Музыка
Ярославская область вновь примет старейший и крупнейший джазовый фестиваль России. В этом году «Джаз над Волгой» будет раздаваться с 11 по 17 марта.
Фестиваль начнётся с показа в Ярославском джазовом центре документального телесериала «Джаз 100». 15 марта там же пройдёт презентация альбома «Намёки» Владимира Переверзева. Основной же площадкой станет зал имени Л. В. Собинова Ярославской филармонии. Как отметили в министерстве культуры, в концертах примут участие трио «Столичное» Максима Пиганова (Москва), Виктория Каунова и квартет Ильи Морозова (Москва), трио Даниэля Адиянца (Москва), «Jazz Guitar Band» Алексея Кузнецова (Москва), Анна Королёва и ансамбль «Арсенал» (Москва), трио Игоря Бриля (Москва), дуэт Алексея Подымкина и Николая Куликова (Москва), «New Blood Big Band» Сергея Долженкова (Москва), а также ярославские коллективы «Overdrive Blues Band» Сергея Кузнецова, квартет Владимира Переверзева, квартет «Е» Евгения Егорова, квинтет Дмитрия Лосева.
В последний день фестиваля события по традиции переместятся за пределы Ярославля. В этом году — в Ростов Великий.
Фото: пресс-служба мэрии города Ярославля
12+
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
В рамках юбилейного тура, приуроченного к 30-летию коллектива, в Ярославле выступил Хор Сретенского мужского монастыря.
Под руководством Андрея Полторухина хор исполнил классические духовные композиции, песни известных бардов и военных лет. Ярким акцентом программы стали «Кукушка» Виктора Цоя и «Серенада Трубадура».
Кто выступал: Хор Сретенского мужского монастыря
Когда: 24 февраля
Место: ДК им. Добрынина
Фото: Лия Никифорова / «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
24 февраля в Ярославле выступит Хор Московского Сретенского монастыря (6+). В этом году коллектив отмечает своё 30-летие.
Сретенский хор, современный состав которого формировался с начала 90-х годов из молодых мужчин, стал одним из наиболее известных и признанных в мире символов русской духовной и певческой культуры, соборности и единства.
На протяжении многих лет Сретенский хор сохраняет и развивает духовные традиции и музыкальную культуру России. В программе концерта вы услышите уникальные произведения духовной музыки, а также любимые песни, которые так полюбились публике.
Дата и место: 24 февраля в 19:00, ДК им. Добрынина (Ярославль, проспект Ленина, 24А)
В Ярославле выступит Хор Сретенского монастыря
В арт-пространстве Spirit Sound Base, которое не так давно обосновалось по новому адресу, состоялся концерт молодых ярославских исполнителей. Его организовали объединения ЯрАндер и ЯРок.
Кто выступал: SteaL The Future, Мадам Нирвана, Полурак (моно), OGURO, Трунь
Когда: 8 февраля
Место: Spirit Sound Base
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Андеграундные музыканты выступили в Ярославле. Фоторепортаж
Фото: Лия Никифорова / «Яркуб»
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр под руководством главного дирижёра Василия Валитова выступит 10 февраля в Москве в заключительном концерте московского международного фестиваля «Мост искусств. Россия — Китай». Событие состоится в Большом зале Московской консерватории.
Отметим, концерт фестиваля «Мост искусств. Россия — Китай» уже прошёл на сцене Ярославской филармонии.
— Мы дорожим прочными культурными и гуманитарными связями, которые объединяют Россию и Китай. Развитие прямых контактов между людьми, знакомство с богатой историей, культурой и традициями способствуют укреплению многовековой дружбы наших народов. Для развития российско-китайских отношений и расширения двусторонних связей в сфере культуры в соответствии с задачами, поставленными Президентом России Владимиром Путиным, в 2024 — 2025 годах проходят Годы культуры России — Китая, — отметила министр культуры Ярославской области Ирина Ширшова.
Проект «Мост искусств. Россия — Китай» примечателен звёздным составом участников. Это обладатель премий и медалей международных и российских конкурсов Валентин Малинин, лауреат международных и всероссийских музыкальных конкурсов, стипендиат фонда Мстислава Ростроповича Мария Зайцева. К ним присоединятся лауреаты международных конкурсов Чжан Кайлинь, Ли Исинь и Юй Гуо из Китая.
