Высшее образование
Президент уточнил, что необходимо найти приложение сил для выпускников ВУЗов в регионах и заниматься подготовкой специалистов, которые будут востребованы, прежде всего, в родном регионе.
«У нас [эта задача] успешно решается. Выстроено взаимодействие технических университетов и предприятий, благодаря которому выпускники полностью готовы к работе на производстве. Организовано целевое обучение для обеспечения лечебных учреждений медперсоналом», — рассказал Миронов.
Также губернатор уточнил, что в области началась работа по созданию регионального научно-образовательный центр, в котором предприятия и университеты смогут взаимодействовать напрямую.
«В процесс включены пять ведущих вузов: ЯрГУ, ЯГТУ, РГАТУ, ЯГПУ и ЯГМА. Промышленники смогут с их помощью проводить научные исследования, разрабатывать инновационные технологические решения. Университеты получат доступ к материально-техническим базам промышленных предприятий, студенты — стажировки и дальнейшее трудоустройство», — отметил глава региона.
О том, к чему и как готовиться, поступая в чешский вуз, «Яркубу» рассказала Марина Котова (фамилия изменена по просьбе героини). В 2018 году ее дочь Лена окончила школу в Ярославле и поехала в Прагу, чтобы стать экономистом.
«Впервые мы приехали в Прагу, когда Лене исполнилось 14 лет. Город ее очаровал, и, стоя на знаменитом Карловом мосту, мы загадали желание — решили непременно вернуться, но уже не как туристы. Дочь призналась, что хочет стать студенткой одного из престижных пражских вузов.
Когда в конце 2014 года рухнул рубль, я подумала, что с мечтой об образовании в Чехии дочери придется расстаться, но потом как-то собралась с силами и решила — будем побеждать! Спустя три года я вновь оказалась в Праге в командировке. В один из дней решила пойти на экскурсию. Вел ее молодой русский парень. Мы разговорились, я выяснила, что он из Екатеринбурга, учится в Карловом университете.
Передо мной был состоявшийся и успешный человек, понимаете, это сразу видно. Мне с молодежью приходится много общаться, поэтому горящие глаза, какую-то внутреннюю уверенность чувствуешь моментально. И я невольно стала сравнивать его с нашими ребятами, выпускниками вузов. Большинству из них сложно приходится, ведь пробиться самому, сделать карьеру сегодня в России, если тебя никто не двигает, невероятно трудно.
Приехав домой, рассказала об этой встрече дочери. Она меня слушала вполуха, потому что к этому времени увлеклась рисованием, занималась в «Перспективе», все неплохо получалось. Но уже через год решила, что это не ее. И пошла учить второй язык — английский.
После десятого класса у меня появилась возможность отправить Лену на языковые курсы в Чехию. Признаюсь, на этот шаг было тяжело пойти — впервые мой ребенок уезжал на месяц в чужую страну один, без взрослых. Был еще один повод для беспокойства — учеба в школе подходила к концу, а дочь так и не определилась, кем хочет быть. Мне очень хотелось, чтобы, пообщавшись со сверстниками, она сделала выбор. Училась Лена средне, гуманитарные предметы давались легко, математика, химия, физика — не очень. Но мы из этого трагедию не делали, решив, что в будущем эти дисциплины ей вряд ли понадобятся. Однако, как позже выяснилось, было ошибочно так считать.
Из Чехии Лена вернулась в приподнятом настроении. Тем летом она, прочитав книгу «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, поняла, кем хочет быть — финансистом. После окончания школы уехала в Прагу поступать на экономический факультет.
Многие думают, что будущим экономистам надо непременно знать математику. Надо. Но не в тех объемах, как тем, кто идет, например, на ИВТ. Экономика — это гуманитарная наука, это логика, это по-другому устроенный мозг.
Пытались ли мы поступить в наш ЯрГУ? Пытались, но на бюджет не поступили. Впрочем, это уже не имело никакого значения, потому что еще в феврале, за четыре месяца до выпускного, мы начали заниматься оформлением учебной визы и выбором языковых курсов. Вариантов, где учить чешский, много, стоимость курсов разная. Мы остановили выбор на государственном университете. Впереди был год учебы.
Здесь поясню: каждый, кто хочет учиться бесплатно в чешском вузе, должен иметь сертификат на уровне B2. Если он есть, экзамен по чешскому сдавать не нужно, но от сдачи вступительных никто не освобождает.
