Жизнь — в деревне!
Лето — пора отпусков и путешествий. Кто-то предпочитает проводить это время на море или отправляется в горы, а кто-то выбирает отдых в деревне. Там, вдали от города и суеты, можно насладиться природой, свежим воздухом и спокойствием.
В последние тёплые мгновения этого прекрасного времени года, когда отпуска заканчиваются, корреспондент «Яркуба» прогулялся по отдалённым деревням и сёлам Первомайского района.
Этим фоторепортажем мы завершаем серию материалов о жизни в деревне и работе на ферме. В кадре — красивейшая природа ярославской глубинки и сельские мотивы.
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
На полях встречается старенькая сельскохозяйственная техника. Комбайн «Нива»
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
Ржавая кабина и брёвна на дрова. Такой пейзаж на отшибе села Менчаково
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
Вот и работающая техника. Трактор заготавливает свежую траву на корм овцам
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
Вернулись с полей
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
От техники переходим к природе. Яркая калина украсит любой двор в деревне!
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
Утром ещё виднеется луна. Так близко, что можно рассмотреть моря и кратеры
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
Перед вами Голубянка икар. У этих бабочек очень редкий для насекомых голубой цвет крыльев
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
А какая деревня без ласточек?
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
Теперь можно отправиться на речку. На фото — Ухтома, приток Согожи
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
Старая плотина
Лето в деревне: солнечный фоторепортаж из села в Ярославской области
В некоторых местах река очень мелкая. Метров сто можно спокойно пройти — воды по колено
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Вот уже неделю корреспондент «Яркуба» осваивает сельский образ жизни и пишет для специальной рубрики «Жизнь — в деревне!». Он уже рассказал о работе пастуха, уходе за овцами и буднях на ферме.
Наступила пора немного отдохнуть, поэтому наш журналист посетил праздничное мероприятие — день посёлка в Пречистом. Как это было, читайте в репортаже.
Народный праздник на селе: Пречистое отметило День рождения
В этом году центр Первомайского района — посёлок Пречистое — отметил 346-й День рождения, а самому району исполнилось 95 лет.
Историческая справка
Первомайский район был образован в 1929 году. В него вошли части Пошехоно-Володарского и Даниловского уездов. В 1963 году Первомайский район был ликвидирован, однако уже через несколько лет был образован вновь. Пречистое является райцентром с 1971 года.
Конечно, история этих мест началась намного раньше, и издавна территории современного Первомайского района считались «Северными воротами», соединяющими вологодские и ярославские земли.
Так сложилось, что преимущественным занятием первомайцев было земледелие и молочное хозяйство — здесь делали сыр и масло. Славились местные жители и умениями в традиционных промыслах — обрабатывали древесину, лён и овечью шерсть.
Народный праздник на селе: Пречистое отметило День рождения
Жить в деревне и не посетить главное событие для каждого малого населённого пункта — День посёлка? Сегодня я расскажу, как прошло это мероприятие.
В Первомайском районе люди живут в гармонии с красивой природой, многие развивают сельское хозяйство, промышленность и туризм. День посёлка — лучший повод рассказать о достижениях землякам и жителям Ярославской области.
Народный праздник на селе: Пречистое отметило День рождения
Главное богатство и сила любых сёл, деревень и хозяйств — это люди, без трудолюбия и таланта которых не было бы этих самых достижений. Каждый — от доярок до директоров — вкладывается в общее дело. И мне удалось ощутить это на себе.
Сельхозпредприятие «Юрьевское», в котором я провёл уже больше недели, давно принимает участие в праздновании Дня посёлка в Пречистом. Хозяйство радует гостей цветочным мёдом из собственных садов и овечками романовской породы: их привезли специально на праздник, чтобы каждый мог вживую увидеть бренд Ярославской области. А рукодельницы из мастерской хозяйства презентуют изделия из шерсти романовки — кокошники, платья, тапочки и предметы из русских народных сказок.
Народный праздник на селе: Пречистое отметило День рождения
Овечки приковали к себе внимание детворы и их родителей. Общение с животными всегда рождает положительные эмоции, особенно с теми, которых не каждый день встретишь в городе. А тут их можно было даже погладить.
Кроме овец, творческий коллектив «Юрьевского» нашёл чем ещё можно порадовать первомайцев. Для детей провели мастер-классы по валянию, а также показали настольный кукольный театр
Народный праздник на селе: Пречистое отметило День рождения
Напротив здания районной администрации выстроились ряды местных умельцев. Мастера показали свои изделия, а рядом можно было отведать вкусности из разных уголков Первомайской земли — наваристую уху, нежный творог и знаменитые кукобойские пироги.
Изюминкой праздника стало праздничное шествие творческих коллективов, поселений, организаций и семей Первомайского района во главе с духовым оркестром. Также состоялось торжественное открытие благоустроенного «Парка леса» — нового общественного пространства.
Завершился масштабный праздник красочным салютом.
Народный праздник на селе: Пречистое отметило День рождения
Фото: «Пречистое» / VK
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Каждый день здесь наполнен вызовами и заботами... Деревня. Это не только место труда и способ перезарядки вдали от городской суеты и стресса, но и источник глубокого покоя и гармонии с природой и самим собой. А сельские люди, их умения и традиции формируют уникальную и неповторимую культуру деревенской жизни.
Напомним, корреспондент «Яркуба» отправился в ярославскую глубинку, чтобы на своём опыте узнать о жизни в деревне.
Прошла уже неделя моего пребывания на ферме «Юрьевское» в Первомайском районе. До этого я поделился первыми впечатлениями, затем примерил на себя роль пастуха. На этот раз я расскажу о рабочих буднях.
Утро в Юрьевском начинается с плотного завтрака. Воды в доме, в который меня поселили, нет, поэтому приходится набирать её в колонке. Да, некоторые блага цивилизации отсутствуют, но если есть желание обустроить своё жилище в деревне, то получится не хуже, чем в новых ЖК. Коллеги и друзья интересуются у меня, спрашивают «как дела?». Думают, что при встрече таких трудностей я сразу сбежал бы, но мой дух не сломлен. В быту освоился сразу, пока эвакуация из деревни мне не требуется.
К восьми часам я прихожу на ферму. Просторный светлый хлев, землю покрывает солома, а в воздухе стоит запах шерсти, которым к концу дня пропитывается вся одежда.
Пора обряжать овец. Когда я впервые услышал это слово, несколько раз переспросил, что оно означает. Как оказалось, «обряжать» — кормить и ухаживать за скотом. Словом, управляться по хозяйству.
Для начала нужно вычистить ясли — кормушки для подачи сена или соломы овцам — и насыпать в них свежей травы. Затем я отправился наливать воду тем овцам, что пасутся на полях. У животных всегда должен быть доступ к чистой воде. Работа не самая сложная, и не замечаешь, как наступает перерыв.
Овцы с нетерпением ожидают, когда в их кормушках окажется сочная травка, высовывают свои любопытные морды и громко блеют. А когда начинают есть, гул утихает и наступают мгновения тишины. Потом для баранов нужно приготовить салат: измельчить свёклу. С каким удовольствием они хрустят овощами!
Из наблюдений могу отметить, что барашки более охотно идут на контакт, нежели овцы: сразу бегут обнюхивать, когда заходишь в стойло. Наверное, ждут вкусного угощения.