Фото: пресс-служба правительства Ярославской области
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
- История книжной лавки Юрия Швецова: интервью с основателем
- Михаил Евраев об итогах 2024-го: «Уровень жизни в регионе растёт»
- «Будем искать инвесторов»: министр имущественных отношений о масштабной приватизации в регионе
- «Их горящие глаза не сравнятся ни с чем»: учительница ярославской школы о любви к детям и перспективах современного образования
- «Благодаря стримам дети начали усерднее учиться»: молодой педагог рассказал о преподавании современным школьникам
- Ирина Гукасян, и.о. министра лесного хозяйства и природопользования Ярославской области: «„Кислые гудроны“ и „зелёные масла“ надеемся ликвидировать до 2030 года»
- Александр Ольхов, министр инвестиций и промышленности Ярославской области: «Правительство региона готово к любым формам инвестиций и оказанию поддержки»
Предпринимательница из Ростова Великого заплатила штраф за незаконную продажу песен Трофима. Как сообщило УФССП России по Ярославской области, женщина решила заработать на творчестве артиста, но забыла спросить разрешения у правообладателя.
Музыкальный лейбл, представляющий Трофима, обнаружил, что предпринимательница реализует контрафактные диски. Музыкальная компания заявила о нарушении авторских прав и обратилась в суд, который постановил взыскать с женщины 275 тысяч рублей в качестве компенсации.
Исполнительный документ попал к судебным приставам, они возбудили производство и арестовали счета женщины. В итоге деньги в полном объёме перечислены лейблу.
Фото: Сергей Трофимов / VK
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Накануне, 8 января, в московском «Зарядье» состоялся юбилейный вечер памяти выдающейся оперной певицы, народной артистки СССР Ирины Архиповой. На концерте выступил Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, с которым примадонна и сама не раз выходила на сцену.
«Ярославским меломанам вместе со слушателями по всему миру выпало редкое счастье запечатлеть в памяти её потрясающий голос и созданные ею незабываемые сценические образы − от страстной Кармен и мистической Марфы, до высокого мастерства и задушевности в русских романсах», — рассказали в Ярославской филармонии.
Симфонический оркестр, для которого это выступление стало дебютным в столичном зале, сопровождал участников Молодёжной оперной программы Большого театра лауреатов международных вокальных конкурсов, исполнивших арии и романсы из репертуара артистки. Под управлением главного дирижёра, заслуженного артиста Республики Татарстан Василия Валитова музыканты сыграли музыку русских композиторов, сольные и дуэтные номера западноевропейских авторов.
Фото: Ярославская филармония
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».В прошлом году «Яркуб» выбрал главные релизы ярославских музыкантов за 2023-й. В подборку попали песни и альбомы, которые определили прошедшие 12 месяцев, а главное — показали состояние местной сцены. Под конец 2024-го мы решили повторить эксперимент.
Что из себя представляет творчество ярославских исполнителей? Умеют ли делать хорошо музыканты из провинции? Отвечать на эти вопросы мы не собираемся — лучше послушайте и сделайте вывод сами. В подборке — старые и новые имена, разные жанры и поколения. Тут соседствуют молодые инди-группы и ветераны, попса, метал и панк.
И знайте, это не топ и не чарт, мы не ориентировались на количество прослушиваний и подписчиков в социальных сетях — лишь личные ощущения и желание рассказать о местных талантливых группах и музыкантах.
Scald — Ancient Doom Metal
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
Когда спрашиваешь у людей, кто из российских групп стал популярным за границей, ответ обычно приходит сразу — t.A.T.u. А кроме попсы что-то есть? Ну вообще, да, есть. Просто это нишевые музыканты, находящиеся вне повестки популярной и чартовой музыки.
В этом году знаковые мировые метал-журналы и сайты отметились рецензиями на студийник дум-метал группы Scald. Команда появилась в Ярославле ещё в 1993 году, выпустила один альбом и ушла в небытие после трагической смерти вокалиста. Спустя 20 (!) лет Scald неожиданно вернулись с альбомом Ancient Doom Metal. Незадолго до этого группа пересобралась ради выступления на фестивале в Германии, а место вокалиста занял Филипе Плаза Куцбах — вот такое международное сотрудничество.
Не будем ходить вокруг да около и выдумывать эпитеты о наполнении альбома, лучше процитируем рецензию из журнала Dark City: «Новый материал — это думовой эпос по мотивам скандинавской и славянской мифологии. Шесть размашистых треков на 43 минуты звучат как одна древняя сага, характер которой меняется от боевых гимнов до мрачного торжества тризны».
The Stray Clouds — Many Years Part 2
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
Ещё один англоязычный релиз в подборке. От эпического метала Scald переходим к размеренным балладам ярославской группы The Stray Clouds. Дуэт «бродячих облаков» с полноформатником Many Years Part 2 зашёл на территорию стоунер-рока и жирного скитальческого южного блюз-рока, как определили свой стиль сами участники группы. Девять треков, выверенных в лучших традициях жанров.
Many Years Part 2 — это медитативное, почти гипнотическое звучание, тягучие гитарные риффы с плотными ударными партиями. В то же время ребята раздали мощный заряд энергии.
Бродячие коты — Винегрет
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
Продолжаем тему бродяг и представляем мини-альбом от молодых и задорных «Бродячих котов». «Винегрет» — четыре трека и полная мешанина разного рода музла, чтобы оправдать название релиза.
Первые два трека («Чё это такое» и «Нефорская») на альбоме захватывают внимание своей энергией и напором — это классический панк-рок с яркими гитарами и вокалом, чуть ли не срывающимся в крик. Но уже следующая песня («Навеселе») удивляет заходом на территорию регги, добавляя теплоты и расслабленности. Завершает релиз шугейзовая «Девочка весна». Забавно, что участники коллектива называют себя мета-панк группой, а сам EP — «антистудийным альбомом».
А ещё музыканты напялили на себя маски котов — это так называемый квадробер-панк? (термин придуман редакцией «Яркуба»).
ХОХМА — И нашим и вашим
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
«ХОХМА» в этом году представила четырёхтрековый EP. Мини-альбом на то и мини, чтобы быть небольшим и ёмким. Но сколько драйва заложено в этом релизе! Панк — это что? Это импульс, это напор, это нонконформизм. Тут этого хватает, и на выходе получается хлёсткое и бодрое гаражное звучание с эмоциональной подачей и для наших, и для ваших.
На релизе «ХОХМЫ» можно найти гору отсылок к наболевшим темам (по типу ставок на спорт) и поп-культуре — от «Городка» до упоминания Бэнкси и польского режиссёра, снявшего фильм об Уорхоле со славянским акцентом. К слову, в группе играют участники «ИСПАНСКОГО СТЫДА» — другой ярославской команды, которая известна своими лирическими зарисовками.
Не обходите стороной работу ярославских хулиганов, даже глянец «Москвичка» назвал парней открытием года и сказал, что пропускать EP было бы преступлением! И обязательно слушайте совместку с легендарным поэтом Лёхой Никоновым (песня «Новый мир»). Кстати, с ним на «Яркубе» аж целых два интервью — раз и два.
ИСПАНСКИЙ СТЫД — Качели печали и комната страха
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
Раз мы уж вспомнили «ИСПАНСКИЙ СТЫД», было бы нечестно не упомянуть новый альбом инди-поп группы. Если в прошлому году группа выдала слушателю путёвку в «Санаторий», то на этот раз музыканты пригласили нас в парк аттракционов, где можно грустно покачаться на качелях или забрести в комнату страха. Таков альбом «Качели печали и комната страха».
Это стильный альбом, где соседствуют танцевальный электро-хаус («Аттракционы») и гипнотический инди-рок («Где где где»). Кстати, это, пожалуй, самый-самый ярославский релиз из подборки: на обложке узнаются аттракционы на Даманском, а открывающая песня так и называется — «Ярославская».
DETI NOSFERATU — Цветы на земле
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
Дебютник «Цветы на земле» группы DETI NOSFERATU — семь мрачных и холодных треков, а сама пластинка посвящена памяти... грача.
— Песни едины по идеям и настроению. Музыка «Детей Носферату» стилистически близка к готической и пост-панк музыке, но это лишь форма, через которую можно рассказывать абсолютно разные истории. Звук старались делать тревожным, резким, но запоминающимся, в целом отражающим что-то, что витает в воздухе, — рассказал нам фронтмен группы Илья Ноль.
Да и песни с альбома говорят сами за себя: «Раньше здесь был лес, теперь — гранитные ряды» — такие тут строчки.
К слову, о том, кому посвящён альбом. Домашний грач по имени Эдгар Резнор По (в честь известного писателя и Трента Резнора из Nine Inch Nails), которого Илья подобрал раненым прошлой весной, к сожалению, прожил недолго. В одной из песен даже звучат крики грачей — способ увековечить почившую птицу.
Илья Ноль известен как участник нео-психоделической группы DHB23 и современный художник в направлении психопанка (на эту тему у нас с Ильёй вышло большое интервью).
Наша Таня — ECLECTICA
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
Наша Таня — уже большая артистка: в запасе у неё есть фиты с крупными звёздами («Перезимую» с «Три дня дождя», засевшим в чарте и сердцах школьниц, и кавер на «Оружие» с группой PIZZA) и крепкие альбомы. Только вот вышедшая в 2024-м пластинка ECLECTICA будто бы осталась без внимания широкой аудитории.
Название релиза говорит само за себя. ECLECTICA — это альбом-мозаика из разных жанров и стилей, диапазон настроений и эмоций действительно широк — от нео-попа до нежного медляка, а Таня в каждой своей роли убедительна. И сама прекрасно осознаёт это: «у этой с**ки походу нет слабых мест», — говорит артистка на ските, открывающем альбом.
«Я очень импульсивная и ненасытная, так что мне сложно долго существовать в одних рамках, я всё время стремлюсь раскопать новые крайности. В целом, моё творчество всегда было неоднородным. Просто в этом проекте мы решили сделать фокус на этой черте. Тем самым я сняла с себя всю ответственность за монолитное и согласованное звучание альбома», — рассказала артистка об альбоме.
НЮДС БОЙ — СЧИЭД
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
В прошлому году НЮДС БОЙ, родившийся в Костромской области, а ныне обосновавшийся в Ярославле, выпустил мощный сольник «Ангедония». Это были песни молодого человека, пресытившегося романтикой и потерявшего вкус к жизни. А вышедший в 2024-м альбом — «СЧИЭД» — будто бы открывает новую главу в творчестве НЮДС БОЯ.
Это всё тот же оголённый нерв если не всего поколения, то хотя бы собственного сознания. «СЧИЭД» получился личным — здесь есть те самые песни про любовь, расставания и созависимые отношения. Такая музыка стопроцентно находит своего слушателя, который узнает в ней себя. Ещё НЮДС БОЙ почти в самый конец пластинки поместил мощный трек про жестокого отца с такими строчками: «Найди меня в этом памяти омуте. Испуганным ребёнком буду ждать тебя в комнате».
Bird Bone — Лейтмотив
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
«Лейтмотив» — это второй альбом группы Bird Bone, которая сумела выйти за пределы локальной известности и стать горячо любимой среди фанатов эмо-музыки. Причём Bird Bone считаются одними из самых оригинальных и креативных на российской эмо-сцене. И неспроста: новый релиз вобрал в себя элементы мелодичного хардкора, поп-панка, скримо и даже пост-блэк-метала. Здесь есть и нежные гитары, и взрывные ритмы, и песни о чём-то вечном и бунтарском.
«Лейтмотив», как говорится в пресс-релизе к альбому, — это история о больших и маленьких трагедиях, с которыми мы сталкиваемся каждый день и учимся справляться снова и снова. За последние несколько лет мир стал гораздо более мрачным и некомфортным местом. И с помощью своей музыки Bird Bone попытались пережить эту боль и найти способ снова надеяться на лучшее.
ssshhhiiittt! — 69
Местная сцена живее всех живых: самые интересные релизы ярославских исполнителей за 2024 год
Эталонный сёрф-рок от команды ssshhhiiittt!, частично зародившейся в Ярославской области. Прошлогодний rawlove отличался от предыдущих работ безмятежностью и лёгкими текстами про юность. С новым мини-альбомом «щиты» решили не менять вектор и выдали мечтательно-меланхоличный релиз.
Лиричная сторона «69» — о пути, рефлексии и открытии новых чувств и о том, что красота и любовь раскрываются в простых мелочах.
«Я грелся в любви и терялся во страхе
Я думал, что дух мой угас
Но стоило солнцу зажечь мою кровь
И я шёл, ничего не боясь», — поётся в заглавной песне.
И это всё?
Обо всех крутых альбомах не напишешь, поэтому вот список ещё нескольких релизов, которые стоит заценить:
-
Acid Rose — Flint
-
CUPSIZE — кажется, в аду прикольно, но меня выгнали б утром...
-
Обмылками слов — Чужие письма
-
Евтела — Остальное
-
longlong — На самых далёких планетах
-
сотый апрель — Время Забытых Чувств
-
Tyapugin — Летние головокружения
-
Dark Voice Of Angelique — Mologa
-
Мамульки Bend — Акустика
-
Пыль — Все напитки мира
Но и на этом мы не остановились и специально для вас собрали плейлист на «Яндекс Музыке» и во «ВКонтакте»! В него вошли другие интересные песни, которые не попали в основной список, но зато запали в душу.
Фото: «ХОХМА», «Яркуб», Kandinsky
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».«МТС», цифровая экосистема, открывает второй поток бесплатного образовательного музыкального курса «Первый трек» на онлайн-платформе «Поколение М». Курс завершится кастингом в МТС Лейбл: лучшие участники получат сотрудничество с компанией, в том числе в формате поддержки на 360.
На курсе «Первый трек» преподают популярные музыканты: группа IOWA и артисты МТС Лейбла — коллективы Jane Air и Settlers. Основная учебная программа посвящена тому, как создавать музыкальные треки в домашних условиях, откуда брать идеи для композиций, какие цифровые инструменты использовать для обработки музыки и какие навыки развивать, чтобы добиться успеха в индустрии. Курс не ориентирован на конкретный жанр и подходит музыкантам, играющим в любых стилях.
В конце программы участники готовят собственный трек и отправляют его звёздному жюри. Победителями станут трое начинающих музыкантов, которые смогут заключить эксклюзивные контракты с МТС Лейблом. Сотрудничество предполагает запись и продвижение треков в стриминговом сервисе МТС Музыка, продюсирование сольных и фестивальных выступлений и другую поддержку. Победители первого потока курса на платформе «Поколение М» уже получили творческие возможности — продюсирование сингла группой Settlers и выступление на концертах с Катей IOWA и Jane Air. Всего в первом потоке приняли участие более 1 200 человек в возрасте от 13 до 24 лет и старше.
— В Ярославской области много талантливых музыкантов, и мы рады предоставить им возможность получить профессиональную поддержку наставников и показать свои творческие способности. «Первый трек» — это уникальная платформа, которая открывает двери для юных талантов. Уверен, что удобный цифровой формат обучения, знакомство с единомышленниками и эмоциональный заряд дадут мощный импульс для развития будущей музыкальной карьеры ребят, — рассказал директор МТС в Ярославской области Максим Бартыков.
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».
Группа «Дурной вкус» — один из самых ярких представителей волны отечественного постпанка. Вдумайтесь: под первым официальным синглом «Пластинки» более шести миллионов просмотров на YouTube.
В этом году «Дурной вкус» выпустил новый альбом — «Встретимся во сне». Музыканты переосмыслили подход к творчеству. На смену привычным драм-машине и гитарным партиям пришли тёмные и холодные волны синтезатора, а светлая тоска уступила место мрачной романтике. Группе удалось создать в своей музыке особое мечтательное настроение, которое идеально подходит для прогулок в одиночестве и самозабвенного созерцания осенней природы.
Мы встретились с музыкантами группы «Дурной вкус» — Андреем Дегтярёвым и Рояной Мустафаевой — перед концертом в Ярославле и отправились в уютную кофейню, чтобы обстоятельно пообщаться о русском постпанке.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Андрей и Рояна. Место — кофейня Corner*. Фото: «Яркуб»
О русском постпанке
— Многие группы из Питера и Москвы не выезжают дальше двух столиц. Мотивируют это тем, что лучше выступать для сформированной аудитории в крупных городах. На ваш взгляд, как завоевать аудиторию в небольших городах?
Андрей: Группы по активности в социальных сетях могут отследить, соберут ли зал в том или ином городе. Конечно, никто не поедет выступать, если не будет знать точно, что соберёт хоть какую-то аудиторию. Я думаю, это вопрос о востребованности музыки, даже нишевой. Сейчас нишевая музыка стала более актуальной, а постпанк перестал быть феноменом и уже практически попса.
— Постпанк — это такой саундтрек хмурых будней: музыка гармонирует с окружающей действительностью, теми самыми панельками. При каких внешних обстоятельствах музыка группы «Дурной вкус» раскрывается по-особенному?
Андрей: Мне сложно оценить и понять, при каких обстоятельствах наша музыка звучит по-особенному. Кто-то под неё грустит, кто-то — танцует. Такие вопросы лучше задавать слушателям.
— А если повернуть вопрос: в каких обстоятельствах вы пишете музыку?
Андрей: Однажды Сергей Курёхин [советский и российский музыкант, лидер группы «Поп-механика» — Прим. ред.] сказал, что для него заниматься музыкой — это как для людей делать обыденные дела. Вот и для меня написание музыки — естественный процесс. Трудно сказать, откуда это идёт. Просто я люблю музыку.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: «Яркуб»
— С началом музыкальной карьеры вы оставили свои прежние профессии. Как популярность и возможность зарабатывать на музыке поменяли жизнь и отношение к ней?
Рояна: Наверное, кардинально меняет отношение к жизни...
