Дар

21 января 2019 в 17:10
Софья Чапкина-Руга передаст в дар Ярославскому художественному музею четыре гравюры европейских художников

Четыре работы европейских художников-граверов, выполненные с оригиналов европейских живописцев в середине XIX века, искусствовед и коллекционер Софья Чапкина-Руга передаст в дар Ярославскому художественному музею 22 января.

Софья Чапкина-Руга передаст в дар Ярославскому художественному музею четыре гравюры европейских художников

Четыре работы европейских художников-граверов, выполненные с оригиналов европейских живописцев в середине XIX века, искусствовед и коллекционер Софья Чапкина-Руга передаст в дар Ярославскому художественному музею 22 января.

Гравюра столетиями была способом популяризации художественных произведений, позволяющим тиражировать их. Листы, некогда печатавшиеся большими тиражами, ныне стали раритетами.

Полученные в дар гравюры войдут в музейную коллекцию европейского искусства.

«Для нас они актуальны еще и тем, что позволяют дополнить вновь обретенное музеем собрание фарфора „Попугаи“. В каждой из четырех гравюр попугай включается в изображение как часть интерьера», — рассказали в пресс-службе музея.

Софья Чапкина-Руга является партнером Ярославского художественного. Благодаря ей состоялась выставка «Орудие лукавства и притворства. Веера XVIII-XX веков» и была открыта выставка «Волшебный мир Елизаветы Бём».

13 декабря 2017 в 15:40
Фонд виолончелиста Ролдугина подарил Ярославскому художественному музею фламандский натюрморт

Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.

Фонд виолончелиста Ролдугина подарил Ярославскому художественному музею фламандский натюрморт

Фонд «Возрождение традиций», основанный по инициативе Сергея Ролдугина, передал в дар Ярославскому художественному музею работу кисти Йориса ван Сона «Натюрморт с фруктами, чашей и устрицами». Картина дополнит музейную коллекцию полотен, представляющих искусство Голландии XVII века.

На дар от фонда Ролдугина, по словам его генерального директора Евгении Марковой, претендовала сотня музеев. Победителя отбирали в несколько этапов. Оценивали посещаемость, репутацию, музейную команду и статус в музейном сообществе, сотрудники фонда приходили инкогнито. Когда, наконец, Аллу Хатюхину спросили, что Ярославскому художественному музею хотелось бы получить в коллекцию, она сказала: это должно быть произведение зарубежного искусства. Так «роскошный» натюрморт одного из крупнейших мастеров жанра эпохи фламандского барокко стал частью экспозиции музея зарубежного искусства.

«Йорис ван Сон создавал произведения в жанре „роскошного“ натюрморта — это изображение разного рода деликатесов. Здесь мы видим устрицы в окружении плодов, китайскую чашу. Антверпен, где жил художник, был центром международной торговли», — рассказал о значении полотна эксперт, доктор искусствоведения Вадим Садков. Натюрморт отражает эмблематику мышления людей во второй половине XVII века. Прежде всего, обращают на себя внимание лимон — символ двуличия («красивый снаружи и кислый внутри»), устрицы — признанный афродизиак. Садков трактует картину с точки зрения христианства: «Зритель, наслаждаясь жизнью, должен был думать о скором конце. Это воспитание от обратного».

Появление «Роскошных» натюрмортов, как и других светских жанров, кроме портрета, связано с явлением коллекционирования. Натюрморт ван Сона знатная семья могла приобрести для украшения дома. Кстати, до того, как полотно купил фонд «Возрождение традиций», оно находилось в Германии. Работы Йориса ван Сона хранятся в музеях Брюгге, Брюсселя, Кембриджа, Стокгольма, Касселя, Санкт-Петербурга и других городов. До наших дней сохранились 70 картин.

Читайте также«Спор о бороде»: виртуальное путешествие по экспозиции».

26 мая 2017 в 14:48
Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером

26 марта почетный председатель голландского общества коллекционеров господин Ван Райкефорсел передал в дар Ярославскому художественному музею серию акварелей и предметы из архива русского художника Григория Яковлева. Рассказываем, почему это событие важно не только для музея, но и для русского искусства в целом.

Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Спонтанная покупка

Почти тридцать лет назад, в 1990 году, господин Ван Райкефорсел вместе со своим братом был в Москве. Еще в Голландии им посоветовали заглянуть к некоему актиквару, у которого можно найти любопытные вещицы. Будучи любителями искусства, братья не пренебрегли советом. Именно так состоялась их встреча с серией из 78 акварелей и семи предметов из архива (фотографии и письма) Григория Григорьевича Яковлева, офицера русской армии.

— Меня поразило качество коллекции и очень артистичное исполнение, — вспоминает Ван Райкефорсел. — Я увидел, что это был выдающийся художник, до сих пор никому не известный. Купил не я, купил мой брат. Он умер 10 лет назад. Коллекция осталась у меня.

Тот продавец антиквариата ничего не мог рассказать о Григории Яковлеве и о том, откуда к нему попали эти работы. Господин Ван Райкефорсел благодаря архиву смог установить немногое: художник родился в 1891 году в Санкт-Петербурге, в 1916–1918 годах служил в действующей армии, сначала в чине прапорщика, затем подпоручика в пехотных войсках. Был в Виленской, Волынской, Минской и Бессарабской губерниях, участвовал в Брусиловском выступлении. Последнее письма Яковлева брату Вадиму датировано 26 сентября 1920 года. В нем художник, все еще находившийся в армии, пишет о заканчивающемся 29 сентября отпуске. Неизвестно, что с ним случилось в дальнейшем, где и когда он умер.


Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером Вернулись с Первой мировой: акварели ранее неизвестного художника переданы ЯХМ голландским коллекционером


Голландцы в ЯХМ

Сам по себе случай, когда коллекционер передает музею дар, нередкий. Но почему вдруг любитель искусства из Голландии обращается к Ярославскому художественному музею? Оказывается, некогда он вместе со своей группой коллекционеров случайно попал в Ярославль («Случайно», — повторяет Ван Райкефорсел).

— Нас здесь принимали хорошо, принимал директор. Показали все, в том числе и хранилище. До сих пор я помню, как мы сидим в автобусе, а у входа в музей стоят и машут нам директор и трое сотрудников. И качество коллекции произвело на меня впечатление. Поэтому я уверен, что коллекция оказывается в надежных руках, где ей самое место, — говорит Ван Райкефорсел.

Музей принимает дар, понимая, какую работу предстоит провести в ближайшие годы.

— Мы будем изучать коллекцию, стремиться найти другие акварели художника, если они, конечно, сохранились. Может быть, привлечем к этой деятельности коллег. Я думаю, что-то должно остаться, — отмечает заместитель директора музея Алексей Федорчук.

У господина Ван Райкефорсела только одна просьба: получить оцифрованный архив на память и публикации с результатами исследований искусствоведов.

Культурные связи

Четыре фотографии, три письма и 78 акварелей, — вот, что пополнило фонды Ярославского художественного. Рисунки небольшого формата из альбомов и блокнотов отражают жанровые сцены, пейзажи, солдатский быт. Ван Райкефорсел, называя себя любителем, отмечает высокую художественную ценность работ Григория Яковлева. Алексей Федорчук солидарен с такой позицией. Есть первые догадки относительно учебного заведения, где Яковлев получил художественное образование. Стиль письма напоминает тот, что прививается ученикам Строгановского училища. Но, подчеркнем, пока это лишь предположение.

Дар ценен не только этими свойствами. Алексей Федорчук, говоря о ситуации в целом, замечает, что она открывает новые возможности для музея в плане исследования взаимодействия культур:

— В последнее время мы увлечены изучением того, что россиян привлекает в зарубежном искусстве. Сейчас перед нами поле для изучения обратного процесса: что европейцев привлекает в русском искусстве? Ведь тогда, будучи в Москве, братья Райкефорсел что-то отметили для себя в этих акварелях. Что именно для них было важно? Что заставило купить всю коллекцию?

Пока предметы из коллекции останутся в хранилище музея. Сотрудники обещают, что выставка работ рано или поздно состоится. Уже представляем, какими будут заголовки: «Спустя век состоится первая выставка военных зарисовок неизвестного ранее художника Григория Яковлева».

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет