«Русская культура всегда имела, имеет и будет иметь огромный потенциал»: интервью с президентом Ярославского Фонда развития культуры
Культура — это неотъемлемая часть жизни общества, которая отражает его идеалы, традиции и ценности. В условиях быстро меняющегося мира культура претерпевает изменения, адаптируясь к новым реалиям.
Какие тенденции можно выделить в развитии современной российской культуры? Какие направления являются приоритетными? В чём сильные и слабые стороны современной культуры? Эти и другие вопросы мы обсудили в беседе с президентом Ярославского Фонда развития культуры, режиссёром, поэтом, музыкантом и просто замечательным человеком Александром Евгеньевичем Орловым.
— Александр Евгеньевич, что для Вас скрывается под термином культура?
— Культура — это форма общественного сознания, направленная на воспроизводство идеалов. Поэтому она как лакмусовая бумажка — отражает мировоззрение человека. Составляющие культуры: язык, письменность, история, религия и искусство. Культура есть у каждой социальной группы, всё, что сделано человеком, есть отражение его культуры.
— Какое направление взяла российская культура к 2024 году?
— Сложно сказать... Есть официальная культура, которая пропагандирует традиционные ценности, защиту ребёнка, но не стоит думать, что это единственная культура. Что бы мы ни говорили, что бы ни пропагандировали, нам не избавиться от культуры гастарбайтеров, иноверцев, бомжей. Эти люди всё равно ходят среди нас и проповедуют свои идеалы.
— Какой потенциал сегодня имеет российская культура?
— В любой день можно задать этот вопрос, и ответ будет один и тот же: русская культура всегда имела, имеет и будет иметь огромный потенциал. Как бы её ни унижали, ни принижали её достоинство, относя к сфере услуг, с которой она не имеет ничего общего, ни перекрывали кислород её лучшим представителям, подобно тому, как поступали с самим Христом, подавить и обесточить её не удастся. Вопрос в другом: будут ли среда, в которой мы живём, и все мы вместе взятые, способствовать созданию условий для активной жизнедеятельности и признания её лучших представителей? Я хочу здесь привести пример, пример уже энциклопедичный, и его никто не сможет опровергнуть, так как он подкреплён статистикой. За время существования СССР советская культура дала самое большое за всю историю человечества количество гениев науки, литературы, поэзии, живописи, кино, театра и множества других областей знания. Со времён Ноева потопа никогда за такой срок не было дано человечеству столько гениальных людей. На сегодняшний день мы не можем представить ни одного примера, соизмеримого с советским периодом ни по масштабу личности, ни по значимости вклада, что говорит о том, что среда и то общество, в котором мы живём, не способны открыть ворота и проложить мосты самым гениальным, самым талантливым, самым способным и самым выдающимся людям. В своём большинстве на плаву одноразовый планктон, несущий в массы невежество, на нём и наживающийся.
— Что нужно для создания подходящей культурной среды?
— Грибоедов уже всё сказал: А судьи кто? Зачастую невежественные судьи и определяют нашу реальность. После Грибоедова, конечно, были Пушкин, Гоголь, Достоевский, они развивали тему по-своему, но заголовок был дан раньше. Станиславский перевёл эту фразу на более простой язык, указав уже не на судей, а на потребителя и ценителя талантов: «Театр начинается с вешалки». Я думаю, к нашему времени это высказывание подойдёт больше, чем другие. Допустим, я захожу в театр последним, вижу грязную обувь и одежду, которые висят в гардеробе, и понимаю, что этот театр не для меня. Это не потому, что я не уважаю этих людей, вовсе нет, просто я понимаю, что мне здесь будет неинтересно или, наоборот, понимаю, что это мой спектакль. Вот так мы и применяем две эти фразы: «А судьи кто?» и «Театр начинается с вешалки». Всё это я говорю к тому, что в театр, филармонию и другие учреждения культуры должна ходить соответствующая публика, которая может выносить своё суждение наравне с профессионалами. Когда в театр заходит заскучавший на улице, слегка замёрзший прохожий, этот театр превращается в ночлежку или постоялый двор. Мы должны вернуть истинного зрителя, истинного слушателя и читателя. То же самое касается и культурных деятелей: они не должны работать, они должны жить своим делом. Любое здание культуры — это храм, и когда люди вспомнят об этом, культурная среда снова начнёт своё формирование.
