В Ярославле возле парка Тысячелетия идет возведение 65-метрового колеса обозрения. Технический директор Артем Бабкин, ответственный за работу со стороны заказчика ООО «Триколор К», рассказал «Яркубу», что документы об остановке работ заказчик не получал. Между тем у общественности осталось два вопроса относительно правомерности установки аттракциона.
Коллизия колеса обозрения: 65-метровый аттракцион не вписывается в регламенты, стройку продолжают, ответы властей порождают вопросы
В Ярославле возле парка Тысячелетия идет возведение 65-метрового колеса обозрения. Технический директор Артем Бабкин, ответственный за работу со стороны заказчика ООО «Триколор К», рассказал «Яркубу», что документы об остановке работ заказчик не получал. Между тем у общественности осталось два вопроса относительно правомерности установки аттракциона.
Рабочие собрали наземные опоры основания аттракциона и приступили к сборке конструкции собственно колеса. «К Дню города должны закончить испытания, пройти сертификацию», — пояснил Артем Бабкин. Он уточнил, что все разрешительные документы от мэрии и регионального правительства у заказчика есть, а значит, не может идти речи о сворачивании работ.
Эксперты международной организации по охране памятников и достопримечательных мест ИКОМОС в феврале 2018 года выступили против установки колеса обозрения возле парка Тысячелетия. Они посчитали, что аттракцион исказит культурный ландшафт и панорамы исторического центра города. Обращения по этому поводу ИКОМОС направила в Минкультуры РФ и губернатору Дмитрию Миронову.
В распоряжении «Яркуба» имеется ответ зампредседателя Правительства Ярославской области Романа Колесова, отправленный Минкультуры РФ президенту ИКОМОС Александру Кудрявцеву. В нем идет речь о том, что в июле 2017 года проект аттракциона рассмотрела рабочая группа Корсовета Ярославской области по вопросам градостроительной деятельности. Эксперты поддержали установку колеса, попросив обеспечить безопасность людей и предусмотреть благоустройство прилегающей территории. «Земельный участок, планируемый под размещение аттракциона, расположен вне границ буферной зоны объекта всемирного наследия „Исторический центр города Ярославля“, и международные обязательства о проведении оценки воздействия предполагаемых работ на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия и уведомление Комитета всемирного наследия формально на него не распространяются», — говорится в письме Романа Колесова.
Там, где аттракцион решили поставить, запрещено строительство капитальных объектов. Разрешены отдельные объекты высотой до 10 метров с акцентами до 15 метров и некапитальные строения — павильоны, киоски, навесы — до трех метров в высоту. «Колесо обозрения — аттракцион стационарного типа, сборно-разборная конструкция. Его нельзя отнести ни к временным, ни к капитальным строениям», — объяснил Артем Бабкин.
Между тем департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области направил в адрес ООО «Триколор К» и мэрии Ярославля предостережение о недопустимости нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия с требованием принять меры до 7 мая 2018 года. О каких конкретно мерах и возможных нарушениях идет речь, не сообщается.
Ранее «Яркуб» писал, что директор департамента охраны объектов культурного наследия Дмитрий Турбин в ответе на обращение градозащитницы Ольги Мазановой упомянул: колесо нарушит регламенты зоны охраняемого природного ландшафта. «По своим характеристикам планируемый к размещению аттракцион относится к объектам капитального строительства. Поскольку в особых требованиях проекта зон охраны для зоны охраняемого природного ландшафта оговорена возможность строительства зданий высотой до 10 метров (акцентов — до 15 метров), размещения временных строений высотой до трех метров, установка указанного сооружения не соответствует требованиям проекта зон охраны», — заявил тогда Турбин. В данном же сообщении были сведения о том, как департамент охраны не выдавал разрешение на строительство аттракциона.
Таким образом, есть два момента, вызывающих коллизию. Первый — характеристики аттракциона. Чем колесо является на самом деле и в какие регламенты, отталкиваясь от своей принадлежности к определенному типу сооружений, должно вписываться? Если существующая документация содержит пробелы, то по какой причине их не устранили перед согласованием проекта (на то было время, и Корсовет должен был заметить проблему, ведь для чего-то он регулярно собирается)? Второй — затронутый градозащитниками вопрос охраны панорам. Визуально-ландшафтный анализ «Архитектурной мастерской Н. Ф. Никитина», по мнению мэрии, доказывает, что аттракцион не мешает обзору храмов Николы Мокрого и Тихвинской Божьей матери, охраняемых панорам и архитектурных доминант. Департамент охраны, в свою очередь, допустил оговорку: заключение «не содержит однозначного вывода». Профильным департаментам, вероятно, стоило совместно заказать еще один ландшафтно-визуальный анализ, независимый и объективный, который мог бы поставить точку в обсуждении данного аспекта. Этого не сделали, хотя разговор продолжается почти год. При этом в мэрии уверяют: «Работа над проектом была начата в 2016 году. За это время совместно с мэрией и ДАЗО мэрии при участии департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области была проделана большая работа по подбору площадки для размещения аттракциона, направленная, в первую очередь, на бережное отношение к основным охраняемым панорамам и видам, возможным визуальным связям архитектурных доминант. Было проработано несколько вариантов точек установки».
Артем Бабкин на замечание корреспондента «Яркуба» о том, что в информационном поле распространяются противоречивые сведения, ответил прямо: «То, что коллеги ваши пишут, неправда». Что именно из написанного неправда, технический директор не уточнил.
Читайте также: «„Я вам такой план за десять минут нарисую“: как заволжане опротестовали стройку в Тверицком бору».