21 ноября 2024 17:50

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

«Яркуб» прислушался к звукам из ночной темноты и теперь — немного мрачный.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Группа «Дурной вкус» — один из самых ярких представителей волны отечественного постпанка. Вдумайтесь: под первым официальным синглом «Пластинки» более шести миллионов просмотров на YouTube.

В этом году «Дурной вкус» выпустил новый альбом — «Встретимся во сне». Музыканты переосмыслили подход к творчеству. На смену привычным драм-машине и гитарным партиям пришли тёмные и холодные волны синтезатора, а светлая тоска уступила место мрачной романтике. Группе удалось создать в своей музыке особое мечтательное настроение, которое идеально подходит для прогулок в одиночестве и самозабвенного созерцания осенней природы.

Мы встретились с музыкантами группы «Дурной вкус» — Андреем Дегтярёвым и Рояной Мустафаевой — перед концертом в Ярославле и отправились в уютную кофейню, чтобы обстоятельно пообщаться о русском постпанке.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Андрей и Рояна. Место — кофейня Corner*. Фото: «Яркуб»

О русском постпанке

— Многие группы из Питера и Москвы не выезжают дальше двух столиц. Мотивируют это тем, что лучше выступать для сформированной аудитории в крупных городах. На ваш взгляд, как завоевать аудиторию в небольших городах?

Андрей: Группы по активности в социальных сетях могут отследить, соберут ли зал в том или ином городе. Конечно, никто не поедет выступать, если не будет знать точно, что соберёт хоть какую-то аудиторию. Я думаю, это вопрос о востребованности музыки, даже нишевой. Сейчас нишевая музыка стала более актуальной, а постпанк перестал быть феноменом и уже практически попса.

— Постпанк — это такой саундтрек хмурых будней: музыка гармонирует с окружающей действительностью, теми самыми панельками. При каких внешних обстоятельствах музыка группы «Дурной вкус» раскрывается по-особенному?

Андрей: Мне сложно оценить и понять, при каких обстоятельствах наша музыка звучит по-особенному. Кто-то под неё грустит, кто-то — танцует. Такие вопросы лучше задавать слушателям.

— А если повернуть вопрос: в каких обстоятельствах вы пишете музыку?

Андрей: Однажды Сергей Курёхин [советский и российский музыкант, лидер группы «Поп-механика» — Прим. ред.] сказал, что для него заниматься музыкой — это как для людей делать обыденные дела. Вот и для меня написание музыки — естественный процесс. Трудно сказать, откуда это идёт. Просто я люблю музыку.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: «Яркуб»

— С началом музыкальной карьеры вы оставили свои прежние профессии. Как популярность и возможность зарабатывать на музыке поменяли жизнь и отношение к ней?

Рояна: Наверное, кардинально меняет отношение к жизни...

Андрей: Когда получаешь свободу, не всегда понимаешь, что с ней делать. Особенно когда ты оказываешься наедине с собой, нужно научиться использовать эту свободу. Это не так просто. От этого даже крыша может поехать. Но я всегда умел занимать себя: литература, музыка, кино, поэзия — всё что угодно. Если ты любознательный, то всегда найдёшь занятие.

— Популярность — ловушка. Если музыкант зарабатывает деньги только музыкой, не факт, что у него будет возможность делать только то, что нравится.

Андрей: Если ты искренне любишь то, что делаешь, всё остальное отступает на второй план. Мне работа никогда не мешала погружаться в мир музыки, понимать, что происходит в ней, какие артисты успешны, а что популярно или уже вышло из моды.

Я люблю музыку и не стремлюсь к большой популярности. С возрастом и опытом я понял, что жизнь гораздо интереснее, чем просто мечта о славе.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: экспрессия

— У вас было интервью шведскому изданию, под синглами на YouTube множество комментариев от восторженных иностранцев. Как можно объяснить такую популярность русского постпанка среди англоязычной аудитории? Например, вашей музыки или группы Molchat Doma [Белорусская рок-группа, объединяющая в своём творчестве элементы постпанка, синти-попа и нью-вейва — Прим. ред.].