Однако сначала надо доказать, что ты способен учиться в вузе на языке той страны, где ты живешь. А еще пройти нострификацию — подтвердить российский аттестат.
В школах Чехии учатся не 11, а 12 лет, поэтому иностранцам надо доказать, что их уровень подготовки достаточно высокий. Сдавать приходится от трех до пяти предметов. Как правило, сдачу организуют местные школы. Многие делают это уже зимой, через полгода обучения на языковых курсах.
Да, чтобы к экзаменам допустили, нужно иметь выписку из аттестата с указанием количества часов, которое уделялось для изучения каждого предмета в последние три года. Все бумаги обязательно должны быть переведены на чешский и отправлены в Магистрат. Оттуда вы получите письмо, где укажут, какие предметы надо сдавать. Собрать документы — не самое простое дело. Оно требует времени.
Дам совет родителям, которые готовятся отправить ребенка на учебу в Чехию. Убедитесь, что чадо достаточно самостоятельное. Кроме того, учащийся должен быть дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным, целеустремленным. Иначе ничего у него не получится. Многие ребята приезжают в страну, не зная чешского, но свободно владея английским. Это тоже одно из обязательных условий.
Почему многие делают выбор в пользу Чехии, если решаются на обучение за границей? Не скажу, что там всему учат замечательно, но строительные специальности, технические, все, что касается программ биологического, экономического образования, на высоком уровне преподавания. Дипломы местных университетов признает большинство стран. Выпускнику Карлового университета или ВШЭ найти работу несложно. Причем это будет высокооплачиваемая работа. Но для начала надо попасть в вуз.
Теперь откровенно скажу, на чем ломаются будущие абитуриенты. Большинству голову кружит свобода. Ведь за ними никто не присматривает, спать можно до полудня, а потом гулять по городу, в бары... Месяца через три или раньше выясняется, что они отстали и наверстать упущенное практически невозможно. Так что остается только сесть на самолет и вернуться в Россию. Никто не вернет родителям деньги за языковые курсы. В нашем случае это было шесть тысяч евро. Точно такая же судьба ждет нерадивых студентов. Пропускать занятия нельзя. За прогулы без уважительной причины сходу отчисляют. И неважно, учишься ты за деньги или бесплатно.
Когда рассказывают о бесплатном обучении за границей, знайте: его надо еще заслужить. До этого платить придется не только за курсы, но и проживание в общежитии (у нас выходит где-то 12 тысяч рублей в месяц), за питание (300 евро в месяц), за медстраховку (500 долларов в год), у учащегося должна быть при себе депозитная карта с определенной суммой — как правило, не менее четырех тысяч евро. Став студентом государственного вуза, вы не будете платить за учебу, а все остальные статьи расходов останутся.
Пару слов скажу о том, как выглядит студенческое общежитие. Оно вполне комфортабельное. На две комнаты общий санузел, душевая, кухня, в комнате есть балкон. Продукты в Праге стоят либо как у нас в Ярославле, либо дешевле. Проблем со связью нет — везде Wi-Fi.
Как я говорила, школьный аттестат в Чехии нужно подтвердить. Процедура нострификации — первое серьезное испытание для абитуриента. С нами злую шутку в прямом смысле этого слова сыграло профильное обучение. После окончания девятого Лена пошла в гуманитарный класс. Многие предметы естественнонаучного цикла изучали шапочно, часов на них отводили мало, делая упор на историю, обществознание, литературу. Так вот, когда дочь получила перечень экзаменов, которые надо сдавать, мы обе были готовы расплакаться — там значились химия, биология и география. Никого не волновало, что девочка пойдет на факультет, где ей эти предметы не понадобятся. Короче, все это напоминало мне лотерею, в которой ты можешь вытянуть не совсем тот билет.
Времени на то, чтобы лить слезы, не было вообще. Надо было готовиться к экзаменам и усиленно учить чешский. Лена все сдала успешно. В начале лета пришла пора сдавать вступительные в вуз.
Здесь все просто: чтобы учиться бесплатно, надо набрать нужное количество баллов по двум-трем предметам. Как правило, это математика, английский и профильная дисциплина. Получилось так, что Лена прекрасно сдала математику и английский, а профильный не очень хорошо. Из-за этого она не поступила в первый вуз.