Андрей: Когда получаешь свободу, не всегда понимаешь, что с ней делать. Особенно когда ты оказываешься наедине с собой, нужно научиться использовать эту свободу. Это не так просто. От этого даже крыша может поехать. Но я всегда умел занимать себя: литература, музыка, кино, поэзия — всё что угодно. Если ты любознательный, то всегда найдёшь занятие.
— Популярность — ловушка. Если музыкант зарабатывает деньги только музыкой, не факт, что у него будет возможность делать только то, что нравится.
Андрей: Если ты искренне любишь то, что делаешь, всё остальное отступает на второй план. Мне работа никогда не мешала погружаться в мир музыки, понимать, что происходит в ней, какие артисты успешны, а что популярно или уже вышло из моды.
Я люблю музыку и не стремлюсь к большой популярности. С возрастом и опытом я понял, что жизнь гораздо интереснее, чем просто мечта о славе.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: экспрессия
— У вас было интервью шведскому изданию, под синглами на YouTube множество комментариев от восторженных иностранцев. Как можно объяснить такую популярность русского постпанка среди англоязычной аудитории? Например, вашей музыки или группы Molchat Doma [Белорусская рок-группа, объединяющая в своём творчестве элементы постпанка, синти-попа и нью-вейва — Прим. ред.].
Андрей: Для нас всех это удивительно. Может быть, люди видят в постпанке что-то отличное от популярной музыки: особый подход, когда музыка доходит до слушателей без участия продюсеров и других посредников.
Пример успеха Molchat Doma мы тоже не можем объяснить. После t.A.T.u. это действительно уникальный случай экспорта русскоязычной музыки. Но у t.A.T.u. были продюсеры, Molchat Doma — полностью самостоятельная группа, которая сама себя сделала. Почему тогда в Аргентине, Испании и Бразилии, в странах, где нет панелек, люди слушают постпанк? Думаю, это на уровне ощущений. И, может быть, иностранцев привлекают харизма, мелодии, холодное звучание. Эта музыка вне поп-индустрии, но при этом она по каким-то таинственным причинам стала массовой.
Рояна: Русский язык для иностранцев звучит экзотично, и где-нибудь в солнечных странах это привлекает слушателей...
Андрей: Они смотрят на нас, быть может, как на дикарей, и через музыку пытаются понять. У западного человека нет чёткого представления о России. Они не очень понимают нас, не понимают русскую душу и нашу тоску.
Рояна: Возможно, постпанк как раз помогает им больше понять русскую душу. На Западе очень сильны стереотипы о России. Именно поэтому кому-то захотелось посмотреть на нашу страну и нас самих под другим углом.
— Да, им рассказывают про медведей и водку, они приезжают с уверенностью увидеть это. Но здесь этого нет.
Рояна: За границей образованные люди хорошо знакомы с русской литературой. Там очень популярен Достоевский, например. В его произведениях есть та самая тоска, а от описания петербургских улочек щемит в душе. Мне кажется, что в постпанке есть что-то похожее, и это привлекает людей.
Андрей: В нашей стране тексты имеют большое значение. Мы ставим памятники поэтам, а там поэт чаще маргинальный элемент. Я не знаю, как иностранцы воспринимают наши песни: как просто интересную музыку или всё-таки находят в текстах какой-то смысл.
Рояна: Чтобы проникнуться текстом иностранного музыканта, в первую очередь сама мелодика должна зацепить. Мы замечаем, что наши песни часто переводят на испанский и английский языки.
— К примеру, стихи Джима Моррисона. В них он вкладывал свои смыслы и чувственные образы, но на русском языке их сложно воспринимать. Есть ли смысл читать стихи в переводе?
Рояна: Поймёт ли зарубежный читатель описания сенокоса у Толстого в «Анне Карениной»? Ведь важна не только цель, с которой мужики выходят в поле работать. Толстой представляет это как духовное обновление. Иностранец прочитает, но вряд ли поймёт метафору. Объяснить смысл помогут критики.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: «Яркуб»
— Середина 2010-х ознаменовала собой новую волну русской музыки. Не чувствуется ли сейчас угасание интереса к этой музыке и со стороны слушателей, и со стороны самих музыкантов?
Андрей: У нас было две волны. В период с 2010 по 2015 год многие группы создавали музыку с желанием экспортировать её на Запад. Они пели на английском языке, желая влиться в мировую музыкальную индустрию и показать, что мы тоже умеем создавать качественную музыку. Однако в 2015-2017 годах на сцену вышла новая волна музыкантов, которые начали петь на русском языке. Они исполняли гаражный рок, постпанк и нью-вейв.