Андрей: Для нас всех это удивительно. Может быть, люди видят в постпанке что-то отличное от популярной музыки: особый подход, когда музыка доходит до слушателей без участия продюсеров и других посредников.

Пример успеха Molchat Doma мы тоже не можем объяснить. После t.A.T.u. это действительно уникальный случай экспорта русскоязычной музыки. Но у t.A.T.u. были продюсеры, Molchat Doma — полностью самостоятельная группа, которая сама себя сделала. Почему тогда в Аргентине, Испании и Бразилии, в странах, где нет панелек, люди слушают постпанк? Думаю, это на уровне ощущений. И, может быть, иностранцев привлекают харизма, мелодии, холодное звучание. Эта музыка вне поп-индустрии, но при этом она по каким-то таинственным причинам стала массовой.

Рояна: Русский язык для иностранцев звучит экзотично, и где-нибудь в солнечных странах это привлекает слушателей...

Андрей: Они смотрят на нас, быть может, как на дикарей, и через музыку пытаются понять. У западного человека нет чёткого представления о России. Они не очень понимают нас, не понимают русскую душу и нашу тоску.

Рояна: Возможно, постпанк как раз помогает им больше понять русскую душу. На Западе очень сильны стереотипы о России. Именно поэтому кому-то захотелось посмотреть на нашу страну и нас самих под другим углом.

— Да, им рассказывают про медведей и водку, они приезжают с уверенностью увидеть это. Но здесь этого нет.

Рояна: За границей образованные люди хорошо знакомы с русской литературой. Там очень популярен Достоевский, например. В его произведениях есть та самая тоска, а от описания петербургских улочек щемит в душе. Мне кажется, что в постпанке есть что-то похожее, и это привлекает людей.

Андрей: В нашей стране тексты имеют большое значение. Мы ставим памятники поэтам, а там поэт чаще маргинальный элемент. Я не знаю, как иностранцы воспринимают наши песни: как просто интересную музыку или всё-таки находят в текстах какой-то смысл.

Рояна: Чтобы проникнуться текстом иностранного музыканта, в первую очередь сама мелодика должна зацепить. Мы замечаем, что наши песни часто переводят на испанский и английский языки.

— К примеру, стихи Джима Моррисона. В них он вкладывал свои смыслы и чувственные образы, но на русском языке их сложно воспринимать. Есть ли смысл читать стихи в переводе?

Рояна: Поймёт ли зарубежный читатель описания сенокоса у Толстого в «Анне Карениной»? Ведь важна не только цель, с которой мужики выходят в поле работать. Толстой представляет это как духовное обновление. Иностранец прочитает, но вряд ли поймёт метафору. Объяснить смысл помогут критики.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: «Яркуб»

— Середина 2010-х ознаменовала собой новую волну русской музыки. Не чувствуется ли сейчас угасание интереса к этой музыке и со стороны слушателей, и со стороны самих музыкантов?

Андрей: У нас было две волны. В период с 2010 по 2015 год многие группы создавали музыку с желанием экспортировать её на Запад. Они пели на английском языке, желая влиться в мировую музыкальную индустрию и показать, что мы тоже умеем создавать качественную музыку. Однако в 2015-2017 годах на сцену вышла новая волна музыкантов, которые начали петь на русском языке. Они исполняли гаражный рок, постпанк и нью-вейв.

Сейчас мы испытываем ностальгию и пытаемся осмыслить эти времена. Интерес музыке второй половины десятых снова растёт, поскольку мы переживаем период стагнации. Нам нужно проанализировать и отрефлексировать произошедшее, чтобы через какое-то время появилось что-то новое.

Рояна: Пока мы были частью этого процесса, было сложно оценить происходящее со стороны.

Андрей: Да. Сейчас такое экзистенциальное время, мы входим в новую эпоху, в которой, вероятно, сами сделаем что-то новое.

Рояна: Возможно, мы уже сделали.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: экспрессия

О новом альбоме и старых релизах

— Первый альбом — «Светомузыка» — был записан за довольно короткий срок. Сколько времени ушло на «Встретимся во сне»?