Сейчас дочь будет делать еще несколько попыток. Понятно, что допускают до экзаменов только тех, кто прошел нострификацию и имеет сертификат о сдаче чешского. Последний можно получить на экзамене в вузе.
Меня наши ребята часто спрашивают, можно ли поработать в Праге, чтобы облегчить родительские траты. Поработать можно. Моя дочь и ее подруги успевали — работали в ресторанах, магазинах, кафе. За четыре смены получали по 100-130 евро.
Подводя итоги, скажу главное: за минувший год моя дочь многого добилась. Она научилась жить в чужой стране, сдала экзамены и подтвердила аттестат, научилась зарабатывать деньги. Я верю, что она станет студенткой.
Раньше мы с друзьями долго спорили, зачем маленькой Чехии иностранные студенты. А потом поняли — страна выберет лучших. Но самые успешные уедут дальше — в Германию, Великобританию, США. Понятно, что в Чехии никто не занимается филантропией. Образовательные проекты приносят стране хорошие деньги. Многие университеты готовы учить иностранцев и на английском языке, правда, не бесплатно. Россияне идут на такой шаг, потому что учиться в Чехии дешевле, чем в Москве. К тому что подтверждать диплом не нужно, а значит, не будет проблем с будущей работой».
По последним данным ЮНЕСКО, за рубежом обучаются 56,3 тысяч россиян, что составляет около 1% от общего числа студентов в России (порядка 5,5 миллиона человек). Этот показатель демонстрирует постоянный рост: в середине 1990-х годов за границей обучались 13 тысяч российских студентов, к 2007 году цифра выросла до 37 тысяч, а в 2013 году достигла отметки 50,6 тысяч.
Больше всего граждан России учится в Германии — в 2015 году таковых было 9,9 тысяч человек, а по статистике Германской службы академических обменов (DAAD) — 11,5 тысяч.
На втором месте по популярности у абитуриентов из России Чехия, где учатся 5,3 тысяч россиян, на третьем — США с 5,2 тысячами человек. В 2013 году США были на втором месте, а Чехия — на пятом.
По данным американского The Institute of International Education, в 2016 — 2017 учебном году число россиян, обучающихся в США, составило 5,4 тысяч человек.
Для талантливых ребят из Ярославля и области впервые запущена система подготовительных онлайн-курсов и заочных предварительных вступительных испытаний в легендарный вуз, где учились Чулпан Хаматова, Александр Абдулов, Валерий Золотухин, Алла Пугачева, Дмитрий Певцов, Андрей Звягинцев. МТС и Российский институт театрального искусства ГИТИС подписали соглашение о сотрудничестве по внедрению цифровых технологий в области образования, культуры и искусства.
Школьники могут прямо из дома в режиме онлайн проходить подготовку к поступлению в крупнейший театральный вуз Европы. На сайте проекта pokolenie.mts.ru запущены курсы для абитуриентов вуза. Их специально разработали педагоги ГИТИСа по разным направлениям театрального искусства.
Любой может принять участие в театральном онлайн-конкурсе, который станет базой для прохождения первого тура творческого прослушивания. Нужно снять на видео басню, стихотворение, песню или отрывок из прозы в собственном исполнении и до 31 мая загрузить его на сайт проекта МТС.
Педагоги ГИТИСа посмотрят все полученные видео. Лучшим будет зачтено прохождение первого тура вступительных экзаменов на актерский факультет, факультет музыкального театра или факультет эстрады и предложено очное участие во втором туре прослушиваний. По решению жюри конкурса также будет выбран один победитель, который в дополнение к творческому зачету получит поездку в Москву с персональной экскурсией по ГИТИСу и посещением спектакля в Учебном театре, которые организует МТС.
— Талантливые дети не всегда рождаются в Москве, очень часто воспитываются в не самых обеспеченных семьях. Не все родители готовы оплачивать своим детям поездку в Москву, чтобы те попытали счастье и попробовали поступить в ГИТИС. Поэтому я искренне признателен проекту «Поколение М», с которыми вместе мы делаем в этом году ещё один шаг вперёд, чтобы возможности наших абитуриентов были равными независимо от того, где кто родился и вырос, — рассказал ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
Что такое «Поколение М»?