Вторая проблема, которая остро стоит в современном обществе, — это отсутствие независимого экспертного сообщества во всех культурных сферах. Если бы такие сообщества были, то многие талантливые люди, которые сейчас сидят без работы, не только смогли бы заниматься любимым делом, но и сделали бы прорыв в современной культуре. Проблема среды в том, что её некому формировать, некому задать правильный ракурс. Если мы хотим иметь подходящую культурную среду, то нужно, чтобы во главе культуры стояли подходящие по всем культурным критериям люди, а не человек с её периферии, тем более не хамло с периферии.
— Следующий вопрос хотела задать как раз на эту тему. Я думаю, Вы читали недавнее высказывание директора театра Вахтангова на тему того, что во главе культуры иногда стоят люди, которые не имеют к ней никакого отношения. Что Вы думаете по этому поводу?
— Я знал такого министра культуры в Ярославле, как Лариса Сорокина. Мне было достаточно поговорить с ней один раз, и я с уверенностью могу сказать, что в некоторых областях культуры этот человек разбирался лучше меня. Я всегда считал себя человеком образованным, который и по сей день не перестаёт учиться и совершенствоваться. Я разбираюсь во многих областях культуры и обладаю большим кругозором и знаниями. Сам пишу музыку, сам её свожу, ставлю спектакли и сам сочиняю тексты для своих песен и не только. Хорошо помню, что, когда начинал работать в области культуры в Ярославле, у нас было всё хорошо, и это была заслуга этого министра, тогда должность называлась директор департамента, но это было более десяти лет назад. Что же касается министра культуры сегодня, то я не могу давать никаких комментариев, я недостаточно знаю этого человека, чтобы высказывать какое-либо мнение, тем более он только что принял эстафету.
— Как помочь культуре ожить, вытащить её из вчерашнего дня и заставить заглянуть в завтрашний?
— Все основоположники советского театра — Станиславский, Вахтангов, Таиров, Любимов, Васильев, Морозов —начинали с любительского искусства, в начале пути у них не было никаких дипломов, а у многих вообще не было. Если любительское искусство не будет развиваться, то и в дальнейшем искусство зачахнет, потому что подпитка всегда идёт из народа. Нужно обращать внимание на самодеятельность. А где находится большая часть самодеятельности? Конечно, во дворцах культуры. Весь потенциал для завтрашней культуры именно там. Всё, что мы видим сегодня на профессиональной сцене, — это наше вчера, и мы на него уже не повлияем. Но самое крепкое образование — это непрерывное самообразование, зрителю мы не бумажку будем показывать, купленную на деньги, идущие на подкормку заполняльщиков зачёток. Показывать мы будем наши идеалы, воплощённые в художественную форму, интеллект и нетривиальные идеи, добытые всей жизнью и, желательно, поблёскивающие новизной. А если необразованная деревенщина придёт руководить театром, то вскоре его коллектив будет похож на посиделки трактористов, если клоун приедет руководить крупным федеральным театром, то вскоре этот театр превратится в цирк, аналогично любое другое предприятие культуры.
— В завершение нашей беседы хочется узнать, что Вы можете пожелать российской культуре?
— Пожелание у меня только одно, и оно очень чётко выраженно в стихотворении прекрасного поэта Андрея Вознесенского:
Не оскверняйте святынь,
тех, что не в прошлом, а ныне.
Хрупки живые святыни,
гипс в них ещё не застыл.
Вам не убить Паганини!
Ждут поколенья иные —
не оскверняйте святынь.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Беседовала Надежда Львова