Ярославский речной порт

21 апреля 2021 в 10:32
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону
Корреспонденты «Яркуба» оценили готовность региона к открытию навигации, побывав в Ярославском речном порту, и лично пообщались с членами экипажей речных судов.
Как ярославские теплоходы готовятся к сезону

В Ярославской области старт летней навигации по Волге запланирован на 1 мая. Речная навигация — отличительная черта региона и связующий элемент между двумя берегами в нескольких муниципальных районах. В сезон она открывает «дорогу» круизным лайнерам, торговым суднам, а также дает возможность для паромной переправы. Например, для жителей Тутаева, города, разделенного Волгой, паром — единственный способ добраться до места учебы, работы или больницы на противоположном берегу.

Фундамент водной инфраструктуры региона — Ярославский речной порт. Не так давно он отметил 70-летний юбилей, однако создан был в 1948 году на базе речной пристани, существовавшей на этом месте несколько веков. Сегодня порт — современный комплекс с богатой историей. Во многом это заслуга ярославцев, их профессионализма и преданности своему делу.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Подготовка к сезону навигации

В этом сезоне работники речного порта ожидают многотысячный пассажиропоток, хотя штат насчитывает всего около двухсот человек. Каждый из них сейчас задействован в подготовке кораблей. Работа речника — это не только рейсы, но и обслуживание, ремонт и уход за техникой.

— С 1 мая планируется открытие практически всех линий, — рассказывает начальник пассажирского управления Ярославского речного порта Андрей Васильевич Жальнин. — С областными перевозками (имеются в виду пригородные линии «Ярославль — Новые Ченцы», «Ярославль — Константиново»), все сложилось, и контракты между администрацией области и речным портом подписаны, но с городом договор пока на стадии заключения, хотя сроки уже поджимают. Надеюсь, что вопрос решится в положительную сторону.

В порту нас встретили пасмурная погода и первые весенние чайки. Речники охотно позволили изучить организацию работы порта изнутри и рассказали о местных традициях. Видно, что они чувствуют себя как дома; внимательно осматривая каждую деталь, думают о предстоящем сезоне и пассажирах, которые отправятся — кто на дачу из города, а кто во взрослую жизнь с выпускного. В салонах теплоходов светло и чисто. Так должно быть всегда: и когда на борту только экипаж, и когда катаются сотни туристов.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

— Забираем людей с речного вокзала, дальше Стрелка, Толга и обратно на вокзал. Работает ресторан, играет музыка. Часто теплоходы заказывают для групповых прогулок, проведения корпоративов, свадеб и выпускных. Особенно нас полюбили ивановские школьники, — с улыбкой вспоминает капитан теплохода «Москва 208» Александр Николаевич Феклистов.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Предвкушая встречу с пассажирами в этом году, речники вовсю наводят порядок на борту. Подготовка идет полным ходом и включает в себя как внешнюю уборку, создание презентабельного вида пароходов, так и проверку и необходимый ремонт внутренних систем. Каждый из кораблей моется, затем окрашивается.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

За состояние судов в течение всего года отвечает караванная служба. Подразделение призвано следить за безопасностью стоянки, в том числе зимой. Круглосуточно на вахте находятся ответственный дежурный по каравану, обходной дежурный, вахтенные на посту (на южном и северном) и дежурный электрик.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Уже этой осенью все суда Ярославского речного порта ожидают проверку, которая, помимо ежегодной, проходит раз в пять лет. После заключения экспертизы разрешается приступать к эксплуатации.

Готовность порта тщательно контролирует Роспотребнадзор. Его сотрудники проверяют санитарные книжки членов экипажей, наличие моющих средств и аптечек на борту, чистоту на судне, порядок в санузлах. Если замечаний нет, выдается санитарное свидетельство.

Особое внимание уделяется безопасности. Для каждого пассажира предусмотрен спасательный жилет. В комплект также входят свисток и фонарик — все должно быть исправно. На борту имеются спасательные плоты. В случае катастрофы приводится в действие рычажный механизм, плот опускается на поверхность воды и мгновенно раскрывается. Рассчитан он на 12 человек.

Кадры

Основным источником кадров для Ярославского речного порта является Рыбинское речное училище имени В. И. Калашникова. По словам работников, испокон веков выпускники именно этого учебного заведения занимали большинство должностей. На данный момент штат укомплектован не полностью, порт испытывает потребность в капитанах. Квалификационные требования и высокая степень ответственности, накладываемые работой, существенно превышает ожидаемый и реальный уровень ежемесячного дохода.

Оклад капитана речного судна — 16 600 рублей, у механика — 16 500, у сменных — 16 000. Премии зависят от количества пассажиров. Если все лето дождливое, значит премии нет. Речники напрямую зависят от погоды.

Режим рабочего времени, как показывает практика, подходит не всем. Например, он считается не удобным для семейных людей.

Средний возраст сотрудников Ярославского речного порта — 50 лет.

Это связано с тем, что в начале 2000-х годов произошел кадровый провал в системе подготовки специалистов речного флота. По словам Андрея Жальнина, в советское время речные училища всегда готовили судоводителей с учетом двух профессий.