На перекурах мужики обсуждают насущные проблемы, последние новости, огород и прочее-прочее. И обмениваются колкостями.
Ранний подъём, кормёжка овец и контрольная дойка коров: рассказываем о деревенских буднях в селе на севере Ярославской области— Яблок собрали. 500 рублей за ведро;
— Сладкое, а посередине червивое;
— А ты с одной стороны кусай, с другой не кусай.
Все мужчины на ферме одеты в камуфляжные цвета. Пожалуй, очень практично, ведь спецодежда удобна и её не жаль замарать. Я же несколько выделяюсь на фоне работящих мужиков, особенно городского жителя во мне выдают резиновые сапоги жёлтого цвета.
— Ну ты с такими сапогами теперь первый парень на нашей деревне! — посмеялся надо мной Олег.Он же рассказал мне о разделке баранов и о том, зачем засаливают овечью шкуру перед выделкой. Олег занимается этим давно, но сейчас не имеет смысла в подробностях рассказывать об этом процессе. Скажу лишь, что нести на себе тушу весом двадцать кило не так уж просто. Можно разделать барана и на месте: к примеру, отделить рёбрышки. Но уже не на продажу, а что называется, себе на стол.
На ферме всего за день можно увидеть полный круг жизни: осеменение, рождение ягнёнка и, наконец, свежевание туши барашка. Да, с каждым жизненным циклом приходит смерть. Помню, в годы моего детства, когда я сам жил в деревне, отец решил завести нескольких уток. Несколько дней жёлтенькие птенцы провели под тёплыми лучами лампы. Настала пора выпускать их на волю, но едва утята успели ступить на землю, как упали ничком. Я заметил первым эту великую трагедию и поспешил всеми способами спасти птенцов: звал на помощь, пытался сделать массаж сердца и даже искусственное дыхание. Я до сих пор гадаю, имели ли хоть какое-то действие эти реанимационные мероприятия. В итоге из десяти птиц выжили только три, одна из них и вовсе всю оставшуюся жизнь провела, ковыляя косой походкой. А в какой-то момент в эту небольшую стайку затесалась пришлая утка. Откуда она взялась, так никто и не понял. Такова жизнь, таков её круг. Иногда естественные причины сказываются на здоровье животного, которое было у вас с поры основания хозяйства, или животное, которого не должно было быть на вашем подворье, пробирается туда тайком, а иногда болезнь приходит из ниоткуда, и животное приходится усыплять. Это печальная и невесёлая реальность, через которую приходится проходить.
Вернёмся в Менчаково, на полях которого пасутся ярославские коровы. В один из дней довелось наблюдать за контрольной дойкой. Началось это мероприятие в четыре часа утра, поэтому пришлось встать пораньше, когда на улице ещё темно и холодно.
Контрольная дойка проходит раз в месяц и нужна для того, чтобы оценить качество молока — содержание в нём жира и белка. Зоотехник Александра Петровна записывала, сколько каждая корова дала молока, и взяла пробы, чтобы отправить образцы в лабораторию.
Доярки приносят Александре Петровне вёдра и выливают молоко в молокомер. Это бесхитростное устройство состоит из ведёрка и планки с делениями. Принцип работы следующий: в зависимости от объёма налитого молока, планка выталкивается под действием давления и показывает, сколько литров оказалось в ёмкости. Всё гениальное просто, а главное — работает надёжно.
Вот подоена и последняя корова, пастух уводит бурёнок на поля, а это значит, у зоотехников есть время отдохнуть и компенсировать сном столь раннее начало рабочего дня. Вечером снова нужно вернуться на дойку, чтобы закончить сбор образцов молока.
Пока можно понаблюдать за телятами. Кому-то едва исполнилась неделя, а выглядит таким большим. Телят выпускают из стойла, и те начинают резвиться, бегать, бодаться. Что тут сказать — дети.
Кстати, коровы — очень умные животные. Они сами возвращаются на свои места в хлеву.
— Молодые ещё могут запутаться, а вот старушек не проведёшь — знают свои места, — рассказывает Александра Петровна.Даже после дня на пастбище коровы с аппетитом уплетают «зелёнку» и ждут доярок, которые подключат к вымени доильный аппарат. Молоко пойдёт в холодильник, а с утра отправится на производство.
Наступает вечер, все работники разбредаются по домам. Строитель Иваныч собирается на рыбалку.
А я возвращаюсь домой, чтобы отдохнуть, приготовить ужин и поразмышлять о деревенской жизни, сравнить село с городом.— Каждый день ходите?
— Вот дождь был, не ходил. А так почти каждый день. Что ещё делать?
В эпоху дешёвых продуктов питания, ущерба окружающей среде и людей, никогда не бывавших в сельской местности, фермеры считают, что общество оторвано от земли. Всё это часть прогресса индустриализации и урбанизации, но кто при этом задумывался о том, что произойдёт, если никто не будет иметь никакого отношения к сельскому хозяйству? Но никто из нас не живёт полностью оторванным от земли и природы, такая изоляция невообразима. Из окон моего дома я вижу огромные клубящиеся облака. Они приближаются ко мне и сливаются с моей жизнью.
Единение с природой, наблюдение за её процессами открывают новые точки зрения на мир вокруг. Всё чаще люди задумываются о том, кто они. Если мы хотим осознать и сохранить нашу идентичность, мы должны прийти к пониманию блага тех мест, которые имели необычайное значение в нашей жизни. Есть деревни и посёлки, равнины и леса, увидев которые, пройдя по ним, прожив в них хотя бы день, мы навсегда сохраняем в памяти. Они становятся незаменимыми и определяют нас, и мы говорим: «Я тот, кто я есть, потому что я был там»...
P. S. Больше личных впечатлений автора ищите в его телеграм-канале!
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Каждый день здесь наполнен вызовами и заботами... Деревня. Это не только место труда и способ перезарядки вдали от городской суеты и стресса, но и источник глубокого покоя и гармонии с природой и самим собой. А сельские люди, их умения и традиции формируют уникальную и неповторимую культуру деревенской жизни.
Напомним, корреспондент «Яркуба» отправился в ярославскую глубинку, чтобы на своём опыте узнать о жизни в деревне. На этот раз — репортаж с полей в роли пастуха, а предыдущий материл вы можете прочитать по ссылке.
Стал пастухом и попробовал парное молоко: как прошёл день на ферме с коровами ярославской породы
Солнце уже показалось из-за горизонта, утренняя дымка поднялась с земли и зацепилась за кроны деревьев. Ещё тихо на улице, позади осталось овечье блеяние, где-то слышится воробьиная перекличка...
Понедельник, 19 августа. На часах около семи утра. Этот день мне предстоит провести в Менчаково, что в четырёх километрах от Юрьевского, где я поселился в деревенском домике. Я быстро позавтракал и отправился к новому месту работы.
В Менчаково располагается ферма, на которой труженики цеха молочного животноводства взращивают коров ярославской породы и ухаживают за ними. Когда я приехал на ферму, работа шла в полном разгаре. Уже завершилась утренняя дойка, и молоко готово отправляться на завод и обратно в Юрьевское, где из него приготовят нежный сыр. Уже своей порции свежего молока ожидают молоковоз и трактор — в него погрузят «фляги» (пятидесятилитровые бочки, заполненные молоком).
