Провал в яму, приветливый контролер и странное списание средств с карты: чем запомнится ярославцам первый день эры нового транспорта
В Ярославле 1 апреля 2023 года стартовал новый этап транспортной модернизации. В течение ближайших двух месяцев городу предстоит обновить весь автобусный парк и перейти на новый режим оплаты проезда.
Напомним, обновление началось с 18 маршрутов. 1 апреля новые автобусы вышли на маршруты №№ 2К, 4, 4А, 5, 8, 11, 14, 15, 28, 33, 41А, 41Б, 42, 53, 70, 76, 77, 99. Каким был первый день работы автобусов в Ярославле? С какими трудностями и проблемами пришлось столкнуться пассажирам? А что наоборот порадовало? Мы изучили отзывы ярославцев и протестировали новый подвижной состав сами.
Отметим, проверить работу новых автобусов мы вышли на улицы Дзержинского района, где проходят несколько популярных маршрутов, которых коснулась модернизация.
Отследить по-старому не получится
Начнем с того, что отследить новый транспорт в телефоне по-старому тоже не получится. Полюбившийся горожанам сервис «от76.ру» постепенно уходит в прошлое. Сразу после Нового года с него пропали трамваи и троллейбусы. Теперь оттуда убрали маршрутки. А вкладки с электротранспортом и автобусами, которых коснулась модернизация, теперь перебрасывают на новый ресурс bus. yarobltrans. ru. Разобраться в нем сходу и быстро привыкнуть к новому интерфейсу и функционалу сложно. А ведь еще и отыскать в нем свой маршрут и свою остановку нужно. К тому же дептранс подробной памятки по использованию сервиса так и не выпустил. Неудивительно, что некоторые на остановке так и закрывали сайт, не получив нужной информации.
Напомним, отследить движение бортов можно по-прежнему в мобильном приложении «Ярославская область транспорт». В браузере карты доступны по ссылке bus.yarobltrans.ru, аналогичная текстовая версия — по ссылке bus.yarobltrans.ru/wap. А полное расписание каждого из обновленных маршрутов — на yargortrans.ru/newschemelist.
Без сбоев не обошлось
Заявленный расписанием на дневное время субботы интервал автобусов №№ 8, 11 и 42 — порядка 10-15 минут. Можно сказать, приятное удивление вызвало то, что примерно за 40 минут сбоев в нем отмечено не было. Упомянутый выше сервис, прогнозирующий прибытие автобуса на остановку, тоже работал вполне корректно. Фактическое прибытие борта не отклонялось от прогнозного более чем на минуту.
Однако радоваться пришлось недолго. С проспекта Дзержинского на новеньком автобусе добираемся на главную брагинскую конечную — «15-й микрорайон». И первый же борт здесь в нашей проверке терпит фиаско — 42-й автобус, который должен отправиться в поселок Куйбышева в 15:09, просто-напросто не приезжает. Хотя машина и стоит на кольце на парковке.
Стоявший на кольце борт прибывает на конечную остановку в 15:17 вместо заявленных 15:19. Что это было? Смеем предположить, что один из автобусов по какой-то причине не вышел на линию. Следующий, дабы сократить образовавшийся интервал, отправился чуть раньше. Однако в итоге ожидающий транспорт пассажир получил интервал во вместо обещанных десяти минут сразу 18.
Старый асфальт не принял новые автобусы
После этого проверили еще несколько рейсов на двух остановках. Здесь обошлось без сбоев, но говорить, что все гладко, рано. За первый день модернизации произошло как минимум два неприятных инцидента на линиях.
Так, около половины первого новенький ЛиАЗ, следовавший по восьмому маршруту, рядом с остановкой «Школа № 56»... завалился в яму на дороге.
— Вот и минус один... Провалился в яму, — рассказал очевидец Леонид Чистов.
Выехать из выбоины оказалось непросто. Водитель высадил пассажиров и стал ожидать техпомощь. По словам местных жителей, автобус простоял на дороге около двух часов. После чего его вызволил из плена прибывший эвакуатор.
Происшествие обошлось без серьезных последствий, однако автобус сошел с линии, не доехав две остановки до конечного пункта. А затем, получается, не вышел на следующий рейс до «Вернисажа». Таким образом, обозначенный интервал сразу вырос в два раза.
Ранее глава департамента транспорта Татьяна Черемных неоднократно обещала, что некоторое сокращение рейсов будет компенсировано их бесперебойностью и безукоризненным исполнением расписания. Однако уже в первый день мы сталкиваемся со сбоями. В общем-то, по не зависящим от транспортников причинам — дорожники подвели, но пассажиру-то какое до этого дело? А если ДТП, пробка, погодные условия наконец? В общем-то, рядовые ситуации рискуют разрушить идею с безупречной пунктуальностью автобусов на корню.
