24 апреля 2019 13:31

«Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала

Северный корпус ярославского Речного вокзала в списке выявленных объектов культурного наследия. При этом на объекте продолжаются строительные работы, ранее запрещенные региональными властями. «Яркуб» осмотрел здание в компании эксперта, искусствоведа Марии Стовичек и записал ее комментарии.
«Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала_157679

В октябре 2018 года на сайте регионального департамента охраны объектов культурного наследия появился приказ, где написано: «Включить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, „Северный корпус комплекса Речного вокзала“... в перечень выявленных объектов культурного наследия Ярославской области».

Когда документ был подписан, ярославские градозащитники заявили о победе и торжестве справедливости. Фактически приказ, по их мнению, должен приостановить реконструкцию здания Речного вокзала — работы еще летом начал новый собственник, компания «Байтек Машинери».

Пока фасад Речного оставался неизменным, рабочим никто не препятствовал, однако когда со стены начали сбрасывать буквы, специалисты забеспокоились. Они написали прокурору и губернатору письмо с требованием «принять исчерпывающие меры по приостановке неправомерных работ, а также по понуждению владельца здания к исполнению законодательства в области архитектурной деятельности и охраны авторского права». Уважаемые и известные эксперты попросили также «остановить противозаконную деятельность владельца здания и применить к нему необходимые меры, обеспечивающие соблюдение законности».

Ответа на письмо не пришлось долго ждать. Но он пришел не от тех, кому послание было адресовано, а от директора компании «Байтек Машинери» Сергея Пахневича. Причем Пахневич озвучил позицию в эфире на радио. Далее последовали публикации в ярославских изданиях — менеджер утверждал, что о глобальной реконструкции речи не идет, а фасад перекладывают, потому что из-за состояния объекта часть кирпичей отваливается. Вскользь было сказано об «изменении фасадной группы и увеличении площади остекления».

Далее Сергей Пахневич заявил журналистам, что на него давят, не дают работать, пишут заявления в полицию. И никто не хочет понять, что проект реконструкции готов, а на материалы и начало работ потратили десятки миллионов рублей.


«Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала«Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала


Собственно, противостояние «Байтек Машинери» и градозащитников обусловлено именно эскизным проектом. С точки зрения экспертов, на картинке фактически новый объект. Здание архитектора Тимофея Садовского, которое было удостоено государственной премии, трансформируется в стеклянный прямоугольник, который вечером подсвечивается. Известно, что глава регионального департамента охраны объектов культурного наследия Александр Филяев, увидев проект, не сдержал эмоций и выдал нелицеприятную характеристику. Это обидело собственника.

«Байтек Машинери» через суд пыталось оспорить приказ о включении Речного вокзала в число выявленных объектов культурного наследия и проведение внеплановой проверки, но арбитраж встал на сторону власти. Логично предположить, что после вердикта суда реконструкция должна остановиться. Однако этого не произошло.

Вместе с экспертом по проведению историко-культурной экспертизы, кандидатом искусствоведения, членом научно-методического совета при областном департаменте охраны объектов культурного наследия Марией Стовичек «Яркуб» осмотрел северный корпус Речного вокзала 22 апреля.

Первое, что увидели — забор, огораживающий здание по периметру. Он не исчез. И неслучайно: работы идут полным ходом. Строители сверлят, долбят, что-то выносят.


«Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала«Не надо его перестраивать!» Эксперт Мария Стовичек — о проекте реконструкции Речного вокзала


Напротив забора установлен огромный плакат, на котором представлено то, каким в будущем Речной видит собственник. Тут же призыв голосовать за проект в соцсетях — «Байтек Машинери» надеется, что голоса пользователей заставят власть смягчить позицию.

«Что мы сегодня с вами видим? Мы видим, что фасады здания слева, где остался кинотеатр, иначе покрашены. Они стали темнее, но это обратимо, — начала объяснять Мария Стовичек. — Один день с кисточкой, и все вернется к первоначальному облику. Но реконструкция, которую мы наблюдаем, будет необратима. Собственник, затеяв в интернете обсуждение проекта и голосование, пытается сделать все по-своему, а не по закону. На эскизе, за который предлагается голосовать, показан только западный фасад с разных ракурсов и спрятана реконструкция восточного, уже искаженного фасада. А здание — не декорация, у него не один фасад. То есть, организатор голосования лукавит. Или это тест на внимательного зрителя?»

Стовичек настаивает: по закону об архитектурной деятельности и с учетом того, что здание находится в буферной зоне ЮНЕСКО, его запрещено перестраивать таким образом, тем более искажать первоначальный облик.

«Собственник здания сегодня хочет выглядеть в глазах горожан героем, он уже заявлял о том, что приобрел чуть ли не руины старого недостроя, которые, не щадя живота своего, начинает приводить в божеский вид. Создается впечатление, что человек хочет сделать из сарая Эрмитаж. Но тут появляются злые градозащитники, вставляющие палки в колеса. Я в том числе», — продолжила Стовичек. И добавила: «На самом деле, это не так».

Эксперт осмелилась заметить: «Сергей Пахневич изначально нарушил законодательство, надеясь, что это сойдет с рук. Более того, он надеется, что ему не придет судебное решение о демонтаже возведенных стен. Обратите внимание, как он ведет диалог с властью и общественностью. Исключительно с позиции силы, сходу предупреждая о том, что либо на этом месте будет очередной долгострой — вторая гостиница „Чайка“, либо только сделанный компанией проект».

Стовичек не в восторге от эскиза реконструкции — «напоминает деревенскую дискотеку: цветные лампочки и немного модного узора».

«А ведь здание Речного вокзала — один из редчайших примеров великолепной модернистской постройки! Существовавший облик вокзала с четкой геометрией консолей, чуть подкошенных снизу, и заглублёнными стенами позволял ему быть проницаемым. Здание не подавляло ландшафт, пропуская взгляд насквозь, не давило и смотревшего на него человека — при взгляде на него не создавалось ощущения тяжелой архитектурной массы. Поэтому для меня совершенно очевидно: не надо его улучшать, тем более акцентируя архитектурную массу. Ремонтировать — да, поддерживать — да, осуществлять инженерное обслуживание — пожалуйста. Эксплуатировать в существующем виде — естественно! Но не надо его перестраивать и выносить стену на первый план, убивая „воздух“ постройки», — выразила мнение Мария.

Специалист поделилась вопросом, который хотела бы задать Сергею Пахневичу: есть ли в «Байтек Машинери» юридическая служба. А если есть, то почему юристы не предупредили об ограничениях и запретах, связанных с приобретенным зданием. «Бывший главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович напоминает об этом постоянно. Создается впечатление, что господин Пахневич не слышит. Он уже исказил фасад, который обращен к Волге, видно, как здание выдвигается и „напирает“ на зрителя, отсекая перспективу реки».

Градозащитники согласны с позицией Стовичек, однако признают — пока власть не принимает действенных мер, чтобы сохранить объект.

«Почему вообще такое стало возможным? Думаю, потому что в Ярославле с 2008 года не было главного архитектора, он появился недавно, — прокомментировал Аркадий Бобович. — Вопросами охраны выявленных памятников, работой с собственником никто не занимался, разрушили существовавшую ранее систему. Только сейчас ее начинают потихоньку восстанавливать. Что касается здания Речного вокзала, мое мнение здесь однозначно — ему надо вернуть первоначальный вид».

Тем временем, пока экспертное сообщество выражает позицию, а чиновники занимаются документами, северная часть Речного вокзала постепенно утрачивает первозданный вид.

Реклама
Закрыть

наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет