Нужен ли Ярославлю свой театр? Мнения экспертов и зрителей
Коротко. Большинство собеседников «Яркуба» ответили: своя театральная труппа и свой главный театр Ярославлю очень нужны.
Татьяна Злотникова, доктор искусствоведения, профессор ЯГПУ имени Ушинского
— Поймите, в цивилизованной стране это вообще не предмет для обсуждения. От самого вопроса веет столичным снобизмом, он неприличный, но я прекрасно понимаю, откуда идут подобные разговоры. С таким же успехом можно заявить, что провинции не нужны водопровод и электричество, пусть живет, как двести-триста лет назад.
— Дарья Озерова, лаборант
— В театре я бываю часто, мне очень нравятся дипломные спектакли выпускников театральных вузов, поэтому фестивали «Будущее театральной России» мы с друзьями не пропускаем никогда.
Что до работ самих волковцев, то, откровенно говоря, я не поклонник творчества Евгения Марчелли, и хотя я человек молодой и толерантный, мелькание перед глазами обнаженных тел не вызывает в моей душе положительного отклика. Честно пыталась понять суть пьес, которые он ставит, не поняла. Но это вовсе не означает, что я выступаю за то, чтобы театра не было. Пусть будет! Но идея превратить Ярославль в большую гастрольную площадку, в место, где собираются лучшие театральные коллективы, мне по душе.
Юлия Метельская, психолог, психоаналитик
— В Ярославле не будет своей труппы, а к нам будут приезжать со своими постановками столичные театры?! Это какая-то нереалистичная фантазия! Свое всегда можно развивать, а по отношению к чужому — мы только в пассивной позиции.
И второй момент — а где, по-вашему, должны получить работу и начать свою карьеру актеры, режиссеры, сценаристы, если оставить только столичные театры? Масса известных и талантливейших людей начинали карьеру в провинции.
Александр Стрельников, журналист, писатель
— Местные театры нужны не для того, чтобы растить звёзд. Местные театры нужны для того, чтобы растить граждан.
Игорь Каневский, преподаватель вуза
— А разве существование трёх ярославских театров мешает гастролям ведущих театров? Мне кажется, не будь провинциальных театров, и столичные не были бы такими блистательными. Сколько гениальных актёров начинали своё восхождение в провинции! Сколько режиссёров оттачивали там своё мастерство! Поэтому — больше театров, хороших и разных! Даже любительских!
Андрей Селевко, педагог
— Извините, но получается, что перед москвичами и другими шапку ломаем (не всегда заслуженно) а своих — хрен на полку!
Евгений Ермолин, профессор, заведующий кафедрой журналистики ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, культуролог, публицист, литературный критик
— Если провинциальные театры со стационарной труппой существуют, то они зачем-нибудь да нужны. Тема богата, и с нюансами, но если коротко, то это стабильный воздух искусства, многие зрители сжились со знакомыми актерами и любят их, стабильная труппа гарантирует определенное качество актерской игры, это площадка регионального патриотизма и, наконец, великих воспоминаний. Тем более за счет федерального бюджета.
Хотя добавить к этому в какой-то доле актерскую биржу и кратковременные контракты было бы неплохо. А гастрольный театр нестабилен, его никто нам не оплатит, это будут выездные концертные спектакли звезд, не более того, и то наш скудеющий кошелек немногих привлечет.
Игорь Гаврилов, директор джазового центра, председатель комиссии региональной Общественной палаты по культуре
— Давайте честно: очень часто, приходя на спектакли «столичных» театров, зрители хотят «посмотреть» на артистов из «кина». При этом они не замечают халтурности игры «киноартистов». Это очень грустно. Так что, если не будет много театров, понизится уровень их «высшей лиги». Таков закон почти всех искусств. По этой логике, если убирать провинциальные театры, то надо ликвидировать и региональные филармонии с их симфоническими и прочими творческими бригадами.
Пойдем дальше и зададим еще вопрос — а зачем нам так много музеев? Ведь большинство далеко не лувры, и ни эрмитажи. Да и консерватории в провинции не нужны, как и театральные вузы...
Говорю не как театрал — театры нужны и важны! Их не будет — путь один: набирать личный состав МВД, УФСИНа и прочих силовиков, одновременно ускоренными темпами вести строительство тюрем.
Говоря все это, я основываюсь на опыте служения джазу, а он у меня большой — 52 года. Знаю точно: если не будет в провинции любительских оркестров, таких как оркестр Аркадия Шацкого в Рыбинске или В.Н. Павлушова в ДК имени Добрынина, то не появятся музыканты уровня Саши Сипягина, который уже давно в элите мирового джаза.