Угостили молоком и меня. Можно уверенно сказать, что с ним пакетированное не сравнится. Чувствуется натуральный и богатый природный вкус.
Стал пастухом и попробовал парное молоко: как прошёл день на ферме с коровами ярославской породы
Сначала я даже не подозревал, какую профессию удастся примерить на этот раз. Зоотехник Александра Петровна рассказала мне о моих обязанностях: я должен стать пастухом. И мы отправились на пастбище...
Коровы — на удивление спокойные и дружелюбные животные. Конечно, кто-то с опаской относится к новым людям, но некоторые заинтересовано подходят, обнюхивают и даже могут лизнуть.
Удивили и имена коров. У каждой бурёнки своя кличка. Есть тут Матильда, Махорка, Нотка, Заначка — разнообразие впечатляет. Вот овец почему-то только Машками называют, а баранов — Борьками. У коров же выбор имени — целая наука: имя новорождённого телёнка должно называться с первой буквы из имени его матери.
Кстати, пока было время перед отправлением в поля, удалось понаблюдать за ответственной работой зоотехников, которые ухаживали за скотом. Кроме кормёжки, они следят за состоянием животных и новорождённых телят и осеменяют коров.
Стал пастухом и попробовал парное молоко: как прошёл день на ферме с коровами ярославской породы
Пару слов стоит рассказать о ярославской корове. Уже по названию породы становится понятно, что она, впрочем, как и романовская овца, — гордость нашего региона. Ярославка обладает всеми качествами, необходимыми для жизни в области, где многое зависит от времён года и милости природы: неприхотливость, стрессоустойчивость и продуктивное долголетие. Причём для сохранения продуктивности ярославские коровы не требуют большого количества высокобелковых комбикормов.
Согласно статистике, на сегодня в России осталось не более 3,5 тысяч чистокровных коров ярославской породы, причём чуть больше двух тысяч из этого числа содержатся в ярославских племенных хозяйствах. Поэтому фермеры всё чаще поднимают вопросы о сохранении выведенной в XIX веке знаменитой породы. К сожалению, ярославка сдала позиции в связи с массовым распространением импортных пород, в связи с этим минсельхоз Ярославской области в 2024 году увеличил субсидии на содержание племенных коров и молодняка ярославской породы.
А ярославская корова хорошо себя чувствует на первомайской земле. В первом полугодии 2024-го получен надой молока не ниже прошлогоднего.
Стал пастухом и попробовал парное молоко: как прошёл день на ферме с коровами ярославской породы
Коровы мирно щиплют травку, но прилечь в тени дерева и дать волю стаду у пастуха не получится. Нужно постоянно следить за тем, чтобы коровы не уходили далеко от пастбища, не забредали в опасные места, на чей-нибудь огород или не ели клевер — от него молоко будет горьким. Как говорится, «что у коровы на языке». И обязательно нужно смотреть в оба, вдруг какой зверь придёт.
— Когда лето очень жаркое, коров выходили пасти по ночам. Вот помню такой случай. Темно. Сидим у костра. Вдруг коровы начинают волноваться и громко мычать. Из леса медведь вышел — так сразу в костёр всё что есть подбрасывать начали, чтоб посильнее разгорелся! Страшно было, но вроде ушёл, — вспоминает пастух.
Стал пастухом и попробовал парное молоко: как прошёл день на ферме с коровами ярославской породы
Настал полдень. Коровы всё ленивее отмахиваются от назойливых мух. Сегодня повезло: нет паутов (так здесь называют оводов). К слову, и мухи совсем обленились — сбить их простым щелбаном не составит труда. Такой роскоши изголодавшиеся и вечно жужжащие городские насекомые себе не позволяют.
Утомлённые августовским солнцем ярославки отправились искупаться в небольшой прудик, а затем отдохнуть в тени молодых берёзок.
— Купаются. Сейчас выйдут, а на вымени по карасю! Вот почему молока мало дают — всё рыбы высасывают, — смеётся пастух.
Стал пастухом и попробовал парное молоко: как прошёл день на ферме с коровами ярославской породы
Пока животные резвятся в воде, есть время насладиться картиной вокруг. Высокие деревья в полукруг обрамляют поля, а по другую сторону раскинулось село со старыми домиками. Слева слышится перекличка двух сорок, чуть правее стрекочут кузнечики, сзади — едва заметный и прохладный ветерок колышет траву и подгоняет вперёд. Думается, созерцание — хороший способ научить себя замечать красоту в мелочах и видеть её в неожиданных местах. При этом нельзя забывать и о работе. Всё же духовная пища не заменит вам пищу из духовки или огорода.
Стал пастухом и попробовал парное молоко: как прошёл день на ферме с коровами ярославской породы
Слушая со стороны разговоры сельчан и наблюдая за их нелёгкой работой, начинаешь понимать, что жизнь в деревне — это не пасторальные картинки. Чтобы здесь жить, нужно трудиться, но этот изнурительный труд воздастся — взойдут колосья, засияет солнце, а чувство абсолютной усталости сменится восторгом. И знаете, только деревенские люди смогут понять и рассказать, что значит жить на этой земле в двадцать первом веке, а не просто посещать или восхищаться ею...
Так за размышлениями и проходит время. К концу дня нужно загнать коров обратно на ферму. В пять часов вечера у них очередная дойка, молоко отправится в холодильник и утром снова будет ожидать отправки. Честно признаюсь, я чувствовал себя уставшим, но довольным. Это был интересный и познавательный день, который запомнится надолго.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Каждый день здесь наполнен вызовами и заботами... Деревня. Это не только место труда и способ перезарядки вдали от городской суеты и стресса, но и источник глубокого покоя и гармонии с природой и самим собой. А сельские люди, их умения и традиции формируют уникальную и неповторимую культуру деревенской жизни.
Необязательно уезжать далеко, чтобы отдохнуть и насладиться красотами, а сравнивать свой родной город с посещённым в отпуске местом и вовсе не потребуется.
Корреспондент «Яркуба» отправился в ярославскую глубинку, чтобы на своём опыте узнать, какая она, жизнь в деревне... И попробует раскрыть особенности различных профессий — от работы на ферме и скотном дворе до традиционных ремёсел.
Путь до населённого пункта, в котором пройдёт эксперимент, начинается в центре Первомайского района — посёлке Пречистое. Подкрепиться в местном ресторане, сесть в такси и проехать порядка шестидесяти километров до пункта назначения. Тут хочется обратить внимание на ресторан. По крайней мере, это слово красуется на вывеске. Попробуйте и вы, если захочется разнообразия, а кухня нескончаемых ярославских заведений приелась.
Итак, такси. В глубинке оно работает по старинке: водитель принимает от диспетчера заказы по рации, а в салоне стоит таксометр, высчитывающий стоимость поездки. «Ноль-шестой начал поездку». В путь.
Всё такое знакомое и привычное — поля, леса, ещё раз — поля, леса. Чем дальше от крупных населённых пунктов, тем больше живности на дороге. Особенно много разного зверья вечером и ночью, рассказывает мой водитель. Кабаны, лоси, медведи. Места здесь и правда медвежьи. Недаром появилось красочное народное название урочища Медвежий Угол на реке Соть.