«Поколение М» – комплексная благотворительная программа, инициированная и реализуемая компанией МТС в партнерстве с ведущими творческими объединениями, федеральными и региональными органами власти, бизнес-корпорациями при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Проект объединяет идею развития творческих способностей детей из регионов России и помощь в лечении тяжелобольных ребят. На виртуальных творческих площадках проекта — сайте pokolenie.mts.ru, в группе в «ВКонтакте» и на странице в Instagram — дети со всей страны могут проявить таланты, участвуя в конкурсах, онлайн мастер-классах и интерактивных упражнениях от российских звезд по разным направлениям.
Администрация Переславля-Залесского за долги забирает здание университета имени Айламазяна. Из-за решения городской власти вуз вынужден прекратить работу посреди учебного года.
Администрация Переславля-Залесского за долги забирает здание университета имени Айламазяна. Из-за решения городской власти вуз вынужден прекратить работу посреди учебного года.
В последние годы учебное заведение испытывало проблемы с деньгами и набором студентов. Ситуация усугубилась после того, как в апреле 2017 года Рособрнадзор лишил университет государственной аккредитации. По этой причине приема на первый курс минувшим летом не было, существенно сократилось финансирование.
«Отсутствие аккредитации не позволяет нам обеспечить выпуск студентов с государственным дипломом. Лицензионную проверку мы прошли с небольшими замечаниями, право на осуществление образовательной деятельности у университета сохранено, — сообщил на совещании по проблеме вуза первый проректор Университета города Переславля имени Айламазяна Сергей Амелькин. — На данный момент у нас всего около 30 студентов на трёх направлениях второго, третьего и четвертого курсов. На первый курс в этом году набора не было. Финансовое состояние университета за последние два года тяжёлое из-за очень маленького набора, поэтому у нас накопился большой долг перед ЖКХ города и налоговой службой, в результате чего наш счёт арестован».
Вуз задолжал 1,3 млн рублей за жилищно-коммунальные услуги. Мэрия не стала терпеть должника в принадлежащем городу здании и продлять договор безвозмездного пользования, срок действия которого истекает 1 декабря. Спустя пять дней после этой даты преподаватели и студенты должны будут покинуть аудитории.
«Требование администрации вернуть здания совершенно нормальное и законное. Но если мы это сделаем, то потеряем возможность осуществлять обучение, так как наша лицензия подразумевает проведение обучения только по тем адресам, которые у нас прописаны в лицензии», - сказал Сергей Амелькин.
В настоящее время руководство вуза ведет переговоры о переводе студентов в другие заведения, а его учредители решают вопрос ликвидации.
В 2018 года ЯГПУ им.
В 2016 году Ярославский педагогический университет заключил соглашение о сотрудничестве с
В будущем стороны проведут серию совместных научных исследований и учредят научный журнал.
Читайте также: «ЯрГУ впервые выдал дипломы
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
Ярославский государственный университет выдел 16 аспирантам дипломы об окончании обучения. Выпускникам присвоили квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь.
Как сообщила проректор по учебной работе Ирина Кузнецова, ранее аспиранты получали справки.
Присвоенная выпускникам квалификация позволит продолжить научную карьеру и вести преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях.
— Безусловно, обучение в аспирантуре по новым правилам сохранило традиции предыдущего этапа, связанные с подготовкой аспирантом диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, — объяснила выпускница аспирантуры юридического факультета Снежана Симонова. — С другой стороны, подготовка диссертации перестала рассматриваться как единственная цель молодого ученого: за время обучения в аспирантуре я, как и мои коллеги, приобрела компетенции в области педагогической деятельности: навыки вучебно-методической работе, ведении аудиторных занятий и научной практики. Квалификация«преподаватель-исследователь» отражает содержание нашей подготовки в течение последних трех лет. При этом очень хотелось бы надеяться, что в условиях отсутствия четкого понимания в нашем государстве самодостаточности аспирантуры как третьей ступени обучения наш диплом станет залогом широких возможностей для роста в образовательной и научной среде. С другой стороны, представляется, что квалификация исследователя подтверждается не только в рамках государственной аттестации аспиранта в вузе, но и посредством защиты диссертации как основного ориентира нашей работы. В этом смысле выдача дипломов не должна принижать в глазах выпускников аспирантуры ценность присвоения ученой степени — скорее это этап на пути к более значимой цели.
Согласно новым образовательным стандартам, защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук не является конечной целью аспирантов.
Читайте также: «Ярославской области выделили более 136 миллионов рублей на поддержку социальных учреждений».