Юности, два конкурсных этапа: 1994 и 1996 годы
«В 1994 году появилась организация, которая пожелала построить на площади Юности социально-предпринимательский центр, комплекс выставочных залов. Здесь проект-победитель. Было два этапа конкурса, во второй прошли наши архитекторы Рустам Гарифуллин, Олег Кротов и Виктор Степанов. Центр предполагалось разместить на переднем плане ТЮЗа, со стороны улицы Свободы. А вот в месте, где жилой дом, предлагалось построить детский центр с игровыми залами и художественными мастерскими».
Виртуальная экскурсия по выставке «Неслучившийся Ярославль — 2»
Из проекта реконструкции площади Юности, 2006 год
«В середине нулевых интерес к площади возник вновь. Было сделано два варианта проектов. Здесь показан один вариант, более удачный, где Гарифуллин, Кротов и Ловыгин предложили сделать площадь более локальной, закрыть ее со стороны улицы Свободы зданиями, которые в своих пропорциональных членениях напоминали историческую застройку или обращались к ней более адресно. Но здесь уже не было попытки восстановить облик зданий. Все равно получился бы муляж».
«Это все, — заключил Аркадий Бобович, обойдя выставочные стенды по кругу. — Есть материалы на следующую выставку „Несбывшийся Ярославль 3“. Если ярославцев заинтересует, то можно продолжить эту тему».
На летней площадке «Дома муз» 16 июня откроется выставка восемнадцати работ московских скульпторов. Вход на нее будет свободный.
Ярославцы смогут познакомиться с творчеством Андрея Молчановского, Николая Рындина, Владимира Амадео, Александра Лгунова, Степана Макраусова, Ивана Балашова, Евгении Дубровиной, Дмитрия Астафьева, Вадима Кириллова, Ираиды Маркеловой и Марии Красильниковой. Дом муз планирует провести персональные выставки этих скульпторов в новом сезоне.
Читайте также: «В ярославском музее-заповеднике откроется проект „КИНОЛЕТО 3.0“: изучите расписание летних сеансов в формате open air».
Музей современного искусства «Дом муз» в 2018 году продолжит цикл лекций «Городская среда» о градостроительстве и градоустройстве. Автор проекта — почетный архитектор России, бывший Главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович.
Музей современного искусства «Дом муз» в 2018 году продолжит цикл лекций «Городская среда» о градостроительстве и градоустройстве. Автор проекта — почетный архитектор России, бывший Главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович.
Цикл бесед открыла выставка Аркадия Бобовича «Неслучившийся Ярославль» об архитектурных проектах разных лет, которые никогда не были осуществлены. Встречи проекта «Городская среда» будут идти по средам в 18:30.
Программа лекций
Февраль, 28
18.30
«Идеальный город сквозь столетия». Главный архитектор Ярославля 1986–2008, почетный архитектор России Аркадий Бобович расскажет, как представляли идеальное жизнеустройство мыслители и архитекторы.
Март, 14
18.30
«Архитектурная кухня». Член союза архитекторов России, руководитель"Архитектурного бюро DK» Григорий Дайера откроет, как рождается архитектурный проект.
Март, 21
18.30
«Регулярный план Ярославля». Встреча, посвященная
Март, 28
18.30
«Язык архитектуры». О профессиональном языке расскажет архитектор Марина Бобович.
Апрель, 4
18.30
«Генеральный план Ярославля 1924 года». Как выглядел первый послереволюционный генплан России, расскажет Аркадий Бобович.
Апрель, 11
18.30
«Ярославский альбом архитектора Никольского». Известный советский архитектор Никольский в годы Великой Отечественной был эвакуирован из Ленинграда в Ярославль. Беседу проведет автор монографии «Советская архитектура Ярославля: Реальность и виртуальность» Наталья Сапрыкина.
Апрель, 18
18.30
«Генеральный план Ярославля 1936». О единственном генплане города, в котором особое внимание уделялось архитектурным ансамблям, сообщит Аркадий Бобович.
Апрель, 25
18.30
«Рынок недвижимости как архитектор городской среды». Что делает рынок с городом и можно ли направить его в нужное горожанам русло? Объяснит ярославский архитектор и предприниматель Леонид Поляков.
«Дом муз» работает ежедневно кроме вторника с 11 до 19 часов.
Читайте также: «Ярославское отделение Союза художников разыграет картину Владимира Литвинова».
Музей современного искусства «Дом муз» 14 февраля откроет выставку «Неслучившийся Ярославль». Она расскажет об архитектурных проектах разных лет, которые никогда не были осуществлены. Авторы выставки — Аркадий и Роман Бобович.
В первой половине XX века идеи создания городского пространства были связаны с поиском новых форм и переосмыслением классических приемов архитектуры. Когда разрабатывали первый советский Генеральный план Ярославля, большое внимание уделили символу новой власти — власти трудящихся. Его воплощением в городской среде стала площадь Труда. На выставке зрители проследят, как площадь проектировали с
В Заволжском районе планировали построить пример достижений советской науки — Академию наук СССР по вычислительной технике и системам управления. Строительство «Советского Сколково» заморозили вскоре после его начала в
Отдельно на выставке обозначат проект памятника Ярославу Мудрому. Его планировали установить на Волжской набережной, рядом с
Открытие выставки «Неслучившийся Ярославль» пройдет 14 февраля в 17 часов. «Дом муз» работает ежедневно кроме вторника с 11 до 19 часов.
Читайте также: «В ярославском музее современного искусства откроется выставка скульптора Сергея Мильченко».
Заслуженный художник РФ,
Сергей Мильченко родился в Московской области в 1962 году. Окончил Московскую среднюю художественную школу, затем Харьковский
В большом искусстве Мильченко заявил о себе темой
Скульптор работает с камнем, деревом, стеклом и металлом. Как в станковой, так и в монументальной пластике. Работы хранятся в Третьяковской галерее, в зарубежных коллекциях в США, Франции, Голландии, Англии.
Выставка в музее современного искусство открыта с 30 декабря до марта 2018 года.
Читайте также: «Кто все эти люди?»: гид по новой русской литературе».
- Евгений Чуркин, Министр регионального развития Ярославской области об административной реформе: «У людей не должно быть ощущения, что вообще что-то поменялось. Должно стать даже проще»
- «Русская культура всегда имела, имеет и будет иметь огромный потенциал»: интервью с президентом Ярославского Фонда развития культуры
- Образовательные комплексы в Ярославской области: ответы на главные вопросы
- Ирина Лобода, министр образования Ярославской области: «В школах появились новые предметы, а в колледжах – новые специальности»
- «Я хочу, чтобы Ярославль был счастливым»: активист Артур Стажков о проектах, планах, целях
- «Обед в столовой можно купить даже за сто рублей»: ярославская выпускница рассказала о жизни и учёбе за границей
- «Изменённая реальность, в которой можно почувствовать себя как дома»: ярославский фотохудожник о своём взгляде на фотографию