Леса в Первомайском районе часто непроходимые. Густые чащи с ветровалами — излюбленное место обитания диких животных. Может, из-за таких буреломов с вывороченными из земли деревьями местные края, а конкретно село Кукобой, стали считаться родиной Бабы Яги.
Лес отвоёвывает некогда отобранные у него земли, и на месте бывших пашен к свету прорезаются молодые деревья. К этому привёл упадок сельского хозяйства: поля и берега рек заросли, потому что их некому возделывать, никто не пасёт на них скот, а деревни потихоньку пустеют, забываются. Лишь немногие люди продолжают жить натуральным хозяйством, как это делали наши предки. Есть и энтузиасты, и фермеры, буквально живущие этим. Главная их идея — вернуть жизнь на село.
Пожалуй, настало время познакомиться с читателями. Довольно долго всё написанное мной оставалось в некоторой мере обезличенным, только имя и фамилия в конце каждой новостной заметки. Но тут сама ситуация вынуждает стать частью текста и честно рассказать о предстоящих сельских похождениях. Меня зовут Арсений. И после каждого дня, проведённого в деревне, я должен буду описывать в подробностях всю работу, все занятия, которые я опробую. Кстати, всё по собственной воле. Сидеть в офисе всё же немного надоедает.
Тем временем мы уже далеко уехали от Пречистого. Конечная точка назначения — деревня Юрьевское, в ней же располагается одноимённое фермерское хозяйство. Ближайшее время я буду работать именно здесь.
Едва я успеваю зайти в дом и бросить вещи, как для меня находится работа: вечерняя кормёжка романовских овечек.
Для кого-то главный минус отпуска — кричащие в самолёте дети. Ну, попробуйте зайти в овчарню. Это не сравнить даже с самолётом, полностью заполненным младенцами. Здесь буквально сбивает с ног и ошарашивает многоголосие овечьего блеяния.
— Проходишь мимо, брякнешь чем — сразу начинают кричать! — рассказывает Людмила, женщина, работающая на ферме и объясняющая мне все тонкости кормёжки.
Кажется, только воцарилась тишина, но стоит одной овце подать голос... Хор подхватывает этот протяжный романс и начинает тянуть верхние и низкие ноты.
Если смотреть со стороны, то кормить овец — плёвое дело. Но, как и к любой деревенской работе, к этому нужно быть физически подготовленным. Сначала набрать корм и отнести его животным, а потом подкинуть «зелёнки» — свежей травы. После себя нужно ещё и убраться — хлев держится в чистоте.
Самое приятное — поить ягнят из бутылочки. Так бывает, что овца не справляется сама или ей не хватает молока. Куда уж там, когда за раз родилось три или четыре голодных рта! Или мать вовсе не принимает детёнышей. Увы, от такого тоже никуда не деться. Поэтому дело надо брать в свои руки.
Удивительное чувство, когда из твоих рук ест едва появившийся на свет барашек, которому и десяти дней нет от роду.
Конечно, аутфит для работы был выбран не самым удачным образом. Скорее, он подошёл бы для вальяжного променада по вечерней набережной курортного города. Но что поделать? В чём приехал, в том и пошёл работать.
Первый день, хоть и неполный, подошёл к концу. С непривычки не было сил даже приготовить ужин, поэтому я заварил чай и уселся обдумывать и записывать впечатления.
Пятница, 16 августа. Пошли вторые сутки. Встал пораньше, чтобы успеть собраться, ведь рабочий день на ферме начинается в восемь часов утра.
Пока собирался, наблюдал за романовскими овцами. Удивительное дело: у каждой овцы, у этого стадного животного, кучкующегося всё время вместе, уникальный характер. Кто-то более беззаботен и мирно жуёт травку, кто-то напряжён и старается не отходить от собратьев, а вот овечка всматривается — что это за чужак на них смотрит — и тихонько блеет, предупреждая остальных о возможной опасности.
Так за разной живностью можно наблюдать хоть целый день, но пора на работу. Неожиданно меня отправляют на стройку убойного цеха. О нём давно грезили местные фермеры, ведь перерабатывать мясо здесь сможет не только «Юрьевское», но и другие сельхозпроизводители из соседних муниципальных районов региона.
Мои коллеги сегодня — Женя, Юрий, Денис и опытный строитель Иваныч. Но, скорее, не коллеги, а я их подмастерье. Таскаю кирпичи, вожу тачку с цементным раствором и наблюдаю за процессом возведения здания.
Работая, и не замечаешь, как наступает время обеда. На перерыве я познакомился с другими работниками фермы. Каждому я пытаюсь объяснить смысл своей авантюры и задачу необычного эксперимента с погружением в деревенский быт.
— Приходи к нам на навоз! — говорит один из моих новых знакомых.
— Я тут до конца лета, так что точно успею зайти, — отвечаю не раздумывая. При этом в голове даже не возникло мысли: «А надо ли оно мне?»
Перерыв окончен, поэтому пора возвращаться к стройке. Кирпич за кирпичом выстраиваются очертания будущего цеха. Впереди ещё много работы, но и этот день незаметно завершается.
Так и подошли к концу первые дни пребывания на ферме. Ещё многое нужно успеть опробовать на себе. Встретимся после выходных, хоть в деревне их и не бывает...
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов
Всё чаще можно услышать подкреплённый статистикой тезис — деревня умирает. Неутешительные цифры переписей говорят о том, как стремительно убывает население. Некогда центры торговли и ремёсел пустеют и пропадают с карт, а память об их былом расцвете живёт лишь на страницах краеведческих книг. Бытует и мнение, что в сёлах живут необразованные и серые люди. Но так ли это?
«Яркуб» решил развеять эти мифы и в серии материалов о ярославской глубинке и её жителях доказать, что жизнь в деревне возможна. И есть люди, сознательно выбирающие сельский образ жизни. Это честные рассказы о коренных или вернувшихся на малую родину из шумных городов, или людей, которые решили жить вдали от суеты. Именно они своим энтузиазмом и стараниями делают мир вокруг себя лучше, возвращают жизнь в деревню и показывают, насколько важен благородный труд.
Всё это можно сказать о нашей первой героине — Алёне Петуховой из Заозерья. Учительница истории и обществознания после нескольких лет жизни в столице вернулась в живописное село в Угличском районе, где восстанавливает старинную усадьбу «Дом со щуками» и вместе с односельчанами по крупицам собирает историю родного края.
Алёна Петухова родилась и выросла в Заозерье. Основали его в XV веке, в разное время село было вотчиной князей Волконских, Одоевских, принадлежало помещикам Салтыковым. В какой-то момент его население превышало две с половиной тысячи человек. А в 1889 году село стало прообразом Заболотья из романа «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина. Многие годы Заозерье активно развивалось, но со временем начало угасать. Сейчас там проживает около 350 человек, и они хотят вернуть родному краю былую славу, ведь каждое здание в старинном селе хранит часть истории.
Обретение своего пути у Алёны началось в 2005 году, когда она окончила школу и переехала в Углич. Быстро пришло понимание, что городка, который хоть и больше села, не хватит, чтобы развернуться. В летние каникулы в Заозерье приезжают много дачников, поэтому у Алёны был круг общения из московских ребят. Из-за этого столичная жизнь так и прельщала.