Сейчас мы испытываем ностальгию и пытаемся осмыслить эти времена. Интерес музыке второй половины десятых снова растёт, поскольку мы переживаем период стагнации. Нам нужно проанализировать и отрефлексировать произошедшее, чтобы через какое-то время появилось что-то новое.
Рояна: Пока мы были частью этого процесса, было сложно оценить происходящее со стороны.
Андрей: Да. Сейчас такое экзистенциальное время, мы входим в новую эпоху, в которой, вероятно, сами сделаем что-то новое.
Рояна: Возможно, мы уже сделали.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: экспрессия
О новом альбоме и старых релизах
— Первый альбом — «Светомузыка» — был записан за довольно короткий срок. Сколько времени ушло на «Встретимся во сне»?
Андрей: Над новым альбомом работа шла примерно год. Но я бы не сказал, что всё это время мы сидели в студии — это был спокойный и размеренный процесс.
Рояна: Процесс создания альбома был планомерным. Сначала Андрей написал песни — тексты и мелодии. К моему удивлению, это заняло совсем немного времени.
Андрей: Недели две или три.
Рояна: Далее мы работали на студии. Для этого нам нужно было привести тексты и мелодии к единому стилю, а затем записать вокал, потом перешли к аранжировкам. Так, как бусинки нанизываются на нить, мы работали над альбомом в течение всего года.
— На альбоме заметно более сильное использование синтезаторов, что сильно отличается от предыдущих работ. Почему перешли к такому звучанию?
Андрей: Мне не хотелось создавать постпанк-альбом, было желание привнести в свою музыку что-то новое. Поэтому я купил себе синтезатор и попробовал сделать все песни на нём.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: «Яркуб»
— Что касается «Пластинок»: вы не предполагали, что песня станет таким хитом?
Андрей: Я написал «Пластинки» просто потому, что тогда мне хотелось сделать постпанк. То, что песня стала суперхитом, это абсолютная случайность и стечение обстоятельств. Хотя есть люди, которые думают, что я как-то это просчитал.
Рояна: Мне кажется, некоторые музыканты чувствуют подступающее веяние времени.
Андрей: Как говорил Василий Шумов [Музыкант и лидер рок-группы «Центр» — Прим. ред.], у некоторых поэтов и писателей есть антенки.
— Но когда выложили песню, чувствовали ли вы её потенциал?
Андрей: Да, я осознавал, что она звучит немного попсово. Поэтому намеренно сделал её в лоу-фае.
— Сейчас на концертах вы исполняете «Пластинки»?
Андрей: Эта песня — мой крест.
— Наличие суперхита не давит? Порой исполнители хотят уйти из-под влияния своей самой популярной песни и наотрез отказывается исполнять её.
Андрей: Мы не так часто играем концерты и не так давно существуем. От песни меня не тошнит и не воротит. Я готов её петь до сих пор. Мне даже кажется, сейчас она резонирует сильнее, чем раньше.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: «Яркуб»
— Вы называли альбом «Светомузыка» эпатажным. Это связано только с использованием ненормативной лексики или есть что-то ещё?
Андрей: После песен «Пластинки» и «Звук и темнота», люди ожидали услышать постпанк. Я же человек непостоянный: сегодня мне хочется одного, завтра — другого. И времена создания «Светомузыки» были очень безумными. Мне казалось, что мы все находимся в постоянном потоке и куда-то летим.
— На обложку сингла «Навсегда» попала газетная вырезка с речью Зюганова. Это случайно получилось или был замысел какой-то?
Рояна: Я знала, что однажды это заметят! Я делала коллаж для обложки и подумала, что было бы клёво вставить вырезку из газеты, а под рукой была только бесплатная газета КПРФ.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: «Яркуб»
О маркетинге
— Вы говорили, что не вкладывались в продвижение музыки и маркетинг, но ведь музыкальный рынок работает по определённым законам?
Рояна: Мы до сих пор отрицаем законы пиара, маркетинга и идём от обратного. Иногда я говорю Андрею: «По правилам, по учебнику нужно сделать так». Но не всегда общеизвестные правила применимы к музыке. С ней не получится использовать те же инструменты, что с продажей тортов или в аккаунте мастера маникюра.
Андрей: Нельзя продать песню, которая людям не заходит.
Рояна: Законы музыкального маркетинга настолько индивидуальны, что никто не сможет пройти таким же путём, что и другой артист. И время меняется, и аудитория.
