Евгений Макаров вышел на свободу из ярославской ИК-8 2 октября. Встретившим его журналистам он рассказал, как над ним издевались в колониях и что он собирается делать дальше.
Освобождённый Евгений Макаров — о пытках в колонии и планах на будущее
Евгений Макаров вышел на свободу из ярославской ИК-8 2 октября. Встретившим его журналистам он рассказал, как над ним издевались в колониях и что он собирается делать дальше.
Предыстория
Евгений Макаров, осуждённый за причинение тяжкого вреда здоровью и имеющий ещё несколько условных сроков, провёл в колониях больше пяти лет. В течение этого времени заключенный неоднократно жаловался на избиения и издевательства со стороны сотрудников УФСИН. СМИ, в том числе «Яркуб», сообщали о данных фактах, однако уголовные дела были возбуждены много позже, после обнародования записей с видеорегистраторов сотрудников колоний.
Видео избиения Евгения Макарова в ИК-1 в июне 2017 года опубликовала «Новая газета». Запись журналистам передала адвокат Фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова. На кадрах видно, как Макарова, скованного наручниками, два десятка сотрудников колонии бьют дубинками и кулаками, льют ему на голову воду. Следственный комитет по Ярославской области возбудил уголовное дело о превышении должностных полномочий с применением насилия. Потом дело передали в Главное управление СК.
В августе «Общественный вердикт» и «Новая газета» опубликовали еще одну запись с избиениями заключенных в ИК-1, снятую в ноябре 2016 года. На видео сотрудники колонии прогоняют осуждённых по коридору, бьют и оскорбляют. По обобщенному уголовному делу задержаны как минимум 14 уфсиновцев. Кроме того, Ирина Бирюкова объявила о возбуждении уголовного дела по факту избиения своего подзащитного и ещё троих заключённых в декабре 2017 года в ИК-8, куда Макарова перевели спустя полгода после избиения в колонии № 1.
После возбуждения уголовного дела, находясь в ИК-8, Макаров получил госзащиту, ответственным за исполнение которой назначили начальника колонии. Как будет обеспечиваться защита после освобождения, пока неизвестно. Адвокаты «Общественного вердикта» решают этот вопрос. Они не исключают возможности преследования Макарова со стороны сотрудников УФСИН.
У ворот колонии
Евгений Макаров вышел на свободу на два месяца раньше, так как суд удовлетворил его ходатайство о пересчёте срока в соответствии с действующим законодательством.
Освобождённый Макаров выглядел бодро, улыбался. Он поблагодарил собравшихся журналистов за поддержку и рассказал о том, как с ним обращались сотрудники колонии. «Они построили свою рабскую зону, они закрыты от общества. Если не готов делать то, что тебе скажут — наклониться и ходить гуськом, например, — то тебя будут бить за это, — вспоминал Макаров. — А если говоришь, что такие действия незаконны, то они говорят: пиши жалобу. Для них это все равно что послать на три буквы, потому что знают, какой ответ придёт из прокуратуры, и будут бить ещё сильнее».
Молодой человек заявил, что он ни разу не спровоцировал сотрудников колонии, наоборот, источник всех конфликтов — фсиновцы. «Я их не дразнил, все ситуации спровоцировали они. В июне 2017 года они специально спровоцировали меня: взяли мое письмо из дома, которое лежало в Библии, и растоптали его. Они знали, что я приду в бешенство, начну кричать — так они меня уловили и за это избили».
По словам Макарова, в ИК-8 его перевели те же, кто избивал в первой колонии, и в восьмой продолжили над ним издеваться. «Глумились, постоянно держали в изоляторе. После публикации видео они, конечно, забегали, стали бояться за себя, но продолжили угрожать намёками, показывали жестами, мол, голову отрежем». Госзащита, которую предоставили Макарову, проявлялась в том, что его отправляли в изолятор, где он сидел в одиночестве. После освобождения Макаров опасается за свою безопасность. «Какими зверьми они показали себя здесь [в колонии], такими и останутся». Евгений и адвокаты полагают, что на него могут напасть. Юристы «Общественного вердикта» обратились к следователям, чтобы узнать, как госзащита Макарова будет осуществляться на свободе. Защита предоставлена ему на полгода.
Об арестах по его делу Макаров узнал по радио. В камере у него была возможность читать выпуски «Новой газеты». «Когда узнал об арестах, было чувство абсолютной радости: наконец-то справедливость восторжествовала», — улыбнулся освобождённый. Улыбался Макаров, когда рассказывал о «фантастической четвёрке» — его друзьях в колонии, которые продолжат бороться с пытками. Руслан Вахапов объяснил: «Общественный вердикт» и «Русь сидящая» держат ситуацию на контроле.
Загадывать на будущее Макаров не стал. Пока он планирует провести время с семьёй и отдохнуть.
Что рассказал адвокат о новых заявителях
Встречать Макарова приехал адвокат «Общественного вердикта» Эльдар Лузин. Он заверил журналистов, что Фонд продолжит заниматься расследованием преступлений в колониях Ярославской области.
В частности, у правозащитников есть заявитель из угличской ИК-3, который почти год просидел с громкой музыкой в камере ИК-8. Каждый день в 5:30 музыку включали сотрудники колонии, среди которых — фигурант дела о пытках в ИК-1 Сардор Зиябов. Выключали музыку только во время отбоя. Так сотрудники колонии довели осуждённого до попытки самоубийства.
Заявление заключенного направили в Следственный комитет. Тех, кто сейчас остался в восьмой колонии и готов бороться, «Общественный вердикт» будет поддерживать.