— Нужно было в Москву, нужно было прочувствовать ритм города, — вспоминает Алёна. — У меня много друзей москвичей, которые приезжали на дачи в Заозерье, с некоторыми мы общаемся с самого детства. Они очень крутые, занимают высокие должности. Мне кажется, что в Москве я бы в жизни с ними не познакомилась. А в деревне — пожалуйста!
В Москве всё шло хорошо, да и зарплата по тем временам была хорошая, признаётся Алёна. Но столице так и не получилось понравиться: до работы приходилось добираться полтора часа и почти не было личного пространства. Тогда Алёна решила вернуться.
— Сначала думала, что снова уеду, в менее шумный город. Но потом в моей жизни появились журнал «Углече поле» и музей, а сейчас — «Дом со щуками». Пока я его не доделаю, точно не уеду, — уверена Алёна.
«Дом со щуками» — старинный особняк, построенный в 60-х годах XIX столетия, и первой его владелицей стала купчиха-бараночница Устинья Роскова. В начале прошлого века здание перестраивалось: усадьбу украсили резными узорами, на фасаде появились балкончики и изогнутая крыша. А своё название «Дом со щуками» получил благодаря кованым металлическим фигурам рыб, которые в 70-е смастерил местный умелец Николай Бородулин. Сейчас щук на доме нет, их нужно отреставрировать.
— Сняла, потому что нужна реставрация. Нашла специалиста-жестянщика, который бы это мог сделать. Самое удивительное, что это потомок наших местных купцов. Обожаю такие невероятные стечения обстоятельств, — призналась Алёна.
Главная мечта — восстановить бывшую усадьбу и открыть в ней отель в традиционном русском стиле.
Места в Заозерье живописные. Вокруг раскинулись заливные луга, в лесах встречаются следы диких животных, на болотах живут журавли. Летом можно выйти на прогулку в поле, а зимой встать на лыжи и поехать по колее, оставленной «Бураном»...
— Все стереотипные блага деревни в моей жизни присутствуют, и я очень рада этому. Другая часть моей жизни — это ученики. Раз в год мы с ними устраиваем велопробег до могилы погибшего воина-афганца, который учился в нашей школе. Почтить память и убраться, — рассказывает Алёна.
Ещё Заозерье богато своей историей — в селе, которое некогда претендовало на статус города, сохранилось множество дореволюционных кирпичных зданий. Этим малая родина и привлекает Алёну.
— Вернулась бы я в Заозерье, если бы здесь не было столько истории? Вряд ли. Я здесь не ради огорода и других составляющих сельской жизни. Неважно, где ты живёшь — в деревне или городе, везде можно найти занятие по душе, — считает она.
Тенденция такова, что в деревнях работы становится всё меньше, даже вести небольшое хозяйство очень сложно — одна-две коровы будут только в убыток, а куда деть целое стадо? Конечно, есть пути решения: если скота много, то можно начать делать сыр, кто-то и вовсе живёт за счёт собирательства лесных ягод. Однако таких энтузиастов единицы. В основном все уезжают из деревень на заработки. Но бывают и исключения из правил.
— К нам приехала семья из Москвы, купили старинный купеческий дом и начали его восстанавливать. Причём хотят придать ему аутентичный вид: заменить пластиковые окна на деревянные, реставрируют лепнину. Нашли себе дело всей жизни, а работают удалённо, — рассказывает Алёна о своих соседях.
Людей, которые хотят сохранить историческое наследие, в Заозерье много. Сама Алёна Петухова вместе с единомышленниками запустила проект «Непрочитанная почта» — в старых письмах, завалявшихся на чердаке местного отделения почты, находят новые подробности об истории края и «доставляют» их потомкам. Она же выступала и за сохранение кусочка булыжной мостовой в центре села, который не стали засыпать и асфальтировать.
Деревня живёт своей, особой, социальной жизнью. Каждый знает каждого, и им можно дать только повод, чтобы начали обсуждать друг друга.
— Я считаю это плюсом, это социальный контроль. В городе ребёнок валяется в грязи — все мимо пройдут, а тут сразу все узнают, — считает Алёна Петухова. — Да и в деревнях люди более прямолинейные. Думаю, что с этим связан стереотип по поводу грубости. Тут мы все друг друга знаем, поэтому какой смысл юлить, если с этим человеком живёшь рядом. Это как в семье: не будешь же ты скрывать что-то или терпеть.
При этом деревенские живут сплочённо. Сельчане охотно откликаются на проблемы соседей. Однажды у одной из жительниц случился пожар, и многие не остались в стороне: кто деньгами помог, кто ремонт сделать. Возможно, в этом и заключается волшебство деревни. Достаточно лишь быть хорошим человеком.
Существует двоякое отношение к сельской школе. Многие считают, что дети в деревнях не получают тех знаний, которые могли бы им дать учителя в городе. С этим утверждением можно поспорить. Во-первых, программа везде одинаковая, а во-вторых, как рассказывает сама Алёна, в заозерской школе есть очень хорошие специалисты, а выпускники поступают в университеты в Ярославле и Москве.
У Алёны Петуховой самый большой класс в школе — восемь человек. Руководство учительница взяла над ними в пятом классе, и на протяжении трёх лет, помимо уроков, она придумывает им интересный досуг.
— Они любую инициативу подхватывают, что я им только не предложу. К примеру, осенью мы ходили на место крушения советского самолета в 1943 году. Они даже нашли части фюзеляжа — были в восторге, — рассказывает учительница.
Многие интересы детей пересекаются с тем, кем они видят себя в будущем. Одна девочка точно хочет быть художницей, другая на «ты» с точными науками, а один из мальчиков пойдёт по стопам отца и станет священником. Пожалуй, многие школьники хотят уехать в большие города, но и малая родина им очень нравится.
— Я им всегда желаю найти свой жизненный путь. Главное, чтобы они были счастливы. И не важно где — в деревне или городе, — думает Алёна. — Им нравится Заозерье. Когда мы получали статус самой красивой деревни, они были очень рады. Сейчас дети гордятся тем, что вот они из этой деревни. Раньше стеснялись.
Конечно, остаются и более прозаичные проблемы. Не в каждом населённом пункте есть ФАПы, почта или магазины, а темой плохих дорог и вовсе никого уже не удивишь. Что же касается досуга, то его можно найти.
— Здесь проводятся концерты, в библиотеке несколько кружков. Если хочется разнообразить досуг, можно поехать в Углич — там несколько галерей, Алексей Юрьевич Суслов привозит джаз, на праздники гуляния устраивают, — говорит Алёна.
Пожалуй, деревня остаётся последним оплотом сохранения исконных традиций. Жители, как и в давние времена, собирают иван-чай, ходят на болота за клюквой, чтут православные обычаи, а дети колядуют на Рождество, сами просятся. Алёна Петухова считает, что, не зная своего прошлого, мы не сможем понять себя. Русский дух и русская душа потому и существуют, что народ сохранял традиции и прошёл свой исторический путь.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ, которая проходит в Москве с 4 ноября 2023 года по 8 июля 2024-го, — это масштабное событие, объединяющее представителей всех регионов и многих отраслей. В рамках выставки участники демонстрируют свои достижения и обмениваются опытом, а посетители экспозиций знакомятся с культурными, экономическими и туристическим особенностями каждого уголка нашей страны.