Андрей: Над новым альбомом работа шла примерно год. Но я бы не сказал, что всё это время мы сидели в студии — это был спокойный и размеренный процесс.

Рояна: Процесс создания альбома был планомерным. Сначала Андрей написал песни — тексты и мелодии. К моему удивлению, это заняло совсем немного времени.

Андрей: Недели две или три.

Рояна: Далее мы работали на студии. Для этого нам нужно было привести тексты и мелодии к единому стилю, а затем записать вокал, потом перешли к аранжировкам. Так, как бусинки нанизываются на нить, мы работали над альбомом в течение всего года.

— На альбоме заметно более сильное использование синтезаторов, что сильно отличается от предыдущих работ. Почему перешли к такому звучанию?

Андрей: Мне не хотелось создавать постпанк-альбом, было желание привнести в свою музыку что-то новое. Поэтому я купил себе синтезатор и попробовал сделать все песни на нём.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: «Яркуб»

— Что касается «Пластинок»: вы не предполагали, что песня станет таким хитом?

Андрей: Я написал «Пластинки» просто потому, что тогда мне хотелось сделать постпанк. То, что песня стала суперхитом, это абсолютная случайность и стечение обстоятельств. Хотя есть люди, которые думают, что я как-то это просчитал.

Рояна: Мне кажется, некоторые музыканты чувствуют подступающее веяние времени.

Андрей: Как говорил Василий Шумов [Музыкант и лидер рок-группы «Центр» — Прим. ред.], у некоторых поэтов и писателей есть антенки.

— Но когда выложили песню, чувствовали ли вы её потенциал?

Андрей: Да, я осознавал, что она звучит немного попсово. Поэтому намеренно сделал её в лоу-фае.

— Сейчас на концертах вы исполняете «Пластинки»?

Андрей: Эта песня — мой крест.

— Наличие суперхита не давит? Порой исполнители хотят уйти из-под влияния своей самой популярной песни и наотрез отказывается исполнять её.

Андрей: Мы не так часто играем концерты и не так давно существуем. От песни меня не тошнит и не воротит. Я готов её петь до сих пор. Мне даже кажется, сейчас она резонирует сильнее, чем раньше.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: «Яркуб»

— Вы называли альбом «Светомузыка» эпатажным. Это связано только с использованием ненормативной лексики или есть что-то ещё?

Андрей: После песен «Пластинки» и «Звук и темнота», люди ожидали услышать постпанк. Я же человек непостоянный: сегодня мне хочется одного, завтра — другого. И времена создания «Светомузыки» были очень безумными. Мне казалось, что мы все находимся в постоянном потоке и куда-то летим.

— На обложку сингла «Навсегда» попала газетная вырезка с речью Зюганова. Это случайно получилось или был замысел какой-то?

Рояна: Я знала, что однажды это заметят! Я делала коллаж для обложки и подумала, что было бы клёво вставить вырезку из газеты, а под рукой была только бесплатная газета КПРФ.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: «Яркуб»

О маркетинге

— Вы говорили, что не вкладывались в продвижение музыки и маркетинг, но ведь музыкальный рынок работает по определённым законам?

Рояна: Мы до сих пор отрицаем законы пиара, маркетинга и идём от обратного. Иногда я говорю Андрею: «По правилам, по учебнику нужно сделать так». Но не всегда общеизвестные правила применимы к музыке. С ней не получится использовать те же инструменты, что с продажей тортов или в аккаунте мастера маникюра.

Андрей: Нельзя продать песню, которая людям не заходит.

Рояна: Законы музыкального маркетинга настолько индивидуальны, что никто не сможет пройти таким же путём, что и другой артист. И время меняется, и аудитория.

Андрей: Да, у каждого артиста свой уникальный случай. Мне казалось, что через год все забудут про «Пластинки», и я до сих пор считаю, что мы нишевая группа. Хотя у нас хорошие прослушивания, а на наши концерты приходят люди, это круто.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: экспрессия

— Не думаете ли, что порой планирование стратегии продвижения напрочь убивает желание записывать музыку?