— В первом дипломе, — говорит он, — написано: «техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых силовых установок». — В рабочем, втором, дипломе: «третий штурман, третий помощник механика». То есть я имею право работать по совмещению профессий.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

В нулевые эту практику упразднили — готовили только судоводителей, но в настоящий момент система подготовки кадров по нескольким специальностям одновременно восстановлена. Однако последствия кадрового провала еще дают о себе знать. Среди капитанов только опытные речники, за плечами которых десятки лет трудового стажа.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Александр Феклистов начал карьеру задолго до реформы, и уже 40 лет в порту. Сейчас он капитан экскурсионного теплохода «Москва-208».

— Капитан — самый главный на судне. Он отвечает за пассажиров, команду и за все происшествия, — уточняет Александр. — Рядовой состав у нас молодой. Кто-то заканчивает учиться, кто-то только закончил. Все ребята хорошие.

Профессия

Молодые парни, которые только осваиваются на речном флоте, называют себя романтиками. Однако опытные речники знают, что это мимолетное чувство пройдет, а преданность своему делу останется с теми, кто будет готов пройти через все трудности.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

— На речном транспорте нет людей, которым не нравится профессия. Такие отсюда сразу уходят. Работа не такая романтичная, как кажется на первый взгляд, — подчеркнул капитан теплохода Игорь Анатольевич Колобов. — Одна из главных проблем — отрыв от дома. Семья находится на берегу, а мы на теплоходе.

Недостаток домашнего уюта компенсируется с душой обставленными каютами, теплым отношением членов экипажей друг к другу и к суднам. Например, когда в 2003 году ледовые поля вошли в зимовавшие судна и в затоне произошла авария, за пострадавшие корабли переживали всем портом. Восстанавливали их тоже общими усилиями. Этот и многие другие важнейшие моменты запечатлены на фотографиях, размещенных в кабинете Андрея Васильевича Жальнина.

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Как ярославские теплоходы готовятся к сезонуКак ярославские теплоходы готовятся к сезону

Профессия речника — не для каждого, но есть те, кто нашел здесь свое призвание.

— Я родился и вырос на Волжской набережной в Ярославле, — поделился Андрей Васильевич. — Сколько себя помню, всегда была мечта — стать капитаном речного трамвайчика. Поколение 50-60-х, наверное, помнит, был раньше маленький такой ледокольный буксирчик, и все мальчишки мечтали на нем работать… Я десять лет на нем был капитаном… Мечта сбылась!

Читайте также: В Тутаеве открылась водная навигация: расписание и цена билета

28 октября 2019 в 13:27
Затонувший в Ярославле ресторан-дебаркадер начали демонтировать
Ресторан-дебаркадер, затонувший во время буксировки по Волге в Ярославле в сентябре 2019 года, начали демонтировать, сообщил зампредседателя регионального правительства Роман Колесов 28 октября.
Затонувший в Ярославле ресторан-дебаркадер начали демонтировать

Демонтаж плавучего объекта обусловлен «обеспечением полной безопасности процесса судоходства» и «минимизацией вреда, который может быть нанесен водному объекту», указал Колесов.

Разборкой дебаркадера занялся «Ярославский речной порт». Предприятие выделило буксиры, плавкран, баржу и группу водолазов. Место оградили, чтобы течение реки не разносило обломки. Части объекта планируется складывать на территории Речного порта.

«Процесс демонтажа распределен на три этапа с учетом специфики объекта. На первом этапе проводится демонтаж надводной части, затем работы перейдут на подводную часть. Завершающим этапом станет подъем железобетонного основания дебаркадера», — прокомментировал Роман Колесов.

Демонтаж дебаркадера планируется закончить в декабре.

• По факту затопления на Волге в Ярославле дебаркадера возбудили уголовное дело

8 мая 2018 в 09:53
На теплоходе, для которого ярославцы подберут имя, будут аудиогид, вай-фай и ресторанные блюда

ОАО «Ярославский речной порт» готовит к началу сезона теплоход «Москва — 208».

На теплоходе, для которого ярославцы подберут имя, будут аудиогид, вай-фай и ресторанные блюда

Для теплохода «Москва —208» выбирают имя. Ранее Речной порт объявил конкурс названий, пообещав подарить бутылку шампанского за лучшую идею. Поиск наименования связан с тем, что судно решили обновить к сезону.

Помимо нового интерьера экскурсанты получат аудиогид, который будет рассказывать о достопримечательностях на береговой полосе и историях, связанных с Ярославлем. Порт готовит мобильное приложение и планирует устроить бесплатный вай-фай. Кормить на борту будут блюдами русской и европейской кухни от одного из городских ресторанов.

Расписание полуторачасовых прогулок пока не сформировано. Известно, что экскурсия включит осмотр Стрелки, Успенского собора, Коровницкой Слободы и остановку в Толгском монастыре.

Интервью
наверх Сетевое издание Яркуб предупреждает о возможном размещении материалов, запрещённых к просмотру лицам, не достигшим 16 лет