Площадка Ярославской области на протяжении всей выставки пользуется популярностью. Здесь представлены макет Волжской набережной в Ярославле, снегоход «Буран», а гостей «России» встречает символ региона — большой медведь с секирой. В минувшую субботу, 13 апреля, в павильоне было особенно людно. В этот день Ярославскую область представляло сельхозпредприятие «Юрьевское» из Первомайского района.
Мы побывали на выставке и пообщались с руководителем фермерского хозяйства и гостями. Как прошло это важное мероприятие, читайте в нашем репортаже.
Сельхозпредприятие «Юрьевское» профессионально занимается разведением племенных овец романовской породы и возрождением исконно русского ремесла валяния. Именно необычные изделия из шерсти романовской овцы стали центром внимания публики.
Немного окунёмся в историю и вспомним, что с середины XVIII века Ярославская губерния была центром валяльного промысла, так как именно в этих краях расцветало овцеводство. Шерсть романовки считалась лучшим сырьём для производства валенок. Но одними валенками сейчас мало кого удивишь, поэтому юрьевские мастерицы привезли с собой кокошники, банные шапочки и сказочные изделия из коллекции «Волшебные предметы».
Своим делом «Юрьевское» напоминает о важном аспекте сельского хозяйства — благородном труде деревенского человека. Ведь что есть деревня без творческого энтузиазма фермеров и ремесленников? На них, как считает руководитель хозяйства Александр Чачин, держится эта важная отрасль экономики большой страны.
— Русские ремёсла и традиционные промыслы — это неотъемлемая часть культуры России, на них зиждутся ценности народа. «Юрьевское» стремится не только сберечь наследие наших предков, но и приумножить его. Помимо исконно русских пород сельскохозяйственных животных, мы сохраняем для будущих поколений ремесло валяния из шерсти романовской овцы, — отметил Александр Чачин.
При сельхозпредприятии открыта «Юрьевская мастерская», которая успешно реализовала Президентский грант с проектом «Новая жизнь традиций валяния». Его целью ставится возрождение культуры ремесла шерстеваляния и популяризация аутентичных техник и современных творческих подходов в использовании войлока. Кроме того, регулярно проводятся мастер-классы в детских учреждениях и отсылаются лечебные изделия в дома престарелых. О всех этих общественных и культурных инициативах узнали гости выставки «Россия», пока примеряли на себя чудесные кокошники.
Многих гостей ярославской площадки поразило качество исполнения войлочных изделий. Секрет мастериц очень прост: жёсткая и безжизненная промышленная шерсть никак не сравнится со «своей» — мягкой и податливой. Дело в том, что её стирают средствами, не несущими вреда окружающей среде и не влияющим на свойства волокна. Так, войлок никогда не сгниёт, а моль будет пролетать мимо.
— Очень интересный павильон! Зашли сюда и задержались надолго, потому что хочется всё примерить, сфотографировать. Просто потрясающее;
— Выставка замечательная! Примерили все арт-объекты, особенно впечатлил рассказ про сельхозпредприятие «Юрьевское» — очень познавательно! — поделились впечатлениями посетители экспозиции.
Конечно, пару слов нужно сказать и о виновнице торжества — романовской овце, которая сейчас гостит на ВДНХ. Овечки хорошо обустроились на городской ферме и радуют людей всех возрастов.
Руководитель «Юрьевского» рассказал, что былая популярность романовки возвращается. Фермеры Первомайского района хорошо понимают, что, кроме высокой плодовитости и мясной продуктивности, романовская овца обладает отличными шубными качествами. Поэтому состриженной шерсти дают вторую жизнь: умело превращают в удивительные изделия или игрушки.
Гордость за сохранение и развитие этой породы, которую по праву можно считать национальным достоянием, — лейтмотив всей деятельности «Юрьевского». Патриоты в животноводстве рады как высоким наградам, так и улыбкам простых людей.
— Этот день запомнился нам всем как важный этап в развитии нашего предприятия. Мы благодарны за возможность представить себя на столь престижном мероприятии и за внимание, которое нам уделяли посетители. Это стало для нас не только шансом показать свои достижения, но и мотивацией идти дальше, совершенствовать наше производство и продолжать радовать своих клиентов качественными продуктами! — рассказал директор СП «Юрьевское» Александр Чачин.
Участие в выставке «Россия» позволило «Юрьевскому» продемонстрировать свою продукцию широкой аудитории, заявить о себе на всю страну. Посетители фотографировались в изделиях, а особенно заядлые знатоки тонкостей сельского хозяйства слушали об уникальных свойствах романовской овцы — жемчужины Ярославской области.
Сотни, если не тысячи, довольных людей выходили из павильона Ярославской области. Ещё бы! Теперь можно похвастаться фотографией в красивом кокошнике и с забавной табличкой. Мастерицы «Юрьевского» зарядили гостей хорошим настроением и подарили незабываемые впечатления, а главное, напомнили, что жизнь — в деревне!
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Более 80 лет на ВДНХ демонстрируются все самые значимые достижения нашего народа. Особое место уделяется сельскому хозяйству. В разные годы на главной выставке страны показывали лучшие породы животных и ставились рекорды. И вот спустя многие годы на ВДНХ, где сейчас проходит Международная выставка-форум «Россия», вернулась романовская овца, которая по праву является достоянием Ярославской области.
В этой статье мы расскажем, чем же примечательны эти животные, которые представляют сельское хозяйство нашего региона.
Видео: Фермерское хозяйство «Юрьевское»
Романовская порода овец — живое наследие тружеников Ярославской области
Романовская порода овец неспроста считается гордостью и достоянием как ярославского, так и отечественного овцеводства. Более чем за два с половиной века своего существования она не утратила уникальных свойств, которые выделяют её среди других пород. Высококачественное мясо, плодовитость, способность ягниться до двух раз в год, молочность и отличные шубные качества — всё это характеристики романовки. В Ярославской области животных этой породы издавна разводили в экологически чистых и заповедных районах, удалённых от производственных центров.
Конечно, мало просто разводить животных — нужно следить за генофондом и стараться работать над улучшением качественных признаков породы. Это понимают и на родине романовки. К примеру, существующее с 2012 года фермерское хозяйство «Юрьевское» в Первомайском районе считается одним из современных центров чистопородного романовского овцеводства, сочетающим традиционный опыт и современные научные методы. Старания ярославских фермеров оценили на всероссийском уровне: овечки «Юрьевского» получили золотую медаль на престижном конкурсе «Золотая осень», а мясо ягнёнка, приготовленное по традиционному рецепту русских крестьян, удостоилось награды «Вкусы России». Свою первую награду романовская овца получила в 1852 году, когда впервые была представлена на выставке в Москве.
Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»
История романовской овцы
Романовская овца — жемчужина или, если хотите, бренд Ярославской области, имеющий чёткую историческую и географическую привязку. Именно в этих краях путём «народной селекции» зародилась порода, которая считалась в России царской.
История многих вещей и начинаний в России не обошлась без участия Петра I. Так получилось и с нашей героиней, в имени которой даже присутствует фамилия императора.
