Ask a curator
Ярославский художественный музей присоединился к международной интернет-акции Ask a curator, которая прошла 12 сентября. «Яркуб» собрал ответы замдиректора ЯХМ Алексея Федорчука на вопросы, которые задали ярославцы.
«Выставка — всегда коллективное творчество. Трудятся дизайнеры, монтажники, научные сотрудники, отдел фондов, пиар-служба, реставраторы... И взаимодействие между ними осуществляет куратор. Коллектив музея — творческий, а куратор — это профессия компромиссов. Каждая выставка имеет цель: популяризация творчества автора, раскрытие той или иной темы, постановка какого-либо вопроса. Именно куратор определяет, как проблема будет раскрыта и насколько это будет актуально. Куратора можно сравнить с кинорежиссёром: у него в подчинении целая команда, он руководит всем процессом: от идеи до воплощения», — объяснил Алексей Федорчук.
Результаты акции Ask a curator показали: подписчиков Ярославского художественного интересует, как куратор начинает готовить выставку, какими бюджетами располагает и обращает ли внимание на реакцию публики.
Евгений Желтов. Как куратор ищет тему для выставки?
Алексей Федорчук. Есть разные варианты. Самый приятный для куратора — исходя из своих интересов. Второй вариант — изначально ориентироваться на публику, её интересы. Иногда мы [в ЯХМ] делаем выставку для узкой целевой аудитории (например, для школьников) и пытаемся совпасть с её предпочтениями.
Артем Бородин. Сколько денег вы тратите на выставки?
Алексей Федорчук. В бюджете [музея] нет отдельной строки на выставочные программы. Как правило, мы тратим свои заработанные деньги плюс бюджет, предоставляемый государством.
Ксения Корнева. Как долго длится подготовка выставки? Составляется ли план по выставкам на год?
Алексей Федорчук. План, безусловно, составляется. Подготовка зависит от сложности и материала (живопись или декоративно-прикладное искусство и так далее). Иногда выставочный план может меняться: например, из-за проблем с реставрацией или по внешним причинам — проблемы у партнеров, если выставка привозная. Составляется выставочный план исходя из возможностей музея (в том числе и финансовых), а также зрительского интереса.
Виктория Роджер. Как определяется время, сколько будет идти выставка? Зависит ли это от известности автора или работ?
Алексей Федорчук. Длительность выставки, как правило, не зависит от известности автора или его работ. Она определяется, исходя из динамики посещаемости. Для нашего музея это три-четыре месяца, потом в любом случае идет спад.
Марина Седнева. Кто оценивает работу куратора и как ее вообще оценить?
Алексей Федорчук. Только публика. Успех проекта определяется посещаемостью. В редких случаях выставка ориентирована на другие задачи. Например, пополнение фондов музея — фестиваль Art non-stop мы делаем для того, чтобы пополнить собрание работами, которые достойны, на наш взгляд, коллекции музея.
Мария Зайкина. Может ли у куратора случиться конфликт из-за невозможности представить идею?
Алексей Федорчук. Конечно. Любая выставка — командный проект. Конфликт может случиться и внутри команды, и с учредителями музея. Задача куратора — найти компромисс и решить конфликт. Такие случаи были нередки в советское время. Так, уже подготовленная выставка Николая Эстиса была закрыта куратором от Обкома КПСС.
Юлия Ушакова. Проводятся ли исследования того, что интересно публике?
Алексей Федорчук. Масштабных исследований не проводится, иногда мы делаем опросы.
Альберт Новицкий. Интересно ли будет музею получать новые идеи тем от креативных и любящих искусство людей?
Алексей Федорчук. Да, нам было бы интересно. Обратная связь — необходимая часть музейной работы. Это показывает, в том числе, восприятие публикой работы музея. Например, если нам пишут на почту «Привезите „Мону Лизу“», это значит, что публика вообще не представляет финансовой стороны организации выставки. А она учитывается в каждом проекте.
Александр. Изменились ли подходы к организации выставок за последние двадцать лет?
Алексей Федорчук. Думаю, что да. Выставки стали более ориентированы на посетителей. И совсем иной подход сейчас к рекламному обеспечению выставки. Если раньше достаточно было пары передач на радио и телевидении и одного рекламного плаката, то сейчас комплекс мероприятий для привлечения внимания к выставке значительно шире.
- «Дурной вкус». Музыка ночной темноты
- «Первые два года мы просуществовали на грани провала»: основатель кофейни рассказал о трудностях развития бизнеса
- Сергей Луганский, министр здравоохранения Ярославской области: зарплата врачей скорой помощи в регионе выросла почти вдвое
- «Некоторые хотят получить что-то взамен, а я — вложить»: велопутешественник и общественный деятель из Рыбинска рассказал о работе с детскими домами
- «Нужно быть открытым к детям»: учительница начальных классов поделилась впечатлениями спустя год работы в школе
- Елена Субботина, и. о. руководителя государственной Службы охраны ОКН Ярославской области: «Мы тщательно контролируем работу по сохранению архитектурного наследия региона»
- Ольга Габуева, министр туризма Ярославской области: в 2025 году планируется завершить сразу несколько инвестпроектов