Как минимум еще один случай произошел около половины восьмого на Привокзальной площади, и снова с восьмым автобусом. По словам ярославца Георгия, у ЛиАЗа заклинило переднюю дверь.
Терминалы работают, но без сбоев тоже не обошлось
Другое нововведение в рамках модернизации касается оплаты проезда. Летом планируется отказаться от приема наличных, а всех бывших кондукторов наделить обязанностями контролеров. Сейчас перед ними стоит задача научить пассажиров правилам безналичной оплаты.
Во всех новых автобусах на поручнях имеются терминалы. Оплатить по ним можно любой картой: банковской, персонифицированной льготной, проездным долговременного пользования и новой «Якартой».
Терминалы будут появляться в автобусах по мере их обновления. В трамваях и троллейбусах такие валидаторы установили в уже имеющихся машинах.
В некоторых автобусах вчерашние кондукторы с улыбкой и приветствием встречают входящих пассажиров и позитивно рассказывают о нововведениях.
Возможность оплаты наличными пока остается как минимум до лета. Стоит отметить, что наличку по-прежнему выбирают многие. На глаз — ну треть пассажиров точно.
В некоторых автобусах вместо кондукторов — девочки-волонтеры с теми же функциями.
А в некоторых автобусах нет никого. И в них, конечно, не обходится без «зайцев». Например, в один из 42-х с опаской заглянула толпа подростков и, убедившись, что в салоне нет ни кондуктора, ни волонтера, очень обрадовалась возможности бесплатного проезда.
Между тем, сами бывшие кондукторы отмечают: скоро им будут выдавать специальные планшеты, с помощью которых они смогут определять, где безбилетников едет больше всего. И наведываться туда. Считать количество вошедших и затем сверять с количеством оплативших проезд будут специальные «умные» датчики.
Будут штрафовать «зайцев» или нет, пока непонятно. Как минимум заставлять купить билет — точно. Напомним, чтобы доказать наличие билета, достаточно будет приложить свою карту, которой оплачивали проезд, к терминалу контролера.
Еще одна проблема с оплатой, о которой сообщили ярославцы, связана с мобильным приложением.
«Почему в приложении нельзя сделать ручной выбор автобуса при оплате? Табличка с возможностью оплаты через приложение появляется даже не через раз, а через десять раз. И часто в ней вообще нет нужного автобуса, зато есть какие-то посторонние», — написали в субботу в группе «Общественный транспорт Ярославль».
Наконец, в совсем уж странную ситуацию попала ярославна Жанна Колоско. Девушка ехала на автобусе № 41А.
— Как законопослушный человек купила «Яркарту» в универсальной кассе на Московском вокзале. Пополнила на 320 рублей. Приложила к устройству в автобусе, и, о чудо... остаток 14 рублей... Итого, с остановки «Суздальское шоссе» до остановки «Дядьковская» цена поездки составила 306 рублей. 306 рублей! — рассказала Жанна. — Позвонила на горячую линию по номеру 122, сказали, приезжайте и пишите заявление о некорректном списании денежных средств. Обещали вернуть.
Медиапанели будут, но позже
На всех автобусах снаружи работают электронные маршрутоуказатели. Навигационные панели есть и внутри, правда, не везде. Как пояснили в дептрансе, часть автобусов начала работу только с основным и необходимым оснащением. Дополнительное будет поставлено немного позднее.
Заработали и новые аудиоинформаторы. Интересно, что привычный бодрый мужской голос заменили на более спокойный женский.
Впрочем, попадаются и автобусы с имеющимися внутренними панелями, но почему-то неработающими. Как и отключенным автоинформатором. Тоже минус, конечно.
Первые лица тоже прокатились
В первый день модернизации в транспорте прокатились губернатор Михаил Евраев и мэр Артем Молчанов. И остались довольны. Глава региона вновь напомнил о важности реформы и сказал, что это большой шаг вперед.
Кроме того, губернатор анонсировал: в перспективе, возможно, разовый билет станет дороже разовой поездки по абонементу. То есть регулярно пользующимся транспортом намного выгоднее станет приобретать проездной-абонемент.
Вместо вывода
В целом, несмотря на названные минусы, первый день точно нельзя считать провальным. Важно учесть все сделанные ошибки и впредь их не допускать. На руку транспортникам здесь и то, что модернизация вводится постепенно, не в один будничный день, как в июле 2021-го. Нужно поэтапно устранять все недостатки, и тогда к лету Ярославль действительно имеет все шансы получить современный, удобный, стабильно работающий общественный транспорт.
И с приходом тепла ремонтировать дороги, конечно. Очень активно.
Фото: «Яркуб», Леонид Чистов, Георгий Ярославский
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».