Во времена правления Петра Великого овцеводство получило наибольшее развитие. Из шерсти овец делали качественное сукно, которое шло на нужды армии и гражданского населения. Чтобы удовлетворить растущие потребности, правитель распорядился направить в Ярославскую губернию иностранных специалистов. Овчары начали работать над выведением новой работы.
В Романово-Борисоглебском уезде заработали племенные овчарни, велась опись маток и тщательно подбирались пары при спаривании. Уже в начале XIX века появились первые сведения об овцах романовской породы. С тех пор по всей губернии шла серьёзная селекционная работа.
Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»
Территория Ярославской губернии находилась на важнейшей водной артерии страны, Ярославль — на перекрёстке интенсивных торговых путей. В губернии по берегам Волги ежегодно устраивались ярмарки, где высоко ценились изделия из романовской овчины из-за пышной густой шерсти. «Романовская шуба» и «романовский тулуп» стали некой торговой маркой и считались товарами хорошего качества. Так и закрепилось названия породы «романовская».
В советские годы был расцвет романовского овцеводства. Издавались книги, куда заносились лучшие племенные животные породы, проводились обучающие мероприятия, специализированные семинары и выставки. В 90-х годах прошлого века резко сократилось поголовье скота, но после экономического спада романовская овца снова переживает свой «ренессанс». Во многом благодаря труду сельских жителей и идейных фермеров.
Многие поколения русских крестьян стремились улучшить качества овчины. Для этого у них был экономический стимул, ведь разведение романовской породы овец выступало как основной источник дохода и пропитания. Хорошие пастбища, кормление, уход и содержание, а главное, любовь к сельскому хозяйству сделали своё дело. Романовка, аборигенная порода Ярославского края, стала востребованной абсолютно заслуженно, а её качества ценят по всему миру.
Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области
Инфографика: «Яркуб»
Качественные признаки романовской овцы
За годы работы над породой селекционеры добились целого набора качественных признаков романовской овечки, которым могут позавидовать другие породы. Многие сельхозпроизводители выделяют неприхотливость породы и устойчивость к заболеваниям. А чем ещё может похвастаться романовка:
-
Многоплодие — это естественный наследуемый признак, передаваемый потомству. За один окот (ягнение) от романовских овец получают два-четыре ягнёнка, реже — пять. Многие исследования говорят о рентабельности содержания маток, которые объягнились тройнями и четвернями.
-
Полиэстричность — это способность овцы романовской породы размножаться в любое время года. Если фермеру нужно получать приплод ежемесячно, чтобы был постоянно молодняк для продажи, выращивания или для себя, то можно распределить размножение в течение года.
-
Скороспелость говорит о том, что ярку романовской породы возрастом от 11 месяцев и весом от 45 килограммов можно смело ставить к барану на случку без ущерба для её здоровья и здоровья потомства. Кстати, самок романовки отбирают по весу, конституции, признакам многоплодия и так далее, а баран будет улучшать будущее потомство. В свою очередь, ягнята достигают товарной массы 35-40 килограммов к 9-10 месячному возрасту.
-
Качественная шерсть и шкура (овчина). Шерсть романовской овцы мягкая, тёплая, имеет изумительную способность к валянию, а уже готовое изделие из данного сырья характеризуется лёгкостью и долгоноскостью. Романовская овца хороша тем, что пуха (пуховых волос) больше, чем ости. Это хорошо тепло сохраняет и даёт лёгкий оттенок серо-голубого цвета.
-
И, наконец, ароматное, вкусное и полезное мясо.
Также романовскую овцу используют как улучшающий материалом для многих грубошёрстных пород овец, причём не только за пределами Ярославской области, но и за рубежом. К примеру, в Испании романовку скрещивали для создания нового типа арагонской овцы, а во Франции с использованием романовской овцы вывели новую породу «Роман».
Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области
Инфографика: «Яркуб»
Сколько романовских овец в Ярославской области
По данным статистики, на начало 2024 года на территории региона с романовской породой работают пять племенных предприятий, поголовье насчитывает 6,9 тысячи голов, из них — 2,4 тысячи овцематок. Руководитель сельхозпредприятия «Юрьевское», которое располагается в Первомайском районе, Александр Чачин, рассказал, что в их хозяйстве на данный момент число овец стремится к двум тысячам, овцематок почти 440 голов.
Всего в области свыше 20 тысяч голов неплеменных романовских овец, по породному составу наибольший удельный вес занимают именно овцы романовской породы — более 60%, остальные — помеси романовской с мясными породами, а также овцы дагестанской, ташлинской, катумской пород.
Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»
Кстати, купить чистопородную ярку или барана романовской породы возрастом пять-семь месяцев в среднем можно за 500-800 рублей за килограмм живого веса — это около 18 000-24 000 рублей за племенное животное со всеми необходимыми сопроводительными документами. Половозрелый молодняк торгуется в диапазоне 28 000-35 000 рублей за голову. Также отметим, что спрос на романовку возрастает как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому фермеры с полной уверенностью могут заявить, что романовская порода — ценнейшая часть мирового генофонда овец.
Романовская овца: всё, что вы хотели знать о породе, выведенной в Ярославской области
Инфографика: «Яркуб»
Достижения России невозможны без труда сельского человека
Достижения России невозможны без аграриев, которые являются частью и двигателем сельской жизни и экономики. История романовской овцы стала отличным примером, как благоприятных условий климата и заливных лугов было бы мало без энтузиазма, кропотливого и творческого труда человека. Разведение и развитие этой породы овец стали возможны благодаря смелости и верности традициям русских людей.
Фото: Фермерское хозяйство «Юрьевское»
Столетиями важность роли сельского человека в развитии деревенских территории и укреплении экономического потенциала страны было сложно переоценить. Ярославцы и по сей день чтут первопроходцев в этом деле и помнят, как появилась романовская овечка. Так, в столице Первомайского района — в посёлке Пречистое — работает экспозиция, посвящённая ярославским крестьянам и «народным» селекционерам, которые вывели романовскую овцу, снискавшая славу и за пределами России.
Активный труд и творческий вклад сельского человека служит напоминанием о значимости села, где реализуются потенциал и уникальные возможности сельского хозяйства и жизни в деревне.
Иллюстрация: Дарья Пожилова
Заглавная иллюстрация: Дарья Пожилова
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В небольших деревнях и сёлах не так много мест, где проводятся художественные и культурные мероприятия. Чаще всего даже одно: библиотека или ДК. В Кукобое Первомайского района есть и то, и другое. Под одной крышей.
В сердце села — местном Доме культуры — кипит жизнь: проводятся репетиции творческих коллективов, мастер-классы, открыта посвящённая Захарьевской женской коммуне экспозиция, а за одной из дверей находится тихий уголок — Кукобойская библиотека.
В скромных стенах библиотеки полки с книгами, журналами и подшивками районной газеты приветствуют своих читателей и предлагают погрузиться в другие миры и эпохи. Сельчане разных поколений, забывая о повседневных заботах, находят здесь развлечение и вдохновение.
«Яркуб» посетил Кукобойскую библиотеку, а совершить это путешествие нам помогли библиотекари Светлана Куликова и Анна Чистякова, которые с преданностью своему делу рассказали о культурной жизни села.
Свою историю Кукобойская библиотека ведёт с 1908 года, когда известный меценат Иван Агапович Воронин вложил средства на открытие новой читальни для своих земляков. В крупнейшей библиотеке уезда в то время было почти две тысячи книг, выписывались журналы и газеты. Так Кукобой на долгие годы стал очагом культуры, охватывающим близлежащие деревни и сёла.
— Я работаю здесь с 1988 года. Раньше наша библиотека находилась в деревянном здании, которое признали аварийным. И мы переехали в ДК 2001 году. У нас и детский, и взрослый отдел, — рассказывает Светлана Куликова.
Спустя век фонд библиотеки заметно вырос и сейчас насчитывает 14 тысяч экземпляров. И читателям есть из чего выбрать: здесь и отраслевая, и художественная, и детская литература, есть и бестселлеры.
Помещение у библиотеки небольшое, в узких проходах между стеллажами почти не развернуться
— Женщинам нравятся в основном любовные романы, а мужчины, естественно, читают детективы и фантастику, — рассказывает о предпочтениях односельчан Анна Чистякова, — Конечно, берут классику и серьёзной литературой увлекаются. К примеру, пожилых людей больше интересуют книги про деревню и быт.
Кукобойцев при входе в библиотеку как раз встречают стеллажи с самыми популярными изданиями. По многим книгам понятно, что брали их не один раз и активно читают и перечитывают.
Классикам уделено отдельное место. Раздел каждого писателя сопровождает его портрет
— За 2023 год у нас было чуть более 800 читателей. Количество посетителей увеличивается летом за счёт дачников и детишек, приезжающих к бабушкам. Кстати, все ученики сельской школы тоже записаны к нам, — рассказывает Светлана Куликова.
Конечно, подрастающее поколение приходит за книгами по школьной программе. Но есть у молодёжи и своя страсть — ужасы. Именно этот жанр, как признаются библиотекари, стал самым популярным у подростков.
Фантастики тоже много: от мирового классика Бредбери до огромных циклов Веры Камши
— Наш фонд несколько устарел. Хотелось бы видеть больше детских красочных книг, — замечают библиотекари. — В течение года бывают поступления новых изданий, получаем восемь журналов: детские и для взрослой аудитории: «Смена», «Дарья», «Народный доктор». Есть люди, которые приходят исключительно за журналами или газетами.
Пожилым читателям и людям с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут прийти за книгами сами, библиотекари носят их домой.
— В Кукобое есть центр временного пребывания пожилых граждан, куда мы носим книги. Если у нас какой-то литературы нет в наличии, то через межбиблиотечный абонемент мы заказываем книги в областных библиотеках. Стараемся удовлетворить запросы всех читателей! — говорит Светлана Куликова.
Особое место занимают местные поэты и писатели. Здесь уважают талантливых земляков
Библиотека — это не только про книги. Это место играет важную роль в общественной жизни и воспитании. Здесь проводятся разнообразные культурные мероприятия, объединяющие жителей села: от конкурсов среди активных юных читателей до уютных встреч с литературными беседами. И всё это делают всего два библиотекаря, Светлана и Анна. Помимо выдачи книг и бумажной работы, они успевают продумывать досуг и организовывать выставки.
— Мероприятия готовим ко всем праздникам, к юбилеям писателей: беседы, конкурсы чтецов и многое другое. Причём мы не ограничены только стенами библиотеки: ходим в детский сад и школу, — рассказывают библиотекари. — Каждый год у нас проходит «Летнее чтение», когда устраиваем викторины, проводим киновечера, поощряем самых активных читателей. Конечно, работаем в тесном сотрудничестве с Домом культуры, школой, детсадом.
Выставка к юбилею Крылова. Никогда не поздно вспомнить то, что давно проходили в школе!
Прогресс добирается и до провинции. Кроме удобного межбиблиотечного абонемента, Кукобойская библиотека может похвастаться техническим оснащением. Пусть немного скромным по меркам городских коллег, но очень полезным! В 2020 году библиотека выиграла сто тысяч рублей в конкурсе лучших сельских библиотек. На эти деньги купили ноутбук, экран и проектор. Теперь почти каждое мероприятие сопровождается показом познавательных фильмов, мультфильмов. Как рассказывают сами библиотекари, ребята всегда с удовольствием участвуют в таких встречах.
— Через два года, в 2026-м, мы будем отмечать 500-летие села, поэтому с этого года мы начинаем проект «Колесо истории», или «Путешествие по Кукобойской земле». Будем собирать краеведческие материалы и исторические фотографии, проводить тематические мероприятия, — делится планами Светлана Куликова.
Отдельной кипой лежат пожелтевшие от старости выпуски Первомайской газеты «Призыв», которая пользуется популярностью у местных краеведов
Помимо привычных книжных полок, в библиотеке развернули целое производство окопных свечей
Одни из первых библиотеке. Сейчас эти старинные книги хранятся в школе
Полки проминаются под тяжестью увесистого собрания БСЭ
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».«Яркуб» отправился в Кукобой.
Весна уже сменила зиму: наступила безоблачная погода, а мартовское солнце начинает согревать землю и растапливать огромные сугробы. Это время года традиционно считается обновлением жизни, именно поэтому мы отправились посмотреть, как живёт русская деревня в преддверии весны.
Корреспонденты «Яркуба» приехали в одно из самых старых сёл Первомайского района — Кукобой. Населённый пункт, в котором проживает порядка 800 человек, официально считается родиной Бабы-Яги и хранит множество старых легенд и историй.
Пусть население Кукобоя с каждым годом редеет, село продолжает жить своей размеренной жизнью: дети ходят в школу, а после занятий — в дом культуры на репетиции или библиотеку. А жители постарше, возвращаясь с работы, идут в магазины, которых тут целых шесть. Даже есть пункт выдачи заказов одного из интернет-магазинов.
Как выглядит глубинка, смотрите в нашем фоторепортаже из Кукобоя.
Главная достопримечательность села — Храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в начале XX века на деньги купца Ивана Агаповича Воронина.
Неподалёку от храма находится музей Бабы-Яги. Интересное соседство двух противоборствующих сил.
На улочках сами по себе гуляют собаки. Вот одна прилегла прямо на дороге.
В 2026 Кукобой будет отмечать своё 500-летиие. Местные точно закатят массовые гуляния.
Небольшая речка Ухтома делит село на две части. С высоких холмиков вид открывается прекрасный.
Пожалуй, самый необычный памятник Ленину. Жёлтый Ильич среди белых сугробов светится словно названная в его честь лампа. К слову, некогда вождь мирового пролетариата был бронзового цвета.
Повалил мокрый снег, а кто-то не успел убрать вещи.
Напоминание односельчанам от местных экоактивистов.
Если бы не внезапно появившийся снегоход, никто бы и не понял, что это село, а не коттеджный посёлок на окраине города.
Шапки снега начинают сползать, а сосульки таять — витает весна, одним словом. Всё-таки в деревне особенный воздух и дышится по-другому.
Почти в каждом российском населённом пункте есть такой обелиск, где написаны имена местных жителей, ушедших на фронт Великой Отечественной войны.
А величественный храм виднеется почти из каждой точки села.
Фото: «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».