Рояна: Мне кажется, маркетинг негативно влияет на молодых музыкантов и деморализует их, лишает мотивации и способствует выгоранию. Если раньше музыкант все силы вкладывал в текст, аранжировку, запись, то сейчас ему нужно думать на десять шагов вперёд.

В наших соцсетях не так много публикаций, ведь это отнимает много сил. Я восхищаюсь теми, кто находит на это время и при этом создаёт хорошую музыку. Однако всё чаще я слышу от своих коллег: «Боже, как же я устал! Почему нельзя просто написать песню, чтобы она сама нашла своего слушателя?»

— То, как маркетинг влияет на творчество, особенно заметно на литературе. Издательства заставляют писателей быть самим себе маркетологами.

Рояна: В современных условиях, чтобы стать узнаваемым специалистом, нужно быть ещё и блогером. Приходится разрываться.

Андрей: Очень сложно в этом состоянии балансировать. Я, например, не блогер и не стремлюсь им стать, искусственно создавая вокруг себя шум.

Рояна: Нужно вести соцсети постоянно, чтобы быть на виду. Иногда приходится переступать через себя. Например, мне морально легче выйти на сцену, чем взять камеру и начать: «Всем привет, дорогие подписчики!»

Андрей: И я не знаю, о чём буду говорить с аудиторией. Некоторые спрашивают, почему ты не заведёшь блог? Есть такие музыкальные журналисты как Коля Редькин [Бывший ведущий шоу «Вписка», автор YouTube-канала «БРОКЕН ДЭНС» — Прим. ред.], или канал «Спасибо, послушаю» — у них органично получается рассказывать о музыке, они профессионалы, оставим это им.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: «Яркуб»

— Маркетолог сказал бы, что вашим слушателям интересно видеть изнанку творчества.

Андрей: Мне иногда кажется, что мы отличаемся тем, что не показываем её. Что я буду снимать: стол из «Икеи», мониторы и купленную десять лет назад аудиокарту? Я одобряю стремления людей вести собственный блог, но в моём мире этому пока места нет.

Рояна: В фильме «Реквием по мечте» Аронофски есть сцена, где мать главного героя в ускоренной съёмке убирает квартиру. Некоторые блогеры делают нечто подобное: ставят камеру и убираются или моют посуду. Это собирает тысячи просмотров! Людей цепляют такие базовые вещи. В этот момент они видят в тебе обычного человека, дистанция сокращается.

Андрей: А если я не хочу её сокращать?

Рояна: А мы и не сокращаем.

Андрей: Вот. Даже если бы я не был музыкантом, я всё равно не стал бы снимать, как мою посуду. У меня нет желания ежедневно транслировать свою жизнь.

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: «Яркуб»

— Законы творчества сильнее законов маркетинга, хотя кажется, что весь мир сейчас потонул в гонке за подписчиками и лайками.

Андрей: Действительно. Сделали всё красиво: видео, обложку, фотосессию, интервью, а хорошую песню записать забыли.

В наше время стало тяжелее пробиться к слушателю, поэтому приходится бороться за внимание и пользоваться механизмами, которые не всегда идут на пользу творчеству. К сожалению, сегодня без этого никак. Хотя я считаю, что музыка сама всё сделает. Я просто создал паблик и написал две песни. Ну, написал больше, а выложил две. А их кто-то заметил.

— Интересный момент. Наверное, где-то на жёстком диске лежит с десяток невыпущенных песен?

Андрей: Разные демо, много старых песен, которые уже не актуальны для меня лично.

— Они никогда не увидят свет?

Андрей: Не знаю. Я периодически переслушиваю, даже что-то нравится. Но тяжело возвращаться к старому, хочется делать новое. Хочется писать о том, что чувствуешь сегодня.

В ночном эфире тихо
Спускается луна
Такая вот картина
Такая тишина

(из песни «Встретимся во сне»)

«Дурной вкус». Музыка ночной темноты«Дурной вкус». Музыка ночной темноты

Фото: «Яркуб»

За локацию для интервью благодарим кофейню Corner* (*Деятельность Instagram запрещена на территории РФ, принадлежит экстремистской организации Meta)

Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».

Беседовали Арсений Дыбов и Сергей Калинин

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет