В Ярославском музее-заповеднике открылась новая выставка, ее полное название звучит так: «Киев и Ярославль: духовное взаимодействие. К 400-летию типографии Киево-Печерской лавры». В небольшом зале под стеклом расположилась часть из 140 книг, изданных в этой типографии. «ЯрКуб» предлагает совершить виртуальную прогулку по выставке.
Прежде всего, стоит сказать, что в собрании музея-заповедника хранятся редчайшие книги, известные в единичных экземплярах — эти раритеты сохранились благодаря тому, что многие деятели украинской церкви, имеющие отношение к Киево-Печерской лавре, служили на ростовской кафедре и возглавляли монастыри Ростовской епархии. Когда-то Киево-Печерская лавра являлась центром древнерусской культуры, а книги, отпечатанные там, сейчас выявляют тесные связи между Россией и Украиной. Например, композиция одной из фресок на северной стене церкви Ильи Пророка создана на основе фронтисписа (рисунка перед первой страницей книги или вверху страницы перед началом текста) к книге Лазаря Барановича «Меч духовный» (Киев, 1666 год).
Киево-Печерская лавра
Это первый монастырь в Древнерусском государстве, основанный в 1051 году монахом Антонием и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами в Киеве, где позже были построены храмы, кельи, крепостные башни и другие строения. Главным храмом монастыря стала Великая Успенская церковь. История Лавры и история Русского государства взаимосвязаны и едины. Лавра — один из самых почитаемых и крупных православных монастырей, важнейший культурный центр, где развивалось летописание, искусство иконного письма, православная богословская мысль, книгопечатание и разнообразные ремесла.
Икона
Интерактивная экскурсия: выставка к 400-летию типографии Киево-Печерской лавры
Богоматерь Печерская с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Конец XVII века.
Преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерской лавры, его именем названы Ближние пещеры лавры. Родился он недалеко от Чернигова, в местечке Любече, посетил Палестину, на обратном пути принял постриг на Афоне. В 1028 году вернулся в Киев и поселился в пещере на Брестовой горе. Его первыми учениками стали Никон и Феодосий. После того, как число учеников достигло 12 человек, под руководством Антония выкопали большую пещеру, где была устроена церковь, трапезная и отдельные кельи для монахов (эти сооружения сохранились до сих пор).
Типография Киево-Печерской лавры
Типография возникла на фоне острой политической и церковной борьбы конца XVI-начала XVII веков. В 1595 году решением ряда епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой в Риме был подписан Акт о присоединении к Римско-католической церкви. Это означало принятие католического вероучения и переход в подчинение к римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Позже в Киевской митрополии по понятным причинам произошел раскол.
Типографию основал архимандрит Киево-Печерской лавры Елисей Плетенецкий, который купил типографский материал у наследников Федора Балабана, создателя типографии в Стрятине. Лаврская типография оказалась самой крупной на Украине и самой долговечной, так как без перерыва работала до Октябрьской революции. Первая книга была издана в 1616 году — это был «Часослов».
Патерик
Патерик как жанр возник в литературе христианского Востока в IV–V веках. Патерики входили в круг книг, переведенных на славянский язык вскоре после принятия христианства, на них же ориентировались древнерусские составители житий святых. Киево-Печерский патерик — это свод жизнеописаний святых отцов Киево-Печерского монастыря, одна из жемчужин русской литературы. Патерик был одним из самых часто издаваемых памятников, а также самой богато иллюстрированной книгой в 17 веке: каждому святому была посвящена своя гравюра.
«Беседы на 14 посланий апостола Павла» Иоанна Златоуста
Интерактивная экскурсия: выставка к 400-летию типографии Киево-Печерской лавры
«Беседы на 14 посланий апостола Павла» Иоанна Златоуста — одно из лучших изданий Киево-Печерской лавры. Она была задумана князем Константином Острожским, в имении которого Иван Федоров в 1681 году напечатал первую полную славянскую Библию. Перевод книги Иоанна Златоуста выполнил старец Киприан родом из Острога, а издал ее архимандрит Елисей Плетенецкий. Текст напечатан в два столбца, то есть, в книге 34 страницы и 3203 столбца. В предисловиях Захарии Копыстенского и Елисея Плетенецкого содержатся призывы «быть стойкими, терпеливыми и мужественными в вере», причем первый рекомендовал издание как источник для проповедей, а второй назвал его «душеспасительным бисером».
Периодическое издание
Интерактивная экскурсия: выставка к 400-летию типографии Киево-Печерской лавры
«Воскресное чтение» — это журнал, который издавался при Киевской духовной академии в 1837–1912 года (издание на фото — 1838 год), первый журнал духовно-нравственного содержания в Киеве. Он был основан редактором академии епископом Чигиринским Иннокентием (Борисовым), преподавателем протоиереем Иоанном Скворцовым и другими духовными деятелями.
Оформление книг
Кроме того, что киевская книга, в отличие от московских изданий, содержала в себе огромное количество иллюстраций, она была и богато украшена. Например, в Киеве любили красную кожу с золотом и тонкие орнаменты с мотивами солнца.
Евангелие
Интерактивная экскурсия: выставка к 400-летию типографии Киево-Печерской лавры
В издании 1707 года помещена гравюра «Иоанн Богослов», подписанная «Даниель Галяховский изобрази в Киеве 1707 року».
Больше фотографий с выставки вы найдете в галерее под публикацией. Также «ЯрКуб» рекомендует прочитать материал «Загадки испанского триптиха XV века» о новой выставке в Музее зарубежного искусства.
Интерактивная экскурсия: выставка к 400-летию типографии Киево-Печерской лавры