Андрей: Да, у каждого артиста свой уникальный случай. Мне казалось, что через год все забудут про «Пластинки», и я до сих пор считаю, что мы нишевая группа. Хотя у нас хорошие прослушивания, а на наши концерты приходят люди, это круто.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: экспрессия
— Не думаете ли, что порой планирование стратегии продвижения напрочь убивает желание записывать музыку?
Рояна: Мне кажется, маркетинг негативно влияет на молодых музыкантов и деморализует их, лишает мотивации и способствует выгоранию. Если раньше музыкант все силы вкладывал в текст, аранжировку, запись, то сейчас ему нужно думать на десять шагов вперёд.
В наших соцсетях не так много публикаций, ведь это отнимает много сил. Я восхищаюсь теми, кто находит на это время и при этом создаёт хорошую музыку. Однако всё чаще я слышу от своих коллег: «Боже, как же я устал! Почему нельзя просто написать песню, чтобы она сама нашла своего слушателя?»
— То, как маркетинг влияет на творчество, особенно заметно на литературе. Издательства заставляют писателей быть самим себе маркетологами.
Рояна: В современных условиях, чтобы стать узнаваемым специалистом, нужно быть ещё и блогером. Приходится разрываться.
Андрей: Очень сложно в этом состоянии балансировать. Я, например, не блогер и не стремлюсь им стать, искусственно создавая вокруг себя шум.
Рояна: Нужно вести соцсети постоянно, чтобы быть на виду. Иногда приходится переступать через себя. Например, мне морально легче выйти на сцену, чем взять камеру и начать: «Всем привет, дорогие подписчики!»
Андрей: И я не знаю, о чём буду говорить с аудиторией. Некоторые спрашивают, почему ты не заведёшь блог? Есть такие музыкальные журналисты как Коля Редькин [Бывший ведущий шоу «Вписка», автор YouTube-канала «БРОКЕН ДЭНС» — Прим. ред.], или канал «Спасибо, послушаю» — у них органично получается рассказывать о музыке, они профессионалы, оставим это им.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: «Яркуб»
— Маркетолог сказал бы, что вашим слушателям интересно видеть изнанку творчества.
Андрей: Мне иногда кажется, что мы отличаемся тем, что не показываем её. Что я буду снимать: стол из «Икеи», мониторы и купленную десять лет назад аудиокарту? Я одобряю стремления людей вести собственный блог, но в моём мире этому пока места нет.
Рояна: В фильме «Реквием по мечте» Аронофски есть сцена, где мать главного героя в ускоренной съёмке убирает квартиру. Некоторые блогеры делают нечто подобное: ставят камеру и убираются или моют посуду. Это собирает тысячи просмотров! Людей цепляют такие базовые вещи. В этот момент они видят в тебе обычного человека, дистанция сокращается.
Андрей: А если я не хочу её сокращать?
Рояна: А мы и не сокращаем.
Андрей: Вот. Даже если бы я не был музыкантом, я всё равно не стал бы снимать, как мою посуду. У меня нет желания ежедневно транслировать свою жизнь.
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: «Яркуб»
— Законы творчества сильнее законов маркетинга, хотя кажется, что весь мир сейчас потонул в гонке за подписчиками и лайками.
Андрей: Действительно. Сделали всё красиво: видео, обложку, фотосессию, интервью, а хорошую песню записать забыли.
В наше время стало тяжелее пробиться к слушателю, поэтому приходится бороться за внимание и пользоваться механизмами, которые не всегда идут на пользу творчеству. К сожалению, сегодня без этого никак. Хотя я считаю, что музыка сама всё сделает. Я просто создал паблик и написал две песни. Ну, написал больше, а выложил две. А их кто-то заметил.
— Интересный момент. Наверное, где-то на жёстком диске лежит с десяток невыпущенных песен?
Андрей: Разные демо, много старых песен, которые уже не актуальны для меня лично.
— Они никогда не увидят свет?
Андрей: Не знаю. Я периодически переслушиваю, даже что-то нравится. Но тяжело возвращаться к старому, хочется делать новое. Хочется писать о том, что чувствуешь сегодня.
В ночном эфире тихо
Спускается луна
Такая вот картина
Такая тишина(из песни «Встретимся во сне»)
«Дурной вкус». Музыка ночной темноты
Фото: «Яркуб»
За локацию для интервью благодарим кофейню Corner* (*Деятельность Instagram запрещена на территории РФ, принадлежит экстремистской организации Meta)
Читайте новости в социальных сетях! Подписывайтесь на «Яркуб» во «ВКонтакте» и «Телеграме».Беседовали Арсений Дыбов и Сергей Калинин